Научная статья на тему 'Деятельность Военно-технического бюро в рамках осуществления СССР закупок технических новинок оборонного значения за рубежом во второй половине 1930-х гг'

Деятельность Военно-технического бюро в рамках осуществления СССР закупок технических новинок оборонного значения за рубежом во второй половине 1930-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ БЮРО / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА / ЗАКУПКИ / НКВТ / АМТОРГ / MILITARY TECHNICAL BUREAU / SCIENTIFIC AND TECHNICAL INTELLIGENCE / PURCHASES / PEOPLE’S COMMISSARIAT OF FOREIGN TRADE / AMTORG TRADING CORPORATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Димитренко Никита Владимирович

Статья посвящена организации закупок иностранных технических новинок СССР за рубежом во второй половине 1930-х гг. На основе вводимых в научный оборот архивных документов проанализирован такой малоизученный аспект, как взаимодействие Военно-технического бюро (ВТБ), органов научно-технической разведки и Народного комиссариата внешней торговли (НКВТ) в рамках этого процесса. Показано особое значение ВТБ как координирующего органа. В статье также рассматривается эволюция стратегических подходов в области закупок переход от крупных поставок к точечным заимствованиям, необходимым для последующего внедрения в отечественную промышленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of Military Technical Bureau to Organize the USSR’s Purchase of Technical Novelties of Defensive Significance from Abroad in the Second Half of the 1930s

The article examines organization of purchase of foreign technical novelties in the USSR in the second half of the 1930s. Relying on previously unknown archival sources, the author studies such a poorly investigated aspect as interaction of the Military Technical Bureau, scientific and technical intelligence and the People’s Commissariat of Foreign Trade within this process. Special role of the Military Technical Bureau as a coordinating body is emphasized. The paper analyses evolution of strategic approaches in the sphere of purchasing transition from large-scale supplies to selective borrowings, which were planned to be introduced into domestic industry.

Текст научной работы на тему «Деятельность Военно-технического бюро в рамках осуществления СССР закупок технических новинок оборонного значения за рубежом во второй половине 1930-х гг»

https://doi■orq/10■30853/manuscript■2020■3■4

Димитренко Никита Владимирович

Деятельность Военно-технического бюро в рамках осуществления СССР закупок технических новинок оборонного значения за рубежом во второй половине 1930-х гг.

Статья посвящена организации закупок иностранных технических новинок СССР за рубежом во второй половине 1930-х гг. На основе вводимых в научный оборот архивных документов проанализирован такой малоизученный аспект, как взаимодействие Военно-технического бюро (ВТБ), органов научно-технической разведки и Народного комиссариата внешней торговли (НКВТ) в рамках этого процесса. Показано особое значение ВТБ как координирующего органа. В статье также рассматривается эволюция стратегических подходов в области закупок -переход от крупных поставок к точечным заимствованиям, необходимым для последующего внедрения в отечественную промышленность. Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/9/2020/3/4.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 3. C. 25-30. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

17. Новые исследовательские подходы в работе с историческими источниками XVIII-XXI веков: коллективная монография / под ред. В. А. Зверева, Н. Н. Родигиной. Новосибирск: НГПУ, 2013. 148 с.

18. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 37. Оп. 63.

19. Сапоговская Л. В. «Старые» владельцы уральских горнозаводских округов второй половины XIX - начала XX в.: опыт типологии хозяйствования // Вопросы истории. 2006. № 3. С. 19-34.

20. Степанова Л. Г. Картографический метод и модельный подход при работе с писцовыми книгами XV-XVI вв. и материалами Генерального межевания XVIII в. // Актуальные проблемы аграрной истории Восточной Европы: источники и методы исследования. 2011. № 1. С. 79-88.

21. Шкерин В. А. Государство и экономика: ведомственные противоречия в управлении уральским горнозаводским регионом в XVII - первой половине XIX в. // Уральский исторический вестник. 2005. № 10-11. С. 14-24.

22. Щербинина Н. Н. Лес как земельный ресурс на картографических материалах XVIII в. // История наук о Земле: сб. ст. / отв. ред. В. А. Широкова. М.: Ин-т истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, 2009. С. 163-166.

23. Юркин И. Н., Калита С. П. Изображения металлургических заводов на русских географических чертежах XVII - начала XVIII веков как источник по истории техники // Вопросы истории естествознания и техники. 2018. Т. 39. № 4. С. 660-680.

Pudemsky Ironworks District Plan in Cartographic Sources of the First Half of the XIX Century

Vasina Tat'yana Anatol'evna, Ph. D. in History Udmurt Federal Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Izhevsk

tatjasch @mail. ru

Relying on previously unknown cartographic materials of the State Archive of Sverdlovsk region and the Russian State Historical Archive, the author reconstructs the district plan of a metallurgical enterprise - Pudemsky ironworks of Glazov district of Vyatka province. The research material includes handwritten plans of the ironworks district of the first half of the XIX century - land ownership documents that allow clarifying the structure of the mining economy. The paper examines types of lands, natural resources under the enterprise ownership; the conclusion is made about reduction of forest areas in the mentioned period due to extensive forest management.

Key words and phrases: Vyatka province; mining districts; Pudemsky ironworks; ironworks district; natural resources; landowning structure; forest management; land-surveying; cartographic materials.

УДК 93/94; 355.402 Дата поступления рукописи: 30.01.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.3.4

Статья посвящена организации закупок иностранных технических новинок СССР за рубежом во второй половине 1930-х гг. На основе вводимых в научный оборот архивных документов проанализирован такой малоизученный аспект, как взаимодействие Военно-технического бюро (ВТБ), органов научно-технической разведки и Народного комиссариата внешней торговли (НКВТ) в рамках этого процесса. Показано особое значение ВТБ как координирующего органа. В статье также рассматривается эволюция стратегических подходов в области закупок - переход от крупных поставок к точечным заимствованиям, необходимым для последующего внедрения в отечественную промышленность.

Ключевые слова и фразы: Военно-техническое бюро; научно-техническая разведка; закупки; НКВТ; Амторг.

Димитренко Никита Владимирович

Воронежский государственный технический университет basilevslev@yandex.ru

Деятельность Военно-технического бюро в рамках осуществления СССР закупок технических новинок оборонного значения за рубежом во второй половине 1930-х гг.

Актуальность предлагаемой статьи связана с неослабевающим интересом в научной среде к такой проблеме, как роль иностранных технических заимствований в осуществлении индустриализации СССР. Сложность современной международной обстановки, реалии которой протекают в условиях, когда Россия вынуждена продолжать свою модернизацию с учетом режима санкций, открывает новые перспективы для изучения советского предвоенного опыта в сфере закупок иностранных технических новинок.

Цель данной работы - дать оценку роли Военно-технического бюро в сфере закупок иностранных технических новинок за рубежом во второй половине 1930-х гг. Научная новизна данной статьи состоит в том, что в качестве предмета ее рассмотрения выступают малоизученные аспекты советской внешнеторговой деятельности: кураторство Военно-технического бюро над органами разведки и НКВТ при покупке иностранных технических новинок оборонного значения. При написании работы использовался ряд архивных документов, впервые вводимых в научный оборот.

Технологическое переоснащение Вооруженных Сил СССР в конце 1930-х гг. было одной из главных государственных задач. Ее разрешение протекало в условиях жесткого дефицита времени. Конкуренция с ведущими западными военными державами разворачивалась на фоне сложной международной обстановки и идеологического противостояния. Политическое руководство СССР, делая ставку на форсированную индустриализацию, не могло рассчитывать на успех, основываясь только на достижениях отечественной науки и промышленности: догоняющая модель развития предполагала использование зарубежных технических достижений.

В СССР еще в 1920-е гг. осознали необходимость использования иностранных научно-технических достижений для нужд развития собственных вооружений и военной техники. На самом высоком уровне признавалось неудовлетворительное состояние развития военной промышленности. В 1929 г. специально созданная комиссия для подготовки резолюции о состоянии военной промышленности констатировала, что «без иностранной помощи» в нормализации вопроса не обойтись [5, с. 39]. Для этих целей разведывательные аппараты РУ РККА и ИНО НКВД ориентировались на получение соответствующих материалов за рубежом. Более того, по этой линии также работал отдел международных связей Коминтерна и многие внешнеторговые организации СССР -прежде всего «Аркос», «Амторг» и «Востваг» [1, с. 11]. Резидентуры научно-технической разведки СССР успешно действовали в США, Германии, Франции, Италии, Англии и ряде других стран [14, с. 36-50]. Полученные сведения напрямую поступали в соответствующие промышленные наркоматы, которые выступали в качестве заказчиков разведывательной информации технического характера для собственных нужд.

Таким образом, научно-техническая разведка СССР в 1920-е - первой половине 1930-х гг. представляла собой не отдельное подразделение, а целую систему органов. Однако ее эффективность оставляла желать лучшего, так как получаемые «обычным путем» сведения через договоры концессий и техпомощи в основном представляли собой малозначимую или уже известную в СССР информацию, а необходимы были сведения о прорывах в научно-технической мысли и технологиях [3, с. 62]. Более того, добываемые разведывательными органами материалы поступали в промышленность напрямую. Между тем логика развития плановой модели экономики подразумевала все большую централизацию в управлении: смещение центра тяжести в принятии решений по внедрению тех или иных технологий на уровень наркоматов противоречило этому принципу. Для наиболее эффективного использования иностранной научно-технической информации было необходимо создание единого координирующего деятельность разведки и промышленности органа. Решение этой задачи было реализовано после создания Военно-технического бюро при Комитете обороны при СНК СССР в 1936 г. Персональный состав этого органа в разное время был представлен такими государственными деятелями, как И. В. Сталин, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович, М. М. Каганович, Н. И. Ежов, А. П. Розенгольц, М. Н. Тухачевский, М. Л. Рухимович, А. А. Слуцкий, С. П. Урицкий и ряд других деятелей.

Перечень задач вновь созданного органа власти оказался достаточно широк: подготовка заданий для разведывательных органов, экспертная оценка поступающих сведений и последующая их отправка в промышленность, осуществление контроля за внедрением. Создание такого органа принципиально многое меняло в организации научно-технической разведки: теперь ее органы ориентировались на выполнение общегосударственных задач, согласованных на самом высоком уровне. Подобные институциональные перестройки дали серьезные преференции для СССР: разведка ориентировалась на получение только важнейших сведений, согласованных на самом высоком уровне, экономились солидные средства на НИОКР, рос военно-промышленный потенциал. Однако окончательно отказываться от покупки иностранных военных новинок тогда не входило в планы руководства СССР. Поэтому ВТБ принимало непосредственное участие в упорядочении взаимодействий между НКВТ, разведкой, промышленными наркоматами и иными органами в области закупок образцов военной техники за рубежом.

ВТБ, будучи координирующим органом, поручало задания не только РУ РККА и разведке НКВД, но и другим ведомствам, в частности НКВТ. Так, в соответствии с проектом Постановления Военно-технического бюро при КО от 3 мая 1936 г. Наркомвнешторгу поручалось «попытаться закупить предметы иностранных технических новинок согласно приложенным двум спискам». Полученные образцы предполагалось передать в Народный комиссариат тяжёлой промышленности (НКТП) и в двухмесячный срок доложить об использовании [6, д. 57, л. 21]. Прилагаемые к проекту постановления списки были посвящены артиллерии и морскому флоту. Список по артиллерии состоял из следующих образцов: полуавтоматические установки для разлива жидких отравляющих веществ в снаряды (германская фирма «Ганзеатише Аппаратен-бау-Гезельшафт»), комплект станков высокой производительности для обработки стаканов и головки снарядов (германская фирма «Гассе и Вреде») (трехшпиндельный полуавтомат для обработки головки снаряда вместе с нарезкой резьбы с производительностью для трехдюймовой головки в течение 5 минут и двухшпин-дельный резьбо-фрезерный станок для нарезки и резьбы торцов, обточки стаканов и головки снарядов с производительностью для нарезки одной головки не больше 4 минут), образец последней модели авиационной 23-мм пушки фирмы «Испано» во Франции, автоматический оптический прицел к мелкокалиберной зенитной пушке, зенитная прожекторная установка нового типа системы майора Сервидж с отражателями из отдельных зеркал размером 100*100 (Англия). Список по морскому флоту содержал четыре позиции: прожекторы береговой охраны с дальностью луча в 28 км, новейшие образцы 1936 г. морских дальномеров различных баз французской фирмы «Сом», дальномер 1,5 м базы с внутренней выверкой с конвертом фирмы «Сом» образца 1936 г., образец сигнализационных прожекторов на ультрафиолетовых лучах итальянской фирмы «Галилео».

Уже 27 мая 1936 г. на основании данного проекта вышло постановление Военно-технического бюро № 13, которое дополнялось рядом образцов, включенных в перечень по личной инициативе наркома обороны

К. Е. Ворошилова. Среди них оказались: легкий звукоулавливатель фирмы «Сперри», пост управления к новому звукоулавливателю фирмы «Герц», образцы германских противогазов разных фирм, образцы по средствам коллективной химзащиты и защитной одежды (фирмы «Ауэр», «Дрегер», «Ганзеатише») [Там же, л. 12]. Данные по технологическим процессам (четыреххлористому титану, гипохлорату кальция, получению активированного угля) также первоначально включались в данный перечень, однако по ним уже существовало отдельное постановление ВТБ, посвященное вопросам химии, и они были исключены.

Как видно из архивных документов, составлением проектов постановлений по закупкам иностранных новинок занимался нарком внешней торговли А. П. Розенгольц, а в их согласовании принимали непосредственное участие нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе и нарком обороны К. Е. Ворошилов, которые положительно оценивали его предложения и сами проявляли инициативу в редактировании документа. В соответствии с постановлением № 13 ВТБ Наркомвнешторгу поручалось попытаться закупить за границей вышеуказанные предметы иностранных технических новинок. Данные образцы подлежали передаче в Наркомтяж-пром, а отделу проверки наркомата было необходимо в двухмесячный срок доложить ВТБ об их использовании.

Согласно содержанию документов, данные образцы приобретались для целей дальнейшего освоения в отечественной промышленности. Так, автоматический оптический прицел к мелкокалиберной зенитной пушке был необходим для 20-мм пушки конструкции Шпитального - первой советской авиационной мелкокалиберной автоматической пушки, которая была выпущена в 1936 г. К слову сказать, она стала самым массовым оружием своего класса в годы Второй мировой войны. В СССР уже приступили к конструкции прицела для этого образца, но без учета опыта иностранных образцов по собственным расчетам. Для ускорения собственных разработок посредством использования иностранного опыта предлагалось закупить прицел фирмы «Цейс». Аналогичный сценарий развернулся относительно зенитной прожекторной установки системы «Сервидж»: о ней в СССР знали лишь по литературе, а образец был необходим «для усвоения конструкции». Образец сигнализационных прожекторов на УФ-лучах также предполагалось приобрести как опытный.

Данное постановление частично было исполнено в рамках официальных контрактов о закупке. Если говорить предметно, то удалось договориться о поставке станков «Гассе и Вреде»: 5 станков были отправлены в СССР, и была осуществлена их приемка, остальные 2 станка предполагалось отправить в 1937 г. Представители Наркомата обороны ознакомились с дальномерами фирмы «Сом». Однако сотрудники этой фирмы должны были отправиться в командировку в СССР для соответствующих испытаний, поэтому было принято решение задержать выдачу заказа. После некоторых трений также удалось заказать образцы сигнализационного прожектора на УФ-лучах фирмы «Галилео». Предложение было передано Особой группе НКТП для дачи заключения. Что касается образцов противогазов и средств коллективной химзащиты, то фирма «Дрегер» отказалась от предложения, фирма «Ганзеатише» вообще не занималась подобным производством, а фирма «Ауэр» согласилась продать образцы лишь гражданских противогазов. Четыре образца были приобретены через Отдел внешних закупок и переданы в НИПИ при заводе № 12 [Там же, л. 19]. Их приобретение также можно считать большой удачей. В рассматриваемый период времени немецкие конструкторы пришли к наиболее оптимальной конструкции противогаза - вместо соединительной гофры они предложили перейти к фильтрующему патрону, непосредственно ввинчивающемуся в маску. Подобная конструкция практиковалась и в промышленных противогазах [4, с. 46]. Так как советская сторона стремилась получить разные образцы немецких противогазов, совершенно очевидно, что это делалось ради их использования в рамках НИОКР по отечественным образцам средств индивидуальной химзащиты.

Вместе с тем для полной реализации предложенных в постановлении задач пришлось прибегнуть к агентурным методам получения информации. Так, фирма «Сперри» отказалась от продажи одного образца легкого звукоулавливателя, требуя покупки сразу десяти образцов. Решение этой проблемы поручалось агенту под псевдонимом «Карп», который, как сообщали сотрудники «Амторга», за это дело взялся. Речь шла о некоем Самуиле Семеновиче Карповском, который был лично связан с В. М. Молотовым [9, с. 48]. Доподлинно неизвестно, удалось ли осуществить сделку по линии Амторга, но работа разведчиков по данному конкретному материалу увенчалась успехом. В соответствии с «Перечнем наиболее ценных технических материалов, переданных УП отделом ГУГБ в ВТБ при КО СССР» от 27 августа 1936 г. за № 57488, по заданию ВТБ был получен материал под названием «звукоулавливатель фирмы "Сперри"». Он содержал описание и схему этого прибора и по предварительной оценке представлял интерес [8, д. 195, л. 78].

При дальнейшем обсуждении проекта постановления выявились некоторые разногласия по поводу порядка исполнения данного документа, которые очень красноречиво показывают нам, какую большую роль играло ВТБ в координации научно-технической разведки и преодолении негативного влияния корпоративных интересов различных наркоматов. Так, А. П. Розенгольц выразил неудовлетворение по поводу внесения изменения в первоначальную редакцию проекта, где секретарем ВТБ Петренко-Луневым предлагалось заменить словосочетание «попытаться закупить» на «закупить». К сожалению, неизвестно, каков был ответ высшего руководства, но данный пример со всей красноречивостью свидетельствует, как координирующий орган мог уладить межведомственные разногласия в рамках реализации общегосударственной задачи.

6 июня 1936 г. наркомом внешней торговли был составлен еще один проект постановления: но на этот раз срок для доклада об использовании закупленных образцов техники сокращался до одного месяца. Список подлежащих закупке новинок был представлен следующими наименованиями: авиационный нагнетатель «суперчаржер» американской фирмы «Дженерал Электрик Компани», который давал возможность увеличить потолок высоты самолета на 2000 метров; авиационная паровая турбина этой же фирмы; фототелеграфный аппарат системы германского профессора Корна, который давал возможность передавать изображение

с самолета на землю в течение 2,5 минут автоматически; две автоматических усовершенствованных 20-мм винтовки швейцарской фирмы «Эрликон»; сигнализационная аппаратура французской фирмы «Капантье» для подводных лодок и береговой охраны; образец передвижной установки для быстрого рытья колодцев в полевых условиях (применялась итальянцами в ходе боевых действий в Абиссинии) и водный дистиллятор для очистки воды. В соответствии с заключением заместителя наркома тяжелой промышленности Г. Л. Пятакова данные образцы представляли интерес, и их необходимо было приобрести, предварительно выяснив дополнительно некоторые технические параметры.

5 ноября 1936 г. был разработан новый проект постановления ВТБ со списком подлежащих закупке образцов: установка для военного корабля для стабилизованной наводки постов управления огнем и орудий фирмы «Галилео», образец аппарата для фотосъемки внутренней поверхности канала ствола орудий германской фирмы «Асканья», образец бомбового прицела американского производства, образец 10-линзовой аэрофотокамеры (с высоты 6000 метров могла захватить площадь в 582 кв. км) американской фирмы «Фер-чайльд», два образца передвижных установок для обогрева авиамоторов горячим воздухом и подогрева воды и масла чешской фирмы «Бенеш». М. Н. Тухачевскому и М. Л. Рухимовичу поручалось в двухдекадный срок определить, какие образцы следует направить в промышленность для внедрения, а какие - в НКО для практического применения [6, д. 57, л. 28]. Большие споры возникли по установке итальянской фирмы «Галилео». Ее достоинство состояло в том, что она позволяла вести точный огонь даже во время сильной морской качки. По поводу целесообразности покупки этой системы отрицательно высказался начальник Морских сил РККА В. М. Орлов. Он считал, что покупка всей системы не имеет экономического смысла, так как отдельные ее элементы уже были известны советской промышленности, а ее полная стоимость составляла 12500000 лир. По его мнению, стоило ограничиться закупкой отдельных элементов этой системы: стабилизационных постов наводки и силовой синхронной передачи для крупного калибра [Там же, л. 29]. Розенгольц считал такие условия неприемлемыми, так как итальянцы, по его мнению, откажут в сделке, если СССР не захочет приобретать всю систему целиком. Дальнейшая судьба этой сделки решалась путем согласования с Молотовым, Ворошиловым и Орджоникидзе, однако ее исход неизвестен.

16 декабря 1936 г. А. П. Розенгольц составляет еще один проект постановления, адресованный Председателю ВТБ В. М. Молотову и И. В. Сталину. В сопроводительном письме к этому проекту автор представляет на утверждение руководству номенклатуру иностранных технических новинок оборонного характера, которые необходимо закупить «в качестве образцов для изучения и внедрения в производство нашей промышленности» [Там же, л. 30]. Проект содержал уже новый перечень подлежащих закупке технических новинок: два радиокомпаса PC5 с проводами к ним, два кварцевых альтиметра «Робер» фирмы «Эпикмет-Аэродром» (Франция), два контролера полета фирмы «Карпантье или Алкан» (Франция), один авиационный наблюдательный прибор фирмы «Сом», один четырехкомпонентный самописец фирмы «Асканиа», один водородный генератор H1C № 2 фирмы «Оксидрик», один эхолот фирмы «Сема», один автопилот SECAT фирмы «Эпикмет-Аэродром», два прибора по контролю работы мотора на определение детонации фирмы «Бужи», два виброметра фирмы «Кляйнер», два пьезоэлектрических моторных индикатора фирмы «Цейс», два фотоэлектрических указателя скорости фирмы «Эпикмет-Аэродром», два курсографа фирмы «Эпикмет-Аэродром», два указателя поворота «Пиллин» английской фирмы «Вильямсон Манюфектюрунг Ко ЛТД», 16 барографов (нужны для точной регистрации предстоящих высотных полетов и освоения подобных типов нашей промышленностью). На вышеуказанные цели предполагалось ассигновать 175000 рублей. Закупленные образцы подлежали передаче Управлению ВВС РККА. В двухмесячный срок с момента прибытия образцов НКО и НКТП должны были доложить об испытании и внедрении их в производство [Там же, л. 34].

27 января 1937 г. секретарем ВТБ Петренко-Луневым была подготовлена «Справка о неразрешенных вопросах товарища Розенгольца». Фактически она обобщала все предложения наркома внешней торговли. Очень интересно заключение К. Е. Ворошилова от 28.12.1936 г.: «Мы условились побольше добывать и поменьше покупать, а выходит все наоборот» [Там же, л. 42]. Эта фраза очень красноречиво отражает приоритеты в работе научно-технической разведки СССР в рассматриваемый период: нацеленность на экономию средств.

Ряд исследователей говорят об особой роли «Амторга» во внешнеторговой политике СССР в период времени, когда она была ориентирована на платную помощь и масштабные закупки оборудования [13, с. 301]. В период до установления официальных дипломатических отношений между США и СССР через эту организацию осуществлялись фактически все внешнеторговые транзакции между двумя странами.

После установления в 1933 г. между СССР и США дипломатических отношений внешняя торговля имела возможности выйти на качественно иной уровень. Однако это не означало уменьшения активности советской научно-технической разведки. Так, в соответствии с выпиской из Протокола № 2 ВТБ при КО при СНК СССР от 28 мая 1936 г. по вопросу «О задании для американской фирмы» было решено «утвердить списки предметов и материалов, подлежащих закупке в Америке, представленные Орджоникидзе и Ворошиловым». Согласно документу, это не исключало «интенсивнейшей работы разведорганов, направленной к более дешевому добыванию тех же материалов». По вопросу «о посылке за границу работников разведорганов» руководителям РУ РККА и разведки НКВД Слуцкому и Урицкому поручалось «послать своих сотрудников за границу на различные должности в органы НКИД и НКВТ с указанием стран и должностей» [6, д. 81, л. 1].

В качестве приложения к данному постановлению утверждались дополнения и изменения, внесенные на заседании ВТБ. Они содержали поручения приобрести следующие новинки: четырехмоторный самолет «Боинг», последнюю модель истребителя «Нортроп», сверхскоростной воздушный крейсер «Лохкид», данные по технике воздушного огневого боя на современных скоростях, 100-мм корабельную зенитную пушку, помпы для непосредственного впрыска горючего, применяемые вместо карбюраторов на авиамоторах, аппаратуру

для испытания в полете опасных самолетов на больших скоростях, образцы и данные по радиоуправляемым ракетам, приборы для автоматического нанесения на карту метеорологических кривых, военный вариант самолета «Мартин 130», корабельный самолет с катапультой к нему, новую дивизионную 75-мм пушку. Из содержания данного постановления не понятно, удалось ли закупить данные образцы. Однако в 1937 г. отдельные задания по этим образцам были включены в «Единое задание разведывательным органам»: следовательно, их предполагалось добыть агентурным путем. В частности, разведке было поручено раздобыть схемы, описания, фото и чертежи скоростного самолета фирмы «Лохкид», а также общие схемы вооружения всех скоростных самолетов, особенно крейсера «Лохкид». Это поручение было выполнено, а материалы переданы заводам № 22 и № 32 и заводу опытных конструкций для использования в проектировании [8, д. 195, л. 7]. Материал по истребителю фирмы «Нортроп» также оказался в распоряжении ВТБ и был направлен в ГУАП [Там же, л. 9]. Удалось получить протокол испытания одноцилиндрового авиамотора, работающего с принудительным впрыском топлива [Там же, л. 19]. Таким образом, в случае если в официальных закупках советской стороне отказывалось, разведка ориентировалась на получение нужных образцов на нелегальной основе.

В качестве приложения к рассматриваемой выше выписке утверждались списки подлежащих закупке материалов по следующим группам: «авиация», «артиллерия», «химия», «морской флот», «танки», «связь и электротехника», «инженерное дело» и «разное».

Особый интерес вызывает список по морскому флоту. В числе прочего он содержал проекты линейных кораблей по заданным условиям. Дело в том, что в начале 1936 г. в Лондоне состоялись переговоры по ограничению морских вооружений. По мнению историков, ведущие военно-морские государства стремились ограничить рост военно-морских флотов таких государств, как Германия, Япония, СССР. Условия договоренности ставили СССР в очень уязвимое положение, так как фактически закрывали возможности для достижения паритета с ведущими морскими державами. Более того, особенность геополитического положения СССР заключалась в том, что его Военно-морские силы были изолированы друг от друга, в первую очередь это касалось бассейнов Черного и Балтийского морей [11, с. 195]. Однако в июне 1937 г. СССР все же присоединился к данному договору, оговорив для себя ряд уступок.

Учитывая отставание в развитии судостроительной промышленности, было принято решение попытаться договориться о постройке или закупке трех линейных кораблей в США. Согласно проекту, их водоизмещение не должно было превышать 35000 тонн, что соответствовало условиям международных договоренностей. Однако один из кораблей планировался с превышением лимита по калибру - 16 дм вместо максимально возможных 14 дм. Судя по всему, договориться о постройке данных кораблей все же не удалось, однако приведенный выше факт хорошо демонстрирует стремление СССР действовать в рамках международных норм, несмотря на зримую угрозу.

Подводя итоги деятельности ВТБ в сфере закупок иностранных образцов техники, следует отметить, что данное направление не являлось основным приоритетом для этого органа и носило скорее факультативный характер. Закупки иностранной техники оборонного значения играли большую роль в становлении советского военно-промышленного корпуса, однако постепенно их значение падало, что связано с успехами отечественной промышленности и со сменой подходов в этой сфере. В отдельные периоды времени СССР приходилось закупать оборудование, которое уже морально устарело на Западе. В частности, в области авиамоторов в 1930-е гг. ситуация была настолько сложной, что СССР приходилось закупать сотни американских образцов, бывших в употреблении [2, с. 14], а единственный моторный авиационный завод до начала Второй мировой войны был построен благодаря американской лицензии на производство двигателей Райт «Циклон» [10, с. 37]. Ко второй половине 1930-х гг. в СССР изменились стратегические подходы в сфере государственных закупок техники за рубежом, они приобретались, прежде всего, для последующего заимствования, а не для целей перевооружения - подобная тенденция наблюдалась и в военно-морской сфере [12, с. 189].

Разведка получала от ВТБ задания, направленные на добывание нужных сведений нелегальным путем, а к закупкам прибегали лишь в качестве крайней меры, когда иным путем получить искомую информацию не представлялось возможным либо её покупка не была сопряжена со значительными финансовыми тратами. Официальные контракты в некоторой степени выступали «дымовой завесой», ведь львиная доля новинок поступала в СССР нелегальным путем, и иностранцы не могли оценить истинного масштаба влияния заимствований на рост военно-технического потенциала СССР. Это было чрезвычайно важно, так как ведущие западные державы хотя и шли на торговое сотрудничество, однако не стремились, чтобы первая в мире социалистическая страна достигла с ними паритета. Таким образом, используя комбинацию легальных и нелегальных способов получения технических новинок, в СССР добились оптимальной схемы по их внедрению в оборонную промышленность, что способствовало укреплению ее потенциала.

Список источников

1. Барановский К. Атомные секреты с черной икрой. Как ЦРУ помешало СССР купить Кремниевую долину // Военно-промышленный курьер. 2019. 19 февраля.

2. Бочинин Д. А., Лосик А. В. Некоторые аспекты поставок американской авиационной техники Советскому Союзу в 30-е гг. XX в. // Царскосельские чтения. 2011. № XV. С. 12-18.

3. Васильев В. В. «В специальных органах промышленности начата разработка заданий по линии военных производств» // Военно-исторический журнал. 2009. № 10. С. 62-65.

4. Васильев В. В. «Достать образец немецкого секретного противогаза» // Военно-исторический журнал. 2013. № 1. С. 43-47.

5. Васильев В. В. «Положение с подготовкой военной промышленности к обороне находится в тяжелом... состоянии...» // Военно-исторический журнал. 2009. № 9. С. 37-39.

6. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 8433. Оп. 1.

7. ГАРФ. Ф. 8433. Оп. 3.

8. ГАРФ. Ф. 8433. Оп. 5.

9. Жирнов Е. «Переслав их диппочтой тысячедолларовыми купюрами» // Коммерсант-Власть. 2012. 21 мая.

10. Степанов А. С. «Моральное эмбарго» 1939 г.: нарушенное сотрудничество СССР и США в области авиастроения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «История». 2004. № 1-2. С. 26-39.

11. Федулов С. В. Военная дипломатия СССР со странами Запада в области морских вооружений и техники в 1936-1941 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2 (40). Ч. 2. C. 194-197.

12. Федулов С. В. Военно-техническое сотрудничество СССР и США. Характеристики импортных закупок в области морской техники и вооружения в конце 1930-х годов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4 (42). Ч. 2. C. 186-189.

13. Цыплин В. Г. Советско-американские контакты в военной области в условиях дипломатического непризнания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «История. Международные отношения». 2018. Т. 18. № 3. С. 299-304.

14. Чертопруд С. В. Научно-техническая разведка от Ленина до Горбачева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 447 с.

Activity of Military Technical Bureau to Organize the USSR's Purchase of Technical Novelties of Defensive Significance from Abroad in the Second Half of the 1930s

Dimitrenko Nikita Vladimirovich

Voronezh State Technical University basilevslev@yandex. ru

The article examines organization of purchase of foreign technical novelties in the USSR in the second half of the 1930s. Relying on previously unknown archival sources, the author studies such a poorly investigated aspect as interaction of the Military Technical Bureau, scientific and technical intelligence and the People's Commissariat of Foreign Trade within this process. Special role of the Military Technical Bureau as a coordinating body is emphasized. The paper analyses evolution of strategic approaches in the sphere of purchasing - transition from large-scale supplies to selective borrowings, which were planned to be introduced into domestic industry.

Key words and phrases: Military Technical Bureau; scientific and technical intelligence; purchases; People's Commissariat of Foreign Trade; Amtorg Trading Corporation.

УДК 93/94; 654.198:94(477.6) Дата поступления рукописи: 25.01.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.3.5

В статье на примере Донбасса затрагивается малоизученная тема участия советского регионального телерадиовещания в деле реализации государственной политики в отношении молодежи. Впервые в историографии значительное внимание уделяется характерным особенностям донбасских передач, посвященных тематике трудового воспитания и профориентации. На основании анализа имеющейся литературы, а также привлечения архивных материалов установлено, что передачи местного радио и телевидения отражали специфику кадровых потребностей региона, способствуя мотивированному выбору молодыми людьми будущей профессии.

Ключевые слова и фразы: трудовое воспитание; профориентация; Донбасс; телерадиовещание; Донецк; Ворошиловград.

Манжула Евгений Валериевич

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко Jerf19702312@yandex. ua

Деятельность региональных учреждений телерадиовещания СССР по трудовому воспитанию и профориентации молодежи в 1950-1980-е гг.:

опыт Донбасса

Рассматриваемая проблема использования различных типов СМИ в деле воспитания молодежи является актуальной в нынешних социально-экономических условиях. Телевидение и радиовещание формируют общественное мнение, ценностные установки, поведенческие стереотипы, что используется любой властью в интересах социально-политической системы. Тем важнее место телерадиовещания в жизни молодежи, которая не обладает вполне устоявшимся мировоззрением и находится в процессе становления ключевых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.