Научная статья на тему 'Диагностика стартовых возможностей студентов как входной этап мониторинга учебно-познавательной деятельности'

Диагностика стартовых возможностей студентов как входной этап мониторинга учебно-познавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / МОНИТОРИНГ / ДИАГНОСТИКА / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / СТАРТОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ / АНКЕТЫ-МОНИТОРЫ / STUDENTS' EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY / STUDENTS' START POTENTIAL / COMPETENCE / COMPETENCE MODEL / MONITORING / DIAGNOSTICS / MONITORING QUESTIONNAIRES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семина Екатерина Андреевна

В статье рассмотрен один из подходов к осуществлению мониторинга учебно-познавательной деятельности студентов. Раскрыта сущность входного этапа мониторинга диагностики стартовых возможностей студентов, описаны основные результаты этого этапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семина Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF STUDENTS' START POTENTIAL AS INITIAL STAGE OF MONITORING OF EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY

In this article we examine one of the approaches to realize the monitoring of students' educational-cognitive activity. We also discover the gist of an initial stage of monitoring diagnostics of students' start potential, and describe the main results of this stage.

Текст научной работы на тему «Диагностика стартовых возможностей студентов как входной этап мониторинга учебно-познавательной деятельности»

ДИАГНОСТИКА СТАРТОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАК ВХОДНОЙ ЭТАП МОНИТОРИНГА УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Компетенция, компетентностная модель, мониторинг, диагностика, учебно-поз-навателъная деятельность студентов, стартовые возможности студентов, анке-ты-мониторы.

В настоящее время высшая школа переходит на новые образовательные стандарты, ориентированные на компетентностный формат. Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции, формируемые у учащихся в процессе обучения; при этом под термином «компетенция» понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Для полноценной реализации компетентностной парадигмы, лежащей в основе ФГОС ВПО третьего поколения, необходимы пересмотр и обновление всех компонентов образовательного процесса, что потребует от вузов введения ряда инноваций в организацию образовательного процесса.

В настоящее время актуальным остается вопрос о разработке оценочных, диагностических средств, соответствующих требованиям новых ФГОС, с помощью которых можно было бы диагностировать не только усвоенные студентом знания, умения и навыки, но и уровень сформированности определенных компетенций.

Таким образом, в теории и практике высшего профессионального образования назрел ряд противоречий между: с одной стороны, все возрастающими требованиями к качественной подготовке специалистов, компетентных в своей области, продиктованными новыми ФГОС ВПО, с другой — фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений, а также отсутствием адекватного инструментария, позволяющего осуществлять непрерывный контроль не только за качеством образовательной подготовки будущего специалиста, но и за развитием и становлением профессиональных компетенций, личностных качеств, обеспечивающих успешное функционирование специалиста в профессиональной среде.

Выделенные противоречия обозначили научную проблему, которая заключается в создании научно обоснованной системы всесторонней диагностики и оценки результатов учебно-познавательной деятельности студентов (УПДС), ориентированной на компетентностную модель будущего специалиста.

Компетенции — основные результаты образования — проявляются и формируются в результате УПДС, процесс их формирования необходимо отслеживать в течение всего процесса подготовки будущего специалиста в вузе. В связи с этим особую значимость приобретает мониторинг качества учебно-познавательной деятельности студентов.

В большинстве вузов на сегодняшний день реализуются следующие традиционные виды оценки результатов УПДС, в основном нацеленные на определение качества знаниевой подготовки обучаемых: 1) итоговые и поэтапные испыта-

ния в виде экзаменов и зачетов по установленным дисциплинам учебного плана; 2) защиты итоговых и поэтапных комплексных квалификационно-образова-тельных работ (курсовых, выпускных квалификационных, конкурсных и т. п.).

На наш взгляд, с позиций компетентностного подхода объектом мониторинга должны стать не только учебные достижения студентов, предметные знания и умения, но и основные составляющие компетенций, формирование которых осуществляется в процессе УПДС.

Поэтому в современном вузе необходима система мониторинга УПДС, сочетающая традиционные и инновационные формы контроля знаний; оценочные средства, моделирующие будущую профессиональную деятельность, диагностику профессиональной компетентности.

В настоящее время мы работаем над проблемой сознания научно обоснованной системы мониторинга учебно-познавательной деятельности студентов — будущих учителей математики (УПДСМ) и реализацией этой системы в образовательном процессе. Основные теоретические результаты нашего исследования опубликованы в статьях [Сёмина, 2010; 2009].

С 2009 г. нами осуществляется опытно-экспериментальная работа по реализации разработанной системы мониторинга УПДСМ на факультете математики и информатики КГПУ им. В.П. Астафьева. Всего исследованием было охвачено более ста первокурсников.

Цель настоящей статьи — описание результатов реализации входного этапа мониторинга УПДСМ — диагностики стартовых возможностей студентов-перво-курсников в условиях реализации компетентностного подхода.

Диагностика стартовых возможностей студентов направлена на выявление сильных и слабых сторон в подготовке первокурсников, познавательных ресурсов каждого студента, необходимых для развития и формирования определенных компетенций. Задачи диагностики: 1) анализ психологических особенностей студентов; 2) определение мотивов поступления в вуз; 3) оценка уровня предметной подготовки студентов; 4) определение уровня сформированное™ некоторых умений — компонентов ключевых (надпредметных) компетенций студентов.

Для выявления психологических особенностей личности студентов-первокур-сников мы используем опросники Р. Кеттела (16-РР) [Карелин, 2007, с. 53] и А.А. Реана [Реан, 2006, с. 40]. Ориентируясь на компетентностную модель выпускника, диагностируем те личностные качества студентов, которые значимы для будущей профессиональной деятельности учителя, и выявляем отношение студентов к этим качествам. Так, опросник Р. Кеттела позволяет определить общий уровень интеллекта, уровень развития воображения, эмоциональную устойчивость, степень тревожности, наличие внутренних напряжений, уровень развития самоконтроля, степень социальной нормированности и организованности, открытость, замкнутость, отношение к людям, степень доминирования — подчиненности, зависимость от группы, динамичность и т. д. С помощью опросника А.А. Реана диагностируются мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. Последние в равной степени могут стать мотивацией к учебной деятельности.

Для выявления мотивов поступления в педагогический вуз было проведено анкетирование, по результатам которого выяснилось — около 47 % первокурсников поступили в педагогический вуз, потому что хотят получить профессию учителя математики. Однако достаточно много респондентов указали в качестве

причины поступления: необходимость получения высшего образования (25 % опрошенных) или низкий вступительный конкурс (16 % опрошенных).

В связи с достаточно низким уровнем мотивации поступления в педагогический вуз, на наш взгляд, необходимо осуществлять комплекс мероприятий, проводимых как в рамках учебной работы, так и во внеучебное время, направленных на формирование позитивного отношения студентов к профессии учителя. Так, например, на наш взгляд, целесообразно включение студентов младших курсов в будущую профессиональную деятельность посредством использования учебно-педагогических ситуаций.

Для оценки уровня предметной подготовки студентов-первокурсников мы проводим входное тестирование по школьному курсу математики, результаты которого сопоставляются с результатами ЕГЭ. В последние годы отмечается достаточно низкий уровень математической подготовки выпускников школ. Особенно это относится к знаниям и умениям в области геометрии. Для решения этой проблемы нами был разработан и апробирован компенсационный курс по основным темам школьного курса планиметрии и стереометрии, ориентированный на ликвидацию пробелов в геометрической подготовке студентов-первокурсников.

Как уже было сказано выше, для формирования профессиональных компетенций будущего учителя в процессе УПДС основой является не только предметная составляющая подготовки первокурсников, но и определенные компетенции, сформированные в школе. Поэтому, на наш взгляд, необходимо осуществлять проведение «входной» оценки уровня сформированности ключевых компетенций студентов первого курса.

Остановимся более подробно на описании результатов диагностики уровня сформированности некоторых ключевых компетенций первокурсников.

Анализ ключевых образовательных компетенций, предложенных А.В. Хуторским [Хуторской, 2003], позволил нам выделить оптимальный набор компетенций, которыми должен обладать на определенном уровне первокурсник, достаточных для дальнейшей их адаптации и успешного обучения в вузе: организационная, коммуникативная, информационная, исследовательская компетенции, компетенция учения.

На основе выделенного перечня ключевых образовательных компетенций нами был разработан план диагностики ключевых компетенций первокурсников, который представлен в табл. 1.

Приведенный список отражает далеко не весь перечень компетенций, которыми должен владеть студент. Однако такой минимальный набор компетенций первокурсника, на наш взгляд, оптимален для входного этапа мониторинга.

Для выявления уровня сформированности ключевых компетенций у студен-тов-первокурсников были использованы анкеты-мониторы. По каждой ключевой компетенции нами были выделены основные умения, и для оценки их сформированности разработана серия кратких утверждений, для каждого из которых студент должен был выбрать один из предложенных вариантов ответов. Таким образом, была проведена диагностика на основе самооценки студентов. При этом, исходя из соображений целесообразности, утверждения в анкете располагались не по уровням, а по смысловым блокам.

Таблица 1

План диагностики ключевых компетенций студентов первого курса математического факультета педагогического университета

№ п/п Предмет диагностики Цель диагностики Методы диагностики

1 Организационная компетенция Выявление уровня сформированности учебно-организа-ционных умений и способов деятельности, обеспечивающих планирование, организацию, контроль, анализ и регулирование собственной учебной и внеучебной деятельности Анкеты-мо- ниторы

2 Компетенция учения Выявление уровня сформированности учебно-логичес-ких умений и способов деятельности, навыков управления информацией, умения находить и анализировать информацию из различных источников, аналитическая компетенция, способность применять знания на практике Анкеты-мо- ниторы

3 Коммун нк атив -ная компетенция Выявление уровня сформированности учебно-коммуникативных умений и способов деятельности, обеспечивающих организацию общения, сотрудничества и совместной деятельности с другими участниками образовательного процесса Анкеты-мо- ниторы

4 Информационная компетенция Выявление уровня сформированности учебно-информа-ционных умений и способов деятельности, обеспечивающих поиск, переработку и использование информации для решения учебных задач Анкеты-мо- ниторы

5 Исследовательская компетенция Выявление уровня сформированности умений исследовательской деятельности, умения осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку исследовательской деятельности Анкеты-мо- ниторы

На основе полученной в результате анкетирования информации нами был составлен общий мониторинговый лист, что позволило представить объективную картину всех показателей. Результаты проведенного анкетирования представлены в табл. 2.

Таблица 2

Мониторинговая карта уровня сформированности ключевых компетенций студентов первого курса математического факультета

Ключевые компетенции Оценка уровня сформированности компетенций Индекс

положит. отрицат. нейтр.

Информационная компетенция

1) способность ориентироваться в информационном потоке:

— умение находить и систематизировать различные источники информации по определенному критерию; 48 44 8 +0,04

— умение использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности 57 13 30 +0,44

Продолжение табл. 2

Ключевые компетенции Оценка уровня сформированное™ компетенций Индекс

положит. отрицат. нейтр.

2) компьютерная грамотность, владение новыми информационными и мультимедийными технологиями (электронная почта, Интернет) 81 12 9 +0,69

Итого +0,39

Коммуникативная компетенция

1) готовность вступить в общение по познавательным, деловым, личностным мотивам 53 23 24 +0,30

2) умение слушать и слышать, сопереживание, уважение к другим и самоуважение как основа коммуникации 81 19 - +0,62

3) знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета 69 31 - +0,38

4) умение вступать в конструктивное общение и соблюдать его оптимальную продолжительность; умение вести цивилизованный диалог 53 47 31 +0,06

5) критическое отношение к себе и своему собеседнику, умение вовремя признать свои ошибки и свою правоту; знание конструктивных способов решения конфликта и исправления нарушенных отношений 75 25 - +0,50

6) навыки публичного выступления и письменной речи, иноязычное общение 63 6 - +0,57

7) опыт взаимодействия с различными людьми (по возрасту, статусу, роду деятельности) 80 20 - +0,60

8) умение строить партнерские отношения, работать в команде, организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения 50 50 - 0

Итого +0,38

Компетенция самоорганизации и самоуправления

1) способность к рефлексии 66 34 - +0,32

2) способность к критике и самокритике (критическое мышление; способность формулировать критические суждения) 69 31 - +0,38

3) способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность) 40 59 28 -0,19

4) способность брать на себя ответственность 66 6 41 +0,60

5) способность работать концентрированно и дисциплинированно 78 22 -16

6) способность целенаправленно организовать свою работу индивидуально или в команде 44 16 1 +0,56

7) инициативность 50 50 28 +0,28

8) умение планировать: порядок своей работы (деятельности), работу во времени, расход времени деятельности 63 21 - +0,42

9) умение реализовывать план и контролировать ход его выполнения 65 34 - +0,31

Окончание табл. 2

Ключевые компетенции Оценка уровня сформированности компетенций Индекс

положит. отрицат. нейтр.

10) умение менять способ деятельности в зависимости от дефицита (резерва) рабочего пространства, средств деятельности и времени деятельности 66 6 +0,60

Итого +0,33

Компетенция учения

1) способность к анализу и синтезу (аналитические способности; аналитическая компетенция) 83 17 - +0,66

2) способность применять знания на практике; 3) способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и устранять (решать) их 47 53 -9 -0,06

4) способность перерабатывать растущую массу информации; навыки управления информацией; умения находить и анализировать информацию из различных источников 47 44 - +0,03

5) гибкость мышления 35 64 - -0,29

Итого 54 46 +0,08

Исследовательская компетенция

1) умение ставить цель исследовательской деятельности и организовывать ее достижение 78 19 3 +0,59

2) способность осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку исследовательской деятельности 70 27 3 +0,43

3) умение задавать вопросы к фактам, отыскивать причины явлений 81 16 3 +0,65

4) владение навыками работы с различными источниками информации; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию для решения исследовательских задач 75 22 3 +0,53

5) навык ориентирования в информационных потоках; умение выделять в них главное 59 37 4 +0,22

6) умение выдвигать гипотезы; выбирать условия наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование; владение измерительными навыками 22 75 3 -0,53

7) умение описывать результаты, формулировать выводы 42 55 3 -0,13

8) навык устного и письменного представления результатов своей исследовательской деятельности с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации) 57 41 2 +0,16

Итого +0,24

В предложенных респондентам анкетах использовались в основном номинальные, упорядоченные шкалы с вариантами: 1) да; 2) больше да, чем нет; 3) больше нет, чем да; 4) нет; 5) затрудняюсь ответить.

Для расчета показателя (индекса) уровня сформированности ключевых компетенций, нами была применена формула (1):

и=а+2)-(3+4)

1+2+3+4

где 1 — сумма максимально положительных ответов («да»), 2 — сумма положительных ответов («больше да, чем нет»), 3 — сумма отрицательных ответов («больше нет, чем да»), 4 — сумма максимально отрицательных ответов («нет»), 5 — сумма нейтральных ответов («затрудняюсь ответить») [Иванова, 2004].

В некоторых вопросах анкет-мониторов использовалась шкала с вариантами ответов: 1) да; 2) нет; 3) затрудняюсь ответить.

В этом случае для расчета индекса использовалась формула (2):

1 - 2

И= , (2)

1 + 2 + 3

где 1 — сумма положительных ответов («да»), 2 — сумма отрицательных ответов («нет»), 3 — сумма нейтральных ответов («затрудняюсь ответить»),

В обоих случаях, индекс уровня сформированности ключевых компетенций имеет значение от —1 до +1. Чем ближе значение показателя к +1, тем выше уровень сформированности у студентов той или иной ключевой компетенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные мониторинговой карты позволили нам сделать вывод, что у студен-тов-первокурсников информационная, коммуникативная компетенции, а также компетенция самоорганизации и самоуправления сформированы на удовлетворительном уровне, а исследовательская компетенция и компетенция учения — на низком. Удалось определить, что на достаточно низком уровне у первокурсников развиты такие учебно-познавательные умения, как:

— умение определять и формулировать познавательную проблему;

— умение формулировать цели, направленные на разрешение установленной и сформулированной познавательной проблемы;

— умение определять ресурсы (временные, материально-технические, информационные и т. д.), необходимые и достаточные для выполнения намеченных целей по разрешению познавательной проблемы;

— умение определять источники информации, необходимые и достаточные для выполнения намеченных целей по разрешению познавательной проблемы;

— умение осуществлять поиск информации, необходимой и достаточной для выполнения намеченных целей по разрешению познавательной проблемы;

— умение формулировать решение познавательной проблемы.

Кроме того, у большинства первокурсников наблюдаются слабая мотивация к собственному самообразованию и самосовершенствованию, низкая способность к самостоятельной познавательной деятельности, что может в дальнейшем существенно снизить эффективность процесса обучения.

Некоторые показатели мониторинговой карты вызывают тревогу. В частности, результаты проведенного анкетирования показали, что на самом низком уровне сформирована у студентов-первокурсников компетентность учения. В то время как владение этой компетенцией просто необходимо не только для дальнейшего успешного обучения вузе, но и для будущего становления специалиста педагогического профиля. Эти результаты необходимо учесть при проектировании основной образовательной программы подготовки учителя математики, выделить

факторы риска и начать разработку рекомендаций, обеспечивающих более эффективное становление специалиста педагогического профиля.

В заключение отметим, что, на наш взгляд, необходимо составить карту соответствия ключевых компетенций первокурсников и профессиональных компетенций будущего учителя, чтобы проводить дальнейший мониторинг результатов УПДС в контексте формирования у студентов профессиональных компетенций в течение всего процесса обучения в вузе.

Библиографический список

1. Иванова Л.Ф. Педагогический мониторинг процесса развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 3 (май - июнь). С. 20-24.

2. Карелин А. Большая энциклопедия психологичеких тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с.

3. Семина Е.А. Компетентностная модель выпускника педагогического вуза — будущего учителя математики // Альманах современной науки образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 5 (36). С. 133-143.

4. Семина Е.А. О проблеме внедрения в практику инновационных форм мониторинга качества знаний // Проблемы подготовки учителей к инновационной педагогической деятельности и пути их решения: межвуз. сб. науч. тр. Красноярск, 2009. Вып. II. С. 152-162.

5. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Прайм-Еврознак, 2006. 288 с.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как результат личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.