- необходимо проинформировать студентов, спортсменов, детей и беременных женщин о риске употребления продуктов с применением пищевых добавок.
- не покупать продукты с большим сроком хранения, указанным на этикетке - признак того, что там много консервантов.
Литература:
1. Бану С. Добавки и ингредиенты для пищевой промышленности. - Бухарест: Техническое издательство, 2000.
2. Голубев В.Н., Филатова Л.В., Шлёнская Т.В. Пищевые биологические активные добавки. - М.: 2003.
3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О качестве и безопасности пищевых продуктов" Директор института питания РАМН академик В.А.Тутельян http://rudocs.exdat.com/docs/index-171763.html
4. http://www.healthtotem.eom/ru/holistic/conserv_ru.html#8
Педагогика
УДК 378(045)
старший преподаватель кафедры художественного образования Русяев Александр Петрович
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); аспирант кафедры педагогики Русяева Юлия Валерьевна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Необходимость осуществления проектной деятельности педагогами закреплена законодательно. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) предписывает будущему учителю-логопеду быть готовым к осуществлению данной деятельности. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы позволил нам раскрыть сущность готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности и выделить ее основные компоненты, в том числе - личностный. В статье представлены основные результаты исследования личностного компонента готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности и сделан вывод об исходном уровне его сформированности.
Ключевые слова: проектная деятельность, будущий учитель-логопед, готовность, структура готовности, личностный компонент готовности.
Annotation. The need for teachers to carry out project activities is enshrined in law. Professional standard of the teacher-pathologist (teacher, speech therapist, teacher of the deaf, oligofrenopedagog, surdopedagogs, for the blind) requires the future teacher-speech therapist to be ready to implement this activity. The analysis of scientific-methodical and psychological-pedagogical literature allowed us to reveal the essence of readiness of the future teacher-speech therapist to project activity and to allocate its main components, including - personal. The article presents the main results of the study of the personal component of the readiness of the future teacher-speech therapist for project activities and concludes the initial level of its formation.
Keywords: project activity, future teacher-speech therapist, readiness, readiness structure, personal readiness component.
Введение. В настоящее время научно-исследовательская и проектная виды деятельности в педагогическом образовании приобретают все большую значимость. Это связано с тем что происходят процессы модернизации, касающиеся подготовки мобильных, конкурентоспособных педагогических кадров, обладающих высоким уровнем профессионализма. В связи с этим к подготовке специалистов педагогического профиля в вузе предъявляются высокие требования, так как осуществление указанных видов деятельности требует от профессионала сформированности трудовых действий, направленных на создание определенного продукта.
Согласно некоторым нормативно-правовым документам, а иименно статье 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Задачам Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 - приоритетными признаются такие виды профессиональной педагогической деятельности как экспериментальная и инновационная, основной формой которой является реализация проектов. Осуществление проектной деятельности логопедом предписывается проектом Профессионального стандарта педагога-дефектолога (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог), где выделены следующие трудовые действия: планирование процесса, выбор технологий реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи и т. д. [12; 13]. Очевидно, что для осуществления данных трудовых действий логопеду необходимо быть готовым к научно-исследовательской и проектной видам деятельности.
Анализ философской (А. А. Грицанов, М. С. Каган и др.), психолого-педагогической (Б. Г. Ананьев, Б. Г. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Рудик, Д. Н. Узнадзе и др.), социологической (В. Н. Лоскутов, В. С. Торохтий, Т. А. Федорова и др.) литературы показал, что «готовность» имеет многокомпонентный характер, единое определение понятия отсутствует [1; 3; 8; 11]. Несмотря на разнообразие определений, готовность рассматривается с учетом позиции следующих подходов: с точки зрения личностного подхода -это сложное личностное образование, многоплановая и многоуровневая структура качеств, свойств, позволяющая успешно осуществлять профессиональную деятельность (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Л. В. Кондрашова, В. А. Сластенин и др.); в рамках функционального подхода - это определенное функциональное состояние, избирательная активность, психологическая установка (О. А. Абдулина, А. В. Петровский, Л. Ф. Спирин и др.); с точки зрения социокультурного подхода - это социально
фиксированная установка, задающая поведение личности (И. Ф. Исаев, Е. С. Кузьмин, Ю. Н. Емельянов и др.)[2; 10]. В нашем исследовании значима связь изучаемого понятия с деятельностью, так как готовность является обязательным условием ее успешного осуществления. Б. Г. Ананьев определяет понятие «готовность» к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда и общественной жизни как «проявление способностей»; В. А. Крутецкий предлагает называть готовностью к деятельности синтез свойств личности; М. А. Котик включает в данное понятие ситуативные факторы «трудовой задачи», по отношению к которым складывается готовность. Таким образом, анализ исследований указанных авторов позволяет сделать вывод о том, что «готовность» можно определить как функциональное состояние, совокупность личностных качеств, знаний, умений и установок на выполнение какой-либо деятельности [1; 5].
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что для обоснования сущности любой деятельности особое значение придаётся характеристике структуры готовности к ней. Исследователи (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.) выделяют мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный компоненты готовности к деятельности [2, с. 69]. Н. В. Рябова, рассматривая структуру готовности педагога к деятельности по социально-бытовой ориентации учащегося с ОВЗ, выделила три взаимосвязанных компонента, а именно: личностный; когнитивный; деятельностный [9, с. 25]. Данный опыт был использован нами при обосновании сущности и структуры готовности к проектной деятельности учителя-логопеда. С целью характеристики структуры указанной готовности обратимся к исследованиям проектной деятельности.
Проектная деятельность является продуктивной и всегда предполагает получение нового результата -проекта. В педагогической литературе (Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко) дается следующее определение проектной деятельности - совокупность действий, заключающихся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по исследованию и разрешению педагогических ситуаций, направленных на развитие субъектов образовательного процесса [6, с. 57]. И. А. Колесникова, отождествляя понятия «проектирование» и «проектная деятельность», определяет ее как, тесно взаимосвязанную с наукой и инженерией, деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления [4, с. 11]. В нашем исследовании мы рассматриваем, проектную деятельность в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева. Согласно данной теории, деятельность осуществляется последовательной цепочкой определенных компонентов, а именно: потребностью, мотивом, целью, средствами, действием и результатом. В такой логике А. М. Новиков выделяет в структуре проектной деятельности несколько последовательных компонентов: потребности в осуществлении проектной деятельности; мотивы, побуждающие к проектной деятельности; целеполагание; целевыполнение; саморегуляция [7, с. 46].
Таким образом, получив представление об особенностях, специфике и структуре проектной деятельности мы можем говорить о структурных компонентах готовности к этой деятельности будущего учителя-логопеда, а именно: личностный (наличие и проявление личностных качеств будущего логопеда, необходимых для успешной реализации проектной деятельности); когнитивный (наличие достаточно развитых познавательных процессов, а также системы знаний о сущности и способах осуществления проектной деятельности будущим логопедом); деятельностный (сформированность определенной группы умений, позволяющих будущему логопеду успешно осуществлять проектную деятельность).
Формулировка цели статьи. В материалах данной статьи представим результаты констатирующего эксперимента, характеризующий личностный компонент готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности. Исследование проходило на базе факультета психологии и дефектологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (МГПИ). В эксперименте было задействовано 9б студентов (экспериментальная группа (ЭГ) - 47 студентов, контрольная группа (КГ) -49 студентов) МГПИ факультета психологии и дефектологии, обучающихся по специальности Логопедия.
Изложение основного материала статьи. Личностный компонент готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельностивключает в себя следующие составляющие характеристики: 1) мотивация, которая предполагает мотивированность студента - будущего логопеда на успешное осуществление проектной деятельности; 2) достаточный волевой потенциал, необходимый для реализации проектов; 3) ценностные ориентации, как стремление к улучшению своей профессиональной среды, за счет преобразования действительности с помощью осуществления проектной деятельности.
В соответствии с этим методика исследования личностного компонента может быть представлена следующим образом:
- во-первых, с целью исследования личностного компонента готовности были изучены его составляющие (мотивация, волевой потенциал, ценностные ориентации). По каждой составляющей студентам было предложено ответить на ряд вопросов (по 4 серии для мотивационной, волевой и ценностной составляющим);
- во-вторых, показателями сформированности личностного компонента готовности служат: внутренняя и внешняя положительная мотивация к осуществлению проектной деятельности; наличие организации деятельности; решительность; самообладание; самостоятельность; преобладание ценностей познания и активной, деятельной жизни; преобладание таких качеств, как: эффективность в делах, образованность, рационализм.
- в-третьих, исследование проводилось с помощью опросника В. К. Гербачевского. При ответах на вопросы необходимо было обозначить степень согласия с определенными высказываниями. Данная методика проводилась непосредственно во время осуществления испытуемыми проектной деятельности.
Результаты ответов студентов оценивались на основании количества набранных баллов за каждый ответ по пятибальной шкале, где 5 баллов - максимальное проявление показателей сформированности личностного компонента готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности. Сумма баллов за серию ответов указывает на уровень сформированности каждой составляющей личностной готовности: низкий уровень (3 - 9 баллов), средний уровень (10 - 16 баллов), высокий уровень (17 - 21 балл).
Остановимся на характеристике полученных результатов.
Характеризуя сформированность мотивационного компонента готовности, нужно отметить что у большинства испытуемых преобладает мотив избегания, о котором свидетельствуют положительные ответы на вопрос «Я хочу избежать низкого результата», а также практически отсутствуют внутренний и познавательный мотивы к осуществлению проектной деятельности. Так, утверждения «Мне интересно, что
получится», «Чем дольше работаешь, тем становится более интересно» оказались менее распространенными среди испытуемых чем утверждения - «Задание большого интереса не вызывает» и «К своим результатам я отношусь равнодушно» (51 %ЭГ и 42, 9 % КГ).
Ответы на вопросы на выявление волевого потенциала демонстрировали преимущественно не желание студентов прилагать волевые усилия при осуществлении проектной деятельности. Так, большинство испытуемых утверждали, что «Работают вполсилы» (70 % ЭГ и 63, 9 % КГ). Остальные же считали, что проявляют достаточно старания.
В ответах испытуемых преобладали такие утверждения как, «Мне кажется, что я зря трачу время и силы», а также «То, что я делаю, никому не нужно» (70 % ЭГ и 63, 9 % КГ), что говорит об отсутствии ценностных ориентаций по отношению к проектной деятельности. Только 30 % и 36, 1 % ЭГ и КГ утверждали, что для них «Эта ситуация имеет определенное значение».
Таким образом анализ результатов исследования позволил нам выделить три уровня сформированности личностного компонента готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности:
При высоком уровне студенты продемонстрировали устойчивый внутренний мотив к осуществлению проектной деятельности, а также присутствие на протяжении подготовки проекта познавательного мотива. Мотив избегания осуществляемой деятельности и состязательный мотив у данных испытуемых не наблюдался. Волевая составляющая личностного компонента готовности студентов на высоком уровне отличалась достаточной концентрацией внимания на задачах проектной деятельности, что проявлялось в проявлении воли и мобилизации усилий при осуществлении проектной деятельности. Для данных испытуемых результат проектной деятельности был так же важен, как и процесс ее осуществления. Студенты проявили инициативность. Достигнутые промежуточные и итоговые результаты оценивались адекватно и своевременно корректировались.
При среднем уровне сформированности готовности к проектной деятельности у студентов преобладал внешний мотив к осуществлению проектной деятельности, но при этом присутствовал стойкий познавательный мотив. Также частично наблюдался мотив избегания на некоторых этапах осуществления проектной деятельности. Достаточное волевое усилие данные студенты проявляли лишь на некоторых этапах проектной деятельности, мобилизация усилий проявилась, прежде всего, на этапе презентации окончательных результатов работы. Инициативность в подготовке проекта проявлялась только для достижения определенного результата, процесс осуществления проекта для данных студентов не имел определенной ценности.
Низкий уровень сформированности готовности к проектной деятельности характеризуется тем, что студенты в условиях осуществления проектной деятельности продемонстрировали только мотив избегания, при полном отсутствии познавательного мотива. Также в их деятельности преобладал внешний мотив. Для данных студентов предлагаемые задания казались достаточно сложными, волевые усилия не проявлялись. Конечные и промежуточные результаты осуществляемой деятельности студентами не оценивались и не корректировались, что продемонстрировало недостаточность ценностных ориентаций студентов.
Количество испытуемых, показавших высокие результаты, составило 17,7 % (17 студентов). Характер их ответов указывал на положительную мотивацию по отношению к выполняемой проектной деятельности, стремление к лучшему результату, а также готовность прилагать волевое усилие для достижения поставленной цели.
Анализ ответов наибольшего количества испытуемых - 46,9 % (45 студентов) позволил сделать вывод о среднем уровне сформированности личностного компонента готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности. В ходе осуществления указанной деятельности у данной группы студентов преобладала внешняя мотивация. Они проявляли достаточный волевой потенциал, но при том не стремились достичь лучшего результата.
Остальные 35,4 % испытуемых (34 студента) показали низкий уровень сформированности личностного компонента готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности, о чем свидетельствует низкая мотивация к осуществляемой деятельности, а также нежелание прилагать усилия для достижения лучшего результата.
Выводы. Таким образом, преобладание среднего и низкого уровней сформированности личностного компонента готовности среди испытуемых обуславливает необходимость разработки системы работы по формированию данного компонента готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности, а также исследование когнитивного и деятельностного компонента рассматриваемой готовности.
Литература:
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
2. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск: Изд-во «Университетское», 1976. - 176 с.
3. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1974. - 328 с.
4. Колесникова, И. А. Педагогическое пректирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
5. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. - 255 с.
6. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 106 с.
7. Новиков, А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности): пособие для раб.образования, участвующих в инновационной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: Эгвес, 2004. - 119 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.
9. Рябова, Н. В. Проектирование педагогической деятельности дефектолога: теоретические аспекты: монография / Н. В. Рябова, А. Н. Гамаюнова; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. - 99 с.
10. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд. стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с.
11. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; под ред. И. В. Имедадзе. -М.: Смысл; Спб.: Питер, 2004. - 413 с.
12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».
Педагогика
УДК: 378.2
доктор педагогических наук, профессор Савва Любовь Ивановна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);
старший преподаватель Гасаненко Елена Александровна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Рабина Екатерина Игоревна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);
доктор педагогических наук, профессор Кружилина Тамара Васильевна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА
СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия готовности к формированию профессионального имиджа студента в образовательной деятельности технического вуза. Рассмотрены такие понятия как «профессиональный имидж» и «готовность к формированию профессионального имиджа». Проведен анализ существующей профессиональной группы специалистов технического направления, у которых уже сформирован профессиональный имидж. Подробно описаны этапы процесса формирования профессионального имиджа, выделены компоненты готовности к формированию профессионального имиджа студента в образовательной деятельности технического вуза.
Ключевые слова: профессиональный имидж, профессиональный имидж студента технического вуза, готовность, компоненты готовности
Annotation. The article describes the content of the concept of readiness for the formation of a professional image of a student in the educational activity of a technical university. Such concepts as «professional image» and «readiness to form a professional image» are considered. An analysis of the existing professional group of specialists in the technical fieldб who have already formed a professional image has been made. The stages of the process of forming a professional image are described in details, the components of readiness to form a professional image of a student in the educational activity of a technical university are highlighted.
Keywords: professional image, professional image of a student at a technical university, readiness, components of readiness
Введение. XXI век характеризуется повсеместным распространением информатизации и автоматизации многих сфер жизни. Это привело к тому, что государственный заказ техническим вузам на подготовку инженерно-технических кадров выдвигает все более жесткие требования к будущим специалистам и профессионалам в данных сферах. Профессионализм технического специалиста заключается не только в грамотном применении полученных теоретических и практических знаний, но также и в соответствии профессиональному имиджу - сложившимся в массовом сознании эмоционально окрашенному образу технического специалиста, включающему в себя особенности и качества личности, необходимые ему, как профессионалу [4].
Формирование профессионального имиджа студента является важной задачей технического вуза и связана, прежде всего, с построением образовательной деятельности таким образом, чтобы воспитать ценных специалистов и помочь им создать образ профессионала своего дела.
Профессиональный имидж как сложное личностное образование имеет многокомпонентную структуру, включающую интеллектуальные, эмоциональные, нравственные составляющие, имеющую определенные уровни и критерии сформированности в личности будущего специалиста. Теоретический анализ профессионального имиджа специалиста показал, что он формируется постепенно в образовательном процессе и далее в профессиональной деятельности, работа над созданием профессионального имиджа должна быть целенаправленной, четко организованной и систематичной [5].
Цель статьи - раскрыть содержание понятия готовности к формированию профессионального имиджа студента в образовательной деятельности технического вуза.
Изложение основного материала статьи. Прежде чем говорить о готовности к формированию профессионального имиджа студента в образовательной деятельности технического вуза важно провести анализ существующей профессиональной группы специалистов или профессионального сообщества, профессиональной культуры, у которых уже сформирован профессиональный имидж, с точки зрения:
- требуемых знаний, умений и навыков;
- черт характера;
- уровня профессиональной компетентности;
- общественного интереса к деятельности.
Для этого была использована профессиограмма технического специалиста, которая позволит оценить профессиональный имидж студента технического вуза. Она для данного типа специалиста включает в себя личностные особенности и профессиональные умения, представленные на рисунке 1.