Научная статья на тему 'Малые формы фольклора как основа сюжетно-ролевого сценария уроков игрового стретчинга'

Малые формы фольклора как основа сюжетно-ролевого сценария уроков игрового стретчинга Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
476
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР / ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ СЦЕНАРИЙ / НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХОРЕОГРАФИЯ / RUSSIAN FOLKLORE / GAME STRETCHING LESSONS / PROFESSIONAL COMPETENCE / THE PLOT-ROLE-BASED SCRIPT / FOLK ART / CHOREOGRAPHY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Синицына Надежда Владимировна, Сюткина Ольга Викторовна

В статье представлено исследование об использовании русского фольклора в работе педагогов-хореографов. Авторами выявлены основные причины необходимости обращения к устному народному творчеству на занятиях игровым стретчингом. Исследованием установлено, что фольклор имеет большой педагогический потенциал, он формирует необходимое обществу социальное поведение ребенка, обладает аттрактивностью и способностью оказывать сильное эмоциональное воздействие на детей, соответствует психофизическим особенностям ребенка, эффективно соединяет слова с движением и музыкой во время занятий, соответствует требованиям сюжетно-ролевого сценария, выступает как условие развития речи ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Синицына Надежда Владимировна, Сюткина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL FOLKLORE FORMS IN THE STRETCHING LESSON PLOT-ROLE-PLAYING INTRODUCTION

This paper presents the reasons study to use Russian folklore in the teachers-choreographers’ work. The author reveals the basic reasons for the need of folk art using in the game stretching lessons. It is found that folklore use when creating game stretching lessons has great educational potential. Folklore forms the social behavior of the child, has a great attraction and a strong emotional impact on children, corresponds to the child psychophysical capabilities, effectively combines words with music, meets the plot-role-based script requirements, acts as a condition for a child's language development.

Текст научной работы на тему «Малые формы фольклора как основа сюжетно-ролевого сценария уроков игрового стретчинга»

УДК 371

МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК ОСНОВА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОГО СЦЕНАРИЯ УРОКОВ ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА

Н.В. Синицына, О.В. Сюткина

Аннотация. В статье представлено исследование об использовании русского фольклора в работе педаго-гов-хореографов. Авторами выявлены основные причины необходимости обращения к устному народному творчеству на занятиях игровым стретчингом. Исследованием установлено, что фольклор имеет большой педагогический потенциал, он формирует необходимое обществу социальное поведение ребенка, обладает аттрак-тивностью и способностью оказывать сильное эмоциональное воздействие на детей, соответствует психофизическим особенностям ребенка, эффективно соединяет слова с движением и музыкой во время занятий, соответствует требованиям сюжетно-ролевого сценария, выступает как условие развития речи ребенка.

Ключевые слова: русский фольклор, игровой стретчинг, профессиональная компетенция, сюжетно-ролевой сценарий, народное художественное творчество, хореография.

SMALL FOLKLORE FORMS IN THE STRETCHING

LESSON PLOT-ROLE-PLAYING INTRODUCTION

N.V. Sinitzina, O.V. Syutkina

Abstract. This paper presents the reasons study to use Russian folklore in the teachers-choreographers’ work. The author reveals the basic reasons for the need of folk art using in the game stretching lessons. It is found that folklore use when creating game stretching lessons has great educational potential. Folklore forms the social behavior of the child, has a great attraction and a strong emotional impact on children, corresponds to the child psychophysical capabilities, effectively combines words with music, meets the plot-role-based script requirements, acts as a condition for a child's language development.

Keywords: russian folklore, game stretching lessons, professional competence, the plot-role-based script, folk art, choreography.

Полноценным современным поликультурным образованием, отвечающим всем требованиям и перспективам общества, в настоящее время считается такая образовательная среда, которая формирует содержание образования и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, руководствуясь целями приумножения этнокультурного наследия и национальных культур народов России [5]. Большое значение в такой ситуации имеет изучение фольклора в работе с детьми разных возрастных категорий.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, формировать у них навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность в поиске ярких образных сравнений. Уроки игрового стретчинга на материале малых форм фольклора в полной мере способствуют решению этих и многих других педагогических задач. Особенность данного направления работы - наличие сюжетно-ролевой игры.

По мнению исследователей, основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. В этом заключается привлекательность игры для детей: в мире, где все условно, где все «как будто», «понарошку» ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений при отсутствии требований от ребенка реального, ощутимого продукта. Воображаемая ситуация игры складывается из сюжета и ролей. Под сюжетом понимается сфера деятельности, которая описывается в том или ином литературном тексте. В каждом сюжете урока игрового стретчинга, как «неком ряде событий, объединенном мотивированными связями» [2, с. 6], раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры, в которой ребенок не только создает воображаемую ситуацию, но и берет на себя ту или иную роль (взрослого, сказочного персонажа, животного и т.д.).

Уроки игрового стретчинга предусматривают выполнение комплексов имитационных упражнений, проводимых в сюжетно-ролевой

форме. Насыщенность уроков игрового стрет-чинга яркими положительными эмоциями является основой формирования у детей острой потребности в осуществлении творческого процесса независимо от решения частных утилитарных задач.

Проведенный анализ опыта работы педаго-гов-хореографов позволяет говорить, что при разработке уроков игрового стретчинга за основу сюжетно-ролевого сценария принято брать законченные по сюжету детские произведения: сказки, рассказы советских писателей, сказки других народов мира, стихотворения, придуманные самими педагогами-хореографами. В то же время необходимо отметить, что народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких (пестушки, потешки, прибаутки, присказки и другие). Все они незатейливы, просты по форме, доступны и таят в себе немалые эстетические и дидактические особенности, позволяющие использовать их в качестве основы сюжетно-ролевого сценария. Использование народного фольклора при создании уроков игрового стретчинга имеет важное педагогическое значение в работе с детской аудиторией. Рассмотрим значение малых форм детского фольклора и особенности их включения в сюжетно-ролевой сценарий уроков игрового стретчинга.

1. При использовании малых форм детского фольклора в разработке сюжетно-ролевого сценария игрового стретчинга происходит формирование социально-одобряемого поведения ребенка. Роль и значение самой игры в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре сводится к ее значению в формировании поведения, самоутверждения человека, в возможности прогнозирования его поведения в ситуации общения [2, с. 4]. Выбор основы сюжетов педагогом для игрового стретчинга во многом может определить, будет ли организованная им игра влиять на формирование социально-одобряемого поведения ребенка или нет.

Рассматривая малые формы детского фольклора как основу сюжетно-ролевого сценария, отметим, что они несут в себе большое воспитательное значение, так как они были созданы человеком для человека, для изучения человеческих нравов, характеров, поступков, для сохранения практических знаний, для передачи из поколения в поколение. Таким образом, осваивая в игре, основанной на малых формах детского фольклора, правила ролевого поведения, ребенок сможет освоить и моральные нормы своего народа. Через игру дети по-

стигнут мотивы и цели деятельности взрослых, у них сформируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

2. Известность и атрактивность (привлекательность) текстов малых форм детского фольклора для детей младшего школьного и дошкольного возраста. При выборе текстов за основу сюжетно-ролевого сценария урока игрового стретчинга педагогу необходимо основываться не только на поставленных им целях и задачах, но и на том, что текст должен нравиться ребенку. Малые жанры фольклора, пройдя многолетний педагогический отбор народом, как раз и обладают таким признаком. Интерес детей младшего школьного и дошкольного возраста к фольклору объясняется в работах многих российских исследователей. К.И. Чуковский отмечал «полное совпадение детского языкового мышления с народным» [6, с. 22], А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин [7], А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин убедительно доказывают, что дети воспринимают окружающий мир и оценивают его через культурную оболочку, которой являются мифы, поэзия, фольклор. Именно поэтому дети с самого раннего возраста начинают испытывать интерес к народному творчеству.

Выбирая основу для сюжетно-ролевого сценария игрового стретчинга, педагогу-хореографу необходимо учитывать, что ат-трактивностью в игре будут обладать только произведения, известные детям. Подтверждая данный тезис, исследователь сюжетноролевых игр Г.Н. Лаврова особо обращает внимание на тот факт, что «ребенок берет на себя роль в ходе сюжетно-ролевой игры и будет следовать ее сюжету только в случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете, ему знакома» [3, с. 5].

3. Соответствие произведений малых фольклорных жанров психофизическим возможностям ребенка. Хореографу, работающему в коллективе с детскими группами разного возраста, необходимо помнить, что ребенок интенсивно меняется, поэтому перед педагогом каждый год встают новые, все более сложные задачи научить детей владеть движениями тела, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир, коммуникативными возможностями в общении со взрослыми. Разнообразие малых фольклорных жанров (пестушки, прибаутки, небылицы и т.д.) позволяет педагогу подобрать народные произведения, соответствующие психологически

обусловленным задачам каждого возрастного периода ребенка.

4. Синкретность текстов малых фольклорных форм как условие эффективного соединения слова с движением и музыкой во время занятий игровым стретчингом. В трудах Т.А. Пескишевой [3] текст малых фольклорных форм обладает такой характеристикой, как синкретность, то есть слово в малых фольклорных формах изначально не является самостоятельным компонентом, а входит в единство музыки, пластики и т.д. Достижение единства музыки, пластики и слова является сутью игрового стретчинга, как синтеза музыкального материала и образа, созданного с помощью текста и движений. Таким образом, использование текстов малых фольклорных форм помогает сделать занятие игровым стретчингом наиболее эффективным.

5. Сильное эмоциональное воздействие текстов малых фольклорных форм как условие повышения эффективности игрового стрет-чинга. Эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности, что существенно перестраивает мотивационноэмоциональную сферу ребенка и способствует формированию эвристической структуры личности. Эмоциональная насыщенность воображаемых ситуаций - это необходимое условие активности, увлеченности ребенка. Педагогу-хореографу при создании сюжета занятия игрового стретчинга необходим выбор материала, включающего такие ситуации, которые смогут породить эмоциональный отклик ребенка.

Рассматривая малые формы детского фольклора как возможную основу сюжетноролевого сценария, подчеркнем наличие особенности восприятия фольклорных произведений детской аудиторией. Так, еще в 70-е гг. прошлого века в своем исследовании Б.М. Гаспаров [1] отмечал, что в слуховом восприятии любого материала традиционно участвуют вербальный и мелодический канал, но при восприятии фольклора к ним часто подключается третий канал - визуальный (мимика, жесты). Благодаря этому устное слово становится мощным средством эмоционального воздействия. Подчеркнем, что в ходе обучения игровому стретчингу обязательно происходит подключение третьего визуального канала: ребенок использует жесты, мимику, движение для создания образа. Таким образом, малые фольклорные формы вместе с целенаправленным использованием ребенком и педагогом жестов, мимики, движений смогут повысить

эмоциональное воздействие на детей, помочь сделать игру более эмоционально насыщенной.

6. Совпадение требований к тексту сюжетно-ролевого сценария игрового стретчинга с факторами фразообразования (нормами создания текстов) малых фольклорных форм. Для использования текста в качестве основы сюжетно-ролевого сценария игрового стретчинга педагогу-хореографу необходимо выбрать текст, обладающий определенными характеристиками: тексты должны быть просты по конструкции, несложны, содержать динамично развивающийся сюжет, запоминающиеся образы, несложные синтаксические конструкции, иметь четкий внутренний ритм. Тексты должны быть рассчитаны на быстрое запоминание.

Проведенный анализ факторов фразообразования малых фольклорных форм (В.И. Даль,

Т.М. Колядич, Т.А. Пескишева и др.) показал, что они созданы с учетом ряда ограничений на уровне лексики, грамматики и использования языковых средств. Тексты малых форм детского фольклора лаконичны (они представлены в максимально сжатой форме), в них используют повторы разного уровня (отдельные слова, обороты, понятия), тексты понятны и доступны детям (в них наблюдается соблюдение языковой нормы и отказ от высоких и низких регистров языковой нормы), наглядны (есть конкретность образов для большей возможности метафоризации и большего охвата смежных смыслов). Тексты детского фольклора рассчитаны на образное, зрительное восприятие, быстрое запоминание. У них присутствует четкий внутренний ритм. Для рифмовки характерно использование звукоподражания. Эти языковые нормы детского фольклора совпадают с требованиями к тексту, необходимому для игрового стретчинга, и становятся оптимальными для создания основы сюжетно-ролевого сценария урока.

7. Выразительность языка малых фольклорных форм как условие развития речи ребенка для последующего создания образа в танце. В создании образа особая роль отводится слову: оно помогает выразить ребенку свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать в игре свои действия. Язык малых фольклорных форм очень выразителен, наполнен обилием лексических и синтаксических приемов, разнообразных изобразительновыразительных средств, многочисленными поэтическими и фразеологическими оборотами, метафорами, олицетворениями, аллегориями и т.д.

Тексты малого фольклора отражают необходимые и естественные формы развития речи ребенка для восприятия и создания образа. Так, богатство изобразительно-выразительных средств языка малых фольклорных форм, которые дети будут воспринимать и повторять на уроках игрового стретчинга, помогут ребенку в дальнейшем научиться более точно характеризовать, а затем и создавать образ героя, явления, предмета в танце. Например, используя на уроках приемы сравнения из малых фольклорных форм, ребенок научится создавать яркие внешние портреты людей, описывать и характеризовать их действия, поступки, душевные состояния, качества человека и особенности его характера, далее, применяя при описании предмета или явления эпитеты, -подчеркивать характерные признаки и т.д. Все это поможет ему воспринять и создать образ в дальнейшем.

Литература:

1. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 6-е. Ростов н/ Дону: Феникс. 2011. - 251 с.

2. Лаврова, Г.Н. Обучение детей сюжетноролевой игре в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: программа коррекционно-развивающего курса «Играем, растем, развиваемся». Челябинск: ИИУМЦ «Образование». 2005. - 183 с.

3. Пескишева, Т.А. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи: дисс. на соискание степ.канд.пед.наук: 13.00.03 - коррекционная педагогика (логопедия). М.: МИГУ, 2008. - 156 с.

4. Храпаль, Л.Р. Диагностический инструментарий по выявлению уровня модернизирован-ности этнокультурной идентичности будущего специалиста / Л.Р. Храпаль // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 9. - С. 88-90.

5. Чуковский, К.И. От двух до пяти. Киев: Вэсэлка, 1988. - 87 с.

6. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2001. - 416 с.

8. Игровой характер малых фольклорных форм как условие эффективности создания сюжетно-ролевого сценария игрового стрет-чинга. Современные исследователи детского фольклора выделяют его игровой характер. Малые формы фольклора позволят обеспечить «момент игры», необходимый любому ребенку. В играх на тему фольклорных произведений дети будут подражать действиям героев, усваивая их поведение, одновременно развивая интеллект, воображение и творчество.

Использование малых фольклорных форм на уроках игрового стретчинга значимы в работе с детьми разных возрастных категорий. Специфика и содержание произведений детского фольклора могут служить основой разработки сюжетно-ролевого сценария уроков игрового стретчинга.

References:

1. Krasnoshhekova, N.V. Sjuzhetno-rolevye igry dlja detej doshkol'nogo vozrasta. Izd. 6-e. Rostov n/ Donu: Feniks. 2011. - 251 s.

2. Lavrova, G.N. Obuchenie detej sjuzhetno-rolevoj igre v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii kom-pensirujushhego vida: programma korrekcionno-razvivajushhego kursa «Igraem, rastem, razvivaemsja». Cheljabinsk: IIUMC «Obrazovanie». 2005. 183 s.

3. Peskisheva, T.A. Ispol'zovanie malyh

fol'klornyh form v logopedicheskoj rabote s det'mi 4-7 let s obshhim nedorazvitiem rechi: diss. na soiskanie step.kand.ped.nauk: 13.00.03 - korrekcionnaja

pedagogika (logo-pedija). M.: MPGU, 2008. - 156 s.

4. Hrapal', L.R. Diagnosticheskij instrumen-tarij po

vyjavleniju urovnja modernizirovannosti

jetnokul'turnoj identichnosti budushhego speciali-sta /

L.R. Hrapal' // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2010. - № 9. - S. 88-90.

5. Chukovskij, K.I. Ot dvuh do pjati. Kiev: Vjesjelka, 1988. - 87 s.

6. Jel'konin, D.B. Psihicheskoe razvitie v detskih

vozrastah: Izbrannye psihologicheskie trudy / pod red.

D.I. Fel'dshtejna. M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; MODJeK, 2001. - 416 s.

Сведения об авторах:

Синицына Надежда Владимировна (г.Киров, Россия), старший преподаватель, Кировский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, кафедра искусств, e-mail: nvsinsem@mail.ru

Сюткина Ольга Викторовна (г.Киров, Россия), доцент кафедры искусств, Кировский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, кафедра искусств, e-mail: olgasyutkina@yandex.ru

Data about the authors:

Sinitzina N.V. (Kirov, Russia), senior teacher, Department of Arts, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences (Kirov), e-mail: nvsinsem@mail.ru

Syutkina O. V. (Kirov, Russia), professor, Department of Arts, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences (Kirov), e-mail: olgasyutkina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.