Научная статья на тему 'Диагностика формирования готовности руководителей коллективов народного художественного творчества к практическому применению малых форм фольклора в практической деятельности при работе с курсом «Игровой стретчинг»'

Диагностика формирования готовности руководителей коллективов народного художественного творчества к практическому применению малых форм фольклора в практической деятельности при работе с курсом «Игровой стретчинг» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛИ КОЛЛЕКТИВОВ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА / ДИАГНОСТИКА / МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА / СТРЕТЧИНГ / ИГРА / ИГРОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / FOLK ART GROUPS' LEADERS / DIAGNOSTICS / MINOR FOLK FORMS / STRETCHING / GAME / LEARNING IN GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицына Надежда Владимировна

В работе представлены результаты диагностики готовности работающих руководителей коллективов народного художественного творчества применять малые формы фольклора в своей практической деятельности в детском хореографическом коллективе. Результаты измерений показаны при обучении в вузе на заочной форме обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синицына Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIAGNOSTICS OF FOLK ART GROUP LEADERS’ READINESS TO APPLY THE MINOR FOLK FORMS TO PRACTICE IN THE COURSE OF “THE STRETCHING FOR CHILDREN IN PLAYING FORMS”

The paper presents the results of the diagnostics of folk art group leaders’ readiness to apply the minor folk forms to practice in children choreographic groups. The measurement results concern the correspondence study in the University.

Текст научной работы на тему «Диагностика формирования готовности руководителей коллективов народного художественного творчества к практическому применению малых форм фольклора в практической деятельности при работе с курсом «Игровой стретчинг»»

УДК 13.00.08

ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОЛЛЕКТИВОВ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА К ПРИМЕНЕНИЮ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КУРСОМ «ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ»

Н.В. Синицына

Аннотация. В работе представлены результаты диагностики готовности работающих руководителей коллективов народного художественного творчества применять малые формы фольклора в своей практической деятельности в детском хореографическом коллективе. Результаты измерений показаны при обучении в вузе на заочной форме обучения.

Ключевые слова: руководители коллективов народного художественного творчества, диагностика, малые формы фольклора, стретчинг, игра, игровая форма обучения.

THE DIAGNOSTICS OF FOLK ART GROUP LEADERS’ READINESS

TO APPLY THE MINOR FOLK FORMS TO PRACTICE IN THE COURSE OF

“THE STRETCHING FOR CHILDREN IN PLAYING FORMS”

N. Sinitzyna

Abstract. The paper presents the results of the diagnostics of folk art group leaders’ readiness to apply the minor folk forms to practice in children choreographic groups. The measurement results concern the correspondence study in the University.

Keywords: folk art groups’ leaders, diagnostics, minor folk forms, stretching, game, learning in games.

ФГОС ВПО для специальностей «Народное художественное творчество (хореография)» и «Народная художественная культура (хореография)» требует от выпускников необходимости формирования и развития у участников коллектива интереса к традиционной культуре посредством

ознакомления с ней для воспитания любви к Родине. Эта проблема ставит вопрос о формировании готовности студентов,

работающих руководителей коллектива применять формы народной художественной культуры России в практической деятельности.

Чтобы решить проблему, нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе заочного отделения специальности «Народное художественное творчество (хореография)» и «Народная художественная культура (хореография)» факультета искусств Кировского филиала СПбГУП (г. Киров). Одна из задач эксперимента была диагностической -выявление готовности использования части народной художественной культуры - малых форм фольклора - в практической деятельности при работе с новым курсом «Игровой стретчинг».

Диагностика эксперимента включала два этапа. На диагностико-констатирующем этапе анализировались наличие или отсутствие

представлений у руководителей

хореографических коллективов о фольклоре, его формах, наличие или отсутствие предшествующего опыта использования этих форм в работе, умение соотносить теоретические знания о фольклоре с практикой. Для этого с 2010 - 2012 гг. был проведен опрос 73 действующих руководителей хореографических коллективов из 28 городов и 6 сел и поселков РФ плюс одного респондента из города Кошице, Словакия. Представительность опроса была обеспечена широким географическим охватом респондентов. По количеству проработанных лет респонденты поделились на 3 группы -имеющие большой опыт работы в коллективе (более 11 лет); имеющие опыт работы от 6 до 10 лет; имеющие опыт работы от 1 до 5 лет и не имеющие своих коллективов респонденты. Было установлено, что все они работают в разных по продолжительности существования коллективах. По возрасту коллектива все поделились на 4 группы. Это руководители из коллектива, которому от 20 до 70 лет, руководители коллектива, которому 10 - 19 лет, те, где коллективу от 3 до 9 лет, и руководители из коллективов сроком существования 1 - 3 года и студенты, которые не имеют пока своих коллективов, являясь исполнителями или репетиторами.

Анализ результатов показал общие тенденции, характеризующие готовность исследуемых к использованию фольклора на практике. 59% из них использовали в своей работе различные формы фольклора, имели определенный опыт применения, видели результат, готовы были применять его далее. 41% респондентов не имели данного опыта. Сопоставив результаты опроса о наличии опыта работы руководителем у респондентов и наличии опыта использования форм фольклора в работе, отметим, что прослеживается слабая корреляционная зависимость между этими показателями (0,31). Также прослеживается слабая корреляционная зависимость между продолжительностью существования коллектива и использованием его руководителем фольклора в деятельности (0,27). Т.е. есть тенденция использования фольклора респондентами с различным опытом работы в коллективах разной продолжительности существования.

Результат диагностики говорит, что у 59% респондентов имеется определенная готовность к использованию фольклора на практике. Это проявилось в наличии у них представлений о фольклоре, его формах, в предшествующем педагогическом опыте их использования. Результаты диагностики обозначили и ряд проблем. Так, 41% респондентов, не имеющих надлежащей теоретической подготовки и практического опыта использования фольклора, потребовали дополнительного внимания к мотивации для применения его в работе. Анализ данных показал, что представления педагогов о формах работы с фольклорным материалом поверхностные. Возможности применения фольклора в практической деятельности у них были традиционны, связывались с организацией праздников, танцев и только 12% из всех видели педагогический потенциал использования других форм. Установлен разный уровень теоретической подготовки руководителей коллективов и

сформированности их умений соотносить теорию с практикой. Это в дальнейшем потребовало дифференцированного подхода при их обучении.

Были выделены три условные подгруппы студентов по готовности к использованию форм фольклора в педагогической деятельности. В первую подгруппу были отнесены студенты, имеющие

сформированные представления о формах фольклора, возможностях их использования в работе с коллективами и с опытом их

применения (51% респондентов). Во вторую группу попали 8% со сформированным представлением о формах фольклора, но затрудняющиеся в правильном названии форм. Для респондентов третьей группы было характерно отсутствие знаний о фольклоре и отсутствие опыта его применения на практике (41%).

Для контроля результатов эксперимента в 2012 г. была выбрана группа студентов (25 человек). Диагностика группы вновь показала вышеперечисленные тенденции. Студенты снова были определены в вышеописанные три группы для последующей работы.

При работе на проектировочнопреобразующем этапе осуществлялась диагностика сформированности готовности руководителей к использованию малых форм фольклора в новом курсе «Игровой стретчинг». Являясь межпредметным по своему наполнению, этот курс требует от педагога знаний и умений составления уроков растяжки в игровой форме, используя литературный материал в основе сюжетноролевого сценария. Мы предложили основой сделать малые формы фольклора России, несущие огромный воспитательный потенциал. Показателями готовности являлись умения студентов составлять урок игрового стретчинга на основе малых форм фольклора, положительное отношение к их использованию в преподавании игрового стретчинга, научно-педагогические знания о фольклоре и игровом стретчинге. Все эти показатели фиксировались в различных проявлениях. В каждой части работы в соответствии с логикой исследования был выбран приоритетный показатель.

Диагностика показала довольно большое количество заинтересованных студентов. Методические разработки созданных студентами уроков были сданы всеми (100%). Из них в срок сдали 80% исследуемых. Был высокий процент студентов, заинтересованных в получении знаний данного блока посредством индивидуальных консультаций -консультировались все студенты (100%), 3 - 4 консультации просили 68% исследуемых. Зависимости числа консультаций от опыта работы руководителя выявлено не было.

Диагностика выявила, что на первом этапе работы только 44% разработок содержали игровую форму обучения. Это говорило о недостаточно уверенном использовании игровых методик работы у 56% исследуемых, что могло вызвать затруднения при разработке уроков игрового стретчинга и потребовало

дополнительного внимания педагогов вуза. Соответственно, когда студенты составляли уроки, одной из задач было мотивировать их применять игровую форму при работе с детьми.

На этапе фиксировались систематичность выполнения заданий при обучении игровому стретчингу, своевременность их выполнения, активность посещения занятий, привнесение своего опыта работы при разработке урока. Из группы 84% студентов работали на занятиях систематически, своевременно выполняя задания, 16% прибегали к индивидуальным консультациям, т.к. не справлялись самостоятельно и в срок. Была зафиксирована высокая активность посещения занятий (100%), что может быть объяснено высокой востребованностью знаний и умений в профессиональной деятельности, 92% респондентов использовали свой опыт при разработке урока в вузе, они применили свои системы игр, разминок, части уроков, разработанных ранее.

В заключительной части эксперимента, в центре внимания были изменения, происходящие в самом отношении студентов к использованию малых форм фольклора в обучении игровому стретчингу.

Фиксировались выбор индивидуальных заданий для самостоятельного выполнения, частота выбора заданий, связанных с профессиональной деятельностью, степень их сложности, систематичность выполнения заданий, активность посещения занятий,

Таблица 1. -

частота консультаций с педагогами. Студенты были сориентированы на выполнение не менее трех самостоятельных индивидуальных заданий. При анализе сделанного студентами выбора, внимание обращалось на то, является ли это задание простым или трудным, связанно ли оно с теорией или с теорией и практикой.

80% студентов проявляли интерес к заданиям, связанным с профессиональной деятельностью. Задания, связанные с вопросами теории фольклора, вызвали меньший интерес у испытуемых (их выбрали 28 - 40%). Среди выбравших были студенты, имевшие, и студенты, не имевшие опыт работы с фольклором. Задания, связанные с теорией и практикой, выполняли те, кто не имеет опыта работы с фольклором, и студенты с наличием хорошей теоретической подготовки по вопросам фольклора, применявших его на практике, а также те студенты, которые использовали фольклор, но не имели полностью сформированных теоретических знаний о его формах (56% -96%).

Для самостоятельного выполнения студенты выбирали разные по степени сложности задания. Большинство студентов постоянно выбирали практико-

ориентированные задания средней и повышенной сложности. В то же время 68% хотя бы один раз выбирали легкое для выполнения задание.

Выполнение студентами самостоятельных заданий в контрольной группе

Выполнение заданий Выполнение творческих заданий Выполнение индивидуальных заданий

Кол-во студентов Процентная доля Кол-во студентов Процентная доля

Выполняли всегда в срок 21 84 19 76

Выполняли задания в срок, но с опозданием 2 8 2 8

Выполняли задания всегда с опозданием 2 8 4 16

Выполнили количество заданий больше минимума 4 16 0 0

Был выявлен высокий уровень систематичности выполнения заданий и активности исследуемых. Систематически выполняли индивидуальные задания 84% респондентов. Только 16% работали время от времени и выполнили задания не по всем темам курса. Из них 8% выполняли часть заданий с опозданием, 8% - всегда с

опозданием. В то же время 20% респондентов выполнили по некоторым темам 4 творческих задания, превысив по своему желанию необходимый минимум в 3 задания. При выполнении стандартных заданий было зафиксировано, что 76% выполняли задания в срок, 8% - иногда с опозданием, 16% - чаще всего с опозданием. При выполнении

стандартного задания, направленного на самостоятельное применение навыков составления методически грамотных уроков игрового стретчинга на фольклорной основе, всем 100% понадобились консультации педагогов. 80% студентов готовы выполнять задания по данной теме вне зависимости от их характера.

Диагностика показала заинтересованность студентов в самой теме использования фольклора в профессиональной деятельности

педагога-хореографа, была выявлена высокая готовность применения форм фольклора в деятельности руководителями коллективов вне зависимости от их опыта работы, от срока существования коллектива, от их предварительного опыта применения фольклора на практике. Анализ показал высокую активность студентов при обучении составлению уроков игрового стретчинга, попытки сразу же связать полученные на занятиях знания с практикой.

Литература:

1. Константинова А.И. Игровой стретчинг. -СПб: Аллегро, 1993. - Часть 1. - 88 с.

2. Назарова А.Г. Игровой стретчинг. - СПб: Детство, Пресс, 2006. - 66 с.

3. Синицына Н.В., Сюткина О.В. Игровой стретчинг на основе потешек, пестушек и прибауток в качестве сюжетно-ролевого сценария:

Учебно-метод. пособие. - Киров: КФ СПбГУП, 2013. - С. 20-44.

4. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. - 2-е изд., дополн. и испр. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 112 с.

5. Томпсон В. Стретчинг для здоровья и долголетия. - Ростов н/Д. - 112с.

Сведения об авторе:

Синицына Надежда Владимировна (г. Киров, Россия), старший преподаватель кафедры искусств Кировского филиала СПбГУП, e-mail: nvsinsem@mail.ru

Data about the author:

N. Sinitsyna (Kirov, Russia), senior lecturer at the Department of Art Criticism of St. Petersburg University of the Humanities and Social Sciences, e-mail: nvsinsem@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.