Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА СОВРЕМЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ДИАГНОСТИКИ'

ДИАГНОСТИКА ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА СОВРЕМЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ДИАГНОСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
локомотив / диагностика / дефектоскоп / locomotive / diagnostics / flaw detector.

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Хамидов О.Р., Кодиров Н.С., Қудратов Ш.И., Эркинов Б.Х., Абдулатипов У.И.

Статья посвящена основным направлениям по анализу эффективности современных средств диагностики систем неразрушающего контроля ответственных деталей и узлов тягового подвижного состава, а также приведены пути применение применение средств диагностики локомотивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Хамидов О.Р., Кодиров Н.С., Қудратов Ш.И., Эркинов Б.Х., Абдулатипов У.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF BEARING ASSEMBLY OF RAILWAY ROLLING STOCK WITH MODERN DIAGNOSTICS TOOLS

The article is devoted to the main directions for analyzing the effectiveness of modern diagnostic tools for non-destructive testing systems of critical parts and assemblies of traction rolling stock, as well as ways to use the application of diagnostic tools for locomotives.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА СОВРЕМЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ДИАГНОСТИКИ»

ДИАГНОСТИКА ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА СОВРЕМЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ДИАГНОСТИКИ

Хамидов О.Р., Кодиров Н.С., ^удратов Ш.И., Эркинов Б.Х., Абдулатипов У.И.

Ташкентский государственный транспортный университет

Аннотация: Статья посвящена основным направлениям по анализу эффективности современных средств диагностики систем неразрушающего контроля ответственных деталей и узлов тягового подвижного состава, а также приведены пути применение применение средств диагностики локомотивов.

Ключевые слова: локомотив,диагностика, дефектоскоп.

DIAGNOSTICS OF BEARING ASSEMBLY OF RAILWAY ROLLING STOCK WITH MODERN DIAGNOSTICS TOOLS

Khamidov O.R., Kodirov N.S., Qudratov Sh.I., Erkinov B.X., Abdulatipov U.I.

Tashkent state transport university

Abstract: The article is devoted to the main directions for analyzing the effectiveness of modern diagnostic tools for non-destructive testing systems of critical parts and assemblies of traction rolling stock, as well as ways to use the application of diagnostic tools for locomotives. Key words: locomotive, diagnostics, flaw detector.

Введение

Важной целью сферы железнодорожного транспорта является совершенствование существующей системы ремонта и технического содержания тягового подвижного состава Узбекских железных дорог, с целью снижения эксплуатационных расходов; обеспечение необходимого уровня надежности технических средств, особенно наиболее ответственных узлов, отказы которых могут привести к нарушению требований безопасности движения. Научно-техническое развитие в создании диагностических систем достигло уровня, позволяющего перейти к комплексам технического диагностирования, которые способны обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания подвижного состава с учетом фактического технического состояния. Учитывая особые требования, предъявляемые к тем узлам и оборудованию тягового подвижного состава, которые оказывают существенное влияние на безопасность движения и, следовательно, являются особо ответственными, решение проблемы нацелено в первую очередь на эти подсистемы (колесная пара, колесно-моторный блок). 1. Типы диагностических систем

Диагностирование - особый технологический процесс технического контроля - определение технического состояния и прогнозирование

работоспособности оборудования по диагностическим параметрам, функционально связанным с рабочими параметрами, характеризующими техническое состояние этого оборудования. Диагностическими параметрами могут быть потребляемый ток, электрическое сопротивление, тепловой режим, вибрация и шумовой эффект, степень герметичности, наличие продуктов изнашивания трущихся деталей в смазочных маслах и т. д.

Технической диагностикой решаются три типа задач:

1) задачи диагноза - т. е. определение технического состояния, в котором находятся локомотив и его элементы в настоящий момент времени;

2) задачи прогнозирования состояния локомотива и его элементов, в котором они будут находиться в некоторый будущий момент времени;

3) задачи генеза - определение состояния локомотива и его элементов, в котором они находились в некоторый прошлый момент времени.

Системы диагностирования могут быть: локальные или общие; функционального или тестового диагностирования; универсальные или специализированные; встроенного диагностирования или внешними средствами; автоматические, автоматизированные или ручные.

Общеизвестно, что сила трения играет, как положительную, так и отрицательную роль. С одной стороны, благодаря трению мы можем передвигаться, с другой - трение способствует быстрому изнашиванию узлов и механизмов. В последнем случае ученые и инженеры пытаются не только создать материалы и сплавы с низким коэффициентом трения, но и максимально точно отслеживать процессы между трущимися поверхностями, чтобы увеличить срок службы подшипников - неизменной составляющей практически любого механизма.

Можно просто менять подшипники по истечении гарантированного срока эксплуатации, но такой подход является экономически невыгодным и не гарантирует качественную и безопасную работу соответствующих узлов. [1,2]

О ТО Ы \ Л Г II III.

Рисунок 1. Программа контроля подшипниковых узлов

2.Описание диагностируемого узла АТЭД

на

Для того чтобы оценить техническое состояние АТЭД, необходимо выявить характер его дефектов и неисправностей. Неисправности и дефекты локомотивных АТЭД подразделяются на внутренние и наружные. К наружным дефектам и неисправностям локомотивных АТЭД относятся: обрыв одного и нескольких кабелей, ухудшение условий вентиляции и загрязнение вентиляционных каналов, ослабление крепления болтов корпуса и другие.

Внутренние дефекты и неисправности локомотивных АТЭД делятся на механические и электрические. [3]

К механическим дефектам и неисправностям можно отнести следующие:

• деформация или поломка вала ротора;

• обрыв или сползание проволочных бандажей роторов;

• ослабление болтов крепления;

• ослабления крепления обмоток статора;

• ослабления крепления стержней ротора;

• дисбаланс ротора;

• несоосность укладки вала;

• повреждения подшипниковых узлов;

• нарушение работы подшипниковых узлов;

• отказы подшипников;

• трещины или повышенные износы подшипниковых щитов;

• попадание посторонних предметов и отложение пыли, грязи в подвижных элементах и т.д.

К электрическим дефектам и неисправностям можно отнести следующие:

• обрыв стержней в беличьей клетке ротора;

• межвитковые замыкания в обмотке статора;

• перегрузка или перегрев обмотки статора;

• обрывы в обмотках статора;

• пробой изоляции на корпусе;

• старение или механические повреждения изоляции;

• увлажнение или сильное загрязнение изоляции обмотки статора;

• неравномерный воздушный зазор (эксцентриситет) между ротором и статором;

• обрыв в одной фазе сети;

• неправильное соединение обмоток статора;

• короткое замыкание обмотки статора;

• нарушение контактов и разрушение соединений, выполненных пайкой или сваркой.

По результатам многочисленных исследований по дефектам и неисправностям локомотивных тяговых электродвигателей можно сделать классификацию основных неисправностей. К основным неисправностям локомотивных асинхронных тяговых электродвигателей относятся неисправности ротора, неисправности обмотки статора и дефекты подшипникового узла, причем на дефекты подшипникового узла приходится более 50% неисправностей: Неисправности

Прочие 5,0% подшипникового узла Неисправности 1-го узла 59,5% Неисправности обмотки статора 23,0%

Очень важно своевременно осуществлять контроль подшипниковых узлов, используя последние достижения технической мысли. Существует множество приборов, с одной стороны, позволяющие определять даже незначительные дефекты трущихся поверхностей. С другой - имеют очень компактные размеры и удобный интерфейс, не требующий от оператора дополнительной спецподготовки. [3-5]

Рисунок 2. Участок подшипниковых узлов

Диагностика и прогностика подшипниковых узлов акустико-эмиссионным методом позволяет значительно увеличить срок их службы.

Рисунок 3.Прогностика подшипниковых узлов

Бортовая акустико-эмиссионная система диагностики подшипниковых узлов-Она позволяет контролировать состояние буксовых узлов в режиме реального времени и своевременно информировать персонал об отклонениях от оптимальных параметров.

Подшипниковые узлы, применяемые на подвижном составе, являются ответственными элементами, от технического состояния которых непосредственно зависит надежность локомотива и безопасность движения, поэтому внедрение бортовой системы контроля является приоритетной задачей, так как она позволит получать полную информацию о состоянии подшипниковых узлов в процессе движения локомотива, следить за уровнем и развитием дефектов, формировать рекомендации локомотивным и ремонтным бригадам о необходимых мероприятиях по обслуживанию и ревизии. [7-12]

Структурная схема бортовой системы диагностики представлена на рисунке 5.1 и включает в себя следующие элементы:

1) анализирующий блок, предназначенный для обработки и анализа данных, получаемых с датчиков, формирует информацию о состоянии подшипников и управляет системой в целом;

2) пъезоэлектрические датчики, предназначенные для получения информации о состоянии контролируемых узлов. Датчики устанавливаются непосредственно на корпусе (или крышке узла) подшипников и связываются с анализирующим блоком при помощи экранированных кабелей, помещенных в защитный рукав;

3) блок индикации, предназначенный для отображения текущей информации о состоянии подшипниковых узлов и сигнализации о возникающих неисправностях и необходимых мероприятиях;

данных о

Литературы:

1. Грищенко А.В. Аппарат искусственных нейронных сетей для диагностики современного локомотива / В.В. Грачёв, Ю.В. Бабков, Ю.И. Клименко, С.И. Ким, К.С. Перфильев, М.В. Федотов // Локомотив. - 2012г. - №7. - С. 36-40.

2. Грищенко А.В., Хамидов О.Р. Оценка технического состояния локомотивных асинхронных тяговых электродвигателей с использованием нейронных сетей / «Транспорт Российской Федерации», № 6 (79) 2018

3. Хамидов О.Р. Оценка технического состояния асинхронных тяговых электродвигателей электровозов серии «UZ-EL» средствами вибродиагностики / О.Т. Касымов // Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие», сентябрь - 2017, С. 13-19.

4. Неразрушающий контроль технического состояния горных машин и оборудования: учеб. пособие / Н.А. Баркова, Ю.С. Дорошев. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2009. - 157с.

5. Диагностика асинхронного электропривода по данным измерений рабочего режима/ Сивокобыленко В.Ф. Полковниченко Д.В., Кукуй К.А. - Донецкий национальный технический университет:.

6. Оптимизация методов диагностики подшипников качения по высокочастотной вибрации: "Методы и средства оценки состояния энергетического оборудования". Выпуск 15. / Н.А. Баркова. - Ассоциация ВАСТ, 2002.

7. Хамидов О. Р. Вибродиагностика повреждения подшипников качения локомотивных асинхронных электродвигателей / О. Р. Хамидов, А. В. Грищенко // VIII Междунар. науч.-технич. конференция «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты». Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 3-7 июля. - СПб.: ПГУПС, 2013.- С. 174-176.

8. Грищенко А. В. Новые электрические машины локомотивов: учеб. пособие для вузов ж. д. транспорта / А. В. Грищенко, Е.В. Козаченко. - М.: Учеб. метод. по образованию на ж. д. транспорте, 2008. - 271 с.

9. Хамидов О.Р. Разработка методики комплексного диагностирования асинхронного тягового электродвигателя подвижного состава железнодорожного транспорта/ О.Т.Касымов/ Международная научная конференция «Высокие технологии и инновации в

науке» - СПб.:2017. - С. 67-76.

10.Агунов А. В. Использование нейро-нечетких диагностических моделей при оценке технического состояния электрооборудования тепловоза / А. В. Агунов, А. В. Грищенко, В. А. Кручек, В. В. Грачев // Электротехника. - 2017. - № 10. - С. 14 - 18.

11.Зарифьян А. А. Динамические процессы в асинхронном тяговом приводе магистральных электровозов: монография / А. А. Зарифьян Ю. А. Бахвалов. - М.: Маршрут, 2006. - 372 с.

12.Хамидов О. Р. Математическая модель вибровозмущающих сил локомотивного асинхронного электродвигателя / О. Р. Хамидов, М. Н. Панченко // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2013. - № 4(37). - С. 60-67.

13.Грищенко А. В. Аппарат искусственных нейронных сетей для диагностики современного локомотива / А. В. Грищенко, В. В. Грачёв, Ю. В. Бабков, Ю. И. Клименко, С И. Ким, К С. Перфильев, М.В. Федотов // Локомотив. - 2012. - № 7. - С. 36-40.

14.Kanika G. A review on fault diagnosis of induction motor using artificial neural networks / G. Kanika, K. Arunpreet // Intern. Journal of Scince and Research - 2014. - iss. 7. - p. 680 -684.

15. Сайт https://neuronus.com/theory/nn/238-obucheniya-nejronnoi-seti

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.