Научная статья на тему 'Диагностика вариативной системы постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга'

Диагностика вариативной системы постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повышение квалификации / постдипломное педагогическое образование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышева М. А.

Рассмотрены результаты диагностики вариативной системы постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга. Выявлены факторы, препятствующие дальнейшему развитию системы, основная цель которой обеспечение реализации потенциальных возможностей и личностного развития каждого педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the diagnostics of the teachers" elective post-degree education system in Saint-Petersburg. The author reveals the main obstacles in the way of the system"s further development, which is aimed to fulfill teachers" personal educational needs.

Текст научной работы на тему «Диагностика вариативной системы постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга»

М. А. Малышева

ДИАГНОСТИКА ВАРИАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Работа представлена кафедрой педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор С. Г. Вершлоеский

Рассмотрены результаты диагностики вариативной системы постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга. Выявлены факторы, препятствующие дальнейшему развитию системы, основная цель которой - обеспечение реализации потенциальных возможностей и личностного развития каждого педагога.

The article presents the results of the diagnostics of the teachers’ elective post-degree education system in Saint-Petersburg. The author reveals the main obstacles in the way of the system’s further development, which is aimed to fulfill teachers’ personal educational needs.

В течение многих десятилетий основной целью повышения квалификации работников системы образования было совершенствова-

ние педагогического мастерства в узкопро фессиональном плане, решение сугубо про фессиональных затруднений педагогов.

В конце XX в. в России обозначился переход к демократической системе социального развития, что требовало изменений и в системе образования. Система традиционного повышения квалификации не могла решить поставленных задач, которые были связаны не только с удовлетворением профессиональных потребностей, но и с решением учителями социально-психологических проблем, определения ценностносмысловых и нравственно-мировоззренческих ориентиров на основе личностного подхода. Поэтому появилась необходимость в новой парадигме постдипломного образования, ведущая функция которого развивающая, поскольку обучение строится на основе учета позиции педагога как активного и самостоятельного субъекта собственного учения.

Для того чтобы в процессе обучения были учтены собственные образовательные потребности педагогического работника с учетом его квалификации, профессионального и жизненного опыта, а также его способности и интересы, жизненные и профессиональные планы, постдипломное образование должно быть вариативным. Вариативность - определяющий признак постдипломного образования, отсутствующий в традиционной системе повышения квалификации.

Для получения объективной картины и оценки состояния постдипломного образования в Санкт-Петербурге, его возможностей и проблем с точки зрения обеспечения вариативного подхода, создания условий для личностного развития педагогических работников автором было организовано анкетирование трех групп работников системы образования города.

Первая группа представляла наиболее творческих учителей, достигших в профессиональной деятельности значительных результатов, - 437 учителей города, претендовавших в 2006 г. на награждение премией Правительства Санкт-Петербурга «Лучший учитель Санкт-Петербурга», «Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга»

и денежное поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

Вторая группа была сформирована случайным образом. В нее входили 420 педагогов, проходивших обучение в июне 2006 г. в Санкт-Петербургской академии постдипломного образования.

Третья группа респондентов - 18 директоров научно-методических центров (НМЦ) города, которые непосредственно отвеча-ют за организацию повышения квалификации в районе.

Анкеты, разработанные автором для первой и второй групп педагогов, включали вопросы, предполагающие выбор предложенных вариантов ответов. Директора НМЦ сами формулировали ответы на поставленные вопросы.

Респонденты первой и второй групп высоко оценивают существующие сегодня в Санкт-Петербурге возможности вариативного подхода при повышении квалификации педагогических работников. В этой связи интересны их ответы на вопрос «Использовали ли Вы лично возможность выбора образовательных учреждений, образовательных программ при повышении квалификации?». Анализ ответов позволяет сделать вывод о том, что подавляющее большинство участвовавших в анкетирова-нии педагогов лично использовали возможность выбора при повышении квалификации: 72% респондентов первой группы и 61% респондентов второй группы лично выбирали образовательное учреждение при повышении квалификации, а 75% респондентов обеих групп - лично осуществляли выбор образовательных программ.

На вопрос: «Оцените, какая из форм повышения квалификации для Вас является наиболее предпочтительной: традиционная или накопительная?» - были получены следующие ответы: 50% респондентов первой группы и 58% респондентов второй группы отдают свое предпочтение накопительной системе повышения квалификации,

которая дает возможность педагогам выстраивать собственный образовательный маршрут. Востребованность такой формы обучения подтверждается и тем фактом, что за 2006 г. количество педагогов Санкт-Петербурга, обучающихся по накопительной системе, возросло более чем в 5 раз.

Учитывая, что педагогические работники образовательных учреждений в процессе повышения квалификации чаще всего выступают в роли обучаемых, для получения более полной оценки процесса формирования вариативного поля постдипломного педагогического образования в Санкт-Петербурге автором проведен опрос всех директоров научно-методических центров города. Эти учреждения выступают базой повышения квалификации работников образования, а сотрудники НМЦ непосредственно участвуют в организации и реализации программ дополнительного профессионального образования.

На вопрос: «Каким положительным опытом обучения педагогов Санкт-Петербурга Вы хотели бы поделиться при встрече с коллегами из других городов?» - были получены разные ответы.

Самую высокую оценку получила накопительная система повышения квалификации, что говорит о своевременности введения в городе такой модели обучения педагогов. Второе место по значимости занима-ет использование различных форм обучения работников системы образования, включая активные, и повышение квалификации через опытно-экспериментальную работу. Такую оценку дали почти четверть интервьюированных. Это подтверждает гипотезу о том, что инновационная деятельность образовательных учреждений, а следовательно, и педагогов является неотъемлемым элементом в вариативной системе постдипломного образования. Третье место в рейтинге отведено сетевому взаимодей -ствию учреждений дополнительного профессионального образования города и возможности выбора педагогами для обучения

учреждения дополнительного профессионального образования, что еще раз доказывает наличие позитивного опыта в этих направлениях.

Важно отметить, что в качестве положительного опыта Санкт-Петербурга в области обучения педагогов также было отмечено существующее многообразие обра-зовательных программ дополнительного профессионального образования, вариативность повышения квалификации, системное обучение новым информационным технологиям, система повышения квалификации в межкурсовой период, аттестация педагогических работников по анализу результатов обучения в системе повышения квалификации.

В целях изучения мнения директоров НМЦ по вопросу формирования вариативного поля постдипломного образования педагогов им предлагалось ответить на вопрос «Чем сегодня может гордиться НМЦ?».

Анализ ответов позволяет сделать вывод о том, что научно-методические центры имеют позитивный опыт формирования личностно-ориентированной системы постдипломного образования: треть из них разработали систему мониторинга образовательных потребностей педагогических работников, четверть считают своим достижением разработку модульных образова-тельных программ и использование разнообразных форм обучения педагогических работников. Стоит отметить и те шаги, которые были сделаны НМЦ в направлении создания широкого спектра образовательных программ дополнительного профессионального образования и системы повышения квалификации в межкурсовой период.

Учитывая представленные результаты опросов, можно констатировать, что в городе сложился позитивный опыт вариативного подхода к обучению педагогических работников. Это подтверждает вывод о том, что в Санкт-Петербурге сформирована ва-риативная система постдипломного педагогического образования на уровне города.

Вместе с тем следует отметить, что в ходе опроса все директора НМЦ отмети -ли различие между понятиями «повышение квалификации» и «постдипломное образование». Однако 60% респондентов считают, что постдипломное образование - это лишь более широкое понятие, которое предполагает более высокий уровень образования, например: переподготовку, обучение в аспирантуре или получение педагогами второго высшего образова -ния, что требует больших финансовых затрат. Только 30% руководителей указали на личностно-ориентированный, основанный на вариативном подходе характер постдипломного образования. Это связано с тем, что термин «постдипломное образование» не упоминается в государственных официальных документах, а его значение чаще всего заменяют понятием «послевузовское». Однако необходимость разграничить традиционную систему повышения квалификации от нового ее содержания - реализации в процессе профессиональной деятельности личностных ценностных и целевых жизненных установок человека - определило появление нового термина «постдипломное образование», который был принят системой дополнительного профессионального обра -зования.

С целью выявления проблем, препятствующих формированию системы вариативного постдипломного образования педагогов, директорам НМЦ был задан вопрос «Что беспокоит Вас в сложившейся системе обучения педагогов Санкт-Петербурга, что мешает ее совершенствова-нию?».

Анализ результатов опроса показал, что, несмотря на имеющийся в городе успешный опыт, наибольшую тревогу у директоров НМЦ в области обучения педагогов Санкт-Петербурга вызывает слабое сетевое взаимодействие учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования. Особое вни-

мание в ответах было обращено на несогласованную систему взаимодействия НМЦ с ресурсными центрами районного и городского уровней. Это сказывается и на реализации накопительной системы повышения квалификации, что вызывает беспокойство более четверти руководителей НМЦ, и на отсутствии механизма отслеживания результатов обучения педагогов.

Также в качестве проблем отмечается низкая мотивация педагогов на обучение и недостаточная заинтересованность руководителей образовательных учреждений в повышении квалификации педагогических работников. Например, по информации, представленной директором НМЦ Пушкинского района Л. Г. Серовой, только 20% педагогов района выражают желание повышать свою квалификацию, причем наиболее активны в этом направлении педагоги 35-40 лет, а молодые специалисты и педагоги, имеющие большой стаж работы, сложнее включаются в этот процесс.

Респонденты обращают внимание на недостаточную оперативность не только корректировки реализуемых программ дополнительного профессионального образования, но и разработки новых, которые отвечают потребностям педагогов и носят опережающий характер. Кроме того, интервьюируемые в качестве существующих проблем рассматривают недостаточную роль информационных и коммуникационных технологий, с одной стороны, в системе обучения педагогов, с другой - в сопровождении образовательного процесса.

Озабоченность у директоров НМЦ вызывает несоответствие материально-техни-ческого оснащения учреждений повышения квалификации современным требованиям обучения.

Анализируя ответы директоров научнометодических центров на вопрос «Что нуждается в совершенствовании в деятельности НМЦ, руководителем которого Вы яв-

ляетесь?», можно отметить, что подавляющее большинство проблем в деятельности НМЦ по обучению педагогов совпадает с проблемами на уровне города. Однако треть респондентов обращают внимание на необходимость повышения квалификации самих сотрудников НМЦ, в том числе и в области использования информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе. В связи с осуществлением НМЦ одного из основных направлений деятельности - реализации образовательных программ - почти четверть опрошенных считают необходимым введение в штатное расписание НМЦ ставок преподавателей.

Таким образом, анализ результатов опроса директоров НМЦ показывает, что основные факторы, препятствующие дальнейшему развитию вариативной системы постдипломного педагогического образова-ния в Санкт-Петербурге, могут быть сгруппированы следующим образом:

• организационные - связанные, во-первых, со слабым сетевым взаимодействием учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования, особенно в области взаимодействия НМЦ с ресурсными центрами районного и городского уровня, во-вторых, с отсутствием механизма отслеживания результатов обучения педагогов в системе повышения квалификации, а также с недостаточной информированностью педагогов об образова-тельных программах, реализуемых в учреждениях дополнительного профессионального образования;

• содержательные - связанные с недостаточной оперативностью корректировки реализуемых и разработки новых программ дополнительного профессионального об-

разования, которые отвечают потребностям педагогов и носят опережающий характер;

• кадровые - связанные с необходимостью повышения квалификации самих сотрудников учреждений дополнительного профессионального образования, в том числе и в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

• личностные - связанные, с одной стороны, с низкой мотивацией педагогов на обучение, а с другой - с недостаточной заинтересованностью руководителей образовательных учреждений в повышении квалификации педагогических работников;

• материально-технические - связанные с недостаточным оснащением учреждений дополнительного профессионального образования новейшим и перспективным для школьной практики оборудованием, его активным применением в образовательном процессе.

Однако, несмотря на ряд существующих проблем, проведенная диагностика показала, что реализуемый в Санкт-Петербурге вариативный подход к постдипломному образованию педагогических работников способствует его качественному преобразованию:

• повышается субъектная роль педагогических работников в образовательном процессе;

• повышается не только степень удовлетворения образовательных потребностей педагогов; но и создаются условия для их личностного развития;

• у педагогических работников возрастают потребности в продолжении образова -ния, что стимулирует обучение «в течение всей жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.