Ю. П Ермолаев, врач-стоматолог узловой поликлиники Ишимского механического завода ОАО «Российские железные дороги» Д. А. Чипизубов, ассистент кафедры ортопедической стоматологии Омской государственной медицинской академии И. В. Струев, кандидат медицинских наук, доцент кафедры ортопедической стоматологии Омской государственной медицинской академии В. М. Семенюк, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой ортопедической стоматологии Омской государственной медицинской академии, заслуженный врач РФ
В. Д. Конвай, доктор медицинских наук, профессор кафедры химии Омского аграрного университета К. В. Киселев, врач-стоматолог ГП №12, Омск
Диагностика хронической свинцовой интоксикации и развития симптомокомплекса непереносимости паяных зубных протезов у рабочих лудильного цеха
Постоянный контакт рабочих с солями тяжелых металлов на производстве вызывает серьезные соматические [3, 5] и стоматологические [1, 2] расстройства. Особого внимания в этом отношении заслуживает свинец - токсичный металл первого класса опасности, включенный в список приоритетных загрязняющих веществ ВОЗ, ЮНЕП [5]. Жалобы на непереносимость материала зубных протезов у такого контингента лиц встречаются в 2,5 раза чаще, чем у обычных пациентов. Профпатология, вызванная хронической свинцовой интоксикацией, характеризуется латентностью начального периода заболевания [7], трудностью в диагностике и терапии [3]. Одним из важнейших компонентов, обеспечивающих позитивный результат лечения и предупреждение развития тяжелой формы отравления свинцом, является наиболее ранняя ее диагностика [9].
Известен способ диагностики свинцовой интоксикации по данным биохимических исследований крови, мочи, слюны, тканей внутренних органов [6, 9, 13]. Однако Т. К. Ларионова [6], определив количественное содержание свинца в крови у лиц, страдающих хронической интоксикацией свинцом (40,2+1,9 мкг/л), указала, что использование при диагностике только маркера воздействия, каким является концентрация содержания свинца в крови, не может давать достоверные результаты. Б. Копб е1; а1. [13] установили, что при содержании свинца в крови в пределах от 10 до 50 мкг/л измерение содержания свинца в слюне не может являться диагностическим критерием, поскольку из диагностического интервала «выпадает» хроническая форма интоксикации. Н. А. Павловская и Н. И. Данилова [9] считают, что наиболее ранним признаком действия свинца на организм человека является ингибирование активности дегидратазы дельта-аминолевулиновой кислоты в эритроцитах, блокировка превращения дельта-амино-левулиновой кислоты в порфобилиноген. Кроме того, диагностику свинцового отравления можно провести по констатации ингибирования активности эритроци-тарной примидин-5-нуклеотидазы (энзима, который катализирует гидролитическое дефосфорилирование пи-римидиновых нуклеотидов). Однако метод этот трудоемок и недостаточно точен. Методики, связанные с диагностикой свинцового отравления по данным био-псийного исследования, сопряжены со сложностями забора материала и его подготовки для анализа, а неко-
торые объекты для исследования могут быть взяты только у трупа. Таким образом, до настоящего времени вопрос о диагностике хронического свинцового отравления на производстве и развитии при этом симптомо-комплекса непереносимости материалов зубных протезов остается открытым.
Мы предлагаем использовать для диагностики показатели содержания в крови молочной и мочевой кислоты, диеновых конъюгатов, глутатиона, глутатионре-дуктазы и глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы.
Для обоснования данного предложения нами обследованы 22 работника лудильного цеха Ишимского механического завода ОАО «Российские железные дороги» (ИМЗ ОАО «РЖД»). Все обследованные - мужчины не моложе 30 и не старше 50 лет. Группа I была была представлена 5 рабочими лудильного цеха ИМЗ ОАО «РЖД», не пользующимися зубными протезами. Группа II сформирована из 17 рабочих указанного цеха, пользующихся металлическими зубными протезами из нержавеющей стали, кобальто-хромового сплава и предъявляющих жалобы на сухость, привкус металла во рту и жжение языка. В контрольную группу вошли 7 соматически здоровых лиц без производственной свинцовой интоксикации. У всех обследуемых было получено информированное согласие на участие в научно-исследовательской работе.
У лиц из групп наблюдения бралась венозная кровь из локтевой вены в количестве 10 мл в пробирку, содержащую 1 мл 5 % раствора гепарина. Собранную кровь центрифугировали, сыворотку отделяли от эритроцитов. В надосадочной жидкости и лизатах эритроцитов определяли содержание глутатиона по Sedlak и Lindsey (1968) [10], активность супероксиддисмутазы -по методу В. Н. Чумакова и Л. Ф. Осинской [11], активность глутатионредуктазы - по Е. Racker [15], активность глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы - по Ю. Л. Захарьину [4]. Из эритроцитов готовили липидный экстракт, в котором определяли содержание общих ли-пидов, диеновых конъюгатов и липофусциноподобного пигмента [5]. В плазме крови пациентов устанавливали концентрацию молочной кислоты по Н. J. Hohrst [12] и мочевой кислоты по G. Otetea et al. [14]. Полученные результаты подвергали статистической обработке с использованием критерия Стьюдента и непараметрических методов анализа. Результаты исследования представлены в таблице.
Показатели энергетического обмена и перекисного окисления липидов в крови здоровых лиц, у рабочих лудильного производства, не пользующихся зубными протезами, и у рабочих, использующих их (М±т)
Показатель Группа обследования
Контрольная (соматически здоровые лица), п=7 Основная 1 (рабочие лудильного цеха, не пользующиеся паяными зубными протезами), п = 5 Основная II (рабочие лудильного цеха, пользующиеся паяными зубными протезами), п = 17
Молочная кислота, ммоль/л 0,230+0,015 0,271±0,012* 0,296±0,012*
Мочевая кислота, ммоль/л 44,6±3,20 54,2±3,4* 62,6±3,2*
Супероксиддисмутаза, ед/г 2204±180 2201±198 1974+211
Каталаза, ед/мин • г 1221±140 1214±144 1421+187
Диеновые конъюгаты, мэкв/мг липидов 0,300±0,022 0,359±0,022 0,366+0,019*
Липофусциноподобный пигмент, ед. флуор./мг липидов 4,96±0,26 4,78±0,24 4,82±0,34
Глутатион, мкмоль/г 410±24 339±20* 344+19*
Глутатионредуктаза, мкмоль/г • мин 10,26+0,81 8,06±0,67* 7,98±0,60*
Глюкозо-6-фосфатдегидрогеназа, мкмоль/г • мин 71,1+4,9 64,9±4,0 53,1±4,2*
* Различие статистически достоверно по сравнению с контролем.
Приведенные данные свидетельствуют, что уровень молочной и мочевой кислоты в крови рабочих лудильного цеха достоверно выше, чем, у лиц, чья профессиональная деятельность не связана со свинцовой интоксикацией. Причем у рабочих лудильного цеха, пользующихся зубными протезами, изучаемые показатели превышали показатели рабочих, зубными протезами не пользующихся. Содержание диеновых конъюгатов продукта начальных этапов липопероксидации ненасыщенных жирных кислот мембранных структур лишь на 19,7 % превышает аналогичный показатель у здоровых лиц (р > 0,05). В дальнейшем интенсивность липо-пероксидации мембранных структур усиливается, о чем свидетельствует увеличение в клетках крови содержания диеновых конъюгатов на 22,0 % по сравнению с уровнем этого показателя у здоровых лиц (р < 0,05). Содержание глутатиона в эритроцитах представителей основной группы I снижено на 17,3 % по сравнению с аналогичным показателем в контроле (р < 0,05). Активность глутати-онредуктазы в эритроцитах рабочих лудильного производства, не пользующихся зубными протезами, снижена на 21,4% по сравнению с аналогичным показателем у здоровых лиц (р < 0,05). Содержание глутатиона в эритроцитах рабочих из основной группы II также снижено (р < 0,05 по сравнению с контролем). Активность глутатионредуктазы и глюкозо-6-фосфатдегидроге-назы в эритроцитах у них снижена еще больше, чем у рабочих из группы I (на 22,2 и 25,9 % по сравнению с аналогичным показателем у здоровых лиц, соответственно р < 0,05 и р < 0,02).
Таким образом, подтверждением хронической свинцовой интоксикации и развития симптомокомплекса непереносимости материалов металлических паяных зубных протезов у рабочих лудильного производства является увеличение в крови содержания уровня молочной и мочевой кислоты, диеновых конъюгатов, снижение содержания глутатиона, активности глутатионредуктазы и глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы. Эти показатели мы рекомендуем использовать в качестве диагностических тестов при хронической свинцовой интоксикации и непереносимости паяных зубных протезов из нержавеющей стали, кобальто-хромового сплава.
Список использованной литературы
1. Абдазимов А. Д. Патоморфологические изменения десны у рабочих, занятых в производстве меди, цинка и свинца II Стоматология. 1991. № 1. С. 31-33.
2. Арстанбеков М. Влияние солей тяжелых металлов на органы и ткани полости рта, принципы рационального протезирования: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 1990.
3. Артамонова В. Г., Мухин Н. А. Интоксикация свинцом и его соединениями II Профессиональные болезни. М., 2004. С. 259-274.
4. Захарьин Ю. Л. Изменение активности глюкозо-6-фосфатдегидро-геназы в печени и мозге крыс под влиянием различных факторов II Вопр. медицинской химии. 1968. Т. 14, № 1. С. 348-355.
5. Ильичева С. А., Бульбулян М. А., Заридзе Д. Г. Оценка канцероген-ности свинца у работников типографии II Медицина труда и промышленная экология. 2002. № 8. С. 15-19.
6. Ларионова Т. К. Диагностическая ценность биосубстратов человека в медицине труда II Материалы I Всерос. конгр. «Профессия и здоровье», Москва, 19-21 нояб. 2002 г. М., 2002. С. 69-70.
7. Любченко П. Н. Кабанова Т. Г. Случай тяжелой свинцовой интоксикации у рабочего аккумуляторного завода II Медицина труда и промышленная экология. 2005. № 2. С. 37-40.
8. Напреева А.В.Влияние материалов зубных протезов на органы, ткани и среды организма: Автореф. дис. . канд. мед. наук. Омск, 1996.
9. Павловская Н. А., Данилова Н. И. Клинико-лабораторные аспекты раннего выявления свинцовой интоксикации II Медицина труда и промышленная экология. 2001. № 5. С. 18-22.
10. Черемшенко А. П. Процессы свободнорадикального окисления в эксперименте у лиц с непереносимостью металлических зубных протезов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Омск, 1996.
11. Чумаков В. Н., Осинская Л. Ф. Количественный метод определения активности цинк-медь-зависимой супероксиддисмутазы в биологическом материале II Вопр. медицинской химии. 1977. Т. 23, № 5. С. 712-716.
12. Hohrst Н. J. L. (+) - Lactat Bestimmung mit Lactat - Dehydrogenase und NAD II Metoden der enzymatischen Analyse. Berlin: Academie; Verlag, 1970. S. 1425-1429.
13. Kond D. et al. Can salivary lead be used for biological monitoring of lead exposed individuals H Occup. and Eviron. Med. 2003. Vol. 60, № 9. Р. 696-698.
14. Otetea G. et al. Dozarea spectrofotometrica a acidulii uric in serul sanguine prin absortie specifica la 290 nm IITimisoara Med. 1976. Vol. 21, № 2. P. 90-94.
15. Racker E. Clutatione reductase from baker's yeast and beef liver //J. Biol. Chem. 1955. Vol. 217, № 2. P. 855-865.
42
проблемы стоматологии 2 0 0 с № 4