ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная статья УДК 159.9:355.11
doi: 10.33463/2072-8336.2023.4(65).044-053
ДИАГНОСТИКА ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРЕСС-ТОЛЕРАНТНОСТИ У СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ
Владислав Евгеньевич Петров1, Алексей Владимирович Кокурин2, Анна Викторовна Литвинова3
1 2 3 Московский государственный психолого-педагогический университет, г Москва,
Россия
1 v.e.petrov@vandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7854-4807
2 kokurin1@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-0454-1691
3 annaviktorovna@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6783-3144
Аннотация. Статья посвящена анализу возможностей современного диагностического инструментария оценивать выраженность информационно-психологической стресс-толерантности у сотрудников силовых ведомств. В отношении представителей силовых структур реализуется целенаправленное, мощное и негативное информационно-психологическое воздействие, являющееся своеобразным дополнительным фактором экстремальности, субъективной опасности. Феноменом, объединяющим многие междисциплинарные подходы к проблематике информационно-психологического стресса, выступает стресс-толерантность, под которой понимают интегральное личностное образование сотрудника силовых ведомств, проявляющееся как отсутствие или снижение реагирования на негативное информационно-психологическое воздействие любой этиологии. Выраженная актуальность феноменологии информационно-психологического стресса в настоящее время сочетается с практически полным отсутствием методического инструментария оценки стресс-толерантности как черты личности. Во многих исследованиях доминирует подмена объекта изучения с устойчивости к информационно-психологическому стрессу на стрессоустойчивость, смещение акцента на психофизиологические характеристики проявления общего стресса. Именно подобное концептуально-методическое противоречие явилось основанием для проведения соответствующего научного исследования. На материалах комплексного исследования (Опросник информационной стресс-толерантности В. Е. Петрова; Тест определения степени внушаемости В. В. Деларю, С. В. Клау-чека; Тест уверенности в себе В. Г. Ромека; анкета самооценки информационно-психологического воздействия на личность), в котором приняли участие 270 человек, предложена пятикомпонентная модель оценки заявленного феномена. Для обработки психодиагностических данных применялись: расчет описательной статистики, оценка корреляции показателей по непараметрическому критерию
© Петров В. Е., Кокурин А. В., Литвинова А. В., 2023
(сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ч. Спирмена и различий в независимых группах с помощью U-критерия Манна-Уитни. По результатам исследования ведущими диагностическими индикаторами предложено считать: «Стресс-регуляцию поведения», «Сензитивность к информационному стрессу», «Информационную неразборчивость», «Информационный скептицизм» и «Уверенность в себе». Внедрение в психологическую практику указанного комплекса методик позволит превентивно оценивать и прогнозировать информационно-психологическую виктимность поведения, а также индивидуализировать меры протекции в отношении того или иного сотрудника. В конечном счете оптимизируется работа по противодействию негативному информационно-психологическому воздействию на личный состав силовых ведомств, совершенствуется комплекс мероприятий по профилактике девиантных форм поведения.
Ключевые слова: информационно-психологический стресс, стресс-толерантность, стрессоустойчивость, стресс-регуляция поведения, сензитивность к информационному стрессу, уверенность в себе, психодиагностика, внушаемость, информационный скептицизм, информационная неразборчивость
Для цитирования
Петров В. Е., Кокурин А. В., Литвинова А. В. Диагностика информационно-психологической стресс-толерантности у сотрудников силовых ведомств // Прикладная юридическая психология. 2023. № 4(65). С. 44-53. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.4(65).044-053.
Original article
DIAGNOSTICS OF INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL STRESS TOLERANCE AMONG EMPLOYEES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIESS
Vladislav Evgen'evich Petrov1, Aleksej Vladimirovich Kokurin2, Anna Viktorovna
Litvinova3
1 2 3 Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia
1 v.e.petrov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7854-4807
2 kokurin1@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-0454-1691
3 annaviktorovna@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6783-3144
Abstract. The article is devoted to the analysis of the possibilities of modern diagnostic toolstoassesstheseverity ofinformation andpsychologicalstresstolerance among law enforcement officers. In relation to representatives of law enforcement agencies, a purposeful, powerful and negative informational and psychological impact is being implemented, which is a kind of additional factor of extremity, subjective danger. A phenomenon that unites many interdisciplinary approaches to the problem of information and psychological stress is stress tolerance, which is understood as an integral personal education of an employee of law enforcement agencies, manifested as the absence or decrease in response to negative information and psychological effects of any etiology. The expressed relevance of the phenomenology of information
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
and psychological stress is currently combined with the almost complete absence of methodologicaltoolsforassessingstresstoleranceasapersonalitytrait. Inmanystudies, the substitution of the object of study from resistance to informational and psychological stress to stress resistance dominates, shifting the focus to the psychophysiological characteristics of the manifestation of general stress. It was precisely this conceptual and methodological contradiction that was the basis for conducting an appropriate scientific study. Based on the materials of a comprehensive study (V. E. Petrov's Information Stress Tolerance Questionnaire; V. V. Delarue, S. V. Klaucek's Suggestibility test; V. G. Romek's self-confidence test, information self-assessment questionnaire-psychological impact on personality), which was attended by 270 people, a five-component model for evaluating the claimed phenomenon was proposed. To process the psychodiagnostic data, the following methods were used: calculation of descriptive statistics, assessment of the correlation of indicators according to the nonparametric criterion of Charles Spearman and differences in independent groups using the MannWhitney U-test. According to the results of the study, the leading diagnostic indicators are proposed to be: "Stress regulation of behavior", "Sensitivity to information stress", "Information illegibility", "Information skepticism" and "Self-confidence". The introduction of this set of techniques into psychological practice will make it possible to proactively assess and predict the informational and psychological victimization of behavior, as well as to individualize protective measures against an employee. Ultimately, work is being optimized to counteract the negative informational and psychological impact on the personnel of law enforcement agencies, and a set of measures to prevent deviant behaviors is being improved.
Keywords: information and psychological stress, stress tolerance, stress tolerance, stress regulation of behavior, sensitivity to information stress, self-confidence, psychodiagnostics, suggestibility, information skepticism, information illegibility
For citation
Petrov, V. E., Kokurin, A. V. & Litvinova, A. V. 2023, 'Diagnostics of information and psychological stress tolerance among law enforcement officers', Applied legal psychology, iss. 4(65), pp. 44-53, doi: 10.33463/20728336.2023.4(65).044-053.
В настоящее время отмечается интенсивная информатизация общества, образовательной системы, отдельных видов профессиональной деятельности. Информация становится средством, условием и критерием успешности жизнедеятельности. Понятие «цифровой человек» прочно вошло в научный и житейский терминологические обороты. Одновременно с этим в силу наличия и развитости средств, каналов и технологий распространения информации стресс, в той или иной степени связанный с цифровизацией и запредель-
ным объемом разноплановых сведений, активно проникает не только в профессиональную деятельность, но и в личную жизнь людей. Несмотря на выраженность очевидных преимуществ информатизации общества, в отдельных сферах труда генерализация информационно-психологического стресса носит непродуктивный характер - дезорганизует, провоцирует и деформирует личность, выводит из зоны комфорта, дисгармонирует психическое состояние, повышает вероятность формирования девиантных форм поведения со-
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
трудников [1, 5, 7]. К сожалению, нарастают объемы информационных потоков лжи и вмешательства в жизнедеятельность людей. Выражена тенденция информационно-психологической «обработки» представителей органов государственной власти и управления со стороны заинтересованных структур недружественных стран, что создает определенную угрозу безопасности России. В отношении представителей силовых ведомств реализуется целенаправленное, мощное и негативное информационно-психологическое воздействие, являющееся своеобразным дополнительным фактором экстремальности, субъективной опасности [2, 10, 15, 16]. Не умоляя роли негативного влияния информации на жизнедеятельность человека в целом, ее потенциальная опасность для сотрудников силовых ведомств множится кратно.
Дефиниции «информационная борьба (война)», «информационно-психологическое противоборство (противостояние), «негативное информационно-психологическое воздействие», «психологический стресс (перегрузка)» вовлечены в терминологический оборот экстремальной психологии и психопрактику благодаря трудам ряда отечественных и зарубежных специалистов (Е. Г. Баранов, В. А. Бодров, Л. П. Гримак, А. Г. Караяни, Ю. М. Карая-ни, А. В. Карпов, Л. А. Китаев-Смык, Р. Ла-зарус, И. Б. Лебедев, И. Г. Малкина-Пых, С. В. Матюшенко, Г. Селье и др.). В рамках конфликтологических теорий и теорий стресса, системной и интегративной теорий, психологии труда и безопасности дискутируются подходы к построению моделей влияния информации на психику человека, феноменология генерализации информационного стресса [13, 15-17]. При этом феноменом, объединяющим многие междисциплинарные подходы к проблематике информационно-психологического стресса, выступает стресс-то-
лерантность, под которой понимают интегральное личностное образование сотрудника силовых ведомств, проявляющееся как отсутствие или снижение реагирования на негативное информационно-психологическое воздействие любой этиологии.
Следует отметить, что выраженная актуальность феноменологии информационно-психологического стресса в настоящее время сочетается с практически полным отсутствием методического инструментария оценки стресс-толерантности как черты личности [4, 14]. Во многих исследованиях [2, 6, 11] доминирует подмена объекта изучения с устойчивости к информационно-психологическому стрессу на стрессоустойчивость, смещение акцента на психофизиологические характеристики проявления общего стресса [8]. Именно подобное концептуально-методическое противоречие явилось основанием для проведения нами соответствующего научного исследования.
Цель научного исследования - верифицировать психодиагностический инструментарий оценки степени выраженности информационно-психологической стресс-толерантности у представителей силовых ведомств.
В эмпирическом исследовании приняли участие 270 человек (представители силовых ведомств - военнослужащие и сотрудники полиции - 148 человек, студенты вузов - 122 человек). Средний возраст - 26,57 лет (СКО - 7,08). Полностью валидных протоколов - 262. Методики исследования - Опросник информационной стресс-толерантности В. Е. Петрова, форма А (122 пункта [12]); Тест определения степени внушаемости В. В. Деларю, С. В. Клаучека (адаптация Е. Мерзляко-вой), Тест уверенности в себе В. Г. Ромека, анкета самооценки информационно-психологического воздействия на личность. Для обработки психодиагностических данных применялись: расчет описатель-
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ной статистики, оценка корреляции показателей по непараметрическому критерию Ч. Спирмена и различий в независимых группах с помощью и-критерия Манна - Уитни.
Сопоставление самооценочных показателей информационно-психологической сензитивности (п = 262) с индикаторами психодиагностических методик позволило сформировать диагностическую модель оценки информационно-психологической стресс-толерантности (рис.). В корреляционные плеяды вошли: пять из семи шкал Опросника информационной стресс-толерантности, одна из трех шкал Теста оценки уверенности в себе («Уверенность в себе»), шкала «Внушаемость» Теста определения степени внушаемости. Основу модели оценки информационно-психологической стресс-толерантности составили такие характеристики, как: прямая корреляционная связь - «Стресс-регуляция поведения» ^ = 0,754, р = 0,01), «Информационный скептицизм» ^ = 0,669, р = 0,01), «Уверенность в себе» ^ = 0,373, р = 0,05), обратная корреляционная связь - «Сензитивность к ин-
формационному стрессу» ^ = -0,801, р = 0,01), «Информационная неразборчивость» ^ = -0,413, р = 0,05), «Напряженность конфликта ценностей при стрессе» ^ = -0,350, р = 0,05), «Внушаемость» № = -0,346, р = 0,05).
На основе результатов анкетного опроса сотрудников силовых ведомств о степени их сензитивности к информационно-психологическому стрессу и особенностях поведения в ситуациях информационного давления были выделены две полярные группы по 30 человек: 1) лица, не подверженные негативному информационно-психологическому воздействию; 2) лица с выраженной проблематикой сен-зитивности к информационно-психологическому стрессу. Эмпирические данные в независимых группах сравнивались по и-критерию Манна - Уитни (табл. 2).
Статистически значимые различия в группах на уровне 0,01 были установлены по следующим диагностическим индикаторам: «Стресс-регуляция поведения» (и = 267) и «Сензитивность к информационному стрессу» (и = 290). Лица, не подверженные негативному информа-
Таблица 1
Описательная статистика к методикам психологического исследования
№ п/п Наименование шкалы Х ср СКО
1 Информационная активность* 25,79 5,30
2 Информационный скептицизм* 13,43 4,07
3 Информационная неразборчивость* 13,27 3,30
4 Сензитивность к информационному стрессу* 20,44 4,23
5 Генерация стрессогенной информации* 16,18 3,78
6 Стресс-регуляция поведения* 26,60 4,61
7 Напряженность конфликта ценностей при стрессе* 1210 3,26
8 Уверенность в себе** 11,35 3,97
9 Социальная смелость** 17,80 4,05
10 Инициатива в социальных контактах* * 12,33 3,51
11 Внушаемость*** 17,06 4,35
Примечание: * - опросник В. Е. Петрова; ** - тест В. Г. Ромека; *** - тест В. В. Деларю, С. В. Клаучека.
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ционно-психологическому воздействию, в большей степени способны управлять собственным поведением в условиях интенсивного действия стрессогенных факторов, психологически взвешенно реагируют на различную информацию, вероятность генерализации соответствующих переживаний низка.
Отмечены статистически значимые различия на 0,05 для трех измеренных показателей: «Информационная неразборчивость» (и = 298), «Информационный скептицизм» (и = 324) и «Уверенность в себе» (и = 331). Информационно-стрессоустойчивых сотрудников отличает стремление оценивать достоверность, полноту и непротиворечивость воспринимаемых сведений, доверие к источнику данных, критичность мышления, подозрительное и сверхбдительное отношение к информации, ориентация на устранение всех сомнений в информационном поле, уверен-
ность в собственной правоте, выраженная личностная позиция.
Иные показатели методик эмпирического исследования не продемонстрировали статистически значимых различий в группах. Методика определения степени внушаемости В. В. Деларю и С. В. Клау-чека, к сожалению, не проявила хороших дифференциальных способностей применительно к изучению личности представителей силовых ведомств.
Анализируя полученные результаты с точки зрения личностных предикторов информационной стресс-толерантности, диагностические характеристики целесообразно объединить в три условные группы. Виктимологическими характеристиками сензитивности к негативному информационно-психологическому воздействию следует считать: информационную неразборчивость, сензитивность к информационному стрессу, генерацию стрессогенной
Внушаемость (Rs = -0,346*)
Рис. Диагностическая модель оценки информационно-психологической стресс-толерантности
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Таблица 2
Оценка различий в полярных группах
№ п/п Наименование шкалы Хср 1 Хср 2 U-критерий
1 Информационная активность 24,00 25,81 378
2 Информационный скептицизм 16,47 12,43 324*
3 Информационная неразборчивость 11,04 17,22 298*
4 Сензитивность к информационному стрессу 16,79 27,80 290**
5 Генерация стрессогенной информации 15,80 18,94 340
6 Стресс-регуляция поведения 35,03 19,11 267**
7 Напряженность конфликта ценностей при стрессе 11,47 17,01 355
8 Уверенность в себе 14,98 10,13 331*
9 Социальная смелость 17,82 17,77 393
10 Инициатива в социальных контактах 12,07 12,82 401
11 Внушаемость 15,45 17,18 347
Примечание: * - уровень значимости 0,05, ** - уровень значимости 0,01.
информации, напряженность конфликта ценностей при стрессе. Личностными протекторами информационно-психологического стресса являются: информационный скептицизм, стресс-регуляция поведения, уверенность в себе. Информационную активность можно рассматривать как амбивалентный параметр (умеренная степень выраженности характеристики повышает информационную стресс-толерантность, а чрезмерно высокая или, наоборот, низкая - снижает).
Таким образом, по результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что специализированной методикой оценки степени выраженности информационно-психологической стресс-толерантности у представителей силовых ведомств может выступать Опросник информационной стресс-толерантности, который продемонстрировал хорошие дифференциально-диагностические возможности. Его показатели - «Стресс-регуляция поведения», «Сензитивность к информационному стрессу», «Информационная неразборчивость» и «Информационный скептицизм» - рас-
сматриваются как предикторы оценки информационно-психологической стресс-толерантности. Шкала «Уверенность в себе» Теста В. Г. Ромека может дополнять психологический портрет сотрудника в части устойчивости к информационно-психологическому стрессу.
Эмпирическое исследование проблематики информационно-психологической стресс-толерантности подтвердило диагностические возможности Опросника информационной стресс-толерантности и Теста уверенности в себе В. Г. Ромека, батарея (комплекс) методик из которых позволяет реализовать пятикомпонентную модель оценки феноменологии данного явления, а также верифицировать психодиагностический инструментарий оценки степени выраженности стресс-толерантности у представителей силовых ведомств. Внедрение в психологическую практику указанного комплекса методик дает возможность превентивно оценивать и прогнозировать информационно-психологическую виктимность поведения, а также индивидуализировать меры протекции в отношении того или иного сотрудника [3, 9]. В конечном счете оп-
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
тимизируется работа по противодействию негативному информационно-психологическому воздействию на личный состав сило-
вых ведомств, совершенствуется комплекс мероприятий по профилактике девиантных форм поведения.
Список источников
1. Азизова Л. Р. Факторы стресс-толерантности сотрудников в условиях организационных изменений // Организация в современных социально-экономических условиях: психологическая теория и практика : сб. ст. Тольят. гос. ун-т. 2016. № 2. С. 40-44.
2. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю., Двойнишникова В. Н. Эмпирическое исследование психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы к стрессовым ситуациям // Человек: преступление и наказание. 2021. Т. 29, № 4. С. 526-538.
3. Баранов Е. Г. Информационно-психологическая устойчивость личности: сущность и психологическое содержание // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10, № 1. С. 58-64.
4. Диденко В. В. Анализ значения ликсем tolerance, толерантность и терпимость в английском и русском языках // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 4-2(28). С. 151-173.
5. Добродинский Д. Г. Информационная активность личности как условие информационной активности общества // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2021. № 1. С. 39-43.
6. Ежевская Т. И. Личностные ресурсы в обеспечении информационно-психологической безопасности человека // Гуманитарный вектор. 2011. № 1(25). С. 104-107.
7. Кисляков П. А., Меерсон А.-Л. С., Егорова П. А. Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию // Вестник Минского университета. 2020. № 8. С. 2-11.
8. Красильников Г. Т., Крачко Э. А., Мальчинский Ф. В. Разработка методики прогностической оценки устойчивости к профессиональному информационному стрессу летного состава // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 1. С. 47-60.
9. Лазарева И. Ю., Михеев Е. А. Повышение психологической устойчивости молодежи к манипуляционному воздействию в сети Интернет // Прикладная психология и педагогика. 2021. № 3. С. 38-51.
10. Матюшенко С. В. Выработка у будущих сотрудников ОВД устойчивости к неблагоприятному информационно-психологическому воздействию // Вестник Международного института экономики и права. 2017. № 1(26). С. 105-109.
11 Мухамедьянова А. Р., Ширяев В. Б. Выраженность информационного стресса и способы его оптимизации // Международный научный журнал «Символ науки». 2017. № 03-3. С. 203-205.
12. Петров В. Е. Векторная модель психологической диагностики информационной стресс-толерантности представителей силовых ведомств // Прикладная психология и педагогика. 2023. Т. 8, № 1. С. 150-160.
13. Психологические аспекты деструктивного информационно-психологического воздействия / А. М. Столяренко [и др.] // Психология и право. 2019. Т. 9, № 4. С. 75-89.
14. Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде / А. Д. Тытарь [и др.] // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 66, № 11. С. 248-249.
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
15. Черненилов В. И. Психологическая устойчивость личного состава органов внутренних дел к деструктивным информационно-психологическим воздействиям // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3(66). С. 3-6.
16. Шаповал В. А., Курдюкова В. Ю. Информационно-психологическая устойчивость сотрудников полиции: определение понятия и концептуально-методологические подходы исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 3(95). С. 207-214.
17. Henderson D., Quick T., Quick J. A Century of Stress: Stress Theories and Preventive Management in a Global Context (на англ. языке) // Организационная психология. 2015. Т. 5, № 3. С. 10-25.
References
1. Azizova, L. R. 2016, 'Factors of stress tolerance of employees in the context of organizational changes', Organization in modern socio-economic conditions: psychological theory and practice: collection of articles. Tolyatti State University, iss. 2, pp. 40-44.
2. Aksenova, G. I., Aksenova, P. N. & Dvoynikova, V. N. 2021, 'Empirical research of psychological and pedagogical activity of employees'. Research System to Control Systems, Man: Introduction and Indication, vol. 29, iss. 4, pp. 526-538.
3. Baranov, E. G. 2017, 'Information and psychological stability of personality: psychological content and essence', Theoretical and experimental Psychology, vol. 10, iss. 1, pp. 58-64.
4. Didenko, V. V. 2016, 'Analysis of the meanings of the lexemes tolerance, tolerance and tolerance (in English and Russian)', Modern Research, iss. 4-2(28), pp. 151-173.
5. Dobrodinsky, D. G. 2021, 'Information activity of the individual as a condition for information activity of society', Journal of the Belarusian State University. Philosophy. Psychology, vol. 1, pp. 39-43.
6. Ezhevskaya, T. I. 2011, 'Personal research in the field of information and psychological security of a person', Humanistic vector, iss. 1(25), pp. 104-107.
7. Kislyakov, P. A., Meerson, A.-L. S. & Egorova, P. A. 2020, 'Showed the psychological stability of a personality to sociocultural changes negativity towards non-formal education', Bulletin of the Moscow University, vol. 8, pp. 2-11.
8. Krasilnikov, G. T., Krachko, E. A. & Malchinsky, F. V. 2021, 'Development of a methodology for assessing predictive resistance to professional information stress of flight personnel', Russian Psychological Journal, vol. 18, issue 1, pp. 47-60.
9. Lazareva, I. Yu. & Mikheev, E. A. 2021, 'Increasing the psychological resistance of young people to manipulative influence on the Internet', Applied Psychology and Pedagogy, vol. 3, pp. 38-51.
10. Matyushenko, S. V. 2017, 'Developing resistance to adverse information and psychological effects in future employees of the Department of Internal Affairs', Bulletin of the International Institute of Economics and Law, vol. 1(26), pp. 105-109.
11. Mukhamedyanova, A. R. & Chiryev, V. B. 2017, 'The development of an ionormalization approach", International Scientific Journal "Symbol of Science', iss. 03-3, pp. 203-205.
12. Petrov, V. E. 2023, 'Vector model of psychological and pedagogical activity', Applied Psychology and Pedagogy, vol. 8, iss. 1, pp. 150-160.
13. 'Psychological and psychiatric research', 2019, A.M. Stolyarenko [ed.], Psychology and Law, vol. II. 9, iss 4, pp. 75-89.
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
14. 'Method of experimental assessment of psychological stability in an open information environment', 2006, A. D. Tytar [ed.], Proceedings of the Southern Federal University. Technical Sciences, vol. 66, iss. 11, pp. 248-249.
15. Chernenilov, V. I. 2016, 'Psychological resistance of personnel of internal affairs bodies to destructive informational and psychological influences', Psychopedagogy in law enforcement agencies, iss. 3(66), pp. 3-6.
16. Shapoval, V. A. & Kurdyukova, V. Yu. 2022, 'Information and psychological stability of police officers: concepts, conceptual and methodological approaches and research', Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, iss. 3(95). pp. 207-214.
17. Henderson, D., Quick, T. & Quick, J. 2015, 'The Age of Stress: Stress Theories and Preventive Management in a Global Context', Organizational Psychology, vol. 5, iss. 3, pp. 10-25.
Информация об авторах
В. Е. Петров - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии;
А. В. Кокурин - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии;
А. В. Литвинова - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии.
Information about the authors
V. E. Petrov - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology;
A.V. Kokurin - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology;
A.V. Litvinova - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.
Статья поступила в редакцию 02.11.2023; одобрена после рецензирования 07.11.2023; принята к публикации 09.11.2023.
The article was submitted 02.11.2023; approved after reviewing 07.11.2023; accepted for publication 09.11.2023.