Научная статья на тему 'Нейроэндокринные механизмы формирования интеллектуальной недостаточности у детей в условиях экологического неблагополучия'

Нейроэндокринные механизмы формирования интеллектуальной недостаточности у детей в условиях экологического неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Говорин Николай Васильевич, Злова Т.П., Ахметова В.В.

Изучен нейроэндокринный статус у детей с нарушениями интеллекта, проживающих в экологически неблагополучном районе Восточного Забайкалья. Выявлены специфические клинические особенности экологообусловленных интеллектуальных нарушений в виде преобладания задержки формирования психомоторных навыков и предпосылок интеллекта. У обследуемых отмечено нарушение гипофизарной регуляции функции щитовидной железы и гонад. Выявлены корреляционные соотношения между клиническими параметрами и биохимическими показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Говорин Николай Васильевич, Злова Т.П., Ахметова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neuroendocrine mechanisms shaping intellectual disability in children residing in ecologically unfavourable areas

The neuroendocrine status of children with mental impairments living in the ecologically unfavourable area of Eastern Zabaikalye was surveyed. The study revealed that environmentally-induced intellectual impairments had specific clinical features characterized by a predominance of retardation in the development of psychomotor skills and prerequisites of intellect. The subjects surveyed were found to have abnormalities associated with hypothyseal regulation of thyroid and gonadal function. Correlative relationships between clinical and biochemical parameters were established.

Текст научной работы на тему «Нейроэндокринные механизмы формирования интеллектуальной недостаточности у детей в условиях экологического неблагополучия»



ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

© Коллектив авторов, 2008 УДК 616.4: 616-053.2

Для корреспонденции

Говорин Николай Васильевич - доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии ГОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия» Адрес: 672039, г. Чита, ул. Горького, 39-а Телефон: 8 (302-2) 35-53-00

Н.В. Говорин, Т.П. Злова, В.В. Ахметова

Нейроэндокринные механизмы формирования интеллектуальной недостаточности у детей в условиях экологического неблагополучия

ГОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия»

Изучен нейроэндокринный статус у детей с нарушениями интеллекта, проживающих в экологически неблагополучном районе Восточного Забайкалья. Выявлены специфические клинические особенности экологообусло-вленных интеллектуальных нарушений в виде преобладания задержки лл

формирования психомоторных навыков и предпосылок интеллекта. У обследуемых отмечено нарушение гипофизарной регуляции функции щитовидной железы и гонад. Выявлены корреляционные соотношения между клиническими параметрами и биохимическими показателями.

Neuroendocrine mechanisms shaping intellectual disability in children residing in ecologically unfavourable areas

N.V. Govorin, T.P. Zlova, V.V. Akhmetova

The neuroendocrine status of children with mental impairments living in the ecologically unfavourable area of Eastern Zabaikalye was surveyed. The study revealed that environmentally-induced intellectual impairments had specific clinical features characterized by a predominance of retardation in the development of psychomotor skills and prerequisites of intellect. The subjects surveyed were found to have abnormalities associated with hypothyseal regulation of thyroid and gonadal function. Correlative relationships between clinical and biochemical parameters were established.

Эндокринная система, основная функция которой заключается в регуляции функционального состояния организма, чрезвычайно чувствительна к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. В литературе описаны нарушения гипоталамо-гипофизарно-гонадных и гипоталамо-гипофизарно-тиреоидных соотношений при воздействии ионизирующей радиации [1, 2, 5], солей тяжелых металлов [4, 9, 12], йодной недостаточности [3, 10, 11].

Совершенно уникальна роль тиреоидных гормонов в развитии центральной нервной системы (ЦНС). Процессы формирования ЦНС, контролируемые данной группой гормонов, включают деление нейробла-стов, нейрональную миграцию, созревание и дифференциацию нейронов, пролиферацию нейрональных отростков, синаптогенез, миелини-зацию [4, 6-8, 10].

Целью настоящего исследования явилось установление роли нейро-эндокринных нарушений в генезе экологообусловленных интеллектуальных расстройств у детей.

Материал и методы

Были обследованы 229 детей в возрасте от 3 до 15 лет с интеллектуальной недостаточностью, проживающих в экологически неблагополучном регионе Восточного Забайкалья (г. Балей). Интеллектуальное развитие детей оценивали с помощью адаптиро-

-Q-

ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

ванного детского варианта теста Векслера и специально разработанной схемы нейропсихологиче-ского обследования. Биохимическое исследование включало в себя определение концентрации в сыворотке крови трийодтиронина (Т3), тироксина (Т4), тиреотропного гормона (ТТГ), прогестерона, тестостерона, фолликулостимулирующего (ФСГ) и лютеи-низирующего (ЛГ) гормонов методом твердофазного иммуноферментного анализа. Анализ указанных показателей проводили с учетом выраженности интеллектуальной недостаточности (задержка психического развития - ЗПР, умственная отсталость -УО), возраста и пола обследуемых. В исследование не включали детей с признаками соматических, инфекционных и аутоиммунных заболеваний. Контрольную группу составили 64 психически и соматически здоровых ребенка, проживающих в Чите.

Полученные результаты обработаны статистически на персональном компьютере с помощью пакета программ «БТАНЭТЮА 6.0.» с оценкой достоверности по критерию Манна-Уитни и подсчетом коэффициента корреляции Тау-Кендалла.

Результаты и обсуждение

При клиническом обследовании было выявлено, что у детей имеются нарушение предпосылок интеллекта (восприятия, логического мышления, памяти, речи), а также выраженная недостаточность психомоторных функций (низкие показатели отмечены в нейропсихологических пробах на исследование кинестетического и орального праксиса, выполнения действий по кинестетическому образцу, реципрокной координации и др.). Помимо этого при внешнем осмотре у всех детей выявлялась рассеянная неврологическая симптоматика, у 12,78% - различные стигмы диз-эмбриогенеза (дискрании, эпи-кант, неправильный рост зубов и др.), что свидетельствует об органическом генезе патологии. В 30,0% случаев отмечена неврозо-подобная симптоматика (энурез, заикание, тики, нарушения поведения). Задержка физического развития была диагностирована у 15,9% мальчиков и 9,8% девочек, задержка полового развития - у 9,6 и 8,0% мальчиков и девочек соответственно.

Изучение тиреоидного гормонального статуса показало, что у детей с экологообусловленными интеллектуальными расстройствами имеется снижение концентра-

ции в сыворотке крови свободного тироксина (Т4) на фоне нормального или повышенного содержания общего тироксина (Т4), повышение (Т3) и снижение уровня ТТГ. При этом снижение ТТГ на фоне низкой концентрации Т4 объективно свидетельствует о центральном (гипоталамо-гипофизарном) генезе нарушений функционирования щитовидной железы, а не о периферическом, который в целом характерен для йоддефицитных провинций.

Выявлено, что наибольшие изменения показателей имеются у детей с УО. Показатели тиреоидной регуляции детей с различными нозологическими единицами между собой достоверно не отличались, за исключением ТТГ у детей 3-6 лет, который был ниже у обследуемых с интеллектуальным дефектом по сравнению с таковым при ЗПР (1,360,09 против 1,720,10; р<0,01). У детей же школьного возраста (7-15 лет) достоверных отличий в содержании ТТГ в зависимости от нозологической принадлежности выявлено не было, хотя отмечена четкая тенденция к снижению показателя при УО по сравнению с ЗПР (табл. 1).

Анализ зависимости нарушений функциональной активности щитовидной железы от пола обследуемых выявил некоторые отличия: показатели девочек в ряде случаев достоверно не отличались от контрольных (уровень ТТГ у девочек 3-6 лет, содержание общего и свободного тироксина у детей 7-11 лет и общего Т4 у детей старшего школьного возраста), тогда как у мальчиков во всех исследуемых возрастных группах были отмечены вышеуказанные изменения гормонального фона.

Изучение гормональной регуляции полового созревания у детей основной группы показало сниже-

Таблица 1. Тиреоидный статус у детей с экологообусловленными интеллектуальными нарушениями

Группа Т4 общий (пмоль/л) Т4 свобод. (пмоль/л) Тэ (нмоль/л) л) 1_ Ш 1=1 (м

Дети 3-6 лет

Чита, здоровые (п=28) 94,16±6,45 17,60±1,17 1,45±0,08 1,98±0,19

Балей ЗПР 112,46±11,65 12,85±0,99*** 2,15±0,10**** 1,72±0,10

(п=89) УО 113,54±16,37 13,27±0,71*** 2,10±0,11**** 1,36±0,09***

Дети 7-11 лет

Чита, здоровые (п=35) 94,16±6,45 17,60±1,17 1,45±0,08 1,98±0,19

Балей ЗПР 114,44±4,98 14,78±1,02 2,31±0,14**** 1,54±0,14

(п=71) УО 111,32±11,70 12,81±1,78** 2,70±0,17**** 1,46±0,17*

Дети 12-15 лет

Чита, здоровые (п=31) 94,16±6,45 25,75±1,53 1,52±0,09 1,49±0,13

Балей ЗПР 108,11±11,20 20,58±2,66 3,00±0,71* 1,36±0,30

(п=69) УО 100,00±6,23 20,69±1,28** 2,18±0,19*** 1,08±0,10**

"О"

Примечания: 1. Достоверные отличия от показателей здоровых детей г. Читы: * - р<0,05; ** - р<0,02; *** - р<0,01; **** - р<0,001. 2. Полужирным шрифтом выделены достоверные отличия между группами детей с экологообусловленными УО и ЗПР

-о-

Н.В. Говорин, Т.П. Злова, В.В. Ахметова

Таблица 2. Показатели гормональной регуляции полового созревания

у детей с экологообусловленными когнитивными нарушениями

Группа ФСГ (мМЕ/мл) ЛГ (мМЕ/мл) Прогестерон (нмоль/л) Тестостерон (нмоль/л)

Дети 3-6 лет

Чита, здоровые (п=28) 2,10±0,26 2,56±0,49 1,07±0,17 0,56±0,29

Балей ЗПР 1,40±0,25 1,00±0,27** 1,03±0,27 0,55±0,13

(п=89) УО 1,30±0,30* 0,73±0,26*** 1,02±0,63 0,42±0,27

Дети 7-11 лет

Чита, здоровые (п=35) 2,10±0,26 2,56±0,49 1,07±0,17 0,56±0,29

Балей ЗПР 1,73±0,26 0,62±0,22*** 0,25±0,10*** 0,18±0,03

(п=71) УО 1,46±0,25 0,57±0,15*** 0,18±0,07*** 0,23±0,16

Дети 12-15 лет

Чита, здоровые (п=31) 3,93±0,83 5,14±1,14 1,20±0,34 2,57±1,12

Балей ЗПР 3,29±0,71 3,34±1,30 0,80±0,33 2,18±0,81

(п=69) УО 2,32±0,26 1,85±0,36** 0,69±0,15 0,29±0,09*

Примечание. Достоверные отличия от показателей здоровых детей г. Читы: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.

мМЕ/мл

нмоль/л

**

ФСГ

ЛГ

Балей

Тестостерон _I Чита

Гипофизарно-гонадные соотношения у мальчиков старшего школьного возраста с эко логообусловленными нарушениями интеллекта.

Примечание. Достоверные отличия от контрольных данных: * - р<0,01, ** - р<0,001.

ние концентрации в сыворотке крови ЛГ и ФСГ, прогестерона и тестостерона. При этом наибольшие отклонения от нормы выявлены у детей с УО, хотя достоверных отличий между показателями детей основной группы с различными нозологическими формами когнитивных нарушений выявлено не было (табл. 2).

Анализ гипофизарно-гонадных соотношений у мальчиков и девочек в разных возрастных группах выявил существенные отличия. У детей дошкольного возраста отмечено значительное снижение концентрации ЛГ (как у мальчиков, так и у девочек) и ФСГ, который достоверно отличался от контрольных данных лишь у мальчиков. Показатели прогестерона и тестостерона в этой возрастной группе были в пределах нормы и не отличались от таковых у здоровых детей г. Читы. Гормональный профиль детей младшего школьного возраста (7-11 лет) характеризовался снижением ЛГ и прогестерона у всех детей независи-

мо от возраста, а также уменьшением уровня ФСГ и тестостерона у мальчиков по сравнению с девочками и контрольной группой здоровых детей. Наибольшие отличия гормональной регуляции полового созревания выявлены у мальчиков старшего школьного возраста 12-15 лет: в этой группе детей было определено снижение ЛГ, ФСГ, прогестерона и тестостерона, причем все показатели были достоверно ниже как аналогичных у здоровых детей г. Читы (см. рисунок), так и у девочек с интеллектуальными нарушениями, проживающих в г. Балее.

Проведение корреляционного анализа показателей гормональной регуляции тиреоидного статуса и регуляции полового созревания показало наличие сильной положительной связи между концентрацией в сыворотке крови ТТГ и уровнем тестостерона (г= 0,83; р<0,001) и сильной отрицательной связи между содержанием Т3 в сыворотке крови и концентрацией тестостерона (г= 0,8; р<0,001) у мальчиков. У девочек же статистически достоверных корреляционных связей не определено. Полученные данные свидетельствуют о взаимосвязи гипо-физарных изменений и дисфункции половых желез, объективно подтверждая гипоталамо-гипофи-зарный генез выявленных нарушений.

Были определены корреляционные соотношения отдельных показателей нейроэндокринного гомеос-таза и балльных значений отдельных нейропсихоло-гических проб, направленных на исследование:

- двигательной сферы: уровень свободного Т4 -праксис по кинестетическому образцу (г=-0,62; p<0,05); Т4 - реципрокная координация движений (г=-0,65; p<0,05); Т4 (г=-0,62; p<0,05), Т3 - методика «перенос поз» (г=0,62; p<0,05); Т3 (г=0,66; p<0,05) -оральный кинестетический праксис;

- зрительного гнозиса: концентрации Т3 - узнавание реалистических (г=0,44; p<0,05) и незавершенных (г=0,65; p<0,001) изображений; тироксин - узнавание химерных изображений (г=-0,49; p<0,05); Т4 - восприятие сюжетных картин (г=-0,42; p<0,05);

- тактильных и соматогностических функций: содержание Т4 - проба на определение локализации прикосновений (г=-0,51; p<0,01); Т3 - проба Той-

Прогестерон

"О"

-о-

ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

бера (г=0,63; р<0,001); Т3 - называние частей тела (г=0,52; р<0,05);

- памяти: концентрация Т4 - исследование слухоре-чевой памяти (г=-0,65; р<0,05); Т3 - зрительное запоминание (г=0,64; р<0,001);

- речевых функций: Т3 - методика «автоматизированная речь» (г=0,59; р<0,02); Т3 - фонематический слух (г=0,47; р<0,05).

Таким образом, выявленные нейроэндокринные нарушения, на наш взгляд, составляют единую патогенетическую основу интеллектуальной недостаточности у детей, проживающих на изучаемой территории экологического неблагополучия. Влияние экологически вредных факторов Балейского полигона (радиации, соли тяжелых металлов) приводит к повреждению нейронов, в том числе гипоталамо-гипо-физарной области, следствием чего является снижение выработки гормонов передней доли гипофиза (тиреотропного, фолликулостимулирующего, лютеи-низирующего). Недостаточное содержание ТТГ влечет за собой снижение синтеза тироксина в щитовидной железе, образование которого затруднено еще и вследствие низкого содержания йода в при-

родной среде (г. Балей, как и Читинская область в целом, является йоддефицитной провинцией). Низкий уровень тиреоидных гормонов определяет нарушение дифференцировки нервных волокон, по существу, усугубляя микроорганическое поражение клеток головного мозга, что в клинике проявляется интеллектуальными расстройствами - задержкой психического развития (общей или парциальной) или, в случае более грубого поражения, - умственной отсталостью.

Уменьшение продукции ФСГ и ЛГ ведет к нарушению созревания фолликулов, яичников и желтого тела у девочек и семенников у мальчиков. На биохимическом уровне эти нарушения были подтверждены снижением содержания в сыворотке крови прогестерона (особенно у детей младшего школьного возраста) и тестостерона (в большей степени у мальчиков 12-15 лет). В клинической картине недостаточность прогестерона и тестостерона проявляется снижением темпа полового созревания и даже выраженной задержкой полового развития у мальчиков препубертатного возраста. ■

Литература

1. Анализ состояния тиреоидной системы у детей, подростков и беременных женщин из загрязненных радионуклидами районов Калужской области по данным диспансерных осмотров в 1986-1993 годах / Цыб А.Ф. [и др.] // Радиация и риск. -1994. - № 4. - С. 47-66.

2. Верхратская И.С. Оценка состояния тиреоидной системы у детей, подвергшихся внутриутробному облучению / И.С. Верхратская, О.Я. Боярская, А.К. Чебан // Чернобыль и здоровье людей: Тез. докл. науч.-практ. конф., 20-22 апр. 1993. -Киев, 1993. - С. 59.

3. Герасимов Г.А. Йоддефицитные заболевания. Диагностика, методы профилактики и лечения (обзор) / Г.А. Герасимов, Н.Ю. Свириденко // Тер. арх. - 1997. - № 10.- С. 17-20.

4. Гичев Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России) / Ю.П. Гичев. - Новосибирск: СО РАМН, 2002. - 230 с.

5. Дрозд В.М. Особенности гипофизарно-гонадной системы у детей и подростков, проживающих на территориях Беларуси / В.М. Дрозд, Т.А. Леонова, Т.А. Митюкова // Достижения медицинской науки Беларуси. - 2002. - Вып. 5.

6. Кеттайл В.М. Патофизиология эндокринной системы: Пер. с англ. / В.М. Кеттайл, Р.А Арки - М.: БИНОМ, 2001. - 336 с.

7. Особенности психической деятельности у детей с диффузным эндемическим зобом / Т.Е. Таранушенко [и др.] // Педиатрия. - 2001. - № 6. - С. 56-60.

8. Сапронов Н.С. Гормоны гипоталамо-гипофизарно-тиреоид-ной системы и мозг / Н.С. Сапронов, Ю.О. Федотова. - СПб.: Лань, 2002. - 144 с.

9. Скальный А.В. Микроэлементозы человека (диагностика, лечение) / А.В. Скальный - М., 1999. - 96 с.

10. Щеплягина Л.А. Йод и интеллектуальное развитие ребенка / Л.А. Щеплягина, Н.Д. Макулова, О.Н. Маслова // Рус. мед. журн. - 2002. - Т. 151, № 7. - С. 358-363.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Щеплягина Л.А. Состояние когнитивной сферы у детей в районах с дефицитом йода / Л.А. Щеплягина, Н.Д. Макулова, О.И. Маслова // Консилиум медикум. Приложение «Педиатрия». - 2001. - № 6. - С. 31-34.

12. Экология Владикавказа: проблемы и решения / О.В. Менчин-ская, Т.Д. Зангиева, Л.Н. Гинзбург [и др.]. - 2003. - 23 с.

-Q-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.