ДЕЙСТВИЯ СТРАН ПО НЕРАСПРОСТРАНЕНИЮ ОРУЖИЯ МАССОВОГО
ПОРАЖЕНИЯ
И.Е. Киселева, студент П.Н. Климова, студент
Научный руководитель: А.А. Мигел, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-5-90-93
Аннотация. Актуальность данной статьи заключается в том, что оружие массового поражения, а также технологии его создания и транспортировки в современном мире продолжают совершенствоваться. В научной статье рассматриваются подтвержденные случаи применения странами химического и бактериологического оружия. Делается вывод о необходимости совершенствования действующих режимов экспортного контроля, реализации на практике основополагающих принципов, закрепленных международными соглашениями по нераспространению оружия массового поражения. Возросшая напряженность в мире повышает вероятность начала конфликта с использованием ядерного оружия, что требует незамедлительных взвешенных решений по категорическому запрещению его применения на межгосударственном уровне.
Ключевые слова: международное сотрудничество, международная безопасность, оружие массового поражения, нераспространение ядерного оружия, международное право.
Оружие массового поражения (ОМП) приобрело особую актуальность в 20 веке, в том числе в связи с испытаниями ядерного оружия разными странами. К ОМП относят биологическое (бактериологическое), химическое и ядерное оружие. Оружие массового поражения отличается тем, что оно способно уничтожить беспредельно значительное количество окружающей среды и жизней людей посредством однократного применения [1].
Весной 1915 года немецкие войска использовали хлор как оружие массового поражения против французских солдат, что послужило началом эры оружия массового поражения. Случай применения оружия массового поражения зафиксирован во время второй мировой войны, когда по приказу Бенито Муссолини в Эфиопии было задействовано химическое оружие, несмотря на запрет его применения Женевским протоколом. В 1943 году газ иприт был применен японской армией во время сражения с армией Китая. В это же время Япония использовала бактериологическое оружие. По показаниям свидетелей
были заброшены блохи, зараженные бубонной чумой.
Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 г.) - два беспрецедентных в истории человечества случая применения ядерного оружия американскими вооружёнными силами на завершающем этапе Второй мировой войны против Японии.
Несмотря на катастрофические последствия по итогам применения оружия массового поражения в 1960-е годы активизируется сотрудничество между странами, обладающими ядерным потенциалом, в направлении развития соответствующих технологий в этой области. Так, США взаимодействуют с Великобританией, СССР с Китаем в создании ядерного оружия, Франция принимает участие в строительстве реактора на территории Израиля.
Включение стран в совершенствование оружия массового поражения затребовало формирования и принятия соответствующих правовых решений с целью повышения безопасности стран мира [2].
Действия или режим нераспространения ядерного оружия подразумевает под
собой совокупность международных договоров и организаций, куда входят как ядерные, так и неядерные государства. Сюда также относятся внутренние законодательные акты стран.
Основным нормативно-правовым документом, определяющим действия по нераспространению ОМП, является Договор о нераспространении ядерного оружия, который был одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968 года. Также, законодательными договорами в данной области являются Конвенция о запрете биологического оружия, принятая в 1972 году, и Конвенция о запрете химического оружия 1993 года [3].
Принцип «нераспространения» предполагает, что поставщик дает разрешение на экспорт контролируемых товаров только в том случае, когда уверен, что данная передача не будет содействовать распространению ядерного оружия, а государства, получившие оборудование и технологии, примут гарантии международной организации в отношении таких ядерных поставок, обеспечат физическую защиту получаемых материалов, оборудования и технологий на уровне не ниже рекомендаций Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Следующим шагом в вопросах соблюдения режима международного нераспространения ядерного оружия явилось принятие Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., который представляет собой механизм, запрещающий совершенствование ядерного оружия. Кроме того, его нормами исключалось проведение испытательных взрывов ядерного оружия в любом месте земного шара.
Проблема распространения ОМП в современном мире остается архиактуальной. Отметим, что химическое оружие является наиболее доступным для его применения незаконными вооруженными формированиями и террористическими структурами. Официально наличие такого оружия подтверждено у таких стран как Ливия, Ирак, Индия, Россия, США, Республика Корея и Сирия [4].
19 марта 2013 года войска сирийской оппозиции задействовали химическое оружие в районе Хан Аль-Асаль (провинция Алеппо). Другим случаем использования данного вида оружия явилась атака отрядов «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в РФ) в конце 2014 года, с применением химического газа в Ираке (провинция Ан-бар).
Другой проблемой выступает биологический терроризм или бактериальная война [2].
У России есть легитимное основание для проведения международного трибунала над США за биотерроризм. Существуют обоснованные подтверждения применения США биологического оружия в Латинской Америке. Например, на Кубе проводилось сознательное распространение возбудителей заболеваний сельскохозяйственных культур, в том числе пальмового трипса путем распыления с американского самолета.
Пальмовый трипс (лат. ТЬпрБ ра1ш1 Кагпу) - это карантинный вредитель-полифаг, который способен повреждать до 400 видов растений как в условиях открытого, так и закрытого грунта. Особую угрозу вредитель представляет в теплицах и оранжереях, где развивается непрерывно.
Документально оформленные подтверждения военно-биологических преступлений переданы в Следственный комитет РФ. Вместе с тем, для проведения объективного расследования могут возникнуть барьеры. Так, инициативы, связанные с запрещением использования биооружия, формально регулируются соответствующей Конвенцией ООН. При этом в конвенции не указана организация, которая наделена полномочиями определять, какой именно биоагент следует рассматривать биооружием. Одновременно не предусмотрен механизм контроля за соблюдением конвенционных правил и механизм применения санкций к нарушителям их исполнения.
Отметим, что в феврале 2022 года Украина получила от Запада 50 беспилот-ников, способных распылять биовещества,
а в рамках спецоперации были обнаружены три беспилотных аппарата с емкостями для распыления (данные вице-спикера Государственной думы И.А. Яровой).
По мнению российских специалистов, человеческий коронавирус также был создан искусственно с применением достижений США в области биотехнологий. Имеются основания к тому, что появление 8ЛВ.8-СоУ-2 в мире не случайно, к этому причастно Агентство США по международному развитию (ШАГО). Прослеживается определенная тенденция, когда возбудители инфекционных болезней, попадающие в спектр интересов США, в дальнейшем получают масштабное распространение. При этом американские фармакологические компании заведомо попадают в условия получения сверхприбылей.
Первоочередной задачей настоящего времени становится недопущение любого
Несмотря на то, что практически все страны земного шара показывают приверженность нераспространению ОМП, ключевые страны мира продолжают наращивать ядерный потенциал. По оценкам экспертов для уничтожения планеты достаточно 15,5 тыс. бомб. В 2021 году 9 стран уже обладали 13,1 тыс. боеголовок, из них США -5,6 тыс., Россия - 6,3 тыс. единиц. Развитие стратегического ядерного оружия Китая уже выходит за границы поставленной цели по обеспечению сдерживания распространения ОМП [6].
Сложившаяся обстановка требует от стран мира принятия не декларируемых принципов, а действенной модели сдерживания распространения оружия массового поражения с определением мер контроля, реализуемых межгосударственной организацией, наделенной необходимыми возможностями и полномочиями.
военного столкновения ядерных держав.
Библиографический список
1. Салпагаров А.А. Проблемы распространения оружия массового уничтожения // Молодой ученый. - 2015. - №10 (90). - С. 965-966.
2. Исмаилов С.Т., Мигел А.А. Глобализация: благие намерения, успехи ТНК и социальный коллапс в странах третьего мира (некоторые выводы) // Russian Economic Bulletin. -2021. - Т. 4. №6. - С. 114-118.
3. Котляров И.И., Симонова А.Е. Международно-правовая система мер по нераспространению оружия массового уничтожения // Вестник экономической безопасности. -2020. - №4. - С. 102-107
4. Смирнов И. В. Химическое оружие: современное состояние и контроль за выполнением международных соглашений / И.В. Смирнов, С.К. Завриев // Мировая экономика и международные отношения. - 2018. - Т. 62. - № 1. - С. 76-84.
5. Ипатов А.М. Неядерные виды оружия массового поражения как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Воздушно-космические силы. Теория и практика. - 2018. - №7 (7). - С. 74-85.
6. Петрушина О.М., Непарко М.В. Эволюция торгово-экономических отношений России и Китая как фактор экономического развития государства // Международная торговля и торговая политика. - 2018. - №3 (15). - С. 115-125.
- noMumoMoeua -
ACTIONS OF COUNTRIES TO NON-PROLIFERATION OF WEAPONS OF MASS
DESTRUCTION
I.E. Kiseleva, Student P.N. Klimova, Student
Supervisor: A.A. Miguel, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The relevance of this article lies in the fact that weapons of mass destruction, as well as the technologies for its creation and transportation in the modern world continue to improve. The scientific article discusses confirmed cases of the use of chemical and bacteriological weapons by countries. It is concluded that it is necessary to improve the existing export control regimes, to put into practice the fundamental principles enshrined in international agreements on the non-proliferation of weapons of mass destruction. The increased tension in the world increases the likelihood of a conflict using nuclear weapons, which requires immediate balanced decisions on a categorical prohibition of their use at the interstate level.
Keywords: international cooperation, international security, weapons of mass destruction, non-proliferation of nuclear weapons, international law.