Научная статья на тему 'Диагностика и профилактика нарушений профессионального здоровья педагога'

Диагностика и профилактика нарушений профессионального здоровья педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
951
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / БИБЛИОТЕРАПИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селиванова Елена Анатольевна, Курышова Любовь Анатольевна

Анализируется статистические данные по состоянию здоровья населения России. Определяются факторы, влияющие на состояние здоровья человека. Презентуется вывод о значимости образа жизни человека в его соматическом состоянии. Представлены данные диагностики субъектной позиции слушателей Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, в части отношения к себе и своему здоровью. Выделяется процент слушателей, проявляющих признаки здоровой Я-концепции, адекватного отношения к себе и своему здоровью. Анализируются ответы разных категорий педагогических работников. На основе этих данных презентуется необходимость просвещения педагогов в вопросе профилактики нарушений здоровья. Описываются различные методы, способствующие сохранению профессионального здоровья педагога. Представлены психопросветительские методы, терапевтические техники (арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия и пр.), метод библиотерапии. Делается вывод о значимости и возможности применения данных методов в обыденной жизни учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Селиванова Елена Анатольевна, Курышова Любовь Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnosis and prevention of occupational health disorders of educator

The statistical data of the state of health of the Russia population are analyzed. The factors influencing the state of human health are determined. The conclusion about the importance of a person's lifestyle in his somatic state is presented. The diagnosis data of students’ subject position of the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators are presented, in relation to themselves and their health. The percentage of students showing signs of a healthy self-concept, adequate attitude to themselves and their health is selected. The answers of different categories of pedagogical workers are analyzed. On the basis of these data, the need to educate teachers in the prevention of health problems is presented. Various methods are described that contribute to preserving the professional health of teacher. The psycho-educational methods, therapeutic techniques (art therapy, music therapy, fairytale-therapy, etc.), a method of bibliotherapy are presented. The conclusion about the importance and possibility of applying these methods in the ordinary life of the teacher is made.

Текст научной работы на тему «Диагностика и профилактика нарушений профессионального здоровья педагога»

Е.. А. Селиванова, Л А. Курышова

Диагностика и профилактика нарушений профессионального здоровья педагога

ЧИППКРО

УДК 159.923+371.12

Диагностика и профилактика нарушений профессионального здоровья педагога

Е. А. Селиванова, Л. А. Курышова

Diagnosis and prevention of occupational health disorders of educator

E. A. Selivanova, L. A. Kuryshova

Аннотация. Анализируется статистические данные по состоянию здоровья населения России. Определяются факторы, влияющие на состояние здоровья человека. Презентуется вывод о значимости образа жизни человека в его соматическом состоянии. Представлены данные диагностики субъектной позиции слушателей Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, в части отношения к себе и своему здоровью. Выделяется процент слушателей, проявляющих признаки здоровой Я-концепции, адекватного отношения к себе и своему здоровью. Анализируются ответы разных категорий педагогических работников. На основе этих данных презентуется необходимость просвещения педагогов в вопросе профилактики нарушений здоровья. Описываются различные методы, способствующие сохранению профессионального здоровья педагога. Представлены психопросветительские методы, терапевтические техники (арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия и пр.), метод библиотерапии. Делается вывод о значимости и возможности применения данных методов в обыденной жизни учителя.

Abstract. The statistical data of the state of health of the Russia population are analyzed. The factors influencing the state of human health are determined. The conclusion about the importance of a person's lifestyle in his somatic state is presented. The diagnosis data of students ' subject position of the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators are presented, in relation to themselves and their health. The percentage of students showing signs of a healthy self-concept, adequate attitude to

themselves and their health is selected. The answers of different categories of pedagogical workers are analyzed.

On the basis of these data, the need to educate teachers in the prevention of health problems is presented. Various methods are described that contribute to preserving the professional health of teacher.

The psycho-educational methods, therapeutic techniques (art therapy, music therapy, fairytale-therapy, etc.), a method of bibliotherapy are presented. The conclusion about the importance and possibility of applying these methods in the ordinary life of the teacher is made.

Ключевые слова: педагог, профессиональное здоровье, психосоматические нарушения, Я-концепция, психотерапевтические методы, библиотерапия, арт-терапия.

Keywords: educator, professional health, psychosomatic disorders, self-concept, psychothera-peutic methods, bibliotherapy, art therapy.

Состояние здоровья современного населения вызывает серьезные опасения. Согласно данным федеральной службы государственной статистики [1], за последние 15 лет количество заболеваний среди населения возросло. В таблице 1 отражены данные по нашей стране за последние 15 лет. Из таблицы видно, что снизилось только количество инфекционных и паразитарных болезней. Число заболевших по остальным группам болезней увеличивается. Особенно все больше таких заболеваний, как: новообразования, болезни крови и кровообращения, эндокринной системы, дыхания, осложнения во время беременности и родов, а также травмы. Данная статистика сохраняется и в Челябинской области.

о соА'йс т,^

____ Научные сообщения

ЧИППКРО

Таблица 1

Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2000-2015 гг. (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни)

Год 2000 2005 2010 2015

Все болезни 106 328 105 886 111 428 113 927

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 6448 5312 4690 4116

Новообразования 1226 1357 1540 1672

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм 551 647 705 692

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 1234 1361 1461 1953

Болезни нервной системы 2227 2178 2345 2257

Болезни глаза и его придаточного аппарата 4638 4778 4715 4878

Болезни уха и сосцевидного отростка 3191 3425 3867 3893

Болезни системы кровообращения 2483 3278 3734 4563

Болезни органов дыхания 46 170 41 915 46 281 49 464

Болезни органов пищеварения 4698 5034 4778 5163

Болезни кожи и подкожной клетчатки 6407 7073 6886 6437

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 4452 4746 4789 4410

Болезни мочеполовой системы 5470 6560 6842 6793

Осложнения беременности, родов и послеродового периода 2085 2471 2889 2618

Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения 214 243 295 297

Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 12 544 12 808 13 096 13 235

Причем в Челябинской области наибольшее число среди всех болезней - это болезни органов дыхания. Данные обстоятельства можно объяснить разными факторами: экологической обстановкой в стране, особенностями питания, деятельностью системы здравоохранения и прочее. Однако важно учитывать помимо внешних факторов и личностные особенности человека.

Исходя из данных Всемирной организации здравоохранения [2], на состояние здоровья человека влияют четыре фактора: наследственность, экология, медицинское обеспечение и образ жизни человека.

Причем последнему фактору отдается 50% из 100. Иными словами здоровье человека зависит, прежде всего, от него самого.

В этой связи считаем актуальным рассмотреть вопрос сохранения здоровья у такой группы населения, как педагогические работники. Работа с людьми всегда носила стрессовый характер. Педагогическая деятельность зачастую сопряжена с конфликтами, что приводит к эмоциональному напряжению и в дальнейшем профессиональному выгоранию. Стрессы в педагогической деятельности могут негативно сказаться на соматическом состоянии учителя. Это говорит о том, что современному учителю очень важно научиться сохранять свое здоровье, уметь противостоять стрессам.

На курсах повышения квалификации слушатели ГБУ ДПО ЧИППКРО проходят входную диагностику, направленную на выявление

Е.. Я. Селиванова, Л Я. Курышова

Диагностика и профилактика нарушений профессионального здоровья педагога

уровня субъектной позиции педагогов при освоении дополнительных профессиональных программ. В предлагаемой слушателям анкете содержится вопрос, направленный на выявление их отношения к своему профессиональному здоровью. Он представлен следующим образом: «Отметьте, что, по вашему мнению, будет способствовать сохранению профессионального здоровья педагога:

- стремление к совершенству;

- умение отдыхать;

- чувство долга;

- высокая самоорганизация;

- высокие жизненные притязания;

- здоровая Я-концепция;

- принятие жизни без критики;

- овладение приемами саморегуляции;

- психологические тренинги;

- использование методов профилактики;

- рефлексия;

- укрепление физического здоровья».

Осуществляя анализ данного анкетирования

(проведенного в 2016 году), можно определить особенности Я-концепции педагогических работников, их отношение к себе и своему здоровью.

Нами были проанализированы ответы разных педагогических работников: учителей физической культуры, начальных классов, иностранного языка и пр.

Также анализировались ответы педагогов-психологов детских садов и школ. Ниже представлена таблица (табл. 2), в которой систематизированы ответы респондентов.

Всего было опрошено 776 педагогов, проходящих обучение на курсах в институте.

Таблица 2

Результаты диагностики Я-концепции слушателей, отношения к себе и своему здоровью

Категория слушателей Кол-во человек Здоровая Я-концепция, адекватное представление о себе и своем здоровье Признаки здоровой Я-концепции, адекватного отношения к себе и своему здоровью Наличие отрицательной Я-концепции, деструктивное отношение к самому себе, своему здоровью

Учителя физической культуры 125 - 34,6% 8,8%

Педагоги-психологи ДОУ 75 - 48% -

Педагоги-психологи МОУ 25 8% 60% -

Педагогические работники 26 - 58,3% -

Учителя начальных классов 175 2% 50,4% -

Учителя математики 50 - 53,5% 2%

Учителя иностранного языка 50 - 54% 2%

Учителя русского языка и литературы 25 6% 40% -

Учителя музыки 25 - 50,3% 2%

Воспитатели СКОУ 100 2% 44% -

Учителя ОБЖ 100 6% 45,5% 2%

Итого 776 1,4% 49,8% 0,9%

Научные сообщения

Исходя из представленных данных, можно сделать следующий вывод: 50% педагогических работников демонстрируют признаки здоровой Я-концепции, адекватного отношения к себе и своему здоровью. Наличие здоровой Я-концепции, адекватного представления о себе и своем здоровье выявлено у 1,4% слушателей. Небольшой процент педагогов показывают наличие отрицательной Я-концепции, деструктивное отношение к самому себе, своему здоровью. Данный вывод говорит том, что учителя не всегда заботятся о своем здоровье, что налицо фактор профессионального выгорания педагогов. Самый важный вывод, который исходит из данных результатов: каким образом педагог может эффективно осуществлять профессиональную деятельность, находясь в состоянии психического и соматического неблагополучия. При этом реализация здоровьесберегающих технологий является важным направлением в деятельности современного педагога, в контексте применения с другими образовательными технологиями [2].

Если провести анализ по категориям слушателей, то можно отчетливо увидеть, что наибольшую сформированность здоровой Я-концепции и адекватного отношения к себе и своему здоровью демонстрируют педагоги-психологи МОУ. И это вполне логично, так как они сами занимаются психологическим сопровождением образовательного процесса и представляют образец для других участников образовательных отношений. Однако педагоги-психологи детских садов показывают несколько иную картину.

Они отстают от своих коллег - школьных психологов на 18%. Нам сложно обосновать данный результат, здесь необходимы дополнительные диагностики для уточнения полученного вывода. Примечательно также, что учителя основ безопасности жизнедеятельности (учителя ОБЖ) и учителя физической культуры также показывают более низкие результаты по данному пункту по сравнению с другими педагогами. И если у учителей ОБЖ 6% слушателей, демонстрирующих в целом здоровую Я-концепцию, адекватное представление о себе и своем здоровье, то среди учителей физической культуры 8% слушателей с отрицательной Я-концепцией. Получаются, что учителя физической культуры не всегда являются примером,

образцом здорового образа жизни, который они прививают своим ученикам. Можно размышлять и в другом контексте. Возможно учителя физической культуры педалируют идею совершенствования волевых качеств личности (стремление к совершенству; чувство долга; высокая самоорганизация; высокие жизненные притязания), необходимых для результатов в спорте.

Проведенное нами исследование ранее также доказывает выявленную картину: только 50% учителей заботятся о своем здоровье [3].

Кроме того, нашими коллегами было подтверждено, что в профессиональной деятельности учителей можно выявить различные барьеры, препятствующие их профессиональному развитию [4]. Таким образом, будем осторожны с выводами по поводу сформиро-ванности/несформированности здоровой Я-концепции и адекватного отношения к себе и своему здоровью у педагогических работников. Но данный вопрос считается актуальным.

В любом случае современному учителю важно понимать значимость сохранения своего профессионального здоровья, профилактики различных соматических заболеваний и эмоционального выгорания. В этой связи в рамках курсов повышения квалификации в образовательные программы курсов педагогических работников включается раздел «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности» [5].

В данном разделе слушатели знакомятся с двумя темами: «Актуальные теории развития личности учащихся в контексте культурно-исторического системно-деятельностного подхода» (4 часа) и «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности педагога» (2 часа). В процессе изучения данных тем слушатели знакомятся с современными исследованиями в области психологии и вопросами возрастной и педагогической психологии. Кроме того они осваивают приемы выявления сфор-мированности собственной здоровой Я-концепции и профилактики психосоматических нарушений у себя и обучающихся. Преподавателями курсов делается акцент на методы, способствующие сохранению профессионального здоровья педагога. Далее рассмотрим некоторые из них.

Е А. Селиванова, Л А. Курышова

Диагностика и профилактика нарушений профессионального здоровья педагога

ЧИППКРО

Одним из самых популярных методов выступает психологическое просвещение - пополнение знаний о различных мерах по улучшению здоровья и приобретению навыков осознанного выбора образа жизни. В данном направлении проводятся экспресс-диагностики по психосоматическому состоянию, даются общие рекомендации по сохранению профессионального здоровья.

В частности представим технику, которую можно использовать с педагогами - «Ромб гармонии». Инструкция: «Необходимо нарисовать ромб, углы которого подписаны следующим образом: «тело», «деятельность», «контакты» и «духовность»». Слушателям далее следует оценить, сколько процентов энергии из максимальных 100 (100%) они потратили за последний месяц на каждую сферу. Следует конкретизировать, что сфера «тело» включает в себя физическую активность (занятия спортом, утренняя гимнастика), также гигиену тела (душ по утрам и вечерам), кроме того, сон, как очень значимый физиологический процесс. Также сюда входит модель питания, уход за своей внешностью и сексуальные отношения. Сфера «деятельность» относится в большей мере к работе. Оценивая ее, следует учитывать, сколько сил педагог тратит на саму работу, также стремление к успеху, размышления о работе (проблемах, с ней связанных), на создание карьеры. Сфера «Контакты» включает интимно-личностное общение со значимыми близкими людьми (семьей, родственниками, друзьями). И, наконец, сфера «духовность» подразумевает под собой философию жизни, нравственные категории (совесть, справедливость). Сюда же включаются эстетическое и духовное развитие (увлечения, чтение литературы, посещение выставок, творчество), для верующих людей - это еще и религия. Интерпретируя данные экспресс-диагностики, следует отметить, что о сбалансированности и соответственно гармоничности жизни может говорить присвоение 25% потраченной в течение месяца энергии каждой сфере. В таком случае педагогу будет хватать и физических сил, и общения, также времени для духовного развития, удовольствий и удовлетворенности в педагогической деятельности работе.

Как правило, после выполнения данного упражнения идет активное обсуждение учителями

сложности организации своей деятельности в гармоничном режиме. Они жалуются на то, что не успевают отдыхать, много размышляют о работе, не хватает времени на семью и пр. Здесь следует направить их рассуждения в конструктивное русло. Следует указать, что при желании человек сможет грамотно распределить свои усилия, но этому тоже необходимо учиться. Поэтому следующим этапом можно организовать беседу со слушателями о способах снятиях напряжения, методах расслабления, акцентировании внимания на положительных сторонах происходящего и прочее. Слушателям предлагается слайд, на котором отмечены факторы, забирающие нашу энергию, силы:

СОН: недостаток сна (меньше 6 часов) или избыток сна (больше 10 часов).

ЭМОЦИИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ: гнев и глухое раздражение, неприязнь, обида, тревога, страх, суетливость, осуждение, зависть.

ПИТАНИЕ: переедание, торопливые перекусы, жирная пища.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ: курение, алкоголь.

УМСТВЕННЫЕ НАГРУЗКИ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ и пр.

Акцент делается на факторах, способствующих сохранению или восстановлению физических сил и энергии в общем:

СОН: полноценный сон (7-9 часов).

ЭМОЦИИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ: восхищение, прощение, благодарность.

ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ: транс (медитация), дыхательные упражнения, молитва и нахождение в храме, уединение.

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ: неспешная прогулка, спорт, плавание.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ: визуализация цвета, прослушивание классической музыки (и особенно в этом смысле ценна органная музыка).

ПИТАНИЕ: питье воды, фрукты, овощи, морепродукты, зеленый чай.

РЕЛАКСАЦИИ: ароматы (запахи леса, моря, поля, эфирных масел), массаж, акупрессура.

Далее идет комментирование преподавателем данных приемов пополнения энергии и возможность их применения в обыденной жизни. Кроме того, педагоги сами делятся теми способами, которые позволяют им отдохнуть, переключиться на позитивное мышление. Сюда относятся: посещение магазинов, прогулки на

Научные сообщения

природе, общение с близкими, уход за домашними животными, туристические походы или культурные мероприятия (посещение кинотеатров, выставок, театров и пр.). Многие педагоги предпочитают спокойное времяпрепровождение: просмотр любимых фильмов, чтение литературы, вышивание, вязание и т. п.

Иными словами, слушатели приходят к выводу, что правильная организация собственного отдыха не представляет труда.

Кроме того, учителей стоит знакомить и с психотерапевтическими и психокоррекцион-ными методами снятия напряжения и нормализации психоэмоционального состояния (поведенческая, когнитивная, телесно-ориентированная терапия, экзистенциальная психология и психотерапия и т. д.). Важно обратить внимание на то, что мощное катарсическое воздействие на личность оказывают методы оздоровления на основе искусства и творчества. В частности арт-терапия, когда происходит самовыражение в рисовании, живописи, скульптуре. Методы музыкальной, танцевальной терапии, вокализации способствуют отреагиро-вания накопленного напряжения. Кроме того, драматерапия, сказкотерапия, изготовления поделок могут быть хорошим способом проработки страхов, тревоги, агрессии не только у детей, но и взрослых. К примеру, существует целая серия сказок для взрослых таких сказко-терапевтов, как А. В. Гнездилов, И. В. Стише-нок, Т. Е. Ткачева и др. В книге Р. М. Ткач «Женские терапевтические сказки: метафора превращения из гусеницы в бабочку» [6] рассматривается проблема личностной трансформации женщины, изменение ее взглядов на жизнь и соответственно жизненной ситуации. Мы рекомендуем почитать эту книгу женщинам-учителям, так как она позволяет по-иному взглянуть на свое настоящее, прошлое и будущее.

В целом стоит отметить, что сказкотерапия относится к такому психотерапевтическому методу, как библиотерапия.

Воздействие метафоры, заключенной в произведении (повести, сказке, рассказе, притчи и т. п.), имеет глубокое значение в рефлексии, самоанализе, и самосовершенствовании личности.

Кроме того, метод «Ведение дневника» (или другая форма письменной фиксации переживаний и размышлений) позволяет вывести накоп-

ленное напряжение, проработать обиды, скрытую агрессию и тем самым также нормализовать эмоциональное состояние педагога.

Данные методы могут использоваться как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами. Главное для учителя - научиться акцентировать внимание на позитивных моментах своей жизни. Они складываются из мелочей: кофе по утрам, солнечный день, улыбка ребенка. Но именно такое восприятие позволяет педагогу в дальнейшем быть эффективным как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности, сохраняя свое здоровье.

Библиографический список:

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/health care/# (дата обращения: 04.03.2017).

2. Ильясов Д. Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя. В 4-х ч. Ч. 4: Ресурсные возможности образовательных технологий / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, А. А. Севрюкова, Е. А. Селиванова, В. В. Кудинов, Н. Ю. Андреева. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 320 с.

3. Селиванова Е. А. Формирование представлений у педагогов о техниках эмоциональной саморегуляции / Е. А. Селиванова, В. В. Кудинов, Л. А. Нижегородова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование [Электронный ресурс]. - 2016. - № 4. -Режим доступа: http://www.apkpro.ru/doc/4vip/ 10%20%2078.pdf (дата обращения: 04.03.2017).

4. Щербаков А. В. Психологические барьеры профессионального становления педагога / А. В. Щербаков, О. А. Семиздралова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 2 (27). - С. 57-68.

5. Ильясов Д. Ф. Педагогическое исследование : учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации пед. кадров / Д. Ф. Ильясов. - Челябинск, 2007.

6. Ткач Р. М. Женские терапевтические сказки: метафора превращения из гусеницы в бабочку / Р. М. Ткач. - СПб. : Речь, 2008. - 96 с.

References:

1. Federal State Statistics Service [Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki] [Web resource].

Е А. Селиванова, Л А. Курышова

Диагностика и профилактика нарушений профессионального здоровья педагога

ЧИППКРО

Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/conn ect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/hea lthcare/# (accessed date: 03/04/2017).

2. Ilyasov D. F. Psychological and pedagogical support of professional activity of teacher. In 4 Vol., Vol. 4: Resource possibilities of educational technologies [Psihologo-pedagogiche-skoe obespechenie professional'noj dejatel'nosti uchitelja. V 4-h ch. Ch. 4: Resursnye vozmozh-nosti obrazovatel'nyh tehnologij], D. F. Ilyasov, V. N. Kespikov, A. A. Sevryukova, E. A. Seli-vanova, V. V. Kudinov, N. Y. Andreeva, 2014. 320 p.

3. Selivanova E. A., Kudinov V. V., Nizhego-rodova L. A. Formation of educators' views on the techniques of emotional self-regulation / Modern additional professional pedagogical education [Formirovanie predstavlenij u pedagogov o tehni-kah jemocional'noj samoreguljacii // Sovremennoe dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe

obrazovanie], No. 4, 2016 [Web resource]. Access mode: http: //www.apkpro.ru/doc/4vip/ 10%20Se Lebanese%2078.pdf (accessed date: 03/04/2017).

4. Shcherbakov A. V., Semizdralova O. A. Psychological barriers of professional development of the teacher / Scientific support of a system of advanced training [Psihologicheskie bar'ery profes-sional'nogo stanovlenija pedagoga / Nauchnoe ob-espechenie sistemy povyshenija kvalifikacii ka-drov], 2016, No. 2 (27), pp. 57-68.

5. Ilyasov D. F. Pedagogical research: textbook for students of advanced training courses pedagogical staff [Pedagogicheskoe issledovanie: uchebnoe posobie dlja slushatelej kursov povyshenija kvali-fikacii ped. kadrov]. Chelyabinsk, 2007.

6. Tkach R. M. Female therapeutic fairy tales: the metaphor of transformation from a caterpillar to a butterfly [Zhenskie terapevticheskie skazki: metafora prevrashhenija iz gusenicy v babochku]. Saint Petersburg, 2008. 96 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.