Выводы. Таким образом, STEM-подход в контексте целевых ориентиров и задач подготовки будущих учителей выступает в качестве стратегического звена, позволяющего объединить классическую методологическую линию профессионального педагогического образования, ориентированную на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций обучающихся, и инновационную составляющую, обеспечивающую технологичность и практическую направленность подготовки кадров для современной школы. Логика STEM-подхода одинаково гармонично вписывается как в контекст задач актуализации профессиональных ценностей будущих учителей, так и в процесс формирования профессиональных педагогических компетенций, необходимых современному учителю в условиях цифровой трансформации образования. STEM-подход универсален и может быть реализован на всех уровнях образования, что позволяет рассматривать его не только в качестве инструмента, ориентированного на работу с обучающимся, но и раскрыть его потенциал в контексте профессионального саморазвития будущего учителя и задач его транспрофессионализации.
Литература:
1. Борисенков, В.П. Педагогическое образование в информационном поликультурном образовательном пространстве: проблемы и стратегические ориентиры развития / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, В.Н. Пустовойтов // Россия-Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образования в XXI веке. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2021. - С. 846-879.
2. Гафуров, И.Р. Ценностные ориентиры российского учителя: современные задачи педагогического образования / И.Р. Гафуров, А.М. Калиммулин, Г.И. Ибрагимов // Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении. Коллективная монография. - М.: ООО Издательство «Экон-Информ», 2020. -С. 144-151.
3. Дударева, О.Б. Основы STEM, STEAM, STREAM-педагогики при реализации дополнительных профессиональных программ / О.Б. Дударева, Е.Л. Тележинская // Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов XLVI Всероссийской научно-практической конференции / под общей редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2017. - С. 107-114.
4. Зеер, Е.Ф. Стратегические ориентиры подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования / Е.Ф. Зеер, В.С. Третьякова, В.И. Мирошниченко // Образование и наука. - Том. 21, № 6, 2019. - С. 93-121.
5. Кваша, И.Н. Стратегические ориентиры развития педагогического образования / И.Н. Кваша // Детство, открытое миру: сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. - Омск: Издательство ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», 2022. - С. 256-258.
6. Фортова, Л.К. Об аксиологических ориентирах современного педагогического образования / Л.К. Фортова // Педагогическое образование в фокусе исторической ретроспективы и прогностической перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию высшего педагогического образования во Владимирской области. - Владимир: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2019. -С. 150-153.
7. Ясюкевич, Е.В. STEM-технология как инструмент подготовки будущих педагогов к работе в современной школе / Е.В. Ясюкевич // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - С. 307-310.
Психология
УДК 159.9
старший преподаватель Алаева Мария Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У МОЛОДЕЖИ, ПЕРЕБОЛЕВШЕЙ COVID-19
Аннотация. В статье рассмотрена проблема изучения психологического здоровья у подрастающего поколения. Автором обозначена актуальность проблемы исследования. Основное содержание статьи включает раскрытие понятия психологического здоровья личности и представление результатов исследования. Автор изучает состояние психологического здоровья у подрастающего поколения. Целью исследования является оценка психологического здоровья у молодежи, переболевшей COVID-19. Для организации исследования использованы эмпирические методики (А.В. Козлова, Д. Голдберга и А.Т. Бека). Указанные методики отвечают целям исследования и являются надежными. В исследовании приводятся таблицы с описанием полученных результатов, сделаны выводы по итогам работы. В завершении приведен список используемой литературы. Материалы работы могут быть полезны лицам, проводящим работу с подрастающим поколением. В их числе родители, педагоги, психологи и др.
Ключевые слова: психологическое здоровье, личность, молодежь, подрастающее поколение, COVID-19.
Anmtation. The article deals with the problem of studying the psychological health of the younger generation. The author indicates the relevance of the research problem. The main content of the article includes the disclosure of the concept of psychological health of the individual and the presentation of the results of the study. The author studies the state of psychological health of the younger generation. The purpose of the study is to assess the psychological health of young people who have recovered from COVID-19. Empirical methods (A.V. Kozlov, D. Goldberg and A.T. Beck) were used to organize the study. These methods meet the objectives of the study and are reliable. The study contains tables describing the results obtained, conclusions are drawn based on the results of the work. At the end is a list of used literature. The materials of the work can be useful to persons conducting work with the younger generation. Among them are parents, teachers, psychologists and others.
Key words: psychological health, personality, youth, younger generation, COVID-19.
Материалы подготовлена в рамках сетевого проекта ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» с ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» на тему «Психологическое здоровье подрастающего поколения в условиях современности»
Введение. В последние годы значительно пересмотрено понимание жизни в целом. Огромное количество ограничений и нововведенные правила привели к различным изменениям. Коронавирусная инфекция COVID-19 повлияла не только на физическое здоровье человека, но и на его психический статус и психологическое здоровье. В медицинском сообществе основное внимание уделяется соматическим осложнениям COVID-19, тогда как его влияние на психологическую сферу изучено меньше. При этом в силу активного распространения не всегда правдивых слухов, нарастания страха и тревог в
обществе, появления огромного количества противоречивой и фейковой информации из социальных сетей и СМИ проблема оценки психологического здоровья личности стала особенно актуальной.
Психологическое здоровье личность представляет собой некое состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь общества. Это значимая личностная структура, состояние которой во многом определяет производительность человека, его достижения, самочувствие и др.
Изучение вопросов психологического здоровья личности занимались многие ученые. Так, основные идеи можно проследить в работах таких авторов как А.В. Шувалов, И.Я. Коцан, Г.С. Никифоров, Л.Б. Новикова, А.П. Акопян, К.М. Шарапова, Р.Ф. Латыпова, А.Н. Алёхин, Е.А. Дубинина, А.Б. Холмогорова, С.С. Петриков, А.Ю. Суроегина, О.Ю. Микита, А.А. Рахманина, А.П. Рой и других. Данными исследователями рассматриваются разные аспекты указанной проблемы - понятие психологического здоровья, его критерии, факторы риска и др. Однако психологическое здоровье у лиц, переболевших COVID-19, изучено недостаточно, поэтому требует дальнейших исследований.
Изложение основного материала статьи. Категория «психологическое здоровье» является достаточно новой для психологической науки (1991 г.). По мнению И. В. Дубровиной, это динамическая совокупность психических свойств, позволяющих гармонизировать разные стороны личности между собой и создать баланс в системе «человек - общество» [1, C. 88].
В ходе анализа психологической литературы установлено, что психологическое здоровье определяют по-разному. В трудах Р. Ассаджоли, М.Г. Гаранина, А.В. Петровского, С. Фрайберг, А.Б. Холмогоровой и других речь идет о состоянии баланса между разными аспектами личности человека, между индивидом и обществом; процессе жизни личности, при котором сбалансированы интеллектуальные, эмоциональные, рефлексивные и поведенческие аспекты; способности противостоять жизненным трудностям без негативных последствий для здоровья и т.д.
Достаточно дискуссионным для психологической науки является вопрос о критериях психологического здоровья, а также факторах, его обусловливающих. Все чаще в числе критериев психологического здоровья выделяются интерес к самому себе и своей личности, отсутствие жертвенной позиции, здоровый интерес к обществу, способность к самоконтролю, способность брать ответственность на себя за свою жизнь, устойчивость к фрустрациям, пластичность мыслей, открытость к изменениям, наличие творческих планов и интересов, способность к разумному планированию жизненных целей и поддержанию активности в их достижении, объективность в оценке ситуаций и обстоятельств, отсутствие страхов, тревог и многое другое.
По мнению М. Бекер, душевное здоровье характеризуется тремя главными компонентами: физическим и душевным благополучием, стремлением к самоактуализации, наличием уважения к себе и другим (чувство собственной ценности, способность любить) [по 2].
И.Я. Коцан, Г. В. Ложкин и М. И. Мушкевич отмечают такие критерии психологического здоровья, как: самопознание; самопонимание и самопринятие; осознание ответственности за свою жизнь и здоровье; умение жить настоящим; наличие осознанной иерархии ценностей; способность к пониманию, слушанию и принятию других [2, C. 82].
В психологической литературе отмечается, что здоровая личность открыта к новому опыту, не имеет психологических блоков, осознает ответственность за свою жизнь и поступки, относится к другим людям как к уникальным существам, имеет объективную и высокую самооценку, осознает свои возможности.
Здорового человека воспринимают как автономную, спонтанную, способную воспринимать себя и других, чувствительную и творческую личность, обладающую чувством юмора, нестандартным мышлением и способностью к так называемым мистическим (пиковым) переживаниям. В стремлении найти смысл жизни усматривается путь ко всем видам здоровья - психическому, психологическому и душевному, а потерю смысла считают главной причиной не только различных расстройств психики, но и множества других проблем человека [3; 4].
Здоровье зависит от множества причин, основанных на социально-психологических закономерностях. Определяющими факторами здоровья являются образ жизни, окружающая среда, генетические и медицинские факторы. Выделяют группы психологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью:
- предшествующие (личностные и когнитивные аспекты, особенности поведения и иные характеристики человека. Например, сила «Я», оптимизм, выносливость и другие);
- передающие / предаточные (специфическое поведение как ответ на стрессоры. Например, физическая активность, переживание проблем, (зло)употребление веществ(ами), следование правилам поддержания здоровья и другие);
- факторы-мотиваторы (сами стимулятор, в том числе стрессоры) [2].
Психологическое здоровье обеспечивает возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности. По мнению ряда психологов (С.С. Корсакова, А.Б. Холмогорова, А.В. Шувалов и др.), чем гармоничнее сочетаются все существенные свойства, определяющие личность, тем более она устойчива, уравновешена и способна противодействовать воздействиям, стремящимся разрушить ее целостность. В целом психологическое здоровье является научным эквивалентом духовного здоровья, это скорее вопрос о нормах и патологиях в духовном развитии человека [5].
С целью оценки психологического здоровья у молодежи, переболевшей COVID-19, нами организовано и проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 38 человек в возрасте от 16 до 20 лет г.о. Саранск. Измерение состояния психологического здоровья осуществлено с помощью методик «Индивидуальная модель психологического здоровья» А.В. Козлова, «Опросник общего здоровья GHQ-12» Д. Голдберга, «Методика измерения уровня тревожности» Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчинова. Указанные методики отвечают целям исследования, являются надежными и валидными.
Результаты исследования, полученные с помощью методики «Индивидуальная модель психологического здоровья» А. В. Козлова, представлены в таблице 1.
Индивидуальная модель психологического здоровья
Шкалы Уровень
Высокий Средний Низкий
Я-вектор 3 (8 %) 12 (31,5 %) 23 (60,5 %)
Вектор стратегический 10 (26,3 %) 10 (26,3 %) 18 (47,4 %)
Вектор творческий 2 (5,3 %) 10 (26,3 %) 26 (68,5 %)
Вектор интеллектуальный 8 (21,1 %) 16 (42,1 %) 14 (36,8 %)
Вектор духовный 5 (13,2 %) 18 (47,4 %) 15 (39,4 %)
Вектор просоциальный 10 (26,3 %) 18 (47,4 %) 10 (26,3 %)
Вектор гуманистический 5 (13,2 %) 10 (26,3 %) 23 (60,5 %)
Вектор семейный 9 (23,7 %) 10 (26,3 %) 19 (50 %)
Психологическое здоровье (суммарное значение) 6 (15,8 %) 13 (34,2 %) 19 (50 %)
При осуществлении анализа результатов (см. табл. 1) нами установлено, что у половины участников исследования -молодежи, переболевшей COVID-19, психологическое здоровье соответствует низкому уровню развития, у 13 (34,2%) человек выявлен средний уровень и у 6 (15,8%) - низкий уровень психологического здоровья.
Материалы таблицы 1 нам позволяют подробнее рассмотреть и векторы психологического здоровья, которые представлены как отдельные его стороны. Так, у 23 (60,5%) респондентов выявлены низкие результаты по шкале «Я-вектор», то есть физическое и психологическое благополучие данных участников низкое. Они редко пользуются возможностью выразить свою позицию, не всегда могут ее аргументировать, редко и минимально привлекают внимания к себе, нередко имеют состояние астении. У 12 (31,5%) человек Я-вектор соответствует среднему уровню и у 3 (8%) -высокому.
Стратегический вектор у 18 (47,4%) участников исследования имеет низкие показатели. Это свидетельствует о том, что у данной категории лиц ориентация на цель слабо выражена, имеются сложности в постановке цели и ее достижении, они с трудом настраиваются на рабочее состояние, не всегда готовы к принятию рационального решения и другое. По 10 (26,3%) человек имеют средний и высокий уровень по шкале «стратегический вектор». В данном случае ориентация на цель проявляется, участники могу ставить цели и в разной степени достигать их.
Творческий вектор у 26 (68,5%) респондентов низкий. Данные участники, как правило, не ориентированы на творчество, не имеют хобби или прекратили занимать им, для них проявление творчества требует усилий. У 10 (26,3%) человек творческое самовыражение на среднем уровне и у 2 (5,3%) - на низком.
Интеллектуальный вектор у 16 (42,1%) респондентов на среднем уровне, у 14 (36,8 %) человек соответствует низкому уровню и у 8 (21,1%) - высокому. Основная часть участников исследования эрудирована, может изучать новый материал, но при этом им требуются определенные усилия для этого.
Духовный вектор у 18 (47,4%) представителей имеет средние значения, у 15 (39,4%) - низкие и у 5 (13,2%) - высокие. Духовность участников проявляется в поиске поддержки, в вере в выздоровление, в поиске единомышленников.
Просоциальный вектор у 18 (47,4%) человек соответствует средним значениям. По 10 (26,3%) участников исследования имеют низкий и высокий уровень по шкале «просоциальный вектор». В случае с низкими значениями отмечается избегание людей, неумение вести себя в конфликтных ситуациях, отказ от помощи, уход от взаимодействий и другое.
Гуманистический вектор, то есть гуманистическая позиция проявляется у 23 (60,5%) человек на низком уровне, у 10 (26,3%) - на среднем и у 5 (13,2%) - на высоком. Участники с низким уровнем демонстрируют нежелание оказывать помощь, не хотят быть полезным на уровне совета или действия.
По шкале «семейный вектор» 19 (50%) участников исследования имеют низкие значения. Они мало учитывают интересы членов семьи, проявляют малую эмпатичность, часто предпочитают позицию дистанцирования. У 10 (26,3%) человек семейное благополучие имеет среднее значения и у 9 (23,7%) - высокое.
С помощью методики «Опросник общего здоровья ¿Н^12» Д. Голдберга установлено состояние психологического благополучия и эмоциональной стабильности респондентов. Итоги диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты оценки психологического благополучия и эмоциональной стабильности респондентов
Уровень Показатель
Абс. %
Уровень высокий - -
Уровень повышенный 2 5,3
Уровень средний 9 23,7
Уровень пониженный 13 34,2
Уровень низкий 14 36,8
Как видно из таблицы 2, основная часть молодежи, переболевшей СОУГО-19, имеют низкий (36,7%) или пониженный (34,2%) уровни психологического благополучия и эмоциональной стабильности. Данные респонденты, как правило, проявляют эмоциональную неустойчивость, у них часто отмечаются отрицательные эмоции, состояние психологического дискомфорта, неудовлетворенность своим физическим здоровьем. У 9 (23,7%) участников исследования выявлен средний уровень и у 2 (5,3%) - повышенный уровень психологического благополучия и эмоциональной стабильности.
Далее нами представлены результаты измерения уровня тревожности по методике Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова. Результаты представлены в таблице 3.
Результаты оценки тревожности респондентов
Уровень Показатель
Абс. %
Уровень очень высокий 8 21,1
Уровень высокий 17 44,6
Уровень средний стремящийся к низкому 8 21,1
Уровень низкий 5 13,2
Согласно данным таблицы 3, у молодежи, переболевшей COVID-19, проявляется часто высокий уровень тревожности -17 (44,6%) респондентов. По 8 (21,1%) человек имеют средний стремящийся к низкому уровню или очень высокий уровень. И у 5 (13,2%) участников отмечен низкий уровень тревожности. Наличие такого количества респондентов с высоки уровнем тревожности можно объяснить тем фактом, что переболевшие СОУЭ-19 имеют определенные страхи и переживания в отношении своего здоровья и своего будущего.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что психологическое здоровье у молодежи, переболевшей СОУГО-19, находится не в ресурсном состоянии, речь идет про снижение основных его компонентов, таких как психологическое и физическое благополучие, эмоциональная стабильность, творческая самовыражение, гуманистическая позиция, семейное благополучие и др.
Выводы. СОУГО-19 не только угрожает физическому здоровью, но и может стать причиной серьезных проблем в области психологического здоровья личности.
Психологическое здоровье - это состояние психического благополучия, определяемое не только отсутствием психических заболеваний, но и рядом иных факторов (социально-экономических, биологических и др.). При наличии психологического здоровья человек реализует собственный потенциал, успешно справляется с трудностями и стрессами, продуктивно функционирует, а также вносит свой вклад в жизнь общества.
Психическое здоровье и благополучие личности в период пандемии претерпевает серьезные изменения. В ходе проведенного исследования установлено, что около половины молодежи, переболевшей СОУЭ-19, имеют низкий уровень психологического здоровья. Чаще всего речь идет про изменение оценки своего физического и психологического благополучия, появление сложностей в постановке и достижения цели, ослабление творческих и гуманистических позиций, появление эмоциональной неустойчивости, а также повышенной или высокой тревожности.
В усилиях борьбы с СОУГО-19 вопросы охраны и последующего восстановления психологического здоровья необходимо не просто поставить на особый контроль, но и вывести в число задач, требующих срочного решения. В связи с этим важно вовремя установить факт наличия различных изменений в психологическом здоровье людей, переболевших СОУГО-19, и выстроить работу с ними.
Литература:
1. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики / И.В. Дубровина. - Москва: Педагогика, 1991. - 232 с.
2. Психология здоровья человека / [И.Я. Коцан и др.]; под общ. ред. И.Е. Коцана. - Луцк: Башня, 2016. - 430 с.
3. Мосолов, С.Н. Проблемы психического здоровья в условиях пандемии СОУЭ-19 / С.Н. Мосолов // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2020. - №20(5). - С. 7-15.
4. Островский, Д.И. Влияние новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 на психическое здоровье человека / Д.И. Островский, Т.И. Иванова // Омский психиатрический журнал. - 2020. - № 2(24). - С. 4-10.
5. Шувалов, А.В. Психологическое здоровье человека / А.В. Шувалов // Вестник. - 2009. - Вып. 4 (15). - С. 87-101.
Психология
УДК 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент Аникина Варвара Олеговна
Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург); магистр психологии Коротких Наталья
Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург); кандидат психологических наук, доцент Аринцина Ирина Александровна
Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург)
ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ЖЕНЩИН, БЕРЕМЕННЫХ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ, НА ИСХОД И ОЦЕНКУ РОДОВ, А ТАКЖЕ ЗДОРОВЬЕ ИХ ДЕТЕЙ
Аннотация. Изучалось психическое здоровье беременных женщин, особенности родов и здоровье ребенка в период пандемии. На первом этапе, во время беременности,) приняли участие 202 женщины, на втором этапе (в течение месяца после рождения ребенка) - 66 человек из этой группы, на третьем (в возрасте 4-6 месяцев ребенка) - 35 женщин. Оценивались: на 1 этапе - эмоциональное состояние беременных женщин (Опросник Т.Ахенбаха для взрослых, Шкала оценки влияния травматического стресса (ШОВТС), Шкала тревоги Спилбергера, оценка влияния пандемии), на 2 этапе -оценка женщиной своих родов (телефонное интервью), на 3 этапе - анкета о состоянии здоровья ребенка. Результаты. Женщины демонстрируют нарушения психического здоровья во время беременности, протекавшей в пандемию. Почти у 66% высокий уровень ситуативной тревожности, примерно треть женщин находятся в зоне риска, а около 10% относятся к клинической группе поряду расстройств, в основном тревожности/депрессивности. Избегание как симптом в структуре ПТСР является превалирующим. Наибольший стресс, испытываемый женщинами, связан с изменениями в системе здравоохранения. Выявлены предикторы субъективной оценки родов: тревожность/депрессивность и стресс по поводу собственного здоровья, ситуативная тревожность и нарушения мышления. Предикторами типа родовспоможения является форма подготовки женщины и заболевание коронавирусом кого-то из родных. Собственная болезнь коронавирусом не является значимым предиктором ни эмоционального состояния женщины в родах, ни наличия или отсутствия заболеваний у ее ребенка в возрасте 4-6 месяцев. Женщины, у которых дети имеют заболевания в возрасте 4-6 месяцев, значимо не