УДК 94(470.6.62/67)"1980/1985
Халилова Амина Сергеевна
кандидат исторических наук [email protected] Хализов Денис Игоревич
Аспирант
halizov_mansur@mail. ru
Amina S. Khalilova
Candidate of the historical sciences
Denis I. Khalizov
Graduate student
halizov_mansur@mail. ru
Деятельность Верховного Совета ДАССР в 1980-1985 годы: основные характеристики
The activities of the Supreme Council of DASSR in 1980-1985 years:
basic characteristics
Аннотация. В статье рассматривается деятельности Верховного совета Даг АССР в 1980-1985 годы. Авторами на основе архивного материала, впервые вводимого в научный оборот, проанализированы все направления работы Верховного Совета республики, выделены её основные виды. Прослежены перемены, наблюдавшиеся в этом процессе в исследуемый период. Дана историческая оценка фактам, свидетельствующим о зарождении внутри социалистического государственного строя элементов, свойственных более позднему постсоветскому периоду.
Ключевые слова: Верховный совет, Дагестан, деятельность, заседания, президиум.
Annotation. The activities of the Supreme Council of the DASSR in 1980-1985 years are considered in the article. The authors analyzed based on of archival material, for the first time introduced in the scientific revolution, all the directions work of the republic Supreme Council of the, were highlighted its basic kinds. Were traced the changes that were observed in this process in during the analyzed period. The historical assessment of the facts testifying to the appearance within the socialist political system the elements, inherent to later post-Soviet period, were giving.
Keywords: The Supreme Council, the Dagestan, activities, meetings, the Presidency.
Последние десятилетия ХХ века в истории России были эпохой политических и экономических реформ, которые привели к смене всех существовавших ранее структур. Этот процесс растянулся на весьма длительный период и приобрел многоплановый и противоречивый характер.
Становление современной российской государственности, ее политических и экономических институтов во многом стало результатом тех процессов, которые развернулись в бурные предперестроечные и перестроечные годы и были обусловлены выбором обозначившихся тогда альтернатив развития. Этим объясняется возрастающий интерес современных исследователей к анализу советской политической системы и принципов ее функционирования с конца 1970-х до начала 1990-х гг., к изучению места и роли Советов всех уровней.
Особое место в этих исследованиях занимает обращение к практике местных Советов, являвшихся одновременно органами государственной власти и органами местного самоуправления. Так как использование накопленного и, зачастую, ныне позабытого опыта работы Советов, несомненно, нужно для действующих органов власти. Анализ деятельности Советов и попыток их реформирования в 80-х годах ХХ века, когда им пытались вернуть статус полновластных органов народного самоуправления, позволит выявить причины и сущность кризиса советской системы, а также показать, как осуществлялся поиск альтернатив развития страны.
Анализ историографии данной проблематики также говорит о необходимости уточнения, пересмотра, изменения существующих концепций. Привлечение современных научных разработок и исследование архивных документов позволяют выйти на новый теоретический уровень осмысления проблемы советской политической системы и Советов как ее основного элемента. Актуальность исследования обусловлена также тем, что на региональном уровне деятельность Верховного Совета ДАССР в период 19801985 годы, особенности его функционирования, взаимодействия с центральными органами власти, широта использования им своей компетенции и работа, направленная на самореформирование, в качестве самостоятельного предмета изучения не выделялась.
Прежде чем приступить к рассмотрению основных видов деятельности Верховного Совета Дагестанской АССР в 1980-1985 годы, нужно уточнить роль и значение самого органа власти в системе управления республикой. Согласно ст. 92 Конституции ДАССР 1978 года, «Верховный Совет Дагестанской АССР (далее ВС ДАССР) является высшим органом государственной власти ДАССР» [2, с. 25]. Ею же определяется и круг его деятельности: решение всех вопросов, отнесенных основными законами страны и федерации к ведению республики, осуществление законотворческой работы, проведение выборов в органы всех уровней в автономии, контроль за планами экономического и социального развития Дагестана, руководство деятельностью местных Советов народных депутатов, градообразование и контроль за административно-территориальным устройством республики, установление и контроль за присвоением государственных наград и званий, контроль за выборами и утверждение представителей исполнительной и судебной власти ДАССР. Представленный перечень позволяет сказать о том, что ВС ДАССР обладал, по сути, всей полнотой власти в республике, а его председатель являлся ее реальным руководителем.
Переходя к непосредственной характеристике деятельности ВС ДАССР, стоит начать с организации выборов депутатов ВС, так как вся работа любого органа власти целиком и полностью зависит от того, как он сформирован и кем представлен. В соответствии с Законом «О выборах в Верховный Совет Дагестанской АССР», принятым 19 декабря 1978 года на десятой сессии ВС ДАССР девятого созыва, выборы депутатов ВС ДАССР проводились на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [1, с. 3.]. В число кандидатов в депутаты, по сути, мог войти любой гражданин, достигший 18 лет, зарегистрировавшийся за 25-35 дней до выборов. Однако в законе оговаривается, что выдвигать кандидатов имеют право лишь организации Компартии, комсомола, общественные организации, трудовые коллективы и собрания военнослужащих воинских частей, т.е. право на самовыдвижение отсутствовало.
В 1980-1985 годы выборы депутатов в Дагестане проходили в 210 избирательных округах с равным числом населения в них. При их образовании Президиум ВС учитывал не только численность населения, но и административно-территориальное деление республики. Также им утверждались составы избирательных комиссий, образованных в округах: Центральной (19 членов комиссии), окружных (по 11 членов) и участковых (от 4 до 19 членов, в зависимости от числа избирателей). Выборы под контролем депутатов ВС предыдущего созыва проводились в назначенный день с 6 утра до 10 вечера по московскому времени. После подведения итогов выборов Центральная комиссия проводила регистрацию депутатов, списки избранных депутатов публиковались в печати не позднее, чем на пятый день после выборов. В исследуемый период выборы депутатов ВС ДАССР проводились дважды в 1980 и 1985 годах, сессии же состоялись два раза в год, что позволяло более тщательно контролировать выполнение его поручений исполнительными органами республики.
Непосредственное руководство деятельностью ВС осуществлял избираемый на первом заседании совета нового созыва Президиум ВС во главе с председателем. Контроль за осуществлением принятых на очередных сессиях ВС решений, как и подготовку вопросов для рассмотрения на предстоящих заседаниях, проводили постоянные комиссии Верховного Совета республики, образовывавшиеся тогда же, согласно «Положению о постоянных комиссиях Верховного Совета ДАССР» [3 л. 203].
Подчеркнем, что, несмотря на предполагаемую демократичность, в выборах кандидатов, как в депутаты ВС, так и в Президиум и руководство постоянными комиссиями, в 1980-1985 годы наблюдалась отчетливая тенденция к формированию правящей элиты республики. Попадая в состав той или иной постоянной комиссии, либо становясь руководителем других властных госструктур, депутаты ВС старались закрепиться во власти. В их числе оказалось большинство руководителей последующего периода, в частности: Алиев Муху Гимбатович, Исмаилов Шахабаз Азизович, Пулатов Ильман Зиявутдинович, Казиева Хамис Абдусаламовна, Абилов Абуталиб Абилович и другие.
Для осуществление своей непосредственной деятельности Верховный Совет ДАССР десятого созыва образовал 14 постоянных комиссий (вместо 12 ВС предыдущего созыва) по следующим направлениям деятельности: мандатную; законодательных предположений; планово-бюджетную; промышленности; транспорта и связи; строительства и промышленности стройматериалов; сельского хозяйства; торговли, общепита и бытового обслуживания; ЖКХ и благоустройства; здравоохранения, соцобеспечения и спорта; народного образования и культуры; по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства; по делам молодежи; по охране природы [4. Л. 123]. Представленный перечень отчетливо показывает весь спектр основных видов деятельности ВС в изучаемый период, не упомянутые здесь направления рассматривались непосредственно на сессиях ВС или решались в рабочем порядке Президиумом ВС, избираемым из состава депутатов для работы в период между сессиями. Примечателен и тот факт, что стремление к участию в управлении республикой приводило от созыва к созыву Верховного Совета к увеличению числа его постоянных комиссий, к примеру, если деятельность ВС республики первого созыва обеспечивало всего 3 комиссии, в пятом созыве депутаты работали в 8 комиссиях, то в десятом и одиннадцатом созывах их уже стало 14. По мнению ученых тех лет, «образование новых постоянных комиссий и расширение их состава существенно влияло на улучшение... контроля за деятельностью министерств, ведомств и других государственных органов по выполнению постановлений Верховного совета и его Президиума» [6, с. 27.]. На самом же деле речь идет о разрастании бюрократического аппарата.
Несколько слов хотелось бы сказать еще об одном направлении в деятельности ВС Дагестана - формировании органов судебной власти. Так, на первых заседаниях ВС десятого и одиннадцатого созыва избирались представители Верховного суда республики. Причем в обоих случаях председателем было предложено продлить полномочия ранее избранных представителей с небольшими изменениями [4, л. 157., 5, л. 34.]. Так же утверждались заранее подготовленные Президиумом ВС списки народных заседателей. Такая практика , по сути , приводила к формированию послушной воле руководителей республики судебной вертикали власти.
В целом, оценивая деятельность Верховного Совета Дагестанской автономной социалистической республики в 1980-1985 годы можно сказать, что это был орган, с одной стороны, в полной мере реализовывавший свои конституционные права и обязанности, а с другой - легитимировавший решения постепенно формировавшейся в этот период правящей элиты республики.
Литература:
1. Закон Дагестанской автономной советской социалистической республики «О выборах в Верховный Совет Дагестанской АССР». Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984.
2. Конституция (основной закон) Дагестанской автономной советской социалистической республики. Махачкала: Дагкнигоиздат. 1987.
3. «Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета Дагестанской АССР»// Центральный государственный архив Республики Дагестан (далее ЦГА РД). Ф. Р-352 - Деятельность Верховного Совета ДАССР, ОП. 30, Д. 121.
4. Стенограмма 1 заседания 1 сессии Верховного Совета ДАССР десятого созыва 20 марта 1980г. // ЦГА РД Ф. Р-352 - Деятельность Верховного Совета ДАССР, ОП. 30, Д.121.
5. Стенограмма 1 заседания 1 сессии Верховного Совета ДАССР одиннадцатого созыва 19 марта 1985 г. // ЦГА РД Ф. Р-352 - Деятельность Верховного Совета ДАССР, ОП. 41, Д.84.
6. Шамхалов Ш.М. Самые представительные, постоянно работающие. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.
Literature
1. The law of the Dagestan Autonomous Soviet Socialist Republic "On elections in the Supreme Council of the Dagestan ASSR." Makhachkala: Dagknigoizdat, 1984.
2. The Constitution (Basic Law) of the Dagestan Autonomous Soviet Socialist Republic. Makhachkala: Dagknigizdat, 1987.
3. "The position of the permanent commissions of the Supreme Council of the Dagestan ASSR" // The Central State Archive the Republic of the Dagestan (the CSA RD). F. R-352 - Activities of the Supreme Council DASSR, OP. 30, B. 121.
4. The Shorthand record of 1 Meetings 1 session of the Supreme Council of DASSR the tenth convocation, 20 March 1980. // The CSA RD. F. R-352 - Activities of the Supreme Council DASSR, OP. 30, B.121.
5. The Shorthand record of 1 Meetings 1 session of the Supreme Council of DASSR the eleventh convocation March 19, 1985 // The CSA RD. F. R-352 -Activities of the Supreme Council DASSR, OP. 41, B.84.
6. Shamkhalov Sh.M. The most representative, are constantly working. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1971.