УДК 327.7
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ УГРОЗЫ ПРИМЕНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО И ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
© Аль-Вашаи Мохаммед Абдо Ахмед
Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории и истории международных отношений, e-mail: alwashae-80@mail.ru
Рассмотрен анализ деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по защите населения от угрозы применения биологического и химического оружия. Рассматриваются усилия ВОЗ по предотвращению применения биологических и химических агентов, а также ответные меры по защите здоровья населения в случае химической или биологической атаки. Анализируется деятельность ВОЗ в поддержании режима запрета применения данных типов оружия массового уничтожения. Особое внимание уделяется исследованию роли ВОЗ в расследовании фактов применения биологического оружия и определении механизмов контроля над исполнением Конвенции о биологическом оружии. Акцент сделан на рассмотрении полномочий организации по наблюдению, обнаружению, диагностике и пресечению распространения инфекционных заболеваний в результате применения биологических агентов. Также рассматривается сотрудничество ВОЗ с институтами ООН и неправительственными организациями по вопросам защиты населения от вызовов и угроз, связанных с применением химического и биологического оружия. Отмечается значительный вклад ВОЗ в дело расследования факта применения химического оружия в Сирии в августе 2014 г.
Ключевые слова: Всемирная организация здравоохранения; Организация по запрещению химического оружия; химическое оружие; биологическое оружие; здоровье населения; сирийский кризис.
Проблема безопасности как на национальном, так и региональном и глобальном уровнях является одним из основных пунктов в повестке дня любого государства или регионального объединения. Несмотря на создание и деятельность ряда международных структур, целью которых является поддержание стабильности и обеспечение безопасности во всем мире, по-прежнему сохраняются такие угрозы, как войны, терроризм, политические, территориальные и этно-кон-фессиональные конфликты. Более того, растет возможность применения в кризисных ситуациях оружия массового уничтожения (ОМУ), в т. ч. биологического и химического.
В случае применения биологических и химических агентов для нанесения ущерба противоборствующей стороне большая ответственность за проведение адекватных ответных мер ложится на сферу здравоохранения. Над такой задачей длительное время работали специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), однако в связи с объявлением войны против международного терроризма в начале XXI в. назрела необходимость пересмотра существующих мер по профилактике, готовности и ответным мерам в случае естественного, случайного или преднамеренного высвобождения биологических, химических и ядерных агентов.
Основным инструментом в борьбе с применением биологического и химического оружия, а также своего рода руководством по оказанию международной помощи в случае его применения являются Конвенция о запрещении биологического оружия 1972 г. (КБО) и Конвенция о запрещении химического оружия 1993 г. (КХО), участниками которых являются почти три четверти государств - членов ВОЗ [1; 2]. Страны, подписавшие и ратифицировавшие эти конвенции, внесли необходимые дополнения в национальное законодательство.
Говоря о роли ВОЗ в разработке системы ответных мер в случае применения биологического и химического оружия для предотвращения или уменьшения вреда здоровью населения стоит отметить целую серию мероприятий. В соответствии со ст. 2 Устава ВОЗ она должна быть в состоянии принимать меры в порядке реагирования на чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в связи с применением биологического оружия [3]. Высвобождение химических или биологических агентов во время конфликтов и войн грозит высокой смертностью вследствие инфекционных эпидемий и отравления химическими агентами.
Ущерб от применения рассматриваемых видов оружия в значительной степени зави-
сит от состояния здоровья населения, а также от степени его готовности отвечать на те или иные вызовы и угрозы. В связи с этим крайне важно разработать и иметь в распоряжении инструменты, позволяющие в максимальной степени предотвращать негативные последствия отравления и заражения. При этом важно понимать, что применение необходимых средств или контрмер может быть связано с большими затратами, значительно превышающими ресурсы многих стран. Поэтому в этом контексте важным аспектом является международная помощь и сотрудничество.
ВОЗ уделяет пристальное внимание изучению данной проблемы, а также поиску решений в объеме своей компетенции. Несмотря на регламентирование в КБО и КХО, а также в нормативных актах ООН и Организации по запрещению химического оружия аспектов по защите населения от вызовов и угроз, связанных с применением химического и биологического оружия, ВОЗ со своей стороны предпринимает активные шаги по разработке стратегий и программ в области здравоохранения.
В 1990 г. ВОЗ обратилась с предложением в Федеральный департамент иностранных дел Швейцарии, выразив свою обеспокоенность в связи с отсутствием готовности гражданского населения должным образом отреагировать на последствия любого нападения, которое могло быть произведено с помощью оружия массового уничтожения, включая биооружие, во время военных действий в Кувейте. Как известно, Швейцария добивается полной ликвидации всех видов оружия массового уничтожения и является страной-участницей Конвенции о запрещении химического оружия. Было налажено сотрудничество ВОЗ со швейцарской группой гуманитарной помощи Федерального департамента иностранных дел Швейцарии, которое вылилось в создание специализированной группы под названием «Скорпион» из хорошо подготовленных специалистов, которые могли быть незамедлительно отправлены на борту самолета скорой помощи в охваченный конфликтом район [4].
В качестве дополнительной меры по предотвращению угрозы применения химического и биологического оружия ВОЗ учредила в Лионе постоянный офис Департамента инфекционных заболеваний и ответных мер, который при необходимости может ока-
зать содействие странам, охваченным бедствием, в усовершенствовании их эпидемиологических служб и оснащении лабораторий. Тем самым государства получали возможность обратиться в ВОЗ за помощью в проведении технической экспертизы районов, пострадавших от химической или биологической атаки.
Учитывая, что опасность целенаправленного применения биологического оружия сохранилась и в новом тысячелетии, в мае 2001 г. 55 сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения в своей резолюции WHA54.14 обратилась к Генеральному директору с просьбой «обеспечить техническую поддержку государствам-членам в разработке ответных мер в отношении угрозы, которую представляют биологические агенты, в рамках программ борьбы с чрезвычайными ситуациями» [5].
Как показали события 11 сентября 2001 г., инициатива ВОЗ оказалась весьма своевременной, учитывая возможность получения террористами доступа к биологическому и химическому оружию и его применения в целях устрашения и атаки.
В 2004 г. ВОЗ подготовила издание «Ответные меры системы общественного здравоохранения на угрозу применения биологического и химического оружия: руководство ВОЗ» [6]. В этой работе содержатся рекомендации ВОЗ по комплексу мер, необходимых для защиты населения от последствий применения биологического и химического оружия. В подготовке этого издания приняли участие более 100 специалистов и экспертов со всего мира, а также неправительственные организации. Во время разработки этого документа по неофициальным каналам производился обмен информацией с экспертами и дипломатами, работающими в области повышения эффективности Конвенции о биологическом и токсинном оружии.
Принимая во внимание возможность распространения эпидемий в результате применения биологического и токсинного оружия большое значение имеют Международные медико-санитарные правила, впервые принятые Ассамблеей в 1951 г. и последний раз пересмотренные в 2005 г. [7]. ММСП представляют собой один из эффективных способов базовой защиты населения от распространения инфекционных заболеваний, поэтому работа ВОЗ по пересмотру этого документа и его дополнения имеет особую
значимость и направлена на укрепление ответных мер в случае появления новых угроз.
Согласно ММСП первые ответные меры на преднамеренное заражение инфекционными или токсичными агентами для поражения гражданского населения во многих районах мира относятся к компетенции местных органов власти.
Помимо разработки собственных программ ВОЗ активно сотрудничает с МАГАТЭ, ФАО, Международным офисом эпизоотий, Организацией по запрещению химического оружия и экспертами в области запрещения биологического и токсинного оружия в рамках борьбы с инфекционными заболеваниями и другими последствиями от применения биологических и химических агентов.
Какова же эффективность деятельности ВОЗ на рассматриваемом направлении? ВОЗ в основном выполняет техническую функцию как организация, компетентная в области выявления, анализа и установления случаев применения химических и биологических агентов. Что же касается полномочий расследования случаев возможного применения химических агентов и принятия соответствующих санкций, то это является сферой ответственности Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Последняя, в свою очередь, проводит расследование совместно с Генеральным секретарем ООН в том случае, если оно происходит на территории государства, не подписавшего Конвенцию о химическом оружии [2].
Поскольку механизм контроля над исполнением Конвенции о биологическом оружии отсутствует, процедура расследования возможных случаев применения биологического агента или токсина носит совершенно иной характер. В соответствии со ст. VI Конвенции любое государство-участник, констатирующее нарушение положений Конвенции каким-либо другим государством, может обратиться с жалобой в Совет Безопасности ООН. ООН передала Генеральному Секретарю полномочия по организации немедленного расследования случаев возможного применения биологического оружия [8]. В том случае, если Совет Безопасности или Генеральный секретарь примут решение о начале расследования, от ВОЗ может потребоваться проведение технической экспертизы, а именно тестов и анализов по выявлению причины, которая привела к ущербу здоровья пострадавших людей.
Учитывая многолетнюю работу Всемирной организации здравоохранения по программам ответных мер, в начале XXI в. встал вопрос о наделении ВОЗ большими полномочиями в процессе борьбы с последствиями применения биологических агентов. Однако многие государства - участники КБО посчитали, что ВОЗ не должна нести всю полноту ответственности за функционирование систем наблюдения, обнаружения, диагностики и пресечения распространения инфекционных заболеваний. Так, «на совещании экспертов в рамках Конференции по рассмотрению действия Конвенции по биологическому оружию в июле 2004 г. Куба и Бразилия настаивали на том, что ВОЗ и другие международные организации, действующие в сфере здравоохранения, должны выполнять обязанности лишь в рамках своих мандатов и, соответственно, не имеют права вести расследование в случаях подозрения на использование биологического оружия. Аналогичной позиции придерживался Китай, полагавший, что ВОЗ имеет право только предоставлять техническую поддержку по запросу стран - участниц КБО.
На шестой конференции стран - участниц Конвенции, проходившей в 2008 г., было высказано предложение закрепить за ВОЗ исключительно гуманитарную миссию, предотвращая тем самым ее возможную политизацию при расследовании случаев применения биологического оружия. Основанием для такой постановки вопроса стало заявление руководства ВОЗ о том, что данная организация отрицает секьюритизацию глобального общественного здравоохранения и позиционирует себя вне контекста контроля над биологическим оружием» [9].
Как отмечает в своих работах, включая «Роль Конвенции о запрещении биологического оружия в контроле и принятии ответных мер при эпидемиях», австралийский эксперт К. Энемарк, занимающийся вопросами безопасности и воздействия на последнюю инфекционных угроз, в т. ч. биологического оружия, а также этике военного конфликта, «наделение ВОЗ полномочиями в сфере обеспечения безопасности и расследования случаев биозаражения является контрпродуктивным, ведь политизация и секьюри-тизация ВОЗ может подвергнуть опасности беспристрастность и эффективность работы данной организации как основного институ-
та, отвечающего за глобальное здравоохранение» [10].
Результатом долгих дискуссий стала позиция о том, что цели и задачи ВОЗ остаются неизменными, а именно Всемирная организация здравоохранения как институт, отвечающий за принятие ответных мер в случае инфекционных эпидемий, должна оказывать медицинскую и техническую помощь стране, затронутой бедствием. Однако расследование причин эпидемии не входит в обязанности ВОЗ, которая обязана принять меры для борьбы с эпидемией, независимо от того, естественный или умышленный характер носит заражение.
В свою очередь государство, охваченное бедствием, должно обратиться в Совет Безопасности или Генеральную Ассамблею за помощью в расследовании причины инфекционного заражения. В случае необходимости соответствующие структуры ООН могут уполномочить ВОЗ провести научный анализ характера происхождения и особенностей развития эпидемии, тем самым организация может внести вклад в расследование случаев возможного применения биологического оружия. Также сама ВОЗ может инициировать такое расследование и проинформировать о его результатах Совет Безопасности, который уже примет все необходимые меры.
Таким образом, Всемирная организация здравоохранения играет важную роль в расследовании случаев применения биологического оружия, однако функцию координатора сохраняет за собой ООН.
Одним их самых громких за последнее время случаев применения химического оружия являются события в Сирии 21 августа 2013 г. Расследованием применения химического оружия в этой арабской стране занимался лично Генеральный секретарь ООН, который 16 сентября в ходе закрытого заседания Совета Безопасности проинформировал о его результатах. Расследование проводилось с 26 августа 2013 г. группой, состоявшей из десяти экспертов Организации по запрещению химического оружия и Всемирной организации здравоохранения во главе со шведским ученым О. Сельстремом.
В ходе расследования были опрошены более пяти десятков выживших граждан, врачей и спасателей, у пострадавших были взяты биомедицинские образцы, в т. ч. анализы крови и мочи. В 95 % случаев были об-
наружены следы отравления нервно-паралитическим газом зарином.
В задачу инспекторов входило установление лишь самого факта химической атаки, но не поиск виновных в ней. ВОЗ как один из ключевых институтов ООН, участвующих в расследовании, в очередной раз продемонстрировала верность гуманитарной миссии и беспристрастность, аполитичность и служение цели поддержания здоровья населения всей планеты.
Сирийские события были признаны наиболее значительным подтвержденным случаем применения химического оружия против гражданских лиц с момента использования его иракским лидером С. Хусейном в Хала-бадже в 1988 г.
14 сентября 2013 г., накануне доклада Генсека ООН, подтверждавшего проведение химатаки и наличие компонентов химического оружия, по итогам сложных переговоров главы МИД РФ С. Лаврова и главы Гос-депа США Дж. Керри в Женеве было принято рамочное соглашение относительно порядка ликвидации запасов сирийского химоружия. Данный процесс проводится в соответствии с процедурами Организации по запрещению химического оружия и Конвенции о запрещении химоружия по ускоренному графику, в данном процессе принимают участие и эксперты ВОЗ.
Несмотря на достигнутые в Женеве договоренности, среди экспертов остаются противники операции по вывозу компонентов химического оружия из Сирии, полагающие это слишком затратным и сомнительным с точки зрения эффективности делом. Как показывает практика, процесс уничтожения химического оружия связан с огромными расходами, и в данном случае расходы лягут, скорее всего, на США и Россию, выступивших с данной инициативой. Так, «миссия ООН, занимавшаяся расследованием случаев применения химического оружия (UNSCOM) в Ираке, затратила 75 млн долл. на содержание почти сотни специалистов, участвовавших в операции в течение 5 лет (и это не включая финансовую помощь, оказываемую отдельными странами). В 2003 и 2004 гг. США потратили 900 млн долл. на содержание в течение полутора лет 1500 членов наблюдательной группы в Ираке, миссия которых заключалась в подтверждении наличия или отсутствия оружия массового уничтожения» [11].
Однако найденное в итоге решение сирийской проблемы является, как нам представляется, наиболее оптимальным в условиях кризиса власти и гражданской войны в Сирии, а также гарантирует предотвращение повторения химической атаки благодаря созданному эффективному механизму международного контроля. А ВОЗ внесла серьезный вклад в урегулирование кризиса августа-сентября 2013 г., проведя сложную техническую экспертизу, по итогам которой в кратчайшие сроки были подтверждены случаи применения химических агентов, а в период химического нападения оказав качественное лечение пострадавшим, что позволило снизить число жертв [12; 13].
Таким образом, вклад ВОЗ в усилия мирового сообщества по предотвращению возможности применения биологического и химического оружия значителен. Особенно стоит отметить верность своей миссии и беспристрастность в ходе расследования, ведь раскрытие и доказательство случаев использования химических и биологических агентов может привести к ответным мерам в отношении агрессора, в т. ч. и военным.
Взаимодействие ВОЗ с другими институтами ООН и неправительственными организациями еще раз подтверждает немалую роль Всемирной организации здравоохранения в деле сохранения мира и обеспечения безопасности на планете.
1. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10.04.1972 г. URL: http ://www.un. org/ru/documents/decl_ conv/conventions/bacweap.shtml (дата обращения: 13.05.2014).
2. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1993 г. URL: http://zaki.ru/pagesnew.php? id=2155 (дата обращения: 12.05.2014).
3. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения. 45-е изд. 2006. URL: http:// www.who.int/governance/eb/who_constitution_ ru.pdf (дата обращения: 12.05.2014).
4. Steffen R. Preparation for emergency relief after biological warfare // Journal of infection. 1997. № 34 (2). P. 127-132.
5. The Fifty-fourth World Health Assembly, Resolution WHA 54.14 Global health security: epidemic alert and response, 21.01.2001. URL:
http://apps.who.int/meditinedocs/index/assoc/s1 6356e/s163 56e.pdf?ua= 1 (accessed: 14.05.2014).
6. Ответные меры системы общественного здравоохранения на угрозу применения биологического и химического оружия. 2004. URL: http://www.who.int/publications/list/924154615 8/ru/ (дата обращения: 13.05.2014).
7. Международные медико-санитарные правила. 2005 г. URL: http://whqlibdoc.who.mt/ publications/2008/9789244580417_rus.pdf (дата обращения: 12.05.2014).
8. Резолюция 620 Совета Безопасности ООН от 26.08.1988 г. URL: http://daccess-dds-ny.un.org /doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/541/87/IMG/NR 054187.pdf?0penElement (дата обращения: 16.05.2014).
9. Kelle A. Securitization of international public health: implications for global health governance and the biological weapons prohibition regime // Global Governance. 2007. № 13. P. 217-235.
10. Enemark C. The role of the Biological Weapons Convention in disease surveillance and response // Health policy and planning. 2010. № 25.
11. Bidwell C. Before Eliminating Syria's Chemical Weapons, One Must Find Syria's Chemical Weapons // Federation of American Scientists. 2013. 17 September.
12. Russia backs Syria on chemical weapons plan // Aljazeera. 2014. 31 January.
13. WH0 calls on international community to support health needs of Syrians in Syria and neighbouring countries in 2014 // Media-Centre WHO. 2014. 26 January.
1. Konventsiya o zapreshchenii razrabotki, proizvodstva i nakopleniya zapasov bakteriologicheskogo (biologicheskogo) i toksinnogo oruzhiya i ob ikh unichtozhenii ot 10.04.1972 g. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/bacweap.sht ml (data obrashcheniya: 13.05.2014).
2. Konventsiya o zapreshchenii razrabotki, proizvodstva, nakopleniya i primeneniya khimicheskogo oruzhiya i o ego unichtozhenii ot 13 yanvarya 1993 g. URL: http://zaki.ru/ pagesnew.php? id=2155 (data obrashcheniya: 12.05.2014).
3. Ustav (Konstitutsiya) Vsemirnoy organizatsii zdravookhraneniya. 45-e izd. 2006. URL: http:// www.who.int/governance/eb/who_constitution_ ru.pdf (data obrashcheniya: 12.05.2014).
4. Steffen R. Preparation for emergency relief after biological warfare // Journal of infection. 1997. № 34 (2). P. 127-132.
5. The Fifty-fourth World Health Assembly, Resolution WHA 54.14 Global health security: epidemic alert and response, 21.01.2001. URL: http://apps.who.int/medicinedocs/index/assoc/s1
6356e/s16356e.pdf?ua=1 (accessed:
14.05.2014).
6. Otvetnye mery sistemy obshchestvennogo zdra-vookhraneniya na ugrozu primeneniya biologi-cheskogo i khimicheskogo oruzhiya. 2004. URL: http://www.who.int/publications/list/924154615 8/ru/ (data obrashcheniya: 13.05.2014).
7. Mezhdunarodnye mediko-sanitarnye pravila. 2005 g. URL: http://whqlibdoc.who.int/ publications/2008/9789244580417_rus.pdf (data obrashcheniya: 12.05.2014).
8. Rezolyutsiya 620 Soveta Bezopasnosti OON ot 26.08.1988 g. URL: http://daccess-dds-ny.un.org /doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/541/87/IMG/NR 054187.pdf?0penElement (data obrashcheniya: 16.05.2014).
9. Kelle A. Securitization of international public health: implications for global health governance
and the biological weapons prohibition regime // Global Governance. 2007. № 13. P. 217-235.
10. Enemark C. The role of the Biological Weapons Convention in disease surveillance and response // Health policy and planning. 2010. № 25.
11. Bidwell C. Before Eliminating Syria's Chemical Weapons, One Must Find Syria's Chemical Weapons // Federation of American Scientists. 2013. 17 September.
12. Russia backs Syria on chemical weapons plan // Aljazeera. 2014. 31 January.
13. WHO calls on international community to support health needs of Syrians in Syria and neighbouring countries in 2014 // Media-Centre WHO. 2014. 26 January.
nocTynnna b pega^nro 18.07.2014 r.
UDC 327.7
ACTIVITY OF WORLD HEALTH ORGANIZATION FOR POPULATION PROTECTION FROM THREAT AGAINST BIOLOGICAL AND CHEMICAL WEAPONS USE
Alwashae Mohammed Abdo Ahmed, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation, Postgraduate Student, Theory and History of International Relations Department, e-mail: alwashae-80@mail.ru
The analysis of the World Health Organization's (WHO) activities aimed at civil protection against biological and chemical weapons is considered. The WHO's efforts to prevent the use of biological and chemical agents, as well as retaliatory measures in case of a chemical or biological assault is analyzed. The WHO's contribution to prohibition of these types of mass destruction weapons is identified. Particular attention is paid to the WHO's role in investigation of the facts of biological weapons use and in control of the Biological Weapons Convention implementation. A focus is maid on reviewing the organization's commission in surveillance, detection, diagnosis and combating of infectious diseases as a result of the biological agents use. The collaboration of the World Health Organization with the UN institutes and non-state organizations of the civil protection issues against biological or chemical weapons is also examined. It is emphasized that the WHO made a significant contribution to investigation of the chemical agents use in Syria in August 2013.
Key words: World Health Organization; Organization for the Prohibition of Chemical Weapons; chemical weapons; biological weapons; public health; Syrian crisis.