УДК 159.9.07 © Лях И.В., Ефимова Ю.Б., 2016
© Lyakh I.V., Efimova J.B., 2016
ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ КАК НОВОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF THE FESTIVAL AS A NEW ORGANIZATIONAL FORM FOR THE PROVISION OF PSYCHOLOGICAL
SERVICES
Аннотация. В статье приведены результаты диагностики эффективности и психологической безопасности психологического фестиваля по предложенным авторами критериям. Выявлена эффективность использования такой организационной формы для передачи профессионального опыта, популяризации знаний и повышения качества оказания психологической помощи населению.
Abstract. The article presents results of diagnostics efficiency and psychological security psychological Festival authors proposed criteria. Efficiency has been identified an organizational form for the transfer of professional experience, promoting knowledge and improving the quality of psychosocial assistance to the population.
Ключевые слова: фестиваль психологических тренингов, анкетный опрос, «ПСИ-ФЕСТ», самооценка эмоциональных состояний, психологическая безопасность.
Key words: psychological training Festival, questionnaire survey, a "PSI-fest," self-assessment of emotional States, psychological security.
Актуальность исследования.
Эффективная психологическая и психотерапевтическая помощь населению является актуальной проблемой современной общественной жизни в России [1, 2]. Можно выделить два аспекта указанной проблемы, ограничивающих реализацию такой помощи. Во-первых, при повышенном общественном интересе неопределенной остается диагностика эффективности профессионального общения, его коррекции и управления им. Задача диагностики усложняется тем, что система психолог/психотерапевт - клиент - общество является открытой для притока внутренних и внешних социально-психологических ресурсов.
Во-вторых, существует определенная сложность передачи накопленного профессионалами позитивного опыта студентам и молодым специалистам в процессе подготовки специалистов «помогающих» профессий [2]. Одним из путей передачи такого позитивного опыта в профессиональном сообществе является проведение комплексных мероприятий, направленных на популяризацию научных знаний и практических достижений, таких как конференции, декадники или фестивали [3]. Данная деятельность является одной из основополагающих для общественных организаций, популяризующих психологическое консультирование и психотерапию [4].
Для нашей страны фестивали - это относительно новая форма популяризации знаний, исследований по её эффективности и психологической безопасности недостаточно.
Одним из традиционных психологических фестивалей в Новосибирске является «Фестиваль психологических тренингов ПСИ-ФЕСТ» (Фестиваль), проводимый с 2011 года Новосибирским региональным отделением профессиональной психотерапевтической лиги (НРО ППЛ) в рамках съездов психотерапевтов, психиатров, психологов и консультантов Сибирского Федерального округа [4, 5]. С 10 по 13 апреля и с 12 по 16 ноября 2015года состоялись IX и X Фестивали с участием ведущих специалистов в области психологии и психоте-
рапии Новосибирска и других городов России, которые дали возможность практикующим специалистам и студентам познакомиться с различными методами и техниками оказания психологической помощи, увидеть работу практических психологов и психотерапевтов, расширить свой профессиональный опыт. Мероприятия Фестиваля проходили в форме психологических тренингов, мастер - классов и семинаров [5].
Среди участников IX и X Фестивалей было проведено исследование с целью определения эффективности и психологической безопасности использования такой организационной формы для популяризации и повышения качества оказания психологической помощи населению.
Задачи исследования:
1. Составить «портрет» участников исследования и Фестиваля.
2. Предложить критерии оценки эффективности и психологической безопасности использования организационной формы Фестиваля.
3. Оценить эффективность и психологическую безопасность IX и X Фестивалей в соответствии с предложенными критериями.
Методики сбора и обработки информации, оценка репрезентативности.
анкетный опрос (раздаточное очное анкетирование) по разработанной стандартизированной анкете среди участников IX и X Фестивалей. Так как Фестивали являются крупнейшим мероприятием для Новосибирского профессионального сообщества НРО ППЛ в области психотерапии, то можно считать, что данный опрос является срезом мнения представителей данного сообщества.
В табл.1 представлены основные количественные показатели IX и X Фестивалей. Общее количество полученных анкет для анализа (выборка) составило 267 и 284 соответственно; выбракованных анкет - 4 и 2 соответственно. Общее
количество зарегистрированных посещений мероприятий Фестивалей (генеральная совокупность) составило 495 и 533 соответственно; процент заполненных анкет составил 53,9 % и 52,9% соответственно. При таком объеме выборки результаты исследования с 95% точностью можно распространять на генеральную совокупность [6]. Однако ввиду сложности обеспечения случайной выборки на публичных мероприятиях, связанной с отсутствием предварительных списков респондентов, точность и репрезентативность исследования находится в диапазоне от 53,9% (52,9%) до 95%, соответственно.
Таблица 1.
Сравнение количественных показателей IX и X Фестивалей
IX Фестиваль, апрель 2015г. X Фестиваль, ноябрь 2015г.
Количество тренингов, штук 24 25
Зарегистрированных посещений, штук 495 533
Заполненных анкет, штук 267 284
Выбракованных анкет, штук 4 2
Анкет, принятых для анализа, штук/% 263/ 53,9 282/ 52,9
Обработка данных анкетирования проводилась в программе Exel-2007 разработки Microsoft, используемые методы обработки данных: одномерные распределения, средние значения, графическое представление данных.
Результаты исследования.
1. Портрет участников исследования и Фестиваля.
В библиографическую часть анкеты были включены вопросы для дифференциации участников Фестиваля по полововозрастной и профессиональной принадлежности. Из рис.1, а видно, что Фестиваль охватил всю совершенно-
летнюю возрастную аудиторию, самый активный возрастной диапазон - от 24 до 35 лет, женщин среди участников IX и X Фестивалей значительно больше, чем мужчин (рис.1, б).
Респонденты, % 50
40
30
20
10
Респонденты, %
100 т-j к
80 ■60 ■40
20
18...24 25...34 35...44 45...54 55...64 старше
65
мужчин женщин
а) б)
Рисунок 1. Гистограмма распределения респондентов (%):
а) по возрасту; б) по полу на ■ апрель 2015г. и ■ ноябрь 2015г.
Четверть (26%) участников X Фестиваля являются студентами (рис.2), 6% - врачи (психотерапевты, психиатры, неврологи), 65% - психологи, педагоги и педагоги-психологи.
0
0
другое 3%
врач 6%
Рисунок.2. Диаграмма распределения респондентов (%) по профессиональной принадлежности в ноябре 2015г.
Фестиваль привлек внимание значительной части профессионального сообщества, которая ранее не участвовала в данном мероприятии (рис.2): 41% респондентов в апреле 2015г. и 27% в ноябре 2015г. отметили, что принимали участие впервые; 59% респондентов в апреле 2015г. и 73% в ноябре 2015г. принимали ранее участие в мероприятиях, проводимых НРО ППЛ. Полученные данные свидетельствует о том, что Фестиваль, с одной стороны, продолжает расширять границы и привлекать новых участников, с другой стороны, укрепляет свои позиции площадки для профессионального общения специалистов.
Однако, несмотря на достаточное количество мероприятий, проводимых НРО ППЛ в течение года (более 20), только шестая часть участников (16% в апреле 2015г. и 18% в ноябре 2015г.) отметили, что посетили более 5 мероприятий за предшествующие 12 месяцев.
более 5 раз от 2 до 5 раз впервые
10 20 30 40
Респонденты, % 50 60
Рисунок 3. Гистограмма распределения респондентов (%) по количеству посещений мероприятий, проводимых НРО ОППЛ за предшествующие 12 месяцев на ■ апрель 2015г. и ■ ноябрь 2015г.
Таким образом, можно сделать вывод о привлекательности психологического Фестиваля для широких слоев совершеннолетнего населения, что говорит об эффективности такой организационной формы для популяризации знаний и передачи накопленного опыта путем профессиональных междисциплинарных коммуникаций.
2. Критерии оценки эффективности и психологической безопасности использования организационной формы Фестиваля.
Понятия эффективности проводимых мероприятий и их психологической безопасности связаны друг с другом. В качестве условий образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, выделяют [1]:
1) доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу);
2) дисциплину.
0
Эффективность профессионального психологического общения также тесно связана с доверием. По мнению Елисеевой О.О., «содержательная интерпретация поведения, вызывающего доверие или недоверие в профессиональном психологическом общении, — сложная методологическая проблема современной социальной психологии», и в качестве компонентов доверия клиента российскому психологу автором выделяются [1]:
а) эмоциональный: эмоциональные оценки клиентом процесса взаимодействия с психологом;
б) когнитивный: представления и ожидания клиента, связанные с поведением психолога;
в) поведенческий: готовность клиента к определенным действиям в отношении психолога.
Обозначенные компоненты (эмоциональный, когнитивный, поведенческий) были выбраны в качестве критериев оценки эффективности мероприятий IX и X Фестивалей и присутствовали в анкете в виде блоков с закрытыми вопросами.
а) Оценка эмоциональной компоненты проводилась по методике А. Уэссмана и Д. Рикса «Самооценка эмоциональных состояний» [7]. Респондентам было предложено отметить своё состояние после тренинга по 3 шкалам:
• «Спокойствие-тревожность»;
• «Энергичность - усталость»;
• «Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности»,
на основании которых был рассчитан интегральный показатель. Интерпретация интегрального показателя эмоционального состояния респондентов проводилась по трем диапазонам: высокое, среднее, низкое (табл.2).
Таблица 2
Характеристики психоэмоционального состояния по шкалам методики А. Уэссмана и Д. Рикса «Самооценка эмоциональных состояний»
Психоэмоциональное состояние Характеристики по шкалам
Спокойствие-тревожность Энергичность - усталость Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности
высокое 65%...100% • сдержанность, • благоразум-ность, • терпимость • инициативность, • предприимчивость, • устремленность, • активность • работоспособность, • воля, • самостоятельность
среднее 38%...64% средние показатели без явного преобладание одного из полюсов
низкое 0%...37% • нерешительность, • напряженность, • боязливость • вялость, • апатичность, • безразличие, • медлительность • несмелость, • слабостью, • слабовольность
б) Для оценки когнитивной компоненты в анкете был сформирован блок шкальных вопросов, где респондентам предлагалось оценить в баллах от 1 до 5 компоненты тренинга и уровень компетентности преподавателей.
в) Для оценки поведенческой компоненты требуются дальнейшие разработки, в анкетировании поведенческая компонента оценивалась по двум вопросам: шкальному «Оцените Ваше желание продолжить работу с этим тренером в
этой теме или любой другой» и закрытому «Рекомендовали бы Вы посетить тренинг...» с вариантами ответов от «точно да, всем» до «нет, ни в коем случае».
Психологическая безопасность Фестиваля оценивалась из сравнения эмоционального состояния участников до и после посещения мероприятий Фестиваля, определяемого по вышеназванной методике А. Уэссмана и Д. Рикса. Методику рекомендуется использовать при необходимости выявлений изменения эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени в связи с большой чувствительностью интегрального показателя данной методики к состоянию психоэмоциональной дезадаптации, что соответствует задаче исследования психологической безопасности [7]. В контексте психологической безопасности показатели интерпретировались так: низкое значение интегрального показателя соответствовало состоянию психоэмоциональной дезадаптации респондентов, среднее и высокое значение - разной степени психоэмоционального благополучия (табл.2).
3. Оценка эффективности и психологической безопасности IX и X Фестивалей в соответствии с предложенными критериями.
Для оценки эффективности были рассчитаны средние значения эмоциональной, поведенческой и когнитивной компоненты для каждого из тренингов Фестиваля (рис.4). Для определения средних значений были отобраны тренинги с количеством участников 10 и более человек, более 50% из которых предоставили обратную связь в виде заполненных анкет. Для сравнения указанных компонент был произведен пересчет сырых баллов, полученных при обработке анкет, в % от максимально возможного балла по каждой компоненте.
ON 100
<D
к к
<D
£ к
n
<D <D
К
<D ft
и
80 60 40 20 0
а) Эмоциональная компонента
-W-9-
м
♦ и"
♦ ♦
♦ f
- - № тренинга ч-и
10
15
20
25
<D
К
к
<D
£ к
п
<D <D
К
<D ft
и
100 80 60 40 20 0
if
б) Когнитивная компонента
■ ♦
№ тренинга ч-и
10
15
20
25
\0 100
о4
<D К 80
к
<D 60
св
К
п 40
<D
<D
К 20
<D
ft
и 0
в) Поведенческая компонента * ■ - ■ I i ; ♦~ • ■ ♦
♦ - - ♦
♦
№ тренинга ч-и
20
25
0 5 10 15
Рис.4 Средние значения: а) эмоциональной, б) поведенческой, в) когнитивной компонент по каждому из мероприятий в % долях от максимального значения на ■ апрель 2015г. и ■ ноябрь 2015г.
0
5
0
5
Из рис.4 видно, что средние значения эмоциональной компоненты находятся в диапазоне от 48% до 80%, что соответствует состоянию разной степени психоэмоционального благополучия участников (табл.2).
Средние значения когнитивной и поведенческой компонент находятся в диапазоне от 45% до 98% и от 62% до 99%, соответственно, что говорит о высокой оценке качества компонентов мероприятий Фестиваля и уровня компетентности преподавателей, а также о готовности участников к дальнейшему взаимодействию с психологом.
Исследование психологической безопасности Фестивалей показало (рис.5, а, б), что пятая часть респондентов (21% в апреле 2015г. и 26% в ноябре 2015г.) имеют низкий интегральный показатель психоэмоционального состояния (в диапазоне от 0% до 37%), что соответствует психоэмоциональной дезадаптации (табл.2). Выяснение причин психоэмоциональной дезадаптации не входило в задачи анкетирования и представляет интерес для дальнейших исследований.
После участия в мероприятиях Фестиваля психоэмоциональное состояние респондентов улучшилось, у 90% в апреле 2015г. (рис.5, а) и у 84 % в ноябре 2015г. (рис.5, б) был отмечен средний или высокий уровень психоэмоционального благополучия (рис.4 (а), 5).
л н к
<D
К О
с
о
<D
50 1
40 ■
30 ■
20
10
0
12.5
25
37.5
50
67.5
75
87.5
интегральным показатель,%
100
Рисунок 5,а 50 ■
40 ■
^ 30
Ь 20
Я <D
§ 10 Н с
о £ 0
0
12.5
25
37.5
50 67.5
75
интергальныи показатель, %
87.5 100
Рисунок 5,б
Рис.5 Гистограммы распределения интегрального показателя (%) психоэмоционального состояния респондентов ■ - до и ■ - после участия в мероприятиях Фестиваля: а) апрель 2015г, б) ноябрь 2015г.
Также нужно отметить некоторое количество ошибок, связанных с нехваткой пределов оценки в ответах респондентов на шкальные вопросы, что можно частично объяснить измененным состоянием сознания части участников после посещения мероприятий Фестиваля. Такое состояние является естественным в процессе личностного роста и (или) обучения и, с одной стороны, кос-
0
венно указывает на его эффективность, но, с другой, является небезопасным при выходе участника из пространства образовательной среды во внешний мир. Авторы предполагают, что деятельность респондентов при заполнении анкет, связанная с анализом и оценкой, сопоставлением, соотнесением, с необходимостью высказать свою точку зрения и выполнять иные мыслительные операции может способствовать возвращению критичности восприятия, однако для подтверждения предложенной гипотезы требуются дальнейшие исследования.
Выводы.
Проведенное исследование выявило интерес широких слоев совершеннолетнего населения к мероприятиям, проводимым в форме Фестиваля, показало эффективность и психологическую безопасность использования такой организационной формы для популяризации знаний и передачи накопленного опыта путем профессиональных междисциплинарных коммуникаций, что в целом способствует повышению качества оказания психологической помощи населению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Елисеева О.О. Образ психолога в современной России // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 103-113. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/obraz-psihologa-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 13.04.2016).
2. Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России? // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2011. № 3. С. 52-54.
3. Челтыбашев А.А., Курляндская И. П. Популяризация науки как средство повышения интереса молодежи к исследовательской деятельно-
сти // Фундаментальные исследования: Педагогические науки. 2014. № 5. С. 1325-1328.
4. Календарь событий // Профессиональная психотерапевтическая лига [Офиц. сайт]. URL: http://www.oppl.ru/meropriyatiya/kalendar-sobyitiy.html (дата обращения: 10.05.2016).
5. Фестиваль психологических тренингов «ПСИ-ФЕСТ» // Ассоциация супервизоров [Офиц. сайт]. URL: http://www.supervis.ru/news/29938541-festival-psihologicheskih-treningov-psi-fest (дата обращения: 10.05.2016).
6. Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982. 272c.
7. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб.: Речь, 2004. 408 с.