УДК 7.08.091
Жукова Анна михайловна
Аспирант Уральского государственного педагогического университета, преподаватель кафедры теории музыки и музыкального образования Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, [email protected], Тюмень
диагностика уровней сформированности музыкальнопостановочных компетенций у будущих режиссеров ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ
В статье рассмотрены критерии, показатели и уровни сформированности музыкально-постановочных компетенций. Детально описаны диагностические задания, раскрыты их содержание и технология оценки результатов.
Ключевые слова: Компетентностью подход, музыкально-постановочные компетенции, музыкальное решение, театрализованное представление, синтонность.
Zhukova Anna Mikhajlovna
Post-graduate student of the Ural state pedagogical university, the department of the theory of music and music education teacher of the Tyumen state academy of culture, arts and social technologies, [email protected], Tyumen
DIAGNOSTICS OF THE LEVELS OF Development OF MUSICAL-PRODUCTION COMPETENCIES OF FUTURE DIRECTORS OF THEATRICAL PERFORMANCES AND HOLIDAYS
The article considers criteria, indicators and levels of development of musical-production competencies. Diagnostic tasks are described in detail, their content and results evaluation technology are provided.
Keywords: The competence approach, the musical-productive competences, the musical conclusion, the dramatized presentation, the syntony.
Переход на новые образовательные стандарты в сфере высшего профессионального образования обусловил потребность более детального изучения профессиональных компетенций бакалавров, в том числе обучающихся по направлению подготовки 071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по данному направлению подготовки определены три области преломления профессиональных компетенций: режиссерско-постановочная, организационно-управленческая, художественно-просветительская. В содержании профессиональных компетенций четко прослеживается необходимость в овладении студентами знаний, умений и формировании у них ценностей и мотивов в области музыкального искусства наряду с другими выразительными средствами
режиссуры. Это определено весомым положением музыкального искусства в драматургии театрализованного представления. В связи с этим в рамках данных компетенций, на основе изучения ключевых понятий компетентностного подхода, были выделены музыкально-постановочные компетенции, определены их виды и содержание. Под музыкально-постановочными компетенциями понимается интегративная совокупность качеств (знания, умения, готовность, способности, мотивы, убеждения и ценности) будущего режиссера в области музыкального искусства, необходимых для адекватной реализации постановочного замысла средствами музыки и обеспечивающих выполнение музыкально-постановочной деятельности на высоком художественном уровне. Видами музыкально-постановочных компетенций стали: музыкально-теоретическая, практи-ко-постановочная, социально-ценностная.
Теоретическое осмысление содержания и видов музыкально-постановочной компетенции актуализирует необходимость поиска и построения эффективной методики их формирования. Оценить эффективность методики возможно лишь при наличии исходных и итоговых показателей сформированности музыкально-постановочных компетенций у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. В связи с этим требуется разработка критериев, показателей музыкально-постановочных компетенций и диагностических методик выявления уровней сформированности каждой из них, которые и будут рассмотрены в данной статье.
Музыкально-постановочные компетенции являются основой проявления музыкальнопостановочной компетентности студентов в их профессиональной деятельности. В структуре компетентности большинство исследователей выделяют следующие компоненты: когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей) (И. А. Зимняя [3], Н. Л. Гончарова [2]).
Таким образом, в структуре компетентности и компетенций должны быть отражены следующие моменты - знания, умения, навыки, мотивы, ценностные убеждения, творческая инициативность и оценочные суждения.
Данные компоненты полностью отражены в музыкально-постановочных компетенциях. Все это дает основание предположить, что музыкально-теоретическая компетенция, реализует собой когнитивный компонент музыкально-постановочных компетенций и отражает необходимые для ее актуализации знания, потребность в самообразовании. Практико-постановочная компетенция, реализуя операционно-поведенческий компонент, характеризует уровень сформированности умений в области музыкальной режиссуры и способность к их творческому преломлению. Социальноценностная компетенция, соотносимая с аксиологическим компонентом, отражает отношение и интерес к процессу, содержанию и результату музыкально-постановочной работы и к музыкальному искусству в целом.
Таким образом, возможны следующие компоненты музыкально-постановочной компетенции: музыкально-теоретический компонент,
практико-постановочный, социально-ценностный компонент. Компоненты музыкально-постановочных компетенций в свою очередь могут выступать и в качестве критериев. Каждый критерий определяется рядом показателей. Показателями музыкально-теоретической компетенции, исходя из её содержания, являются знания о музыке и музыкальный вкус. Практи-ко-постановочная компетенция определяется такими показателями как музыкально-режиссерские умения и творческая инициативность. Социально-ценностная компетенция проявляется в мотивах и убеждениях в области музыки и оценочных суждениях о своей музыкальнопостановочной работе.
Сформированность каждой из компетенций может быть оценена на основе выделения четырех уровней, каждый из которых выражен в баллах: высокий уровень - 3 балла; средний уровень - 2 балла; относительно низкий уровень - 1 балл; низкий уровень -О баллов. Общий уровень исходной сформи-рованности той или иной компетенции режиссеров театрализованных представлений и праздников определяется из совокупности баллов по двум её показателям. Высокий уровень соответствует 5-6 баллам, средний уровень - 3-4 баллам, относительно низкий 1-2 баллам и низкий - 0 баллов.
С целью разработки заданий, направленных на выявление сформированности музыкально-постановочных компетенций, были рассмотрены диагностирующие и формирующие методики различных аспектов музыкальной и театральной образованности детей и юношества следующих авторов: В. П. Анисимов [1], Л. П. Маслова [4],
В. И. Петрушин [7], Е. М. Торшилова [10], Л. В. Школяр [б], Е. Ф. Шангина [11] и другие. Были отобраны диагностические задания в их оригинальном варианте, отвечающие задачам исследования, и разработаны новые с опорой на существующий опыт и технологии. Таким образом, показатели музыкально-теоретической компетенции можно замерить при помощи следующих методов исследования: знания о музыке - тест «Что я знаю о музыке»; музыкальный вкус - тест «Профессиональная фонотека режиссёра театрализованных представлений и праздников». Показатели музыкально-постановочной компетенции исследуются при помощи следующих диа-
гностических заданий: музыкально-режиссёрские умения - творческое задание «Моя музыкальная характеристика»; творческая инициативность - творческое задание «Музыкальный фрагмент» (Е. Ф. Шангина). Социально-ценностная компетенция может быть изучена на основе результатов, полученных при выполнении студентами следующих заданий: мотивы и убеждения в области музыки - диагностическое задание «Дискуссия о музыкальных предпочтениях» (В. П. Анисимов); оценочные суждения о своей музыкально-постановочной работе -анкета на выявление оценочных суждений.
Обратимся к более детальному описанию перечисленных диагностических методик и заданий.
Тест «Что я знаю о музыке?» направлен на выявление знаний студентов в области музыкального искусства и их осведомленности об основных средствах музыкальной выразительности, музыкальных стилях, жанрах, инструментах, типах музыкального творчества, композиторах и исполнителях музыки, а также о некоторых аспектах взаимодействия музыки и театрализованного представления. Тестовое задание состоит из 20 вопросов. В него включены задания, составленные в двух формах: с выбором ответа (12 вопросов) и на установление соответствия (8 вопросов). Задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл, задания на установление соответствия в 2 балла, максимально возможное количество баллов - 28. Таким образом, знания студента о музыке считаются сформированными на высоком уровне, если им набрано от 25 до 28 баллов; на среднем уровне при набранных баллах от 19 до 24; на относительно низком уровне при набранных баллах от 11 до 18; на низком уровне при набранных баллах от 8 до 10 и ниже.
Тест «Профессиональная фонотека режиссера театрализованных представлений и праздников» дает возможность изучить вкусовые предпочтения студентов в области музыкального искусства. Предложенное тестовое задание является адаптированной к описываемому диагностическому исследованию моделью разнообразных исследовательских методик и заданий, направленных на изучение музыкальных вкусов. Среди них особо необходимо отметить: тест «Музыкальный магазин» В. П. Анисимова,
методики диагностики музыкальной культуры школьников Л. В. Школяр: «Музыка для домашней фонотеки» и «Музыкальная программа для друзей», методики изучения и развития музыкальных вкусов учащихся старших классов общеобразовательной школы В. И. Петрушина: «Диско-КВН»; «Убеди несознательного»; «Музыка и я»; «Музыкально-ролевой ринг»; «Познай себя», опыт системного педагогического наблюдения за музыкальным вкусом учащихся и его эволюцией в процессе обучения А. А. Иванова (учителя музыки г. Санкт-Петербург). Те сто -вое задание представляет собой проблемную ситуацию, которую студенту необходимо обдумать и решить. Также в тесте содержится список музыкальных произведений. Будущему специалисту в области постановки театрализованных представлений и праздников предлагается из перечисленных музыкальных произведений выбрать те, которые, на его взгляд, должны обязательно присутствовать в профессиональной фонотеке режиссера театрализованных представлений и праздников. В списке произведений представлена музыка всех типов музыкального творчества (фольклор, классика, эстрада), а также отдельно выделена духовная музыка и музыка современных развлекательных направлений. Критерии оценки таковы: высокий уровень развития музыкальных вкусов будет характеризоваться выбором всех предложенных направлений музыки с предпочтением высокохудожественной музыки (как классической, так и эстрадной) - 3 балла; средний уровень будет характеризоваться выбором 4-5 направлений музыки - 2 балла; относительно низкий уровень характеризуется выбором 2-3 направлений музыки с тенденцией к развлекательности - 1 балл; низкий уровень - выбором лишь современной развлекательной музыки - 0 баллов.
Творческое задание «Моя музыкальная характеристика» направлено на изучение музыкально-режиссерских умений. Предложенное задание является инвариантом задания «Какая ты музыка? Как ты звучишь?» Л. П. Масловой [4, с. 63], адаптированного к целевым установкам описываемой диагностики. Студенту предлагается выбрать музыкальную миниатюру (фрагмент крупного музыкального сочинения), который бы в полной мере мог выразить его внутренний
мир, характер. Далее музыкальные фрагменты, подготовленные студентами, передаются педагогу, который на групповом занятии предлагает прослушать эти музыкальные фрагменты, без оглашения, кому принадлежит их выбор. Задача однокурсников угадать зашифрованный персонаж, которым в данном случае выступает студент их группы, на основе установления внутренних связей между содержанием музыки и характером и образом студента. В этом задании студент демонстрирует навыки осознанного восприятия музыки, понимания её содержания и соотнесения предлагаемого образа со своим внутренним состоянием. Умение находить музыкальное выражение образа и характера персонажа театрализованного представления очень важно для будущего режиссера. Задание «Моя музыкальная характеристика» демонстрирует интуитивную способность студента к данному виду режиссерской деятельности. Это задание является первичным и наиболее простым в выполнении из заданий такого рода, так как им нужно найти «синтонность» образу человека, который им знаком в большей мере, то есть самому себе. Еще одним положительным моментом данного задания является его двухплановость. Во-первых, студентам необходимо найти музыкальное произведение, соотносимое со своими личными представлениями о себе. Во-вторых, соотнести образное содержание музыкальных произведений со своими однокурсниками и угадать их принадлежность. В процессе выполнения второй части этого задания в аудитории, традиционно, активизируется обсуждение музыкальных ассоциаций и характеров студентов, которые иллюстрируют те или иные произведения музыкального искусства. Довольно часто личные представления человека о себе не совпадают с мнением группы о нем. Студенты предлагают свои музыкальные характеристики того или иного однокурсника. Данное задание заставляет студентов взглянуть во внутренние мироощущения друг друга, учит более внимательному считыванию информации о человеке, пониманию психологии душевных проявлений - тому, что является первостепенным в деятельности режиссера. При этом данное задание подводит студентов к осознанию того, что музыка обладает неиссякаемым потенциалом и возможно-
стями в характеристике внутреннего облика того или иного персонажа, действия, чувств, чем обогащает театрализованное представление. Выполнение данного задания вызывает у студентов активный и живой интерес. Опишем требования к оценке результатов выполнения задания. Высокий уровень развития музыкально-режиссерских умений будет характеризоваться осознанным подходом к выполнению задания, соответствием выбранного музыкального фрагмента и реализуемого им образа - 3 балла. Средний уровень проявится в заинтересованном отношении к выполнению задания и присутствии неточностей в его исполнении в связи с несформированным навыком музыкального режиссерского анализа произведений музыкального искусства - 2 балла. Относительно низкий уровень характеризуется ориентировкой на внемузыкальные ассоциации при выполнении задания - 1 балл. Низкий уровень связан с необдуманностью предложенного решения и неподготовленностью задания - 0 баллов.
Диагностическое задание «Музыкальный фрагмент» (Е. Ф. Шангина) связано с прослушиванием заданного музыкального фрагмента и выражением возникших ассоциаций в любом удобном для студента варианте: сценическом этюде; рисунке; коротком сюжетном рассказе. Предполагается, что данное задание открытого типа, не ставящего студента в те или иные рамки, наиболее просто в решении. Оно является аналогичным тем заданиям, которые студенты выполняют на вступительном творческом конкурсе. Каждый студент направления подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников» имеет определенную творческую наклонность, в которой проявляет себя наиболее успешно: фотодело, цирковое искусство, вокал, хореография, живопись. Данное задание дает возможность выразить музыкальные ассоциации через любой вид творческой деятельности. Оценка результатов происходит по следующим критериям. Высокий уровень творческой инициативности будет характеризоваться интересом к выполнению задания и самостоятельным поиском его адекватного решения - 3 балла. Средний уровень проявляется в заинтересованности при выполнении задания, но неспособности предложить самосто-
ятельное творческое решение и потребности в образце - 2 балла. Относительно низкий уровень характеризуется решением творческого задания по алгоритму, предложенному педагогом - 1 балл. Низкий уровень характеризуется выполнением задания совместно с педагогом - 0 баллов.
Диагностическая методика В. П. Анисимова, которую условно можно озаглавить «Дискуссия о музыкальных предпочтениях» направлена на получение сведений о мотивах обращения студентов к музыке, оценить их убеждения и ценностные ориентации в этой области. Выбор этой методики обусловлен тем, что её целевые ориентиры связаны с выявлением требуемого для данного исследования показателя. По словам В. П. Анисимова данная методика представляет собой «систему задач на выявление личностного смысла, особенностей осознаваемых индивидом мотивов в общении с музыкой. Мотивационная направленность музыкальных вкусов, ориентаций, убеждений определяется склонностью реципиента рассматривать музыку либо только как повод для развлечения, отдыха, либо как средство, с помощью которого можно удовлетворять свои познавательные потребности» [1, с. 98]. Данное задание выполняется в письменной форме. Текст заданий, вопросы, варианты ответов и технология обработки результатов используются в исследовании без изменений в авторском варианте В. П. Анисимова. На их основе был составлен диагностический бланк, который включает краткие сведения о студенте, инструкцию к заданию и само задание, состоящее из пяти текстов, в которых описываются фрагменты дискуссии студентов, размышляющих о роли музыкального искусства в жизни человека и общества и карточек вопросов и вариантов ответов. Реципиенту описывается ситуация и предлагается стать участником дискуссии, с которой он знакомится поэтапно и отвечает на вопросы после каждого фрагмента. Критерии оценки таковы. Высокий уровень сформи-рованности мотивов и убеждений в области музыкального искусства будет характеризоваться следующей последовательностей ответов - нет (не знаю); нет (не знаю); да; нет; да - 3 балла. Средний уровень будет характеризовать следующая последовательность ответов - не знаю; не знаю; да; не знаю; да -
2 балла. Относительно низкий уровень проявляется в следующих последовательностях ответов - не знаю; не знаю; не знаю; да или не знаю; не знаю; да; да; не знаю - 1 балл. Низкий уровень находит свое отражение в ответах - да (не знаю); да (не знаю); нет; да; нет (не знаю) - 0 баллов.
Анкета на выявление оценочных суждений направлена на изучение оценочных суждений студентов-режиссеров в отношении собственной музыкально-постановочной работы. Сформированность данного показателя является весомым стимулом для совершенствования музыкально-постановочных компетенций и, как результат, для более профессионального уровня овладения музыкально-постановочной компетентностью. Анкета содержит вопросы о том: какими принципами руководствуется студент в подборе музыкального материала к своим режиссерским проектам; насколько детально планирует и прорабатывает музыкальное оформление (музыкальное решение); осознает ли потребность в совершенствовании своих умений в области музыкально-постановочной работы; эмоционально или рационально подходит к оценке своего творчества как в целом, так и в области музыкального решения режиссерских задач. Оценка результатов происходит путем анализа ответов студентов на перечисленные вопросы. Высокий уровень сформированности оценочных суждений будет характеризоваться ответами на вопросы, которые свидетельствуют о том, что музыкально-постановочная работа планируется, анализируется, студентом осознается потребность в углублении музыкальнорежиссерских знаний и умений - 3 балла. Средний уровень соответствует ответам на вопросы, которые демонстрируют, что музыкально-постановочная работа проводится, но отсутствует готовность к самостоятельному поиску адекватного музыкального решения, требуется совместный с педагогом режиссерский анализ музыкальных произведений, при оценке результатов работы студент проявляет неуверенность - 2 балла. Относительно низкий уровень характеризуется ответами на вопросы, которые выявляют, что музыкально-постановочная работа проводится, но музыкальные номера направлены на удовлетворение музыкальных интересов зрительской аудитории, а не на решение
Таблица 1
Результаты констатирующей и итоговой диагностики уровней сформированности музыкально-постановочных компетенций у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников
Виды музыкально-постановочных компетенций Уровни сформированности компетенций (констатирующий этап) Уровни сформированности компетенций (итоговый этап)
низкий о н ь ель си ок ^ § он средний высокий низкий о н ь ель си ок ^ § он средний высокий
Социально-ценностная 47% 38% 12% 3% 6% 10% 28% 56%
Музыкально-теоретическая 13% 53% 26% 8% 3% 12% 36% 49%
Практико-постановочная 45% 34% 15% 6% 4% 13% 30% 53%
режиссерских задач, оценивается по реакциям зрителей, чаще как успешная - 1 балл. Низкий уровень свидетельствует о том, что работа по музыкальному оформлению не планируется, строится по принципу «случайности», при этом всегда оценивается самим автором как успешная - 0 баллов.
Описанное диагностическое исследование стало основой опытно-экспериментальной работы, которая была проведена на базе ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий». В исследовании приняли участие 88 студентов вторых курсов института музыки, театра и хореографии по направлению подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Полученные результаты отражены в Таблице № 1.
Таким образом, используемые диагностические задания позволили определить уровни сформированности музыкально-постановочных компетенций у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников, на основе полученных данных скорректировать методику формирования данных компетенций и отследить её эффективность.
Библиографический список
1. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособ. - М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
2. Гончарова Н. Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сб. науч. тр. СевКавГТУ, Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - №5. -
С. 25-29.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. Авторская версия: труды метод. семинара. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
4. маслова Л. П. Педагогика искусства: теория и практика. - Новосибирск: Изд-во НИПКи-ПРО, 1997. - 136 с.
5. Музыкальное образование в школе: учеб. пособ. для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская [и др.]; науч. ред. Л. В. Школяр. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с.
6. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учеб. пособ. - 2-е изд. - М.: Академический проект; Трикста, 2008. - 400 с.
7. Торшилова Е. м. Тестовые задания на полимодальность эстетического восприятия // Искусство в школе. - 2008. - №3. - С. 4-6.
8. Шангина Е. Ф. Тренинг актерских и режиссерских способностей: метод. рекомендации для самодеятельных театральных коллективов. -Барнаул: Научно-методический центр народного творчества и культурно просветительной работы управления культуры Алтайского крайисполкома. - 1990. - 10 с.