Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). Философия. Социология. Культурология. Вып. 36. С. 85-88.
УДК 34
ББК 67.5
А. Н. Шейнина, А. Г. Дурцева
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ -ОСНОВА КОМПЕТЕНТНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Муниципальные образования нуждаются в управленческих кадрах нового стиля мышления, обладающих компетентностью, необходимой для разработки стратегии развития территории. В статье авторами предпринята попытка дать анализ процесса профессионального ресурсного потенциала муниципальных служащих и намечены пути совершенствования данного направления.
Ключевые слова: муниципальная система управления; муниципальная служба; муниципальный служащий; личностный потенциал; профессиональная деятельность.
Проблемы формирования профессионализма муниципальных служащих тесно связаны с изучением ресурсного потенциала человека. По этому поводу Б. Г. Ананьев утверждал, «для социального прогнозирования необходимы научные знания о ресурсах человеческого развития, истинных его потенциалах, крайне недостаточно используемых обществом» [1]. Сегодня данное положение не утратило своей актуальности.
Для успешного выполнения профессиональной деятельности работник вынужден мобилизовать свои внутренние ресурсы для получения положительного результата. По мнению А. К. Марковой, в качестве внутренних условий достижения человеком профессионализма выступают системные качества профессионального роста и развития, а также индивидуальная ресурсность человека [2].
Природа личностных ресурсов различна. Одни (административные) ресурсы передаются в тот момент, когда работник занимает определенную ступень в иерархии муниципальных служащих, над формированием других приходится осознанно работать всю жизнь, а третьи в значительной степени заложены от рождения. Однако вместе личностные ресурсы управленческого работника создают единую систему, которая обеспечивает все запросы и потребности руководителя, формируя стиль его поведения, наделяя необходимыми правами, навыками, знаниями.
Известно, что систему личностных ресурсов управленческого работника образуют:
а) административные ресурсы - муниципальное образование и его руководители;
б) профессиональные ресурсы управленческого работника включают его опыт и зна-
ния, формирование которых происходит на протяжении всей карьеры управленческого работника;
в) психологические ресурсы, представляющие совокупность тех личностных характеристик работника, которые особенно значимы для исполнения им обязанностей руководителя.
Для каждого вида ресурсов характерна определенная способность к сохранению и накоплению, способность его быстрой адаптации к изменяющимся условиям, способности ресурсов к взаимному влиянию друг на друга. Следует отметить, что понятие 'личностный потенциал' работника характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленность на творческое выражение и самореализацию [3].
Ресурсный потенциал профессионала-управленца - это интегральная способность человека, позволяющая не только адаптироваться к разнообразным условиям профессиональной среды, но и активно противостоять негативным воздействиям различных видов нагрузки, обеспечивающая стабильно высокую эффективность деятельности. В содержание ресурсного потенциала муниципального служащего включен и интеллект, который обусловливает адаптацию человека к новым условиям и успешность для выполнения профессиональной деятельности.
В качестве составляющих профессионального ресурсного потенциала можно назвать следующие ресурсы:
• образовательный;
• профессионально-квалификационный;
• информационно-культурный;
• социальных связей.
86
А. Н. Шейкина, А. Г. Дурцева
Образовательный ресурс определяет уровень профессиональной подготовки служащего. Часто его использование затруднено тем, что профиль полученного образования не всегда соответствуют требованиям современного рынка труда. Однако наличие образовательного капитала расширяет возможности приспособления к конкурентным требованиям и позволяет адаптироваться к изменениям внешней среды.
Состояние образовательного ресурса муниципальных служащих, организация системы подготовки и повышения квалификации муниципальных кадров в настоящее время становятся важнейшими проблемами, связанных с развитием местного самоуправления. На региональном уровне дополнительное образование получили 40,5 тыс. федеральных государственных служащих: 2,3 тыс. чел. прошли профессиональную переподготовку, 37,9 тыс. чел. прошли курсовую переподготовку, 187 чел. стажировались за границей [4].
Уровень развития профессионально-квалификационного капитала подтверждает степень развития профессиональных умений и навыков. Чем выше этот показатель, тем легче человеку быть конкурентоспособным на рынке труда. Качества личности муниципального служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности.
Значение информационно-культурного капитала увеличивается с ростом требований рыночной среды к качеству человеческих ресурсов. Кроме соответствия профессиональных качеств работника желаемому уровню, работодателя интересуют и личные качества работника. Повышение информационно-культурных возможностей муниципального служащего позволяет ему использовать большее число каналов получения значимой информации и увеличивает вариантность поиска успешных и наименее затратных способов решения вопросов профессиональной деятельности [3].
Еще одной составляющей профессионального ресурсного потенциала является наличие социального опыта, связанного с востребованностью организаторских качеств [5].
Модернизация современной системы муниципального управления актуализирует проблему кадрового обеспечения происходящих процессов, овладения новыми знаниями и навыками муниципальными чиновниками. Авторами статьи в качестве метода
изучения состояния кадрового потенциала муниципальных работников избран социологический опрос, в котором приняли участие 69 человек. Известно, что образование является основой для формирования и развития ресурсного потенциала работника.
В ходе исследования выявлено, что 1 % респондентов имеет ученую степень, 74 % - высшее образование, 12 % - специальное; 13 % -среднее образование. Вместе с тем, увеличилось число специалистов с профильным образованием по специальности «Государственное и муниципальное управление» (21 %). Треть муниципальных служащих считают свой образовательный уровень и наличие профессиональных знаний и навыков достаточными для выполнения должностных обязанностей.
Необходимо отметить, что результаты авторского опроса показали, что с целью повышения уровня профессионализма и формирования компетентности служащие предпочитают проходить обучение в высших учебных заведениях (31,3 %). Из областей знания наибольший интерес для муниципальных служащих представляют знания в области права (27,3 %) и теории управления (26,4 %). Кроме того, работники администрации предпочитают проходить курсовую подготовку по вопросам психологии (14,2 %), информационным технологиям (18,0 %) и экономики (12,3 %). Кроме того, респонденты дополнили список учебных предметов такими дисциплинами, как финансы и госаудит, основы делопроизводства, муниципальный менеджмент, стратегический менеджмент, иностранный язык.
В настоящее время в сфере муниципального управления повышение квалификации служащих является условием не только профессионального развития, но и стабилизации, повышения устойчивости работы соответствующих органов. На вопрос: «Считаете ли Вы свою профессиональную подготовку достаточной для того, чтобы занять более высокую должность?», каждый второй опрошенный (54,5 %) ответил, что считает себя профессионально подготовленным к занятию управленческой должности. Следует отметить, что готовность к работе на вышестоящей должности чаще выражают младшие (60,9 %) и старшие (71,4 %) муниципальные служащие. Главные специалисты выразили мнение о замещении вышестоящей должности только при наличии специальной подготовки. Доля ведущих специалистов, готовых
Профессиональный ресурсный потенциал.
87
к выполнению задач, не входящих в их компетенцию, составляет 51,7 %, среди главных специалистов - 58,6 %. Однако это вовсе не означает, что в этом плане у муниципальных служащих нет проблем.
На вопрос: «Способствует ли переподготовка и повышение квалификации должностному росту служащих в организации?», мнения респондентов распределились следующим образом: способствует - 9,2 %, скорее да - 45,3 %, скорее не способствует - 32,6 %, не способствует - 12,9 %.
Основу творческого потенциала чиновника составляют креативные способности, способствующие генерированию неординарных идей и решений, оперативному решению проблемных ситуаций. Наличие творческого потенциала позволяет преобразовать имеющийся управленческий опыт, обогатить его личным творческим вкладом, способствует поиску инновационных приемов в профессиональной деятельности. О реализации своего творческого потенциала отвечали следую-
щим образом: подтвердили 27,8 % опрошенных, частично используют - 43,2 % респондентов, в меньшей степени реализуют - 24 %, затруднились с ответом - 5 %.
При характеристике личностных качествах муниципальных служащих при кадровом отборе доминируют три позиции: профессионализм (27,5 %), организаторские способности (12,4 %) и уровень образования (21,6 %). К тому же 11,4 % респондентов назвали в качестве определяющего признака способность проявлять уважение к личности и достоинствам граждан.
Таким образом, при рассмотрении профессионального ресурсного потенциала управленческого работника определены наиболее важные ресурсы: образовательный, профессионально-квалификационный, информационно-культурный; социальный опыт. Выявлено, что не все муниципальные служащие обладают знаниями в области управления, что негативно сказывается на выполнении должностных обязанностей.
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Козлов, О. Л. Информационная культура специалиста и методика изучения информационных технологий в высшем образовании / О. Л. Козлов // Информ-ревю: альманах. - 1998. - № 9 (39). - С. 12-13.
3. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. - 312 с.
4. Осипова, Л. Б. Модель современного муниципального служащего / Т. Н. Попова, Л. Б. Осипова // Теория и практика государственного и муниципального управления: сб. науч. тр. - Вып. 8. - Тюмень: ТюмГАСУ, 2014. - С. 123-127.
5. Осипова, Л. Б. К проблеме профессионального развития муниципальных служащих / Л. Б. Осипова, А. М. Комаров // Теория и практика государственного и муниципального управления: сб. науч. тр. - Вып. 6. - Тюмень: ТюмГАСУ, 2012. - С. 122-126.
Сведения об авторах
Шейкина Анна Николаевна - главный менеджер ООО «Учебный комбинат» (г. Тюмень).
lev 1025@yandex.ru
Дурцева Ангелина Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета.
lev1025@yandex.ru
88
A. H. ffleüKuna, A. r. fíyp^ea
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 9 (364). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 36. Pp. 85-88.
PROFESSIONAL RESOURCE POTENTIAL AS A BASE OF COMPETENCY OF MUNICIPAL EMPLOYEES
A. N. Sheykina
Education Centre, lev1025@yandex.ru A. G. Durtseva Tyumen State Oil University, lev1025@yandex.ru
Municipalities need the managerial staff of the new style of thinking, has the competence needed to develop a strategy for development of the area. The author attempts to give an analysis of the process of professional resource potential of municipal employees and ways of improving this area.
Keywords: municipal management system; community service; a municipal employee; personal potential; professional activity.
References
1. Anan'yev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as an object of knowledge]. Sankt-Petersburg, Piter Publ., 2001, 288 p. (In Russ.).
2. Kozlov O.L. Informatsionnaya kul'tura spetsialista i metodika izucheniya informatsionnykh tekhnologiy v vysshem obrazovanii [Information culture specialist and a technique of studying information technology in higher education]. Inform-revyu: al'manakh [Inform-Review: Almanac], 1998, no. 9 (39), pp. 12-13. (In Russ.).
3. Markova A.K. Psikhologiya profes-sionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, Mezhdunarodnyy gumanitarnyy fond «Znaniye» Publ., 1996, 312 p. (In Russ.).
4. Osipova L.B., Popova T.N. Model' sovremennogo munitsipal'nogo sluzhashchego [Model of modern municipal employee]. Teoriya i praktika gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya: sbornik nauchnykh trudov [Theory and practice of state and municipal management: collection of scientific papers]. Tyumen', TyumGASU, 2014, vol. 8, pp. 123-127. (In Russ.).
5. Osipova L.B., Komarov A.M. K probleme professional'nogo razvitiya munitsipal'nykh sluzhashchikh [On the problem of professional development of municipal employees]. Teoriya i praktika gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya: sbornik nauchnykh trudov [Theory and practice of state and municipal management: collection of scientific papers]. Tyumen', TyumGASU, 2012, vol. 6, pp. 122-126. (In Russ.).