Научная статья на тему 'Обучение иностранному языку в рамках личностно-ориентированной модели'

Обучение иностранному языку в рамках личностно-ориентированной модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕАТРАЛЬНОСТЬ / ДИАЛОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / LEARNER-BASED TEACHING MODEL / PEDAGOGICAL SUPPORT / LINGUISTIC PERSONA / COMMUNICATIVE COMPETENCE / THEATRICALITY / DIALOGUE / ART OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина Елена Георгиевна, Руднева Татьяна Ивановна

Вхождение России в международное образовательное пространство и переосмысление приоритетов в области профессиональной подготовки студентов привело к пониманию процесса обучения как рефлексивно-развивающего пространства, обеспечивающего качество подготовки выпускников вузов. В ходе формирования нового социального заказа возрастает роль иностранного языка, владение которым является условием успешной профессиональной деятельности. Материалы статьи базируются на личностно-ориентированной модели обучения английскому языку. Коммуникативное образование обеспечивает возможность продуктивного общения включением студентов в ролевые практики. Актуализируется проблема применения многофункциональных методов, способствующих выработке способностей к диалогу. На материале проведенных исследований авторами доказывается продуктивность актёрской техники преподавателя иностранного языка. Доказано, что театральность как искусство действия задаёт новый стиль преподавания иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашина Елена Георгиевна, Руднева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching English following learner-based model

When Russia entered international education space, it caused the necessity to analyse the most important spheres in the field of students’ professional training and it had to change the format of education in the humanities, which has to be in line with the demand of the state and the requirement of each individuality. The time has come to understand the education process as reflective and developing space, which provides good quality of university graduates. In the process of social services commissioning. And at this time the role of a foreign language becomes very important which guarantees successful professional activity. This article deals with learner based teaching which gives support in the process of defining the goals of teaching. Communicative education gives an opportunity for active speech practice involving students in various role situations. It becomes actual to use multirole methods to involve students in dialogues and situations. Based on experimental material it is proved that teachers have to be good actors, it is especially important for teachers of foreign languages. It is proved that drama as the art of actions defines a new style of teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранному языку в рамках личностно-ориентированной модели»

УДК 811.1

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ

Е.Г. Кашина1, Т.И. Руднева2

1,2Самарский университет

443086, Россия, г. Самара, ул. Ак. Павлова, д. 1

1E-mail: [email protected]

2E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Вхождение России в международное образовательное пространство и переосмысление приоритетов в области профессиональной подготовки студентов привело к пониманию процесса обучения как рефлексивно-развивающего пространства, обеспечивающего качество подготовки выпускников вузов. В ходе формирования нового социального заказа возрастает роль иностранного языка, владение которым является условием успешной профессиональной деятельности. Материалы статьи базируются на личностно-ориентированной модели обучения английскому языку. Коммуникативное образование обеспечивает возможность продуктивного общения включением студентов в ролевые практики. Актуализируется проблема применения многофункциональных методов, способствующих выработке способностей к диалогу. На материале проведенных исследований авторами доказывается продуктивность актёрской техники преподавателя иностранного языка. Доказано, что театральность как искусство действия задаёт новый стиль преподавания иностранного языка.

Ключевые слова: личностно-ориентированная модель обучения, педагогическая поддержка, языковая личность, коммуникативная компетентность, театральность, диалог, педагогическое искусство.

Введение

Изменения в системе профессионального образования определяют современные требования к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов: они должны обладать не только высоким уровнем предметно-отраслевой компетентности, но и иметь серьёзную психолого-педагогическую подготовку к активному освоению и использованию актуальных продуктивных способов профессиональной деятельности.

1 Кашина Елена Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры английской филологии

2 Руднева Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования

Профессиональное становление предполагает не только выработку трудовых умений, но и самосовершенствование личности, которое характеризуется определёнными этапами. Самым сложным этапом является начало профессиональной деятельности, когда осваивается социальная роль, происходит приспособление к особенностям работы - этап адаптации. В ситуации быстро меняющихся экономических особенностей профессиональной деятельности от специалиста требуется повышение квалификации или переподготовка, получение дополнительного образования, что стимулирует личность к саморазвитию. Однако отметим, что личностное становление специалиста как профессионала в своей отрасли предполагает наличие активной положительной мотивации и удовлетворенности результатами своей деятельности.

1. Проблема формирования языковой личности средствами театральной педагогики

В силу специфики профессии гуманистическая направленность образовательного процесса требует овладения человеческими ценностями, духовностью, что обеспечивается морально-психологической направленностью учебно-воспитательного процесса в вузе [1]. Освоение студентами содержания будущей профессиональной деятельности обеспечивает понимание сущности ее социальной значимости. Специальные дисциплины позволяют сформировать готовность к практической деятельности, однако нести культуру в общество может тот, кто сам является носителем профессиональных ценностей и идеалов. Деятельность будущего специалиста связана с духовным миром человека, поэтому от педагога требуется сформировать у студентов умение нести ответственность за применение собственных решений.

В последнее десятилетие закрепляется осознание значимости личностно-ориентированной модели профессионального обучения [2]. Её отличие от традиционного обучения заключается в том, что наряду с установкой на развитие интеллекта, значительное внимание уделяется личностно-смысловой сфере студента, которая отражает его отношение к постигаемой действительности и систему осознанных ценностей. Следовательно, особое значение приобретает педагогическая поддержка как процесс совместного определения целей учебной деятельности. В итоге меняется профессиональная позиция преподавателя вуза, в частности, преподавателя иностранного языка, моделирующего ситуации коммуникацией между студентами, создающего рефлексивную сферу. Преподаватель, как представитель пространства культуры отношений и взаимодействия, отбирает педагогические средства, создавая условия для профессионального развития студентов.

Таким образом, студентоцентрированный подход можно рассматривать как реализацию социально-гуманистической направленности образовательного процесса. Собственно, выстраивание работы преподавателя в рамках данного подхода и обуславливает системные преобразования обучающего процесса: изменение самого типа образовательного процесса, новую организацию образовательной среды и деятельности студентов и преподавателей, активное внедрение образовательных технологий, основанных на отношениях сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса, исключающих жесткое управление и манипулирование личностью [3].

Профессиональная среда как сфера культурного пространства обусловлена речевым и деловым поведением. В связи с этим в числе ключевых компетенций выпускников вуза особенно выделяется коммуникативность, формирование которой является одной из тенденций фундаментализации профессионального образования. Исследователями доказано, что существует значительный дисбаланс в содержании подготовки специалистов между формированием знаниевого и личностного компонентов. Это в свою очередь препятствует становлению целостного представления о будущей профессиональной роли.

Ученые, в частности, И.И. Хареева, Е.Н. Юрина, утверждают, что необходимо формировать вторичную языковую личность, учитывая познавательную и репрезентативную функции языка, его роль в развитии мышления. Вторичная языковая личность способна адекватно воспринять процессы окружающего мира и продуктивно общаться. Акцент на развитии языковой личности дало новый термин в теории профессионального образования -коммуникативное образование [4].

Одним из ведущих факторов готовности к успешному решению профессиональных задач в меняющихся условиях жизнедеятельности становится многоязычие. Коммуникативная компетентность способствует эффективной жизни в поликультурном обществе [5].

Гармоничная связь личностного и социального в коммуникативном процессе обеспечивается языковыми средствами. Коммуникативные операции в виде социальных действий (обращение, приветствие и др.), волевого изъявления (указание, пожелание, приказ и др.), эмоционально-оценочного воздействия (порицание, похвала, оценка и др.) выполняются с опорой на совокупность дидактических принципов: гуманистическое содержание текстов, профильный тезаурус, конгруэнтность (соответствие учебных действий реальным поведенческим моделям профессионала), коммуникабельность, диало-гичность, поликультурность.

Освоению ролевого репертуара способствуют коммуникативные речевые практики. Обучение иностранному языку для специальных целей, интегри-

рующему языковые знания и способы овладения ими, базируется на компе-тентностном подходе, позволяющем создавать условия, имитирующие реальные профессиональные задачи, расширяющего коммуникативный диапазон. Коммуникативная деятельность как система сопряженных актов взаимодействия субъектов требует особых способов их организации, одним из которых является диалог. На основе принципа диалогичности отбираются многофункциональные методы (диспут, дискуссия, дебаты и др.), формирующие определенный стиль поведения, профессиональный почерк [6].

Механизмы социальных взаимодействий между педагогом и студентами, а также студентов между собой в ходе решения специально разработанных коммуникативных учебных задач влияет на эффективность формирования общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, в том числе компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, компетенций системно-деятельностного характера. Доказано также и отечественными, и зарубежными исследователями влияние подобных взаимодействий на становление смысловой, ценностно-мотивационной сферы личности.

В итоге профессиональная деятельность выпускника вуза выражается способностями к диалогу в поликультурной среде.

Актуализируется сегодня проблема методического мастерства преподавателя иностранного языка, в структуре которого особую значимость приобретает актерская техника, способность и готовность перевоплощаться [7; 8]. Педагогическое искусство сродни актерскому: изобразительные действия используются для непроизвольного запоминания иноязычного текста при введении новой лексики; пантомимика часто необходима для демонстрации функции определенного грамматического явления; выразительность действий крайне важна для вызова положительных эмоций и мотивации студентов. Ответная эмоция как форма отражающей психической деятельности положительно влияет на познавательные процессы, активирует ассоциативное мышление, снимает речевые зажимы, стимулирует воображение, вызывает потребность в изучении иностранного языка [9; 10].

При этом театральная педагогика не предполагает только разыгрывание ролей в сценке. Современная театральная педагогика представляет собой практико-ориентированное направление психологии и педагогики, которое реализует в образовательном процессе принципы событийности, импровизации, личного творческого действия. Все это связывает в единое целое интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие личности.

По утверждению Е.С. Булатовой, «театральная педагогика - это наука об искусстве обучения и воспитания <...> личности, которая способна к воспро-

изводству существенных признаков человеческой жизни в процессе рефлексивной деятельности» [11].

Театральная педагогика предполагает организацию продуктивного действия, которое реализуется в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в коллективном творчестве педагога и обучающихся [12; 13; 14]. Театральная педагогика как метаискусство представляет новый код обучения иностранному языку набором семиотических коммуникаций, задающих особую динамику развития драмы преподавателем, владеющим искусством импровизации. Семиотические идеи в теории и методике преподавания иностранного языка имеют своё объяснение. Так, урок-драма включает его участников в процесс импровизации, интегрирующий ряд коммуникативных процессов (зритель-актер) [15].

Эффект двойного отражения активизирует участников познавательного процесса, а искусственные ситуации при отсутствии естественной языковой среды способствуют формированию коммуникабельности и эмпатии. Театральность как искусство действия задаёт новый стиль преподавания иностранного языка: это возможность через определённую маску, интегрирующую два её вида - психологическую и практическую [16; 17], задавать ситуацию свободы в общении, снимающую речевые барьеры за счёт внешних проявлений преподавателем совокупности наглядных средств.

2. Результаты опытно-экспериментальной работы

Выборку нашего исследования представляют студенты юридического факультета, будущая профессия которых интегрирует несколько ролей. Поскольку юрист занимается вопросами законотворчества, это профессия политическая. Поскольку деятельность юриста представляется деонтологическим поведением, её основы составляют духовно-нравственные нормы поведения, что требует способов педагогического воздействия, формирующих потенциал нравственности. Поскольку деятельность юриста требует постоянного анализа взаимоотношений, оценки действий своих и коллег, это профессия публичная. Поскольку юрист оценивает реальные условия происходящих событий и их причины, то это профессия психологическая и педагогическая [18; 19]. Для всех перечисленных профессиональных аспектов деятельности будущего юриста характерен язык выразительности действий в дополнение к культурологическому профессиональному языку.

Таким образом актуализируется формирование творческой индивидуальности будущего специалиста. Это касается прежде всего режиссерской и актерской самореализации, без которых юрист в своей деятельности обойтись не может. Успешная самореализация в указанном аспекте требует от студен-

та-будущего специалиста в юридической области развитого воображения, гибкости мышления, внимания, образного действенного мышления, яркой мимики, совершенной культуры речи, чувства внутренней свободы, владения техниками релаксации и так далее.

Психодрама в данном случае становится ведущей технологией коммуникативного образования. Суммой внешних проявлений преподаватель вызывает у студентов определенную эмоцию, стимулируя речевое общение будущего специалиста. Постепенно речевой профессиональный этикет в виде системы устойчивых формул общения будет способствовать установлению контактов в ходе реализации профессиональных и в целом социальных ролей в новом типе социокультурной реальности.

Новый методический почерк преподавателя иностранного языка позволяет образно отразить действительность за счёт психофизических возможностей оставаться самим собой и воспринимать и копировать поступки и манеру общения другого лица (роли) - конгруэнтности. Это является внедрением актерской техники в педагогическую деятельность.

Педагогическое общение характеризируется адекватными условиями, создающими обучающий эффект занятия, а физические действия преподавателя - невербальные средства - одновременно являются и действиями обучающего характера, и аспектом активного личностного воздействия [20; 21].

Повышению мотивации к изучению иностранного языка способствует сверхзадача занятия как манка, возбуждающего эмоциональную память. Близкие цели занятия связаны с темпом, а занятие - с ритмом. Темпо-ритм активирует чувственное восприятие действительности: темп выражает смысл внешнего движения, а ритм - его внутреннее состояние. В совокупности эти две силы стимулируют воображение. Эффект решения педагогических задач определяется единством логического и эмоционального. Сиюминутно возникающие новые педагогические задачи в ходе общения требуют скорости принятия решения, чему способствует развитая педагогическая интуиция.

Еще одним аспектом театральной педагогики, который обуславливает повышение мотивации в обучении и снятие значительного количества коммуникативных барьеров у студентов, является необходимость максимального личного включения обучающихся в процесс.

Способы реализации принципов театральной педагогики в виде системы упражнений применяются нами на практических занятиях по английскому языку.

Так, для формирования умения свободно держаться перед аудиторией активно используется пантомимика. Театральные приёмы создают ситуацию свободного общения, формируя психологическую готовность к коммуникации на изучаемом языке [22; 23].

Активно используемым упражнением является этюд, как групповой, так и индивидуальный. Выделяют несколько видов этюда: на эмоциональное воспоминание, на физическое самочувствие, на действие с предметами, но особенно актуальным на занятии по иностранному языку является этюд на освоение способов словесного воздействия. Использование этюда как педагогического приема и как упражнения позволяет формировать умение улавливать внутреннюю коллизию педагогической ситуации, а также направлять студентов в сторону необходимого темпо-ритма занятия.

Ролевая игра - еще один весьма часто используемый в педагогической практике прием. Это одновременно и речевая, и игровая, и учебная деятельность. В силу данных особенностей ролевая игра имеет огромные обучающие возможности. С образовательной точки зрения элементы перевоплощения способствуют расширению психологического диапазона личности, формированию способности анализировать поведение партнеров по коммуникации. Исследователями ролевая игра рассматривается всегда как наиболее точная модель общения, поскольку в ней объединены вербальное и невербальное поведение участников. Таким образом, ролевые игры позволяют расширять ассоциативные поля обучающихся при усвоении языкового материала. Отмечаются также возможности ролевой игры для повышения мотивации в процессе обучения, что связано с необходимостью предварительного учета интересов, темперамента, взаимоотношений в группе. Это напрямую является основным требованием при реализации личностно-ориентированного процесса обучения.

Заключение

В методике преподавания иностранных языков происходят значительные перемены на фоне коренного изменения отношения к нему как учебному предмету и как реальному средству общения. Активные средства включают студентов в коммуникативные ролевые практики, которые интегрируют профессиональное пространство (область профессиональных задач) и время коммуникации (этапы погружения в профессиональные ситуации). Коммуникативная компетентность выпускника вуза способствует его готовности входить в мир профессиональных отношений, где необходимы развитые способности к диалогу в межнациональной и поликультурной среде.

Театральная педагогика формулирует основные принципы практической деятельности преподавателя, конкретизирует их в аспекте преподавания иностранного языка.

1. Отражение живой языковой действительности как выполнение требования связи обучающего процесса с жизнью и будущей профессиональной деятельностью студента в частности. Иными словами, это проективная деятельность педагога.

2. Понимание коммуникативной сверхзадачи учебного занятия (как понимается в театральном искусстве режиссерский замысел), то есть конструктивная деятельность педагога.

3. Создание условий для творческого осмысления студентом языкового материала, формирования его творческой личности, развития саморегуляции, повышения общей культуры и духовности как основных направлений организаторской деятельности педагога.

4. Использование приемов театральной педагогики на занятиях по иностранному языку позволяет гибко реагировать на изменения и корректировать их, что соответствует требованию динамичности образовательного процесса.

Педагогические воздействия осуществляются в условиях непосредственного публичного выступления в присутствии группы людей, являющихся активными соучастниками процесса, поэтому эффективное использование приемов театральной педагогики готовит студентов к общественной коммуникации.

Как показывает опыт, только педагог с качествами артистической личности может сформировать мотивационно ценностные отношения к содержанию образования и передать обучающемуся знания и личный актуальный опыт соответствующими педагогическими средствами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Руднева Т.И. Тенденции функционирования гуманитарного пространства // Стратегии современного высшего образования: монография. Сызрань: Ваш Взгляд, 2017. С. 7-12.

2. Юрина Е.Н. Личностно-ориентированная технология обучения студентов технического вуза иностранному языку.: дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001. 220 с.

3. Ветров Ю.П., Игропуло И.Ф. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вуза к использованию методов интерактивного обучения // Высшее образование в России.2012.№ 5. С. 89-96.

4. Афанасьева О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / О.Ю. Афанасьева; Южно-Уральский гос. ун-т. Челябинск, 2008. 55 с.

5. Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект // Экономический журнал. Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. С. 43-48. URL: http://old.kpfu.ru/f10/bibl/resource/articles.php?id=6&num=11000000 (дата обращения: 15.09.2018).

6. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 567 с. URL:

http://www.mgurussian.com/ru/teach/library/?main_code=Методика+преподавания +РКИ+и+учебники&д=Пассов&1уре=аи1Ьог (дата обращения: 10.09.2018).

7. Антонова О.А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 365 с.

8. Нельзина Е.Н., Панина Е.Ю., Луговцева Е. Драматическая и театральная педагогика на уроках иностранного языка // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. С. 125-130. URL: https://dramaticheskaya-i-teatralnaya-pedagogika-na-urokah-inostrannogo -yazyka.pdf (дата обращения: 21.09.2018).

9. Никитин С.В., Кузнецов Е.В. Роль театральной педагогики в становлении и развитии личности учащегося // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 20-22. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1058/ (дата обращения: 21.09.2018).

10. Просвирникова Е.Н. К вопросу о моделировании речевых ситуаций в ходе профессионально ориентированного обучения иностранным языкам // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2006. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-modelirovanii-rechevyhsituatsiy-v-hode-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 15.09.2018)

11. Булатова О. С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя: дисс. ... канд. пед. наук. Тюмень, 1999.

12. Соловьева И.А. Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке // Молодой ученый. 2016. № 16. С. 382-384. URL: https://moluch.ru/archive/120/33242/ (дата обращения: 21.09.2018).

13. Иванова Н.В. Элементы театральной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя: автореф. дис. .канд. пед. наук. Минск, 1993.

14. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: учеб. пособие для учителей средних школ и студентов пед. институтов. М.: Прогресс, 1993.

15. Климова Т.А., Косинец Е.И., Никитина А.Б. Возможности театральной педагогики в контексте новых образовательных стандартов // Вестник Московского образования. 2013. № 11.

16. Евреинов Н.Н. Демон театральности. Сост. А. Зубкова, В. Максимова. СПб.: Летний Сад, 2002. 535 с.

17. Цотова Д.Ю. Коммуникативные аспекты лингвотеатрального подхода // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 7 (256). Выпуск 33. С. 158-164. URL: https:// cyberleninka. ru/article/v/kommunikativnye-aspekty-lingvoteatralnogo-podhoda (дата обращения: 21.09.2018).

18. Храмцова А.Б. Англоязычный учебный текст в структуре имитационных технологий // Профессиональное образование: проблемы, подходы, новации. Сборник научных статей под ред. Т.И. Рудневой. Самара, 2014. С. 115-120.

19. Храмцова А.Б. Профессиональное самовыражение в диалоге культур // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона. Сборник трудов Международной научно-методической конференции. Самара, 2014. С. 428-430.

20. Лабунская В.А. Проблему обучения кодированию-интерпретации невербального поведения // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 85-94.

21. Никольская О.Л. Психологические основания актуализации творческого потенциала и подготовки студентов педвуза к творческой деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 13 (141). С. 48-54.

22. Кашина Е.Г. Профессиональная подготовка учителей иностранного языка средствам театральной педагогики // Стратегии современного высшего образования: монография. Сызрань: Ваш Взгляд, 2017. С. 72-86.

23. Новоселова А.С., Зобачева Р.Д. Театральная педагогика как средство саморазвития личности. Пермь, III ПУ, 2001. 155 с.

24. FlemingM. Starting Drama Teaching. Routledge, Abingdon, 3rd edition. 2011. 200 p.

25. Jacobs G., Farrell T. Understanding and Implementtng the CLT (Communicative Language Teaching) Paradigm [Electronic resource] / RELC Journal, 34.1, Singapore, 2003. Pp. 6-30. URL: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/ 003368820303400102 (дата обращения: 10.09.2018)

Поступила в редакцию 15.07.2018 В окончательном варианте 26.09.2018

UDC 811.1

TEACHING ENGLISH FOLLOWING LEARNER-BASED MODEL E.G. Kashina1, T.I. Rudneva2 1 Samara University

1, Ac. Pavlov Str., Samara, Russia, 443086 'E-mail: [email protected]

ABSTRACT

When Russia entered international education space, it caused the necessity to analyse the most important spheres in the field of students' professional training and it had to change the format of education in the humanities, which has to be in line with the demand of the state and the requirement of each individuality. The time has come to understand the education process as reflective and developing space, which provides good quality of university graduates. In the process of social services commissioning. And at this time the role of a foreign language becomes very important which guaran-

1 Elena G. Kashina, Dr. Ped. Sci., Professor of English Philology Department

2 Tatjana I. Rudneva, Dr. Ped. Sci., Professor, Head of Professional Education Theory and Technique Department

tees successful professional activity. This article deals with learner based teaching which gives support in the process of defining the goals of teaching. Communicative education gives an opportunity for active speech practice involving students in various role situations. It becomes actual to use multirole methods to involve students in dialogues and situations. Based on experimental material it is proved that teachers have to be good actors, it is especially important for teachers offoreign languages. It is proved that drama as the art of actions defines a new style of teaching a foreign language.

Key words: learner-based teaching model; pedagogical support; linguistic persona; communicative competence; theatricality; dialogue; art of education.

REFERENCES

1. Rudneva T.I. Tendentsii funktsionirovaniya gumanitarnogo prostranstva [Trends in the functioning of the humanitarian space] // Strategii sovremennogo vysshego obra-zovaniya: monografiya. Syzran': Vash Vzglyad, 2017. Pp. 7-12.

2. Yurina E.N. Lichnostno-orientirovannaya tehnologiya obucheniya studentov tehnich-eskogo vuza inostrannomu yazyku [Personality-oriented technology of teaching a foreign language to students of a technical university]: dis. ... kand. ped. nauk. Rostov-na-Donu, 2001. 220 p.

3. Vetrov Yu.P., Igropulo I.F. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka prepodavatelej vuza k ispolzovaniyu metodov interaktivnogo obucheniya [Psychological and pedagogical training of university teachers to use interactive learning methods] // Vysshee obrazovanie v Rrossii. No. 5. 2012. Pp. 89-96.

4. Afanasyeva O.U. Pedagogicheskoye upravleniye kommunikativnym obrazovaniem sudentov vusov: metodologiya, teoriya, praktika [Pedagogical management of the university students communicative formation: methodology, theory, practice]: avtoref. dis. ...doktora ped.nauk: 13.00.18 / O.U. Afanasyeva: Uzhno-Ural'skiy gos. universi-tet. Chelyabinsk, 2008. 55 p.

5. Bastrikova E.M Kommunikativnaya kompetenciya kak lingvodidakticheskij fenomen. Russkaya i sopostavitelnaya filologiya: lingvokulturologicheskij aspect [Communicative competence as a linguodidactic phenomenon. Russian and Comparative Philology: Lingvo-Cultural Aspect]// Ehkonomicheskij zhurnal. Kazan', Kazan' gos. un-t. 2004. Pp. 43-48. URL: http://old.kpfu.ru/ f10/bibl/resource/articles.php?id=6&num (data obrashcheniya: 15.09.2018).

6. Passov E.I., Kuzovleva N.E Osnovy kommunikativnoj teorii I tekhnologii inoyazych-nogo obrazovaniya [Fundamentals of the communicative theory and technology of foreign language education]. Moscow: Russkij yazyk. Kursy. 2010. 567 p. URL: http://www.mgurussian.com/ru/teach/library/?main_code=MeTOgHKa+npenogaBaHHH +PKH+H+yne6HHKH&q=naccoB&type=author (data obrashcheniya 10.09.2018).

7. Antonova O.A. Shkolnaya teatralnaya pedagogika kak socialno-kulturnyj fenomen [School theater pedagogy as a socio-cultural phenomenon]. Dis. d-ra ped. nauk. Spb., 2006. 365 p.

8. Nel 'zina E.N., Panina E. Yu., Lugovceva E. Dramaticheskaya I teatralnaya pedagogika na urokah inostrannogo yazyka [Dramatic and Theatrical Pedagogy in Foreign Language Lessons] // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya 1. Psihologicheskie I pedagogicheskie nauki. 2016. Pp. 125-130. URL: https://dramaticheskaya-i-teatralnaya-pedagogika-na-urokah- inostrannogo-yazyka.pdf (data obrashcheniya: 21.09.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Nikitin S. V., Kuznecov E. V. Rol' teatralnoj pedagogiki v stanovlenii I razvitii lichnosti uchashchegosya [The role of theatrical pedagogy in the formation and development of the student personality] // Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, oktyabr' 2011 g.). T.1. Chelyabinsk: Dva komsomolca, 2011. Pp. 20-22. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1058/ (data obrashcheniya: 21.09.2018).

10. Prosvirnikova E.N. K voprosu o modelirovanii rechevyh situacij v hode professional-no-orientirovannogo obucheniya inostrannym yazykam [To the question of the modeling of speech situations in the course of professionally oriented teaching of foreign languages] // Vestnik RUDN. Seriya Voprosy obrazovaniya. Yazyki I specialnost. 2006. No. 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-o-modelirovanii-rechevyhsituatsiy-v-hode-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-inostrannym-yazykam (data obrashcheniya: 15.09.2018).

11. Bulatova O.S. Ispolzovanie vozmozhnostej teatralnoj pedagogiki v processe stanovleniya lichnosti uchitelya [Using the possibilities of theatrical pedagogy in the process of teacher personality formation]. Dis. ... kand. ped. nauk. Tyumen, 1999.

12. Solov'eva I.A. Priemy teatralnoj pedagogiki v obuchenii obshcheniyu na anglijskom yazyke [Methods of theatrical pedagogy in teaching communication in English] // Molodoj uchenyj. 2016. No. 16. Pp. 382-384. URL: https://moluch.ru/archive/ 120/33242/ (data obrashcheniya: 21.09.2018).

13. Ivanova N.V. Ehlementy teatralnoj pedagogiki v sisteme professionalnoj podgotovki uchitelya [Elements of theatrical pedagogy in the system of professional teacher training]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Minsk, 1993.

14. Il'ev V.A. Tekhnologiya teatralnoj pedagogiki v formirovanii zamysla shkolnogo uroka [Technology of theater pedagogy in the formation of a school lesson thought]: ucheb. posobie dlya uchitelej srednih shkol I studentov ped. institutov. Moscow: Progress, 1993.

15. Klimova T.A., Kosinets E.I., Nikitina A.B. Vozmozhnosti teatralnoj pedagogiki v kontekste novyh obrazovatelnyh standartov [Opportunities for theater pedagogy in the context of new educational standards] // Vestnik moskovskogo obrazovaniya. 2013. No. 11.

16. Evreinov N.N. Demon teatral'nosty [The demon of theatricality] // Sost. A Zubkova, V. Maksimova. Saint-Petersburg: Letniy Sad, 2002. 535 p.

17. Tsotova D.Yu. Kommunikativnye aspekty lingvoteatralnogo podhoda [Communicative aspects of the linguistic theater approach] // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2017. No. 7 (256). Vol.

33. Pp. 158-164. URL: https:// cyberleninka. ru/article/v/kommunikativnye-aspekty-lingvoteatralnogo-podhoda (data obrashcheniya: 21.09.2018).

18. Hramtsova A.B. Angloyazychniy uchebniy tekst v structure imitatsionnych tehnologiy [English-language educational text in the structure of imitation technologies] // Pro-fessional'noe obrazovaniye: problemy, podhody, novatsii. Sbornik nauchnih statey pod red. T.I. Rudnevoy. Samara, 2014. Pp. 115-120.

19. Hramtsova A.B. Professional'noe samovyrazheniye v dialoge kul'tur [Professional self-expression in the dialogue of cultures] // Obrazovanie v sovremennom mire: rol' vusov v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii regiona. Sbornik trudov Mezhdunarod-noy nauchno-metodicheskoy konferentsii, 2014. Pp. 428-430.

20. Labunskaya V.A. Problemu obucheniya kodirovaniyu-interpritatsii neverbal'nogo povedeniya [The problem of learning coding-interpretation of non-verbal behavior] // Psihologicheskiy zhurnal. 1997. Vol. 18. No. 5. Pp. 85-94.

21. Nikolskaya O.L. Psihologicheskie osnovaniya aktualizacii tvorcheskogo potenciala i podgotovki studentov pedvuza k tvorcheskoj deyatelnosti [Psychological foundations of the actualization of creative potential and the preparation of students of a teacher training university for creative activity] // Vestnik Tomskogo gos. ped. un-ta (TSPU-bulleten). 2013. Vol. 13 (141). Pp. 48-54.

22. Kashina E.G. Professional'naya podgotovka uchiteley inostrannogo yazyka sredstvam teatral'noy pedagogiki [Professional training of foreign language teachers in theatrical pedagogy] // Strategii sovremennogo vyssgego obrazovania: monografiya. Syzran': Vash vzglyad, 2017. Pp. 72-86.

23. Novoselova A.S., Zobacheva R.D. Teatralnaya pedagogika kak sredstvo samorazvitiya lichnosti [Theatrical pedagogy as a means of self-development of personality]. Perm', PGPU, 2001. 155 p.

24. FlemingM. Starting Drama Teaching. Routledge, Abingdon, 3rd edition. 2011. 200 p.

25. Jacobs G., Farrell T. Understanding and Implementtng the CLT (Communicative Language Teaching) Paradigm [Electronic resource] / RELC Journal, 34.1, Singapore, 2003. Pp. 6-30. URL: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/ 003368820303400102 (data obrashcheniya: 10.09.2018)

Original article submitted 15.07.2018 Revision submitted 26.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.