Научная статья на тему 'Деятельностные принципы социальной работы'

Деятельностные принципы социальной работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3902
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Ключевые слова
ПРИНЦИП / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ПОЛУЧАТЕЛЬ УСЛУГ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRINCIPLE / SOCIAL WORK / SOCIAL WORKER / RECIPIENT OF SERVICES ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Романычев И.С.

В статье рассматриваются деятельностные принципы социальной работы, отражающие закономерности регуляции процессов взаимодействия социального работника и обслуживаемого индивида. Среди них превенция, интеграция, рефлексия, клиентоцентризм, толерантность, индивидуализация, компетентность. Данные принципы рассматриваются в контексте практики социальной работы, поскольку только в практической деятельности они могут полноценной отображаться. Модернизация социальной защиты населения требует более взвешенного и концептуального определения сущности и содержания принципов социальной работы, поэтому данная статья имеет цель сблизить теорию и практику социальной работы при построении методологических основ данной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Романычев И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY PRINCIPLES OF THE SOCIAL WORK

The article discusses activity the principles of social work, reflecting the patterns of regulation of processes of interaction between social worker and the served individual. Among them prevention, integration, reflection, clientcentric, tolerance, individualization, competence. These principles are considered in the context of social work practice, because in practical activities they can fully be displayed. Modernization of the social protection of the population requires a more balanced and conceptual definition of the nature and content of the principles of social work, thus, this article aims to reconcile theory and practice of social work when building the methodological foundations of this professional activity.

Текст научной работы на тему «Деятельностные принципы социальной работы»

УДК: 316.334.3 ГРНТИ: 04.21.81

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

И. С. Романычев

Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Россия, 105066 г. Москва, 1-й Басманный переулок, 10

И Романычев Илья Сергеевич - romanychevilya@mail.ru

В статье рассматриваются деятельностные принципы социальной работы, отражающие закономерности регуляции процессов взаимодействия социального работника и обслуживаемого индивида. Среди них - превенция, интеграция, рефлексия, клиентоцентризм, толерантность, индивидуализация, компетентность. Данные принципы рассматриваются в контексте практики социальной работы, поскольку только в практической деятельности они могут полноценной отображаться. Модернизация социальной защиты населения требует более взвешенного и концептуального определения сущности и содержания принципов социальной работы, поэтому данная статья имеет цель сблизить теорию и практику социальной работы при построении методологических основ данной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: принцип, социальная работа, социальный работник, получатель услуг, деятельность.

ACTIVITY PRINCIPLES OF THE SOCIAL WORK I. S. Romanychev

Institute of additional professional education of social workers 10 1st Basmanny lane, 105066 Moscow, Russia

H Romanychev Ilya - romanychevilya@mail.ru

The article discusses activity the principles of social work, reflecting the patterns of regulation of processes of interaction between social worker and the served individual. Among them - prevention, integration, reflection, clientcentric, tolerance, individualization, competence. These principles are considered in the context of social work practice, because in practical activities they can fully be displayed. Modernization of the social protection of the population requires a more balanced and conceptual definition of the nature and content of the principles of social work, thus, this article aims to reconcile theory and practice of social work when building the methodological foundations of this professional activity.

Keywords: principle, social work, social worker, recipient of services activities.

Социальная работа как профессиональная деятельность появилась более ста лет назад. Сегодня, пройдя вековой путь институционализации, она представляет собой профессиональную деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации. В Российской Федерации около полумиллиона работников социальных служб ежедневно помогают пожилым людям, инвалидам, бездомным, сиротам и другим категориям граждан, нуждающихся в социальных услугах. Являясь одновременно и практической деятельностью, и научной дисциплиной, социальная работа основывается на ряде принципов, пренебрежение которыми означало бы отход от того важнейшего процесса гуманизации общественных отношений, которому следуют работники социальных служб.

Принципы социальной работы являются важной составляющей методологии социальной работы. По сути, принципы - это исходные положения, отражающие наиболее значимые закономерности и свойства социальной работы как общественного феномена. Предметом данной статьи являются де-ятельностные принципы социальной работы. Деятельностные принципы демонстрируют внутренние закономерности социальной работы как процесса оказания помощи. Именно ими руководствуется социальный работник, оказывая социальные услуги нуждающимся гражданам, и именно на них сотни тысяч социальных работников строят логику своей деятельности по поддержанию гуманитарного потенциала общества.

В методологии социальной работы наиболее значимыми являются следующие деятельностные принципы:

Принцип превенции, означающий, что социальная работа направлена в первую очередь на упреждение возможных отклонений объекта от социальных нормативов, на профилактику социальных девиаций. Согласно этому принципу, в социальной работе уделяется первоочередное внимание профилактическим мерам, способным затормозить или не допустить появление или усугубление социальных проблем в жизни индивида, семьи, сообщества. Данный принцип крайне важен не только в организационном аспекте, но и в экономическом. Подобно медицинскому постулату о том, что любую болезнь дешевле предотвратить, чем лечить, в социальной работе превентивные меры позволяют предупредить различные негативные явления в жизни индивида и тем самым удешевить сам процесс борьбы с социальной проблематикой. Превенция способствует стабильному развитию объекта социальной работы в русле социальных норм и приемлемых правил поведения, однако выражение этого принципа касается не только социальной работы на контактном уровне. Социальная работа как профессиональная деятельность имеет своей задачей стабилизацию и активизацию поддерживающих инфраструктур, что соотносится с большинством ранее обозначенных структурных принципов. Это касается деятельности не одного, а десятков тысяч работников социальных служб, своими действиями каждодневно проводящих профилактику дальнейшего ухудшения качества жизни людей. В своей работе они используют вышеупомянутые инфраструктуры как источники важнейших ресурсов по поддержанию стабильности взаимодействия проблемных индивидов и социума. В от-

ечественной практике социальной работы встречаются такие направления реализации этого принципа, как профилактика преждевременного старения, профилактика инвалидности, профилактика суицида, профилактика алкоголизма и наркомании, профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и многие другие. И во всех случаях превенция предполагает привлечение как можно большего количества различных служб, организаций, ведомств, сообществ, тем самым создавая особые институциональные практики работы, при которых достигается конструктивное использование общественной инфраструктуры в целях недопущения дальнейшего усугубления или разрастания социальных проблем.

Принцип интеграции является одним из важнейших деятельностью принципов в социальной работе, так как отражает одну из наиболее значимых задач работы с индивидом - повышение его адаптированности через изменения во внешней среде. Интеграция означает включение получателя социальных услуг в социальные процессы, новые сообщества, расширение граней его мировосприятия. Этому принципу служит такой вид социальной работы, как социальная работа с группой - ведь через включение индивида в малую группу можно достичь коррекции его повседневных практик, инициировать применение им новых способов освоения мира, заставить задуматься над собственными ценностными ориентациями, расширить сеть социальных контактов, вывести на новый уровень его коммуникативную активность. Через интеграцию индивид может поменять собственные адаптивные стратегии, сочетая их со стратегиями других участников интегративного пространства. При интеграции усиливается интенсивность информационного обмена, эмоционального вымещения. В особенности это значимо для тех групп, где индивиды объединены какой-либо общей проблемой - зависимостью, физическими дефектами, социальной дискриминацией и т. п. Однако принцип интеграции можно трактовать в более расширенном варианте - как способствование ликвидации всех форм общественной дискриминации путём признания равенства всех индивидов в социуме, а следовательно, расширение направлений участия получателя услуг в жизни общества, включение его в социальную среду (даже без включения в малую группу). При реализации этого принципа индивид становится полноправным членом социума, возрастает уровень его правовой и социальной защищённости, усиливается его роль в жизни сообщества, служащего для него интегративной средой.

Принцип рефлексии, отражающий тонкую психологическую специфику социальной работы и выраженный в необходимости работать над «внутренней обратной связью» индивида, его способностью смотреть в глубину себя, анализировать собственные психические процессы. Способность к самоанализу наблюдается далеко не у всех получателей услуг, однако именно эта способность является важной гранью, заступив за которую, индивид понимает важность работы над собой. Само предоставление услуг редко меняет ценностные ориентиры человека, практически не способствует повышению уровня его самооценки, и это при том, что социальная работа основана на важнейшей задаче использовать внутренние ресурсы индивида. Использование этих ресурсов в принципе невозможно без осознания самим индивидом их наличия у себя. Также очень важно, чтобы посредством рефлексии индивид приходил к осознанию себя не только как объекта социальной работы, но и как её субъекта. Деятельностное начало в жизни получателя услуг, о котором так много пишут и говорят в статьях и монографиях, формируется в том числе и посредством адекватных методик социальной работы, направленных не только на при-

учение индивида к потреблению услуг и материальной поддержки, но и на активизацию его жизненных сил, формирование новой системы жизненных задач и смыслов. И это также не обходится без развития главного психологического механизма самоактивизации - рефлексии, в том числе критической. В социальной работе ориентация на жизненный мир человека связана именно с критической рефлексией и нуждается в ней в процессе сопереживания, консультирования, поддержки в решении повседневных проблем. Развитие рефлексии достигается посредством бесед с получателем услуг, причём специально проводимых с целью обращения «внутреннего взора» на себя, тренингов, различных игротехник и многих других методов. Принцип рефлексии в социальной работе является важным условием инициации поиска индивидом ответов на вопросы «кто я?», «к чему я стремлюсь?», «что я должен поменять в себе?»

Принцип охраны социальных прав индивида, предусматривающий противодействие любым попыткам извне нарушить важнейшие права получателя услуг, снизить его правовой статус. В ряде зарубежных традиционных трактовок социальной работы ей недвусмысленно приписывается правозащитная функция как одна из основополагающих. Это, конечно, не означает, что социальный работник должен иметь юридическую подготовку и выступать в качестве адвоката, но вместе с тем данный принцип подразумевает наличие охранительных функций в отношении правового статуса получателя услуг. Каждый индивид имеет основополагающие права - на жизнь, на охрану здоровья, на образование, на жилище, следовательно, решение его проблем немыслимо без реализации или защиты этих прав. Также наличие адресного подхода в определении получателей социальных услуг предполагает, что каждому из них положен свой набор выплат, льгот, у каждого своя длительность получения тех или иных социальных благ. Это также создаёт для работника социальной службы поле деятельности по соблюдению и охране прав на данные блага. Социальная работа в принципе представляет собой деятельность в правовом поле, где субъектами правоотношений выступают получатель социальных услуг, поставщик социальных услуг, третьи лица, сторонние организации. Работник социальной службы зачастую представляет интересы получателя услуг во взаимодействии с различными организациями, ведомствами, службами, а также с третьими лицами. В случаях, когда существует угроза нарушения прав получателя услуг, или они уже нарушены, обязанностью социального работника становится защита этих прав, по возможности - восстановление индивида в правах. Для этого социальному работнику часто приходится подключать внешние ресурсы, как то взаимодействовать с правоохранительными органами, прокуратурой, судебными инстанциями, коллегией адвокатов. Для соблюдения принципа охраны социальных прав индивида работники социальных служб должны знать действующее социальное законодательство, быть осведомлёнными о механизмах реализации и защиты прав граждан, иметь представление о полномочиях социальной службы в деле защиты прав получателей услуг.

Принцип опоры на ресурсы индивида, подразумевающий необходимость развивать у получателя услуг способности самостоятельного решения проблем. Социальная работа как профессиональная деятельность предполагает взаимодействие с человеком, обладающим присущим только ему потенциалом адаптации и развития. Этот потенциал является слагаемым тех ресурсов, с помощью которых можно активизировать устремления человека к переменам в собственных деятельности и мировоззрении. Становясь предметом воз-

действия со стороны социального работника, человеческие ресурсы постепенно должны стать главным фундаментом позитивных перемен в жизни индивида. Актуальными становятся вопросы: как эти ресурсы распознать, как их использовать и как привести человека к осознанию необходимости развивать эти ресурсы в дальнейшем.

Ресурсы человека можно условно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся здоровье (физиологический потенциал) человека, активность психических функций, уровень интеллекта, способности и таланты, информированность, жизненный опыт, адекватная самооценка, нравственная убеждённость. К внешним - наличие устойчивого круга коммуникативных партнёров, поддерживаемые родственные связи, занятость, увлечения, постоянный материальный доход, собственная безопасная территория проживания, источники информации. Сталкиваясь с получателем услуг в первый раз, опытный работник социальной службы пытается оценить его ресурсную обеспеченность как во внешнем проявлении, так и в плане наличия психологических качеств, необходимых для успешного решения его проблемы. Оценив эти позиции, работник выстраивает собственную стратегию взаимодействия с получателем услуг и намечает пути решения стоящих перед ним задач.

Было бы неправильным предполагать, что человек, даже сформированный и социализированный, является чем-то законченным, завершённым, и его потенциал больше не в состоянии прирастать новыми элементами и качественными характеристиками. Важную роль в развитии человеческого потенциала на индивидуальном уровне играет работа над собой, над собственными недостатками, над новыми, желаемыми свойствами тела и психики. Склонность человека к самосозиданию является важнейшим личностным качеством, определяющим направленность всех процессов развития внутренних составляющих человеческой сущности. Работу над собой можно по праву назвать третьим фактором, после природного и социального, воздействующим на различные стороны потенциала человека. Однако сила этого фактора определяется степенью социальной зрелости личности, способностью осознать необходимость внутренних перемен и моральной готовностью инициировать и поддерживать в себе эти изменения.

Принцип клиентоцентризма, означающий фиксацию клиента (получателя услуг) в центре профессионально-ценностной системы работника социальной службы. Клиентоцен-тризм отнюдь не означает, что социальный работник должен практиковать жертвенность, возведённую в абсолют, однако без этого принципа социальная работа не стала бы самой гуманной и самой человеко-ориентированной профессией. Принцип клиентоцентризма подразумевает, что во всех случаях нарушения прав клиента социальный работник выступает только на стороне защиты клиента. Он также означает, что при возникновении этических диллем, двойственности возможного этического выбора, социальный работник делает выбор в пользу морально-этической защиты именно клиента, даже если это предусматривает попрание собственных моральных принципов. Работнику социальной службы часто приходится выступать медиатором и конфликтологом, регулируя и разрешая возникающие в жизни получателя услуг противоречия. Основываясь на этом принципе, социальный работник осуществляет медиацию и посредничество при важнейшем условии защиты законных интересов получателя услуг. Среди всех профессиональных ценностей важнейшей для социального работника остаётся система интересов и потребностей получателя услуг. Она является отправной точкой оценки качества

собственной работы, формирования тактики взаимодействия со сторонними организациями, планирования рабочего дня и в целом режима работы, реализации стратегии представления интересов получателя услуг в отношениях с его родственниками. Нахождение получателя услуг в центре внимания социального работника есть важнейшее условие полноценной социальной защиты индивида и реализации его социальных прав.

Принцип максимизации социальных ресурсов, предусматривающий использование в процессе решения проблемы наибольшего количества возможных средств, которыми располагает социальная система. Данный принцип очень важен в связи с развитием рынка социальных услуг, внедрением социального сопровождения, развитием благотворительности и меценатства. Социальная система, окружающая индивида и частью которой он является, может предложить массу способов решения проблем получателя услуг, а также располагает большим количеством средств, материально и организационно обеспечивающих процесс решения проблем. Так, в социальной работе допускается использовать ресурсы не только государственной организации, оказывающей услуги, но и социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), бизнес-структур, религиозных конфессий, общественных организаций, волонтёров, частных лиц. Причём речь идёт не только о денежных средствах или натуральной помощи, но и о группах самопомощи, культурно-досуговых мероприятиях, психологической поддержке, духовном наставничестве, социально-бытовом обслуживании. Коммерческий сектор может проводить благотворительные акции, обеспечивать скидки для малообеспеченных граждан при покупке товаров, делать прямые благотворительные взносы в адрес организаций социального обслуживания или конкретных граждан, практиковать социальное предпринимательство. Некоммерческий сектор может предоставлять целый спектр социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых и т. п.) в адрес нуждающихся граждан, а также получать за это государственные деньги. Церковь является не только традиционным распределителем социальных благ (денег, продуктов, одежды и т. п.), но и мудрым советчиком, позволяющим верующему человеку вновь обрести веру в себя и свои силы, реализатором просветительских и воспитательных программ. Общественные организации могут осуществлять содействие государственным организациям в выявлении нуждающихся граждан, организационно помогать в проведении различных мероприятий. Волонтёрское движение создаёт значимое подспорье в деле помощи особым получателям услуг, внимание к которым не исчерпывается только деятельностью социальной службы, а также помогать в проведении различных государственных акций и кампаний. Частные лица, в том числе и родственники получателей услуг, их соседи и знакомые, также принимают участие в деле помощи нуждающимся индивидам, и здесь социальному работнику очень важно увидеть, какими ресурсами располагает тот или иной человек и что он может предложить получателю услуг. При максимальном охвате субъектов помощи создаётся своеобразная матрица ресурсов, и становится важным вовремя использовать тот или иной ресурс, реагируя на изменяющиеся потребности получателя услуг.

Принцип толерантности, предусматривающий терпимое отношение к индивиду вне зависимости от его поведения, внешнего вида, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т. д. Толерантность особенно ставится во главу угла при работе с этническими меньшинствами, беженцами и вынужденными переселенцами, бывшими заключёнными

и другими категориями, которых объединяет общий признак - выраженное отличие от большинства окружающих их людей. Признание права любого человека быть таким, каков он есть, является важнейшим гуманитарным завоеванием человечества, и социальная работа была и остаётся той профессией, представители которой никогда не должны быть подвержены влиянию стереотипов в отношении различных социальных групп. Это остаётся актуальным, даже если эти стереотипы поддерживаются большинством населения. Безусловно, касательно толерантности речь может идти не только об «отличающихся» сообществах, ведь в современном мире негативные стереотипы, ярлыки и клише могут распространятся на членов общества, присутствие которых в социальной структуре абсолютно естественно - на пожилых граждан, на детей, на лиц с ограниченными возможностями, на представителей профессиональных групп. Иногда СМИ могут провоцировать информационную войну в отношении конкретных социальных групп, и большая часть общества может этому поддаваться. Но во всех случаях социальный работник является представителем профессии, служащей исключительно гуманистическим идеалам, а значит, на нём лежит ответственность за слова и поступки в отношении каждого индивида, с кем приходится работать. Также принцип толерантности крайне важен в политическом аспекте, поскольку образ толерантного социального работника - это образ толерантного государства, поддерживающего институты помощи всем и каждому. Это образ социального государства, никого не бросающего на произвол судьбы, возвышающегося над общественными стереотипами и предрассудками, строящего и укрепляющего мирные устои общественной жизни.

Принцип индивидуализации социальной работы, означающий применение индивидуального подхода в оказании помощи человеку. Каждый человек уникален и своеобразен в силу состояния здоровья, воспитания, уровня и качества жизни, приоритетов в потребностях и т. д. Предоставление социальных услуг должно основываться на оценке индивидуальной нуждаемости, при которой учитываются все внутренние и внешние аспекты жизнедеятельности человека - от жилищно-бытовых условий до акцентуации характера. При этом необходимо учитывать, что с оказанием социальных услуг могут происходить изменения различных сторон жизненной ситуации, а потому подходы к работе с индивидом и меры помощи ему тоже могут меняться. На практике принцип индивидуализации социальной работы отчётливо проявился в развитии адресного подхода в социальном обслуживании. Надо учесть, что адресность имеет более узкую трактовку, чем индивидуальный подход, однако именно адресность социальной работы (социального обслуживания) сегодня актуализирована как никогда.

Адресность традиционно означает, что те или иные социальные блага должны предоставляться только тем лицам, которые действительно нуждаются в них. Адресность часто трактуется как соблюдение такого подхода к получателю социальных услуг, при котором ведётся учёт всех показателей уровня и качества его жизни, всех факторов внешней среды, прямо или косвенно влияющих на его неблагополучие. Данный подход идёт в разрез со многими устоявшимися традициями предоставления социальных услуг в нашей стране. И самым важным тормозом на пути внедрения адресности является не до конца изжитый категориальный подход - прямая противоположность подходу адресному. Согласно главному постулату категориального подхода, социальные блага предоставляются индивиду на основании его принадлежности к какой-либо категории. Идеологема категориального подхода - признание

определённых заслуг гражданина перед страной и включение его в безадресную, не учитывающую уровень его нуждаемости, систему распределения социальных благ.

Внедрение же адресного подхода продиктовано объективными требованиями времени, когда наблюдается сокращение (или замораживание) бюджетных расходов на сферу социальной защиты, когда демографические изменения влекут повышение числа потенциальных получателей социальных услуг, наконец, когда назрела необходимость всерьёз бороться с социальным иждивенчеством. В этих условиях государственная система распределения социальных благ должна сосредоточиться на поддержке наиболее незащищённых граждан. Реализация адресного подхода воплощается в следующих этапах:

1) определение конкретного адресата - получателя социальной помощи или услуг;

2) оказание дифференцированной помощи, где применительно к проблематике получателя услуг планируются определённые виды социальных услуг, их конкретизированный объём, периодичность предоставления;

3) постоянный учёт всех аспектов уровня и качества жизни получателя услуг, отражающих его нуждаемость в социальных услугах;

4) реализация специальных мер для профилактики социального иждивенчества в среде получателей услуг, резко или постепенно переходящих в разряд ненуждающихся.

Принцип эмпатического проникновения и соучастия, предусматривающий использование особых психологических механизмов, позволяющих социальному работнику понять и прочувствовать всё то, что понимает и чувствует получатель услуг. Эмпатийность предполагает наличие, возможно, особого дара, граничащего с проницательностью, но благодаря которому становится возможным понять и принять систему ценностей индивида, взглянуть на проблему его глазами, вжиться в его ситуацию и почувствовать себя на его месте. До сих пор нет единого мнения по поводу того, даётся ли это качество исключительно природой или его можно выработать на практике. Вместе с тем, абсолютно ясно, что разработка стратегии и тактики оказания помощи человеку, выбор средств для достижения этих целей, а также качество коммуникации во взаимодействии с нуждающимся индивидом, немыслимы без принятия и понимания его мнения, видения собственной проблемы, имеющегося целеполагания в отношении будущего данной проблемы. Субъективность индивида в оценке того, что с ним происходит, отнюдь не является препятствием к совместной разработке шагов по выводу его из трудной жизненной ситуации. Напротив, поняв его точку зрения, прочувствовав гамму его переживаний, становится легче находить с ним общий язык, понимать ход его мыслей, видеть особенности его мысленной связи с окружающим миром. Эмпатическое проникновение и соучастие должны быть действенными, а это предусматривает активное слушание, сопереживание и формирование обоюдной нацеленности на решение проблемных вопросов. Без соблюдения данного принципа невозможно установление доверия, столь важного в формировании субъект-субъектных отношений и соблюдении этических основ социальной работы.

Принцип компетентности, предусматривающий наличие важных составляющих профессиональной деятельности - знаний и навыков осуществления практической социальной работы. Компетентность вырабатывается на практике, однако основывается не только на личном опыте работы, но и на активном саморазвитии работника социальной службы. Человек, посвятивший свою жизнь делу помощи другим, должен опираться в

своей деятельности на знания законов, постановлений, кодексов, стандартов, смежных нормативных актов. Не последнее место в его интеллектуальном багаже занимают знания в области психологии, педагогики, медицины, экономики, социологии. Развитие компетентности предусматривает постоянное нахождение и укрепление связи между полученными знаниями и практикой работы, формирование собственных стратегий профессионального развития, применение творческого подхода к работе. Компетентный работник легко ориентируется в законодательном поле, быстро находит выход из сложных профессионально-специфических ситуаций, не допускает возникновения конфликтов с получателями услуг, работает над профилактикой собственного профессионального выгорания. Принцип компетентности особенно эффективно работает, когда осуществляется равномерное профессиональное развитие всех работников социальной службы, а не одного или нескольких. В этом случае социальная служба становится оплотом профессионалов, легко адаптирующихся к переменам в законодательстве, готовых активно внедрять социальные инновации, не боящихся перемен в порядке и методах работы. Профессиональное развитие каждого работника становится залогом профессионального развития организации, а вслед за ней - всей системы социальной защиты населения.

Деятельностные принципы социальной работы не исчерпывают всех закономерностей и аспектов этой профессиональной деятельности. К ним могут быть добавлены структурные и общефилософские принципы, которые в совокупности завершают методологическое построение структурно-функ-

циональных основ социальной работы. Однако именно деятельностью принципы в первую очередь отражают установки, которые несёт в своём профессиональном сознании простой социальный работник, и благодаря которым он строит ту объёмную гамму процессов взаимодействия с индивидами, что в конечном итоге складывается в качественную профессиональную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцова М.В., Макаров В.Е. Социальная защита и обслуживание населения. Учебно-методическое пособие. Таганрог: Изд-во С.А. Ступина, 2015. 309 с.

2. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2014. 256 с.

3. Малофеев И.В. Развитие социальных услуг в современном обществе: теория вопроса. Монография. М.: ИПК ДСЗН, 2011. 208 с.

4. Малофеев И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения. М.: Дашков и Ко, 2013. 176 с.

5. Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник для бакалавров. М., 2014. 425 с.

6. Фирсов М.А., Студенова Е.Г. Теория и методика социальной работы. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 448 с.

7. Холостова Е.И. Социальная работа: теория, история и практика. Учебник. М.: Юрайт, 2014. 912 с.

Поступила в редакцию 31.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.