Научная статья на тему 'Диагностика уровня готовности муниципальных служащих к самостоятельному решению социальных проблем села'

Диагностика уровня готовности муниципальных служащих к самостоятельному решению социальных проблем села Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
164
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ГОТОВНОСТЬ / СЕЛЬСКИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маринченко Ю. Ю.

В статье обосновывается тезис о том, что проблема готовности муниципальных служащих является одной из ключевых проблем муниципального менеджмента. Делается вывод, что на муниципальном уровне необходима продуманная система действий, направленная на формирование готовности муниципальных служащих к самостоятельному управлению развитием сельских муниципальных территорий, а также на стимулирование и мотивацию работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня готовности муниципальных служащих к самостоятельному решению социальных проблем села»

УДК 352.01

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РЕШЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕЛА

Белгородский

государственный

университет

Ю. Ю. Маринченко

В статье обосновывается тезис о том, что проблема готовности муниципальных служащих является одной из ключевых проблем муниципального менеджмента. Делается вывод, что на муниципальном уровне необходима продуманная система действий, направленная на формирование готовности муниципальных служащих к самостоятельному управлению развитием сельских муниципальных территорий, а также на стимулирование и мотивацию работников.

e-mail:

marinchenko@bsu.edu.ru

Ключевые слова: муниципальные служащие, готовность, сельские муниципальные образования, социальные проблемы.

В результате реформы местного самоуправления в России в настоящее время образовалось более двадцати четырех тысяч муниципальных образований1. Значительную часть из них составляют сельские муниципальные образования, к которым мы относим сельские муниципальные районы и сельские поселения.

В качестве муниципального образования выступает сельское поселение, на котором в соответствии с законом осуществляется местное самоуправление, действуют выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления 2.

Развитие сельской территории носит характер комплексного процесса, затрагивающего многие аспекты социально-экономической жизни. Под социальноэкономическим развитием понимается управляемый взаимосвязанный процесс достижения определенного уровня развития различных сфер жизни с учетом потребностей самого муниципального образования и интересов государства на его территории.

Анализ внутренних и внешних факторов развития сельских муниципальных образований является необходимым условием решения социальных проблем села. Понятие «социальная проблема» относится к тем ситуациям, в которых человек сталкивается с определенными затруднениями. По результатам исследования «Социальные проблемы развития сельских муниципальных образований», проведенного среди муниципальных служащих в апреле-мае 2009 года, мы выявили, что одни жизненные затруднения преодолеваются ими средствами наличного знания и опыта, другие требуют нахождения новых, более эффективных средств3. Мы полагаем, что на основе адекватной диагностики уровня готовности муниципальных служащих к самостоятельной деятельности, возможна формулировка новых, эффективных подходов к решению социальных проблем села, направленных на развитие территорий, улучшение условий жизни селян.

В ходе исследования выяснилось, что основными проблемами, препятствующими развитию сельских муниципальных образований, по мнению участников опроса, являются: алкоголизм (39,33% респондентов), проблема обеспеченности жильем и количества рабочих мест (34,67%), недоступность образования (24,67%), воспитание молодого поколения (21,33%), экологические проблемы (17,33%), качество предоставления медицинских услуг (16 %), трудности в межличностном общении между людьми (14,67%), наркомания и спад уровня производства (12%).

1 «Глава местной администрации» - 2007. - № - 4 - С. 1.

2 Руководитель муниципального образования: Учебное пособие. М.: АНХ, 2006. - С. 500.

3 «Социальные проблемы развития сельских муниципальных образований» исследование 2009 года, N 150.

Ю.Ю. Маринченко. Диагностика уровня готовности.

189

Среди наиболее эффективных мер в решении указанных проблем, муниципальные служащие отмечают поддержку региональных органов управления, повышение эффективности работы кадров, проведение мониторинга социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективное использование финансовых средств, разработка стратегии развития (рис. 1).

□ Активное участие населения в управлении общественными делами сельского муниципального образования

□ Разработка стратегии развития

32,00%

10,67% 9,33%

25,33%

36,00%

36,67%

45,33%

□ Проведение мониторинга социально-экономического развития сельских территорий

□ Поддержка региональных органов управления

□ Повышение эффективности работы кадров

□ Эффективное использование финансовых средств

□ Совершенствование системы управления территорией

Рис. 1. Оценка муниципальными служащими наиболее эффективных мер, способствующих решению, указанных проблем

Как мы видим 45,33% респондентов, среди наиболее эффективных мер, способствующих решению социальных проблем развития сельских муниципальных образований, выделяют поддержку региональных органов управления. Но на наш взгляд, полученные данные свидетельствуют и о неготовности муниципальных служащих самостоятельно решать проблемы местного значения, о стремлении переложить ответственность на государство.

Это предположение в какой-то мере подтверждается и тем, что самостоятельно управлять развитием сельских территорий в полной мере готовы 6% муниципальных служащих, частично 58% и не готовы 36%, что демонстрирует рис. 2.

В полной мере, 6,00%

Рис. 2. Оценка муниципальными служащими готовности самостоятельно управлять развитием сельской территории

190

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 10(65) 2009

Результаты исследования подтверждают, что проблема готовности муниципальных служащих является одной из ключевых проблем муниципального менеджмента и оценка ее требует, прежде всего, теоретического анализа самой категории готовности. Под готовностью человека к какой-либо деятельности мы понимаем, наличие знаний, умений и навыков, а также желания реализовать свои способности в той или иной сфере. Готовность муниципальных служащих к самостоятельному управлению развитием сельских территорий, также складывается из этих основных элементов, структура которых представлена на рис. 3.

Рис. 3. Готовность муниципальных служащих к самостоятельной управленческой деятельности

Одним из важнейших компонентов профессиональных знаний, умений и навыков муниципальных служащих, является владение управленческими технологиями. Управленческая технология - это определенный набор средств и методов, при помощи которых осуществляется целенаправленное управляющее воздействие на социальную систему для поддержания ее качественной специфики, оптимального режима функционирования и желаемого развития4. В нашем социологическом исследовании в качестве управленческих технологий мы рассматривали технологии стратегического планирования, территориального самоуправления, реинжиниринга, коммуникационную, проблемно-ориентированную технологии и другие. В результате исследования выяснилось, что всего 2% муниципальных служащих в полной мере владеют технологиями стратегического планирования и 3% технологиями территориального управления. Подавляющее большинство респондентов (83%) не владеют проблемно-ориентированной технологией и технологией стратегического планирования. Это свидетельствует о том, что большинство муниципальных служащих области не обладают достаточным технологическим потенциалом для решения социальных проблем развития сельских территорий.

4 Сурмин Ю. П., Туленков Н. В. Теория социальных технологий: Учеб. пособие. - К.:МАУП, 2004. — С. 514.

Ю.Ю. Маринченко. Диагностика уровня готовности.

191

Однако, на вопрос «Хотели бы Вы научиться современным технологиям территориального управления?» 81,33% респондентов дали положительный ответ (рис. 4).

Таким образом, несмотря на дефицит знаний и навыков, можно говорить о наличии психологической установки на восполнение дефицита. Большая часть муниципальных служащих осознает проблему недостатка профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей и, вследствие этого, значимость специализированного профессионального обучения. Однако важно и то, что для формирования профессионального кадрового корпуса муниципальной службы, помимо субъективной готовности работников к повышению уровня профессионализма, необходимо также понимание необходимости профессионального развития специалистов руководителями органов местного самоуправления. Однако на практике далеко не всегда муниципальные руководители последовательно решают проблему профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации.

Между тем, исследование показывает, что в некоторых отношениях даже уровень информированности работников по проблемам, относящимся к сфере их деятельности, остается низким.

В частности анализ степени владения муниципальными служащими информацией о функциях органов местного самоуправления показал, что всего 9,33% муниципальных служащих имеют полное представление о структуре в которой работают, а для 90,67% характерно лишь общее представление. О научных основах управления осведомлены 46% участников опроса и не знают ничего 38%. Несомненно, низкий уровень профессиональных знаний является значимым барьером в процессе эффективного решения социальных проблем села, а, следовательно, и управления развитием сельских территорий.

На профессиональную готовность муниципальных служащих оказывают влияние условия их труда, качество которых остается низким и не способствует мотивации к результативной работе. Анкетный опрос показывает, что 81,33% опрошенных недовольны условиями своей профессиональной деятельности. В качестве основных причин такой неудовлетворенности были названы: низкий уровень заработной платы (37,33% респондентов), плохие условия труда и трудности в реализации своих способностей (29,33%), отсутствие перспектив профессионального роста (27,33%) (рис. 5).

Затрудняюсь ответить, 12,00% \

Да, 80,00%

Рис. 4. Хотели бы Вы научиться современным технологиям территориального управления?

192

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 10(65) 2009

Работа

неинтересная,

6,67%

Плохие

взаимооті-----------

коллекти

Не устраивает заработная плата, 37,33%

Плохие условия труда, 29,33%

Нет перспектив профессионального роста, 27,33%

Неудобный режим работы, 13,33%

рудно реализовать свои способности, 29,33%

Рис. 5. Причины неудовлетворенности условиями профессиональной деятельности

Таким образом, на основании полученных результатов, можно утверждать что, уровень готовности муниципальных служащих к самостоятельному решению проблем села является недостаточно высоким. Это дает основания заключить, что на муниципальном уровне необходима продуманная система действий, направленная на формирование готовности муниципальных служащих к самостоятельному управлению развитием сельских муниципальных территорий, стимулирование и мотивацию работников. Эти меры должны быть научно обоснованы, носить адресный характер и предусматривать повышение уровня компетентности служащих в отношении управленческих технологий, использовании современных информационно-технических средств. При этом нельзя не учитывать, что успешность принимаемых мер будет прямо зависеть от улучшения условий профессиональной деятельности работников и повышения уровня удовлетворенности их своим профессиональным статусом.

1. «Глава местной администрации» - 2007. - № - 4 - 158 с.

2. Руководитель муниципального образования: Учебное пособие. М.: АНХ, 2006. - 512 с.

3. «Социальные проблемы развития сельских муниципальных образований» исследование 2009 года, N 150.

4. Сурмин Ю. П., Туленков Н. В. Теория социальных технологий: Учеб. пособие. -К.:МАУП, 2004. — 608 с.

DIAGNOSIS OF A MUNICIPAL EMPLOYEES WILLINGNESS LEVEL FOR INDEPENDENT SOLVING OF SOCIAL PROBLEMS IN RURAL MUNICIPALITIES

Список литературы

Belgorod State University

J. J. Marinchenko

The article substantiates the thesis that the problem of municipal employee’s readiness is the key problem in municipal management. The author makes a conclusion that designed system of actions directed at the formation of municipal employee’s readiness for autonomous management by rural municipalities development and at the stimulation and motivation of servants is necessary at municipal level.

e-mail:

marinchenko@bsu.edu.ru

Key words: municipal employees, readiness, rural municipalities, social problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.