Научная статья на тему 'Проблемы профессионального развития муниципальных служащих'

Проблемы профессионального развития муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
822
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ / INSTITUTE OF MUNICIPAL SERVICES / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MUNICIPAL ADMINISTRATION / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / MUNICIPAL EMPLOYEE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дурцева А. Г.

Муниципальное управление призвано регулировать социально-экономические процессы в муниципальных образованиях, и реализуется посредством создания института муниципальной службы. Эффективность муниципального управления определяется профессионализмом и деловыми качествами муниципальных служащих, являющимися важнейшим фактором власти по осуществлению демократических преобразований в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EMPLOYEES

Municipal management is intended to regulate social and economic processes in the municipalities, and implemented through the establishment of the Institute of Municipal Service. The effectiveness of municipal government is determined professionalism and business qualities of municipal employees, is an important factor of power to implement democratic reforms in the Russian society.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессионального развития муниципальных служащих»

tee

YÄK 352.075 ББК 60.5

А.Г. AÓPUEBA

A.G. DURTSEVA

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУНИУИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

PROBLEMS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EMPLOYEES

Муниципальное управление призвано регулировать социально-экономические процессы в муниципальных образованиях, и реализуется посредством создания института муниципальной службы. Эффективность муниципального управления определяется профессионализмом и деловыми качествами муниципальных служащих, являющимися важнейшим фактором власти по осуществлению демократических преобразований в российском обществе.

Municipal management is intended to regulate social and economic processes in the municipalities, and implemented through the establishment of the Institute of Municipal Service. The effectiveness of municipal government is determined professionalism and business qualities of municipal employees, is an important factor of power to implement democratic reforms in the Russian society.

Ключевые слова: институт муниципальной службы, муниципальное управление, муниципальный служащий, профессиональное образование, компетентность.

Key words: Institute of municipal services, municipal administration, municipal employee, professional education, competence.

Главным вопросом современной российской действительности является вопрос о существенном, реальном повышении уровня жизнеспособности государства и общества. Приоритетным направлением российских преобразований является реформа системы управления государством на всех иерархических уровнях - федеральном, региональном и местном. Она предполагает существенное повышение его эффективности, ведущей к улучшению качества жизни населения страны. Результативность реформы в значительной мере определяется кадровой составляющей, ибо преобразования в экономике выдвигают принципиально новые задачи перед аппаратом управления. Муниципальное управление призвано регулировать социально-экономические процессы в муниципальных образованиях, и реализуется посредством создания института муниципальной службы.

Эффективность муниципального управления определяется профессионализмом и деловыми качествами муниципальных служащих, являющимися важнейшим фактором власти по осуществлению демократических преобразований в российском обществе. Гражданину, претендующему на муниципальную должность, необходимо иметь определённый уровень профессионального образования и стаж работы для решения профессиональных задач. От квалификации муниципальных служащих зависит эффективность принимаемых управленческих решений, а, в конечном счёте, и результаты социально-экономического развития муниципальных образований, регионов, страны в целом.

Проблему подготовки кадров для управления муниципальными образованиями следует рассматривать как составную часть проблемы обеспечения кадрами местного самоуправления в целом. В настоящее время муниципальные образования нуждаются в управленческих кадрах нового стиля мышления, владеющих не только теоретическими знаниями, но и, обладающие компетентностью необходимой для разработки стратегии развития территории, применения социальных управленческих технологий и т. д.

В последнее время опыт в сфере реальной практики становления местного самоуправления в Российской Федерации показывает, что муниципальные служащие не в полной мере отвечают современным требованиям, дефицит профессиональных знаний и навыков приводит к низкой эффективности управленческих решений и снижению авторитета органов муниципальной власти в глазах населения. В связи с этим на всех уровнях организации муниципального управления с особой остротой стоят вопросы развития профессионально-личностных способностей человека и компетентности кадров. Все это настоятельно требует создания системы управления профессиональным образованием, переподготовкой и повышением квалификации муниципальных кадров.

Развитие системы местного самоуправления в России формирует муниципальное управление как новую, специфическую сферу управленческой деятельности, новую профессиональную квалификацию. Справедливо замечено профессором Т.П. Фокиной, «муниципальное управление имеет дело с непростыми задачами. Ему необходимо связать воедино разные сферы жизни «места» в едином решении, а кроме того, выявить, высказать уникальность места, его метафизику... Иначе говоря, муниципальное управление глубже, чем любое другое, погружено в ценности, в так называемый провинциальный менталитет» [3, с. 80].

В современной литературе существуют различные трактовки понятия «муниципальная служба». По мнению М.Д. Баглай, «муниципальная служба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками муниципальных органов в целях выполнения задач и функций соответствующего муниципального образования» [1, с. 43]. Муниципальная служба призвана выполнять следующие функции:

- проведение мониторинга общественных потребностей и интересов;

- выявление и анализ негативных и положительных тенденций в социально-экономической сфере;

- обеспечение эффективного функционирования муниципальных организаций и иных общественно-полезных служб;

- долгосрочное и текущее планирование и прогнозирование;

- организацию, координацию, информирование общества и социальную коммуникацию;

- контроль выполнения нормативных актов местного самоуправления и управленческих решений.

Следовательно, под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению институтом муниципальной службы своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Главной задачей, для решения которой создается муниципальная служба, является обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения через выборные органы местного самоуправления. В то же время муниципальная служба имеет свои специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления. Она призвана защищать права и свободы граждан Российской Федерации, что отражено в ст. 18 Конституции РФ, согласно которой к основным задачам муниципальной службы относится обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования.

По мнению Ю.А. Дмитриева «только лица, осуществляющие службу на муниципальных должностях в органах местного самоуправления, замещаемых путём заключения трудового договора, являются муниципальными служащими» [2, с. 143]. Муниципальные служащие действуют как персонал в многочисленных структурах органов публичной власти. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обя-

занности на муниципальной должности. А муниципальная должность определяется как должность с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа и ответственностью за исполнение этих полномочий. Необходимо обратить внимание на повышение престижа муниципальной службы как особой сферы профессиональной деятельности, доверия населения органам местного самоуправления, муниципальным служащим.

Управленческое содержание муниципальной службы означает творческий характер труда её кадрового корпуса. Их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе. В связи с этим особое значение приобретает выявление особенностей труда муниципальных служащих, исходя из задач местного самоуправления, определение инновационного характера процесса их профессионального роста. Основой кадровой политики должен стать принцип преемственности кадрового потенциала. Такой подход позволяет сохранить стабильность, повысить уровень организационной деятельности органов системы муниципального управления.

Рассмотрим процесс формирования профессионального потенциала муниципальных кадров в администрации г. Тюмени. В опросе приняло участие 58 человек.

При ответе на вопрос об основных критериях отбора муниципальных служащих в подавляющем большинстве случае доминируют три позиции: профессионализм (27,5%), организаторские способности (12,4%) и уровень образования (21,6%). К тому же 11,4% респондентов назвали в качестве определяющего признака способность проявлять уважение к личности и достоинствам граждан. Вместе с тем, 39,2% отметили большую степень вероятности назначения на ту или иную должность некомпетентного человека. Несмотря на то, что в последнее время существенно повысилось значение профессиональной компетенции в процессе формирования кадрового корпуса муниципальной службы, велика роль субъективного фактора в комплектовании её штата и продвижении по карьерной лестнице.

Муниципальная служба остро нуждаются в национальной системе личностного развития одарённых администраторов и их профессиональной подготовке. Поддержка и затраты на профессиональное развитие незаурядных людей в сфере муниципального управления будет способствовать увеличению с их стороны генерации инновационных идей. С этой целью необходимо создание государственной системы поиска и отбора одарённых людей для управленческой деятельности в сфере муниципальной службы.

Рассматривая показатели возрастного состава муниципальных служащих, отмечаем процесс его омоложение. Привлечение на муниципальную службу молодых специалистов отмечается как положительная тенденция, не исключающая сохранения традиций в лице опытных специалистов. При этом молодые кадры в возрасте до 30 лет занимают в основном группы младших и старших должностей, и только 15% этой возрастной категории замещают главные и ведущие муниципальные должности. Подобное распределение изначально заложено законодательством о муниципальной службе, где для замещения муниципальной должности более высокого уровня требуется и определённый уровень образования, и стаж работы, а значит и более зрелый возраст. Следовательно, вопросы подготовки резерва муниципальных служащих главной и ведущей группы муниципальных должностей в последнее время становятся наиболее актуальными.

Образовательный уровень муниципальных служащих показал, что более двух третей работников имеют высшее профессиональное образование. При этом значительная часть работников органов муниципальной власти не имеют достаточных знаний в области управления, экономики, права. Так, юридическое образование имеют только 5,4%, экономическое - 12,5% и управленческое - 17,1%. Все это свидетельствует о проблемах в уровне

управленческой квалификации муниципальных служащих даже на высших муниципальных должностях, неспособности некоторых из них эффективно, грамотно осуществлять свою управленческую деятельность в современных условиях в силу отсутствия необходимого профильного образования.

На вопрос: «Считаете ли Вы свою профессиональную подготовку достаточной для того, чтобы занять более высокую должность?» каждый второй опрошенный (54,5%) считает себя профессионально подготовленным к занятию более высокой должности без специальной подготовки. Следует отметить, что готовность к работе на вышестоящей должности чаще выражают младшие (60,9%) и старшие (71,4%) муниципальные служащие. Главные специалисты выразили мнение о замещении вышестоящей должности только при наличии специальной подготовки. Доля ведущих специалистов, готовых к выполнению задач, не входящих в их компетенцию, составляет 51,7%, среди главных специалистов - 58,6%. Практически нет таких муниципальных служащих, которые оценили свою квалификацию ниже, чем требуется для исполнения профессиональных функций. Однако это вовсе не означает, что в этом плане у муниципальных служащих нет проблем.

Необходимо отметить, что муниципальные служащие с целью повышения своего профессионального мастерства предпочитают также проходить обучение, повышать квалификацию в учебных заведениях (41,9%). Из областей знания наибольший интерес для муниципальных служащих представляют знания в области права (31,3%) и теории управления (16,4%). Кроме того, работники администрации предпочли бы прослушать курс по психологии (11,2%), информационным технологиям (12,0%) и экономики (10,3%). Кроме того, респонденты дополнили список учебных предметов такими курсами как финансы и аудит, делопроизводство, основы муниципальной службы, стратегический анализ, иностранный язык. Как видно, основные образовательные потребности муниципальных служащих нацелены на управление в современных условиях.

На вопрос: «Способствует ли переподготовка и повышение квалификации должностному росту служащих в организации?» мнения респондентов распределились следующим образом: способствует - 9,2%, скорее да - 45,3%, скорее не способствует - 32,6%, не способствует - 12,9%.

Следовательно, основу творческого потенциала работника составляют креативные способности, т. е. способность генерировать необычные идеи, оперативно решать проблемные ситуации. Уровень творческого потенциала позволяет определить, стремиться ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать её опыт, обогатить профессию своим личным творческим вкладом, постоянно искать формы и методы профессиональной деятельности, способствующие повышению её продуктивности, предлагать и отстаивать свои находки.

Литература

1. Баглай, М.Д. Конституционное право Российской Федерации [Текст] / М.Д. Баглай. - М., 1998. - 236 с.

2. Муниципальное право Российской Федерации [Текст] : учебник / под ред. Ю.А. Дмитриева. - 2-е изд. - М. : Профобразование, 2000. - 143 с.

3. Школа муниципального служащего [Текст] : метод. материалы. - Обнинск, 2008. - С. 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.