УДК 195.5
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОПРОСНИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
О.М. Краснорядцева, Д.Ю. Баланев, Э.А. Щеглова (Томск)
Работа выполнена в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.)», проект № 2.2.2.4/12682
Аннотация. Предлагается вариант методического приема для диагностики психологической готовности к инновационной деятельности. Рассматриваются условия и возможности использования практическими психологами экспрессметодик подобного рода. Обсуждены полученные интересные исследовательские данные о возможностях психолого-образовательного сопровождения вхождения молодежи в инновационную деятельность.
Ключевые слова: инновационная активность; психологическая готовность к инновационной деятельности; диагностический прием; психометрическая проверка.
В настоящее время социальная значимость проблемы развития инновационной активности российской молодежи обозначается уже не только в выступлениях первых лиц государства, заключениях аналитиков, но уже и в виде социокультурных задач, стоящих перед системой высшего профессионального образования. Одним из последних примеров тому является обсуждаемый сегодня проект «Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах», разработанный Департаментом стратегического развития Минобрнауки России [7].
На факультете психологии Томского государственного университета в течение ряда лет реализуются исследовательские проекты, в которых разработаны концептуальные представления об инновационной активности личности как динамическом факторе и стратегическом ресурсе жизнеосуществления человека, характеризующем его интенсивность, энергетику, способ жизни, стилевые особенности [2, 4].
Значимой психологической характеристикой инновационной активности является инновационный потенциал личности, вбирающий в себя ресурсную часть (возможности) и то, что можно было бы назвать «инновационный тонус», своего рода готовность, характеризующую устойчивость превращения потенциала (как резерва) в потенцию.
Под инновационным потенциалом понимается интегральная системная характеристика человека, определяющая его способность, во-первых, генерировать новые формы поведения и деятельности, используя те возможности, которые открываются ему в сложной динамике
164
Материалы к IV Сибирскому психологическому форуму
ценностно-смысловых измерений его жизненного пространства; и, во-вторых, обеспечивать режим саморазвития [5].
Использованная нами системно-антропологическая парадигма [6] послужила системообразующим основанием для интеграции индикаторов и показателей, имеющих отношение именно к инновационному потенциалу [3]:
1. Ресурсная часть инновационного потенциала как преддиспозиция, т.е. как то, что может проявиться на поведенческом уровне в качестве источника или предпосылки саморазвития, но может при этом изучаться внеситуационно, т. е. в достаточной степени номотетично, статично.
2. Диспозиционная часть - возможности (как ресурс) проявляющие себя при переходе в процессуальный план, в котором они выступают как некоторое расположение (отношение, готовность, интенция), вбирающее процессы смыслообразования, целеобразования, через которые возможности-ресурсы заявляют о себе в ситуациях, моделируемых исследованием, - мнимых, представляемых или только мыслимых.
3. Процессуально-динамический уровень. Здесь анализируются реально возникающие оперативные смыслы и ценности, а также связанные с ними установки, о качестве которых можно судить на основе конкретных поведенческих актов, формирующихся в потенциально инновационных ситуациях. На процессуально-динамическом уровне исследования фиксируется этап превращения ресурсной составляющей инновационного потенциала (совокупности разноуровневых возможностей человека) в потенции - силы, запускающие их реализацию, что и обусловливает запуск механизмов саморазвития.
В данной статье мы представляем описание одного из методических приемов, используемых при диагностике ресурсной части инновационного потенциала личности. Эмпирически измеряемым конструктом выступает психологическая готовность к инновационной деятельности, отражающая динамические характеристики многомерного жизненного мира человека (инициативность как готовность человека действовать в условиях непредсказуемости результатов деятельности, полагаться на свои силы (доверие к себе) и отвечать за результаты; открытость к изменениям; готовность к переменам; легкость перестройки).
Процедура разработки и психометрической проверки
Опросник «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (авторы В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева) выполнен в виде набора утверждений, каждому из которых поставлен в соответствие набор ответов закрытого типа. На начальном этапе разработки был составлен список утверждений для их первичной статистической обра-
165
№ 40
Сибирский психологический журнал
2011 г.
ботки. Список состоял из 42 утверждений. Выборку составили из 110 выпускников факультета психологии. Рассчитывались статистические показатели для каждого пункта с учетом индекса «трудности» и коэффициента дискриминативности, после чего были исключены неудовлетворительные пункты и составлена окончательная форма опросника, включающая 21 утверждение.
Каждая из 3 шкал опросника достаточно однозначно характеризует основные параметры психологической готовности к инновационной деятельности. Шкала «Инициативность» отражает степень готовности человека действовать в условиях неопределенности (непредсказуемости) результатов деятельности, полагаться на свои силы (доверие к себе) и отвечать за результаты. Высокие показатели по данной шкале говорят о способности человека действовать на основе неполной ориентировки, без интенции на конечный результат, развитое доверие к себе, ответственность. Низкие показатели по данной шкале указывают на приверженность человека избегать ответственности, низкую степень суверенности, недоверие к своим возможностям, склонность действовать в условиях полной ориентировки, использовать алгоритмизированные процедуры самоконтроля.
Шкала «Предпочтение деятельности, требующей инновативно-сти» отражает стратегии жизненного самоосуществления, проявляющиеся в выборе (или игнорировании) таких деятельностей, которые требуют обновления практики жизнеосуществления. Высокие показатели по данной шкале говорят о сформированности предпочтений в выборе направлений самореализации, связанных с генерацией инновационных форм поведения и деятельности. Низкие показатели по данной шкале свидетельствуют о предпочтении таких направлений самореализации, которые не требуют обновления сложившихся поведенческих и деятельностных стереотипов.
Шкала «Готовность к переменам» отражает степень генерализации предпочтений (устанавливаемых в шкале «Предпочтение деятельности, требующей инновативности») на широкий круг жизненных ситуаций, требующих перестройки устоявшихся параметров жизнеосуществления. Высокие показатели по данной шкале говорят об открытости человека и самому себе, развитой флексибильности, интернальном локусе контроля, доверии к себе. Низкие показатели по данной шкале указывают на закрытость человека, возможную экстернальность локуса контроля, ригидность поведения, трудности в перестройке ценностно-смысловых измерений жизненного пространства.
Психометрическая проверка опросника была осуществлена в ходе специального пилотажного исследования экспериментального типа. В исследовании участвовали 640 человек, предварительно отобранных на основе экспериментальной выборки и представляющих разные со-
166
Материалы к IV Сибирскому психологическому форуму
циально-демографические и профессиональные группы молодежи, имеющей разный опыт вхождения в инновационную деятельность.
В силу методологической направленности данного исследования выборка носила качественный характер. Строго пропорциональной репрезентации различных социальных категорий не требовалось. С точки зрения социально-профессионального статуса в ней примерно в равных долях были представлены респонденты различного образовательного уровня и профессиональной принадлежности. По полу выборка точно воспроизводит статистические параметры генеральной совокупности. По возрастным характеристикам она несколько смещена в сторону большего представительства респондентов молодого возраста.
Исследование методики состояло из пяти этапов. Статистикоматематическая обработка эмпирических данных проводилась при помощи компьютерной версии «Статистического пакета для социальных наук» SPSS for Windows 13.0.
На первом этапе получены суммарные показатели, представленные в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Суммарные показатели по шкалам опросника
Показатель Среднее (М) Стандартное отклонение (а) Min Max Медиана (Me)
Инициативность 15,83 3,37 5 21 16
Предпочтение инновационной деятельности 16,04 3,44 5 21 17
Готовность к переменам 16,11 2,30 4 20 16
Общий индекс 47,98 7,29 23 61 50
Проверка распределения средних по шкалам опросника в исследуемой выборке испытуемых показала, что все они приближаются к нормальному распределению и статистически значимо не отличаются от него. Это означает, что отличия оценок внутри выборки можно измерять в долях стандартного отклонения (а). В случае нормального распределения признака принято считать, что в интервал 2/3а - М + + 2/3 а укладывается 50% популяции, что и составляет «норму» по данному признаку, при этом на полюсах остается по 25% случаев.
На втором этапе определялась внутренняя согласованность опросника (степень однородности заданий с точки зрения измеряемого психологического свойства). Внутренняя согласованность шкал опросника определялась методом расщепления, который предполагает одноразовое тестирование и определение связей между различными частями теста. Для этого результаты тестирования были поделены на два подмножества, отдельно обрабатывались четные и нечетные пункты опросника. В результате были получены значимые корреляционные
167
№ 40
Сибирский психологический журнал
2011 г.
связи между четным и нечетным пунктами каждой шкалы опросника («Инициативность»: r = 0,409; р < 0,01; «Предпочтение инновационной деятельности»: r = 0,377; р < 0,01; «Готовность к переменам»: r = 0,210; р < 0,05). Полученные данные указывают на достаточную внутреннюю согласованность пунктов опросника.
Критерий внутренней согласованности опросника в целом определялся между результатами каждого из субтестов и суммарным результатом теста. Полученные результаты представлены в табл. 2.
Т а б л и ц а 2
Интеркорреляции шкал опросника (n = 128)
Показатель Инициативность Предпочтение инновационной деятельности Готовность к переменам
Предпочтение инновационной деятельности 0,485*** - -
Готовность к переменам 0,505*** 0,345*** -
Общий индекс 0,852*** 0,806*** 0,713***
*** Коэффициент г, превышающий критические значения для р < 0,001.
Корреляционные связи между каждой парой шкал опросника значимы на уровне р < 0,001. Согласованность опросника по коэффициенту а Кронбаха также оказалась достаточно высокой: а = 0,866. Полученные результаты показывают, что в целом опросник вполне внутренне согласован.
На третьем этапе исследования определялась надежность методики по критерию устойчивости данных во времени (ретестовая надежность). Соответствующей проверке были подвергнуты интегральные показатели по шкалам и суммарный индекс. При расчете ретестовой надежности определялся коэффициент корреляции между результатами, полученными на одних и тех же испытуемых, но в разное время. Коэффициенты устойчивости шкал по материалам повторного тестирования (через 2 месяца) 20 испытуемых представлены в табл. 3.
Т а б л и ц а 3
Коэффициенты устойчивости шкал опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (n = 20)
Шкалы Инициативность Предпочтение инновационной деятельности Готовность к переменам Общий индекс
Коэффициенты 0,910 0,953 0,821 0,897
168
Материалы к IV Сибирскому психологическому форуму
Все коэффициенты превышают критическое значение для р < 0,01. Столь высокие показатели свидетельствуют о стабильности измеряемых признаков, мало подверженных значительным изменениям за относительно короткий промежуток времени, а также позволяют говорить о достаточно хорошей надежности опросника и его адекватной адресации.
На четвертом этапе проверялась конструктивная валидность опросника. Отсутствие во время создания опросника других отечественных тестов, измеряющих психологическую готовность к инновационной деятельности, сделало невозможной его непосредственную проверку по критерию конструктивной валидности. Однако косвенные данные были получены путем сопоставления результатов тестирования по опроснику «Психологическая готовность к инновационной деятельности» с результатами заполнения других личностных тестов одними и теми же испытуемыми. Опросник давался испытуемым вместе с другими методиками, выявляющими те черты личности, которые, согласно результатам ранее проведенных исследований, различают людей с большей и меньшей выраженностью психологической готовности к инновационной деятельности. В частности, определялись такого рода связи между опросником «Психологическая готовность к инновационной деятельности», с одной стороны, и тестами «Жизнестойкость» (103 испытуемых) и «Якоря карьеры» (34 испытуемых) - с другой. Тесты «Жизнестойкость» и «Якоря карьеры» входили в программу комплексной диагностики инновационного потенциала, разработанную группой ученых факультета психологии Томского государственного университета [1, 8].
Результаты проверки конструктивной валидности опросника показали, что практически все шкалы опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» продемонстрировали значимую положительную корреляцию со шкалами теста «Жизнестойкость». Наиболее высокую степень взаимосвязи (на уровне статистической значимости р < 0,001) продемонстрировала шкала опросника «Инициативность» со всеми шкалами теста «Жизнестойкости» («Вовлеченность», «Контроль», «Принятие риска»). Важно отметить, что наблюдается высокая значимая корреляционная связь (р < 0,001) всех шкал опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» с общим индексом «Жизнестойкость», а также то, что общий индекс «Психологической готовности к инновационной деятельности» коррелирует со всеми шкалами теста «Жизнестойкость» на высоком уровне статистической значимости (р < 0,001).
Таким образом, полученный результат свидетельствует о согласованности изменения показателей по опроснику «Психологическая готовность к инновационной деятельности» и тесту «Жизнестойкость».
169
№ 40
Сибирский психологический журнал
2011 г.
Корреляции опросника с тестом «Якоря карьеры» не были столь однозначными, полученные результаты продемонстрировали как прямые, так и обратные зависимости, что объясняется спецификой карьерных ориентаций, выявляемых с помощью теста «Якоря карьеры». При этом значимые корреляционные связи (р < 0,05) были обнаружены лишь с четырьмя шкалами теста «Якоря карьеры». Показатели опросника положительно коррелировали с такими шкалами, как «Ориентация на менеджмент», «Ориентация на вызов», «Ориентация на предпринимательство» и отрицательно - со шкалой «Ориентация на стабильность места работы». Несомненно, положительно коррелирующие шкалы являются признаками психологической готовности к инновационному поведению личности. В то время как «Ориентация на стабильность места работы» (отрицательно коррелирующая), напротив, является признаком, препятствующим инновационному поведению.
На пятом этапе психометрической оценки индивидуальной про-гностичности опросника определялась его критериальная валидность. Для этого результаты теста сопоставлялись с непосредственными и независимыми оценками (критериальными ключевыми признаками) того, что должен предсказывать тест. В качестве основного критериального признака выступала инновационная деятельность. Критериальная валидность проверялась по соответствию диагностических показателей реальному поведению испытуемых. Данная процедура проводилась в виде многоуровневого факторного эксперимента, который состоял в изучении воздействий различных уровней независимой переменной на измеряемую базисную переменную. При планировании факторного эксперимента предполагалось, что уровень вхождения в инновационную деятельность оказывает влияние на степень психологической готовности субъекта к инновационной деятельности. В качестве независимой переменной выступал общий характер деятельности испытуемых (вовлеченность в инновационную деятельность) в качестве контролируемой базисной переменной - степень психологической готовности испытуемых к инновационной деятельности (показатели по шкалам опросника). Независимая переменная была представлена тремя уровнями (градациями), которые рассматривались нами как различные этапы вхождения испытуемых в инновационную деятельность. Исследование осуществлялось по плану ex post facto, когда экспериментатор сам не воздействует на испытуемых, а в качестве воздействия выступает некоторое реальное событие из их жизни. В соответствии с выделенными уровнями независимой переменной были сформированы три группы респондентов.
1. Студенты сибирских вузов (Томский государственный университет, Томский политехнический университет; Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники; Томский государственный архитектурно-строительный университет; Сибирский
170
Материалы к IV Сибирскому психологическому форуму
государственный медицинский университет; Северский технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»; Томский институт бизнеса; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского).
2. Участники молодежных конкурсов в научно-технической сфере, проводимых государственными некоммерческими организациями:
- Всероссийского Молодежного Научно-Инновационного Конкурса (У.М.Н.И.К.), входящего в ряд других программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
- конкурсов, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом, Российским государственным фондом фундаментальных исследований);
- Молодежного конкурса «Бизнес инновационных технологий» («БИТ-Сибирь»), являющегося конкурсом молодежных инновационных бизнес-проектов;
- регионального конкурса предпринимательских проектов «Первый шаг»;
- международного конкурса SIFE - широкомасштабной международной студенческой программы, которая предоставляет участникам возможность самостоятельно реализовать творческие и инновационные проекты в сфере обучения экономике, предпринимательству;
- межрегионального молодежного карьерного форума, направленного на расширение взаимодействия будущих специалистов в области инновационных технологий с потенциальными работодателями и сетевыми структурами кадрового обеспечения инновационной деятельности через различные формы представления проектных инициатив молодежи.
3. Молодые предприниматели в возрасте до 40 лет, проходившие повышение квалификации по программе «Разработка проектов в открытой предпринимательской среде» по заказу департамента Томской области по поддержке реального сектора предпринимательства.
Межгрупповое сравнение проводилось с помощью однофакторного дисперсионного анализа ANOVA. Результаты статистического анализа эмпирических данных, полученных в ходе факторного эксперимента, указывают на достоверность межгрупповых различий в степени выраженности инициативности (р < 0,01), предпочтении инновационной деятельности (р < 0,001) и общей психологической готовности к инновационной деятельности (р < 0,01) при разных градациях независимой переменной. Для более детального анализа воздействий каждого из уровней независимой переменной на базисную переменную применялся критерий парных сравнений градаций независимой переменной LSD (Least Significant Difference). Проведенный многоуровне-
171
№ 40
Сибирский психологический журнал
2011 г.
вый факторный эксперимент показал, что степень психологической готовности к инновационной деятельности зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от уровня вхождения в инновационную деятельность. Таким образом, результаты проверки критериальной валидности указывают на достаточно высокую степень обоснованности и прогностичности опросника.
В целом результаты психометрической проверки опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» свидетельствуют о его пригодности к использованию как в научных исследованиях, так и в практической работе, связанной с психологической диагностикой.
Система экспресс-диагностики психологической готовности к инновационной деятельности
Разработанная система психодиагностического исследования психологической готовности к инновационной деятельности предназначена для сбора, хранения, первичной обработки и визуализации диагностических данных. Система состоит из двух основных компонент -базы данных и компьютерной программы, обеспечивающей связь базы данных с пользователями.
База данных предназначена для сбора, хранения и визуализации информации в виде, пригодном для решения задач информационного обеспечения психологической диагностики, аналитической деятельности, принятия управленческих решений. Реализация базы данных обеспечивается средствами реляционной СУБД Microsoft SQL 2005. Часть отношений между элементами базы данных реализована в виде отношений между соответствующими столбцами таблиц, в которых хранятся данные, относящиеся к тому или иному элементу базы данных, часть связей реализуется при помощи специальных процедур, написанных с использованием языков Transact-SQL и СSharp.
Функциональность системы предоставляется в соответствии с набором ролей, однозначно определяющих действия, которые доступны при помощи интерфейса пользователя. Роль пользователя определяется при помощи системы авторизации и аутентификации, которая служит также для обеспечения конфиденциальности данных. Аутентификация реализована при помощи интерфейса Membrship API платформы ASP.NET 2.0 фирмы Microsoft.
В системе предусмотрены следующие роли: «Администратор», «Пользователь», «Испытуемый», «Полный доступ к данным», «Частичный доступ к данным». Отношения между ролями представляют собой иерархическую связь, где на вершине иерархии стоит роль «Администратор». Подчиненными «Администратору» являются роли «Менеджер», «Полный доступ к данным» и «Частичный доступ к данным».
172
Материалы к IV Сибирскому психологическому форуму
Роль «Испытуемый» подчинена роли «Менеджер». Учетные записи, имеющие подчиненные роли, могут создаваться только пользователями с привилегиями вышестоящих ролей.
Действия пользователей для всех ролей регламентируются инструкциями, которые являются составной частью системы и выполнены в виде текстовых документов, содержащих иллюстрации в виде рисунков. Роль «Испытуемый» доступна для создания при помощи рабочего места администратора или менеджера. После создания учетной записи «Испытуемый» испытуемому, идентификатор которого зафиксирован в соответствующем поле (Ф.И.О.), выдаются «Имя» и «Пароль», после чего он самостоятельно входит на сайт http://psytsu.ru/tip или получает от администратора или менеджера открытую ими рабочую сессию. При успешном входе в систему испытуемый получает набор психодиагностических задач, сменяющихся по мере их выполнения. Возможность сохранения результатов в файле с данными на диске локального компьютера обеспечивает возможность дальнейшей обработки данных при помощи статистических пакетов (Statistiсa for Windows, SPSS и др.).
Программное обеспечение системы реализовано в виде приложения ASP.NET и установлено на выделенном сервере, работающем под управлением ОС «Microsoft Windows 2003». Для улучшения пользовательских характеристик приложения используется технология AJAX. При использовании системы не требуется установки дополнительного программного обеспечения на компьютер пользователя. Единственным требованием является доступ к сети Интернет. В пределах г. Томска достаточно иметь подключение к городскому Интернету. Система доступна по адресу: http://psytsu.ru/tip.
Различаются два режима доступа к психодиагностическим данным: полный и частичный. Управление режимом доступа производится администратором системы исходя из полномочий пользователя и данных психодиагностического исследования. Частичный доступ отличается от полного отсутствием числовых значений по шкалам опросника. Вместо числовых значений пользователю предоставляется цветовое обозначение степени их выраженности в соответствии со статистическими нормами (легендирование). Легендирование доступно только после анализа достаточного объема данных специалистом, имеющим право полного доступа к психодиагностическим данным.
Для обеспечения требований федерального закона о персональных данных (152-ФЗ) пользователь психодиагностических данных должен использовать для аналитической работы обезличенные данные. Это требование необходимо, поскольку на полученные в виде отдельного файла психодиагностические данные не распространяется действие средств защиты, которые обеспечиваются в психодиагностической системе в целом. Хранить и использовать таблицу, содержащую данные психодиагностического исследования, необходимо на носителях,
173
№ 40
Сибирский психологический журнал
2011 г.
имеющих криптографическую защиту от несанкционированного доступа в целях воспрепятствования агрегированию как средству нарушения безопасности персональных данных.
Система психодиагностического исследования представляет собой обслуживающее централизованную базу данных серверное программное обеспечение, функции которого предоставляются пользователям посредством сети Интернет. Для использования системы не требуется установки программы на компьютер пользователя. Единственным требованием является доступ к сети Интернет. В пределах г. Томска достаточно иметь подключение к городскому Интернету.
К настоящему времени опросник «Психологическая готовность к инновационной деятельности» был использован в исследовании 570 студентов г. Томска по заказу департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008-2010 годы». Обобщенные результаты частоты встречаемости степени выраженности признаков психологической готовности к инновационной деятельности позволяют говорить о том, что в целом психологическая готовность к инновационной деятельности у студенческой молодежи достаточно выражена, поскольку лишь у очень незначительной части студентов зафиксирован низкий уровень представленности всех выделяемых аспектов изучаемого феномена. Возможно, это характерно только для студенческой популяции региона с высоким инновационным потенциалом, каковым является Томская область. На проверку этого предположения направлен специальный цикл исследований, проводимый в настоящее время в других Федеральных округах России.
Однако еще один вывод нуждается в особой рефлексии. Обращает на себя внимание тот факт, что крайне мало студентов, отличающихся высоким уровнем выраженности всех трех или хотя бы двух показателей психологической готовности к инновационной деятельности (инициативность; предпочтение деятельности, требующей инноватив-ности; готовность к переменам). Это свидетельствует о том, что у большей части молодых людей имеются психологические дефициты того или иного аспекта готовности к инновационной деятельности.
Вхождение в инновационную деятельность - весьма не простой процесс обретения молодыми людьми опыта инновационного поведения, требующий разного рода поддержки (в том числе и психологообразовательной) в актуализации и развитии способности к проектированию своего продвижения в инновационном секторе экономики и бизнеса. Диагностические результаты (полученные в том числе и с помощью представленной системы экспресс-диагностики психологической готовности к инновационной деятельности) в этом случае могут использоваться для проектирования специфического образовательного
174
Материалы к IV Сибирскому психологическому форуму
пространства, точной постановки задач образовательной программы на основе прогноза, «стратегической» информации об ее участниках; могут адекватно использоваться самим респондентом в целях саморазвития, а в ситуации конкурса позволят соотнести результаты участников.
Литература
1. Богомаз С.А., Мацута В.В. Оценка личностного потенциала и выявление основных
типов ориентации на профессиональную деятельность у студентов // Психология образования. 2010. № 12. С. 77-88.
2. Галажинский Э.В. Перспективные направления психологического обеспечения образовательных проектов в регионе с высоким инновационным потенциалом // Психология образования. 2008. № 8. С. 4-9.
3. Галажинский Э.В., Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. «У.М.Н.И.К.» и умники: ин-
новационный потенциал студенческой молодежи // Образовательная политика. 2010. № 7-8 (45-46). С. 96-106.
4. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: ТГУ, 2009.
5. Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операционализации понятия «ин-
новационный потенциал личности» // Вестник ТГУ. 2010. № 337.
6. Клочко В.Е. Системная антропологическая психология и образовательная практика
// Психология образования. 2008. № 8. С. 9-21.
7. Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в россий-
ских вузах. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/7762/
8. Краснорядцева О.М., Малкова И.Ю. Сетевой проект психолого-образовательного
сопровождения вхождения молодежи в инновационную деятельность студентов // Психология образования. 2010. № 12. С. 89-98.
DIAGNOSTIC POSSIBILITIES OF QUESTIONAIRE «PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS FOR INNOVATIVE ACTIVITY»
Krasnoijadtseva O.M., Balanev D.U., Sheglova E.A. (Tomsk)
Summary. Study the psychological preparedness for innovative activity as a variant of psychodiagnostic method. The article describes the conditionings and possibility to use this kind methods by practical psychologists. Obtained research data on possibilities of the psychological-educational support of getting the young involved into innovative activity is discussed.
Key words: innovative activity; psychological preparedness for innovative activity; diagnostic method; psychometric verification.
175