Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / СТИМУЛИРОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедова Лаура Алаудиновна, Абдуллаева Диана Арсаналиевна

В статье дается диагностика эффективности функционирования инновационной системы региона. Отмечается, что активно реализуются различные меры по стимулированию развития региональных инновационных систем. Значительные отличия регионов республики по своим географическим и климатическим условиям, профилю хозяйственной деятельности напрямую отражаются на результативности деятельности региональной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE EFFECTIVENESS OF THE FUNCTIONING OF THE REGIONAL INNOVATION SYSTEM OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article provides diagnostics of the effectiveness of the functioning of the innovation system of the region. It is noted that various measures are being actively implemented to stimulate the development of regional innovation systems. Significant differences between the regions of the republic in terms of their geographical and climatic conditions, the profile of economic activity are directly reflected in the performance of the regional innovation system.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_3_231 УДК 332

ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ

ДАГЕСТАН

Ахмедова Лаура Алаудиновна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, e-mail: ldgu@inbox.ru

Абдуллаева Диана Арсаналиевна,

аспирант, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, e-mail: abdullaev-000@mail.ru

В статье дается диагностика эффективности функционирования инновационной системы региона. Отмечается, что активно реализуются различные меры по стимулированию развития региональных инновационных систем. Значительные отличия регионов республики по своим географическим и климатическим условиям, профилю хозяйственной деятельности напрямую отражаются на результативности деятельности региональной инновационной системы.

Ключевые слова: инновационная система; регион; Республика Дагестан; стимулирование; модернизация; научно-технический прогресс.

UDC 332

DIAGNOSTICS OF THE EFFECTIVENESS OF THE FUNCTIONING OF THE REGIONAL INNOVATION SYSTEM OF THE REPUBLIC

OF DAGESTAN

Akhmedova Laura Alaudinovna,

PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security, Analysis and Audit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: ldgu@inbox.ru

Abdullaeva Diana Arsanalievna,

PhD student, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: abdullaev-000@mail.ru

The article provides diagnostics of the effectiveness of the functioning of the innovation system of the region. It is noted that various measures are being actively implemented to stimulate the development of regional innovation systems. Significant differences between the regions of the republic in terms of their geographical and climatic conditions, the profile of economic activity are directly reflected in the performance of the regional innovation system.

Keywords: innovation system; region; The Republic of Dagestan; stimulation; modernization; scientific and technical progress.

Современный этап модернизации регионов можно обозначить как научно-технологический, предусматривающий изменение экономических отношений за счет инноваций, территориальный охват которых должен быть если не повсеместным, то близким

к этому, поскольку наличие инновационной активности сегодня является обязательным условием успешной модернизации экономики [2; 5].

Для успешного развития регионов, помимо развития технических возможностей, необ-

ходимо подготовить передовые инновационно ориентированные кадры, оптимизировать организационную структуру, обосновать эту стратегию, адаптированную к инновациям данного профиля, и наращивать потенциал в регионе.

Инновационную деятельность необходимо рассматривать в широком смысле и применительно к каждой из региональных подсистем, межрегиональной и региональной производственной, корпоративной, институциональной, инфраструктурной, образовательной, деловой, сервисной, маркетинговой, логистической и т.д., которая является движущей силой как потребителя, так и спро -са. Однако на сегодняшний день этот принцип не получил широкого признания и развития в нашей стране [8, с. 87].

Процессы, осуществляемые в инновационной системе, могут происходить на любом уровне. В регионе сложилась среда, создающая инновации всех видов, где институциональные условия экономической деятельности хозяйствующих субъектов предусматривают проектирование, разработку и внедрение инноваций. Параметры инновационного развития региона варьируются в зависимости от специфики реализации инновационной политики и приоритетов развития, а также основных инновационных программ, которые определяют методы и цели усиления управления механизмом стимулирования инновационной деятельности и последующего распространения ее результатов. Основными принципами таких схем являются следующие: результатом инновационной деятельности должен быть удовлетворенный или потенциальный спрос, как конечный или промежуточный продукт; продвижение инноваций должно сопровождаться масштабными информационными кампаниями; развитие нового сегмента рынка должно быть главным приоритетом, а постановка целей должна быть сосредоточена на создании соответствующей инфраструктуры для продвижения инноваций [3, с. 22].

Повышению эффективности инновационной деятельности в регионах может способствовать финансовая поддержка со стороны государства. Как показывает сложившаяся практика, государственная поддержка региональных инновационных систем предполагает внедрение различных

финансовых, экономических, организационных и административных мер, в совокупности способствующих усилению интеграционных взаимодействий между различными субъектами инновационного процесса.

Обеспечение инновационной динамики в российских регионах требует реализации следующих положений:

- преодоление нарастающего разрыва между Россией и странами-лидерами по уровню инновационной активности за счет внедрения новых управленческих технологий во все сферы деятельности;

- обеспечение и реализация механизмов, позволяющих задействовать имеющийся человеческий и ресурсный потенциал. Иными словами, инновационная активность должна не заменять, а дополнять и повышать эффективность существующих в регионе воспроизводственных механизмов;

- в качестве приоритетных направлений развития во всех сферах экономической деятельности должны быть избраны модернизация, техническое перевооружение и адаптация новых технологий;

- спектр целей технологической модернизации должен исходить из приоритета роста благосостояния и качества жизни населения, сокращения антропогенной и техногенной нагрузки на окружающую среду [4, с. 36].

Распространение инноваций в экономическом пространстве региона находится в зависимости от совокупности факторов, в числе которых следующие:

- уровень развития инновационной инфраструктуры;

- наличие институтов межотраслевого взаимодействия;

- наличие возможностей коммерциализации инновационных разработок и промышленной адаптации новых технологий;

- информационная прозрачность процесса внедрения инновационных технологий [1, с. 65].

Инновационные процессы в Республике Дагестан развиваются медленными темпами, масштабы создания, освоения в производстве и продвижении на рынок инновационных товаров, технологий и услуг совершенно недостаточны для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

2025 года определяет в качестве стратегической цели развитие социально-инновационного комплекса и инновационной системы республики [6, с. 92].

Модернизация экономики Республики Дагестан невозможна без создания конкуренто -способной региональной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций, создающих, производящих и коммерциализирующих знания и технологии, а также совокупность правовых, финансовых и социальных институтов, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономической и общественной жизни.

Развитие инновационной системы Республики Дагестан - это реализация приоритетов Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, Республики Дагестан до 2035 года, что позволит создать условия для формирования инновационной производственной модели, характеризующейся неуклонным ростом инвестиций в инновации, обновление продукции и технологий, завоевание новых рынков сбыта. Республика должна сосредоточиться на системе образования и модернизации исследовательского сектора [6, с. 94].

Для республик, имеющих преимущественно сырьевой профиль экономики, актуальными являются вопросы стимулирования развития инновационной деятельности как с позиции диверсификации экономики в целом, так и для создания большей прибавочной стоимости в том же секторе добычи и переработки природных ресурсов.

Изобретателей в республике огромное количество, одни весьма актуальны, а другие шокируют своей оригинальностью. Но для Дагестана важнейшим показателем состояния инновационно-изобретательской деятельности является численность занятых в этой области исследователей и уровень разработки инновационной продукции, пригодной для использования и внедрения в различные сферы деятельности. Население Республики Дагестан, а точнее лишь его небольшая часть, заинтересованы в инновационных исследованиях и разработках. Для привлечения исследователей необходима государственная политика, направленная

на создание современной инновационной инфраструктуры, ориентированной на внедрение высоких технологий, кроме того, необходимо: оказывать помощь изобретателям-самоучкам в доведении идей до внедрения в производство; разработать общее положение об изобретательской и рационализаторской деятельности на предприятиях республики; не реже двух раз в год проводить в республике выставки и аукционы, посвященные новаторским разработкам дагестанских изобретателей.

За 2017-2021 гг. в Республике Дагестан разработаны 53 передовые производственные технологии, из них 39 новые для России, а 8 принципиально новые; количество технологий с использованием запатентованных изобретений - 32. Количество примененных передовых производственных технологий в 2021 г. составило 583 ед., что на 148 больше, чем в 2017 г. Стоимость технологических инноваций организациями в 2020 г. составила 672,5 млн руб., а объем инновационных това -ров, работ и услуг - 382,7 млн руб. [10]

В Республике Дагестан можно выделить отдельные научно-технические разработки научных ведомств, имеющие инвестиционную перспективу и потенциал для использования в экономике.

Институт физики ДФИЦ РАН предлагает разработки на основе полупроводниковых материалов и технологий, в частности, использование их для выпрямления высоких напряжений, в умножителях напряжений и в исследованиях физических свойств материалов (тепловых, электромагнитных и пр.). Разработана технология магнитного охлаждения, основанная на способности любого магнитного материала изменять свою температуру и энтропию под воздействием магнитного поля (магнитокалорический эффект -МКЭ). Разработка может быть использована для создания компактного, экологически безопасного, энергетически эффективного и высоконадежного холодильника, работающего в диапазоне комнатных температур [11].

Прикаспийским институтом биологических ресурсов разработаны инновации, направленные на рациональное использование земельных ресурсов, мелиорацию почв, борьбу с опустыниванием земель, сохранение экосистемы пастбищ, воспроизводство ценных промысловых рыб Западного Каспия. Име-

ются разработки в области технологии виноградарства и виноделия, а также хлебобулочных изделий, которые уже востребованы в соответствующих отраслях производства.

В Горном ботаническом саду также имеется около 20 технологических разработок в области использования растительных ресурсов региона, селекции, методов и технологий экстрагирования и переработки готовых в качестве инновационных проектов к внедрению на территории Дагестана.

Для выявления более достоверных проблем сравним показатели инновационного развития Республики Дагестан [10]:

1. «Количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки (единиц)». Показатели с 2018 по 2021 г. снижаются: 2018 г. - 40; 2019 г. - 38; 2020 г. - 37,5; 2021 г. - 37.

2. «Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки (без совместителей и лиц, работавших по договорам гражданско-правового характера)». Показатели данной группы нестабильны, с начала 2015 до 2017 г. показатели растут, а затем падают: 2018 г. - 1576; 2019 г. - 1442;

2020 г. - 1394; 2021 г. - 1365.

3. «Объем инновационных товаров, работ, услуг (тысяч рублей)». Нестабильная ситуация прослеживается и в этом показателе: 2018 г. - 873,2; 2019 г. - 514,8; 2020 г. - 672,1;

2021 г. - 521,9.

Помимо данных показателей проанализируем количество поданных и выданных патентных заявок на изобретения и полезные модели. Динамика их развития представлена на рис. 1 и 2.

подано выдано

Рисунок 1 - Патентные заявки на изобретения (ед.) [10]

Рисунок 2 - Патентные заявки на полезные модели (ед.) [10] ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Инновационный потенциал республики, к сожалению, никак не развивается, это можно проследить по вышеперечисленным показателям, и это ключевая проблема.

Следует отметить, что в Республике Дагестан количество и уровень разработок посто -янно снижаются и, соответственно, снижается потенциал прикладной науки. Основная проблема - слабо отработанные механизмы патентной защиты, инкубации и коммерциализации научно-технических разработок [9, с. 29].

Республика Дагестан, а также руководство образовательных учреждений внедряют в вузы технологически новые наноструктури-рованные высокотемпературные сверхпроводники, тонкопленочные многослойные структуры для создания электронных компонентов. Созданы установки, реализующие магнетронное распыление, ионное травление, химическое осаждение из газовой фазы и атомно-слоевое осаждение для получения тонких пленок. Под научным руководством ректора ДГУ создан научно-образовательный центр «Нанотехнологии» для подготовки аспирантов и магистров, а также разработки инновационных технологий и лабораторных образцов функциональных материалов и изделий на их основе.

Для создания научно-технических разработок для модернизации экономики и выхода на путь инновационного развития реального сектора экономики необходимо более тесное взаимодействие науки и бизнеса, например в виде технопарков и инновационных зон, ко -торые являются наиболее удобными структурами для инкубации и коммерциализации научно-технических разработок. Промежуточной площадкой для такого взаимодействия могут стать малые инвестиционные предприятия (МИП), основной задачей которых является бизнес-инкубирование высокотехнологичных проектов и предприятий. Они инкубируют наукоемкие проекты и внедряют разработки в промышленность за счет венчурного капитала.

Основная цель инноваций - это создание новых идей и технологий, повышающих производительность и обеспечение большего

объема производства при тех же затратах [7, с. 92].

Мы пришли к выводу, что для развития Ре -спублики Дагестан в инновационной сфере необходимо:

- создать республиканскую инновационную систему, способную обеспечить полноценное управление инновационными преобразованиями на всех этапах инновационного процесса;

- принять организационно-экономические и административные меры по развитию инновационной инфраструктуры для обеспечения плавной интеграции научных исследований, производства, бизнеса и повышения уровня внедрения инновационных разработок;

- принять меры по обеспечению условий налогообложения, оказания государственных услуг, по развитию отношений между предприятиями и научно-исследовательскими организациями инновационной направленности;

- стимулирование инвестиций в инновационную деятельность путем предоставления преференций инвесторам;

- ускорить формирование кластеров и инновационных структур в своей деятельности;

- рассмотреть вопрос о создании инновационного кластера Республики Дагестан, где будут сосредоточены поиск, маркетинг, инновационные исследования и разработки для других кластеров и собственная деятельность;

- создать институциональные условия для развития инновационного потенциала республики путем создания венчурных фондов, с внедрением организации.

Усовершенствование экономики, как в целом, так и в научно-технической и инновационной деятельности, невозможно реализовать без всей системы отбора и реализации приоритетов государственного финансирования научно-исследовательских работ, опытно-конструктивных разработок и формирования новой системы финансовых и экономических стимулов инновационной активности. Таким образом, инновации являются как престижными, так и выгодными и для бизнеса, и для всего общества в целом.

Список литературы_

1. Арутюнов Ю. А. Инновационная политика. М. : КноРус, 2019. 778 с.

2. Ахмедова М. Р. Региональная политика республики Дагестан как часть национальной стратегии социально-экономического развития // Основы управления, экономики и права. 2018. № 4. С. 56-61.

3. Байсаева М. У., Ахмедов С. А., Дагаева Х. Б. Государственная научно-техническая и инновационная политики в системе государственного и муниципального управления // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. № 1. С. 21-25.

4. Гусарова А. Н., Знаменский Д. Ю. О проблемах современной модели формирования и реализации государ -ственной инновационной политики России // Диспут. 2019. № 5. С. 34-39.

5. Магомедов Р. М., Гаджимагомедова С. Г, Магомедов И. Р. Государственная региональная политика в Российской Федерации: состояние и пути совершенствования // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 12 (98). С. 133-139.

6. Магомедова М. М. Направления государственной региональной политики на примере стратегии развития республики Дагестан // Вопросы науки и образования. 2019. № 21 (68). С. 91-97.

7. Мухутдинова Т. З. Государственная научно-техническая и инновационная политика, венчурное финансирование в НХГК. М. : Бибком, 2019. 199 с.

8. Филин С. И. Инновационная политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : моногр. М. : Юрайт, 2019. 287 с.

9. Чернышов М. М. Перспективы развития Дагестана в контексте новой парадигмы государственной региональной политики России // Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и социально-экономическая политика региона. 2017. № 4. С. 24-34.

10. Официальный сайт Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан. URL: http://www.mmecrd.ru (дата обращения: 29.05.2022).

11. Портал социологических данных РАНХиГС. URL: https://social.ranepa.ru (дата обращения: 28.05.2022).

References_

1. Arutyunov Yu. A. Innovation policy. Moscow: KnoRus, 2019. 778 p.

2. Akhmedova M. R. Regional policy of the Republic of Dagestan as part of the national strategy of socio-economic development. Fundamentals of Management, Economics and Law. 2018. No. 4. Pp. 56-61.

3. Baisaeva M. U., Akhmedov S. A., Dagaeva H. B. State scientific, technical and innovative policies in the system of state and municipal administration. International Journal of Applied Sciences and Technologies "Integral". 2019. No. 1. Pp. 21-25.

4. Gusarova A. N., Znamensky D. Yu. On the problems of the modern model of formation and implementation of the state innovation policy of Russia. Disput. 2019. No. 5. Pp. 34-39.

5. Magomedov R. M., Gadzhimagomedova S. G., Magomedov I. R. State regional policy in the Russian Federation: state and ways of improvement. Regional problems of economic transformation. 2018. No. 12 (98). Pp. 133-139.

6. Magomedova M. M. Directions of state regional policy on the example of the development strategy of the Republic of Dagestan. Issues of science and education. 2019. No. 21 (68). Pp. 91-97.

7. Mukhutdinova T. Z. State scientific, technical and innovation policy, venture financing in NHGC. Moscow: Bibkom, 2019. 199 p.

8. Filin S. I. Innovation policy : textbook for undergraduate and graduate studies : monogr. Moscow: Yurayt, 2019. 287 p.

9. Chernyshov M. M. Prospects for the development of Dagestan in the context of a new paradigm of the state regional policy of Russia. Regional problems of economic transformation: integration processes and socio-economic policy of the region. 2017. No. 4. Pp. 24-34.

10. Official website of the Ministry of Economy and Territorial Development of the Republic of Dagestan. URL: http:// www.mmecrd.ru (accessed: 29.05.2022).

11. RANEPA Sociological Data Portal. URL: https://social.ranepa.ru (accessed: 05/28/2022).

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.