Научная статья на тему 'ДЕЙСТВИЕ ХЛОРОФОСА НА ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКТИВНОСТЬ ЖИВОТНЫХ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ'

ДЕЙСТВИЕ ХЛОРОФОСА НА ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКТИВНОСТЬ ЖИВОТНЫХ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЙСТВИЕ ХЛОРОФОСА НА ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКТИВНОСТЬ ЖИВОТНЫХ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ»

УДК 615.285.7.015.46

ДЕЙСТВИЕ ХЛОРОФОСА НА ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКТИВНОСТЬ ЖИВОТНЫХ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Канд. мед. наук А. И. Олефир

Киевский институт гигиены труда и профзаболеваний

Широкое применение фосфорорганического инсектицида хлорофоса в сельском хозяйстве, профилактической медицине и ветеринарии (В. И. Вашков и Е. В. Шнайдер) вызывает необходимость изучения его действия на различные системы организма, в частности на естественный иммунитет, обеспечивающий устойчивость к инфекции. Представляют интерес характер и сроки изменений иммунобиологической реактивности при интоксикации. Для токсиколого-гигиенических исследований целесообразно также выявление наиболее чувствительных иммунобиологических показателей, особенно под влиянием малых доз препарата. Данные литературы по этому вопросу ограничены.

Опыты проведены на 45 крысах обоего пола, получавших химически чистый хлорофос перорально однократно в максимально переносимой дозе (500 мг/кг) или повторно в течение 41/, месяцев в дозе 1/40 Ь0 60 (25 мг/кг). Контрольным животным вводили 0,5 мл физиологического раствора.

О состоянии неспецифического иммунитета судили по содержанию лизоцима (К. П. Каш-кин и соавт.) и бета-лизина (В. М. Супоницкая) в сыворотке, комплементарной и бактерицидной (РППтег и соавт.) активности сыворотки, поглотительной способности нейтрофилов и ретикуло-эндотелиальной системы (Н. А. Калинина), бактерицидным свойствам слюны (Г. А. Шальнова) и кожи, а также аутофлоре кожи по кишечной палочке (Н. Н. Клем-парская и Г. А. Шальнова). Показатели исследовали после однократного воздействия через 3 часа, 1, 3, 6, 9, 14, 28 и 60 суток, а в течение хронического эксперимента — каждые 2 недели. Анализируя полученные данные, принимали во внимание статистически достоверные изменения (при Р<4),05).

В остром опыте клинические симптомы интоксикации возникали через 10 мин. после введения препарата: у животных возникала вялость, потом пугливость, обнаруживались судороги и пучеглазие. В конце 2-го часа крысы начали успокаиваться; через 6 часов у них сохранялась только вялость. Через сутки видимые признаки отравления отсутствовали.

Сопоставление динамики тестов естественного иммунитета показало, что сдвиг их не был одновременным. Через 3 часа на 97% снизился индекс переваривания нейтрофилов, который в дальнейшем колебался фазно: глубокое угнетение на 3-й и 9-е сутки чередовалось с восстановлением в остальные сроки. Через 1 сутки наблюдалось 5-кратное уменьшение поглотительной способности ретикуло-эндотелиальной системы, сохранявшееся до конца эксперимента. На 3-й, 6-е и 14-е сутки в 10—20 раз возрастало содержание кишечной палочки на 1 смг кожи. Падение комплементарной активности сыворотки на 35—66% отмечено на 6—28-е сутки. Скопление кишечной палочки в слюне обнаружено на 6-й и 9-й день. Спустя 2 недели кратковременно уменьшался (на 11,9%) индекс бактерицидное™ кожи. Количество лизоцима, бактерицидные свойства сыворотки, процент активных нейтрофилов и их способность к фагоцитированию микробов не изменялись.

При повторном введении хлорофоса видимые признаки интоксикации отсутствовали, а факторы естественного иммунитета изменялись в различные сроки. Спустя 2 недели уменьшилось на 27 и 23% соответственно содержание лизоцима и бета-лизина в сыворотке, оставшееся пониженным до конца периода воздействия. С 30-го дня до 41/2 месяцев опыта наблюдалось увеличение фагоцитарного индекса в среднем в 4 раза. Одновременно отмечалось падение поглотительной способности ретикуло-эндотелиальной системы. Со 2-го месяца прекратилось переваривание фагоцитированных стафилококков. Несколько позже на 25% понизилась бактерицидная активность кожи. Между 3 и 41/2 месяцами от начала эксперимента уровень комплемента составлял 20—33% относительно контроля. Через 2—21/» месяца в 10—15 раз возросло количество кишечной палочки на 1 смг кожи. Бактерицидная активность сыворотки и слюны и число фагоцитирующих нейтрофилов не менялись.

Стремясь определить длительность восстановительного периода, мы исследовали перечисленные выше показатели через 1 и 2 месяца после окончания хронического эксперимента. Через 1 месяц фагоцитарный индекс оставался повышенным, фагоцитированные микробы не переваривались, уменьшились поглотительная способность ретикуло-эндотелиальной системы, содержание комплемента, лизоцима, бета-лизина и бактерицидная активность кожи. Три последних показателя не восстановились до контрольных величин и к концу 2 месяцев.

Можно заключить, что в остром опыте угнетенне иммунобиологической реактивности наступает позже клинических проявлений интоксикации, но сохраняется значительно дольше последних; в частности, поглотительная способность ретикуло-эндотелиальной системы угнетена до 60-го дня. Под влиянием многократных введений малых доз хлорофоса изменение неспецифического иммунитета происходит на 2-й неделе и сохраняется до конца периода воздействия при отсутствии видимых признаков отравления; снижение иммунологических тестов наблюдается в течение 2 месяцев после завершения хронического эксперимента. Наиболее чувствительные из использованных показателей — поглотительная спо-

собность ретикуло-эндотелиальной системы, бактерицидная активность кожи, содержание лизоцима и бета-лизина в сыворотке, а также индекс переваривания нейтрофилов — могут быть рекомендованы для токсиколого-гигиенических исследований. Поскольку иммунобиологическая реактивность после одно- и многократного воздействия хлорофоса снижена продолжительное время, этому препарату, вероятно, присуще длительное последействие.

ЛИТЕРАТУРА

В а ш к о в В. И., Шнайдер Е. В. Хлорофос. М., 1962.— Калинина H.A. Бюлл. экспер. биол., 1963, № 2, с. 121,— К а ш к и н К. П., К а р т а ш е в а А. Л., Петрова И. В. и др. Вести. АМН СССР, 1965, № 9, с. 33.— К л е м п а р -екая H. Н., Шальнова Г. А. Аутофлора как индикатор радиационного поражения. М., 1966,— Супоницкая В. М. Ж. микробиол., 1964, № U.c. 107,— Шаль-нова Г. А. Лабор. дело, 1962, № 12, с. 24,— Р 1 I 1 i m е г L., Blum L., L е р о v J., J. exp. Med., 1956, v. 103, p. 11.

Поступила 29/XII 1969 г.

УДК 613 .644:612.

ВЛИЯНИЕ УЛЬТРАЗВУКА И ШУМА НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ СИСТЕМУ РАБОЧИХ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ МОЩНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Канд. мед. наук Б. И. Язбурскис

Клиника профессиональных заболеваний Московского научно-исследовательского института

гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Действие низкочастотного ультразвука на сердечно-сосудистую систему в производственных условиях изучено весьма недостаточно. Используя новейшую электронную аппаратуру в комплексе с другими методами исследования, мы изучали ответные реакции сер-дечно-сосудистой системы на низкочастотный ультразвук научных сотрудников, лаборантов и рабочих, обслуживающих мощные акустические установки — излучатели (стрикторы) 8, 18 и 20 кгц мощностью от 98 до 160 дб. Исследование проводилось в лаборатории ультразвука. Работа обслуживающего персонала заключается в наблюдении за аппаратурой и в периодической регистрации полученных результатов. Продолжительность озвучивания растворов находилась в пределах 1 часа, продолжительность работы с установками — в пределах 4—5 часов в день. Сотрудники, работающие с ультразвуковыми установками, снабжены наушниками-антифонами. Химические и другие вредно действующие факторы в период исследования отсутствовали.

Всего обследовано 36 практически здоровых сотрудников лаборатории в возрасте от 21 года до 42 лет (средний возраст 32 года) — 21 мужчина и 15 женщин. Стаж работы с ультразвуком составлял в основном от 2 до 5 лет.

Обследуемые были разделены на 3 группы. В первую из них вошло 10 человек, занятых обслуживанием излучателя «РУЗ» — распылитель ультразвуковой 20 кгц мощностью до 160 дб, во вторую — 14 человек, обслуживающих излучатель 18 кгц мощностью до 100 56, в третью— 12 человек, работающих с излучателем 8 кгц мощностью до 132 36.

В работе была применена телеметрия посредством радиоэлектрокардиографа ТЭК-1. Для регистрации радиоэлектрокардиограмм (РЭКГ) пользовались передним отведением по Небу. Исследования проводили в цехах непосредственно у рабочего места в течение всей смены. РЭКГ записывали до работы, в течение всего рабочего дня и через 2—3 мин. после работы. До работы и после работы прибегали к дозированной физической нагрузке — двойной двухступенчатой пробе Мастера. РЭКГ регистрировали во время выполнения пробы и через 30 сек., 1, 2, 3 и 5 мин. после нее. Кроме того, записывали обычную ЭКГ в 12 отведениях и наблюдали за артериальным давлением до и после работы. После пробы Мастера регистрировали восстановление артериального давления через 30 сек., 1, 2, 3 и 5 мин. Всего анализу подвергнуто 874 ЭКГ и 916 РЭКГ, произведено 504 измерения артериального давления.

Слуховой орган во время исследования, как и во время работы, был закрыт наушни-ками-антифонами.

После работы 30 (из 36) исследуемых жаловались на общую слабость, головную боль, усталость, 12 из них — на неприятные ощущения в области сердца. Анализ РЭКГ показал, что число сердечных сокращений продолжает снижаться в течение всего периода действия ультразвука (см. таблицу).

Ритм сердца до работы был синусовый, правильный, лишь у 3 исследуемых наблюдалась дыхательная аритмия, которая во время работы сменялась правильным синусовым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.