Научная статья на тему 'Диагностика и коррекция иммунного статуса при криптоспоридиозе поросят'

Диагностика и коррекция иммунного статуса при криптоспоридиозе поросят Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Калюжный С.И.

Cryptosporidiosis of pigs causes an immunodeficient state. It results in a reduction of immunoreactivity of the organism. Biologically active agent propolis and T-B-activin facilitates rehabilitation of the immune status.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMMUNOCORRECTION IN RELATION TO CRYPTOSPORIDIOSIS OF PIGS

Cryptosporidiosis of pigs causes an immunodeficient state. It results in a reduction of immunoreactivity of the organism. Biologically active agent propolis and T-B-activin facilitates rehabilitation of the immune status.

Текст научной работы на тему «Диагностика и коррекция иммунного статуса при криптоспоридиозе поросят»

Филиппова Н.А. Фауна России и сопредельных стран. Паукообразные. СПб., 1997. Т. IV, вып. 5. 450 с.

Чиров П.А. Наиболее значимые таксоны паразитических членистоногих -переносчиков патогенов в Нижнем Поволжье и сопредельных регионах // Поволж. экол. журн. 2005. № 3. С. 316-324.

Чиров П.А., Турцева М.А. Иксодовые клещи (Ixodidae) Нижнего Поволжья и сопредельных регионов // Материалы VIII Всерос. акарол. совещ. СПб., 2004. С. 143-145.

SPONTANEOUS MICROBIOCENOSIS OF IXODES TICKS HYALOMMA MARGINATUM MARGINATUM (IXODIDAE) FROM KALMYKIA

P.A. Chirov*, N.V. Katalaeva*, R.A. Ozerova**

* Saratov State University, **Saratov State Agrarian University

Data about fauna of ixodid ticks on the south of the European part of Russia and Kalmykia are presented. The analysis of microbial association of male and female ixodid tick Hyalomma marginatum marginatum is given.

III. ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ, РАЗРАБОТКА МЕР БОРЬБЫ

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ИММУННОГО СТАТУСА ПРИ КРИПТОСПОРИДИОЗЕ ПОРОСЯТ

С.И. Калюжный

Саратовский государственный аграрный университет

Практически все возбудители инвазионных болезней, внедрившись в животный организм, оставляют след в иммуннокомпетентных органах, что в целом приводит к развитию иммунодефицитного состояния, т.е. в организме животного включается многокомпонентная система со специфической и неспецифической фазами. При моно- и полиинвазиях поросят происходит изменение Т- и В-лимфоцитов, что свидетельствует об угнетении лимфоидной системы иммунитета, низкой естественной резистентности и гельминтозной иммунодепрессии. При моноинвазиях и смешанных кишечных нематодозах поросят происходит увеличение иммуноглобулинов JgM, JgG, JgA в сыворотке крови. Немаловажную роль в развитии иммунного ответа при кишечных паразитозах играет селезенка, при участии которой синтезируются JgЕ-АТ. Доказано, что у животных-хозяев против гельминтозов включается защитный механизм активирования эозинофилов.

Данная оценка иммунного состояния инвазированных животных сподвигла к поиску средств, поддерживающих и стимулирующих защитные функции организма. Установлено иммуностимулирующее действие метилурацила, мебикара после дегельминтизации. В качестве иммуностимуляторов при кишечных гельминтозах предложены полиэлектролиты: полиоксидоний, вегетан и градекс.

С высокой эффективностью зарекомендовали себя комплексные препараты, имеющие в своем составе антгельминтики и иммунокорректоры. В результате применения таких комплексных препаратов не только быстрее восстанавливается иммунитет животных, но и более эффективно действуют противопаразитарные препараты.

Целью наших исследований было изучение состояния клеточного и гуморального иммунитета на фоне криптоспоридиозной инвазии поросят и выбор терапевтического воздействия, направленного на элиминацию возбудителя и восстановление иммунологических показателей.

Результаты исследований

У группы контроля активность лизоцима колебалась за период опытов от 23.8 до 25.0%. Фоновый показатель опытных групп больных криптоспоридиозом был понижен до 17.9 - 18.7%, и в группе больных (не леченных) имелась тенденция к выраженному понижению активности лизоцима. В конце опытов лизоцимная активность в сыворотке крови в группе животных, где в качестве иммуностимулятора использовались Т-В-активин, составила 43.8%, что в 4.75 раза выше, чем у группы больных животных. А с использованием прополиса этот показатель вырос до 56.0%, что соответственно превышало в 6.12 раза уровень активности у больных.

Комплементарная активность сыворотки крови здоровых поросят находилась на уровне от 20.1 до 24.6%. В группах больных животных этот показатель находился в пределах от 16.20 до 16.50%, и в период опыта в группе необработанных животных снижался до 8.70%. В группе животных, которым вводили химкокцид и Т-В-активин, данный показатель возрос до 56.50%, в группе, обработанной прополисом, - до 66.10%.

По бактерицидной активности сыворотки крови животных в группе контроля, благополучной по криптоспоридиозу, показатель находился на уровне 45.8 - 48.9%. В опытных группах уровень активности был ниже, составляя 26.9 - 27.6%, и имел тенденцию к снижению в контроле инвазированных животных. В опытных группах он повышался до 54.10% - в группе с применением Т - В-активина и до 55.90% - в группе животных с иммуностимуляцией прополисом.

Фагоцитарная активность лейкоцитов крови условно здоровых поросят находилась на уровне от 40.2 до 46.8%. В крови больных поросят к началу опытов колебалась в пределах от 23.4 до 24.1%. В контроле больных животных к концу опытов показатель снизился до 4.30%. В четвертой группе составил 45.70%, в пятой - 50.10%. В третьей группе (вводили только химкокцид) уровень достиг 28.30%.

При исследовании иммуноглобулинов здоровых поросят существенных изменений не наблюдалось: О - от 21.9 до 23.8 мг/мл, А - от 1.94 до 2.16 мг/мл, М - от 3.2 до 3.9 мг/мл. У больных криптоспоридиозом поросят регистрировалось понижение уровня О - до 16.9-17.3 мг/мл, А - до 1.15-1.20 мг/мл, М - до 2.5-2.7 мг/мл. Во второй группе животных

114

этот показатель продолжал снижаться. В третьей группе животных, леченных химкокцидом, к концу опыта Jg G составил 18.50 мг/мл, Jg А -1.40 мг/мл, Jg М - 2.80 мг/мл. Стимуляция Т- В-активином и прополисом повысила показатель Jg G до 24.3 мг/мл, Jg А - 2.07 мг/мл, Jg М - 3.90 мг/мл и соответственно Jg G - 24.90 мг/мл, Jg А - 2.14 мг/мл, Jg М - 4.10 мг/мл.

Эозинофильные проявления отмечались в группах больных животных и составляли 11.9-14.0% в отличие от здоровых, где показатель находился в пределах от 6.7 до 8.9% и увеличивался согласно возрастному аспекту.

В группе животных, леченных химкокцидом, не отмечалось снижения показателя, он оставался на том же уровне 10.0%. В группах четыре и пять с иммуностимуляцией показатель составил 7.30% и 7.00% соответственно и восстановился до уровня физиологических норм.

Показатели Т-Е-РОК-лимфоцитов в первой контрольной группе колебались в пределах от 42.4 до 48.6%. Во всех опытных группах был понижен до 33.8 - 34.5%. У второй группы (не леченных) процесс угнетения Т-Е-РОК-лимфоцитов прогрессировал (на конец опыта - 23.7%). В третьей группе - 37.6%, и с добавлением стимуляторов иммунной системы в четвертой и пятой группах - 52.3 и 55.2% соответственно. В-ЕАС - клетки в крови здоровых животных первой группы за период опытов находился на уровне от 16.7 до 18.04 %. В крови больных животных фон был повышен до 11.9 - 12.6%. У инвазированных животных к концу опыта показатель составил 5.80%. У поросят третьей группы - 15.1 %. В четвертой и пятой группах животных показатель составил 19.3% и 10.9%.

В брыжеечном лимфатическом узле фоновое значение Т-Е-РОК-лимфоцитов в группах больных животных было понижено до 18.7-20.0 и продолжало снижаться в группе больных до 7.20%, в группе здоровых поросят показатель составил 32.4-35.7%. В третьей группе уровень Т-Е-РОК-лимфоцитов достиг на 60-й день 21.1%, а в четвертой и пятой группах

- 35.1 и 37.2 % соответственно. В лимфоузле здоровых поросят значение В-ЕАС-лимфоцитов за период опытов колебалось в пределах от 20.6 до 24.4 %, а у больных регистрировалось понижение уровня В-ЕАС до 14.1 - 15.2 % и продолжало снижаться во второй группе до 5.30%. В третьей группе показатель достиг уровня в 19.0%, а в четвертой и пятой - 24.4 и 26.2%.

В селезенке поросят первой контрольной группы на долю Т-Е-РОК-лимфоцитов приходилось 31.3 - 32.8 %. В период болезни также наблюдалось значительное уменьшение в органе Т-Е-РОК-клеток - до 20.5

- 22.2 %. У больных и не леченных поросят второй группы процесс уменьшения Т-Е-РОК-лимфоцитов в селезенке прогрессировал по срокам опыта до 10.2 %. В третьей группе наблюдалось некоторое повышение этого показателя - до 23.0%. В четвертой и пятой группах достиг уровня 33.0% у животных, обработанных Т-В-активином, и 35.5% - обработанных прополисом.

В селезенке поросят первой контрольной группы содержание В-ЕАС-лимфоцитов изменилось в сторону повышения в период эксперимента от

36.9 до 38.7%. На начало опыта уровень В-ЕАС-лимфоцитов в селезенке больных животных был понижен до 24.8-26.1% и опускался до 12.4% в группе больных. У животных, обработанных только кокцидиостатиком, незначительно возрос - до 28.6 %, а в четвертой и пятой группах повысился до 38.5 и 40.1% соответственно.

В тимусе здоровых животных Т-Е-РОК-лимфоциты составили 586.0-630.0 млн/орган. В органе поросят, больных к началу опытов, содержание Т-Е-РОК-лимфоцитов было понижено до 395.8- 415.7 млн/орган.

Процесс понижения уровня Т-клеток в тимусе поросят второй группы прогрессировал по срокам опыта, и к 60-му дню составил 213.7 млн/орган. В третьей группе составил 520.2 млн/орган и в группах с иммуностимуляцией: - в четвертой - 626.3 млн/орган, в пятой - 636. 9 млн/орган.

Для наиболее полного анализа иммунной реактивности организма при криптоспоридиозе поросят нами были проведены морфометрические исследования органов, имеющих непосредственное отношение к Т- и В-системам иммунитета, а также рассмотрено их изменение на фоне стимуляции Т-В-активином и прополисом. В брыжеечных лимфоузлах проводили морфометрическое измерение площадей лимфатических фолликул без светлых и со светлыми центрами и мякотных тяжей, а в качестве Т-зависимой зоны проводили морфометрию паракартикальной зоны.

Итак, в лимфатическом узле здоровых животных первой контрольной группы на долю коркового плато органа приходилось от 22.4 до 23.5%, на долю лимфатических фолликул без светлых центров-тяжей - от 8.4 до 9.2%, со светлыми центрами - от 3.2 до 5.3%, мякотных тяжей - от 13.7% до 14.2%, на долю паракартикальной зоны - от 10.6 до 11.8% от площади органа.

Фоновые показатели структуры органа инвазированных поросят были значительно изменены в сторону расширения площади коркового плато органа до 28.7-29.6% и уменьшения площади, занимаемой лимфатическими фолликулами без светлых центров, - до 4.54-5.26%, со светлыми центрами -до 0.84-0.96%, мякотных тяжей - до 10.3-11.6%, паракортикальной зоны -до 8.0-8.6 %. В лимфатическом узле поросят второй группы деструктивные изменения органа прогрессировали дальше по срокам опыта. Самая высокая иммуноморфологическая активность отмечалась со стороны лимфатического узла животных четвертой, и особенно пятой групп.

Площадь лимфатических фолликулов без светлых центров в лимфоузле поросят была минимальной к середине опыта. Площадь мякотных тяжей в лимфатическом узле поросят четвертой и пятой групп была меньше контрольных показателей до середины опыта, а затем повышалась, и эта разница с контролем была на 0.1 и 1.6% в группах иммунной стимуляции. Паракортикальная Т-зона лимфатического узла поросят четвертой и пятой групп превышала по площади показатель контроля.

Корковое плато лимфатического узла поросят четвертой и пятой опытных групп имела тенденцию к умеренному уменьшению по сравнению с фоновым уровнем. В селезенке в качестве В-зависимой зоны мы проводили морфометрические измерения площади лимфатических фолликул без светлых и со светлыми центрами, а в качестве Т-зависимой зоны - площади периваскулярных лимфоидных муфт. Также проводили морфометрию красной пульпы органа. В селезенке здоровых поросят на долю красной пульпы органа приходилось 66.3-67.0%, на долю белой пульпы - 26.6 -27.9% площади. В белой пульпе периваскулярные лимфоидные муфты занимали 9.7 - 10.4%, лимфатические фолликулы без светлых центров -14.9-15.7%, со светлыми центрами - 1.4 - 2.2% площади.

В селезенке поросят, больных криптоспоридиозом, отмечались деструктивные изменения в виде уменьшения площадей Т- и В-зависимых зон, при расширении площади красной пульпы органа. В селезенке животных опытных групп фоновый показатель площади красной пульпы органа составил 73.2-76.0%, белой пульпы - 21.7-22.7%. В белой пульпе площадь периваскулярных лимфоидных муфт занимала 8.4-9.2%, лимфатических фолликул без светлых центров - 11.9-12.3%, со светлыми центрами - 0.9-1.8%. В селезенке животных второй группы в процессе опыта регистрировалось дальнейшее иммуноморфологическое истощение органа. Оно проявлялось уменьшением площади белой пульпы, при расширении площади, занимаемой красной пульпой органа. Площадь белой пульпы уменьшалась за счет уменьшения площади периваскулярных муфт и лимфатических фолликул. Площадь красной пульпы селезенки поросят четвертой и пятой групп была меньше, чем в контроле в 1.03 и 1.07 раза.

С целью изучения иммуноморфологической реактивности тимуса мы проводили морфометрические исследования по определению площади коркового и мозгового вещества органа. В тимусе поросят первой группы на долю коркового вещества органа приходилось от 69.4% до 71.3%, на долю мозгового - от 28.4 до 30.6%. В этом органе также отмечались деструктивные изменения, проявляющиеся в виде уменьшения площади коркового вещества органа, непосредственно ответственного за дозревание и продукцию Т-лим-фоцитов, расширение площади мозгового вещества органа. Фоновый показатель площади коркового вещества органа групп больных животных был значительно понижен - до 59.7-62.4% при расширении площади мозгового вещества до 37.6-40.3%. В тимусе не леченных животных площадь коркового вещества органа прогрессирующе уменьшалась. К концу опыта разница по сравнению с контролем составила 2.2 раза. Выраженное расширение площади коркового вещества тимуса регистрировалось в органе поросят четвертой и пятой групп. Здесь исследуемый показатель превысил контрольные цифры и составил 74.0% и 75.10% соответственно.

Анализ представленных результатов свидетельствует о глубоких нарушениях естественной резистентности организма, вызванных

инвазированием поросят кишечными простейшими. Применение только кокцидиостатиков недостаточно для восстановления естественных защитных механизмов в организме больных животных. Поэтому необходима иммуностимуляция Т-В-активином или прополисом, которые показали благоприятное влияние на организм животных.

Заключение

Криптоспоридиоз поросят вызывает иммунодефицитное состояние, что приводит к снижению иммунной реактивности организма. Биологически активное вещество - прополис и Т-В-активин способствуют восстановлению иммунного статуса.

IMMUNOCORRECTION IN RELATION TO CRYPTOSPORIDIOSIS OF PIGS

S.I. Kalugniy

Saratov State Agrarian University

Cryptosporidiosis of pigs causes an immunodeficient state. It results in a reduction of immunoreactivity of the organism. Biologically active agent - propolis and T-B-activin facilitates rehabilitation of the immune status.

СЕТАРИОЗ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА

О.Н. Нечаева, Е.А. Греблова

Саратовский государственный аграрный университет

Сетариозы, гельминтозы животных, вызывают филярии из рода Setaria (Viborg, 1795), паразитирующие в брюшной полости, головном и спином мозге, а их личинки циркулируют по кровеносной системе организма. Сетариоз крупного рогатого скота широко распространен в странах Европы, Азии. Источником возбудителя являются больные животные, биологическими переносчиками являются кровососущие комары и мухи. Клинические признаки не выражены, только при поражении головного и спинного мозга сетариоз протекает с признаками паралича задних конечностей и «вертячки». Диагноз ставится по результатам лабораторных исследований крови, но в основном после гибели. По статистике главного врача АФ «Волга», при убое крупного рогатого скота в грудной и брюшной полостях обнаруживаются половозрелые сетарии, у каждого 2 - 3-го животного.

С целью изучения влияния личинок на морфологические и биохимические показатели крови нами на базе АФ «Волга» и в учебном стационаре аграрного университета брали кровь у подопытных животных.

При исследовании капли крови мы обнаруживали личинок (микросетарий) в количестве 2-3 штуки (рисунок, а, б).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.