Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования готовности руководителей коллективов народного художественного творчества к применению малых форм фольклора в практической деятельности'

Педагогические условия формирования готовности руководителей коллективов народного художественного творчества к применению малых форм фольклора в практической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛИ КОЛЛЕКТИВОВ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА / МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА / СТРЕТЧИНГ / ХОРЕОГРАФИЯ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / THE FOLK ART GROUP LEADERS / MINOR FOLK FORMS / STRETCHING / CHOREOGRAPHY / FOLK ART / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицына Надежда Владимировна

В работе представлен алгоритм создания педагогических условий для формирования готовности работающих руководителей детских хореографических коллективов, студентов заочного отделения специальности «Народно-художественное творчество (хореография)» и «Народно-художественная культура (хореография)», применять малые формы фольклора в практической деятельности с детьми. Статья содержит подробное описание работы на каждом из этапов формирования у студентов одного из важных аспектов профессиональной компетенции руководителя коллектива народного художественного творчества готовности использовать народное творчество своей страны в деятельности педагога-хореографа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синицына Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS CREATION ALGORITHM TO FORM THE FOLK ART GROUP LEADERS’ READINESS TO USE MINOR FORMS OF FOLKLORE IN THEIR PRACTICE

The paper presents the pedagogical conditions creation algorithm to form the folk art group leaders’ readiness to use minor forms of folklore in their practice with children's dance teams. The folk art group leaders are the correspondence students of the specialty "Folk art (choreography)" and "Folk-art culture (choreography)". This article contains a detailed description of the work at each stage to form one of the important aspects of the team leader folk art group professional competence readiness to use our country’s folk art in the teacher-choreographer’s activities.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования готовности руководителей коллективов народного художественного творчества к применению малых форм фольклора в практической деятельности»

УДК 371

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОЛЛЕКТИВОВ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА К ПРИМЕНЕНИЮ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.В. Синицына

Аннотация. В работе представлен алгоритм создания педагогических условий для формирования готовности работающих руководителей детских хореографических коллективов, студентов заочного отделения специальности «Народно-художественное творчество (хореография)» и «Народно-художественная культура (хореография)», применять малые формы фольклора в практической деятельности с детьми. Статья содержит подробное описание работы на каждом из этапов формирования у студентов одного из важных аспектов профессиональной компетенции руководителя коллектива народного художественного творчества - готовности использовать народное творчество своей страны в деятельности педагога-хореографа.

Ключевые слова: руководители коллективов народного художественного творчества, малые формы фольклора, стретчинг, хореография, народное творчество, профессиональная компетенция.

PEDAGOGICAL CONDITIONS CREATION ALGORITHM TO FORM

THE FOLK ART GROUP LEADERS’ READINESS

TO USE MINOR FORMS OF FOLKLORE IN THEIR PRACTICE

N.V. Sinitzina

Abstract. The paper presents the pedagogical conditions creation algorithm to form the folk art group leaders’ readiness to use minor forms of folklore in their practice with children's dance teams. The folk art group leaders are the correspondence students of the specialty "Folk art (choreography)" and "Folk-art culture (choreography)". This article contains a detailed description of the work at each stage to form one of the important aspects of the team leader folk art group professional competence - readiness to use our country’s folk art in the teacher-choreographer’s activities.

Keywords: the folk art group leaders, minor folk forms, stretching, choreography, folk art, professional competence.

Умение формировать и развивать у детей интерес к традиционной культуре нашей страны - это одна из основных задач, поставленная ФГОС ВПО третьего поколения перед руководителями коллективов народного художественного творчества при их практической деятельности. От будущих выпускников специальностей «Народное художественное творчество» и «Народная художественная культура» требуется умение воспитывать у участников хореографических коллективов любовь к своей Родине через применение народной художественной культуры. Богатая палитра форм фольклора дает плодотворную возможность педагогам-хореографам ознакомить детей с разнообразием культуры собственной страны.

Результаты диагностики готовности применения фольклора на практике показали, что из 73 респондентов 88% руководителей хореографических коллективов связывают применение фольклора только с организацией праздников для детей и постановкой танцевальных номеров. В опросе принимали участие руководители хореографических коллективов из многих городов Российской Федерации: Москвы,

Санкт-Петербурга, Казани, Ижевска, Кирова, Костромы, Минеральных Вод и Пятигорска (Ставропольский край), Нарьян-Мара (Ненецкий автономный округ), Салехарда (ЯмалоНенецкий автономный округ), Архангельска, Нижнего Новгорода, Сыктывкара, Воркуты, Ухты, Перми. А также из города Кошице (Словакия). Всего более 35 наименований городов и поселков. Все эти педагоги работают в хореографических коллективах, численностью от 20 до 80 человек.

Это актуализирует необходимость создания педагогических условий, способствующих обеспечению подготовки руководителей хореографических коллективов страны в контексте применения малых форм фольклора в практической деятельности с детьми. Опытноэкспериментальная работа по данной деятельности проходила на базе специалитета и бакалавриата заочного отделения специальности «Народно-художественное творчество (хореография)» и «Народно-художественная культура (хореография)» факультета искусств Кировского филиала Санкт-Петербургского гуманитар-

ного университета профсоюзов с 2011 по 2014 гг. Приведем полученные результаты.

Для организации педагогических условий на проектировочно-преобразующем этапе после диагностики необходимо было выбрать современный хореографический курс межпредметного характера, который был бы интересен и полезен практикующим педагогам разных танцевальных направлений. Курс должен был синтезировать содержание разных предметных областей, что давало бы возможность педагогам-хореографам заниматься хореографией, обоснованно включая в занятия малые формы фольклора.

В ходе анализа учебного плана специальностей по подготовке педагогов-хореографов был выбран «Игровой стретчинг». Согласно А.Г. Назаровой, эта «методика включает упражнения на статичную растяжку мышц тела, суставно-связочного аппарата рук, ног и позвоночника, где комплекс упражнений выполняется без внешнего воздействия со стороны» [3]. К.Ю. Колесина [1] предлагает включить в «Игровой стретчинг» знания из разных образовательных областей: «Хореография», «Физическая культура», «ЛФК», «Йога», «Литература», «Арт-терапия», «Музыка», «Народно -

художественная культура». Синтез содержания проходит на глубоком уровне, рождая в результате самостоятельную дисциплину. Содержание игрового стретчинга соответствует возрастным и физиологическим особенностям детей. Понимание интегративной сущности игрового стрет-чинга может помочь педагогам-хореографам в освоении методики составления конкретных уроков, так как заранее обуславливает необходимость применения знаний из разных областей народной культуры и творчества.

Положительной стороной курса «Игровой стретчинг» является его известность для хореографов разных танцевальных направлений, межпредметное наполнение курса, синтезирующее разные предметные области, дающие возможность объединения в работе хореографа знаний из фольклора и хореографии; игровая форма обучения, привлекательная для детей и стимулирующая запоминание фольклорного содержания; введение данного курса в региональный компонент обучения в вузах на хореографических специальностях.

Таким образом, малые формы фольклора стали основой сюжетно-ролевого сценария для методики «Игрового стретчинга». Выбранный

Таблица 1. Планируемые результаты подготовки фольклора в работе с детскими группами хореографи

курс «Игрового стретчинга» позволил выбрать формы устного народного творчества из множества существующих. Они должны были быть интересны как основа сюжетно-ролевого сценария и атрактивны для детей. В ходе работы были выделены 8 причин необходимости обращения педагога-хореографа к малым формам устного народного творчества в обучении детей. Они помогают осознать хореографам, что малые фольклорные формы, являются наиболее привлекательными для основы сюжетноролевого сценария урока игрового стретчинга.

В ходе следующего этапа экспериментальной работы было уточнено и конкретизировано содержание работы со студентами, обозначены общие и профессиональные компетенции, спланированы результаты обучения (см. табл. 1).

В качестве методического сопровождения курса «Игровой стретчинг» в программу учебных дисциплин «Педагогика народного художественного творчества» и «Теория и методика этнокультурного (этнохудожественного) образования» были включены дополнительные дидактические единицы по теории и методике применения малых фольклорных форм в практической деятельности руководителей хореографических коллективов.

В результате изучения новых дидактических единиц студенты получили представления о различных методах, формах, средствах работы с коллективами народного художественного творчества.

Важным педагогическим условием освоения методики «Игрового стретчинга» являлось участие студентов в проектной деятельности: имитационное моделирование игровых ситуаций, подбор и сочинение текстового, музыкального и двигательного содержания урока, разработка и проведение урока игрового стретчинга с применением малых форм фольклора.

Для осуществления проектной деятельности по применению на уроках игрового стретчинга малых форм фольклора студентам предлагались стандартные учебные задания и задания на выбор. Стандартные задания были предназначены для всех студентов. Это анализ малых форм фольклора с точки зрения речевых особенностей детей разного возраста, соотнесение фольклорного материала с возможностью использования его на практике в реальных условиях преподавания.

педагогов-хореографов по применению малых форм ческих коллективов.

Знания и умения студентов по окончании курса

Педагогика НХТ Теория и методика этнохудожественного образования Игровой стретчинг

Студенты должны знать

Основные дидактические принципы обучения Основные принципы обучения с использованием этнохудожественного материала; малые формы фольклора, историю их изучения. Основные принципы обучения игровому стретчингу

Этапы урока народно-художественного творчества в хореографическом коллективе, виды уроков Этапы урока с использованием этноху-дожественного материала, виды уроков в коллективе народнохудожественного творчества Части урока игрового стретчинга: вводную, основную, заключительную; виды игрового стретчинга

Методы, средства и формы обучения и воспитания при работе с хореографическим коллективом Игры разных народов, малые формы фольклора как основу создания уроков этнохудожественного содержания в коллективе народно-художественного творчества Комплексы упражнений игрового стретчинга на развитие разных групп мышц, игры как форму организации процесса обучения в заключительной части урока игрового стретчинга

Возрастные особенности детей в коллективе народно-художественного творчества Возрастные особенности детей при создании уроков на основе малых форм фольклора, народных игр в коллективе народно-художественного творчества Возрастные особенности детей при обучении игровому стретчингу

Создавать урок народнохудожественного творчества в коллективе хореографии в разных по возрасту группах участников Составлять урок на основе народных игр, малых жанров фольклора в коллективе народно-художественного творчества Составлять урок игрового стретчинга сообразно цели, задачам, создаваемому образу, комплексу выбранных упражнений, музыкальному оформлению и особенностям текстового материала -основе сюжетно-ролевого сценария

Правильно ставить цель, задачи урока народно-художественного творчества Ставить цель, задачи урока на основе народных игр, малых форм фольклора в коллективе народнохудожественного творчества Ставить цель, задачи урока игрового стретчинга

Составлять содержание урока эквивалентно поставленной цели, задачам, возрастным особенностям группы при работе с коллективом народнохудожественного творчества. Уметь составлять урок в игровой форме. Составлять содержание уроков этноху-дожественного содержания на основе традиционных народных игр, малых форм фольклора в коллективе народнохудожественного творчества согласно возрастным особенностям участников коллектива Составлять содержание эквивалентно цели и задачам урока игрового стрет-чинга, отбирать сюжетно-ролевой сценарий, комплексы упражнений музыкальное оформление, игры согласно возрастным особенностям детей группы хореографического коллектива

Уметь анализировать и оценивать готовый урок народно-художественного творчества Уметь анализировать и оценивать урок этнохудожественного содержания на основе народных игр, малых форм фольклора Уметь анализировать и оценивать урок игрового стретчинга

Студенты знакомились с особенностями текстов, ритма, образов малых фольклорных форм, с различными вариантами использования фольклора в качестве основы текстового материала в игровом стретчинге. Самостоятельно предложенные студентами варианты форм работы с фольклором, с художественными образами были вынесены на обсуждение, проанализированы, выявлены их достоинства и недостатки.

Задания на выбор различались по степени сложности, были направлены на осмысление понятия фольклор, ознакомление с малыми формами фольклора, изучение их педагогического потенциала, широкого спектра применения в работе с детскими группами разного возраста в хореографическом коллективе. Были изучены методы, приемы, особенности организации урока с применением малых форм фольклора, проанализированы возможности педагогических технологий, изучен воспитательный потенциал использования традиционных народных игр для занятий с младшими группами хореографического коллектива. Работа выполнялась в микрогруппах сменного состава или полностью самостоятельно студен-

том. Результатом были сообщения о малых формах фольклора, презентации мероприятий с их использованием, самостоятельные разработки уроков с использованием малых форм фольклора и русских народных игр. Выполняя задания, студенты получили представление о малых формах фольклора, сформировали позитивное отношение к педагогическому потенциалу их использования в профессиональной деятельности, применили знания на практике.

В результате выполнения подобных заданий были сформированы профессиональные навыки оценки малых форм фольклора на соответствие конкретной возрастной группе детей, освоены методы работы с малыми формами фольклора в хореографическом коллективе, студентами были разработаны занятия с потешками, пестушками, прибаутками и небылицами при обучении игровому стретчингу. После проведения каждого занятия проводился его анализ, обсуждались результаты, намечались индивидуальные задания, корректировалось содержание.

Таким образом, создание педагогических условий позволило студентам получить представления о малых формах фольклора, сформировать навыки практической деятельности по использо-

Литература:

1. Колесина, К. Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе. Р-н-Д: Старые русские, 2008. 250 с.

2. Константинова, А.И. Игровой стретчинг. СПб: Учебно-методический центр «Аллегро», 1993. 92с.

3. Назарова, А. Г. Игровой стретчинг: методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1997. 36 с.

4. Синицына Н.В., Сюткина О.В. Игровой стретчинг на основе потешек, пестушек и прибауток в качестве сюжетно-ролевого сценария: учебно-метод. пособие. Киров: КФ СПбГУП, 2013. 89с.

5. Сулим, Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг. Киев: Изд-во: «Сфера», 2012. 112 с.

ванию их при организации занятий игровым стретчингом в разных возрастных группах, соотнести теоретические знания с практикой работы в хореографическом коллективе.

References:

1. Kolesina K.Y. Metaproject training: theory and implementation technologies in the educational process. R-n-D: Old Russian, 2008. 250p.

2. Konstantinov A.I. Game Playing Stretching. SPb: Training center "Allegro", 1993. 92p.

3. Nazarova A.G. Game Playing stretching: technique of working with children of preschool and younger school age. M., 1997. 36 p.

4. Sinitsyn N.V., Syutkina O.V. Stretching based on nursery rhymes, pastuszki as a role-playing scenario: a training method. Kirov: KF Saint-Petersburg University of Humanities and Social Science, 2013. 89p.

5. Sulima E.V. Education Classes in Kindergarten. Game Playing Stretching. Kiev: Publishing house «Sphere», 2012. 112p.

Сведения об авторе:

Синицына Надежда Владимировна (г. Киров, Россия), старший преподаватель, кафедра искусств, Кировский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, e-mail: nvsinsem@mail.ru

Data about the author:

Sinitzina N.V. (Kirov), senior teacher, Department of Arts, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences (Kirov), e-mail: nvsinsem@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.