Научная статья на тему 'Действующая система налогообложения игорного бизнеса в России'

Действующая система налогообложения игорного бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗАРТНЫЕ ИГРЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В РФ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гудиева Т. Т.

В статье рассмотрены действующая модель и проблемы налогообложения игорного бизнеса в Российской Федерации, проведен сравнительный анализ действующего законодательства в области налогообложения азартных игр и отмененных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Действующая система налогообложения игорного бизнеса в России»

ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

© Гудиева Т.Т.*

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

г. Санкт-Петербург

В статье рассмотрены действующая модель и проблемы налогообложения игорного бизнеса в Российской Федерации, проведен сравнительный анализ действующего законодательства в области налогообложения азартных игр и отмененных положений.

Ключевые слова азартные игры, правовое регулирование игорного бизнеса в РФ, налогообложение игорного бизнеса.

Статья 57 Конституции РФ гласит, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». И организаторы азартных игр не стали исключением. Налогообложению деятельности по организации и проведению азартных игр в Налоговом Кодексе отведена отдельная глава 29 «Налог на игорный бизнес», которая вступила в силу с 1 января 2004 года.

До принятия Федерального закона от 27.12.2002 №182-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», налогообложение азартных игр регулировалось Федеральным законом от 31.07.1998 №142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» и Инструкцией Госналогслужбы РФ от 28.08.1998 №50 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на игорный бизнес».

Глава 29 НК РФ увеличила налоговую нагрузку на игорный бизнес, а именно:

1. были увеличены ставки налога;

2. была упразднена льгота, уменьшающая ставку налога на каждый объект налогообложения, при условии превышения определенного законом количества объектов налогообложения:

- игровых столов - 30;

- игровых автоматов - 40 [6, ст. 3].

Различием между новым и старым законами является и то, что до принятия 29 главы НК РФ, ставки налога устанавливались в МРОТ, а действующие ставки определены в рублях. Сегодня налог на игорный бизнес зачисляется исключительно в бюджеты субъектов РФ, в то время как ранее в соответствии со статьей 7 Федерального закона №182-ФЗ он распределялся следующим образом:

* Аспирант.

1. суммы налога в части, соответствующей минимальному размеру ставки налога, зачислялись в федеральный бюджет;

2. суммы налога в части, соответствующей превышению над минимальным размером ставки налога, зачислялись в бюджеты субъектов Российской Федерации, на территориях которых находились игорные заведения.

Кроме того, в Федеральном законе № 182-ФЗ согласно пп. 2 статьи 5 были установлены различные ставки при проведении азартных игр, в которых игорное заведение участвовало как сторона (например, классические азартные игры против дилера), и игр, в которых налогоплательщик выступал в качестве организатора и (или) наблюдателя (например, покерные турниры).

Также в Налоговом Кодексе появилось понятие игрового поля - специального места на игровом столе, где азартная игра проводится с любым количеством игроков и только одним работником организатора азартной игры.

Существенным различием является то, что налогоплательщиками налога на игорный бизнес согласно статье 365 НК РФ являются исключительно организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Эта корректировка была внесена в НК РФ, так как в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» индивидуальные предприниматели не вправе заниматься деятельностью по организации и проведению азартных игр.

Статья 2 Федерального закона № 182-ФЗ и статья 4 Федерального закона № 244 по-разному трактуют понятие азартной игры.

Оба закона сходятся в том, что азартной игрой является соглашение о выигрыше, основанное на риске, и правила игры устанавливаются организаторами (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика понятия азартной игры в действующей и недействующей законах

Федеральный закон № 244-ФЗ

Федеральный закон № 182-ФЗ

Основанное на риске соглашение о выигрыше

Заключается двумя или несколькими участниками соглашения между собой либо с организатором игры_

Заключается двумя или несколькими лицами, как физическими, так и юридическими

Правила устанавливаются организаторам азартной игры

Соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, на наступление которого стороны имеют возможность оказывать воздействие_

При этом Федеральный закон № 244-ФЗ не содержит указаний на то, что исход выигрыша должен зависеть от обстоятельства, на которое стороны бы могли оказывать воздействие.

Некоторые моменты законодатель оставил без существенных изменений:

1. ставки налоги на игорный бизнес согласно Федерального закона № 182-ФЗ могли быть увеличены законодательными органами субъектов, но не более, чем в 5 раз; а статьей 369 НК РФ установлены минимальные и максимальные ставки, также различающиеся в 5 раз;

2. если ставки налога не установлены законами представительных органов субъектов, то применяются минимальные;

3. объекты налогообложения - игорное оборудование, кассы букмекерской конторы и тотализаторы;

4. налоговый период остался неизменным - календарный месяц;

5. налоговая база - общее количество соответствующих объектов налогообложения;

6. уплата налога и подача декларации - не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Без изменений осталась специфика расчета налога, при установке (открытии) или выбытии (закрытии) объекта налогообложения до либо после 15-го числа месяца (табл. 2).

Таблица 2

Особенности исчисления налога на игорный бизнес при установке (открытии) / выбытии (закрытии) объекта налогообложения до / после 15-го числа месяца

Установка (открытие) объекта налогообложения Выбытие (закрытие) объекта налогообложения

До 15 числа месяца После 15 числа месяца До 15 числа месяца После 15 числа месяца

Налог уплачивается в полном размере Налог исчисляется как произведение количества объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения Налог исчисляется как произведение количества объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения Налог уплачивается в полном размере

До 1 января 2007 года п. 7 ст. 366 НК РФ устанавливал штрафные санкции в виде взыскания штрафов за нарушение порядка регистрации объектов налогообложения. Но в соответствии со статьей 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут физические и юридические лица, исключительно в случаях, предусмотренных 16 и 18 главами НК РФ.

В дополнение к вышесказанному, статья 366 устанавливала штрафные санкции в трехкратном размере ставки налога для соответствующего объекта налогообложения, а при повторном нарушении требований НК РФ - шестикратном размере. На практике суммы штрафных санкций могли превышать максимальный размер санкции, установленный ст.122 НК РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)», - 24 % от неуплаченной суммы налога.

Данные противоречия юридически приводили к тому, что налоговая ответственность могла быть оспорена в суде на основании п.7 ст.3 НК РФ, которая все неустранимые сомнения и неясности толкует в пользу налогоплательщиков. Логическим решением данной проблемы стало принятие законодателем Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». С его вступлением в силу 1 января 2007 года, пункт 7 статьи 366 НК РФ утратил силу.

Большие изменения в игорном бизнесе произошли в Российской Федерации с 1 июля 2009 года - прекратили действовать игорные заведения, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, не имеющие разрешения на организацию и проведение азартных игр в игорной зоне (п. 9 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ). Кроме того, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ объекты налогообложения, в том числе игровые столы, игровые автоматы, зарегистрированные в закрытых игорных заведениях, были сняты с налогового учета без заявлений налогоплательщиков на основании решений налоговых органов.

Букмекерские конторы и тотализаторы могут осуществлять свою деятельность вне игорных зон на основании лицензии (ст. 14, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 17.07.2007 N 451). Игорные заведения, открываемые в пределах игорных зон, могут функционировать только на основании разрешения, выдаваемого субъектом, на территории которого расположена игорная зона.

Это внесло некоторые неясности в вопрос обложения НДС игорных заведений, осуществляющих свою деятельность в игорных зонах. В соответствии с пп. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ организация основанных на риске игр не облагается НДС. Однако, п. 6 ст. 149 указывает, что освобождение от налогообложения происходит только при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий, выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конечно, деятельность по организации и проведению азартных игр нельзя отнести к реализации товаров, работ или услуг, то есть объект НДС согласно ст. 149 НК РФ не должен распространяться на игорный бизнес. Однако, противоречие в данном вопросе налицо, и, на наш взгляд, должно быть устранено законодателем.

Законодательство в области налогообложения азартных игр очень динамично - глава 29 НК ежегодно претерпевает изменения. Федеральным законом от 16.11.2011 № 319-ФЗ расширен перечень налогообложения по налогу на игорный бизнес. В соответствии со ст. 366 с 1 января 2012 к объектам налогообложения относятся:

1. игровой стол;

2. игровой автомат;

3. процессинговый центр букмекерской конторы;

4. процессинговый центр тотализатора;

5. пункт приема ставок букмекерской конторы;

6. пункт приема ставок тотализатора.

В соответствии с п. 25 и п. 26 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ про-цессинговым центром является часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет ставок, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок. А пункт приема ставок согласно п. 27 и п. 28 той же статьи - это территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках и выигрышах в процессинговый центр.

Таким образом, деятельность букмекерских контор и тотализаторов строится по сетевому принципу, то есть указанные заведения имеют головной офис и обособленные подразделения - процессинговый центр и пункты приема ставок соответственно. Ранее налогом на игорный бизнес облагалась лишь касса букмекерской кассы или тотализатора, которая, как правило, была лишь одна. Следовательно, налогоплательщики, имевшие большое количество пунктов приема ставок и получавшие большую прибыль по сравнению с теми, у кого было меньше пунктов приема ставок, платили одинаковые суммы налогов. На наш взгляд, расширение перечня объектов по налогу на игорный бизнес является оправданным и делает налогообложение азартных игр более справедливым.

Все объекты налогообложения должны быть поставлены на учет по месту установки (нахождения) объекта не позднее, чем за два дня до даты установки (нахождения) объектов. Регистрация объектов производится на основании письменного заявления налогоплательщика. Также обязательной регистрации подлежит изменения количества объектов налогообложения. Выбытие объектов налогообложения также производится на основании заявления налогоплательщика. При этом датой регистрации (выбытия) объектов признается дата подачи заявления. В течение 5 рабочих дней налоговые органы обязаны выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения. В свидетельстве указываются место установки (нахождения) объекта налогоплательщика, а также количество единиц налогообложения. В случае, если налогоплательщик уменьшает количество объектов, то налогоплательщику выдается приложение к ранее выданному свидетельству (см. приложение).

Ставки налога на игорный бизнес в соответствии со ст. 369 установлены в следующих пределах:

1. за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;

2. за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;

3. за один процессинговый центр тотализатора - от 25000 до 125000 рублей;

4. за один процессинговый центр букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей;

5. за один пункт приема ставок тотализатора - от 5 000 до 7 000 рублей;

6. за один пункт приема ставок букмекерской конторы - от 5 000 до 7 000 рублей.

Нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов РФ устанавливаются конкретные ставки налогов. В случае если ставки не установлены, то применяются минимальные.

Сумма налога на игорный бизнес должна быть рассчитана налогоплательщиком самостоятельно. При этом, в случае наличия нескольких игровых полей в соответствии с п. 1 ст. 370 НК РФ, ставка налога увеличивается кратно количеству игровых полей.

Подача декларации и уплата налога производятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Очевидные изменения коснулись статьи 365 НК РФ. С 1 января 2012 года в нем осталось только два понятия - «игровой бизнес» и «игровое поле». Определения остальных терминов раскрываются ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ.

Кроме того, п. 6 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ устанавливает стоимость чистых активов для организаторов азартных игр: 600 миллионов рублей - для казино и залов игровых автоматов, 1 миллиард рублей для букмекерских контор и тотализаторов. Также п. 9 указанного закона определяется минимальный размер уставного капитала для букмекерских контор и тотализаторов - 100 миллионов рублей. При этом уставный капитал может быть сформирован исключительно собственными денежными средствами.

Еще одним нововведением стала обязательная банковская гарантия исполнения обязательств перед участниками азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. При этом в качестве гаранта может выступать только банк, а ее размер не может быть меньше 500 миллионов рублей.

Ужесточения коснулись и казино, залов игровых автоматов. Согласно ст. 8.1 Федерального закона № 244-ФЗ:

1. минимальное количество игровых столов в казино - 10 единиц;

2. минимальное количество игровых автоматов в зале игровых автоматов - 50 единиц;

3. минимальная площадь зоны обслуживания в казино - 80 кв.м;

4. минимальная площадь зоны обслуживания в зале игровых автоматов - 100 кв.м.

Таким образом, политика в сфере налогообложения игорного бизнеса претерпевает множество изменений. Надеемся, что они создадут благоприятную почву для развития легального игорного бизнеса.

Список литературы:

1. Конституции РФ.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть 2.

3. Федеральный закон от 27.12.2002 №182-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

4. Федеральный закон от 31.07.1998 № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес».

5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

6. Инструкция Госналогслужбы РФ от 28.08.1998 №50 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на игорный бизнес».

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

© Черникова М.А.*, Шевлякова С.М.*, Полинская М.В.*

Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

Основные системы налогообложения доходов в мире, этапы развития налоговой системы.

Ключевые слова налоговая система, глобальная система, каталого-вая система.

В мире существует две основные системы налогообложения доходов: глобальная система, или унитарная, и англо-саксонская, или каталоговая, в некоторых источниках - континентальная.

Глобальная система налогообложения используется в таких ведущих странах, как США, Германия, Япония, Великобритания, Швеция, Нидерланды и др.

Каталоговая система считается значительно более сложной и менее совершенной. Главные ее отличия от Глобальной заключаются, во-первых, в ином подходе к определению налоговой юрисдикции. Во-вторых, она основана на концепции, суть которой в том, что разные виды доходов обладают неодинаковыми качествами и, следовательно, облагаются налогами в соот-

* Студент факультета «Налоги налогообложение».

* Студент факультета «Налоги налогообложение».

" Профессор кафедры «Налоги и налогобложение», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.