Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УСТЬ-АБАКАНСКОГО ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ в.'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УСТЬ-АБАКАНСКОГО ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковный приход / церковно-приходское попечительство / инородцы / церковно-приходская школа / Усть-Абаканская инородная управа / священник-миссионер / учитель / church parish / church and parish guardianship / foreigners / parochial school / Abakan foreign administration / missionary priest / teacher

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Артамонова Надежда Яковлевна, Асочакова Валентина Нестеровна

Отмечается важность учреждения церковно-приходского попечительства при Усть-Абаканском церковном приходе Инородной управы Минусинского уезда Енисейской губернии. Дана обобщающая характеристика церковно-приходской школы, выделены особенности учительской службы в школе. Сделан вывод о результативной деятельности Усть-Абаканского церковно-приходского попечительства по осуществлению начального школьного образования в Инородной управе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Артамонова Надежда Яковлевна, Асочакова Валентина Нестеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE UST-ABAKAN PARISH GUARDIANSHIP IN THE FIELD OF SCHOOL EDUCATION IN THE LATE 19th – EARLY 20th CENTURIES

On the basis of the “Regulations on parish guardianships at Orthodox churches” of 1864 in the village of Ust-Abakanskoye, Minusinsk district, Yenisei province, in 1890, parish guardianship was opened. Having a few scientific publications, as well as materials from the Yenisei Diocesan Gazette and documents from the National Archives of the Republic of Khakassia, the article reveals the activities of the Ust-Abakan parish guardianship in the development of primary school education in the late nineteenth and early twentieth centuries. In the initial period of its existence, the attention of the guardianship was drawn to the organization of a school for the children of the Abakan foreign council. Operating in the Ust-Abakan ministerial school in 1890 was transferred to the position of the parish. Funds for the repair of the old school building, the construction of a hostel at the school for orphans and children of poor parents came from a foreign council. Charitable assistance was provided by well-known entrepreneurs, some wealthy foreigners. The parish guardianship did a great job of equipping the school building, creating favorable conditions for children to live in the school dormitory. At various times, teachers at the school were persons who received a pedagogical education at the Krasnoyarsk Teachers' Seminary (M.I. Raikov, G.I. Itygin, I.F. Kochetaev, etc.). Teaching was conducted in their native Khakass and Russian languages. The school curriculum provided for the study of the Law of God, church singing, reading the church and civil press, writing, basic arithmetic, etc. The term of study in a one-class parochial school was two years. Both boys and girls attended the school. In 1904, the Ust-Abakan parochial school was transformed into a two-class one. According to the available archival documents, it can be concluded that graduates of the parochial school acquire a sufficient stock of knowledge. Some of them continue their studies at the Biysk catechetical school.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УСТЬ-АБАКАНСКОГО ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ в.»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 1 (41). С. 9-16.

УДК 94(571.513):37.014.525"188/192" DOI 10.24147/2312-1300.2024.11(1).9-16

Н. Я. Артамонова, В. Н. Асочакова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УСТЬ-АБАКАНСКОГО ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ в.*

Отмечается важность учреждения церковно-приходского попечительства при Усть-Абаканском церковном приходе Инородной управы Минусинского уезда Енисейской губернии. Дана обобщающая характеристика церковно-приходской школы, выделены особенности учительской службы в школе. Сделан вывод о результативной деятельности Усть-Абаканского церковно-приходского попечительства по осуществлению начального школьного образования в Инородной управе.

Ключевые слова: церковный приход; церковно-приходское попечительство; инородцы; цер-ковно-приходская школа; Усть-Абаканская инородная управа; священник-миссионер; учитель.

Русская православная церковь (далее -РПЦ) в современной отечественной историографии становится востребованным и активно изучаемым объектом исследования. Более всего преуспели в этом исследователи региональной истории. Они обращаются к изучению миссионерской и благотворительной деятельности церкви, вопросам культурно-просветительной работы, борьбы с пьянством и алкоголизмом прихожан. В современный период представители духовенства продолжают традиции благотворительной деятельности, занимаются научными исследованиями, открывают воскресные школы для детей и взрослого населения. Но многие вопросы истории РПЦ остаются слабо исследованными или мало востребованными. В настоящее время тематика научных исследований по вопросам РПЦ значительно расширилась за счёт появления новых тем, в числе которых

можно назвать деятельность церковно-при-ходских попечительств (далее - ЦПП).

Анализ научной литературы рассматриваемого периода свидетельствует о том, что в настоящее время ещё не сформировался устойчивый интерес к истории создания, развития и деятельности попечительств, в том числе и Усть-Абаканского ЦПП Минусинского уезда (до 1898 г. - округа) Енисейской губернии. Отметим работы В. Н. Асочаковой [1], А. Н. Гладышевского [2], В. В. Хориной [3], А. А. Терсковой [4], А. Н. и Л. А. Моховых [5] и др. Каждый из названных исследователей затрагивает вскользь вопросы, по-свящённые деятельности ЦПП. Данной темы они касаются лишь для более полного представления предмета своего исследования.

Располагая немногими научными публикациями, а также материалами журнала «Енисейские епархиальные ведомости», до-

* Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ в рамках проекта «Социально-культурная деятельность Русской Православной церкви Приенисейской Сибири во второй половине XIX - начале XX вв.: направление, методы, функции, региональные особенности», № 23-28-10111, https://rscf.ru/project/23-28-10111/; при паритетной финансовой поддержке Правительства Республики Хакасия.

кументами Государственного архива Красноярского края и Национального архива Республики Хакасия, попытаемся раскрыть деятельность Усть-Абаканского ЦПП по осуществлению начального школьного образования с инородческим населением в конце Х1Х - начале ХХ вв.

ЦПП создавались «для попечения о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, а также об устройстве первоначального обучения детей для благотворительных действий в пределах прихода»1.

Усть-Абаканское ЦПП Минусинского уезда Енисейской губернии было образовано 29 июня 1890 г. Об этом свидетельствуют материалы общего собрания при Усть-Аба-канской Инородной управе, где присутствующим было представлено предложение священника Усть-Абаканской Никольской церкви об учреждении приходского попечительства при этой церкви. Собрание приговорило «попечительство это учредить на основании высочайше утверждённого положения о приходских попечительствах 2 августа 1864 г.»2. Особенность данного приходского попечительства состояла в том, что, помимо местного священника церкви, церковного старосты, головы или выборного управы и двух светских членов, в его состав входили представители инородческого населения. Это было вызвано тем, что прихожане Усть-Аба-канского прихода состояли из «кочующих инородцев», собрать которых «всех, согласно положения, невозможно», поэтому их должны были заменять старосты и доверенные от прихожан лица, собиравшиеся 2 раза в год3.

В соответствии с «Положением о приходских попечительствах при православных церквах» основной источник денежных и материальных средств попечительства составляли добровольные пожертвования «от прихожан и посторонних»4. Чтобы иметь представление о составе Усть-Абаканского церковного прихода, отметим, что в него входили административные роды: Тинский, Тубинский, Салбино-Койбальский, Шалошинский род первой половины и второй его половины, кочевавшие по долинам рек: Абакан, Енисей, Ташеба, Ниня, Тёя и Камышта [2, с. 41].

Председателем попечительства выбрали священника Н. Путилова, который должен

был вести всё делопроизводство по попечительству, казначеем - церковного старосту М. Доможакова и членами - голову Инородной управы Н. Шоева, учителя Усть-Абакан-ского инородческого училища М. И. Райкова и инородца второй половины Шалошина рода А. Кульбечекова . Почётным членом попечительства оставался П. И. Кузнецов, оказывавший неоднократную помощь попечительству и инородческому училищу.

В дальнейшем все заседания членов попечительства проводились на квартире Председателя Н. Путилова. Краткие сведения об этой личности представлены в книге А. Н. Глады-шевского [2, с. 45], статьях В. Н. Асочаковой [1, с. 7-9] и В. В. Хориной [3, с. 32]. Из данных публикаций можно узнать, что начальный период жизнедеятельности Н. Путилова не был связан с миссионерством и церковной службой. Он был московским мещанином, волею обстоятельств попавшим в Сибирь. В возрасте 32 лет Н. Путилов прибыл в с. Кап-тырево Минусинского округа Енисейской губернии. После удачной женитьбы на дочери минусинского купца он приобрёл «винокуренный заводик и несколько лет жил тихо и скромно» [1, с. 7]. Впоследствии он его продал и посвятил себя миссионерской деятельности, основав в 1874 г. православную миссию в Усинском крае [2, с. 45]. По возвращении в Минусинск в 1879 г. Н. Путилов был назначен священником в Никольскую церковь с. Усть-Абаканское [2, с. 45].

С образованием ЦПП всё внимание Н. Путилова было обращено на устройство в приходе одноклассного церковно-приход-ского училища6. Напомню, что первая школа в с. Усть-Абаканском начала работать 3 ноября 1864 г. Это была одноклассная министерская школа, которая содержалась на средства Абаканской (Качинской) управы. Учились в ней дети инородцев от 6 до 14 лет. С образованием попечительства в 1890 г. Усть-Абаканская министерская школа была переведена на положение церковно-при-ходской (далее - ЦПШ). В параграфе 1 Правил о церковно-приходских школах, утверждённых 13 июля 1884 г., даётся пояснение, что «церковно-приходскими школами именуются начальные училища, открываемые православным духовенством. Школы сии имеют целью утверждать в народе право-

славное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания» .

Срок обучения в одноклассной ЦПШ составлял два года. Программа школы предусматривала изучение Закона Божия; церковное пение; чтение церковной и гражданской печати и письмо, начальные арифметические сведения. В двухклассной ЦПШ преподавались ещё сведения из истории церкви и отечества8. Поскольку школа открывалась православным духовенством, вся школьная жизнь, учебно-воспитательная деятельность находилась под контролем священника. Он должен был при каждом посещении школы знать, как ведётся обучение, какой объём школьного материала дети успели пройти, как усвоили материал.

Большое значение РПЦ придавала обучению в ЦПШ инородческих детей, в том числе девочек: «Открытие в инородческих приходах церковно-приходских школ и школ грамотности, в которые следует <...> посылать и девочек инородческих, в видах ознакомления их с русским языком и обычаями. Научившись в школе, они сделаются весьма полезными проводницами христианского учения и добрых русских обычаев в инородческие семейства»9.

Как было отмечено выше, в 1891 г. всё внимание попечительства было обращено на устройство училища в с. Усть-Абаканском. К этому времени здание бывшей министерской школы находилось в ветхом состоянии, поэтому на собрании Усть-Абаканского ЦПП одним из основных стоял вопрос о его капитальном ремонте. Было принято решение перестроить здание, увеличить размеры и перенести на другое место10. Общество инородцев своим приговором от 20 сентября 1892 г. «определило устроить общежитие, в котором должны проживать мальчики сироты, либо дети бедных родителей». На устройство помещения для общежития инородцы ассигновали 260 руб. Безусловно, этих денег было недостаточно для постройки здания училища, поэтому священник Н. Путилов прибегнул к помощи частных лиц. Кроме того, по его просьбе Комитет грамотности выслал ему как своему сотруднику 250 книг, к которым он присоединил 36 книг из собственной библиотеки и передал училищу12.

На собраниях члены попечительского совета высказывали предложения по улучшению помещения училища. Старое здание школы было разобрано, передвинуто на другое место, подведён прочный фундамент, сооружены несколько печей. По предложению учителя М. И. Райкова были заказаны «тепловые рамы», огорожен двор13.

В 1892 г. Н. Путилов сообщил членам попечительского совета, что он «слагает с себя звание Председателя попечительства и обязанности по достройке училища»14. Впредь до новых выборов исполнять обязанности Председателя попечительства поручили учителю-инородцу М. И. Райкову. Обязанности по достройке училища также ложились на плечи этого учителя15.

Священник Усть-Абаканской церкви Н. Путилов был перемещён, по прошению, на священническое место к Кавказской церкви Минусинского округа, а на его место был перемещён священник Больше-Улуйской Николаевской церкви Ачинского округа С. Масленников16.

Работы по перестройке школьного здания шли весьма интенсивно, и уже в октябре 1892 г. школа была открыта для занятий. В здании училища помещался класс с библиотекой, общежитие и квартира для учителя17. Усть-Абаканскому приходскому попечительству Инородная управа поручила в общежитие принимать учеников-мальчиков, наблюдать за ними, расходовать деньги на пищу и одежду. Собранные деньги должна была выдавать Инородная управа по требованию попечительства 2 раза в год, а именно: 20 марта и 20 ноября. В свою очередь, отчёт о расходовании денег попечительство ежегодно должно было представлять в Инородную управу18.

В 1893 г. М. И. Райков уволился с должности учителя и занялся краеведческой работой, оказывал помощь Минусинскому музею в сборе материалов. В этом направлении деятельности М. И. Райкова проявились творчество, задатки исследователя, интерес к научной деятельности. В 1897 г. по поручению Императорского Русского географического общества М. И. Райков посетил вместе с этнографом П. Е. Островских Туву. Они занимались антропометрическими измерениями, записывали национальные фольклорные произведения19.

Вместо М. И. Райкова учителем Усть-Абаканской школы был назначен Г. И. Иты-гин, который прибыл к месту служения 20 октября 1893 г. Георгий Игнатьевич в 1892 г. окончил Красноярскую учительскую семинарию, где получил добротную теоретическую и практическую подготовку к учительской деятельности. По окончании семинарии Г. И. Итыгин некоторое время учительствовал в Шалаболинской школе Минусинского уезда, затем был переведён в Усть-Абаканскую ЦПШ. Ему было назначено «третное не в зачет жалованье», то есть на руки ему выдавалось 120 руб. от 360 руб. годового оклада . Г. И. Итыгин преподавал детям письмо, арифметику, чтение.

По прибытии на службу Г. И. Итыгин был избран членом попечительства. Как учитель приходской инородческой школы он должен был содержать нескольких учеников попечительства, так называемых пансионеров, и с 1 декабря 1893 г. «принял двух... мальчиков Попечительства. и согласился их содержать с починкою и стиркою белья по 4 руб. в месяц с каждого мальчика»22. Для этих двух ребят в 1893 г. было «заведено немного белья, простыни, одеяла суконные, кочмы, суконные однорядки, фуражки, по праздничной паре тёплых блуз и плисовых шаровар на 26 руб. 7 коп.». Для них же было приобретено «в имущество медная рукомой-ка и слоновой кости гребень»23. Архивные документы свидетельствуют, что содержание «квартирою и столом» каждого ученика в месяц обходилось попечительству в размере 4 руб. Так, ежемесячная выплата в 1893 г. учителю Г. И. Итыгину за содержание двух пансионеров И. Доможакова и Б. Кускова составляла 8 руб. Кроме того, попечительство возвращало деньги, затраченные учителем ЦПШ на покупку для пансионеров учебников, учебных пособий, бумаги, карандашей, перьев. Учеников также содержали сами прихожане-инородцы, священники церкви. На содержание учеников-сирот, проживавших в общежитии, попечительство получало деньги от Инородной управы24.

Помимо школьных занятий Г. И. Иты-гин активно занимался культурно-просветительной деятельностью, состоял членом Усть-Абаканского инородческого общества трезвости во имя святителя Николая. Он был

учителем в Усть-Абаканской одноклассной школе всего три года. В дальнейшем Г. И. Итыгин учительствовал в нескольких школах Енисейской губернии.

Некоторые выпускники ЦПШ продолжали обучение в Бийском миссионерском катехизаторском училище. В разные годы там обучались А. Тангызов, Е. Жульмин, Н. Никитин, Б. Кусков и др. Их содержание ложилось на плечи Инородной управы. На основании приговоров схода инородцев определялась сумма ассигнований и количество стипендиатов. В 1897 г. священником Усть-Абаканского причта был определён В. Самойлов, исполняющим обязанности псаломщика - Д. Евтюгин, учителем - К. А. Щерба-ков25. Священник В. Самойлов ежедневно по два часа проводил в школе, кроме тех случаев, когда случались разъезды по приходу. В своих сведениях к миссионерскому отчёту он приводит следующие данные по составу учеников в школе: в 1902/03 уч. г. в 1-м отделении обучалось 13 мальчиков и 6 девочек, во 2-м отделении - 8 мальчиков и 6 девочек, в 3-м отделении - 6 мальчиков и 2 мальчика выпуска 1901/02 уч. г. Среди всех учеников -1 мальчик русский, все остальные - инород-

26 цы .

В 1900 г. В. Самойлов был переведён, по прошению, священником в Троицкую церковь с. Шалаболинское Минусинского уезда. Вместо него исполняющим обязанности Председателя попечительства был выбран учитель И. Ф. Кочетаев. В 1901 г. В. Самойлова вновь перевели священником Никольской церкви с. Усть-Абаканское. Придавая большое значение школьному обучению, он глубоко переживал за состояние количественного состава девочек. В одном из миссионерских отчётов по Усть-Абаканской Никольской церкви от 20 февраля 1903 г. он отмечал, что инородцы не обучают, за весьма редким исключением, и не желают обучать девочек грамоте, «которые коснеют в своих языческих воззрениях и в состоянии нравственного одичания девочек, будущих матерей и воспитательниц будущего поколения, под влиянием которых. <...> дети приобщают свои первые, и нужно сказать, прочные воззрения и отношения к Богу» . В 1904 г. Усть-Абаканская ЦПШ была преобразована в двухклассную. По данным А. Н. Глады-

шевского, к этому времени в школе прошли обучение около ста учеников [2, с. 47]. В 1908/09 уч. г. в Усть-Абаканской двухклассной школе обучалось уже более 100 учеников, увеличилось количество девочек. Например, в 1915 г. в школе насчитывалось 85 мальчиков и 48 девочек [6, с. 356].

Принципиально важным является то, что созданные ЦПП внесли значительный вклад в развитие народной сельской школы. Их деятельность положительно сказалась на просвещении населения, развитии начального школьного образования. Результаты этого влияния подтверждает деятельность Усть-Абаканского ЦПП при Абаканской Инородной управе Минусинского уезда Енисейской губернии в конце XIX - начале ХХ вв. Безусловно, ведущее место в деятельности попечительства занимала забота о содержании и удовлетворении нужд Никольской церкви и причта в селе Усть-Абаканском в хозяйственном отношении, изыскании средств для её благополучного существования. Нельзя недооценивать и радение попечительства об устройстве первоначального обучения детей инородческого населения. С этой целью в Усть-Абаканском церковном приходе была открыта ЦПШ, в которой учились дети инородцев. Приоритетное место попечительство отдавало религиозному воспитанию детей. За редким исключением в школе мог учиться русский ученик. Преподавание велось как на русском, так и на языке коренного населения. Всё зависело от личности учителя: был ли он русский или из инородцев. Но это не препятствовало дальнейшему образованию детей инородцев.

Нельзя не обратить внимания на результаты деятельности учителей ЦПШ. Многие из них впоследствии составили костяк национальной интеллигенции (Г. И. Итыгин, М. И. Райков, бр. Катановы, С. И. и И. И. Ала-новы, Ф. И. Коков и др.).

Наиболее способные выпускники ЦПШ продолжали обучение в Бийском миссионерском катехизаторском училище либо в Красноярской духовной семинарии, где готовили священно- и церковнослужителей, учителей миссионерских школ. Несмотря на ограниченные возможности ЦПШ в области учебного процесса, материальные трудности, школа способствовала просвещению ино-

родческого населения и формированию национальной интеллигенции.

ПРИМЕЧАНИЯ

I Положение о приходских Попечительствах при православных церквах. - Томск : Тип. Приюта и Дома Трудолюбия, 1910. - С. 2-7. - URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003496889?page=5&rotate =0&theme=white (дата обращения: 12.05.2023).

Национальный архив Республики Хакасия (Национальный архив). Ф. И-22. Оп. 1. Д. 1. Л. 1. Копия.

3 Там же.

4 Положение о приходских Попечительствах при православных церквах. - С. 7.

5 Национальный архив. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-1 об.

6 Отчёт по Усть-Абаканскому церковно-при-ходскому попечительству за 1891 год // Енисейские епархиальные ведомости. - 1892. - № 8/9. -С. 73.

7 Правила о церковно-приходских школах. Высочайше утверждённые 13 июня 1884 г. // Московские церковные ведомости. - 1884. - № 20. -12 авг. - URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru /media/priestdb/materialattachment/attachment/92/0a /920a0459-9d20-4920-8633-7216a7e1a68c.pdf (дата обращения: 10.05.2023).

8 Там же.

9 О современном религиозно-нравственном состоянии православной паствы, в особенности же православных приходов с инородческим населением и о мерах к утверждению в них веры и нравственности // Енисейские епархиальные ведомости. - 1886. - № 12. - С. 167.

10 Отчёт по Усть-Абаканскому церковно-при-ходскому попечительству... С. 73.

II Там же.

12 Там же. С. 74.

13 Национальный архив. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 1.

Л. 6.

14 Там же. Л. 6 об.

15 Там же. Л. 7.

16 Распоряжения епархиального начальства. Определения на должности // Енисейские епархиальные ведомости. - 1892. - № 6. - С. 48.

17 Отчёт по Усть-Абаканскому церковно-при-ходскому попечительству. С. 74.

18 Национальный архив. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 1. Л. 9 об.

19 См. об этом: Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX - начало ХХ века) / подготовка текстов, предисловие и комментарий А. К. Кужугет. - Кызыл : Тувин. кн. изд-во, 2002. - С. 5-6.

20 Национальный архив. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 3. Л. 16.

21 Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 3. Оп. 1. Д. 10. Л. 1.

22 Национальный архив. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 3. 25 Национальный архив. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 4. Л. 16. Л. 13.

23 Там же. 26 ГАКК. Ф. 667. Оп. 1. Д. 106. Л. 7 об.

24 Национальный архив. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 2. 27 Там же. Л. 45 об.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асочакова В. Н. Проблемы христианизации коренного населения Хакасско-Минусинского края в XIX в. в источниках личного происхождения // История глазами очевидцев : материалы I Межрегион. арх. чтений. - Абакан : Бригантина, 2016. - С. 4-10.

2. Гладышевский А. Н. К истории христианства в Хакасии. - Абакан : Тип. ООО «Фирма Март», 2004. -136 с.

3. Хорина В. В. О роли православного духовенства в изучении Енисейской губернии (последняя четверть Х1Х - начало ХХ в.) // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 3 (118). - С. 30-35. - URL: https://www.elib. tomsk.ru/purl/1-16838/ (дата обращения: 10.05.2023).

4. Терскова А. А. Русская православная церковь и её деятельность в Енисейской губернии (1861 г. -февраль 1917 г.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2012. - 25 с. - URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005416397.pdf (дата обращения: 20.05.2023).

5. Мохов А. Н., Мохова Л. А. Краткие очерки истории народного образования Хакасии. - Абакан : Хакас. кн. изд-во, 2009. - 210 с.

6. История Хакасии с древнейших времён до 1917 г. / отв. ред. Л. Р. Кызласов. - М. : Наука, 1993. - 525 с.

Сведения об авторах

Артамонова Надежда Яковлевна - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (Абакан, Россия) Адрес для корреспонденции: 655017, Россия, Республика Хакасия, Абакан, ул. Чертыгашева, 146, кв. 14

E-mail: lazar1918@yandex.ru ОкСЮ: 0000-0002-5965-6798 Scopus AuthorlD: 57204906271 WoS ResearcherlD: HGF-2269-2022

Асочакова Валентина Нестеровна - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (Абакан, Россия)

Адрес для корреспонденции: 655010, Россия, Республика Хакасия, Абакан, ул. Комарова, 7Б, кв. 160

E-mail: asocvn@mail.ru ОRCID: 0000-0002-5714-3729 Scopus AuthorlD: 57194188981 WoS ResearcherlD: L-2229-2017 РИНЦ AuthorlD: 263560

Информация о статье

Дата поступления 14 июля 2023 г.

Дата принятия в печать 22 января 2024 г.

Для цитирования

Артамонова Н. Я., Асочакова В. Н. Деятельность Усть-Абаканского церковно-приходского попечительства в области школьного образования в конце Х1Х - начале ХХ в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 1 (41). С. 9-16. й01: 10.24147/2312-1300.2024.11(1).9-16.

N.Ya. Artamonova, V.N. Asochakova

THE ACTIVITIES OF THE UST-ABAKAN PARISH GUARDIANSHIP IN THE FIELD OF SCHOOL EDUCATION IN THE LATE 19th - EARLY 20th CENTURIES

On the basis of the "Regulations on parish guardianships at Orthodox churches" of 1864 in the village of Ust-Abakanskoye, Minusinsk district, Yenisei province, in 1890, parish guardianship was opened. Having a few scientific publications, as well as materials from the Yenisei Diocesan Gazette and documents from the National Archives of the Republic of Khakassia, the article reveals the activities of the Ust-Abakan parish guardianship in the development of primary school education in the late nineteenth and early twentieth centuries. In the initial period of its existence, the attention of the guardianship was drawn to the organization of a school for the children of the Abakan foreign council. Operating in the Ust-Abakan ministerial school in 1890 was transferred to the position of the parish. Funds for the repair of the old school building, the construction of a hostel at the school for orphans and children of poor parents came from a foreign council. Charitable assistance was provided by well-known entrepreneurs, some wealthy foreigners. The parish guardianship did a great job of equipping the school building, creating favorable conditions for children to live in the school dormitory. At various times, teachers at the school were persons who received a pedagogical education at the Krasnoyarsk Teachers' Seminary (M.I. Raikov, G.I. Itygin, I.F. Kochetaev, etc.). Teaching was conducted in their native Khakass and Russian languages. The school curriculum provided for the study of the Law of God, church singing, reading the church and civil press, writing, basic arithmetic, etc. The term of study in a one-class parochial school was two years. Both boys and girls attended the school. In 1904, the Ust-Abakan parochial school was transformed into a two-class one.

According to the available archival documents, it can be concluded that graduates of the parochial school acquire a sufficient stock of knowledge. Some of them continue their studies at the Biysk catechetical school.

Keywords: church parish; church and parish guardianship; foreigners; parochial school; Abakan foreign administration; missionary priest; teacher.

REFERENCES

1. Asochakova V.N. Problemy khristianizatsii korennogo naseleniya Khakassko-Minusinskogo kraya v XIX v. v istochnikakh lichnogo proiskhozhdeniya [Problems of Christianization of the indigenous population of the Khakass-Minusinsk Territory in the 19th century in sources of personal origin]. Istoriya glazami ochevidtsev [History through the Eyes of Eyewitnesses], materials of the 1st Interregional archival readings, Abakan, Brigantina Publ., 2016, pp. 4-10. (in Russian).

2. Gladyishevskiy A.N. K istorii khristianstva v Khakasii [On the history of Christianity in Khakasia]. Abakan, Tipografiya OOO "Firma Mart", 2004, 136 p. (in Russian).

3. Horina V.V. O roli pravoslavnogo dukhovenstva v izuchenii Eniseiskoi gubernii (poslednyaya chetvert' XIX - nachalo XX v.) [On the role of the Orthodox clergy in the study of the Yenisei province (the last quarter of the 19th - early 20th centuries)]. Vestnik TGPU [Bulletin of TSPU], 2012, no. 3 (118), pp. 30-35, available at: https://www.elib.tomsk.ru/purl/1-16838/ (accessed: 10.05.2023). (in Russian).

4. Terskova A.A. Russkaya pravoslavnaya tserkov i ee deyatelnost' v Eniseiskoi gubernii (1861 g. - fevral' 1917g.) [Russian Orthodox Church and its activities in the Yenisei province (1861 - February 1917)], abstract of the dissertation, Ulan-Ude, 2012. 25 p., available at: https://new-disser.ru/_avtoreferats/ 01005416397.pdf (accessed: 20.05.2023). (in Russian).

5. Mohov A.N., Mohova L.A. Kratkie ocherki istorii narodnogo obrazovaniya Khakassii [Brief essays on the history of public education in Khakassia], Abakan, Khakasskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2009, 210 p. (in Russian).

6. Kyzlasov L.R. (ed.). Istoriya Khakassii s drevneishikh vremen do 1917 g. [History of Khakassia from ancient times to 1917], Moscow, Nauka Publ., 1993, 525 p. (in Russian).

About the authors

Nadezhda Ya. Artamonova - Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of History

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia) Postal address: 146, kv.14, Chertygasheva ul., Abakan, 655017, Republic of Khakassia, Russia

E-mail: lazar1918@yandex.ru ОRCID: 0000-0002-5965-6798 Scopus AuthorlD: 57204906271 WoS ResearcherlD: HGF-2269-2022

Valentina N. Asochakova - Doctor of Historical Sciences, Docent, Professor of the Department of History

Khakass State University

named after N.F. Katanov (Abakan, Russia)

Postal address: 7B, kv. 160, Komarova ul., Abakan, 655010, Republic of Khakassia, Russia

E-mail: asocvn@mail.ru

ОRCID: 0000-0002-5714-3729

Scopus AuthorlD: 57194188981

WoS ResearcherlD: L-2229-2017

Article info

Received July 14, 2023

Accepted January 22, 2024

For citations

Artamonova N.Ya., Asochakova V.N. The Activities of the Ust-Abakan Parish Guardianship in the Field of School Education in the Late 19th - Early 20th Centuries. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2024, vol. 11, no. 1 (41), pp. 9-16. DOI: 10.24147/2312-1300.2024. 11(1).9-16 (in Russian).

RSCI AuthorlD: 263560

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.