Научная статья на тему 'Деятельностный подход как основа формирования профессиональных компетенций студентов-журналистов'

Деятельностный подход как основа формирования профессиональных компетенций студентов-журналистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СМИ / JOURNALISM / EDUCATION / COMPETENCE / ACTIVITY APPROACH / MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лурикова Ксения Константиновна

В статье рассматриваются возможности использования деятельностного подхода для формирования базовых профессиональных компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом. Затронутая проблематика обусловлена необходимостью модернизации учебного процесса в рамках подготовки кадров для СМИ, признаваемой и профессиональным журналистским, и научным сообществами. Современные условия функционирования СМИ требуют от выпускников факультетов журналистики и глубокой теоретической подготовки, и широких профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лурикова Ксения Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL ACTIVITY AS THE BASIS OF FORMATION OF COMPETENCE OF STUDENTS-JOURNALISTS

The article discusses the possibility of the activity approach to the formation of basic professional competencies provided by the federal state educational standards. These problems caused by the need to modernize the educational process. Professional journalistic community and scientists recognize the need to change the training system for media. Modern conditions QMS require graduates of journalism and deep theoretical training and broad professional competences.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход как основа формирования профессиональных компетенций студентов-журналистов»

Лурикова К.К.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования деятельностного подхода для формирования базовых профессиональных компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом. Затронутая проблематика обусловлена необходимостью модернизации учебного процесса в рамках подготовки кадров для СМИ, признаваемой и профессиональным журналистским, и научным сообществами. Современные условия функционирования СМИ требуют от выпускников факультетов журналистики и глубокой теоретической подготовки, и широких профессиональных компетенций.

Ключевые слова. Журналистика, образование, компетенции, деятельностный подход, СМИ.

Lurikova K.K.

THE PROFESSIONAL ACTIVITY AS THE BASIS OF FORMATION OF COMPETENCE OF STUDENTS-JOURNALISTS

Abstract. The article discusses the possibility of the activity approach to the formation of basic professional competencies provided by the federal state educational standards. These problems caused by the need to modernize the educational process. Professional journalistic community and scientists recognize the need to change the training system for media. Modern conditions QMS require graduates of journalism and deep theoretical training and broad professional competences.

Keywords. Journalism, education, competence, activity approach, media.

Новые условия функционирования масс-медиа и измененные государственные образовательные стандарты высшего образования (ВО) влияют не только на содержание образовательных дисциплин, но и на формы учебного процесса, активизацию деятельности студентов, приближение изучаемых тем к реальной жизни и поиски путей решения возникающих проблем.

Теоретические и практические основы преподавания предмета «Выпуск учебной газеты» устарели. В 2007 году UNESCO создала «Модель учебной программы по журналистике» [2], основной смысл которой заключается в том, что необходимые навыки в работе журналиста должны развиваться уже у студентов начальных курсов. «В университетской программе, развитие журналистской практики на 1-ом семестре дополняется изучением журналистики в обществе» [3]. Так, студенты Университета Огайо после занятий идут на работу над студенческой газетой, которая выходит еженедельно и содержит 6-8 полос [4]. В европейской образовательной практике широко используются такие педагогические технологии как:

• метод кейсов (конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций [9];

• деловая игра - метод имитации принятия решений в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости [6];

ГРНТИ 19.41.07 © Лурикова К.К., 2016

Ксения Константиновна Лурикова - аспирант кафедры журналистики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 960-274-15-88. E-mail: Lurikovakk@gmail.com.

• проектная деятельность - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта [8]. В современной научной литературе активно обсуждаются две неразрывно связанные темы: проблемы компетентностного и деятельностного подходов, которые актуализировались после присоединения к Болонскому процессу (В .И. Байденко [5], В.А. Болотов [7], Н.Н. Нечаев [13] и др.). Формирование профессиональной компетенции специалиста исследуются с позиций деятельностного подхода -единства личности, сознания и деятельности, взаимосвязи процессов деятельности и общения [14]. Деятельностный подход основывается на постулате, что психика человека связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. Согласно данному подходу, целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела [11].

В работах по психологии и педагогике поднимается вопрос: для чего человек учится? Чтобы научиться что-либо делать, а для этого узнать, как это надо делать. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий, а знания должны стать средством обучения действиям [10]. По Леонтьеву, знания никогда не существуют сами по себе, они всегда являются элементом какой-то деятельности, умений, навыков, а человеческая жизнь - это совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей [12].

Федеральный государственный стандарт ВО формулирует для выпускников ступени образования «бакалавриат» следующие профессиональные задачи [1]:

• авторская деятельность: выбор и формулирование актуальной темы публикации; сбор информации; создание материала с использование различных знаковых систем; редакторская деятельность: отбор, редактирование разных видов текстов, приведение их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями; селекция, редактирование, компоновка ретранслируемой информации, получаемой из Интернета;

• проектно-аналитическая деятельность: сбор и анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта; участие в разработке и коррекции концепции СМИ, их модели, формата, разработка авторского проекта; участие в текущем планировании деятельности СМИ и планирование собственной работы; участие в коллективном анализе деятельности СМИ и анализ результатов собственной работы (профессиональная рефлексия);

• организационно-управленческая деятельность: участие в организации работы различных подразделений СМИ (в соответствии с должностными обязанностями); участие в продвижении медиа-продукта на информационном рынке;

• социально-организаторская деятельность;

• производственно-технологическая деятельность: подготовка медиапродукта к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами разных каналов передачи информации; участие в процессе производства и выпуска печатного и интернет-издания, теле-, радиопрограммы (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала) в соответствии с технологическим циклом и на базе современных технологий.

Данные задачи сформулированы в 4 разделе «Характеристика профессиональной деятельности бакалавров» ФГОС ВПО 031300 [1]. Исходя из формулировки задач, поставленных перед выпускником-бакалавром, становится очевидно: студент должен не только получить теоретическую подготовку, но и уметь применять ее на практике, в производственном процессе. Процесс подготовки для решения задач должен происходить в рамках учебного процесса:

• обучение для выполнения задач в рамках направления «Авторская деятельность» - «Основы журналистской деятельности»;

• для выполнения задач по направлению «Редакторская деятельность» - «Стилистика и литературное редактирование»;

• для выполнения задач по направлению «Организационно-управленческая деятельность» - «Техника и технология СМИ»;

• для выполнения задач в рамках «Социально-организаторской деятельности» - «Основы рекламы и паблик релейшнз в СМИ»;

• выработка компетенций для решения задач «Проектно-аналитическая» и «Производственно-технологическая деятельность» предусмотрено в ФГОС в рамках «Профессиональных творческих студий».

Научное и профессиональное журналистское сообщество признает необходимость и значимость использования деятельностного подхода для образования по направлению «Журналистика», в ФГОС ВО декларирована практико-ориентированность высшего образования для журналистов, а также закреплены «Профессиональные творческие студии», но в практике большинства вузов, осуществляющих подготовку по данному направлению, отсутствует (или представлен формально) практический компонент в рамках образовательного процесса. Учитывая глубокую интегрированность учебных дисциплин, представляется целесообразным выдвинуть предложение по созданию и внедрению объединенной творческой студии - «Выпуск учебного СМИ», который детализируется по типовому признаку (печать, телевидение, радио): «Выпуск учебной газеты», «Выпуск учебной телепрограммы», «Выпуск учебного радио». Данные творческие студии позволят выработать следующие профессиональные компетенции установленные ФГОС:

• способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-18);

• знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий (ПК-29);

• выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определить дальнейший ход работы (ПК-39);

• готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами (ПК-57);

• участвовать в производственном процессе выхода издания, теле-, радиопрограммы (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала и т.п.) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий (ПК-58).

Изменение медиа-реалий, совершенствование технических средств и повышение уровня доступности информации позволяют выдвинуть предложения по модернизации учебных программ по прикладным дисциплинам, в том числе в рамках существующих курсов «Выпуск учебной газеты», с использованием современных педагогических технологий (метод кейсов, деловая, проектная деятельность), результатом которых станет формирование профессиональных компетенций, основанное на деятельностном подходе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 журналистика (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Министерства образования и науки РФ от 21.12.2009 № 775.

2. Accrediting Council on Education in Journalism and Mass Communication (ACEJMC). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www2.ku.edu/~acejmc (дата обращения 17.05.2016).

3. Series on journalism education, 12 UNESKO, World Journalism Education Council (WJEC). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wjec.ou.edu (дата обращения 17.05.2016).

4. Mould D. Journalism education - improvement of the quality of education and new technologies // 6th South Caucasus Media Conference. Tbilisi, Georgia, 2009.

5. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

6. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: АВОТС, 1989.

7. Болотов В.А. Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.

8. Вохменцева Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентно-стей // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2011.

9. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении // Специалист. 2010. № 4.

10. Зотов Н.Н. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях. М., 2015.

11. Корнева О.С. Деятельностный подход как основа формирования профессиональной компетентности экономистов // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. СПб.: СатисЪ, 2014.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

13. Нечаев Н.Н. Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 4.

14. Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.