УДК 94(476)+ 281.93
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИРОВИЧСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО БРАТСТВА ПОД РУКОВОДСТВОМ А. ОСИПЧИКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ БЕЛОРУССКОЙ ДИАСПОРЫ В 1947 - 1965 гг.
канд. богословия, доц. А.В. СЛЕСАРЕВ (Минская духовная академия)
В статье описаны история возникновения Жировичского православного братства и основные направления его деятельности по организации религиозной жизни послевоенной белорусской диаспоры. Выявлены наиболее значимые мероприятия, проводившиеся секретарем братства А. Осипчиком по популяризации идей белорусской автокефалии, сохранению религиозной и национальной идентичности белорусских эмигрантов. Рассмотрены обстоятельства идейного расхождения братства с основными белорусскими православными юрисдикциями, действовавшими в диаспоре: Белорусской митрополией в составе Русской Православной Церкви Заграницей, Белорусской Автокефальной Православной Церквью и белорусскими приходами Константинопольского Патриархата. Охарактеризованы основные идеи братства, транслировавшиеся посредством осуществления издательской деятельности. Обозначены причины раскола братской организации и ее последующей маргинализации.
Ключевые слова: автокефалия, белорусская диаспора, Белорусская Автокефальная Православная Церковь, Жировичское православное братство.
Введение. В результате потрясений Второй мировой войны значительная часть белорусского населения оказалась на территории стран Западной Европы и избежала репатриации в Советский Союз. На протяжении второй пол. 1940-х гг. в белорусской диаспоре происходили процессы образования благотворительных, общественных, политических, культурных и иных организаций, ориентированных на консолидацию соотечественников и содействие их адаптации к новым реалиям жизни. Одним из таких сообществ стало Жировичское православное братство (ЖПБ), сыгравшее заметную роль в организации религиозной жизни православных белорусских эмигрантов. К настоящему времени его история не нашла отражения ни в отечественной, ни в зарубежной историографии. Вместе с тем, изучение данной темы позволит восстановить одну из значимых страниц белорусской конфессиональной истории ХХ ст.
Целью статьи является выявление основных аспектов деятельности руководимого А. Осипчиком Жировичского православного братства по организации религиозной жизни белорусской диаспоры в 1947 -1965 гг. В соответствии с поставленной целью предполагается решение задач по описанию предпосылок учреждения ЖПБ, характеристике его структуры и основных направлений деятельности, определению влияния на формирование белорусских православных религиозных организаций в диаспоре, популяризации идей белорусской автокефалии, деятельности по сохранению религиозной и национальной идентичности белорусских эмигрантов.
При подготовке статьи осуществлялся анализ церковных законодательных актов, делопроизводственных материалов, эпистолярных источников, публицистических произведений, материалов периодической печати. Методология статьи базируется на диалектических принципах объективности, конкретности, всесторонности и историзма, а также на общенаучных методах познания (анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, абстрагирование). К использовавшимся специально-научным методам необходимо отнести историко-генетический, структурный и системный.
Основная часть. Значимой страницей белорусской истории ХХ ст. является деятельность национальных общественно-политических и религиозных организаций в эмиграции. Одной из таких организаций, оставивших заметный след в жизни послевоенной белорусской диаспоры, было Жировичское православное братство. Предыстория его возникновения восходит к деятельности Белорусского православного объединения (БПО), созданного 5 мая 1946 г. на Первом Белорусском Православном Съезде в Регенсбурге. Целью создания объединения виделись координация религиозной жизни православных белорусов за пределами отечества и сопротивление переходу проживавших на территории Германии иерархов Белорусской митрополии в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) [1, с. 591-595; 2, с. 591; 3, с. 143-144].
На следующий день после образования БПО, 6 мая 1946 г. Архиерейский Собор РПЦЗ удовлетворил прошение белорусских иерархов, включив в свою структуру Белорусскую митрополию за рубежом и предоставил ей автономный статус [4, лл. 1-2; 5, лл. 1-14]. Первоначально БПО проводило оппозиционную линию в отношении белорусского епископата. Однако 12 сентября 1946 г. бывший архиепископ Могилевский и Мстиславский Филофей (Нарко) официально возглавил Белорусское православное объединение и направил его деятельность в русло церковной политики Синода Белорусской митрополии. Не согласные с новым курсом члены БПО А. Осипчик и Ф. Шибут вышли из его состава и 20 мая 1947 г. учредили Жировичское православное братство, ориентированное на организацию Белорусской Автокефальной Православной
Церкви (БАПЦ) в диаспоре [6, л. 54; 7, с. 5; 8, с. 3; 9, с. 42]. Следствием произошедших событий стало скорое прекращение деятельности БПО. Фактическим организатором братства и его секретарем стал А. Осипчик, обустроивший руководящий орган ЖПБ в лагере для перемещенных лиц Виндишбергердоф (земля Бавария, Германия) на территории американской оккупационной зоны [7, с. 5-6; 8, с. 3; 9, с. 43; 10, с. 32].
Согласно принятому в 1947 г. уставу, Жировичское православное братство позиционировало себя преемником православных братств, существовавших на белорусских землях в XVI - XVII вв. Несмотря на пребывание в диаспоре, символическим центром расположения братства объявлялся Жировичский Успенский монастырь, находившийся на территории Гродненской области БССР. Важнейшими направлениями деятельности ЖПБ виделись консолидация православных белорусов в эмиграции, обеспечение их духовной и материальной поддержки, всемерное содействие в деле реализации белорусского автокефального проекта, организация мероприятий духовно-просветительного характера, издание белорусской религиозной литературы. Формирование бюджета предполагалось осуществлять за счет собственной деятельности и добровольных пожертвований. Руководителем братства мог стать только православный священнослужитель, заместителем руководителя - православный мирянин, а рядовым членом братства - любой белорус православного исповедания. Членство в ЖПБ предполагало наличие трех ступеней вовлеченности: 1. Белый и черный брат; 2. Слуга Марии; 3. Старший брат. Символом организации являлось изображение явления Жировичской иконы Божией Матери на груше на белом поле, а гимном «Песнь Божией Матери за Церковь и Народ» («Песьня Божай Мащ за Царкву i Народ»). Контролирующим и законодательным органом определялся Совет Старейшин, состоявший из лиц, достигших высшей ступени вовлеченности. Устав предписывал проводить общее собрание один раз в год для выработки направлений работы на следующий период. Днем проведения общего собрания назначалось 20 мая - день церковного прославления Жировичской иконы [11, с. 1].
5 июня 1948 г. в немецком городе Констанц (земля Баден-Вюртемберг) состоялся Собор сторонников белорусской церковной независимости, принявший решение о формировании структур БАПЦ. Во время Собора произошло образование Временного Управления БАПЦ (ВУ БАПЦ), руководителем которого временно стал епископ Сергий (Охотенко), иерарх Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). Жировичское православное братство оказало открытую поддержку ВУ БАПЦ [12, с. 23; 13, с. 8]. В августе 1948 г. епископ Сергий (Охотенко) утвердил ЖПБ как организацию в составе БАПЦ, назначив его руководителем протоиерея Стефана Войтенко и утвердив А. Осипчика в должности секретаря. При этом предполагалось, что образование отделений братства произойдет во всех белорусских приходах в эмиграции [14, с. 11; 15, с. 4].
Поддерживая содействие украинских автокефалистов в формировании белорусской церковной структуры, 21 сентября 1948 г. братство опубликовало открытое обращение к Первоиерарху УАПЦ митрополиту Поликарпу (Сикорскому). В письме подчеркивалось наличие глубоких духовно-исторических взаимосвязей между белорусским и украинским народами. Одну из них они усматривали в том, что с 1927 по 1931 гг. митрополит Поликарп являлся настоятелем Жировичского монастыря [16, с. 4-5; 17, с. 4]. Согласно мнению авторов обращения: «Украинская и Белорусская Православные Автокефальные Церкви должны стать новым костром возрождения наших народов» [16, с. 4].
Существенную поддержку процессам становления БАПЦ оказывали президент и правительство Белорусской Народной Республики (БНР). При этом реализация автокефального проекта тесно увязывалась с поддержкой ЖПБ. Так, 14-15 октября 1949 г. Совет министров БНР утвердил перспективный план работы правительства. Согласно этому документу Министерству культуры и вероисповеданий БНР предписывалось оказание содействия в подготовке архиерейской хиротонии игумена Василия (Томащика), канонического оформления перехода епископа Сергия (Охотенко) из юрисдикции УАПЦ в БАПЦ, организации Священного Собора Епископов БАПЦ и развитие деятельности Жировичского православного братства [18, с. 153].
Важной составляющей деятельности ЖПБ была реализация издательских проектов. В декабре 1948 г. братство выпустило первый номер журнала «Сша Веры», редактором которого выступил А. Осипчик. Тираж первого номера составил 500 экземпляров. На страницах издания размещались официальные документы, статьи религиозно-нравственной и исторической тематики, хроника церковной жизни. Не ограничиваясь подготовкой журнала, братство осуществило издание книг «Аб Цудатворным Жыровщюм Абразе Божае Мащ» [19], «Акафкт перад Цудатворным Жыровщюм Абразом Божае Мащ» [20], «Акафют да сьв. Афрасшьш, кн. Полацкай, апякуню i прасьветнщы зямлi беларускай» [21], «Цудатворны абраз Жыровщ-кай Мащ Божай i Жыровщм манастыр. Пстарычны нарыс» [22], учебного пособия для школьного обучения «Новы Запавет 1суса Хрыста» [23], а также литографий почитаемых белорусами икон («Явление Божией Матери в Жировичах», «Покров Божией Матери над Жировичами», «Обновленный образ Жировичской иконы Божией Матери», преподобной Евфросинии Полоцкой), открытки «Регенсбургская церковь Божией Матери» [24, с. 11; 25, с. 11; 26, с. 45].
К 1949 г. управление ЖПБ покинуло лагерь Виндишбергердорф и обосновалось в лагере Бакнанг (земля Баден-Вюртемберг, Германия) на территории американской оккупационной зоны [26, с. 44]. В апреле этого же года произошло существенное повышение уровня влияния ЖПБ на религиозную жизнь белорусской диаспоры по причине назначения А. Осипчика секретарем ВУ БАПЦ [12, с. 22].
Примечательным направлением деятельности ЖПБ после включения А. Осипчика в состав ВУ БАПЦ стала публикация материалов, дискредитирующих епископат Белорусской митрополии РПЦЗ. В 1949 - 1950 гг. журнал «Сша веры» фактически обвинил бывшего митрополита Минского и Белорусского Пантелеимона (Рожновского) в продаже храма Святой Евфросинии Полоцкой в Регенсбурге, построенного на средства белорусских эмигрантов [27, с. 25; 28, с. 25]. В 1949 г. информационной атаке подвергся бывший архиепископ Гродненский и Белостокский Венедикт (Бобковский), также перешедший в РПЦЗ и предпринимавший попытки сохранения влияния на белорусскую диаспору. На страницах официального органа ЖПБ архиепископ именовался ищущим житейских выгод, вносящим разделение в среду белорусской эмиграции и желающим подчинить Белорусскую Православную Церковь российским «ассимиляционным и империалистическим целям» [26, с. 44; 29, с. 12-13]. Тиражирование подобных обвинений имело определенное влияние на формирование настроений в среде белорусских эмигрантов, что способствовало снижению уровня популярности Белорусской митрополии РПЦЗ и усилению позиций БАПЦ.
Помимо издательской и информационной активности, руководство ЖПБ оказалось вовлеченным в решение кадровых вопросов БАПЦ. В 1949 г. секретарь братства достиг договоренности с руководством Богословской академии УАПЦ в г. Мюнхене относительно возможности обучения в названном учреждении кандидатов на священническое служение в БАПЦ [26, с. 45].
В том же году произошло резкое ослабление влияния ЖПБ на процессы религиозной жизни. Причиной тому стало сближение секретаря братства с руководством Белорусской Центральной Рады (БЦР), находившейся в конкурентных взаимоотношениях с правительством и Радой БНР. 30 октября 1949 г. в лагере Бакнанг состоялись переговоры между А. Осипчиком и представителем БЦР, во время которых обсуждались перспективы организации религиозной жизни белорусских православных эмигрантов. Осудив добровольный переход иерархов Белорусской митрополии в состав РПЦЗ и признав закономерным формирование ВУ БАПЦ под началом украинского епископа, участники встречи признали целесообразным осуществить переход БАПЦ в юрисдикцию УАПЦ на правах автономии. Одновременно с этим отмечалась необходимость созыва нового Собора БАПЦ для санкционирования вхождения в состав УАПЦ, переизбрания ВУ БАПЦ или кооптирования в его состав недавно присоединившихся к БАПЦ клириков, назначения в белорусские приходы священнослужителей белорусского происхождения [30, с. 29]. Реализация данной инициативы могла иметь своим следствием вывод БАПЦ из-под влияния руководства БНР с последующим переходом под контроль БЦР.
Одновременно с выработкой планов по переустройству системы организации религиозной жизни белорусской диаспоры секретарь ЖПБ резко негативно воспринял избрание представителя Рады БНР, инженера В. Томащика, кандидатом на рукоположение в сан епископа БАПЦ [31, лл. 1-1об.; 32, с. 123; 33, с. 30]. Рассмотрение сложившейся ситуации состоялось 21 декабря 1949 г. на первом заседании Высшего Церковного Управления БАПЦ (ВЦУ БАПЦ), проходившем в г. Розенхайм под председательством епископа Сергия (Охотенко). Приняв решение о придании ЖПБ статуса главного православного братства БАПЦ и необходимости организации его филиалов во всех странах белорусского рассеяния, участники заседания отстранили А. Осипчика от участия в управлении организацией [33, с. 30; 34, с. 150]. На заседании Священного Собора епископов БАПЦ, проходившем 25 декабря 1949 г. в Розенхайме, состоялось утверждение нового состава правления ЖПБ [33, с. 30; 35, с. 28].
Не признав законным свое отстранение, А. Осипчик продолжал позиционировать себя секретарем ЖПБ и тем самым спровоцировал раскол организации. В 1950 г. он переехал в США и поселился в г. Нью-Брансуик (штат Нью-Джерси). На протяжении 1950 - 1951 гг. А. Осипчик выступал с инициативой проведения съезда православных белорусов различных церковных юрисдикций, целью которого виделось создание «Объединения православных белорусов в Америке». Однако данное предложение не нашло реализации по причине отсутствия поддержки со стороны протоиерея Николая Лапицкого, координировавшего политику БЦР по организации белорусских приходов в диаспоре юрисдикции Константинопольского Патриархата. Данное обстоятельство привело А. Осипчика к обострению отношений с протоиереем Николаем и отходу от поддержки политической линии БЦР. Сохранив контроль над изданием журнала «Сша веры», секретарь альтернативного ЖПБ в своих публикациях подвергал резкой критике протоиерея Николая и реализуемую им церковно-административную стратегию [36, с. 29; 37, с. 25-27].
Другим объектом публицистической критики А. Осипчика выступала Белорусская митрополия в диаспоре, которая объявлялась утратившей автономный статус после перехода в состав РПЦЗ и тем самым лишившей себя права выражать национальные интересы белорусов [38, с. 26].
Негативной оценке подвергалась также и БАПЦ, характеризовавшаяся как «возникшая самочинно в эмиграции, без ведома прав[ославных] белорусов, без какого бы то ни было Устава и всеобщего Собора, а только с разрешения т[ак] н[азываемого] "президента" Рады БНР, который является не православным, а католиком вост[очного] обряда» [12, с. 22]. Одновременно с этим ЖПБ публиковало заявления и статьи, в которых БАПЦ именовалась униональным проектом, реализуемым руководством БНР с целью обращения православных белорусов в греко-католицизм [39, л. 1об.; 40, лл. 1-1об.; 41, л. 1; 42, с. 27; 43, с. 37; 44, с. 22-23; 45, с. 28-30]. На страницах журнала «Сша веры» активные деятели БАПЦ обвинялись в узурпации церковной власти, а рукоположение епископа Василия (Томащика) именовалось политической и противной церковным канонам махинацией [12, с. 22]. Более того, епископ Василий характеризовался как
«человек партийный, безразличный к православной вере и с униатскими планами» [33, с. 30]. В свою очередь, со стороны ориентированной на политику БНР газеты «Бацькаушчына» А. Осипчик именовался «белорусским Геростратом» [46, с. 3, 6].
Итогом конфликтного противостояния А. Осипчика основным центрам церковной жизни белорусской диаспоры стала маргинализация руководимого им ЖПБ и существенное сокращение численности организации. К настоящему времени сведения о численности братства не выявлены. Однако характер деятельности организации после событий 1949 г. позволяет предположить, что в конечном итоге отошедшее от БАПЦ братство включало одного лишь секретаря А. Осипчика. В условиях конфликта с Белорусской митрополией РПЦЗ, БАПЦ и белорусскими приходами Константинопольского Патриархата руководимое им ЖПБ позиционировалось как независимое от имеющихся церковных юрисдикций [37, с. 26-27].
К 1953 г. А. Осипчик организовал Белорусское национальное объединение, от лица которого осуждал БАПЦ за неканонический характер и именовал Константинопольский Патриархат Матерью Церковью для Белорусской Православной Церкви [40, л. 1об.; 47, л. 1; 48, с. 34; 49, с. 35]. Пересмотрев свое отношение к идее создания белорусской церковной структуры в юрисдикции Константинопольского Патриархата, он в 1953 - 1954 гг. от лица братства осуществил перечисление денежных средств для приобретения приходского здания в г. Торонто (Канада) и обустройства белорусского прихода в г. Манчестер (Великобритания) [47, л. 1; 50, с. 27; 51, с. 45; 52, с. 42; 53, с. 42]. Несмотря на симпатии А. Осипчика к проекту по организации белорусских приходов Константинопольского Патриархата, редактировавшийся им журнал «Сша веры» периодически публиковал критические материалы в отношении главных инициаторов проекта, протопресвитера Николая Лапицкого и И. Косяка [54, с. 29-33; 55, с. 28].
В последующие годы А. Осипчик продолжал именовать себя секретарем ЖПБ и издавать журнал «Сша веры», публикуя критические материалы в отношении всех центров церковной жизни белорусского зарубежья [56, с. 27-30; 57, с. 33; 58, с. 30-31]. Позиционируя ЖПБ продолжателем традиций братских организаций, существовавших на территории Великого Княжества Литовского в XVI - XVII вв., А. Осипчик вместе с тем объявлял возглавляемую им структуру «братством нового типа». Главной задачей ЖПБ он видел популяризацию и утверждение белорусской национальной идеи, сохранение «заветов тех, кто сражался против польского насилия и против Москвы» [10, с. 32-33]. Несмотря на активность А. Осипчика, маргинальный статус ЖПБ не позволял оказывать заметное влияние на процессы церковной жизни белорусской диаспоры. Постепенно деятельность братства оказалась сведенной к публикации заявлений его секретаря, а после выхода в 1965 г. последнего номера журнала «Сша Веры» - фактически прекратилась. Скончался секретарь Жировичского православного братства в 1990 г. в г. Джексон (штат Нью-Джерси) [59, с. 24].
Заключение. Подводя итог рассмотрению деятельности Жировичского православного братства под руководством А. Осипчика в 1947 - 1965 гг., необходимо выделить ряд аспектов. Возникновение братства произошло в контексте противодействия определенной части православных белорусских эмигрантов решению епископата Белорусской митрополии о переходе в юрисдикцию РПЦЗ. В своей деятельности ЖПБ позиционировало себя правопреемником Белорусского православного объединения, первоначально пребывавшего в оппозиции белорусскому епископату, но впоследствии перешедшего под его контроль. Одновременно с этим ЖПБ заявляло о своем историческом преемстве от православных братств, существовавших на белорусских землях в XVI - XVII вв. Структура братства предполагала три уровня вовлеченности и существование коллегиальной формы управления. При этом декларировалась необходимость тесного взаимодействия и пребывания в каноническом подчинении БАПЦ. Основными направлениями деятельности виделись консолидация православных белорусов в диаспоре, обеспечение их духовной и материальной поддержки, содействие в формировании независимой белорусской церковной структуры, осуществление духовно-просветительской и издательской деятельности. Попытка секретаря братства А. Осипчика вывести БАПЦ из-под контроля руководства БНР и усилить влияние БЦР на религиозную жизнь белорусских эмигрантов привели к расколу ЖПБ. Руководимая им ветвь братства дистанцировалась от всех крупных центров церковной жизни белорусской диаспоры (Белорусской митрополии РПЦЗ, БАПЦ и белорусских приходов Константинопольского Патриархата), что обусловило ее маргинализацию и последующее закрытие. Вместе с тем, многогранная деятельность братства оказала заметное влияние на консолидацию белорусских эмигрантов вокруг БАПЦ в начальный период ее формирования, сохранение национальной и религиозной идентичности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лапщю, М. У служэньш Богу й Беларуа / М. Лапщю // Пастанова Праваслаунага Беларускага Зьезду у Рэгэнс-бургу дня 5.5.1946 г. - Нью-Ёрк - Варшава : Б1Н1М, 1СПАН, 2005. - С. 591-595.
2. Лапщю, М. У служэньш Богу й Беларуа / М. Лапщю // Пратакол Беларускага Праваслаунага З'езду у Рэгэнсбургу дня 5 трауня 1946 г. (эм1грацыя у Нямеччыне). - Нью-Ёрк - Варшава : Б1Н1М, 1СПАН, 2005. - С. 591.
3. Касяк, I. З псторьн Праваслаунай Царквы беларускага народу / I. Касяк. - Нью-Йорк, 1956. - 191 с.
4. Архив Германской епархии РПЦЗ в г. Мюнхене. - Ф. 7. - К. «Епархиальная переписка, 1956 год».
5. Синодальный архив РПЦЗ в г. Нью-Йорке. - Д. 76/46.
6. Вшщю, А. Матэр'ялы да псторьи беларускай эмшрацын у Нямеччыне у 1939-1951 гадох / А. Вшщю // Apxiy Беларускага 1нстытута Навукi i Мастацтва. - Ч. II: Рэлтйныя справы. - Лос Анжэлес, 1968 (машынатс).
7. Асшчык, А. Ад Жыровiцкага Праваслаунага Брацтва / А. Асiпчык // Сша веры. - 1948. - № 1. - С. 5-6.
8. Ад Жыровщкага Праваслаунага Брацтва // Бацькаушчына. - 1948. - № 26(29). - С. 3.
9. Carkouny Kamitet Bielaruskaj Autakiefalnaj Pravaslaunaj Carkvy na cuzynie // Сша веры. - 1949. - № 2. - С. 40-43.
10. Да 10-х угодкау Беларускага Праваслаунага Жыровщкага Брацтва // Сша веры. - 1955. - № 8. - С. 32-33.
11. Статут Беларускага Праваслаунага Брацтва Жыровщкага Манастыра // Сша веры. - 1949. - № 2. - С. 1.
12. Ад Беларускага Праваслаунага Жыровщкага Брацтва на чужыне // Сша веры. - 1950. - № 3. - С. 21-24.
13. Пастановы Саборыку Праваслауных Беларусау у Нямеччыне, у дзень прп. Еуфрасш 23 трауня / 5 чырвеня 1948 г. у Канстанцы // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньш) / АиШопге!! Ьу Mеtrоpоlitаn Аndrеw. СотрЦе(! Ьу thе Cоnsistоrу оf ВАОСИигеИ. - [Б. м.], 1983. - С. 8.
14. Беларускае праваслаунае жыцьцё на эм^рацын // Сша веры. - 1948. - № 1. - С. 11.
15. У Часовым Юравецтве Беларускае Праваслаунае Аутакефальнае Царквы // Бацькаушчына. - 1948. - № 25(28). - С. 4.
16. Лют Жыровщкага Праваслаунага Братва да Яго Блажэнства М^рапалт Палкарпа. Баварыя, 21.09.1948 // Сша веры. - 1948. - № 1. - С. 4-5.
17. Беларуси голас удзячнасьщ // Бацькаушчына. - 1948. - № 33(36). - С. 4.
18. Гардзiенка, Н. Рада БНР (1947-1970) : Падзеь Дакументы. Асобы / Н. Гардзiенка, Л. Юрэвiч // Пратакол паседжа-ньня Рады мшютрау Беларускае Народнае Рэспублш 14-15.10.1949 г. Розэнгайм - Нямеччына. - Мшск : Кшгаз-бор, 2013. - С. 148-154.
19. Аб Цудатворным Жыровщюм Абразе Божае Мащ. - Праваслаунае Жыровщкае Брацтва, 1948.
20. Акафют перад Цудатворным Жыровщюм Абразом Божае Мащ. - Dingolfing : Праваслаунае Жыровщкае Брацтва, 1948. - 16 с.
21. Акафют да сьв. Афрасшьш, кн. Полацкай, апякуню i прасьветнщы зямлi беларускай. - Flensburg : Праваслаунае Жыровiцкае Брацтва, 1949. - 23 с.
22. Асiпчык-Асiповiч, А. Цудатворны абраз Жыровщкай Мацi Божай i Жыровiцкi манастыр. Гiстарычны нарыс / А. Асiпчык-Асiповiч. - Баварыя, 1957. - 31 с.
23. Асiпчык-Асiповiч, А. Новы Запавет 1суса Хрыста. Падручнiк для школьнай моладзi / А. Асiпчык-Асiповiч. -Flensburg : Праваслаунае Жыровщкае Брацтва. 1949. - 64с.
24. Выданьш Жыровщкага Брацтва // Сша веры. - 1948. - № 1. - С. 11.
25. Увага. У канцылярыи Брацтва можна набыць наступныя рэчы // Сша веры. - 1948. - № 1. - С. 11.
26. Chronika // Сша веры. - 1949. - № 2. - С. 44-45.
27. Да Яго Блажэнства Блажанейшага М^рапалт Панцелеймана. Бакнанг. 25.10.1949 // Сша веры. - 1950. - № 3. -С. 25.
28. «На трэщ дзень...» // Сша веры. Часотс Жыровщкага Праваслаунага Брацтва. 1950. - № 3. - С. 25.
29. Асiповiч-Асiпчык, А. Адчынены лют да б. яп. з Беларус Бэнэдыкта (Бабкоускага). Бакнанг, 20.01.1950 / А. Асiпчык-Асiповiч // Сша веры. - 1950. - № 3. - С. 11-14.
30. Праектаваная дагаворанасьць прав[аслауных] беларусау. Дня 30.10.1949 у Бакнангу // Сша веры. - 1950. - № 3. -С. 29.
31. Пратакол паседжання сябрау Кансысторыи БАПЦ. 5 чэрвеня 1949 г. // Архив Белорусской библиотеки и музея им. Ф. Скорины (АББМФС) (г. Лондон). - 7P: Belarusian Autocephalous Orthodox Church.
32. Пратакол № 3 паседжання Прэзщыюма Рады БНР дня 14-га, сакавжа, 1949 году у Остэргофэне, Нямеччына // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньш) / Аuthоrizеd Ьу Мей^^^ Аndrеw. №трМ Ьу Ше Cоnsistоrу оf ВАО^шЛ. - [Б. м.], 1983. - С. 123.
33. Хiратонiя Ул. Тамашчыка на ятскапа Вшенскага // Сша веры. - 1950. - № 3. - С. 30.
34. Пратакол паседжання Вышэйшага Цароунага Упраулення БАПЦ. Розенгайм, 21 снежня 1949 г. // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньш) / Аuthоrizеd Ьу Mеtrоpоlitаn Аndrеw. ^mpi^d Ьу Ше ^nasto^ оf ВАО^шЛ. - [Б. м.], 1983. - С. 150.
35. Благаславенне Сабору Етскапау БАПЦ на дзейнасць Беларускага Жыровщкага Брацтва. 25.12.1949 // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньш) / Аuthоrizеd Ьу Mеtrоpоlitаn Аndrеw. ^mpi^d Ьу thе ^sisterY оf BАОChurch. - [Б. м.], 1983. - С. 28.
36. Ад рэдакцыи // Сiла веры. - 1950. - № 3. - С. 29.
37. Ад Беларускага Праваслаунага Жыров1цкага Брацтва на чужыне (працяг) // Сша веры. - 1951. - № 4. - С. 25-27.
38. «Аутанамюты» у складзе Арх^ерэйскага] Сыноду Расейскай Зарубежнай Прав[аслаунай] Царквы // Сша веры. -1950. - № 3. - С. 26.
39. Асьветчаньне Беларускага Праваслаунага Жыровщкага Брацтва. Нью Брансвщ 12 лютага 1952 г. // АББМФС. - Box 7P: Belarusian Autocephalous Orthodox Church. - Л. 1-1об.
40. Ад Беларускага Праваслаунага Жыровщкага Брацтва. 19 чэрвеня 1954 г. // АББМФС. - Box 7P: Belarusian Autocephalous Orthodox Church.
41. Пратэст Б.П.Ж. Брацтва. 3 травеня 1956 г. // АББМФС. - Box 7P: Belarusian Autocephalous Orthodox Church.
42. Асшчык, А. Выясьненьне / А. Асшчык // Сша веры. - 1955. - № 8. - С. 27.
43. Пастанова Беларускага Праваслаунага Жыровщкага Брацтва iмя Божае Мащ Жыровщкай // Сша веры. - 1953. -№ 6. - С. 37.
44. Крывщю погляд на беларусю народ // Сша веры. - 1954. - № 7. - С. 22-23.
45. Якая Царква патрэбная праваслауным беларусам // Сша веры. - 1955. - № 8. - С. 28-30.
46. Беларуси Герастрат // Бацькаушчына. - 1954. - № 39-40 (221-222). - С. 3, 6.
47. Адчынены лют ад Беларускага Праваслаунага Жыровщкага Брацтва на чужыне. ЗША, 30 сакавка 1954 г. // АББМФС. - Box 7P: Belarusian Autocephalous Orthodox Church.
48. Беларусюя рэлтйныя групы на эмшрацьи // Сша веры. - 1953. - № 6. - С. 34.
49. Рэзалюцыя Беларускага Нацыянальнага Аб'еднаньня у справе царкоуных дачыненьняу на эм^рацыь 31 трауня 1953 г. // Сша веры. - 1953. - № 6. - С. 35.
50. Ад Беларускага Праваслаунага Жыровщкага Брацтва на чужыне // Сша веры. - 1955. - № 8. - С. 27.
51. Беларуская праваслауная парафiя у Таронта // Сша веры. - 1953. - № 6. - С. 45-46.
52. Сп. А. Асшчыку у ЗША. Айцец М. Мшай, Б. Складоусю. Торонто, 28.03.1954 г. // Сша веры. - 1954. - № 7. - С. 42.
53. Яго Мшасьщ Сакратару БПЖБрацтва у ЗША. 13.04.1954 г. // Сша веры. - 1954. - № 7. - С. 42.
54. Цкава заблытанасьць // Сша веры. - 1958. - № 11. - С. 29-33.
55. Мараль - сша аргашзацыи у яе справедлiвасцi i чэснасьщ. Крыху слоу да Адкрытага люта М. Лапщкага i Крывщ-кай Маралi Бел. Слова № 2-31 i № 3-35 // Сша веры. - 1958. - № 11. - С. 28.
56. Ад Беларускага Праваслаунага Жыровщкага Брацтва на чужыне // Сша веры. - 1952. - № 5. - С. 27-30.
57. Канашчнасьць Праваслаунае Царквы // Сша веры. - 1953. - № 6. - С. 33.
58. Жыровщю, А. Так званыя «Пятыя угодю...» / А. Жыровщю // Сша веры. - 1953. - № 6. - С. 30-31.
59. Гардзiенка, Н. Дзеячы беларускай паваеннай эм^рацыи / Н. Гардзiенка // Затсы. Беларуси 1нстытут Навую й Мастацтва. - 2014. - № 37. - С. 10-258.
Постуила 18.12.2020
THE ACTIVITIES OF THE ZHIROVICHI ORTHODOX BROTHERHOOD UNDER THE LEADERSHIP OF A. OSIPCHIK ON THE ORGANIZATION OF THE RELIGIOUS LIFE OF THE BELARUSIAN DIASPORA IN 1947-1965
A. SLESARAU
The article describes the history of the emergence of the Zhirovichi Orthodox Brotherhood and the main directions of its activity in organizing the religious life of the post-war Belarusian Diaspora. The most significant events carried out by the Brotherhood secretary A. Osipchik to popularize the ideas of the Belarusian autocephaly, to preserve the religious and national identity of Belarusian emigrants are revealed. The circumstances of the ideological divergence of the Brotherhood with the main Belarusian Orthodox jurisdictions operating in the Diaspora are examined: the Belarusian Metropolis as part of the Russian Orthodox Church Outside of Russia, the Belarusian Autocephalous Orthodox Church and the Belarusian parishes of the Patriarchate of Constantinople. The main ideas of the Brotherhood, broadcast through the implementation of publishing activities, are characterized. The reasons for the schism of the Brotherhood organization and its subsequent marginalization are identified.
Keywords: autocephaly, Belarusian Autocephalous Orthodox Church, Belarusian Diaspora, Zhirovichi Orthodox Brotherhood.