Научная статья на тему 'Диагностика уровней сформированности музыкально-постановочных компетенций у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников'

Диагностика уровней сформированности музыкально-постановочных компетенций у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МУЗЫКАЛЬНО-ПОСТАНОВОЧНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / СИНТОННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова А. М.

Рассматриваются критерии, показатели и уровни сформированности музыкально-постановочных компетенций. Детально описываются диагностические задания, раскрывается их содержание и технология оценки результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровней сформированности музыкально-постановочных компетенций у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников»

УДК 378.6:78 ББК Ч448.02

ГСНТИ 18.46.07

Код ВАК 13.00.02

А. М. Жукова

Тюмень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПОСТАНОВОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностный подход; музыкально-постановочные компетенции; театрализованное представление; синтонность.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются критерии, показатели и уровни сформированности музыкальнопостановочных компетенций. Детально описываются диагностические задания, раскрывается их содержание и технология оценки результатов.

A. M. Zhukova

Tyumen

DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF MUSICAL-PRODUCTION COMPETENCIES OF FUTURE DIRECTORS OF THEATRICAL PERFORMANCES AND HOLIDAYS

KEY WORDS: the competence approach; the musical-productive competences; the dramatized presentation; the syntony.

ABSTRACT. The article considers criteria, indicators and levels of development of musical—production competencies. Diagnostic tasks are described in detail, their content and results evaluation technology are provided.

П

ереход на новые образовательные стандарты в сфере высшего профессионального образования обусловил потребность более детального изучения профессиональных компетенций бакалавров, в том числе и обучающихся по направлению подготовки 071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по данному направлению подготовки определены три области преломления профессиональных компетенций — режис-серско-постановочная, организационно-управленческая, художественно-просветительская. В содержании профессиональных компетенций четко прослеживается потребность в овладении знаниями, умениями и формировании у студентов ценностей и мотивов в области музыкального искусства наряду с другими выразительными средствами режиссуры. Это определено весомым положением музыкального искусства в драматургии театрализованного представления. В связи с этим на основе изучения ключевых понятий ком-петентностного подхода были выделены музыкально-постановочные компетенции, определены их виды и содержание. Под музыкально-постановочными компетенциями понимается интегративная совокупность качеств (знания, умения, готовность, способности, мотивы, убеждения и ценности) будущего режиссера в области музыкального искусства, необходимых для адекватной реализации постановочного замысла средствами музыки и обеспечивающих выполнение музыкально-постановочной деятельности на высоком художественном уровне. Видами музыкальнопостановочных компетенций стали: музыкальнотеоретическая, практико-постановочная, социально-ценностная компетенции.

Теоретическое осмысление содержания и видов музыкально-постановочных компетенций актуализирует необходимость в поиске и построении эффективной методики их формирования. Оценить эффективность методики возможно лишь при наличии исходных и итоговых показа-

телей сформированности музыкально-постановочных компетенций у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. В связи с этим требуется разработка критериев, показателей музыкально-постановочных компетенций и диагностических методик выявления уровней сформированности каждой из них.

Музыкально-постановочные компетенции являются основой проявления музыкально-постановочной компетентности студентов в их профессиональной деятельности. В структуре компетентности большинство исследователей выделяют следующие компоненты: когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей) (И. А. Зимняя [3], Н. Л. Гончарова [2]).

Таким образом, в структуре компетентности и компетенций должны быть отражены следующие моменты — знания, умения, навыки, мотивы, ценностные убеждения, творческая инициативность и оценочные суждения.

Данные компоненты полностью отражены в музыкально-постановочных компетенциях. Все это дает основание предположить, что музыкально-теоретическая компетенция реализует собой когнитивный компонент музыкально-постановочных компетенций и отражает необходимые для ее актуализации знания, потребность в самообразовании. Практико-постановочная компетенция, реализуя операционно-поведенческий компонент, характеризует уровень сформирован-ности умений в области музыкальной режиссуры и способность к их творческому преломлению. Социально-ценностная компетенция, соотносимая с аксиологическим компонентом, отражает отношение и интерес к процессу, содержанию и результату музыкально-постановочной работы и к музыкальному искусству в целом.

Таким образом, возможны следующие компоненты музыкально-постановочной компетенции: музыкально-теоретический, практико-пос-тановочный, социально-ценностный. Компоненты музыкально-постановочных компетенций в

© Жукова А. М., 2012

свою очередь могут выступать и в качестве критериев. Каждый критерий определяется рядом показателей. Показателями музыкально-теоретической компетенции исходя из ее содержания являются знания о музыке и музыкальный вкус. Практико-постановочная компетенция определяется такими показателями, как музыкально-режиссерские умения и творческая инициативность. Социально-ценностная компетенция проявляется в мотивах и убеждениях в области музыки и оценочных суждениях о своей музыкально-постановочной работе.

Сформированность каждой из компетенций может быть оценена на основе выделения четырех уровней, каждый из которых выражен в баллах: высокий уровень — 3 балла; средний уровень — 2 балла; относительно низкий уровень —

1 балл; низкий уровень — О баллов. Общий уровень исходной сформированности той или иной компетенции режиссеров театрализованных представлений и праздников определяется из совокупности баллов по двум ее показателям. Высокий уровень соответствует 5—6 баллам, средний уровень — 3—4 баллам, относительно низкий 1—2 баллам и низкий — О баллам.

С целью разработки заданий, направленных на выявление сформированности музыкальнопостановочных компетенций, были рассмотрены диагностирующие и формирующие методики различных аспектов музыкальной и театральной образованности детей и юношества следующих авторов:

В. П. Анисимов [1], Л. П. Маслова [4], В. И. Петрушин [5], Е. М. Торшилова [6], Л. В. Школяр [8], Е. Ф. Шангина [7] и др. Из изученного материала отобраны диагностические задания в их оригинальном варианте, отвечающие задачам исследования, и разработаны новые с опорой на существующий опыт и технологии. Таким образом, показатели музыкально-теоретической компетенции можно замерить при помощи следующих методов исследования: знания о музыке — тест «Что я знаю о музыке»; музыкальный вкус - тест «Профессиональная фонотека режиссёра театрализованных представлений и праздников». Показатели музыкально-постановочной компетенции исследуются при помощи следующих диагностических заданий: музыкально-режиссерские умения — творческое задание «Моя музыкальная характеристика»; творческая инициативность — творческое задание «Музыкальный фрагмент» (Е. Ф. Шангина). Социально-ценностная компетенция может быть изучена на основе результатов, полученных при выполнении студентами следующих заданий: мотивы и убеждения в области музыки — диагностическое задание «Дискуссия о музыкальных предпочтениях» (В. П. Анисимов); оценочные суждения о своей музыкально-постановочной работе — анкета на выявление оценочных суждений.

Обратимся к более детальному описанию перечисленных диагностических методик и заданий.

Тест «Что я знаю о музыке?» направлен на выявление знаний студентов в области музыкального искусства и их осведомленности об основных средствах музыкальной выразительности, музыкальных стилях, жанрах, инструментах, типах музыкального творчества, композиторах и исполнителях музыки, а также о некоторых аспектах взаимодействия музыки и театрализован-

ного представления. Тестовое задание состоит из 20 вопросов. В него включены задания, составленные в двух формах: с выбором ответа (12 вопросов) и на установление соответствия (8 вопросов). Задания с выбором ответа оцениваются в

1 балл, задания на установление соответствия — в

2 балла, максимально возможное количество баллов — 28. Таким образом, знания студента

о музыке считаются сформированными на высоком уровне, если им набрано от 25 до 28 баллов; на среднем уровне при набранных баллах от 19 до 24; на относительно низком уровне при набранных баллах от 11 до 18; на низком уровне при набранных баллах от 8 до 10 и ниже.

Тест «Профессиональная фонотека режиссера театрализованных представлений и праздников» дает возможность изучить вкусовые предпочтения студентов в области музыкального искусства. Предложенное тестовое задание является адаптированной к описываемому диагностическому исследованию моделью разнообразных исследовательских методик и заданий, направленных на изучение музыкальных вкусов. Среди них особо необходимо отметить тест «Музыкальный магазин» В. П. Анисимова, методики диагностики музыкальной культуры школьников Л. В. Школяр: «Музыка для домашней фонотеки» и «Музыкальная программа для друзей», методики изучения и развития музыкальных вкусов учащихся старших классов общеобразовательной школы

B. И. Петрушина: «Диско-КВН», «Убеди несознательного». «Музыка и я». «Музыкально-ролевой ринг». «Познай себя»; опыт системного педагогического наблюдения за музыкальным вкусом учащихся и его эволюцией в процессе обучения А. А. Иванова (учителя музыки г. Санкт-Петербурга). Тестовое задание представляет собой проблемную ситуацию, которую студенту необходимо обдумать и решить. Также в тесте содержится список музыкальных произведений. Будущему специалисту в области постановки театрализованных представлений и праздников предлагается из перечисленных музыкальных произведений выбрать те, которые, на его взгляд, должны обязательно присутствовать в профессиональной фонотеке режиссера театрализованных представлений и праздников. В списке произведений представлена музыка всех типов музыкального творчества (фольклор, классика, эстрада), а также отдельно выделена духовная музыка и музыка современных развлекательных направлений. Критерии оценки таковы: высокий уровень развития музыкальных вкусов будет характеризоваться выбором всех предложенных направлений музыки с предпочтением высокохудожественной музыки (как классической, так и эстрадной) —

3 балла; средний уровень будет характеризоваться выбором 4-5 направлений музыки — 2 балла; относительно низкий уровень характеризуется выбором 2-3 направлений музыки с тенденцией к развлекательности — 1 балл; низкий уровень — выбором лишь современной развлекательной музыки — 0 баллов.

Творческое задание «Моя музыкальная характеристика» направлено на изучение музыкально-режиссерских умений. Предложенное задание является инвариантом задания «Какая ты музыка? Как ты звучишь?» Л. П. Масловой [4.

C. 63], адаптированного к целевым установкам

описываемой диагностики. Студенту предлагается выбрать музыкальную миниатюру (фрагмент крупного музыкального сочинения), который бы в полной мере мог выразить его внутренний мир, характер. Далее музыкальные фрагменты, подготовленные студентами, передаются педагогу, который на групповом занятии предлагает прослушать эти музыкальные фрагменты без оглашения того, кому принадлежит их выбор. Задача однокурсников — угадать зашифрованный персонаж, которым в данном случае выступает студент их группы, на основе установления внутренних связей между содержанием музыки и характером и образом студента. В этом задании студент демонстрирует навыки осознанного восприятия музыки, понимания ее содержания и соотнесения предлагаемого образа со своим внутренним состоянием. Умение находить музыкальное выражение образа и характера персонажа театрализованного представления очень важно для будущего режиссера. Задание «Моя музыкальная характеристика» демонстрирует интуитивную способность студента к данному виду режиссерской деятельности. Оно является первичным и наиболее простым в выполнении из заданий такого рода, так как студенту нужно найти «синтонность» образу человека, который ему знаком в большей мере, т. е. самому себе. Еще одним положительным моментом данного задания является его двухплановость. Во-первых, студентам необходимо найти музыкальное произведение, соотносимое со своими личными представлениями о себе; во-вторых, соотнести образное содержание музыкального произведения со своими однокурсниками и угадать его принадлежность. В процессе выполнения второй части этого задания в аудитории традиционно активизируется обсуждение музыкальных ассоциаций и характеров студентов, которые иллюстрируют те или иные произведения музыкального искусства. Довольно часто личные представления человека о себе не совпадают с мнением группы о нем. Студенты предлагают свои музыкальные характеристики того или иного однокурсника. Данное задание заставляет студентов взглянуть во внутренние мироощущения друг друга, учит более внимательному считыванию информации о человеке, пониманию психологии душевных проявлений — тому, что является первостепенным в деятельности режиссера. При этом оно подводит студентов к осознанию того, что музыка обладает неиссякаемым потенциалом и возможностями в характеристике внутреннего облика того или иного персонажа, действия, чувств, чем обогащает театрализованное представление. Выполнение данного задания вызывает у студентов активный и живой интерес.

Опишем требования к оценке результатов выполнения задания. Высокий уровень развития музыкально-режиссерских умений будет характеризоваться осознанным подходом к выполнению задания, соответствием выбранного музыкального фрагмента и реализуемого им образа — 3 балла. Средний уровень проявится в заинтересованном отношении к выполнению задания и присутствии неточностей в его исполнении в связи с несформированным навыком музыкального режиссерского анализа произведений музыкального искусства — 2 балла. Относительно низкий

уровень характеризуется ориентировкой на вне-музыкальные ассоциации при выполнении задания — 1 балл. Низкий уровень связан с необдуманностью предложенного решения и неподготовленностью задания — 0 баллов.

Диагностическое задание «Музыкальный фрагмент» (Е. Ф. Шангина) связано с прослушиванием заданного музыкального фрагмента и выражением возникших ассоциаций в любом удобном для студента варианте: сценическом этюде, рисунке, коротком сюжетном рассказе. Предполагается, что данное задание открытого типа, не ставящего студента в те или иные рамки, наиболее просто в решении. Оно является аналогичным тем заданиям, которые студенты выполняют на вступительном творческом конкурсе. Каждый студент направления подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников» имеет определенную творческую наклонность, в которой проявляет себя наиболее успешно: фотодело, цирковое искусство, вокал, хореография, живопись. Данное задание дает возможность выразить музыкальные ассоциации через любой вид творческой деятельности. Оценка результатов происходит по следующим критериям. Высокий уровень творческой инициативности будет характеризоваться интересом к выполнению задания и самостоятельным поиском его адекватного решения — 3 балла. Средний уровень проявляется в заинтересованности при выполнении задания, но неспособности предложить самостоятельное творческое решение и потребности в образце —

2 балла. Относительно низкий уровень характеризуется решением творческого задания по алгоритму, предложенному педагогом, — 1 балл. Низкий уровень заключается в выполнении задания совместно с педагогом — 0 баллов.

Диагностическая методика В. П. Анисимова, которую условно можно озаглавить как «Дискуссия о музыкальных предпочтениях», направлена на получение сведений о мотивах обращения студентов к музыке, оценить их убеждения и ценностные ориентации в этой области. Выбор данной методики обусловлен тем, что ее целевые ориентиры связаны с выявлением требуемого для нашего исследования показателя. По словам В. П. Анисимова, его методика представляет собой «систему задач на выявление личностного смысла, особенностей осознаваемых индивидом мотивов в общении с музыкой. Мотивационная направленность музыкальных вкусов, ориентаций, убеждений определяется склонностью реципиента рассматривать музыку либо только как повод для развлечения, отдыха, либо как средство, с помощью которого можно удовлетворять свои познавательные потребности» [1. С. 98]. Данное задание выполняется в письменной форме. Текст заданий, вопросы, варианты ответов и технология обработки результатов используются в исследовании в авторском варианте В. П. Анисимова. На их основе был составлен диагностический бланк, который включает краткие сведения о студенте, инструкцию к выполнению задания и само задание, состоящее из пяти текстов, в которых описываются фрагменты дискуссии студентов, размышляющих о роли музыкального искусства в жизни человека и общества, и карточек вопросов и вариантов ответов. Реципиенту описывается ситуация и предлагается стать участником дис-

куссии, с которой он знакомится поэтапно и отвечает на вопросы после каждого фрагмента. Критерии оценки таковы. Высокий уровень сформи-рованности мотивов и убеждений в области музыкального искусства будет характеризоваться следующей последовательностью ответов — нет (не знаю); нет (не знаю); да; нет; да — З балла. Средний уровень будет характеризовать следующая последовательность ответов — не знаю; не знаю; да; не знаю; да — 2 балла. Относительно низкий уровень проявляется в следующих последовательностях ответов — не знаю; не знаю; не знаю; да или не знаю; не знаю; да; да; не знаю —

1 балл. Низкий уровень находит свое отражение в ответах — да (не знаю); да (не знаю); нет; да; нет (не знаю) — О баллов.

Анкета на выявление оценочных суждений направлена на их изучение у студентов-режиссе-ров в отношении собственной музыкально-постановочной работы. Сформированность данного показателя является весомым стимулом для совершенствования музыкально-постановочных компетенций и, как результат, для более профессионального уровня овладения музыкальнопостановочной компетентностью. Анкета содержит вопросы о том: какими принципами руководствуется студент в подборе музыкального материала к своим режиссерским проектам; насколько детально он планирует и прорабатывает музыкальное оформление (музыкальное решение); осознает ли потребность в совершенствовании своих умений в области музыкально-постановочной работы; эмоционально или рационально подходит к оценке своего творчества как в целом,

так и в области музыкального решения режиссерских задач. Результаты оцениваются путем анализа ответов на перечисленные вопросы. Высокий уровень сформированности оценочных суждений будет характеризоваться ответами на вопросы, которые свидетельствуют о том, что музыкально-постановочная работа планируется, анализируется, осознается потребность в углублении музыкально-режиссерских знаний и умений —

3 балла. Средний уровень соответствует ответам на вопросы, которые демонстрируют, что музыкально-постановочная работа проводится, но отсутствует готовность к самостоятельному поиску адекватного музыкального решения, требуется совместный с педагогом режиссерский анализ музыкальных произведений, при оценке результатов работы студент проявляет неуверенность —

2 балла. Относительно низкий уровень характеризуется ответами, которые свидетельствуют, что музыкально-постановочная работа проводится, но музыкальные номера направлены на удовлетворение музыкальных интересов зрительской аудитории, а не на решение режиссерских задач, оценивается по реакции зрителей, чаще как успешная — 1 балл. Низкий уровень свидетельствует о том, что работа по музыкальному оформлению не планируется, строится по принципу «случайности», при этом всегда оценивается самим автором как успешная — О баллов.

Таким образом, используемые диагностические методики и задания позволяют определить уровни сформированности музыкально-постановочных компетенций у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников.

ЛИТЕРАТУРА

1. АНИСИМОВ В. П. Диагностика музыкальных способностей детей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Гуманит. -изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. ГОНЧАРОВА Н. Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / / Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер. «Гуманитарные науки». 2007. № 5.

3. ЗИМНЯЯ И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авт. версия : труды метод. семинара. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. МАСЛОВА Л. П. Педагогика искусства : теория и практика. Новосибирск : НИПКиПРО, 1997.

5. ПЕТРУШИН В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М. : Академический проект;

Трикста, 2008.

6. ТОРШИЛОВА Е. М. Тестовые задания на полимодальность эстетического восприятия // Искусство в школе. 2008. № 3.

7. ШАНГИНА Е. Ф. Тренинг актерских и режиссерских способностей : метод. рекомендации для самодеятельных театральных коллективов Барнаул : Науч.-метод. центр народного творчества и культурно- просветительной работы управления культуры Алтайского крайисполкома, 1990.

8. ШКОЛЯР Л. В., ШКОЛЯР В. А., КРИТСКАЯ Е. Д. и др. Музыкальное образование в школе : учеб. пособие для

студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / науч. ред. Л. В. Школяр. М. : Изд. центр «Академия»,

2001.

Статью рекомендует канд. психол. наук, доц. С. Г. Крылова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.