Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПЕРЕД ЕГЭ'

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПЕРЕД ЕГЭ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

737
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тревожность / ЕГЭ / коррекция / диагностика / арт-терапия / музыкотерапия / сказкотерапия / изотерапия / anxiety / USE / correction / diagnostics / art therapy / music therapy / fairy tale therapy / isotherapy.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новикова Мария Сергеевна, Щербакова Наталья Евгеньевна

данная статья посвящена актуальной теме, связанной с тревожностью старшеклассников перед ЕГЭ. В статье отмечается необходимость проведения диагностики уровня тревожности учащихся в период подготовки к экзаменам. Далее рассмотрены различные методы арт-терапии в качестве коррекции тревожности школьников. Среди этих методов: музыкотерапия, сказкотерапия и изотерапия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Новикова Мария Сергеевна, Щербакова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF HIGH SCHOOL STUDENTS ' ANXIETY BEFORE THE UNIFIED STATE EXAM

This article is devoted to a relevant topic related to the anxiety of high school students before the Unified State Exam. The article notes the need to diagnose the level of anxiety of students during the preparation for exams. Further, various methods of art therapy are considered as a correction of schoolchildren's anxiety. These methods include music therapy, fairy tale therapy and isotherapy.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПЕРЕД ЕГЭ»

УДК 37.015.3

Новикова Мария Сергеевна Novikova Maria Sergeevna

Магистрант Undergraduate

Пензенский государственный университет

Penza State University

Щербакова Наталья Евгеньевна Shcherbakova Natalya Evgenevna

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и психология» Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of Pedagogy and psychology Пензенский государственный университет

Penza State University

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПЕРЕД ЕГЭ

DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF HIGH SCHOOL STUDENTS ' ANXIETY BEFORE THE UNIFIED STATE EXAM

Аннотация: данная статья посвящена актуальной теме, связанной с тревожностью старшеклассников перед ЕГЭ. В статье отмечается необходимость проведения диагностики уровня тревожности учащихся в период подготовки к экзаменам. Далее рассмотрены различные методы арт-терапии в качестве коррекции тревожности школьников. Среди этих методов: музыкотерапия, сказкотерапия и изотерапия.

Annotation: This article is devoted to a relevant topic related to the anxiety of high school students before the Unified State Exam. The article notes the need to diagnose the level of anxiety of students during the preparation for exams. Further, various methods of art therapy are considered as a correction of schoolchildren's anxiety. These methods include music therapy, fairy tale therapy and isotherapy.

Ключевые слова: тревожность, ЕГЭ, коррекция, диагностика, арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия.

Key words: anxiety, USE, correction, diagnostics, art therapy, music therapy, fairy tale therapy, isotherapy.

В период подготовки старшеклассников к ЕГЭ необходимым является проводить диагностику тревожности, так как именно перед экзаменами уровень тревожности у учащихся может значительно возрасти. Повышенная тревожность может помешать продуктивной подготовке к экзаменам и в целом негативно сказаться на результатах деятельности.

Диагностика тревожности осуществляется с помощью специального комплекса методик, направленных на выявление уровня тревожности. Если вовремя выявить наличие тревожности, то процесс ее коррекции пройдёт более легко и эффективно [5, с 76].

IIIМеждународная научно-практическая конференция

Коррекция тревожности может осуществляться методами арт-терапии. В настоящее время этих методов довольно много и все они продолжают развиваться. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Музыкотерапия. Музыкальная терапия представляет из себя особый терапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Музыка оказывает целительное воздействие на психологическое состояние человека. Данный терапевтический метод имеет преимущество - комплексное воздействие на организм посредством слухового, биорезонансного, вибротактильного факторов. Музыкотерапия оказывает влияние на нервную систему человека, так как человеческий организм способен тонко чувствовать ритм музыки [8, с. 229].

Музыкотерапия бывает, как активной, так и пассивной. При пассивном виде терапии пациенты лишь прослушивают различные музыкальные произведения. Этот метод является эффективным, поскольку происходит эмоциональное и эстетическое проживание тех или иных моментов во время прослушивания, при этом человеком начинают осознаваться те смыслы, которые не осознавались ранее, или же происходит эмоциональная проработка каких-либо проблем и внутриличностных конфликтов.

При активной терапии данного метода пациенты сами создают музыку, хоть и самую простую, например, с помощью колокольчиков, барабана, цимбалов или же с помощью хлопков в ладоши. При данном методе терапии затрагивается коммуникативная сфера индивидов, так как между участниками группы происходит общение путём совместного музыкального творчества, то есть участники выражают себя за счёт производимой ими музыки.

Если рассматривать этот метод терапии в качестве коррекции тревожности, то можно сказать, что он будет являться довольно эффективным. Ведь развитие тревожности негативно влияет на весь организм человека в целом. Это может проявляться в ухудшении физического состояния, в быстрой утомляемости и даже в заболевании различных органов. Как уже было сказано, музыкотерапия воздействует на весь человеческий организм, в том числе и на нервную систему. Данная терапия даёт возможность снять эмоциональное и физическое напряжение, за счёт чего психо-эмоциональное состояние нормализуется, а, следовательно, и остальные сопутствующие заболевания, вызванные стрессом, нейтрализуются. Также и групповое взаимодействие эффективно помогает в процессе коррекции тревожности. Так как у учащихся появляется возможность выразить себя другими новыми для себя способами, выплеснуть свои эмоции и в целом отвлечься от насущных проблем и пообщаться с одноклассниками необычным образом [6, с. 67].

Сказкотерапия. Данный метод терапии предназначен для проработки и решения тех или иных проблем человека путём чтения, прослушивания и сочинения сказок. Задача психолога заключается в создании максимально комфортных условиях для клиента, чтобы он смог полностью расслабиться и довериться терапевту, так как это играет важную роль в эффективности проработки имеющихся проблем с помощью этого метода. Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально.

С помощью сказкотерапии можно определить, что в настоящий момент волнует клиента и каков источник его переживаний, так как данный метод терапии затрагивает сразу три уровня в сознании индивида. Во-первых, человек в развитии сюжета сказки ярко проявляет свой архетип и социальные установки. Во-вторых, немаловажную роль играют ранние детские переживания, что тоже в свою очередь накладывает отпечаток на сюжетность сказки. И, в-третьих, в сочинении сказки можно проследить то, что в какой-то степени волнует клиента в настоящий момент. Опытный сказкотерапевт может с точностью определить, в каком из этих трёх уровней имеются некие проблемы и с чем предстоит работать [2, с. 98].

Осуществлять работу по данному методу можно в разных направлениях. Это может быть: обсуждение уже существующей сказки, написание своей сказки, арттерапевтическая работа по сюжету сказки, актёрское отыгрывание или же кукольный театр по мотивам какой-либо сказки. Очень важную роль в работе со сказкотерапевтом играет написание человеком своей собственной сказки. Стоит отметить тот факт, что абсолютно все люди обладают способностью сочинять сказки. Во время сочинения выходит наружу бессознательное клиента, по которому можно определить имеющиеся проблемы. Помимо этого, сам процесс сочинения и проговаривания своей сказки уже носит терапевтический характер, так как сказка переносит нас в детство, в то время, которое у многих ассоциируется с хорошими воспоминаниями и беззаботным периодом жизни. Именно в таком состоянии человеку удаётся полностью расслабиться и более искренне выразить свои эмоции и переживания.

Сказкотерапия является универсальным средством для нормализации психо-эмоционального состояния и коррекции имеющихся личностных проблем, в том числе и наличие тревожности. Благодаря данному методу терапии можно просмотреть как учащийся выстраивает отношения с окружающими, что его волнует в настоящий момент и каким способом можно устранить его тревожность, если она имеется [3, с. 174].

Изотерапия. В основе изотерапии лежит принцип раскрытия и самовыражения себя через творчество, а именно через живопись. Основоположники этого метода считают, что таким творческим способом человек может решить и проработать свои проблемы, находясь в тревожном стрессовом состоянии. Работа с изотерапевтом позволяет человеку совершенствовать способность самопознания и в целом развиваться как личность.

Изотерапия даёт возможность выразить все свои тревожные переживания на листе бумаги, выразить все то, что сложно объяснить в словесной форме. После такого выражения необходимо разрешить имеющийся конфликт, точнее будет сказать - видоизменить изображённый образ того, что тревожит человека. Здесь упор идёт на изменение негативных эмоций на положительные.

Изотерапия нацелена как на людей с какими-либо психическими или физическими заболеваниями, так и на людей без имеющихся отклонений, в этом случае методы изотерапии используются для общего личностного развития.

IIIМеждународная научно-практическая конференция

Если углубиться в историю создания изотерапии, то стоит отметить, что изотерапия изначально была самостоятельным методом арт-терапии, а уже в дальнейшем стала лишь отраслью этого терапевтического метода, так как со временем появились и другие направления (музыкотерапия, сказкотерапия, танцевальная терапия, игровая терапия, песочная терапия). В конце 19 века изотерапия использовалась для диагностики заболеваний душевнобольных людей. Но в дальнейшем этот метод терапии преобразовался. В настоящее время изотерапия может быть использована для коррекции и диагностики различных слоев общества и для людей различных возрастных категорий. Изотерапия позволяет выпустить наружу наше бессознательное. Человек привык ежедневно контролировать себя, свои действия, мысли. За чередой этой повседневности скрываются внутренние переживания, стресс и тревога. Но стоит окунуться в работу по созданию живописи, как тут же все становится ясным. И для этого совсем не обязательно обладать профессиональными художественными навыками. Опытный психолог с легкостью определит наличие определённых проблем и найдёт оптимальные подходы для их решения [1, с.125].

Данный терапевтический метод отлично подходит для коррекции тревожности старшеклассников. Зачастую бывает так, что старшие школьники не особо хотят раскрываться и говорить о своих проблемах. Но их творчество скажет все за себя. Изобразительное искусство позволит определить источник появления тревоги и поможет найти правильный путь ее преодоления. Эффективность коррекционной работы в большей степени прослеживается при групповой работе. В этом случае ученик видит и понимает, что он не одинок в своих проблемах. Старшеклассникам удаётся осознать, что другие тоже испытывают тревогу и стресс перед предстоящими экзаменами. Помимо коррекции тревожности также отрабатывается коммуникативный навык, благодаря взаимодействию в группе. Это тоже несёт в себе некий терапевтический характер [4, с. 121].

Данные тренинговые занятия по изотерапии необходимо проводить систематически. Такие тренинги должны иметь определённую цель и логическую последовательность упражнений. Помимо этого, тренинги должны быть нормированы по времени и дням. Задача психолога заключается в создании комфортной и доверительной атмосферы. Только так учащиеся смогут полностью расслабиться и раскрыться перед психологом и другими участниками группы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение диагностики на наличие повышенного уровня тревожности у старшеклассников является необходимом процессом перед экзаменами, а главное, это должно осуществляться своевременно. В дальнейшем при выявлении определённого процента учеников с повышенной тревожностью необходимо производить коррекционную работу с этими учащимися. Грамотный психолог сможет правильно подобрать методы коррекции и эффективно применить их в действии. Повышенная тревожность старшеклассников перед экзаменами является одним из главных факторов, препятствующим продуктивной подготовке к экзаменам и

их успешной сдачи. Именно поэтому данная тема в настоящее время является актуальной и требует к себе внимания и дальнейшей разработки [7, с. 113].

Статья подготовлена при финансовой поддержке конкурса «Ректорские гранты», договор № 7/РГ от 08.04.2020

Библиографический список:

1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. - М., 1989. - 281 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 172 с.

3. Каяшева О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике. - Самара : Бахрах-М, 2012. - 286 с.

4. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002. 175 с.

5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2007. - 248 с.

6. Петрушин, В.И. Теоретические основы музыкальной психотерапии / В.И. Петрушин // Журнал неврологии и психотерапии им. С.С. Корсакова. -1991.- т. 91, №3. - С. 123.

7. Стрижиус Е.И. Влияние «тревожности выпускника» на успешность сдачи старшеклассниками выпускных экзаменов (ЕГЭ и ГИА)//Психология обучения. - 2012. - № 12. - С. 139.

8. Шушарджан, С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998. - 363 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.