Научная статья на тему 'Диагностика развития субъектной активности школьников'

Диагностика развития субъектной активности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
656
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / INDIVIDUAL ACTIVITY / INDEPENDENT WORK / INNER MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамало Тамара Николаевна, Усольцев Александр Петрович

В статье дается определение субъектной активности учащихся и предлагается методика ее определения по характеру самостоятельной учебной деятельности и внешнего мотивационного воздействия на примере обучения физике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика развития субъектной активности школьников»

УДК 371.3

Т. Н. Шамало,

А. П. Усольцев

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье дается определение субъектной активности учащихся и предлагается методика ее определения по характеру самостоятельной учебной деятельности и внешнего мотивационного воздействия на примере обучения физике.

Ключевые слова: субъектная активность, самостоятельная деятельность, внутренняя мотивация.

Abstract. The paper considers pupils’ individual activities. The authors describe methods of determining the latter, taking into consideration pupils’ independent work and outer motivational influence when teaching physics.

Index terms: individual activity, independent work, inner motivation.

В научно-методических работах (статьях, диссертациях, методических рекомендациях и пр.) традиционно большое внимание уделяется проблеме активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Активизация рассматривается преимущественно в двух основных аспектах: как процесс, осуществляемый педагогом с целью увеличения активности школьников, и как конечный результат деятельности преподавателя. Под активностью учащихся понимается мера интенсивности их взаимодействия с образовательной средой в ходе учебно-познавательного процесса. Если наблюдается повышение учебной активности учащихся, задача педагога считается выполненной. При этом методы и пути, которыми достигается это повышение, расцениваются как второстепенные: в случае одинакового результата деятельности двух учителей используемые ими методы признаются равнозначно эффективными.

Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что одинаковость результатов только кажущаяся. В изменившихся условиях образовательной среды активность учащихся, до этого одинаковая, зачастую начинает существенно, а иногда и кардинально отличаться. На наш взгляд, это еще раз подтверждает ограниченность использования деятельностного подхода в обучении, построенного только на фиксации внешних действий ученика: совершенно не принимаются во внимание глубинные мотивационные процессы, не наблюдаемые внешне, но имеющие для педагога большее значение, чем вызываемые ими действия.

Допустим, что два ученика одинаково увлеченно решают задачу, поставленную перед ними учителем. Движущие школьниками силы могут быть различны: одного может интересовать задача сама по себе, а второго - лишь положительная оценка за ее решение. Естественно, что активность этих учащихся принципиально отличается. Причина данного отли-

чия, по мнению многих психологов, заключается в различной степени субъектности: ученик может являться субъектом, инициатором деятельности, а может быть пассивным исполнителем чужой воли.

Результаты факторного анализа, проведенного Е. А. Уваровым., позволили выделить в психологическом содержании субъектной активности ее функции:

• развивающую, способствующую реализации потенциала личности в процессе саморазвития;

• регулятивную, осуществляющую контроль поведения и деятельности в целом на основе как собственных представлений, так и существующих морально-этических норм [4].

С нашей точки зрения, учебно-познавательная деятельность учащегося может называться субъектной активностью при выполнении двух условий.

1. Наличие внутренней мотивации, связанной с целью, поставленной или присвоенной учеником.

Внутренняя мотивация является следствием внешней и производной от социального фактора. Социальные установки, принимаемые ребенком вначале как некие правила игры, которые надо просто соблюдать, чтобы оставаться в игре и не изгоняться из нее своими товарищами, постепенно переходят во внутренний план и начинают руководить деятельностью ребенка. Доля этих установок им осознается, другая часть отражается в подсознании и выполняется неосознанно. К примеру, ученик, не увлекающийся физикой и считающий ее неинтересной, попадает в физико-математический класс, в котором знание физики считается престижным и определяющим социальный статус каждого школьника. Он может сперва учить физику только потому, что это необходимо для социального утверждения в классном коллективе. Такие установки, как «физика - интересна», «физика - полезна», на начальном этапе будут выступать как внешние. Далее они осознанно и подсознательно постепенно воспринимаются и понимаются учеником как свои: «мне - интересно», «мне - полезно». Если же такого внутреннего присвоения не произойдет, то после исчезновения внешнего вынуждающего фактора интенсивность учебной деятельности учащегося резко понижается, порой до полного прекращения. Можно констатировать, что учебно-познавательная активность учащегося не стала для него субъектной.

2. Наличие морально-волевьх качеств, достаточных для того, чтобы учащийся не отказывался от достижения учебной цели при возникновении затруднений.

Данные, приведенные в исследовании А. К. Осницкого, показали, что при решении трудной задачи 90% школьников переживают сильные отрицательные эмоции. Но некоторые из них преодолевают временную дезорганизацию, принимая решение бороться до «победного конца». Другие же выходят из трудной ситуации путем занижения самооценки или обесценивания деятельности, что в конечном счете приводит их к отказу

от решения задачи (24%). А. К. Осницкий делает вывод о ведущей роли черт характера и психических состояний учащихся в целеполагании (активности субъекта), в выборе той или иной окончательной ориентации в процессе решения, протекающего в условиях психического стресса. При этом ученый отмечает независимость результата от уровня развития оперативного мышления и первоначальных ориентаций участия в работе [2].

Из последнего утверждения вытекает, что субъектная активность не связана с творческим или репродуктивным характером учебной деятельности учащегося. Субъектная активность определяется настойчивостью, самоорганизацией учащегося для достижения цели, а уровень новизны полученного результата - творческим потенциалом ученика и внешними условиями.

Творческий потенциал личности обнаруживается и реализуется только при наличии субъектной активности, проявление которой вполне возможно даже при минимальных креативных способностях, а их недостаток может быть частично компенсирован ярко выраженными целеустремленностью и работоспособностью.

Обобщая вышесказанное, предлагаем в качестве рабочего определения следующее: субъектная активность учащегося - это активность, вызываемая его внутренней мотивацией, направленная на достижение учебных целей, поставленных им перед самим собой, и приводящая к получению субъективно нового для него результата.

Исходя из данной формулировки, субъектную активность учащегося в учебной деятельности можно характеризовать по тому, насколько он настойчив в работе, какие возникающие трудности готов преодолеть, и по тому, в какой мере он при этом нуждается во внешней стимуляции.

Таким образом, субъектную активность мы будем определять по комплексу двух характеристик:

• самостоятельной деятельности;

• внешнему мотивационному воздействию (рис. 1).

Высокий

Средний

Низкий

:: Средний:: Низкий Всоий Вы„'оги' Средний

Низкий Низкий ■: Средний:1

Низкий Средний Высокий

Уровень субъектной активности учащихся по характеру внешнего мотивационного воздействия

Рис. 1. Уровни субъектной активности учащихся

Рассмотрим определение этих характеристик.

1. Первая из них (самостоятельная деятельность) определяется также двумя параметрами:

• настойчивостью при возникновении затруднения;

• работоспособностью (рис. 2).

Высокая

Средняя

Низкая

А

Средний Высокий Высокий

Низкий Средний Высокий

Низкий Низкий Средний ►

Низкая Средняя Высокая

Интенсивность воздействия (частота и длительность)

Рис. 2. Уровни субъектной активности учащихся по характеру самостоятельной учебной деятельности

Если учащийся проявляет высокую работоспособность и стремление к преодолению возникших трудностей, то можно сказать, что в данной предметной области по характеру самостоятельной деятельности он достиг высокого уровня субъектной активности.

Если при возникновении трудностей работоспособность учащегося несколько снижается, уровень его субъектной активности определяется как средний.

Если же при возникновении малейших затруднений ученик отказывается участвовать в учебно-познавательной деятельности, то, естественно, самостоятельность такой субъектной активности будет расцениваться как низкая.

Определение параметров «настойчивость» и «работоспособность» можно осуществлять на основе решения учебных задач различной трудности и трудоемкости.

Проблема такого подхода заключается в том, что трудность задачи является характеристикой относительной [1], субъективной, зависящей от знаний и умений конкретного учащегося в данной области, а категория сложности является характеристикой объективной, зависящей от параметров самого задания. Поэтому граница перехода от «легких» задач к задачам, вызывающим затруднения, должна определяться индивидуально для каждого ученика, что позволяет предлагать задачи учащемуся в порядке возрастания его «персональной» трудности. Проблема построения такой последовательности заданий решается довольно просто: каждый учитель,

давно работающий с классом, легко подберет для каждого учащегося по своему учебному предмету простое задание, средней и высокой трудности.

Например, при решении физических задач легкой для большинства учащихся будет задача на простую подстановку данных. Следующей может быть задача на интерпретацию информации, представленной в графическом виде. Завершать подбор задач может задание, требующее составления системы уравнений на основе разностороннего анализа условий представленной ситуации.

Составление последовательности заданий по трудоемкости также не составляет большой проблемы: трудоемкость может регулироваться за счет количества математических операций, количества требуемых измерений, количества точек, необходимых для построения графика и т. п.

Устанавливать параметры «настойчивость» и «работоспособность» возможно и на основе экспертной оценки. При большом количестве экспертов (учителей, родителей и т. п.) сумма их субъективных оценок статистически дает объективный результат.

2. Характер внешнего мотивационного воздействия определяется:

• интенсивностью;

• силой влияния учителя (рис. 3).

воздействия 00 сг о о к

Средний Низкий Низкий

ГО с; (5 Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Высокий Высокий Средний

—►

Низкий Средний Высокий

Интенсивность воздействия __________________________(частота и длительность)

Рис. 3. Уровни субъектной активности учащихся по характеру внешнего мотивационного воздействия

Опытный педагог довольно точно может охарактеризовать каждого из своих учеников, что позволяет по характеру внешнего мотивационного воздействия отнести их к одному из трех уровней субъектной активности.

Другим способом определения рассматриваемой характеристики может стать анкетирование учеников. С помощью вопросов выясняется степень необходимых силы и интенсивности воздействия учителя и родителей на школьника для того, чтобы последний выполнил домашнее задание. Как правило, учащиеся вполне искренне и правдиво отвечают на вопросы таких анкет.

Итак, выявление субъектной активности учащихся, как видно из вышесказанного, является значительно более трудоемким занятием, чем традиционное определение их общей учебной активности. С нашей точки зрения, учебная активность без рассмотрения ее субъектности позволяет определять лишь поверхностные внешние изменения в учебном процессе, вызываемые, в первую очередь, действиями самого учителя и не затрагивающие глубинных движущих сил всего обучения, связанных с мотивацией учащихся. Как только исчезает источник внешней энергии в виде заинтересованного в позитивных результатах педагога, так и перестает наблюдаться позитивный эффект ученической активности. Чтобы этого не произошло, необходимы более глубокие изменения, связанные с развитием субъектной активности учащихся, более устойчивой и независимой по отношению к любому внешнему воздействию. Возрастание субъектной активности учебно-познавательной деятельности учащихся можно считать одним из основных факторов повышения эффективности всего образовательного процесса.

Литература

1. Гидлевский А. В., Кошкарова Т. В. Проблема оценки трудности учебных тестовых заданий // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 10. С. 13-22.

2. Осницкий А. К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. М.; Нальчик: Эль-Фа, 1996. С. 1-26.

3. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопр. психологии. 1996. № 1. С. 5-18.

4. Уваров Е. А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2007. 43 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.