Научная статья на тему 'Деятельность военных комиссариатов в первые месяцы Гражданской войны'

Деятельность военных комиссариатов в первые месяцы Гражданской войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1061
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / РКП (Б) / КОСТРОМСКАЯ И ЯРОСЛАВСКАЯ ГУБЕРНИЯ / RUSSIAN COMMUNIST PARTY (BOLSHEVIKS) / RECRUITMENT CENTRE / RUSSIAN CIVIL WAR / KOSTROMA AND YAROSLAVL PROVINCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волков Дмитрий Александрович

В статье анализируются проблемы становления деятельности военных комиссариатов в первые месяцы Гражданской войны. На примере военных комиссариатов Костромской и Ярославской губерний показаны трудности этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Волков Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recruitment centres'' activity in the first months of the Russian Civil War

Military registration and enlistment offices activity formation problems in the first months of Russian Civil War are analyzed in the article. Difficulties of this process is shown in terms of recruit centres of Kostroma and Yaroslavl provinces.

Текст научной работы на тему «Деятельность военных комиссариатов в первые месяцы Гражданской войны»

Деятельность военных комиссариатов в первые месяцы Гражданской войны

УДК 94(47)

Волков Дмитрий Александрович

кандидат исторических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

nmargolina@mail.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

В статье анализируются проблемы становления деятельности военных комиссариатов в первые месяцы Гражданской войны. На примере военных комиссариатов Костромской и Ярославской губерний показаны трудности этого процесса.

Ключевые слова: военный комиссариат, Гражданская война, РКП(б), Костромская и Ярославская губерния.

Военные и партийно-советские власти, как в центре, так и на местах, хорошо понимали, что мобилизация в Красную армию, которая проходила сразу после Первой мировой войны и осуществлялась часто жесткими мерами, могла столкнуться со значительными сложностями. Власти переживали также и за дисциплину в частях, как в тылу, так и на фронте. Не были они спокойны и за то, как сложатся отношения между красноармейцами и местным населением. Расширение Гражданской войны и интервенция требовали вовлечения в борьбу как можно большего числа, прежде всего, рабочих и крестьян через их обязательную военную службу. 22 апреля 1918 года ВЦИК принимает «Декрет об обязательном обучении военному искусству». Этот документ только возвещал о будущих призывах. С учреждением комиссариатов по военным делам начался системный учет годного к военной службе населения и его призыв в вооруженные силы. Волостные, уездные и губернские комиссариаты по военным делам организовывались соответственно волостными, уездными и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а комиссары и военный руководитель волостного, уездного и губернского комиссариата утверждались соответственно волостным, уездным и губернским Советом и Народным Комиссариатом по военным делам. Окружные комиссариаты по военным делам организовывались Народным Комиссариатом по военным делам и ему непосредственно подчинялись. Окружному военному комиссару принадлежала военно-административная власть в подчиненном ему военном округе. Так, Ярославский военный округ был создан весной 1918 г. Приказ Высшего Военного Совета Республики об его образовании был издан 31 марта, а в мае декретами Совета Народных Комиссаров вся территория республики была разделена на 7 военных округов (к концу 1918 г. их стало 11). Первоначально в состав Ярославского военного округа входило 8 губерний: Ярославская, Петроградская, Псковская, Новгородская, Костромская, Нижегородская, Владимирская и Тверская. В августе 1918 г., в связи с расформированием Беломорского военного округа, в состав Ярославского военного округа вошли еще Вологодская, Северо-Двинская и Архангель-

ская губернии. 6 сентября был образован Петроградский военный округ, в связи с чем Петроградская, Псковская и Новгородская губернии отошли к последнему. С момента образования и до мятежа в Ярославле (июль 1918 г.) штаб (управление) округа находился в Ярославле в здании бывшего Ионафановского епархиального женского училища. Первым комиссаром Ярославского военного округа стал Семен Михайлович Нахимсон (18851918) Он развернул активную деятельность по формированию частей Красной армии. С августа

1918 и до марта 1919 г. штаб ЯВО находился в Иваново-Вознесенске, а комиссаром округа был назначен М.В. Фрунзе. ЯВО упразднен 24 декабря

1919 г. приказом Реввоенсовета Республики. Ярославская и Костромская губернии вошли в состав Московского военного округа [2, Л. 13].

Окружному комиссариату подчинялся губернский комиссариат, губернскому - уездный, а уездному - волостной. Определялся круг деятельности военкоматов: учет годного к военной службе населения, его призыв, формирование вооруженной силы республики, обучение поголовно всех рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян военному делу, управление войсками местного назначения, их материальное обеспечение и т.п. [7, с. 54-55].

Работа военкоматов в начале Гражданской войны шла довольно медленно, и 29 мая 1 9 1 8 г. ВЦИК принял постановление «О принудительном наборе в Рабоче-крестьянскую Красную армию». В первое время после этого постановления мобилизации, по утверждению С.И. Гусева, проводились не столько принуждением, сколько «митингами, агитацией, листовками» [3, с. 29]. Но такая работа продолжалось совсем недолго. Уже к концу 1918 г. были сформированы и развернули свою деятельность 7 окружных, 39 губернских, 385 уездных и около 7 тыс. волостных военкоматов, которыми в 1918-1920 гг. было призвано в ряды РККА около 4,5 млн. красноармейцев и командиров [4, с. 31]. Уездные комиссариаты по военным делам продолжали функции упраздненных бывших управлений уездных воинских начальников. Их людская, материальная и техническая оснащенность оставляли желать лучшего, однако уездные комиссариаты обязаны были заниматься еще и организацией

© Волков Д.А., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2014

45

ИСТОРИЯ

волостных комиссариатов. Уездные и волостные комиссариаты, помимо текущей переписки, исполнения указаний и распоряжений Губвоенкома-та, должны были учитывать население, способное носить оружие, фиксировать наличие лошадей, повозок, упряжи по военно-конской повинности, регистрировать всех офицеров и унтер-офицеров старой армии. После организации уездных комиссариатов по военным делам в них была открыта запись добровольцев-красноармейцев, из которых были сформированы отряды численностью от 30 до 500 человек [5, с. 45].

Ухудшение положения на фронтах Гражданской войны привело к резкому вмешательству партийных властей в деятельность военкоматов. Это вмешательство было общей характерной политикой центральных партийных органов, но, с другой стороны, местные партийные организации и без разрешения центра часто брали на себя функции военкоматов. Поэтому со стороны военкоматов было стремление четко разделить и зафиксировать обязанности сторон. Из протокола объединенного собрания Ярославского губвоенкома, 6-й комиссии высшей военной инспекции, губисполкома и губ-кома партии 16 ноября 1918 г. мы узнаем о принятии решения о том, «что губернские военные комиссары являются высшей военной властью в губернии и в своей деятельности руководствуются приказами и распоряжениями высших военных органов. Губернский комитет партии осуществляет непосредственный и непрерывный контроль через своих представителей или членов партии в губернском военном комиссариате. Компартия имеет право назначать определенных ответственных работников на работу в губвоенкомат» [6, л. 15]. То есть фактически все равно губком определял политику военкомата, что видно и на конкретных примерах.

В Костромской губернский военный комиссариат в марте 1918 г. из губкома поступило предписание: «Настоящим имеем сообщить, что постановлением комитета кандидатура Чумакова выдвигается еще раз и окончательно (курсив наш. - Д.В.) на должность заведующего агитационными курсами. Прошу сделать соответствующее распоряжение» [1, л. 28]. В ярославском архиве нами был найден просто крик души уездного пошехонского военкома - это его рапорт от 8 ноября 1918 г. В нем он пишет, что за последнее время участились случаи вмешательства в дела военного комиссариата со стороны местных уездного исполкома и комитета РКП(б). Каждый шаг военкомата в мелочах и по пустякам не только контролируется ими, но происходят личные вмешательства в военное дело. Несмотря на доказательства, что все, что ни делается в области формирования, призыва (мобилизации) и прочее, делается по указаниям и приказам центра и пошехонскому комитету РКП (б) предоставляется отчет во всех работах, -

эти объяснения не действовали, и вмешательство продолжалось. Это выражалось в том, что арестовывались ответственные руководители отделов военкомата без всякой вины, нарушался нормальный ход работы учреждения. Без разрешения партии нельзя было взять специалистов, которые требовались, а принимались в военкомат на работу только рекомендованные партией, в военном деле не имевшие никакого стажа и понимания. «Мы, военные комиссары, - говорилось в рапорте, - как коммунисты кровно заинтересованные в наилучшей организации постановки работы, отлично осознаем, что при таком положении дела, при условии вмешательства, не только организаций, но и отдельных лиц - какая-то либо работа немыслима и не может быть продуктивной, ибо военное дело не любит постоянного вмешательства и многовластия. Было бы очень хорошо, если бы партия давала хороших работников в области технической подготовки армии, но у нее таковых нет, повторяем, что присланные работники лишены всякой инициативы по строительству армии и не знают за что взяться». Основываясь на речи т. Троцкого на заседании ЦИК Советов и вполне солидаризируясь с его взглядом, военком заявлял, что нам грозит не контрреволюционность отдельных специалистов в армии, а своя собственная невозможность справиться с организацией дела. Военком просил губ-военком своим авторитетным словом решительно указать местному уездному исполкому и комитету РКП(б) на то, что они не уполномочены брать на себя не свои обязанности и вмешиваться в дела комиссариата. Он признавал контроль только в политическом смысле [6, д. 125, л. 4(об)].

Все эти крики с мест возымели свое действие, и Ярославский губвоенкомат стал просить губком немедленно принять меры для предотвращения вмешательства в распоряжения губернского и уездных военных комиссариатов. «Губернский военный комиссариат, - читаем мы в соответствующем прошении, - имея во главе управления делами коммуниста, каковой выдвигается партийными организациями, а те, в свою очередь, строго проверяют выдвигаемого кандидата, имеет право действовать самостоятельно, строго придерживаясь указаний Наркомвоен, а также работая в контакте с партийными организациями» [2, л. 13].

Таким образом, в первые месяцы Гражданской войны деятельность военных комиссариатов была направлена на мобилизационную и организационной работу по созданию Красной Армии. В этой работе были как и значительные успехи, так и определенные трудности, которые выражались, прежде всего, во вмешательстве партийных работников в дела военных комиссариатов. Однако победа большевиков в Гражданской войне показала общую стратегическую верность их политики по созданию военкоматов.

46

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014

Деятельность Наркомфина СССР по «перестройке» налогообложения промышленности в 1937-1941 годах

Библиографический список

1. Государственный архив новейшей истории Костромской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 47.

2. Государственный архив Ярославской области. Ф. Р-1842. Оп. 1. Д. 56.

3. Гусев С. Красная Армия (К годовщине ее образования) // Военная мысль (ВФ). - 1919. - № 2 (28 февраля).

4. КПСС и строительство Советских вооруженных сил. - М., 1967.

5. Поляков Ю.А. Революция защищается. - М., 1978.

6. Центр документации новейшей истории Ярославской области. Ф. 1. Оп. 27. Д. 101.

7. Шатагин Н.И. Организация и строительство Советской армии в 1918-1920 гг. - М., 1954.

УДК 94(470); 336.22

Околотин Владимир Сергеевич

кандидат исторических наук Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (филиал в г. Иванове)

okolotin.vladimir@ yandex.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРКОМФИНА СССР ПО «ПЕРЕСТРОЙКЕ» НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В 1937-1941 ГОДАХ

Статья посвящена исследованию деятельности НКФ СССР по «перестройке» налогообложения промышленности в 1937-1941 гг., ее специфике и результативности.

Ключевые слова: НКФ СССР, государственный бюджет, государственные доходы, перестройка налогообложения промышленности, налог с оборота, налог с нетоварных операций, отчисления от прибылей, реальные условия советской экономики.

Вынужденное изменение формы построения плановой экономики и переход в течение 1933-1935 гг. от продуктообмена к «свободной» государственной торговле привели к необходимости перестройки налоговой политики. Несмотря на то что по одному из ведущих налоговых платежей - налогу с оборота -в 1936 г. в госбюджет поступило 67,8 тыс. млн. руб. (в 1931 г. поступило лишь 11,6 тыс. млн. руб.), это признавалось недостаточным. В 1937 г. его сбор был запланирован в размере 76, 8 тыс. млн. руб. [6]. Возросли требования и к поступлениям от другого ведущего налога - отчислений от прибыли. Способствовали тому и благоприятные прогнозы на увеличение товарооборота в стране. Поэтому в течение всего 1937 г. СНК и НКФ СССР принимали различные меры к выполнению установленного плана. Так, на страницах периодической печати развернулось обсуждение проблем, существующих в налогообложении промышленности и сферы услуг. При этом выяснилось, что квартальные задания по налогу с оборота на местах составлялись «наугад, без учета фондов, запланированных для отдельных республик». Все это усугублялось множеством налоговых ставок на различные промышленные и продовольственные товары, их путаницей и перекосами в применении. В частности, рыбные товары в зависимости от сорта и треста-поставщика облагались по 200 ставкам. Для продукции мясной промышленности было установлено 205 ставок. Размер ставок на промышленные товары, такие как трикотажные изделия, варьировался от 25% до 38%, а на металлические мыльницы - от 25 до 40%, и т.д. [4].

Были приняты и первые практические меры к устранению выявленных перекосов. Так, 25 апреля 1937 г. НКФ СССР издал приказ «О мерах улучшения работы инспекторов и ревизоров государственных доходов». Два месяца спустя - 7 июля 1937 г. - у наркома финансов СССР Г.Ф. Гринько состоялось совещание с руководителями московского, калининского и ярославского облфинот-делов, отчитывавшихся о реализации данного приказа. В ходе совещания было признано, что перестройка работы по госдоходам идет медленно. Финансовые органы недоучли политического значения всесторонней проверки работы по ним. В свою очередь с мест звучали претензии к центру по поводу отсутствия инструкции по проверке налоговых отчетов, нормативного сборника по взиманию налога с оборота, а также программ по подготовке инспекторов. Отмечена на совещании была и бездеятельность управления госдоходов НКФ СССР в разработке данных документов. Тем не менее принятие решительных мер по выполнению приказа НКФ об улучшении работы инспекторов и ревизоров госдоходов было признано одной из центральных задач финорганов [8].

Однако в обстановке политических репрессий, арестов большого количества не только хозяйственных руководителей, но и руководителей НКФ как в центре, так и на местах их выполнение было крайне затруднено. В итоге налог с оборота в 1937 г. был собран в сумме 75905 млн. руб. против 76795 млн. руб. по плану. Если бы не сверхплановые поступления по налогу с оборота от «Главспирта» в размере 1100 млн. руб., сахарной промышленности - 721 млн. руб. и наркомата за-

© Околотин В.С., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2014

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.