Научная статья на тему 'Диагностическое значение некоторых нейроиммунных параметров у детей с органическими задержками психического развития'

Диагностическое значение некоторых нейроиммунных параметров у детей с органическими задержками психического развития Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
254
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Говорин Н. В., Злова Т. П., Ахметова В. В.

Изучен нейроиммунный статус у детей с резидуально-органическими психическими расстройствами, проживающих в экологически неблагополучном Балейском районе Читинской области. Выявлено повышение концентрации антител к миелин-ассоциированному гликопротеину, фермента нейронспецифической енолазы и снижение уровня мозгового нейротрофического фактора, что свидетельствует о повышении проницаемости ГЭБ с развитием аутоиммунной реакции. Указанный механизм, вероятно, играет ведущую роль в формировании органического поражения головного мозга у детей, проживающих в экологически неблагополучном г. Балее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Говорин Н. В., Злова Т. П., Ахметова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROIMMUNE STATUS OF CHILDREN WITH ORGANIC MENTAL RETARDATION DIAGNOSTIC IMPORTANGE

Neuroimmune status of children with residual organic mental retardation (MR) living in the Baley district, which is an area with unfavorable ecology, was studied. It was revealed that all the children with ecology-induced MR studied had significant increase of neuron-specific enolase, myelin-associaled glycoprotein antibodies and decrease of brain-derived neurotrophic factor, which testify to the intensity and activity of their cerebral residual organic damage. Shown mechanism suggests to play the main role in pathogenesis of mental retardation in children from the Baley district.

Текст научной работы на тему «Диагностическое значение некоторых нейроиммунных параметров у детей с органическими задержками психического развития»

УДК 618.978.9 - 053.4 (571.55)

Н.В. Говорин, Т.П. Злова, В.В. Ахметова

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ НЕЙРОИММУННЫХ ПАРАМЕТРОВ У ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМИ ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Читинская государственная медицинская академия, г. Чита

В последние годы все больше внимания исследователи уделяют патофизиологическим основам нарушений нервно-психического развития, в том числе поиску "маркеров поражения нервной ткани" для оценки степени тяжести поражения ЦНС.

Как известно, существенную роль в развитии нервных клеток играют нейротрофины — биологически активные вещества белковой природы. Так, мозговой нейротрофический фактор в период развития участвует в дифференцировке нейронов, их созревании и формировании синапсов; во взрослом же организме выполняет функцию нейропротекции, защищая нейроны головного мозга от ишемических атак и мотонейроны от гибели, индуцируемой удалением аксонов [9].

В нормальных условиях гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) является непроницаемым для специфических маркеров поражения клеток головного мозга. Доказано, что изменение проницаемости ГЭБ сопровождается выходом в кровь нейроспецифичес-ких веществ, в том числе нейроспецифических белков. В отдельных работах встречаются данные о корреляции содержания нейроспецифических антигенов и антител к ним со степенью тяжести перинатальных повреждений ЦНС [2, 4]. Описаны заболевания, сопровождающиеся появлением в периферической крови и спинно-мозговой жидкости антител к белкам миелина [5-8, 11 ]. В ряде работ изучена роль фермента нейронспецифической енолазы (НСЕ) в оценке проницаемости гематоэнцефаличес-кого барьера [3, 7]. В литературе имеются данные, доказывающие наличие связи между повышением концентрации НСЕ и степенью повреждения нервных клеток: высокая концентрация этих показателей в СМЖ детей первых двух недель жизни повышает вероятность развития органических форм поражения ЦНС [1].

Целью нагиего исследования явилось изучение специфических маркеров деструкции нервной ткани в сыворотке крови детей с резидуально-органическими нервно-психическими расстройствами (РНПР). Основную экспериментальную группу для данного исследования составили 40 детей 4-7-летнего возраста (22 мальчика и 18 девочек) с органическими задержками психического развития. В качестве группы клинического сопоставления отобраны 15 детей соответствующего возраста с РНПР (из них 8 мальчиков и 7 девочек), проживающих в другом, сходном по географическому расположению с Балейским, но при этом экологически относительно

Резюме

Изучен нейроиммунный статус у детей с резидуально-органическими психическими расстройствами, проживающих в экологически неблагополучном Ба-лейском районе Читинской области. Выявлено повышение концентрации антител к миелин-ассоциирован-ному гликопротеину, фермента нейронспецифической енолазы и снижение уровня мозгового нейротрофи-ческого фактора, что свидетельствует о повышении проницаемости ГЭБ с развитием аутоиммунной реакции. Указанный механизм, вероятно, играет ведущую роль в формировании органического поражения головного мозга у детей, проживающих в экологически неблагополучном г. Балее.

N.V. Govorin, Т.Р. Zlova, V.V. Achmetova

I

NEUROIMMUNE STATUS OF CHILDREN WITH ORGANIC MENTAL RETARDATION DIAGNOSTIC IMPORTANCE

Chita State Medical Academy, Chita Summary

Neuroimmune status of children with residual organic mental retardation (MR) living in the Baley district, which is an area with unfavorable ecology, was studied. It was revealed that all the children with ecology-induced MR studied had significant increase of neuron-specific enolase, myelin-associaled glycoprotein antibodies and decrease of brain-derived neurotrophic factor, which testify to the intensity and activity of their cerebral residual organic damage. Shown mechanism suggests to play the main role in pathogenesis of mental retardation in children from the Baley district.

благополучном районе области (г. Нерчинск). Группу контроля составили психически и соматически здоровые дети соответствующего возраста, проживающие в г. Чите (13 детей, из них 8 мальчиков и 5 девочек).

Клинический метод включал в себя традиционное психиатрическое обследование с учетом возраста ребенка, подробный сбор анамнестических сведений, а также анализ всей имеющейся медицинской документации и характеристик педагогов. Для объективной оценки психического состояния детей мы проводили экспериментально-психологическое тестирование с использованием методик, определяющих уровень развития познавательных процессов (адаптированный детский вариант теста Векслера,

группы и группы сравнения, р<0,001

Рис. 1. Концентрация нейронспецифической енолазы у детей

с задержками психического развития и здоровых детей

диагностический комплект Семаго). Кроме того проводили исследование психических функций при помощи нейропсихологических методик. Наличие органической церебральной недостаточности у детей подтверждалось данными эхоэлектроэнцефалог-рафии.

Биохимическое исследование включало в себя определение концентрации мозгового нейротрофи-ческого фактора (НТФ), антител к миелин-ассоци-ированному гликопротеину (а/т МАГ) и фермента нейронспецифической енолазы в сыворотке крови детей с РНПР методом твердофазного иммунофер-ментного анализа.

Сравнительный анализ показателей у детей, проживающих в экологически неблагополучном г. Ба-лее Читинской области, с данными детей, проживающих в г. Нерчинске, и здоровых детей выявил, что концентрация НСЕ у первых достоверно превышает контрольные значения (34,97+2,27 против 12,90+2,24, р<0,001), а также показатели группы сравнения (16,67+2,06; р<0,001) (рис. 1).

При исследовании уровня антител к миелин-ас-социированному гликопротеину (а/т МАГ) выявлено достоверное увеличение показателя у детей основной группы в сравнении со значениями здоровых детей (720,90±115,29 против 406,18±78,38; р<0,05) и детей, проживающих в экологически относительно благополучном районе области (394,14+96,50; р<0,05) (рис. 2).

Анализ концентрации мозгового нейротрофичес-кого фактора в сыворотке крови показал достоверно большие значения у детей основной группы в сравнении с показателями детей из экологически благополучного Нерчинска (997,97±74,85 против 1427,52±121,51; р<0,01) и контрольными данными (1394,96±151,62; р<0,02) (рис. 3).

Анализ зависимости исследуемых показателей от пола обследуемых выявил, что концентрация НСЕ как у мальчиков, так и у девочек основной группы была достоверно выше аналогичной в группах сравнения (р<0,001 и р<0,001 соответственно) и контроля (р<0,001 и р<0,001 соответственно). Кроме того, у мальчиков основной группы содержание НСЕ было достоверно более высоким в сравнении с девочками той же группы (40,09±2,70 против

основная сравнения здоровые

Примечание. * — достоверность отличий от контрольной группы и группы сравнения, р<0,05.

Рис. 2. Уровень миелин-ассоциированного гликопротеина у детей с задержками психического развития и здоровых детей

Примечание. * — достоверность отличий от контрольной группы и группы сравнения, р<0,05.

Рис. 3. Содержание мозгового нейротрофического фактора в сыворотке крови у детей с задержками психического развития и здоровых детей

29,42+2,78; р<0,01). Концентрация а/т МАГ у мальчиков и девочек основной группы достоверно не отличалась, а полученные показатели как у мальчиков, так и у девочек достоверно превышали контрольные значения и данные группы сравнения. При сравнительном изучении содержания НТФ в сыворотке крови мальчиков и девочек с РНПР, проживающих в г. Балее, выявлено, что полученные значения в обеих подгруппах достоверно ниже данных группы сравнения. Кроме того, отмечена четкая тенденция к снижению концентрации нейротрофического фактора у девочек и достоверное ее снижение у мальчиков (р<0,02) в сравнении со здоровыми детьми того же возраста. Концентрация же НТФ у мальчиков и девочек основной группы достоверно не отличалась (табл. 1).

Для изучения зависимости нейроиммунных показателей от выраженности резидуально-органического поражения головного мозга дети основной группы были разделены на две подгруппы — "А" и "В". В первую из них (п=16) вошли дети с легкими, клинически компенсированными органическими знаками, что подтверждалось также результатами ЭЭГ, эхоЭГ-исследований и экспериментально-психологическими данными. В подгруппу "В" были включены дети с более выраженными органическими наруше-

Зависимость нсйроиммунных параметров _________от пола обследуемых_________

Показа- тель Здоровые (n=13) Контроль (n=15) Основная группа

девочки (n=18) мальчики (n=22)

HCE 12,90 ±2,24 1,30 ±0,05 29,42±2,78 (p<0,001; p, <0,001) 40,09±2,70 (p<0,001; p <0,001; p2<0,01)

A/t МАГ 406,18 ±78,38 394,14 ±96,50 780,56±152,71 (p<0,05; p,<0,05) 664,56±71,88 (p<0,02; p, <0,001; PjO,5)

НТФ 1394,96 ±151,62 1427,52 ±121,51 994,15± 139,81 (p,<0,02) 971,08±86,99 (p<0,02; P,<0,01)

Примечания. Р — достоверность отличий от группы контроля; Р( — достоверность отличий от группы сравнения; Р2 — достоверность отличий между мальчиками и девочками основной группы.

ниями с диффузными изменениями на ЭЭГ, клинически проявляющимися церебрастенической и веге-тососудиетой симптоматикой (п=24).

Изучение уровня НСЕ у детей основной группы с различной выраженностью резидуально-органического поражения головного мозга достоверных отличий не выявило. При этом полученные данные достоверно выше контрольных значений (р<0,001 и р<0,001 соответственно) и показателей группы сравнения (р<0,001 и р<0,001 соответственно). При сравнительной оценке содержания а/т МАГ у детей с различной выраженностью РОН установлено, что исследуемые показатели подгрупп "А" и "В" практически не отличались между собой и достоверно отличались от контрольных значений (р<0,05 и р<0,05 соответственно) и показателей группы сравнения (р<0,05 и р<0,05 соответственно). Анализ концентрации НТФ достоверных отличий между клиническими подгруппами "А" и "В" не выявил. При этом оба показателя были ниже, чем у детей из экологически относительно благополучных районов области и здоровых детей (табл. 2).

Таким образом, проведенный анализ показал, что у всех обследованных детей снижена концентрация мозгового нейротрофического фактора в сравнении со здоровыми детьми того же возраста, что свидетельствует об истощении протекторных систем головного мозга в условиях хронического экопатоген-ного воздействия. Также у всех обследуемых отмечено повышение содержания нейронспецифической енолазы - фермента, который содержится в основном в нейронах головного мозга и нейроэндокринных клетках, и аутоантител к миелин-ассоцииро-ванному глобулину, что говорит о повышении проницаемости ГЭБ с развитием аутоиммунной реакции. Указанный механизм, вероятно, играет ведущую роль в формировании органического поражения головного мозга у детей, проживающих в экологически неблагополучном г. Балее. Кроме того, указанные изменения наиболее выражены у мальчиков, о чем свидетельствуют достоверно более высокие значения нейронспецифической енолазы в сравнении с девочками. У детей же, проживающих в экологически благополучном г. Нерчинске Читин-

Зависимость нейроиммунных показателей от выраженности РОН головного мозга

Показа- тель Здоровые (n=13) Группа сравнения (п=15) Подгруппа "А" (п=16) Подгруппа "В" (п=24)

HCE 12,90 ±2,24 1,30 ±0,05 29,42±2,78 (р<0,001; р <0,001) 35,53±3,63 (р<0,001; р, <0,001)

A/t МАГ 406,18 ±78,38 394,14 ±96,50 741,13±119,96 (р<0,05; р,<0,05) 811,83± 181,50 (р<0,05; р,<0,05)

НТФ 1394,96 ±151,62 1427,52 ±121,51 984,15± 141,58 (р<0,05) 1035,91±90,20 (р<0,05; р <0,02)

Примечания. Р — достоверность отличий от группы контроля; Р, — достоверность отличий от группы сравнения.

ской области, значимых отклонений баланса нейро-протекторных и нейродеструктивных показателей от контрольных значений не выявлено, что подтверждает высказанное нами предположение о ведущей роли экологического неблагополучия в генезе РНПР у детей, проживающих в г. Балее.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что у детей с экологообусловленными органическими психическими расстройствами обнаружены нейроиммунные сдвиги, которые объективно свидетельствуют о деструкции мозговой ткани в условиях хронического экопатогенного воздействия и служат обоснованием для проведения корригирующей терапии не только с помощью метаболических препаратов, но и иммуномодулирующих средств.

Литература

1. Баканов М.И., Алатырцев В.В., Подкопаев В.Н. // Медицинский научный и учеб.- метод, журнал. 2001. № 1. С. 126-141.

2. Грудень М.А., Шерстнев В.В. // Моноклональные антитела в нейробиологии: Сб. науч. тр. Новосибирск,1995. С. 183-198.

3. Жирков Ю.А., Турина О.И., Рябухин И.А. и др. // Российский психиатрический журнал. 2000. № 4. С. 4-8.

4. Клюшник Т.П., Лидеман P.P. // Вести. Рос. АМН. 2001. № 7. С. 32-34.

5. Морозов С.Г. Антитела к белкам нервной ткани при нервных и психических заболеваниях (им-мунохимическое и клинико-иммунологическое исследование): Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 1997. 48 с.

6. Петрухин A.C., Идрисова Ж.Р., Воробьева Н.Л. и др. // Журнал неврологии и психиатрии. 2001. № 1. С. 41-45.

7. Чехонин В.П., Кекелидзе З.И., Рябухин И.Я. и др. // Российский психиатрический журнал. 1998. № 2. С. 48-52.

8. Burger D., Steck A.J. // Immunology of neuromuscular disease. 1994. № 24. P. 7-32.

9. R. Levi-Montalcini // Science. 1987. Vol. 237. P. 1154-1162.

10. Merrill J.E. // Immunol. Today. 1987. Vol. 8. P. 146-150.

11. Queries R. Hand, Weiss M.D. // Muscle Nerve. 1999. № 22. P. 800-822.

□ □□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.