Научная статья на тему 'Диагностика когнитивных нарушений у больных с артериальной гипертензией'

Диагностика когнитивных нарушений у больных с артериальной гипертензией Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЕ КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ / EARLY COGNITIVE IMPAIRMENT / АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / HYPERTENSION / КОМПЛЕКС НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ ТЕСТОВ / COMPLEX NEURODYNAMIC TESTS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Дума С.Н., Мельникова М.М.

Ранняя диагностика когнитивных нарушений является объективным дополнением к клиническому диагнозу для больных с артериальной гипертензией (АГ). Предлагается и обосновывается набор нейродинамических тестов с количественной оценкой, который позволяет диагностировать когнитивные нарушения лобного типа, которые являются их ранними маркерами. Обследование проведено на выборке 89 пациентов (52 мужчины, 37 женщин) в возрасте 18 50 лет с клинически подтверждённым диагнозом АГ, имеющим длительность наблюдения не менее 5 лет. Данный подход позволяет снабдить практикующих врачей формализованными методами исследования когнитивных функций. Предложенный набор тестов для количественной оценки нейродинамических нарушений имеет высокую диагностическую значимость и позволяет своевременно проводить раннюю медицинскую коррекцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Дума С.Н., Мельникова М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF COGNITIVE IMPAIRMENT IN PATIENTS WITH ARTERIAL HYPERTENSION

Early diagnosis of cognitive impairment is an objective complement to the clinical diagnosis of patients with arterial hypertension (AH). The work proposes and substantiates a set of neurodynamic tests with quantitative evaluation, which allows diagnosing cognitive impairment of frontal type, which are their earliest markers. The survey is conducted on 89 patients (52 men, 37 women) 18-50 years of age with clinically confirmed diagnosis of hypertension, having a duration of observation of at least 5 years. This approach allows providing clinicians formalized research methods of cognitive functions. The proposed set of tests for quantitative evaluation of neural disorders has high diagnostic value and gives time to carry out early medical correction.

Текст научной работы на тему «Диагностика когнитивных нарушений у больных с артериальной гипертензией»

гически непротиворечивых моделей поведения потребителя и человека в целом. Она реализует пока только философский принцип двойственности и объединения противоположностей в объекте исследования. Рациональная и эмоциональная, или иначе, логическая и психологическая стороны поведения человека не просто идут параллельно, но и неразрывно связаны и обусловливают одна другую. Человек мыслит эмоционально, а эмоции у него разумны. Диалектические пары составляют как обе эти стороны поведения в целом, так и рациональный

Библиографический список

этап с соответствующей психологической стадией на каждом уровне.

Но даже на начальном уровне она объясняет непрерывность процесса принятия решения о действии (покупке) человека. Для дальнейшего теоретического моделирования необходимо преодолеть, прежде всего, трудности методологического плана, связанные с логической неоднородностью моделей и отсутствием устойчивых общепринятых трактовок понятий, описывающих психологические состояния человека.

1. Исаева Е.В. Полная модель эффектов маркетинговых коммуникаций. Вестник Омского университета. Серия «Экономика». Омск, 2008.

2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Москва: Экономика, 2005.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. 12-е изд. Перевод с английского Москва: ООО «И.Д. Вильямс», 2009.

4. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент ориентированный на рынок. Санкт-Петербург: Питер, 2006.

5. Назайкин А. Как оценить эффективность рекламы: практическое пособие. Москва: Солон-Пресс, 2014.

References

1. Isaeva E.V. Polnaya model' 'effektov marketingovyh kommunikacij. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «'Ekonomika». Omsk, 2008.

2. Bagiev G.L., Tarasevich V.M., Ann H. Marketing. Moskva: 'Ekonomika, 2005.

3. Kotler F. Osnovy marketinga. 12-e izd. Perevod s anglijskogo Moskva: OOO «I.D. Vil'yams», 2009.

4. Lamben Zh.-Zh. Menedzhment orientirovannyjna rynok. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.

5. Nazajkin A. Kak ocenit' 'effektivnost' reklamy: prakticheskoe posobie. Moskva: Solon-Press, 2014.

Статья поступила в редакцию 12.09.16

УДК 159.95(082)+612.017.2

Duma S.N., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Research Institute of Therapy and Preventive Medicine (Novosibirsk,

Russia), E-mail: duma.svetlana@yandex.ru

Melnikova M.M., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia),

E-mail: melnicovamm@yandex.ru

DIAGNOSIS OF COGNITIVE IMPAIRMENT IN PATIENTS WITH ARTERIAL HYPERTENSION. Early diagnosis of cognitive impairment is an objective complement to the clinical diagnosis of patients with arterial hypertension (AH). The work proposes and substantiates a set of neurodynamic tests with quantitative evaluation, which allows diagnosing cognitive impairment of frontal type, which are their earliest markers. The survey is conducted on 89 patients (52 men, 37 women) 18-50 years of age with clinically confirmed diagnosis of hypertension, having a duration of observation of at least 5 years. This approach allows providing clinicians formalized research methods of cognitive functions. The proposed set of tests for quantitative evaluation of neural disorders has high diagnostic value and gives time to carry out early medical correction.

Key words: early cognitive impairment, hypertension, complex neurodynamic tests.

С.Н. Дума, канд. мед. наук, доц. ФГБНУ «НИИ Терапии и профилактической медицины», г. Новосибирск,

E-mail: duma.svetlana@yandex.ru

М.М. Мельникова, канд. мед. наук, доц. ФГБУ ВО «(Новосибирский государственный педагогический университет»,

г. Новосибирск, E-mail: melnicovamm@yandex.ru

ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

Ранняя диагностика когнитивных нарушений является объективным дополнением к клиническому диагнозу для больных с артериальной гипертензией (АГ). Предлагается и обосновывается набор нейродинамических тестов с количественной оценкой, который позволяет диагностировать когнитивные нарушения лобного типа, которые являются их ранними маркерами. Обследование проведено на выборке 89 пациентов (52 мужчины, 37 женщин) в возрасте 18 - 50 лет с клинически подтверждённым диагнозом АГ, имеющим длительность наблюдения не менее 5 лет. Данный подход позволяет снабдить практикующих врачей формализованными методами исследования когнитивных функций. Предложенный набор тестов для количественной оценки нейродинамических нарушений имеет высокую диагностическую значимость и позволяет своевременно проводить раннюю медицинскую коррекцию.

Ключевые слова: ранние когнитивные нарушения, артериальная гипертензия, комплекс нейродинамических тестов.

Когнитивные нарушения (КН) являются ранним субклиническим индикатором поражения головного мозга, как органа-мишени при артериальной гипертензии (АГ). К сожалению, стандартный план обследования больного АГ не включает обследование головного мозга при АГ, поэтому в клинической практике врач констатирует его поражение чаще на этапе развития осложнений. Впервые о необходимости выявления КН упоминается в согласительном документе Европейского общества по АГ (2009) [1]. Эти изменения можно обнаружить при целенаправленном нейропсихологическом тестировании на ранних стадиях заболевания, когда у некоторых пациентов с АГ соответствующие жалобы отсутствуют [2]. В последние десятилетия изучение и диагностика расстройств когнитивных функций перешла в ком-

петенцию нейропсихологов. Применительно к клиническим задачам, практические аспекты нейропсихологии за рубежом стали обозначать как «поведенческая неврология», «органическая психиатрия», развившаяся позднее в субспециальность «нейропси-хиатрия» [3]. В России, как и во многих других странах, известна проблема «расстыковки» нейропсихиатрии с практической медициной. На практике врачи в связи с дефицитом времени, не владея в достаточной степени методами исследования когнитивных, эмоциональных и поведенческих расстройств, устранились от их анализа. Между тем ранняя диагностика КН является не только объективным неинвазивным критерием диагностики, но и является важнейшим условием для их успешной коррекции [4; 5]. В Российской Федерации врачебной специальности «ней-

ропсихолог» нет, выполняет эти задачи невролог или терапевт (Министерство здравоохранения РФ, приказ от 2015 г. № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование»).

В арсенале практических врачей имеется целый ряд психометрических инструментов для скрининга КН. Краткие методики для скрининга КН, которые используют практические врачи в повседневной практике: краткая шкала оценки психического статуса (Mini-mental State Examination - MMSE); Монреальская шкала когнитивной оценки (МоСА); тест рисования часов и др. [6; 7; 8]. Таким образом, в арсенале практических врачей имеется целый ряд психометрических инструментов для скрининга КН. Краткость некоторых скрининговых шкал позволяет использовать их уже во время первичного осмотра. Важными характеристиками любого диагностического инструмента являются его чувствительность и специфичность. Чувствительность теста -это мера вероятности того, что любой случай болезни (состояния) будет идентифицирован с помощью теста. Специфичность - это мера вероятности правильной идентификации людей, не имеющих болезни, с помощью теста. Эти понятия используются для характеристики диагностической ценности упоминаемых тестов. Приведенные краткие скрининговые шкалы характеризуются высокими показателями чувствительности и специфичности уже имеющихся КН. Практика показывает, что основными факторами, влияющими на чувствительность теста, являются тяжесть когнитивного дефицита, а также уровень образования пациента [9]. Заметим, что использование обозначенной группы тестов требует специальной подготовки врача. Особенностью ранних КН у большинства больных с АГ является преобладание нейродинамических и регуляторных расстройств, связанных с лобной дисфункцией. Одним из первых симптомов лобной дисфункции считаются снижение концентрации произвольного внимания и замедленность мышления. Подобные изменения можно обнаружить на ранних стадиях заболевания, когда ещё не все пациенты предъявляют жалобы на КН. Эти изменения можно обнаружить только при целенаправленном нейропсихо-логическом тестировании с использованием нейродинамиче-ских тестов [10; 11].

В связи с этим, целью нашего исследования являлась разработка комплекса нейродинамических тестов с количественной оценкой, направленного на раннюю диагностику наличия КН у пациентов с АГ длительностью заболевания не менее 5 лет. Для достижения цели проводилась сравнительная оценка количественных параметров выполнения нейродинамических тестов пациентами с АГ в сравнении со стандартными показателями нормы. Формализованный комплекс нейродинамических тестов, позволяющий количественно оценить выраженность когнитивных, эмоциональных расстройств у пациентов с АГ включал: корректурную пробу, субтест WAIS-7 «Шифровка», таблицы Шульте, госпитальную шкалу оценки тревоги и депрессии. Последовательность осуществления тестирования: 1) субтест WAIS-7 «Шифровка» (фрагмент теста «символы и цифры» Wechs-ler, 1946) - время выполнения 90 сек; результаты теста соответствуют числу правильно заполненных квадратиков (максимально 120 и не менее 45); 2) корректурная проба (фрагмент теста ADAS-cog) - время выполнения б0 сек; оценка производится по соотношению числа правильно и неправильно вычеркнутых букв; 3) таблицы Шульте (5 штук) - оценка по секундомеру по 5 таблицам (ориентировочный вариант нормы 25-30 секунд); данная методика используется для исследования объёма внимания, выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора, а также для исследования подвижности основных нервных процессов (возбуждения и торможении); 4) госпитальная шкала оценки тревоги и депрессии (Zigmond A.S., Snaith R. P., 1983); оценка: 0 до 7 - отсутствие достоверно выраженной тревоги и/ или депрессии; от 8 до10 - субклиническая тревога и/или депрессия; 11 и более баллов - клинически выраженная тревога и /или депрессия [6, 10, 11].

Обследование проведено на выборке 89 пациентов (52 мужчины, 37 женщин) в возрасте 18-50 лет с клинически подтверждённым диагнозом АГ, имеющим длительность наблюдения не

Библиографический список

менее 5 лет. Количественная оценка точности выполнения нейродинамических тестов среди пациентов с АГ показала, что по тесту «Шифровка» среднее количество заполнения за 90 секунд у мужчин составило 31,85; среди женщин 31,24. Без ошибок выполняли тест 54 % мужчин и 62 % женщин; 1-2 ошибки у мужчин допускали 37 %, более 3 - 10 %. Среди женщин, соответственно, 1-2 ошибки допускали 32 %, более 3-х ошибок - 5 %. Общее заключение: при низком количестве заполняемых клеточек, по сравнению с нормой (от 45 до120), количество ошибок было низким. Данный тест показал высокую чувствительность, что можно объяснить либо высокой ситуационной тревогой в момент проведения теста, либо безразличным или негативным отношением к тестированию и низкой специфичностью. Результаты по методике «Корректурная проба» свидетельствуют, что среднее количество выверяемых знаков у мужчин составило 295,02, среди женщин - 295,46. Оценка: число пациентов, безошибочно выполнивших тест, составило среди мужчин 10 %, среди женщин 14 %. Количество правильно и неправильно вычеркнутых букв при разнице равной >30 составило у мужчин 90 %; у женщин 87 %. Данный тест показал низкую чувствительность и специфичность у пациентов с АГ. По данным методики «Таблицы Шульте», усреднённый показатель по времени выполнения теста в сумме пяти попыток составил: у мужчин - 39,37 сек; у женщин - 39,86 сек (норма - 25-30 сек. с равномерным темпом по 5 таблицам). Средние показатели темпа выполнения заданий среди мужчин по 5 таблицам составили: 39,37 - 36,98 - 38,75 - 36,83 - 38,96 сек.; среди женщин: 39,86 - 40,51 - 41,86 - 41,30 - 41,73 сек. Снижение темпа к концу исследования (увеличение времени на поиск чисел в 3, 4, 5 таблицах) указывает на замедление подвижности нервных процессов. Регистрируемый пропуск цифр, ошибочный показ цифры, внешне сходной с другой, свидетельствует о недостаточной концентрации внимания, а нарастание количества ошибок в 3, 4, 5 таблицах (среднее количество ошибок у мужчин 5-8; у женщин 3-5) - о снижении работоспособности, истощаемости нервных процессов. Среднее количество ошибок у пациентов с АГ 5 лет составило 4-6; у пациентов с АГ более 5 лет - 8-10. Данный тест показал высокую чувствительность и специфичность для регистрации нейродинамических нарушений у пациентов с АГ.

Использование теста «Госпитальная шкала оценки тревоги и депрессии» отражает мнение, что субъективные КН являются проявлением эмоциональных расстройств тревожно-депрессивного ряда. Поэтому для пациентов с активными когнитивными жалобами при негативных результатах нейропсихологического тестирования необходимо тщательное исследование эмоционального статуса. Тревожные расстройства (тревога более 7 баллов) среди мужчин выявлена в 17%; среди женщин 41%. Депрессивные расстройства (депрессия более 7 баллов) распространены среди мужчин в 15% случаев; среди женщин - в 16%. Нами выявлено статистически достоверное преобладание эмоциональных расстройств у пациентов с более длительным стажем АГ. Так, у пациентов со стажем АГ 5 лет распространённость тревожных расстройств составила 19%, а со стажем АГ более 5 лет - 33%. Распространённость депрессивных расстройств среди пациентов со стажем АГ 5 лет составила 11%, со стажем АГ более 5 лет - 19%.

Выводы:

1. Предложенный набор нейродинамических тестов с количественной оценкой позволяет диагностировать КН лобного типа, которые являются их ранними маркерами.

2. Предложенный комплекс имеет ряд преимуществ перед существующими аналогичными опросниками: не требует специальной подготовки и может проводиться врачом, без привлечения нейропсихолога; прост в выполнении; кратковременный в исполнении (5 - 7 мин).

3. Предложенный способ количественной оценки является объективным, пациенту его невозможно запомнить и заучить, что позволяет реально в течение длительного времени отслеживать эффективность реабилитационных мероприятий у конкретного пациента и прогнозировать дальнейшее нарастание или регресс в когнитивных нарушениях.

1. Strauss E., Sherman E.M.S., Spreen O.A. Compendium of Neiropsychological tests. Oxford UP, 2006; 15: 1080-1145.

2. Дума С.Н, Щербакова Л.В. Ранние когнитивные нарушения у молодых пациентов с артериальной гипертензией. Врач. 2016; 1: 8 - 12.

3. Scott J.G., Schenberg M.R. Affect, emotions and mood. In: The little black book of neiropsychology. Chart.11. NY: Springer, 2011: 249 - 266.

4. Rossor М., Collinge J., Fox N. et al. Cognitive Impairment and Dementia. In Neurology: A Queen Square Textbook Eds. Clarke C, Howard R., Rossor M. and Shorvon S. Blackwell Publishing Ltd. 2009: 245 - 288.

5. Juby A., Tench S., Baker V. The value of clock drawing in identifying executive cognitive dysfunction in people with a normal Mini-Mental State Examination score. CMAJ. 2002; 167 (8): 859 - 864.

6. Густов А.В., Мельникова Т.В., Гузанова Е.В. Синдромы нарушения высших психических функций в неврологической практике: учебное пособие. Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2005.

7. Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в неврологической клинике. Неврологический журнал. 2006; Т. 11, Прил. 1: 4 - 12.

8. Bouslani M., Baker M.S., Campbell N. et al. Impact and recognition of cognitive impairment among hospitalized elders. J. Hosp Med. 2010; 5: 69 - 75.

9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Москва: МГУ, 1969.

10. Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического исследования. Москва: Центр лечебной педагогики, 1999.

11. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. Москва: НИИ психиатрии, 1983.

References

1. Strauss E., Sherman E.M.S., Spreen O.A. Compendium of Neiropsychological tests. Oxford UP, 2006; 15: 1080-1145.

2. Duma S.N, Scherbakova L.V. Rannie kognitivnye narusheniya u molodyh pacientov s arterial'noj gipertenziej. Vrach. 2016; 1: 8 - 12.

3. Scott J.G., Schenberg M.R. Affect, emotions and mood. In: The little black book of neiropsychology. Chart.11. NY: Springer, 2011: 249 - 266.

4. Rossor M., Collinge J., Fox N. et al. Cognitive Impairment and Dementia. In Neurology: A Queen Square Textbook Eds. Clarke C, Howard R., Rossor M. and Shorvon S. Blackwell Publishing Ltd. 2009: 245 - 288.

5. Juby A., Tench S., Baker V. The value of clock drawing in identifying executive cognitive dysfunction in people with a normal Mini-Mental State Examination score. CMAJ. 2002; 167 (8): 859 - 864.

6. Gustov A.V., Mel'nikova T.V., Guzanova E.V. Sindromy narusheniya vysshih psihicheskih funkcij v nevrologicheskoj praktike: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo NGMA, 2005.

7. Yahno N.N. Kognitivnye rasstrojstva v nevrologicheskoj klinike. Nevrologicheskijzhurnal. 2006; T. 11, Pril. 1: 4 - 12.

8. Bouslani M., Baker M.S., Campbell N. et al. Impact and recognition of cognitive impairment among hospitalized elders. J. Hosp Med. 2010; 5: 69 - 75.

9. Luriya A.R. Vysshie korkovye funkcii cheloveka i ih narusheniya pri lokal'nyh porazheniyah mozga. Moskva: MGU, 1969.

10. Glozman Zh.M. Kolichestvennaya ocenka dannyh nejropsihologicheskogo issledovaniya. Moskva: Centr lechebnoj pedagogiki, 1999.

11. Panasyuk A.Yu. Adaptirovannyj variant metodikiD. Vekslera. Moskva: NII psihiatrii, 1983.

Статья поступила в редакцию 08.10.16

УДК 159.9

Korlyakova S.G., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: s.k2002@mail.ru

Ostroverkhov А.G., teacher, Stavropol Regional College of Art (Stavropol, Russia), E-mail: s.k2002@mail.ru

MUSICAL-RHYTHMIC ABILITY IN THE STRUCTURE OF MUSICAL ABILITIES: A RETROSPECTIVE ANALYSIS. The article gives a brief retrospective analysis of works of foreign and Russian scientists in the sphere of study the structure of musical abilities. The authors note that in the history of the development of musical psychology as a science, the notion of musical-rhythmic ability and its place in the structure of musical abilities have undergone some changes. This article examines some of the discrepancies between theoretical and conceptual and empirical aspect of the determination of the place of musical-rhythmic ability structure of musical abilities. The authors note that the use of different methodological approaches to the study of musical abilities and, in particular, the study of the basic component-musical-rhythmic abilities contributed significantly to their understanding and development. However, the contradictory views of scientists have created some confusion. Therefore, the authors conclude that the study of musical abilities will be more fruitful in the application of a systematic approach.

Key words: musical ability, musical and rhythmic ability.

С.Г. Корлякова, д-р психол. наук, проф. каф. психологии, г. Ставрополь, Ставропольский государственный

педагогический институт, E-mail: s.k2002@mail.ru

А.Г. Островерхов, преп. Ставропольского краевого колледжа искусств, г. Ставрополь, E-mail: s.k2002@mail.ru

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ

В СТРУКТУРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

В статье проведён краткий ретроспективный анализ изучения зарубежными и отечественными учёными структуры музыкальных способностей. Авторы отмечают, что в истории развития музыкальной психологии как науки понятие музыкально-ритмической способности и её место в структуре музыкальных способностей претерпели некоторые изменения. В статье рассмотрены некоторые несоответствия между теоретико-понятийным и эмпирическим аспектом определения места музыкально-ритмической способности в структуре музыкальных способностей. Авторы отмечают, что использование разных методологических подходов в исследовании музыкальных способностей, в частности, в исследовании основного компонента -музыкально-ритмической способности, внесли существенный вклад в их понимание и развитие. Однако противоречивость взглядов учёных создала некоторую путаницу. Поэтому авторы делают вывод, что изучение музыкальных способностей будет более плодотворным при применении системного подхода.

Ключевые слова: музыкальные способности, музыкально-ритмическая способность.

Учёные, занимающиеся проблемами музыкальных способностей, выделяют в них ряд компонентов, подчёркивая тем самым синтетический характер данных способностей. От качественного своеобразия сочетания компонентов музыкальных способностей зависит успешность занятий музыкальной деятельностью. Существуют различные воззрения на структуру музыкальных способностей, однако исключительно все учёные основными её компонентами считают музыкальный слух и музыкально-ритмическую способность. В истории развития музыкальной психологии как науки понятие музыкально-ритмической способности и её место в структуре музыкальных способностей

претерпели некоторые изменения. Например, Ф. Гекер и Т. Ци-ген [1] выделяют пять компонентов музыкальной одарённости: 1) сенсорный: чувствительность к различению высоты, интенсивности и длительности звуков; 2) ретентивный: память на высоту, интенсивность и длительность звуков; 3) синтетический: восприятие целостных образований (мотивов, мелодий, тем, ритмических фигур); 4) моторный: перенесение звукового образа на голос или инструмент; 5) идеативный: нахождение идейного содержания музыки. Г. Кениг [2] в перечень основных музыкальных способностей включает воспроизведение высоты и интенсивности звуков, высотных и временных отношений между двумя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.