Научная статья на тему 'Деятельность Центрального банка Российской Федерации в условиях финансового кризиса'

Деятельность Центрального банка Российской Федерации в условиях финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
789
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / БАНК РОССИИ / РУБЛЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА / ИНОСТРАННАЯ ВАЛЮТА / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION / BANK OF RUSSIA / ROUBLE / NATIONAL CURRENCY / FOREIGN CURRENCY / CURRENCY REGULATION / FOREIGN EXCHANGE MARKET / THE BANKING SECTOR AND ECONOMIC SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеев Станислав Владимирович

В статье анализируются действия Центрального банка Российской Федерации по поддержанию устойчивости национальной валюты в условиях введения санкций и падения цен на нефть, дается правовая оценка тем или иным действиям Банка России на современном этапе и анализируются их последствия для экономики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activities of the Central Bank of the Russian Federation under the conditions of financial crisis

The article analyses actions of the Central Bank of the Russian Federation on maintenance of stability of national currency in terms of sanctions and falling oil prices. It also gives a legal assessment of various actions of the Bank of Russia at the present stage and considers their implications for the economy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Деятельность Центрального банка Российской Федерации в условиях финансового кризиса»

Финансовое право

С.В. Тимофеев

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

В статье анализируются действия Центрального банка Российской Федерации по поддержанию устойчивости национальной валюты в условиях введения санкций и падения цен на нефть, дается правовая оценка тем или иным действиям Банка России на современном этапе и анализируются их последствия для экономики Российской Федерации.

Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, Банк России, рубль, национальная валюта, иностранная валюта, валютное регулирование, валютный рынок, банковский сектор, экономические санкции.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - закон о ЦБ РФ) и иными федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законом о ЦБ РФ, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления1. Согласно закону о ЦБ РФ целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы России, развитие национальной платежной системы, а также развитие финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности.

По тому, как функционируют банковские системы различных стран, можно судить о состоянии экономики в целом, а также индивидуализировать роль банковского сектора в экономическом развитии

© Тимофеев С.В., 2016

государства. Банковская система играет важнейшую роль в функционировании экономики любого государства, поскольку деятельность банков носит производительный характер: банки аккумулируют свободные, временно неиспользуемые денежные ресурсы, направляя их в производство в качестве кредитов, обеспечивая тем самым не только рост промышленности, рынка товаров и услуг, но и оздоровление экономики в целом. Кроме того, банки осуществляют оборот денежной массы, предоставляют субъектам экономических правоотношений денежные средства для обмена на продукты труда, способствуя таким образом ускорению кругооборота капитала. Использование банковских услуг - необходимое условие прогресса и повышения эффективности экономической деятельности, характеризующее социальное общество2.

В сложившейся на сегодняшний день экономической и политической ситуации деятельность Центрального Банка РФ имеет огромное значение прежде всего для стабилизации экономики. От проводимой ЦБ РФ политики напрямую зависит сохранение и поддержание устойчивости финансовой системы России в целом. Именно поэтому столь актуальным и важным является анализ деятельности ЦБ РФ на современном этапе.

Согласно ст. 54 ФЗ «О Центральном банке (Банке России)», а также ст. 5 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ЦБ РФ является органом валютного регулирования (наряду с Правительством РФ). Регулирование и контроль национального валютного рынка очень важны для стабилизации экономики государства. Вопросы валютного курса, валютного контроля, валютного законодательства определяют экономическую безопасность страны и ее независимость на международном рынке. Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государством мер, направленных на поддержание валютного рынка России в устойчивом состоянии. Целью валютного регулирования ЦБ РФ являются укрепление финансового положения государства, создание условий его платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, противодействие оттоку капитала за границу, привлечение иностранного капитала, поддержание устойчивости национальной валюты.

Следствием ограничения доступа российского банковского сектора к относительно дешевым европейским и американским кредитным ресурсам стал дефицит иностранной валюты, поскольку для обслуживания своих внешних долгов банки стали вынуждены скупать валюту на внутреннем рынке. Зачастую данные действия носили спекулятивный характер. Данные факторы, а также резкое падение цен на нефть (валютные поступления от продажи которой насыщали внутренний рынок долларами и евро) привели к резкому подорожанию резервных валют внутри страны. Установленная Банком России на тот момент

ставка рефинансирования позволяла играть на рынке валютных спекуляций, поэтому ЦБ РФ принял решение о резком ее повышении вместе с переходом к плавающему (рыночному) курсу иностранных валют.

Снижение Банком России размера интервенций на валютном рынке ведет к падению курса рубля. В связи с антироссийскими санкциями, ведущими в свою очередь к оттоку капитала и дефициту валюты на внутреннем рынке, «плавание» рубля стало причиной повышенного риска для финансовой стабильности в России. Искусственное удержание курса путем интервенций - мера скорее экстренная, нежели перманентная, так как такое удержание может привести к истощению резервных фондов государства, что является негативным фактором для экономики. Валютная интервенция представляет собой следующий процесс: центральные банки намеренно покупают или продают валюты на открытом рынке с целью повлиять на их стоимость. В основном считается, что если центральный банк страны проводит интервенцию, то он «сжигает» свои резервы. Но иногда валютные интервенции проводятся с целью стабилизации рынков. Одно из негативных последствий валютных интервенций - торможение экономического роста. Это вызвано тем, что в условиях экономического кризиса бизнесу становится «тяжело дышать» и приходится замораживать проекты или полностью сворачивать планы по развитию и созданию своих бизнес-проектов. Для этого у хозяйствующего субъекта просто-напросто нет финансовых ресурсов. Кроме того, повышение ключевой ставки вызывает сложности с кредитованием физлиц. Населению кредит будет получить сложнее, да и процент по нему будет выше. Покупательная способность кредита падает, что наносит ущерб тем, кто предоставляет товары и услуги. В итоге мы наблюдаем замедление экономического роста, отсутствие новых рабочих мест, а значит, отчисление налогов в бюджет резко снижается. ЦБ РФ было принято решение, что в сложившейся ситуации и на данном этапе важнее спасти финансовую систему, нежели гнаться за экономическим ростом.

Значимым моментом явился отказ ЦБ РФ от использования ставки рефинансирования и переход к ключевой ставке. Кредитным организациям невыгодно выдавать кредиты со ставкой ниже, чем взял сам банк. Поэтому ключевой эту ставку назвали не зря: она оказывает мощнейшее влияние на всю финансовую жизнь страны. Здесь необходимо отметить, что низкая ставка влечет небольшие проценты по кредитам; высокая ставка - высокие проценты, то есть деньги будут дорогими. Цены на кредиты влияют прежде всего на финансовый рынок, в том числе на объем массы рублей, находящихся в обращении. Это обусловлено тем, что чем дороже кредиты, тем меньше на них спрос, а значит, меньше денег приходит на рынок от ЦБ РФ через банки. Главное позитивное последствие перехода к ключевой ставке - это то, что с ее помощью финансовые спекуляции на финансовом рынке становятся более риско-

ванными. При низкой ставке банки могут достаточно легко и практически без рисков играть на понижение рубля: приобрести валюту, дождаться роста ее курса, который перекрывает процент по займу у Банка России3. А поскольку процент вырос, эта схема может не срабатывать. Это, а также общее уменьшение денежной массы противостоит понижению рубля по отношению к доллару и евро. Таким образом, надо отметить, что ЦБ РФ повышает ключевую ставку, чтобы сдержать падение курса национальной валюты, так как при низкой ставке и быстром ослаблении рубля банки начинают интенсивно приобретать у ЦБ РФ рубли, переводить их в иностранную валюту и таким образом зарабатывать.

В целях контроля исполнения плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. ЦБ РФ был наделен рядом дополнительных полномочий. А именно, он обязан предоставлять вместе с правительством РФ в Государственную Думу РФ сведения о принятых им актах (решениях), направленных на повышение устойчивости банковской системы и финансового рынка, а также на реализацию плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.; сведения об объеме проведенных с кредитными организациями операций по предоставлению иностранной валюты, в том числе валютного РЕПО и валютного свопа; сведения об объеме предоставленных им кредитов российским кредитным организациям в рублях в рамках рефинансирования инвестиционных проектов и проектов, связанных с поддержкой малого и среднего бизнеса, с указанием доли кредитов, предоставленных кредитным организациям, доля участия Российской Федерации в уставном капитале которых превышает 50 процентов; сведения об объемах выданных юридическим лицам банковских кредитов (по видам экономической деятельности) с указанием объемов кредитов, предоставленных банками, получившими субординированные кредиты (займы) за счет средств Фонда национального благосостояния в соответствии с Федеральным законом от 13 октября 2008 г. № 173-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», а также банками, которым государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» передала в субординированные займы облигации федерального займа, внесенные РФ в имущество государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в качестве имущественного взноса4. ЦБ РФ в срок, не превышающий сорока пяти дней после завершения отчетного квартала, направляет в Госдуму информацию ЦБ РФ по вышеуказанным вопросам.

Нельзя также не сказать о реформах, ожидающих бюджет и бюджетный процесс, активным участником которого является Банк России. Принято решение вновь перейти на однолетний бюджет (планирование бюджета на один финансовый год). Это обусловлено необходимостью планировать бюджет с существенным дефицитом, поскольку

превышение расходов над доходами уже очевидно. Крупный капитал начнет защищаться от инфляции. Инвесторы в такой момент предпочитают переходить на валюту как на более безопасный инструмент. И даже если ЦБ РФ опустит краткосрочные ставки, долгосрочные все равно будут исключительно дорогими и практически недоступными.

В кризисный период в адрес ЦБ РФ звучат обвинения в его медленном реагировании на происходящие сегодня с российской экономикой потрясения, а также в девальвации курса национальной валюты.

С одной стороны, нельзя с этим не согласиться, поскольку откровенно запоздалое решение о повышении ставки ЦБ с 10,5 до 17% с 16 декабря 2014 г. привело к панике на внутреннем валютном рынке и спекулятивной игре банков и бирж с валютой. Кроме того, представляется, что Банк России проявляет недостаточную расторопность в иных моментах. Например, допускает резкие колебания курса рубля, когда этого можно избежать. В частности, информация о внешних выплатах по обслуживанию государственного долга и долга крупных компаний является известной. Поэтому очевидно, что к датам выплат начнется скупка валюты на внутреннем рынке и ее резкое подорожание, так как внешние кредитные ресурсы недоступны из-за санкций. В данном случае Банку России следует сглаживать резкие колебания валют путем валютных интервенций либо предоставлением льготных валютных кредитов банкам, которые были закредитованы за рубежом до введения экономических санкций. Решение о продаже части валютной выручки компаниями-экспортерами на внутреннем рынке также может помочь в стабилизации курса рубля.

С другой стороны, обвинения Центрального банка РФ в двойном падении курса рубля к иностранным валютам звучат неубедительно, поскольку так называемая девальвация валюты в сложившихся условиях была неизбежна. Доходы от внешней продажи нефти на фоне более чем двойного падения ее цены также упали вдвое. При этом налоговые отчисления в российский бюджет производятся компаниями - экспортерами углеводородов в рублях. Соответственно двойное удорожание иностранной валюты позволило сохранить рублевое наполнение бюджета и, как следствие, исполнять социальные программы, производить выплаты заработных плат, пенсий и проч. Кроме того, девальвация национальной валюты делает товары, произведенные в нашей стране, существенно более конкурентоспособными как на внешних рынках, так и на внутреннем.

В целом хотелось бы отметить, что российская финансовая система в 2014-2015 гг. столкнулась с целым рядом проблем: падением цен на нефть, увеличением платежей по долговым обязательствам, снижением кредитных рейтингов, что в совокупности привело к существенному росту рыночной волатильности5. Экономические санкции также больно ударили по российскому финансовому рынку. Однако меры

Банка России (совместно с Правительством РФ), реализованные в этот период, позволили относительно стабилизировать ситуацию и не позволить экономике быть «порванной в клочья». Финансовая система оказалась устойчивой к внешним шокам, что связано в том числе с принятыми в последние годы мерами по совершенствованию банковского регулирования и развитию финансового рынка, их стабильностью и эффективностью. Это, несомненно, сыграло свою положительную роль в столь сложный период.

Примечания

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Ст. 1 // Российская газета. 2002. 13 июля.

Фетисов Г.Г. Устойчивость банковской системы и методология ее оценки. М.: Экономика, 2003. С. 7.

Повышение ключевой ставки Центробанка: чего ждать? // Курсы и котировки [Электронный ресурс]. URL: http://kurs-kotirovka.ru/mvest/povyishenie-klyuchevoy-stavki-tsentrobanka (дата обращения: 06.09.2015). Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 87-ФЗ «Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 17 (ч. I). Ст. 2462. Обзор финансовой стабильности. № 1. IV квартал 2014 - I квартал 2015 // Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www. cbr.ru/publ/Stability/fin-stab-2014-15_4-1r.pdf (дата обращения: 06.09.2015).

2

3

4

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.