Подготовка педагогов
УДК 378
Диагностика инновационной активности педагогов: опыт Краснодарского края
Diagnosis of teachers' innovative activity of teachers: the experience of the Krasnodar Territory
Дунская Ю.А., ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», [email protected]
Бубнова И.С., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», [email protected]
Dunskaya Yu., FGBOU VO "Krasnodar State Institute of Culture", [email protected] Bubnova I., FGBOU VO "Kuban State University", [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.005
Ключевые слова: инновация, инновации в образовании, инновационная деятельность, инновационная активность, стимулирование инновационной активности.
Keywords: innovation, innovations in education, innovation activity, innovation activity, stimulation of innovation activity.
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью реализации инновационной активности педагогов в целях обеспечения их профессионального роста. Цель исследования - разработать опросник и изучить инновационную активность педагогов Краснодарского края. В статье представлены результаты диагностики инновационной активности педагогов, согласно которым отмечаются прогрессивные изменения в практике разработки и реализации муниципальных, краевых и федеральных инновационных педагогических проектов, участия в конкурсах, научно-практических мероприятиях и др. Полученные результаты позволят скорректировать работу по выделенным направлениям и стимулировать инновационную активность на муниципальном и региональном уровнях краевой системы образования. Статья предназначена специалистам и руководителям региональных институтов развития образования и повышения квалификации, педагогам образовательных организаций.
Abstract. The relevance of the study is emphasized by the need to ensure the teacher's professional growth, as well as his readiness to implement innovative activity. The purpose of the study is to develop a questionnaire and study the innovative activity of teachers in the Krasnodar Territory. The article presents the results of diagnosing the innovative activity of teachers, according to which progressive changes in the practice of developing and implementing municipal, regional and federal innovative pedagogical projects, participation in competitions, scientific and practical events, etc. are noted. Obtained results allow to correct work on defined directions and stimulate innovative activity at the municipal and regional levels of the regional education system. The article is intended for teachers, employees and heads of regional institutions for the development of education and advanced training, teachers of educational organizations.
Введение. Важность системы образования в настоящее время обусловлена универсальностью и системностью данного социального института, определяющего формирование человека и интегрирующего научно-технический прогресс в обществе. В стремительно меняющемся мире педагог должен учитывать указанные тенденции,
быть активным и готовым к внедрению инноваций.
Национальные проекты, законы,
распоряжения, содержат прямые запросы на обеспечение качества образовательных результатов, формирование успешной личности выпускника - полноценного гражданина
общества. Научные революции, цифровизация, приращение знания, доступность информации детерминируют нахождение педагога в авангарде нового знания. Немалую роль в этом процессе играют условия: принятие инновационных процессов руководством образовательной организации, выбор миссии, участие в инновационных проектах [6].
Вместе с тем, исследования, проводимые Институтом развития образования
Краснодарского края, не позволяют составить системное представление об уровне инновационной активности педагогов края.
Цель статьи: разработать опросник и изучить инновационную активность педагогов Краснодарского края.
Материалы и методы исследования. Опираясь на традиционное представление об активности как способности живых существ совершать произвольные движения, отметим, что она выступает их общей характеристикой и отличается собственной динамикой. Анализ понятия «активность», представленный в работах Е.А. Белан, показывает, что данная категория связана с плеядой таких понятий, как: «действие», «изменение», движение», «актуализация», «целеполагание», то есть выступает базовой категорией, характеризующей взаимодействие человека с окружающим миром [2].
Понятие «инновация», по мнению А.В. Хуторского, это «потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) -реализованное изменение, ставшее из возможного действительным» [1, с.1103]. Анализируя образовательные системы, автор выделяет внутрипредметные, общеметодические,
идеологические и административные инновации.
В современных условиях развитие образования [7] рассматривается по-разному: как реформирование, модернизация или
оптимизация. Соответственно данным подходам, по-разному анализируются и инновации в образовании. Так, ранее нами отмечено, что «инновации в научной литературе принято выделять по масштабу нововведений, по критерию новизны, например, субъективной или объективной. Ряд авторов анализируют инновации с позиции процесса или результата. Между тем, подчеркнем, в любом случае можно выявить зависимость между развитием системы образования и инновацией, поскольку педагогическая инновация выступает
детерминантой развития системы образования»
[5].
ФГОСы, нормативно-правовое закрепление прав педагога на выбор и разработку собственных
педагогических технологий, а также региональные компоненты учебных планов реализации образовательной деятельности -обусловливают социальный заказ на педагогические инновации. Таким образом, можно констатировать, что существует «отражение данного заказа во всех стратегических документах государственного управления в области образования, направленных на предоставление педагогу, в рамках его профессиональной деятельности, необходимой для инновационного творчества свободы» [3].
Под инновацией в образовании мы понимаем введение нового в цели, формы и методы, в содержание обучения или воспитания, направленного на разрешение какой-либо проблемной ситуации, повышения качества учебного или воспитательного процесса [10]. Крякина подчеркивает, что сегодня инновационность воспринимается системой образования как объективная реальность, которой нужно следовать [4]. Какие бы идеалы не провозглашала эпоха, путь к их достижению будет идти через модернизацию технологий обучения и здесь не важно идет ли речь о смене знаниево-ориентированного подхода на личностно-ориентированный, культурологический подходы, смены рецептивно-отражательного мышления на конструктивно-деятельностный [8]. Инновационная деятельность призвана исполнять методологическую, партисипативную, праксеологическую,
информационную, консультативную,
познавательную, инновационную, интерактивную функции.
Результаты. С целью диагностики инновационной активности был разработан и проведен авторский опрос 160 педагогических работников образовательных организаций Краснодарского края. В основу опросника была положена разработанная нами структура инновационной активности педагога, в которую вошли следующие направления работы: 1) самостоятельное изучение научно-методической темы; 2) публикации по изучаемой теме; 3) участие научно-методических мероприятиях в качестве докладчика; 4) апробация авторских (собственных) инновационных приемов; 5) диссеминация (собственного) инновационного опыта в условиях сетевого взаимодействия; 6) разработка инновационного проекта по самостоятельно выбранной теме; 7) участие в инновационной деятельности в сетевом формате (статус партнера, участника); 8) руководство инновационным проектом обучающихся (подтвержден статус инновационного проекта); 9)
результативность участия в конкурсах педагогических инноваций (победитель/призер); 10) участие в сетевых сообществах педагогов-новаторов; 11) ведение блога педагога-новатора.
Для направлений №№ 3, 6-9 предусмотрены уровни реализации: институциональный (образовательная организация), муниципальный (межмуниципальный), региональный
(межрегиональный), всероссийский
(международный). В ходе проведения опроса собраны данные об инновационной активности педагогов в 2019-2021 гг., см. рисунок 1.
В 2021 году по направлению «самостоятельное изучение научно-методической темы» показали активность 24% опрошенных респондента, и только 11% осуществили публикации по самостоятельно выбранной теме. В научно-методических мероприятиях в качестве докладчика на муниципальном или
межмуниципальном уровне выступили 15% респондентов, на региональном или межрегиональном - 5%; на всероссийском уровне - 3% опрошенных учителей.
Около 5% опрошенных ответили, что апробируют авторские инновационные приемы и методы на практике, чуть более 6% педагогов диссеминируют инновационный опыт в условиях сетевого взаимодействия. Разработкой инновационного проекта по самостоятельно выбранной теме в формате муниципальной инновационной площадки занимаются около 7% опрошенных респондентов (5% - в статусе участника сетевого взаимодействия), разработкой краевого инновационного проекта - 4,3% (5,5% в статусе участника сетевого взаимодействия), федерального инновационного проекта - 3,1% опрошенных.
3 2
24
□ СИМ ИУНМ ВАЛИ ПРИП ПУИД ИУСС ВПК ИИПУ
Рисунок 1. -Среднее значение (количество) по номинациям инновационной активности педагогов за 2019-2021 гг.
Примечание: СИМ - самостоятельное изучение научно-методической темы, УНМ - участие в научно-методических мероприятиях края, ААИ - Апробация авторских приемов, РИП - разработка инновационного проекта, УИД - участие в инновационной деятельности в сетевом формате, УСС - участие в сетевых сообществах педагогах-новаторах, ПК - участие в конкурсах педагогических инноваций, ИПУ - руководство инновационным проектом учащихся.
Участие в инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края, в рамках стажировочной площадки образовательной организации, принимают только 3,75% педагогов. Руководство инновационным проектом обучающихся на институциональном уровне осуществляют 3% опрошенных, на муниципальном - 2,5%; на региональном и федеральном - 1,8%. Призерами или победителями конкурсов педагогических инноваций на муниципальном уровне являются
5% опрошенных педагогов, на региональном -4,3%, на федеральном - 1,8% респондентов. В сетевых сообществах педагогов новаторов состоят 7%, ведут блоги педагога -новатора 3,75% опрошенных.
Анализируя динамику инновационной активности педагогов можно отметить динамику показателей по сравнению с 2019 годом. Так, инновационная активность педагогов
увеличилась по направлениям: диссеминация (собственного) инновационного опыта в условиях
сетевого взаимодействия; разработка инновационного проекта по самостоятельно выбранной теме; участие в инновационной деятельности в сетевом формате (статус партнера, участника); руководство инновационным проектом обучающихся; результативность участия в конкурсах педагогических инноваций (победитель/призер); участие в сетевых сообществах педагогов-новаторов; ведение блога педагога-новатора.
Анализ динамики показателей
инновационной активности по сравнению с 2019 годом снизился по ряду направлений, а именно: самостоятельное изучение научно-методической темы; публикации по изучаемой теме; участие научно-методических мероприятиях в качестве докладчика (муниципальный уровень); апробация авторских инновационных приемов.
По некоторым направлениям инновационной активности педагогов показатели
продемонстрировали стабильность результатов: участие во Всероссийских и региональных научно-методических мероприятиях в качестве докладчика; руководство инновационным проектом обучающихся на институциональном уровне.
Позитивная динамика изменений в выборке опрошенных педагогов по сравнению с 2019 годом отмечается по следующим направлениям: диссеминация инновационного опыта в условиях сетевого взаимодействия - на 3,1%; разработка инновационного проекта по самостоятельно выбранной теме: разработка краевого инновационного проекта - на 1,25%, разработка федерального инновационного проекта - на 1,85%; участие в инновационной деятельности в сетевом формате муниципальной инновационной площадки - на 3,75%; участие в инновационной деятельности в сетевом формате краевой инновационной площадки - на 3,75%; участие в инновационной деятельности в рамках стажировочной площадки образовательной организации - на 1,25%; руководство инновационным проектом обучающихся на муниципальном уровне - на 1,25%; руководство инновационным проектом обучающихся на краевом уровне - на 0,6%; руководство инновационным проектом обучающихся на федеральном уровне - на 1,25%; результативность участия в конкурсах педагогических инноваций на муниципальном, региональном и федеральном уровнях - на 4,375%; участие в сетевых сообществах педагогов-новаторов - на 5,6%, ведение блога педагога-новатора - на 2,5%.
Отрицательная динамика по сравнению с 2019 годом была выявлена по следующим направлениям: самостоятельное изучение научно-методической темы - 5,6%; публикации по изучаемой теме - 5%; участие научно-методических мероприятиях в качестве докладчика - 4,3%; апробация авторских инновационных приемов - 1,25%.
Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать прогрессивные изменения в практике разработки и реализации инновационных педагогических проектов. Вместе с тем, изучение опыта инновационных образовательных учреждений позволяет выделить формальный характер инноваций [9].
Учитывая полученные в исследовании результаты были внесены соответствующие изменения в нормативно-правовые акты, выступающие основой для осуществления инновационной деятельности в системе образования Краснодарского края: «Порядок формирования и функционирования
инновационной инфраструктуры в системе образования», Положение об образовательном конкурсе «Инновационный поиск», «Положение о краевой инновационной площадке в системе образования Краснодарского края», «Положение о краевом ресурсном центре общего образования», «Положение о краевой площадке передового педагогического опыта ГБОУ ИРО Краснодарского края», «Положение об инновационной деятельности» и др.
Институт развития образования
Краснодарского края в настоящее время выполняет диагностирующие, контролирующие, организационный функции по научно-методическому сопровождению инновационной деятельности в регионе. Инновационная деятельность в крае направлена на интенсификацию развития образовательной практики посредством организованного и управляемого инновационного процесса. Тематика осуществления инновационной деятельности определяется в соответствии с направлениями национального проекта «Образование», приоритетными направлениями регионального развития образования
Краснодарского края, программой развития Института. Инновационная деятельность строится с учетом принципов: научности содержания; профессиональной
востребованности; ориентации на
инновационный опыт; творческого подхода; связи с педагогической практикой; продуктивного сотрудничества.
Заключение. Итак, авторами разработан опросник, в основу которого легла разработанная нами структура инновационной активности педагога по следующим направлениям работы: публикации и участие в научно-методических мероприятиях, апробация авторских
инновационных приемов, диссеминация инновационного опыта в условиях сетевого взаимодействия, разработка инновационного проекта по самостоятельно выбранной теме, участие в сетевых сообществах педагогов-новаторов, направленный на изучение инновационной активности педагогов Краснодарского края.
Проведенное исследование показало, что в системе образования Краснодарского края инновационные процессы достаточно активно поддерживаются, охват муниципалитетов по данным проведенного опроса составляет 75%. В названных территориях функционируют инновационные площадки различного уровня, ежегодно выпускаются научно-методические
продукты. В то же время на протяжении трех лет остается сегмент образовательных организаций, не проявляющих активности в инновационных процессах. Анализ данных мониторинга позволяет выявить полные данные о таких организациях, причины низкой инновационной активности, адресно оказать научно-методическое сопровождение и помощь.
Применение результатов исследования позволит на муниципальном и региональном уровнях проанализировать индивидуальные результаты каждого педагога, прошедшего процедуру опроса и тестирования, выделить темы, входящие в круг дефицитов инновационной активности учителей, а также провести внутренние мероприятия по темам, связанным с инновационной деятельностью; направить в ИРО Краснодарского края запросы на проведение консультаций, вебинаров, выездных семинаров по стимулированию инновационной активности педагогов.
Литература:
1. Башарина А.В. Социальные инновации в образовании: сущность и классификация / А.В. Башарина // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. - Т. 11. - № 4(5). - С. 1101-1107.
2. Белан Е.А. Категория активности в западноевропейской философской мысли / Е.А. Белан; Краснодар: Кубанский государственный университет. -М.: Социально-политическая мысль. - 235 с. - С. 220.
3. Другова Е.А. Инноватика в поиске нового гуманитарного содержания: онтология, аксиология, методология / Е.А. Другова // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. - 2013. - № 1(21). - С. 5-19.
4. Кряклина Т.Ф., Реттих С.В. Концептуально-методологические новации в социокультурном исследовании / Т.Ф. Кряклина, С.В. Реттих // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №2 1. - С. 36-42.
5. Навазова Т.Г., Бубнова И.С., Пирожкова О.Б., Шибанкова Л.А. Роль и место социально-психологической готовности к инновациям в системе профессионального роста педагога / Т.Г. Навазова, И.С. Бубнова, О.Б. Пирожкова, Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 6(137). -С. 122-133.
6. Поздеева С.И. Роль позиции педагога в изменении содержания образования / С.И. Поздеева // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2005. - Вып. 2 (46). -С. 18-21.
7. Рерке В.И., Бубнова И.С. Готовность педагогов к инновационной деятельности в образовательной организации: организационно-психологический аспект / В.И. Рерке, И.С. Бубнова // Вестник Поволжского института управления. - 2019. -Т.19. - № 1. - С. 59-67.
8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.
9. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / О.Г. Хомерики, М.М. Поташник, А.В. Лоренсов; под ред. М.М. Поташник. -М.: Новая школа, 1994. - 64 с.
10. Яровых Ю.В. Исследовательская деятельность в профессиональной карьере современного учителя / Ю.В. Яровых // Вестник Томского гос. пед. ун-та. -2013. - Вып. 6 (134). - С. 99-102.
Reference:
1. Basharina A.V. Social innovations in education: essence and classification / A.V. Basharina // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2009. - T. 11. - № 4 (5). - S. 1101-1107.
2. Belan E.A. Category of activity in Western European philosophical thought / E.A. Belan; Krasnodar: Kuban State University. - M.: Socio-political thought. - 235 p. - S. 220.
3. Drugova E.A. Innovation in search of a new humanitarian content: ontology, axiology, methodology / E.A. Drugova // Bulletin of TSU. Philosophy. Sociology. Political science. - 2013. - № 1 (21). - S. 5-19.
4. Kryaklina T.F., Rettikh S.V. Conceptual and methodological innovations in socio-cultural research / T.F. Kryaklina, S.V. Rettich // World of science, culture, education. - 2010. - № 1. - S. 36-42.
5. Navazova T.G., Bubnova I.S., Pirozhkova O.B., Shibankova L.A. The role and place of socio-psychological readiness for innovation in the system of teacher's professional growth / T.G. Navazova, I.S. Bubnova, O.B. Pirozhkova, L.A. Shibankova // Kazan Pedagogical Journal. - 2019. - № 6 (137). - S. 122-133.
6. Pozdeeva S.I. The role of the teacher's position in changing the content of education / S.I. Pozdeeva // Bulletin of the Tomsk State University. ped. university - 2005. -Issue. 2(46). - S. 18-21.
7. Rerke V.I., Bubnova I.S. Readiness of teachers for innovative activity in an educational organization: organizational and psychological aspect / V.I. Rerke, I.S.
Bubnova // Bulletin of the Volga Institute of Management. -2019. - V.19. - № 1. - S. 59-67.
8. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogy: innovative activity / V.A. Slastenin, L.S. Podymova. - M.: Master, 1997. - 224 p.
9. Khomeriki O.G., Potashnik M.M., Lorensov A.V. School development as an innovative process: a methodological guide for leaders of educational institutions / O.G. Khomeriki, M.M. Potashnik, A.V. Lawrence; ed. M.M. Potashnik. - M.: New school, 1994. - 64 p.
10. Yarovyh Yu.V. Research activity in the professional career of a modern teacher / Yu.V. Yarovyh // Bulletin of the Tomsk State University. ped. university -2013. - Issue. 6 (134). - S. 99-102.
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)
Сведения об авторах:
Дунская Юлия Александровна (г. Краснодар, Россия), аспирант программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленность «Теория и методика профессионального образования» Краснодарского государственного института культуры, e-mail: [email protected]
Бубнова Ирина Сергеевна (г. Краснодар, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», e-mail: [email protected]