Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ'

ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
94
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / СТИЛЬ ЖИЗНИ / ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Фортунатов Артем Александрович

Введение. Статья посвящена анализу теоретического и эмпирического материалов, посвященных проблеме субъективного отношения студентов вуза, выросших в условиях городской и сельской сред, к окружающей природной среде. Основной целью исследования является рассмотрением влияния стиля жизни обучающегося вуза на формирование его субъективного отношения к природе. Методология и организация исследования. Выявление особенностей их отношения к природной среде основывается на диагностическом комплексе «Тест экологического сознания», разработанном в лаборатории экологического развития Института психологии РАО, под руководством В.И. Панова. Данный тест позволяет нам выявить экоцентрический и антропоцентрический тип экологического сознания студентов, а также оценить выраженность составных компонентов их стиля жизни. Выводы. Субъективное отношение студентов вузов, выросших в условиях городе, отличается от субъективного отношения студентов, выросших в сельской местности. Это отличие основано на лучшей информированности "городских" студентов об экологических проблемах природной среды, а также на осуществлении более эффективной экологопросветительской и природоохранной деятельности в городской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF SUBJECTIVE ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS TO THE NATURAL ENVIRONMENT

Introduction - the article is devoted to the analysis of theoretical and empirical materials devoted to the problem of subjective attitude of University students, who grew up in urban and rural environments, to the natural environment. The main aim of the study is to examining the influence of the student's lifestyle on the formation of their subjective attitude to nature. The methodology and organization of the study. Identification of the features of their relationship to the natural environment is based on the diagnostic complex "Test of ecological consciousness", developed in the laboratory of environmental development of the Institute of psychology of REA, under the direction of V.I. Panov. This test allows us to identify the ecocentric and anthropocentric type of environmental consciousness of students, as well as to assess the severity of the components of their lifestyle. Conclusions The subjective attitude of University students who grew up in the city differs from that of students who grew up in the countryside. This difference is based on better awareness of "urban" students about environmental problems of the natural environment, as well as the implementation of more effective environmental education and environmental protection activities in the urban environment.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»

УДК 159.9.072

ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

Артем Александрович Фортунатов, кандидат педагогических наук, доцент, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет

Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу теоретического и эмпирического материалов, посвященных проблеме субъективного отношения студентов вуза, выросших в условиях городской и сельской сред, к окружающей природной среде. Основной целью исследования является рассмотрением влияния стиля жизни обучающегося вуза на формирование его субъективного отношения к природе. Методология и организация исследования. Выявление особенностей их отношения к природной среде основывается на диагностическом комплексе «Тест экологического сознания», разработанном в лаборатории экологического развития Института психологии РАО, под руководством В.И. Панова. Данный тест позволяет нам выявить экоцентрический и антропоцентрический тип экологического сознания студентов, а также оценить выраженность составных компонентов их стиля жизни. Выводы. Субъективное отношение студентов вузов, выросших в условиях городе, отличается от субъективного отношения студентов, выросших в сельской местности. Это отличие основано на лучшей информированности "городских" студентов об экологических проблемах природной среды, а также на осуществлении более эффективной экологопросветительской и природоохранной деятельности в городской среде.

Ключевые слова: субъективное отношение, студенты вуза, экологическое сознание, стиль жизни, окружающая природная среда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p666-675

DIAGNOSTICS OF SUBJECTIVE ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS TO THE

NATURAL ENVIRONMENT

Artem Alexandrovich Fortunatov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Institute ofpedagogy and psychology of education, Moscow City University

Abstract

Introduction - the article is devoted to the analysis of theoretical and empirical materials devoted to the problem of subjective attitude of University students, who grew up in urban and rural environments, to the natural environment. The main aim of the study is to examining the influence of the student's lifestyle on the formation of their subjective attitude to nature. The methodology and organization of the study. Identification of the features of their relationship to the natural environment is based on the diagnostic complex "Test of ecological consciousness", developed in the laboratory of environmental development of the Institute of psychology of REA, under the direction of V.I. Panov. This test allows us to identify the ecocentric and anthropocentric type of environmental consciousness of students, as well as to assess the severity of the components of their lifestyle. Conclusions The subjective attitude of University students who grew up in the city differs from that of students who grew up in the countryside. This difference is based on better awareness of "urban" students about environmental problems of the natural environment, as well as the implementation of more effective environmental education and environmental protection activities in the urban environment.

Keywords: subjective attitude, University students, environmental awareness, lifestyle, natural environment.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении достаточно большого периода времени мы занимаемся изучением проблемы формирования экологической культуры у студентов вуза. Конечно, наше исследование имеет некоторые ограничения, касающиеся невозможности рассмотрения всех

составляющих понятия экологической культуры и их влияния на личности студентов, выросших в условиях села и города. Тем не менее, нашу работу можно дополнить материалами ученых, которые также занимаются схожей тематикой исследования.

Так, например, внесения эколого-ориентированного наполнения в вузовское образование занимались такие ученые, как: D.C. Engleson, который в своем исследовании разработал восьмишаговый метод формирования экологической культуры [21, C. 56]; D.L. Bainer, D. Cantrell и P. Barron предлагали применять комплексный подход в процессе осуществления экологического образования в вузе, включающий в себя междисципли-нарность, трансдисциплинарность и мультидисциплинарность [20, C. 16].

Проблема сформированное™ экологической культуры и ее компонентов достаточно хорошо изучена в современной отечественной педагогической литературе. Мотиваци-онно-ценностный компонент экологической культуры был рассмотрен, а работе Н.С. Несгораевой и В.Г. Савельевым[11]. Нравственный и эстетический компоненты были рассмотрены в исследовании Н.В. Абдрашитовой [1]. Ценностный компонент раскрывается в статьях С.С. Рябовой [15] и А.А. Фортунатова [18]. Когнитивный компонент экологической культуры рассматривался в работе Н.П. Несгораевой и В.Г. Савельева [11]. Дея-тельностный компонент раскрывается Е.И. Полянской и Л.Н. Хицовой [14].

Проанализировав вышеупомянутые исследования можно прийти к выводу о том, что одной из важнейших задач в процессе формирования экологической культуры студента вуза является формирование субъективного отношение личности к природе. Наличие экологических знаний не гарантирует того, что личность сможет их применить, для этого необходимо соответствующее ее субъективное отношение к окружающей природной среде, которое определяет наличие цели и мотивов взаимодействия с данной средой.

Для развития субъективного отношения обучающихся вуза к окружающей природе необходимо в первую очередь формирование объективного ее восприятия. Связующим звеном в данном случае может послужить своего рода присущие личности студента манеры поведения, занятия или быт в котором он существует, в процессе которых происходит его самоорганизация и самоутверждение.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе создания теории экологической психологии и педагогики С. Д. Дерябо и В. А. Ясвиным была разработана модель, направленная на коррекцию субъективного отношения личности к природе. Согласно данной модели для преобразования восприятия составных частей окружающей социоприродной среды необходимо переводить отношение из объективного в субъективное через наделение данных частей «субъективностью». Для этого необходимо, чтобы природный объект способствовал формированию у человека переживания собственной личностной динамики [3, С. 32].

Соответственно, тот объект окружающей природной среды, который подвергается субъектификации, включается в сферу действия этических норм личности студента вуза, что способствует проявлению возможности «положительного» взаимодействия с ним. В результате происходит изменение мировоззрения и как следствие стиля жизни студента, что само по себе можно обозначить, как процесс воздействия педагогического потенциала природы на его личность.

Как полагает В. А. Ясвин для коррекции субъективного восприятия элементов биотической и абиотической природной среды необходимо использовать принцип комплексности стимульного воздействия [19, C. 373]. Т.е. элемент должен воздействовать на студента в следующих направлениях: эмоциональном, познавательном и практическом.

Схожей точки зрения придерживаются С.А. Мудрак, А.В. Гагарин и В.В. Глебов, которые отмечают, что для становления полноценной субъективации отношений к природе следует проводить взаимодействие в единстве природного и социального мира. В процессе субъективизации объектов окружающей природной среды одновременно происхо-

дит изменение собственной субъективизации человека, а как следствие и стиля жизни человека [10].

Конечно, можно говорить о множестве факторов, влияющих на формирование и развитие субъективного отношения личности к природе, но в данном исследовании мы ограничимся рассмотрением влияния стиля жизни студента на формирование его субъективного отношения к природе.

Большой вклад в разработку понятия «стиль жизни» внесли такие ученые, как И.С. Кон, Ю.Г. Волков, И. В. Бестужев-Лада, И.М. Ильинский, Ю. П. Лисицына, М.Н. Рутке-вич и Л.Я. Рубина, С.Н. Иконникова, Ю. А. Левада и многие другие.

В статье мы будем основываться на исследованиях Ю. П. Лисицына [7] и И. В. Бестужев-Лады [2], которые полагали, что стиль жизни человека, является производным от образа жизни и включает в себя социально-психологическую категорию, в которую входят такие составляющие, как:

- организация рабочего времени (под рабочим временем мы будем понимать время, которое студент проводит в вузе) и свободного времени;

- занятия вне сферы труда;

- устройство быта;

- манеры поведения;

- ценностные предпочтения, вкусы и др.

Ниже раскроем влияние составляющих стиля жизни на формирование у студентов университета субъективного отношения к природе.

Изменение отношение к окружающей социоприродной среде обучающийся вуза должен начать с локального уровня, т.е. со своего стиля жизни. Для этого необходимо сделать стиль жизни дружественным по отношению к природе. Экологоориентированный стиль жизни входит в норму в условиях городской среды и предполагает более адекватный подход к организации и устройству своего быта, организации рабочего времени, досуга и изменения своего поведения по отношению к сохранению и поддержания чистоты в природной среде. К сожалению, на сегодняшний день у жителей села в большей степени превалирует антропоценрическое сознание, которое откладывает отпечаток на типичный стиль жизни студентов, родившихся и выросших на селе. Для жителей деревни по-прежнему в большей степени характерен потребительский стиль отношения к природе, основанный на ее эксплуатации.

Экологические условия, в которых проживают студенты в условиях города, нередко оказывают на них негативное влияние, вследствие чего они чаще задумываются о сохранении окружающей социоприродной среды.

Архитектурно-планировочные особенности города также оказывают влияние на восприятие студентами окружающей природной среды. Части города, насыщенные разнообразными природными наполнениями (парками, природными памятниками, охраняемыми природными территориями и т.д.), способствуют формированию у студентов, проживающих рядом, чувства идентичности с природой и как следствие экологосообразных манер поведения.

Следует отметить, что экологический стиль жизни должен ассоциироваться для личности студента с таким аспектом, как высокое качество жизни, что будет стимулировать его внедрению в студенческой среде в повседневную жизнь (устройство быта, организация рабочего и свободного времени, манеры поведения, ценностные предпочтения).

В основе изменения отношения к окружающей социоприродной среде лежат знания, поэтому студенты должны быть проинформированы об актуальных экологических проблемах. Так, например, как показало исследование, проведенное Л.Г. Титаренко, большая часть из опрошенных молодых людей считают свой уровень практических знаний и навыков в области экологии недостаточным и поэтому не готовы для перестройки собственного стиля жизни на экологический лад. Тем не менее более половины респон-

дентов высказали свое желание изменить свой стиль жизни на дружественный по отношению к окружающей природной среде [17, С. 159].

Реальным индикатором, по которому можно судить о том, захочет ли студент изменить свой стиль жизни, служит осознание им актуальных для региона экологических проблем. Так, в частности, для учащейся молодежи в большей степени актуальны проблемы, связанные с изменением климата и применением ГМО в продуктах питания. Молодежь, проживающая на селе и в условиях города, проявляет одинаковую достаточную мобильность и открытость в отношении изменения своего стиля жизни [17, С. 160].

Можно также отметить зависимость между уровнем экологоориентированных знаний и экологосообразным поведением студента. Осознанно выбирая экологически ориентированный стиль жизни, студент может пойти на потерю привычных для него достижений цивилизации. Ключевую роль в этом процессе должен играть вуз, в котором учится студент, через пропаганду экологосообразного стиля поведения, создания стимулов для молодежи, ведения эколого-просветительской деятельности.

Как верно писал Н.Н. Моисеев [9] на сегодняшний день требуется пересмотр и изменение создаваемых веками ценностей, что приведет к пересмотру всей организации планетарного сообщества. Ученый полагал, что человечеству предстоит сформировать новую культуру, как в отношении с людьми, так и в отношении с окружающей природной средой.

Проблема ценностных ориентаций и предпочтений человека к действительности является составной частью философской теории ценностей, которая является значимой в современной философии.

Мы разделяем мнение М.С. Кагана, который полагал, что воспитание представляет собой процесс целенаправленного формирования системы ценностей, на которых будет основываться жизнь молодого человека. К таким ценностям можно отнести и экологические ценности, которые входит в понятие стиль жизни. Автор пишет, что ценности формируются не на основе безличной коммуникации (примером которых могут служить научные знания), а непосредственно в процессе межличностного общении на основе личностного переживания того или иного события, способствуют формированию субъективного отношения к данному событию [5, С. 14].

Интерес представляет для нас исследование Д.А. Леонтьева, который полагал, что не все социальные ценности, в том числе по отношению к окружающей природной среде, которые человек признает и осознает, могут усваиваться им [6, С. 39]. Как нам кажется, для того, чтобы экологические ценности стали ценностями индивида необходима их трансформация, основанная на его практической включенности в коллективную деятельность, которая способствует реализации данных ценностей.

Следует отметить, что в процессе формирования экологических ценностей личности студента важно опираться на принцип природосообразности и культуросообразности, т.е. то, что имеет личностное значение для него.

Н.М. Мамедов отмечает, что деятельность общества по преобразованию природы зависит от степени понимания ценности природы в человеческой культуре [8].

Ценностному отношению личности человека к природе рассматривалось в работах таких авторов, как Н.Б. Игнатовской [4], М.С. Кагана [5], А.В. Ясвина [19], П.И. Пидка-систого [13], В.А. Ситарова и В.В. Пустовойтова [16]. Основываясь на исследовании данных ученых можно выделить следующие характеристики ценностного отношения к природе:

- осознание самой природы, как ценности:

- развитие познавательного интереса по отношению к окружающей природной

среде;

- формирование на основе оценивания природы активной позиции личности в области эколого-просветительской деятельности;

- выбором оптимального способа взаимодействия в системе человек-природа;

- формирование новых ценностных установок по отношению к природе на основании ценностного отношения к ней.

Все это также приводит к изменению отношения личности студента к окружающей социоприродной среде.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для диагностики субъективного отношения студентов к окружающей природной среде нами был применен диагностический комплекс «Тест экологического сознания», разработанный в лаборатории экологического развития Института психологии РАО, под руководством В.И. Панова [12]. В исследовании приняли участи студенты Московского городского педагогического университета, Московского гуманитарного университета и Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова в количе -стве 150 человек.

Нам показалось важным, что данный комплекс позволяет выявить экоцентриче-ский и антропоцентрический тип экологического сознания, исходя из субъективного отношения к окружающей социоприродной среде. Комплекс включает в себя четыре субтеста: «Экологические угрозы», «Единение с природой», «Конфликт сред» и «Экологическая ответственность», которые также позволяют нам оценивать выраженность составных компонентов стиля жизни.

Субтест «Экологические угрозы» базируется на модели взаимодействия личности человека и окружающей природной среды в его рабочее и свободное время, исходя из того, что воздействие на уровне «человек-природа» рассматривается в сознании, как два отдельных друг от друга состояния. Студентам предлагается оценить два типа высказываний о природных явлениях, влияющих на человека и примеров человеческой деятельности, влияющих на природу.

Субтест «Экологическая ответственность» предлагает студентам оценить срочность реализации тех или иных природоохранных мероприятий от самых простых до радикальных, исходя из представлений о устройстве своего быта и занятий вне сферы труда.

Субтест «Конфликт сред» включает в себя проблемные ситуации, в которых необходимо выбрать свой тип и манеры поведение при конфликте природной, социальной и техногенной сред.

Субтест «Единение с природой» предлагает оценить респондентам в каждом из приведенных моментов степень своего единения с природой по 9-бальной шкале. Описание моментов приведены таким образом, чтобы дать возможность обучающимся почувствовать эмоциональные переживания (эстетические и физиологические) и ценностные предпочтения, основанные на взаимоотношениях с природой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов полученных в ходе прохождения студентами субтеста «Экологическая ответственность» показал следующее (рисунки 1, 2).

Исходя из полученных результатов студенты, выросшие в городе, считают влияние окружающей природной среды на социум значительным, что может говорить об их более развитой природной чувствительности и интересом к объектам и явлениям окружающей природной среды (рисунок 1).

Достоверные различия были также получены при оценки положительного влияния человеческой цивилизации на природную среду, а именно студенты, выросшие в городе, в отличии от студентов, выросших в деревне оценивают данное влияние выше. Что говорит о их лучшей вовлеченности в эколого-просветительскую деятельность, а также наличию более точной и достоверной информации о данных процессах (рисунок 2).

68%

69%

42%

32%

60% -

40%

20% -

0% -

Положительное воздействие природы на человека Отрицательное воздействие природы на человека

□ Студенты, выросшие в городской среде □Студенты, выросшие в сельской среде

Рисунок 1 - Значения оценок студентов положительного и отрицательного воздействия природы на человека

(субтест «Экологические угрозы»)

70%

60% 40% 20% 0%

60%

30%

39%

Положительное воздействие человека на природу Отрицательное воздействие человека на природу

□ Студенты, выросшие в городской среде

Н Студенты, выросшие в сельской среде

Рисунок 2 - Значения оценок студентов положительного и отрицательного воздействия человека на природу

(субтест «Экологические угрозы»)

Также подтвердилось предположение, которое мы выдвигали, что среда проживания обучающихся будет сообразно влиять на формирование у них 2-х типов экологического сознания: экоцентрического и антропоцентрического. В ходе исследования мы получили, что в когнитивном отношении жители села лучше осознают последствия отрицательное воздействия окружающей природной среды на человека из-за близости к ней и непосредственного взаимодействия с природой и чаще придерживаются антропоцентрического типа экологического сознания (рисунок 1). При этом обучающиеся, выросшие в условиях города лучше понимают последствия воздействия человека на окружающую социокультурную среду из-за особенностей жизни в условиях городской среды и лучшей информированности, благодаря осуществляемой экологопросветительской деятельности и природоохранным мероприятиям. И как следствие стремятся придерживаться экоцентрического типа экологического сознания (рисунок 2).

Рассматривая результаты прохождения студентами субтеста «Экологическая ответственность» можно сделать следующие выводы (рисунок 3).

89% 92%

100% 80% 60% 40% 20% 0%

45%

70%

Экологическая отвтественность (персональный уровень)

Экологическая отвтественность (государственный уровень)

□ Студенты, выросшие в городской среде □Студенты, выросшие в сельской среде

Рисунок 3 - Значения оценок студентов экологической ответственности государства и личности (субтест «Экологическая ответственность»)

Вследствие лучшей информированности в области государственной политики в отношении окружающей природной среды, студенты, выросшие в условиях города, в равной степени осознают и принимают свою ответственность, а также ответственность государства в отношении природной среды (рисунок 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенты, выросшие в условиях сельской местности в меньшей степени готовы рассматривать персональную ответственность по отношению к окружающей природной среде. Но при этом разделяют мнение об ответственности государства в отношении природной среды (рисунок 3).

Как показали наши исследования по субтесту «Конфликт сред», студенты вуза вне зависимости от той среды, в которой они выросли, предпочитают окружающую природную среду, больше чем техногенную (рисунок 4).

Предпочтение техногенной Предпочтение природной Предпочтение социальной

т ^ £реды „ среды среды „

□ Студенты, выросшие в городской среде □ Студенты, выросшие в сельской среде

Рисунок 4 - Значения оценок студентов техногенной, природной и социальной сред (субтест «Конфликт сред»)

Тем не менее, следует отметить отличия в степени предпочтения социальной среды. Так студенты, выросшие в городе, чаще выбирают природную среду, когда им приходится делать выбор между природой и общение с друзьями. Схожие ответы были продемонстрированными ими и при выборе между техногенной и природной средой. Студенты, выросшие в деревне чаще всего предпочитали техногенную и социальную среду по отношению к природной. Таким образом, можно сделать вывод о том, что показатели по такому компоненту стиля жизни, как распределение рабочего и свободного времени у них будет отличаться. Кроме того, студенты, выросшие в городе, чаще будут предпочитать в конфликтной ситуации мотивы, связанные с окружающей природной средой (рисунок 4).

Как мы можем предположить, именно полученные в ходе тесного общения с окружающей природной средой знания студентов, выросших в условиях деревни, привело данную категорию к такому прагматическому отношению к ней. Также можно предположить, что атрибуты, связанные с техногенной средой (мобильные гаджеты, инновационные технологии) менее распространены в условиях сельской жизни и в большей степени в глазах студентов являются статусными и вожделенными объектами. В отличие от них, студенты, выросшие в городе, чаще выбирали окружающую природную среду. Такой выбор, как мы предполагаем, основывается на отсутствии тесного контакта с окружающей природной средой и поэтому отчасти идеализации ее.

Анализ субтеста «Единение с природой» выявил следующие особенности субъективного отношения к природе у студентов вуза (рисунок 5).

Не смотря на предполагаемые нами различия в эмоциональном (физиологическом) компоненте у студентов, выросших в условиях города и студентов, выросших на селе, они не были обнаружены (рисунок 5).

Но при этом подтвердилось наше предположение о том, что у студентов, выросших в условиях города, будет проявляться более выраженное эмоциональное (эстетическое) отношение к элементам природной среды, т. к. взаимодействие с ней происходит редко, зачастую ассоциируется с праздниками и носит ярко выраженный положительный харак-

тер. Для студентов, выросших на селе и постоянно находящихся во взаимодействии с природой и использующих большое количество физического труда, она имеет меньшую эмоциональную (эстетическую) окрашенность и привлекательность (рисунок 5).

100% 80% 60% 40% 20% 0%

81%

Эмоциональные (эстетические) переживания Эмоциональные (физиологические) переживания

□ Студенты, выросшие в городской среде

□ Студенты, выросшие в сельской среде

Рисунок 5 - Значения оценок студентов эмоциональных (эстетических и физиологических) переживаний в отношении окружающей природной среды (субтест «Единение с природой»)

Те же самые факторы, на наш взгляд, повлияли и на проявление «положительного» или «отрицательного» эмоционально окрашенного фона по отношению к окружающей природной среде. Анализ полученных нами данных показал, что студенты, живущие в городе, значительно чаще выбирали ответы, связанные, с совершенством окружающей природной среды, чем живущие на селе. Это тенденция, как нам кажется, связана (осознанием необходимости) с возрастающим значением сохранности природной среды для последующих поколений у «городских» студентов (рисунок 5).

ВЫВОДЫ

Таким образом, следует сделать вывод о том, что субъективное отношение студентов вуза, выросших в условиях города, отличается от такового у студентов, выросших в условиях села. Как показало исследование, данное отличие основывается на лучшей осведомленности «городских» студентов относительно экологических проблем окружающей природной среды, а также реализации более эффективной эколого-просветительской и природоохранительной деятельности в городской среде. У студентов, выросших на селе, взаимодействие с природой чаще всего основывается на тяжелом физическом труде и поэтому они хорошо осознают отрицательное воздействие природы на человека. В отличие от студентов, выросших в условиях города, они чаще предпочитают техногенную среду природной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдрашитова Н.В. Модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 3. - С. 33-40.

2. Бестужев-Лада И.В. (1993) Прогнозное обоснование социальных нововведений / И.В. Бестужев-Лада. - Москва : Наука. 1993. - 232 с.

3. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. -Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 480 с.

4. Игнатовская Н.Б. Природа как ценность культуры / Н.Б. Игнатовская. - Москва : Знание. 1987. - 64 с.

5. Каган, М.С. Избранные труды. В 7 т. Т. 3. Труды по проблемам теории культуры / М.С. Каган. - Москва : ИД Петрополис, 2007. - 756 с.

6. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. -1996. - № 4. - С. 35-44.

7. Лисицын Ю.П. Психологическая медицина / Ю.П. Лисицын. - Москва : Медицина, 2004. - 148 с.

8. Мамедов Н.М. Философская рефлексия эволюции взаимоотношения общества и природы / Н.М. Мамедов // Философия и экологическая проблема. - Москва : Философской общество СССР, 1990. - С. 87-105.

9. Моисеев Н.Н. Экология и образование / Н.Н. Моисеев. - Москва : ЮНИСАМ, 1996. -

191 с.

10. Мудрак С.А. Features of Ecological Competence of Students Living in Conditions of Big City (by the Example of the Students of the Peoples' Friendship University of Russia) / С.А. Мудрак, А.В. Гагарин, В.В. Глебов // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия : Психология и педагогика. - 2012. - №. 4. - С. 78-84.

11. Несгораева, Н.С. Мотивационно-ценностный компонент в экологической культуре студентов вуза / Н.С. Несгораева, В.Г. Савельев // Омский научный вестник. - 2010. - № 5. - С. 143146.

12. Экологическое сознание: теория, методология, диагностика / В.И. Панов, М.О. Мдивани, П.Б. Кодессе, Э.В. Лидская, Ш.Р. Хисанбаев // Психологическая диагностика. - 2012. - № 1. - С. 3-126.

13. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2014 - 624 с.

14. Полянская Е.И. Экомузей как способ формирования деятельностного компонента экологической культуры / Е.И. Полянская, Л.Н. Хицова // Вестник университета. - 2015. - № 2. - С. 302-305.

15. Рябова, С.С. Ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012.

- № 4. - C. 245-250.

16. Ситаров В.А., Социальная экология : учебник для бакалавров / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов. - Москва : Юрайт, 2015. - 517 с.

17. Титаренко Л.Г. Экологически ориентированный образ жизни, как составляющая высокого качества жизни населения и устойчивого развития общества / Л.Г Титаренко // Социологический альманах. - 2011. -Вып. 2. - С. 157-164.

18. Фортунатов А.А. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов вуза / А.А. Фортунатов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. - № 12 (94). - С. 136-141.

19. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин - Москва : Смысл. 2000. -

456 с.

20. Bainer, D.L. Professional Development of Environmental Educators through Partnerships / D.L. Bainer, D., Cantrell P. Barron // Annual Meeting of the North American Association for Environmental Education. - 1997. - No. 8. - P. 15-19.

21. Engleson D.C. A Guide to curriculum planning in Environmental Education / D.C. Engleson.

- Madison, WI : Wisconsin Dept. of Public Instruction, 1985. - 103 p. - (Bulletin / Wisconsin, Department of Public Instruction) ; No. 6094).

REFERENCES

1. Abdrashitova, N.V. (2013), "The model of moral and aesthetic components of ecological culture of students", Bulletin of the Kazan state University of culture and arts, No. 3, pp. 33-40.

2. Bestuzhev-Lada, I.V. (1993), Predictive justification of social innovations, Science, Moscow.

3. Deryabo, S.D. and Yasvin, V.A. (1996), Environmental pedagogy and psychology, Phoenix, Rostov-on-Don.

4. Ignatovskaya, N.B. (1987), The nature of how the value of culture, Knowledge, Moscow

5. Kagan, M.S. (2007), Selected works. Volume III. Works on the problems of the theory of culture, publishing house Petropolis, Moscow.

6. Leontiev, D.A. (1996), "From social values to personal values: sociogenesis and phenomenology of value regulation of activity", Moscow State University Bulletin. Series 14. Psychology, No. 4, pp. 35-44.

7. Lisicyn, Yu.P. (2004), Psychological medicine, Medicine, Moscow.

8. Mamedov, N.M. (1990), "Philosophical reflection on the evolution of the relationship between society and nature", Philosophy and environmental problem, Philosophical society USSR, Moscow, pp. 87-105.

9. Moiseev, N.N. (1996), Ecology and education, UNISAM, Moscow.

10. Mudrak, S.A., Gagarin, A.V. and Glebov, V.V. (2012), "Features of Ecological Competence of Students Living in Conditions of Big City (by the Example of the Students of the Peoples' Friendship University of Russia)", Bulletin of RUDN University. Series Psychology and pedagogy, No. 4, pp. 78-84.

11. Nesgoraeva, N.S. and Saveliev, V.G. (2010), "Motivational and value component in the ecological culture of University students", Omsk scientific Bulletin, No. 5, pp. 143-146.

12. Panov V.I., Mdivani, M.O., Kodesse, P.B., Lidskaya, E.V. and Hisanbaev Sh.R. (2012), "Environmental awareness: theory, methodology, diagnostics", Psychological diagnostics, No. 1, pp. 3-126.

13. Pidkasisty, P.I. (ed) (2014), Pedagogy: textbook for students of higher professional education institutions, Academy, Moscow.

14. Polyanskaya, E.I. and Hicova, L.N. (2015), "The ecomuseum as a way of creating activity based component formation of environmental culture", Bulletin of the University, No. 2, pp. 302-305.

15. Ryabova, S.S. (2012), "Value attitude to nature as a component of ecological culture", Proceedings of the Herzen State Pedagogical University of Russia, No. 4, pp. 245-250.

16. Sitarov V.A. and Pustovoytov V.V. (2015), Social ecology, textbook for bachelors, Urait, Moscow.

17. Titarenko L.G. (2011), "Environmentally oriented lifestyle as a component of high quality of life of the population and sustainable development of society", Sociological almanac, Issue 2, pp. 157-164.

18. Fortunatov A.A. (2012), "Pedagogical conditions for the formation of environmental culture of University students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (94), pp. 136-141.

19. Yasvin, V.A. (2000), Psychology of attitude to nature, Sense, Moscow.

20. Bainer, D.L., Cantrell, D. and Barron, P. (1997), "Professional Development of Environmental Educators through Partnerships", Annual Meeting of the North American Association for Environmental Education, Vol. 8, pp. 15-19.

21. Engleson, D. C. (1985), A Guide to curriculum planning in Environmental Education, Environmental Education Curriculum Development Task Force, Bulletin 6094.

Контактная информация: art_fortunatov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.10.2020

УДК 159.922.7

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Надежда Владимировна Чевычелова, аспирант, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; Елена Александровна Черенёва, кандидат педагогических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, директор, Международный институт аутизма, г. Красноярск; Дмитрий Владимирович Черенёв, кандидат педагогических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, директор, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 2, г. Красноярск; Андрей Владимирович Тимошков, кандидат психологических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация

Статья посвящена описанию психокоррекционной работы, направленной на преодоление эмоционального неблагополучия у женщин, воспитывающих детей с расстройствами аутистическо-го спектра (РАС). Представлены результаты констатирующего эксперимента, целью которого являлось изучение особенностей эмоциональной сферы матерей детей с РАС в контексте двух важнейших социально-демографических характеристик - возраста и типа трудовой занятости. На основании экспериментальных данных разработан ряд рекомендаций для участниц исследования, которые можно разделить на две группы: рекомендации для представительниц каждой из групп испытуемых, в которых были выявлены признаки эмоционального неблагополучия; общая для всех программа психологической поддержки. Отдельное внимание уделяется научно-теоретическому обоснованию выбора подходов к оптимизации эмоциональной сферы матерей детей с РАС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.