Научная статья на тему 'Диагностика сформированности информационной компетентности учащихся подросткового возраста'

Диагностика сформированности информационной компетентности учащихся подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3745
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ / INFORMATION COMPETENCE / PECULIARITIES OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE / CRITERIA / INDICATORS AND LEVELS OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевчук Елена Владимировна, Кольева Наталья Станиславовна

В статье представлен один из аспектов обучения на основе компетентностного подхода формирование информационной компетентности учащихся в подростковом возрасте. Приведены цели, задачи, логика констатирующего эксперимента. Описаны критерии, показатели и уровни сформированности информационной компетентности учащихся. Изложены основные результаты констатирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевчук Елена Владимировна, Кольева Наталья Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF ADOLESCENT AGE

The article presents one of the aspects of teaching based on the competence-based approach which is the formation of information competence of adolescent students. The aims, objectives, logic of the experiment are given. The criteria, indicators and levels of formation of information competence of students are described. The main results of constative experiment are revealed.

Текст научной работы на тему «Диагностика сформированности информационной компетентности учащихся подросткового возраста»

УДК 371.01 Шевчук Елена Владимировна

кандидат технических наук, доцент кафедры информационных систем Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева тел.: (7152) 36-93-11

Кольева Наталья Станиславовна

старший преподаватель кафедры

информационных систем,

аспирантка кафедры педагогики, психологии

и предметных методик

Челябинского государственного

педагогического университета

тел.: (7152)31-52-98

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Shevchuk Elena Vladimirovna

Candidate of technical sciences, associate professor of the chair of information systems, North Kazakhstan State University tel.: (7152) 36-93-11

Kolyeva Natalia Stanislavovna

senior lecturer the chair of information systems, post-graduate student of the chair of pedagogy, psychology and object methodics, Chelyabinsk State Pedagogical University tel.: (7152) 31-52-98

DIAGNOSIS OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF ADOLESCENT AGE

Аннотация:

В статье представлен один из аспектов обучения на основе компетентностного подхода -формирование информационной компетентности учащихся в подростковом возрасте. Приведены цели, задачи, логика констатирующего эксперимента. Описаны критерии, показатели и уровни сформированности информационной компетентности учащихся. Изложены основные результаты констатирующего эксперимента.

Ключевые слова:

информационная компетентность, особенности формирования информационной компетентности, критерии, показатели и уровни сформированно-сти информационной компетентности учащихся.

The summary:

The article presents one of the aspects of teaching based on the competence-based approach which is the formation of information competence of adolescent students. The aims, objectives, logic of the experiment are given. The criteria, indicators and levels of formation of information competence of students are described. The main results of constative experiment are revealed.

Keywords:

information competence, peculiarities of formation of information competence, criteria, indicators and levels of formation of information competence of students.

Информационная компетентность сегодня включает в себя владение эффективными способами работы с информацией, имеющей различный содержательный смысл и различные формы представления; умения оценить качество и надежность информации, поступающей из различных источников; готовность к успешному информационному взаимодействию с другими людьми.

Многочисленные психолого-педагогические исследования, а также анализ педагогической практики показали, что ведущими направлениями экспериментальной работы по реализации модели и технологии информационной компетентности являются:

1) обеспечение психолого-педагогической диагностики;

2) консультационная работа с целью повышения уровня сформированности информационной компетентности;

3) содействие позиции учащийся в процессе самообучения, самосовершенствования, самореализации, позитивную динамику в рамках компетентностного подхода;

4) создание информационной среды и управление процессом включения в нее учащихся, при этом активно создавая «ситуации успеха» и необходимые условия для нормальной реализации потребностей общения и самоутверждения.

В рамках проведения психолого-педагогической диагностики и анализа состояния сформированности информационной компетентности учащихся нами был разработан критериальнодиагностический аппарат. Констатирующий этап экспериментальной работы позволил нам определить исходный уровень состояния, качественные и количественные характеристики исследуемого объекта. Полученные данные послужили рабочим материалом для аналитической

работы и соответствующего планирования коррекционных действий. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 5 и школы-лицея «Дарын» г. Петропавловска Республики Казахстан в период с 2006-2011 гг., не нарушая естественного хода образовательного процесса. В констатирующем и контрольном этапе приняли участие 490 учащихся, 7 учителей, и 400 родителей учащихся.

В ходе разработки критериев и показателей информационной компетентности учащихся за основу были взяты компоненты информационной компетентности (мотивационный, содержательный, процессуальный и рефлексивный), реализующие ими функции (стимулирующая, обучающая, ценностная, информационная, контролирующая, корректирующая). Выдвинутые для проверки педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, применение разнообразных форм, методов и средств в процессе обучения, вовлечение учащихся в информационно-творческую деятельность, создание проблемных ситуаций, обусловили выбор следующих критериев: мотивация к информационной деятельности, информационные знания, информационные умения и навыки, конкурентоспособность личности. В таблице 1 представлены выделенные критерии и соответствующие им показатели сформированности информационной компетентности учащихся.

Таблица 1 - Критерии и показатели сформированности информационной компетентности учащихся

^''^.^Уровни Критерии'"'^-.^^ Низкий Средний Высокий

Показатели

Мотивация к информационной деятельности положительная мотивация к информационной деятельности сформированность системы ценностных ориентаций к информационной деятельности, адекватной общественно принятым ценностям к процессам информатизации высокий уровень потреб-ностной сферы к информационной деятельности, интересов, запросов, стремление к их удовлетворению

Информационные знания поиск, хранение, обработка и передача информации; воспроизведение информации в соответствии с заданием - на основе элементарных представлений поиск, хранение, обработка, передача информации, ее воспроизведение с элементами анализа - на основе знаний о принципах работы с информацией поиск, хранение, обработка, передача информации, а также ее реконструирование - на основе системных знаний о методах работы с информацией

Информационные умения и навыки обладает начальными умениями работы с информацией; частично сформированы навыки оформления реферативной работы и представление ее в сопровождении презентации достаточно владеет умениями использования ИКТ в пределах учебной и внеучебной деятельности; сформированы навыки оформления и создания различных видов работ и их презентация в полной мере владеет умениями использования ИКТ в пределах учебной и внеучебной деятельности; сформированы навыки оформления и создания различных видов работ с привлечением ранее полученных знаний и их презентация.

Конкурентоспособность личности стремление к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации проявление навыков самообразования, самосовершенствования и самореализации; готовность адаптироваться в меняющейся информационной среде высокие проявления навыков самообразования, самосовершенствования и самореализации; готовность к непрерывному самообразованию

Для определения начального уровня сформированности информационной компетентности учащихся нами использовались как результаты теоретического анализа, так и данные, полученные с помощью широкого спектра диагностических методик (анкет, опроса, экспресс-диагностик).

Одним из основных методов использованных нами в ходе диагностического этапа является метод экспертных оценок. Операционная сторона данного метода позволяет судить о проявлении информационной компетентности в процессе обучения учащихся в общеобразовательной школе, во взаимодействии, общении с учителями и со сверстниками, о ее детерминированности условиями предметной ситуации. Таким образом, экспертный опрос позволяет судить о том, насколько выражена исследуемая компетентность при общении с ними, велика ли вероятность ее проявления при решении учебных задач.

Степень выраженности указанных показателей составил характеристику уровней (высокий, средний, низкий) сформированности информационной компетентности учащихся:

- низкий уровень - это уровень, для которого характерно проявление отдельных компонентов структуры информационной компетентности или их отдельных элементов. Его актуализация возможна в ограниченной информационной деятельности;

- средний уровень - это уровень, для которого характерно активное развитие у учащихся компонентов структуры информационной компетентности, возможностью его актуализации в продуктивной информационной деятельности;

- высокий уровень - это уровень, для которого характерно не только интенсивное развитие всех компонентов информационной компетентности, но и переход на уровень самообразования, самосовершенствования и самореализации, то есть развития некоторых черт конкурентоспособности.

В ходе реализации данной методики каждому эксперту предлагалось рассмотреть и оценить деятельность учащихся по вышеперечисленным критериям. Характеристика каждого из них складывается из определенного числа показателей, который эксперт оценивает, выставляя соответствующие им баллы.

Результаты проведенного нами констатирующего этапа экспериментальной работы показали, что 57 % учащихся демонстрируют минимальный уровень сформированности информационной компетентности, и только 8 % - максимальный. Многие учащиеся испытывают проблемы, связанные с поиском, восприятием, переработкой и трансляцией информации, не умеют конспектировать, выступать публично, затрудняются в выполнении докладов и рефератов. Несмотря на высокую потребность в формировании информационной компетентности, готовность к такому саморазвитию у большинства учащихся развита недостаточно: отсутствуют четкое целеполага-ние, системность, необходимые умения и навыки информационной компетентности.

На основании полученных данных констатирующего этапа экспериментальной работы нами сделаны следующие выводы: 1) процесс формирования информационной компетентности учащихся можно оценить как недостаточно эффективный; 2) повышение уровня сформированности информационной компетентности учащихся можно обеспечить путем разработки и реализации модели и технологии формирования информационной компетентности.

Следующая задача констатирующего этапа экспериментальной работы - определение методов обучения, являющихся более результативными в процессе формирования информационной компетентности учащихся. С целью выявления, какие методы обучения наиболее распространены, какие являются предпочтительными и способствуют большей заинтересованности учащихся, нами был проведен экпресс-опрос.

Рейтинг предпочтений при оценке методов обучения позволил утверждать, что заинтересованность учащихся процессом занятий вызывают активные методы обучения, использование элементов игровой технологии, в частности:

- 53 % приоритетными назвали деловые и ролевые игры;

- 20 % - решение учебных и проблемно-исследовательских задач;

- 21 % - участие в дискуссиях;

- 27 % - выполнять работу информационно-поискового характера;

- 64 % - использовать информационно-коммуникационные технологии.

Учащиеся особо отмечают интерес к интерактивным занятиям с использованием мультимедиа технологий, которые способствуют визуальному восприятию теоретического материала, стимулирует интерес к учебным занятиям посредством нестандартного изложения информации.

Данные результаты свидетельствуют о том, что необходима корректировка системы методов обучения с учетом использования широкого круга информационно-коммуникационных технологий.

Резюмируя материалы, полученные в ходе реализации констатирующего этапа экспериментальной работы, направленного на анализ и изучение рассматриваемой проблемы в теории и практике обучения, нами был выявлен ряд проблем:

- теоретического характера, связанных с пониманием и трактовкой феномена «информационная компетентность», с отсутствием его характеристик (сущности, структуры, содержания), что обуславливает определенные трудности в его осмыслении;

- методического характера, связанных с отсутствием программ, методических разработок для учителей, учебных пособий, учебников, учебных материалов;

- организационного характера, обусловленных недостатком учебного времени в процессе обучения.

Таким образом, в ходе констатирующего этапа экспериментальной работы нами было выявление, что проблема исследования является актуальной в педагогической практике и ее решение требует поиска эффективных условий формирования информационной компетентности учащихся, а также определения методических аспектов их реализации в рамках процесса обучения в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.