Научная статья на тему 'Деятельностный подход при обучении английскому языку'

Деятельностный подход при обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5591
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деятельностный подход / компетенции / мотивация / речевая деятельность / языковые навыки / activity approach / competences / motivation / linguistic abilities / language skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыденко Юлианна Ивановна

В статье раскрывается сущность деятельностного подхода, который рассматривается в качестве теоретической базы построения системы обучения иностранному языку в условиях модернизации образования. Выявлены принципы отбора содержания образования и его компонентный состав. Важным достоинством данного метода является рост заинтересованности и повышение мотивации студентов, что, в свою очередь, ведет к значительному росту эффективности изучения иностранного языка и расширению возможностей студентов для их дальнейшей учебы, в том числе и на английском языке, интернационализация и интеграция в международное сообщество и, как следствие, повышение статуса университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыденко Юлианна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY APPROACH IN TEACHING OF THE ENGLISH LANGUAGE

The article reveals the basics of a activity approach, which is considered as a theoretical foundation of the system of foreign language education in the context of educational modernization. The selection criteria of the content of education and its components are identified. The method implies that language teaching runs parallel to content teaching. The important advantage of the method is the growth of interest and increasing the motivation of students, which in turn, leads to a significant increase in the efficiency of learning a foreign language. The main objective of the course is to prepare the students for further studies including study in English, as well as internationalization, specifically EU integration, and thus enhancing the university profile.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход при обучении английскому языку»

224

Труды БГТУ, 2016, № 5, с. 224-227

УДК 802/809-07

Ю. И. Давыденко

Белорусский государственный технологический университет

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В статье раскрывается сущность деятельностного подхода, который рассматривается в качестве теоретической базы построения системы обучения иностранному языку в условиях модернизации образования. Выявлены принципы отбора содержания образования и его компонентный состав. Важным достоинством данного метода является рост заинтересованности и повышение мотивации студентов, что, в свою очередь, ведет к значительному росту эффективности изучения иностранного языка и расширению возможностей студентов для их дальнейшей учебы, в том числе и на английском языке, интернационализация и интеграция в международное сообщество и, как следствие, повышение статуса университета.

Ключевые слова: деятельностный подход, компетенции, мотивация, речевая деятельность, языковые навыки.

Yu. I. Davydenko

Belarusian State Technological University

ACTIVITY APPROACH IN TEACHING OF THE ENGLISH LANGUAGE

The article reveals the basics of a activity approach, which is considered as a theoretical foundation of the system of foreign language education in the context of educational modernization. The selection criteria of the content of education and its components are identified. The method implies that language teaching runs parallel to content teaching. The important advantage of the method is the growth of interest and increasing the motivation of students, which in turn, leads to a significant increase in the efficiency of learning a foreign language. The main objective of the course is to prepare the students for further studies including study in English, as well as internationalization, specifically EU integration, and thus enhancing the university profile.

Key words: activity approach, competences, motivation, linguistic abilities, language skills.

Введение. На данный момент не существует универсального метода обучения, так как эффективность того или иного метода зависит от многих факторов. На современном этапе развития методики происходит интеграция методов. Можно сказать, что началось образование комплексного метода, который вбирает в себя лучшие элементы разных методов.

Одной из современных методик обучения иностранному языку является деятельностная методика. Она соотносима с идеей об активности обучаемого, об обучении как активной, сознательной, творческой деятельности и предполагает обучение общего в единстве всех его функций: регулятивной, познавательной, цен-ностно-ориентационной и этикетной.

Основная часть. Особенности деятельно-стного подхода в обучении иностранного языка тесно связаны со спецификой самой учебной дисциплины «иностранный язык», которая заключается в том, что:

- иностранный язык рассматривается как средство общения в типичных ситуациях;

- изучая иноязычную лексику, студенты овладевают средствами восприятия и выражения мыслей об уже известных им предметах и явлениях;

- главной задачей в изучении иностранного языка является не добыча новых сведений об окружающей их действительности, как это происходит при изучении других предметов, а формирование представления о культуре других стран через язык [1].

Как мы видим в содержании и целях обучения иностранному языку уже заложен деятель-ностный подход, что определяет не только особенности организации обучения, но и специфику и преимущества иностранного языка перед другими дисциплинами.

Каким образом происходит эта организация? Деятельностный подход на занятиях осуществляется через:

1) моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

2) использование активных и интерактивных методик;

3) участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности.

4) вовлечение студентов в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, а также проектную деятельность, обеспечивающую свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности студента подхода к решению задачи.

При деятельностном подходе к обучению основным элементом работы студентов будет решение задач, т. е. освоение деятельности, особенно новых ее видов: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему.

Параллельно с освоением деятельности студент сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний студент становится активным субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

Предполагается, что студенты выполняют следующие действия:

- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысливают актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на занятиях гуманитарного цикла)

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты [2].

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания студенты получают самостоятельно, участвуя в исследовательской деятельности. Задача преподавателя при введении или отработке материала - организовать исследовательскую работу студентов так, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

Для активизации познавательной и практической деятельности студентов на занятиях иностранного языка можно использовать разнообразные приемы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Использование деятельностного подхода формирует мотивацию студентов к изучению иностранного языка, создает положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы дея-

тельности при введении и закреплении новой лексики, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном занятии и в системе занятий в целом.

Если преподаватель желает, чтобы студенты научились общаться на иностранном языке, он обязательно должен быть готов к диалогу со студентами, к тому, что он - равноправный участник этого диалога, но не стараться отстраниться от ситуации общения.

Большую роль в данной методике играет самостоятельная познавательная деятельность студентов. Не приветствуется подача обучаемым готового материала, они должны проявлять самостоятельность, ибо это способствует запоминанию. Основная идея этой методики: лучший способ обучения - это общение.

Основные принципы этой методики можно сформулировать так:

- принцип необходимости логического мышления;

- принцип активности;

- принцип первичного овладения языковыми средствами (т. е. до работы с содержащим сообщаемого);

- принцип использования речекоммуника-тивных единиц (языковые речекоммуникатив-ные единицы - это такие языковые единицы, которые обладают речевым статусом и обеспечивают полноценную коммуникацию с точки зрения свободы их выбора в речи с учетом смысла сообщаемого).

Положительной стороной деятельностной методики является формирование навыков выбора языковых средств при говорении исходя не только из смысла сообщаемого, но из умения построить логическую последовательность, используя речекоммуникативные единицы.

Международная коммуникация представляет собой столкновение различных взглядов на мир, при котором коммуниканты не осознают различия во взглядах, считая свое видение мира нормальным. При межкультурном общении вероятность непонимания намного возрастает, так как принадлежность коммуникантов к разным культурам часто нарушает их ожидания. Следовательно, представляется, что задача преподавания состоит не только в том, чтобы научить студентов владению иностранным языком, но и в том, чтобы подготовить их к межкультурным контактам, иначе говоря, научить

226

Деятельностный подход при обучении английскому языку

их признавать культурное многообразие и различие людей.

Деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций.

Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения студентов в различного рода деятельность, путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на основе систематизации языкового материала, что и дает нам деятельностный подход.

Процесс обучения в рамках деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники - преподаватель и студенты - равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям. Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса.

Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, сказочными. Главное - все они должны соотноситься с возрастными и психологическими особенностями студентов. Ситуации могут быть конкретными, и тогда речь студента является их непосредственным отражением. Студенты выражают свое собственное суждение, отношение, соглашаются или опровергают мнение преподавателя, используя различные речевые клише. Поэтому обсуждение проблемы есть реальное общение на занятии. Ситуацию можно изобразить при помощи наглядных средств (ситуативных картинок, магнитной доски), которые будут отражать определенное место и время действия, сделать ее статичной или динамичной (изменить компоненты, переставить действующих лиц, добавить новых персонажей).

Очень важно, чтобы студенты могли «пропустить ситуацию через себя», придавая ей личностный характер. Это повышает эффективность усвоения иностранного языка, так как наряду с интеллектом подключаются эмоции. Лично-стно-значимой ситуацию делает роль, которую

студенты получают на время или постоянно. Наиболее адекватным приемом обучения говорению являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры [3].

Параметры коммуникативного общения реализуются в коммуникативном поведении преподавателя, активном поведении студента, в предметах обсуждения, ситуации общения, использовании речевых средств.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражения смысла, грамматика служит фундаментом для достижения этой цели. Студентам необходимо знать, какими языковыми средствами выразить свою мысль в непосредственной ситуации на уроке, когда они обмениваются мнениями, опытом и знаниями. Студенты должны осознавать, что грамматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи и что очень важно соотношение между формой и ее использованием в речи. При деятельностном подходе введение грамматических форм и работа над ними осуществляется в контексте с тем, чтобы студенты могли видеть, как они используются для передачи значения. Инструкция к заданиям содержит речевую задачу. Немаловажно и то, что механические воспроизводящие упражнения отсутствуют: их место занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, сравнения и сопоставления, подключающие не только память, но и логику, умение мыслить аналитически и образно. Весь комплекс приемов помогает создать иноязычную среду, в которой должны «функционировать» студенты: читать, общаться, участвовать в дискуссиях, излагать свои мысли, делать выводы.

Деятельностная методика способствует быстрому овладению студентами навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счет усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения [4].

Критерии отбора языковых единиц в процессе обучения иностранному языку довольно просты, так как для студентов всегда интересна информация о современной жизни сверстников, их интересах, увлечениях; студентов интересуют зарубежная современная музыка, спорт, учеба, традиции и обычаи страны изучаемого языка. Подобная информация способствует формированию социокультурной компетенции студентов, ценностному отношению к иностранному языку как феномену национальной и общечеловеческой культуры и цивилизации.

Заключение. Таким образом, деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Организация обучения посредством деятель-

ностного подхода на данный момент является приоритетной методологической формой. Преподаватели должны вырабатывать такие приемы, формы и методы обучения, которые обеспечивают процесс саморазвития и самореализации у студентов, а также формируют коммуникативное единство с миром и обществом.

Литература

1. Зубрилина И. В. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку. [Электронный ресурс]. URL: http://inesszubrilina.ucoz.ru/ (дата обращения: 15.12.2015).

2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Арти-Глассо, 2000. С.150-152.

3. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ. М.: Просвещение, 2005. С. 89.

4. Лактина Н. В. Специфика деятельностного подхода в аспекте обучения иностранным языкам. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/145/5682 (дата обращения: 11.01.2016).

References

1. Zubrilina I. V. Kommunikativno-deyatel'nostnyy podkhod v obuchenii inostrannomu yazyku [Communicative-activity approach in teaching foreign languages]. Available at: http://inesszubrilina.ucoz.ru/ (accessed 15.12.2015).

2. Halskova N. D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam [Modern methods of teaching foreign languages]. Moscow, Artie-Glasso Publ., 2000, pp. 150-152.

3. Solovova E. N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam, bazovyy kurs lektsiy: posobiye dlya stu-dentov pedvuzov i uchilishch [Methods of teaching foreign languages, a basic course of lectures: manual for students of pedagogical institutes and colleges]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2005, p. 89.

4. Lactina N. V. Spetsifika deyatel'nostnogo podkhoda v aspekte obucheniya inostrannym yazykam [Specificity of the activity approach in the aspect of foreign language teaching]. Available at: http:// www.scienceforum.ru/2013/145/5682 (accessed 11.01.2016).

Информация об авторе

Давыденко Юлианна Ивановна - преподаватель кафедры межкультурной коммуникации и технического перевода. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13 а, Республика Беларусь). E-mail: davydenkojulianna@gmail.com

Information about the author

Davydenko Yulianna Ivanovna - lecturer, the Department of Intercultural Communication and Technical Translation. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: davydenkojulianna@gmail.com

Поступила 16.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.