Научная статья на тему 'Музыкально-ритмическая способность в структуре музыкальных способностей: ретроспективный анализ'

Музыкально-ритмическая способность в структуре музыкальных способностей: ретроспективный анализ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
509
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / MUSICAL ABILITY / МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ / MUSICAL AND RHYTHMIC ABILITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корлякова С. Г., Островерхов А. Г.

В статье проведён краткий ретроспективный анализ изучения зарубежными и отечественными учёными структуры музыкальных способностей. Авторы отмечают, что в истории развития музыкальной психологии как науки понятие музыкально-ритмической способности и её место в структуре музыкальных способностей претерпели некоторые изменения. В статье рассмотрены некоторые несоответствия между теоретико-понятийным и эмпирическим аспектом определения места музыкально-ритмической способности в структуре музыкальных способностей. Авторы отмечают, что использование разных методологических подходов в исследовании музыкальных способностей, в частности, в исследовании основного компонента -музыкально-ритмической способности, внесли существенный вклад в их понимание и развитие. Однако противоречивость взглядов учёных создала некоторую путаницу. Поэтому авторы делают вывод, что изучение музыкальных способностей будет более плодотворным при применении системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL-RHYTHMIC ABILITY IN THE STRUCTURE OF MUSICAL ABILITIES: A RETROSPECTIVE ANALYSIS

The article gives a brief retrospective analysis of works of foreign and Russian scientists in the sphere of study the structure of musical abilities. The authors note that in the history of the development of musical psychology as a science, the notion of musical-rhythmic ability and its place in the structure of musical abilities have undergone some changes. This article examines some of the discrepancies between theoretical and conceptual and empirical aspect of the determination of the place of musical-rhythmic ability structure of musical abilities. The authors note that the use of different methodological approaches to the study of musical abilities and, in particular, the study of the basic component-musical-rhythmic abilities contributed significantly to their understanding and development. However, the contradictory views of scientists have created some confusion. Therefore, the authors conclude that the study of musical abilities will be more fruitful in the application of a systematic approach.

Текст научной работы на тему «Музыкально-ритмическая способность в структуре музыкальных способностей: ретроспективный анализ»

4. Rossor М., Collinge J., Fox N. et al. Cognitive Impairment and Dementia. In Neurology: A Queen Square Textbook Eds. Clarke C, Howard R., Rossor M. and Shorvon S. Blackwell Publishing Ltd. 2009: 245 - 288.

5. Juby A., Tench S., Baker V. The value of clock drawing in identifying executive cognitive dysfunction in people with a normal Mini-Mental State Examination score. CMAJ. 2002; 167 (8): 859 - 864.

6. Густов А.В., Мельникова Т.В., Гузанова Е.В. Синдромы нарушения высших психических функций в неврологической практике: учебное пособие. Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2005.

7. Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в неврологической клинике. Неврологический журнал. 2006; Т. 11, Прил. 1: 4 - 12.

8. Bouslani M., Baker M.S., Campbell N. et al. Impact and recognition of cognitive impairment among hospitalized elders. J. Hosp Med. 2010; 5: 69 - 75.

9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Москва: МГУ, 1969.

10. Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического исследования. Москва: Центр лечебной педагогики, 1999.

11. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. Москва: НИИ психиатрии, 1983.

References

1. Strauss E., Sherman E.M.S., Spreen O.A. Compendium of Neiropsychological tests. Oxford UP, 2006; 15: 1080-1145.

2. Duma S.N, Scherbakova L.V. Rannie kognitivnye narusheniya u molodyh pacientov s arterial'noj gipertenziej. Vrach. 2016; 1: 8 - 12.

3. Scott J.G., Schenberg M.R. Affect, emotions and mood. In: The little black book of neiropsychology. Chart.11. NY: Springer, 2011: 249 - 266.

4. Rossor M., Collinge J., Fox N. et al. Cognitive Impairment and Dementia. In Neurology: A Queen Square Textbook Eds. Clarke C, Howard R., Rossor M. and Shorvon S. Blackwell Publishing Ltd. 2009: 245 - 288.

5. Juby A., Tench S., Baker V. The value of clock drawing in identifying executive cognitive dysfunction in people with a normal Mini-Mental State Examination score. CMAJ. 2002; 167 (8): 859 - 864.

6. Gustov A.V., Mel'nikova T.V., Guzanova E.V. Sindromy narusheniya vysshih psihicheskih funkcij v nevrologicheskoj praktike: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo NGMA, 2005.

7. Yahno N.N. Kognitivnye rasstrojstva v nevrologicheskoj klinike. Nevrologicheskijzhurnal. 2006; T. 11, Pril. 1: 4 - 12.

8. Bouslani M., Baker M.S., Campbell N. et al. Impact and recognition of cognitive impairment among hospitalized elders. J. Hosp Med. 2010; 5: 69 - 75.

9. Luriya A.R. Vysshie korkovye funkcii cheloveka i ih narusheniya pri lokal'nyh porazheniyah mozga. Moskva: MGU, 1969.

10. Glozman Zh.M. Kolichestvennaya ocenka dannyh nejropsihologicheskogo issledovaniya. Moskva: Centr lechebnoj pedagogiki, 1999.

11. Panasyuk A.Yu. Adaptirovannyj variant metodikiD. Vekslera. Moskva: NII psihiatrii, 1983.

Статья поступила в редакцию 08.10.16

УДК 159.9

Korlyakova S.G., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Ostroverkhov A.G., teacher, Stavropol Regional College of Art (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

MUSICAL-RHYTHMIC ABILITY IN THE STRUCTURE OF MUSICAL ABILITIES: A RETROSPECTIVE ANALYSIS. The article gives a brief retrospective analysis of works of foreign and Russian scientists in the sphere of study the structure of musical abilities. The authors note that in the history of the development of musical psychology as a science, the notion of musical-rhythmic ability and its place in the structure of musical abilities have undergone some changes. This article examines some of the discrepancies between theoretical and conceptual and empirical aspect of the determination of the place of musical-rhythmic ability structure of musical abilities. The authors note that the use of different methodological approaches to the study of musical abilities and, in particular, the study of the basic component-musical-rhythmic abilities contributed significantly to their understanding and development. However, the contradictory views of scientists have created some confusion. Therefore, the authors conclude that the study of musical abilities will be more fruitful in the application of a systematic approach.

Key words: musical ability, musical and rhythmic ability.

С.Г. Корлякова, д-р психол. наук, проф. каф. психологии, г. Ставрополь, Ставропольский государственный

педагогический институт, Е-mail: [email protected]

А.Г. Островерхов, преп. Ставропольского краевого колледжа искусств, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ

В СТРУКТУРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

В статье проведён краткий ретроспективный анализ изучения зарубежными и отечественными учёными структуры музыкальных способностей. Авторы отмечают, что в истории развития музыкальной психологии как науки понятие музыкально-ритмической способности и её место в структуре музыкальных способностей претерпели некоторые изменения. В статье рассмотрены некоторые несоответствия между теоретико-понятийным и эмпирическим аспектом определения места музыкально-ритмической способности в структуре музыкальных способностей. Авторы отмечают, что использование разных методологических подходов в исследовании музыкальных способностей, в частности, в исследовании основного компонента -музыкально-ритмической способности, внесли существенный вклад в их понимание и развитие. Однако противоречивость взглядов учёных создала некоторую путаницу. Поэтому авторы делают вывод, что изучение музыкальных способностей будет более плодотворным при применении системного подхода.

Ключевые слова: музыкальные способности, музыкально-ритмическая способность.

Учёные, занимающиеся проблемами музыкальных способностей, выделяют в них ряд компонентов, подчёркивая тем самым синтетический характер данных способностей. От качественного своеобразия сочетания компонентов музыкальных способностей зависит успешность занятий музыкальной деятельностью. Существуют различные воззрения на структуру музыкальных способностей, однако исключительно все учёные основными её компонентами считают музыкальный слух и музыкально-ритмическую способность. В истории развития музыкальной психологии как науки понятие музыкально-ритмической способности и её место в структуре музыкальных способностей

претерпели некоторые изменения. Например, Ф. Гекер и Т. Ци-ген [1] выделяют пять компонентов музыкальной одарённости: 1) сенсорный: чувствительность к различению высоты, интенсивности и длительности звуков; 2) ретентивный: память на высоту, интенсивность и длительность звуков; 3) синтетический: восприятие целостных образований (мотивов, мелодий, тем, ритмических фигур); 4) моторный: перенесение звукового образа на голос или инструмент; 5) идеативный: нахождение идейного содержания музыки. Г. Кениг [2] в перечень основных музыкальных способностей включает воспроизведение высоты и интенсивности звуков, высотных и временных отношений между двумя

звуками, понимание и воспроизведение мелодии, понимание и воспроизведение музыкальных произведений как выражение эстетических эмоций, музыкальную память. Н.А. Римский-Корса-ков выделяет в музыкальных способностях гармонический слух и ритмический слух как элементарные слуховые способности, а также высшие слуховые способности. Он пишет: если элементарные слуховые способности «даны самой природой и при первых музыкальных занятиях ...выступают явно, как бы в полном развитии своём, то таковые способности можно назвать высшими слуховыми» [3, с.56].

Б.М. Теплов считает главным показателем музыкальности эмоциональную отзывчивость на музыку. Относительно основных музыкальных способностей он пишет: «В качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, мы должны принять те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения» [4, с. 210]. И далее: «Мы можем выделить три основные музыкальные способности: ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодий, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе - эмоциональным, или пере-цептивным, компонентом музыкального слуха; способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковы-сотное движение. Эту способность можно иначе называть слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.» [4, с. 211]; «музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.» [4, с. 210 - 211].

Г.М. Цыпин к ведущим музыкальным способностям относит музыкальный слух, чувство ритма и музыкальную память [5, с. 222].

С.И. Науменко [6] к музыкальным способностям относит музыкальный слух (ритмический, гармонический, мелодический), творческое воображение, эмоциональность. К.В. Тарасова [7] к общим музыкальным способностям относит эмоциональную отзывчивость на музыку и познавательные музыкальные способности: сенсорные (мелодический, тембровый, динамический, гармонический музыкальный слух и чувство ритма); интеллектуальные (репродуктивное и продуктивное музыкальное мышление, музыкальную память, музыкальное воображение).

Следует подчеркнуть, что учёные, используя терминологию «чувство ритма», безусловно, имеют в виду не только способ-

Библиографический список

ность человека чувствовать ритм как таковой, но и восприятие метрической пульсации и темпа произведения. В этом контексте данный термин автоматически включает в себя и ритм, и метр, и темп. Использование разных методологических подходов в исследовании музыкальных способностей, и в частности, в исследовании основного компонента - музыкально-ритмической способности, внесли существенный вклад в их понимание и развитие. Однако противоречивость взглядов учёных создала некоторую путаницу. В связи с этим возникают несоответствия между теоретико-понятийным и эмпирическим аспектом исследования. Так, в ряде работ зарубежных и отечественных учёных музыкальные способности понимаются только как сенсорные способности; сложная музыкально-ритмическая способность отнесена исключительно к сенсорным способностям; отрицается существование музыкальных способностей, которые не укладываются в рамки сенсорно-перцептивных.

На наш взгляд, изучение музыкальных способностей будет более плодотворным при применении системного подхода. Правомерность использования системного подхода в музыкально-психологических исследованиях просматривается ещё в труде Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» [4]. Таким образом, можно прийти к разрешению вопроса о структуре музыкальности, то есть к нахождению той органической системы музыкальных способностей, которая образует музыкальность. Ю.А. Цагарелли относительно музыкально-ритмической способности даёт следующие уточнения: «Резюмируя рассуждения и факты, относящиеся к вопросу об иерархическом строении структуры музыкально-ритмической способности, следует отметить, что её верхний - мыслительный уровень - занимает способность к восприятию темповых соотношений музыкального произведения. Средний - представленческий уровень - занимает способность к восприятию метрической пульсации. Нижний -сенсорный уровень - занимает способность к восприятию ритмического рисунка» [8, с. 182]; «следует отделять способность к восприятию ритма, метра и темпа от способности их воспроизводить, т. е. отделять музыкально-ритмическую способность от моторики, обеспечивающей восприятие (саккадические движения глаз) и являющейся непроизвольной реакцией на музыку (постукивание ногой и т.п.)» [8, с. 184].

Исходя из практической очевидности и доказательных фактов учёных [9 - 11], ритм, метр и темп музыкального произведения воспринимаются одновременно, следовательно, правильнее было бы говорить о музыкально-ритмической способности, а не о «ритмическом чувстве».

1. Häcker V.U., Ziehen T. Ueber d. Erblllicnkeit der Musicalischen Begabung. Zeits. FürPsychol, 1922: 88, 89, 90.

2. König H. Zur Experimental-untersuchung der Musicalitat. Würzbburg. 1925.

3. Римский-Корсаков Н.А. Музыкальные статьи и заметки. Санкт-Петербург, 1911.

4. Теплов Б.М. Избранные труды в двух томах. Москва: Педагогика, 1985; Т. I

5. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. Москва: Просвещение, 1984.

6. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности. Вопросы психологии. 1982; 5.

7. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. Москва: Педагогика, 1988.

8. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Диссертация ... доктора психологических наук. Ленинград, 1989; Т. 1.

9. Корлякова С.Г. Развитие психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ставрополь, 2001.

10. Корлякова С.Г., Островерхов А.Г. Музыкально-ритмическая способность как компонент музыкальных способностей. Мир науки, культуры, образования. 2013; 5 (42): 79 - 81.

11. Корлякова С.Г., Ванскова Е.Л. Экспериментальное исследование психомоторной надёжности учащихся и студентов-музыкантов в концертном выступлении. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013; 4 (37): 171 - 176.

References

1. Häcker V.U., Ziehen T. Ueber d. Erblllicnkeit der Musicalischen Begabung. Zeits. Für Psychol, 1922: 88, 89, 90.

2. König H. Zur Experimental-untersuchung der Musicalitat. Würzbburg. 1925.

3. Rimskij-Korsakov N.A. Muzykal'nye stat'iizametki. Sankt-Peterburg, 1911.

4. Teplov B.M. Izbrannye trudy v dvuh tomah. Moskva: Pedagogika, 1985; T. I

5. Cypin G.M. Obuchenie igre na fortepiano. Moskva: Prosveschenie, 1984.

6. Naumenko S.I. Individual'no-psihologicheskie osobennosti muzykal'nosti. Voprosy psihologii. 1982; 5.

7. Tarasova K.V. Ontogenez muzykal'nyh sposobnostej. Moskva: Pedagogika, 1988.

8. Cagarelli Yu.A. Psihologiya muzykal'no-ispolnitel'skojdeyatel'nosti: Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Leningrad, 1989; T. 1.

9. Korlyakova S.G. Razvitie psihomotornogo komponenta muzykal'no-ispolnitel'skih sposobnostej studentov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 2001.

10. Korlyakova S.G., Ostroverhov A.G. Muzykal'no-ritmicheskaya sposobnost' kak komponent muzykal'nyh sposobnostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 5 (42): 79 - 81.

11. Korlyakova S.G., Vanskova E.L. 'Eksperimental'noe issledovanie psihomotornoj nadezhnosti uchaschihsya i studentov-muzykantov v koncertnom vystuplenii. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2013; 4 (37): 171 - 176.

Статья поступила в редакцию 05.10.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.