Финансовое право
С.В. Тимофеев
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
В статье анализируются действия Центрального банка Российской Федерации по поддержанию устойчивости национальной валюты в условиях введения санкций и падения цен на нефть, дается правовая оценка тем или иным действиям Банка России на современном этапе и анализируются их последствия для экономики Российской Федерации.
Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, Банк России, рубль, национальная валюта, иностранная валюта, валютное регулирование, валютный рынок, банковский сектор, экономические санкции.
Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - закон о ЦБ РФ) и иными федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законом о ЦБ РФ, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления1. Согласно закону о ЦБ РФ целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы России, развитие национальной платежной системы, а также развитие финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности.
По тому, как функционируют банковские системы различных стран, можно судить о состоянии экономики в целом, а также индивидуализировать роль банковского сектора в экономическом развитии
© Тимофеев С.В., 2016
государства. Банковская система играет важнейшую роль в функционировании экономики любого государства, поскольку деятельность банков носит производительный характер: банки аккумулируют свободные, временно неиспользуемые денежные ресурсы, направляя их в производство в качестве кредитов, обеспечивая тем самым не только рост промышленности, рынка товаров и услуг, но и оздоровление экономики в целом. Кроме того, банки осуществляют оборот денежной массы, предоставляют субъектам экономических правоотношений денежные средства для обмена на продукты труда, способствуя таким образом ускорению кругооборота капитала. Использование банковских услуг - необходимое условие прогресса и повышения эффективности экономической деятельности, характеризующее социальное общество2.
В сложившейся на сегодняшний день экономической и политической ситуации деятельность Центрального Банка РФ имеет огромное значение прежде всего для стабилизации экономики. От проводимой ЦБ РФ политики напрямую зависит сохранение и поддержание устойчивости финансовой системы России в целом. Именно поэтому столь актуальным и важным является анализ деятельности ЦБ РФ на современном этапе.
Согласно ст. 54 ФЗ «О Центральном банке (Банке России)», а также ст. 5 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ЦБ РФ является органом валютного регулирования (наряду с Правительством РФ). Регулирование и контроль национального валютного рынка очень важны для стабилизации экономики государства. Вопросы валютного курса, валютного контроля, валютного законодательства определяют экономическую безопасность страны и ее независимость на международном рынке. Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государством мер, направленных на поддержание валютного рынка России в устойчивом состоянии. Целью валютного регулирования ЦБ РФ являются укрепление финансового положения государства, создание условий его платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, противодействие оттоку капитала за границу, привлечение иностранного капитала, поддержание устойчивости национальной валюты.
Следствием ограничения доступа российского банковского сектора к относительно дешевым европейским и американским кредитным ресурсам стал дефицит иностранной валюты, поскольку для обслуживания своих внешних долгов банки стали вынуждены скупать валюту на внутреннем рынке. Зачастую данные действия носили спекулятивный характер. Данные факторы, а также резкое падение цен на нефть (валютные поступления от продажи которой насыщали внутренний рынок долларами и евро) привели к резкому подорожанию резервных валют внутри страны. Установленная Банком России на тот момент
ставка рефинансирования позволяла играть на рынке валютных спекуляций, поэтому ЦБ РФ принял решение о резком ее повышении вместе с переходом к плавающему (рыночному) курсу иностранных валют.
Снижение Банком России размера интервенций на валютном рынке ведет к падению курса рубля. В связи с антироссийскими санкциями, ведущими в свою очередь к оттоку капитала и дефициту валюты на внутреннем рынке, «плавание» рубля стало причиной повышенного риска для финансовой стабильности в России. Искусственное удержание курса путем интервенций - мера скорее экстренная, нежели перманентная, так как такое удержание может привести к истощению резервных фондов государства, что является негативным фактором для экономики. Валютная интервенция представляет собой следующий процесс: центральные банки намеренно покупают или продают валюты на открытом рынке с целью повлиять на их стоимость. В основном считается, что если центральный банк страны проводит интервенцию, то он «сжигает» свои резервы. Но иногда валютные интервенции проводятся с целью стабилизации рынков. Одно из негативных последствий валютных интервенций - торможение экономического роста. Это вызвано тем, что в условиях экономического кризиса бизнесу становится «тяжело дышать» и приходится замораживать проекты или полностью сворачивать планы по развитию и созданию своих бизнес-проектов. Для этого у хозяйствующего субъекта просто-напросто нет финансовых ресурсов. Кроме того, повышение ключевой ставки вызывает сложности с кредитованием физлиц. Населению кредит будет получить сложнее, да и процент по нему будет выше. Покупательная способность кредита падает, что наносит ущерб тем, кто предоставляет товары и услуги. В итоге мы наблюдаем замедление экономического роста, отсутствие новых рабочих мест, а значит, отчисление налогов в бюджет резко снижается. ЦБ РФ было принято решение, что в сложившейся ситуации и на данном этапе важнее спасти финансовую систему, нежели гнаться за экономическим ростом.
Значимым моментом явился отказ ЦБ РФ от использования ставки рефинансирования и переход к ключевой ставке. Кредитным организациям невыгодно выдавать кредиты со ставкой ниже, чем взял сам банк. Поэтому ключевой эту ставку назвали не зря: она оказывает мощнейшее влияние на всю финансовую жизнь страны. Здесь необходимо отметить, что низкая ставка влечет небольшие проценты по кредитам; высокая ставка - высокие проценты, то есть деньги будут дорогими. Цены на кредиты влияют прежде всего на финансовый рынок, в том числе на объем массы рублей, находящихся в обращении. Это обусловлено тем, что чем дороже кредиты, тем меньше на них спрос, а значит, меньше денег приходит на рынок от ЦБ РФ через банки. Главное позитивное последствие перехода к ключевой ставке - это то, что с ее помощью финансовые спекуляции на финансовом рынке становятся более риско-
ванными. При низкой ставке банки могут достаточно легко и практически без рисков играть на понижение рубля: приобрести валюту, дождаться роста ее курса, который перекрывает процент по займу у Банка России3. А поскольку процент вырос, эта схема может не срабатывать. Это, а также общее уменьшение денежной массы противостоит понижению рубля по отношению к доллару и евро. Таким образом, надо отметить, что ЦБ РФ повышает ключевую ставку, чтобы сдержать падение курса национальной валюты, так как при низкой ставке и быстром ослаблении рубля банки начинают интенсивно приобретать у ЦБ РФ рубли, переводить их в иностранную валюту и таким образом зарабатывать.
В целях контроля исполнения плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. ЦБ РФ был наделен рядом дополнительных полномочий. А именно, он обязан предоставлять вместе с правительством РФ в Государственную Думу РФ сведения о принятых им актах (решениях), направленных на повышение устойчивости банковской системы и финансового рынка, а также на реализацию плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.; сведения об объеме проведенных с кредитными организациями операций по предоставлению иностранной валюты, в том числе валютного РЕПО и валютного свопа; сведения об объеме предоставленных им кредитов российским кредитным организациям в рублях в рамках рефинансирования инвестиционных проектов и проектов, связанных с поддержкой малого и среднего бизнеса, с указанием доли кредитов, предоставленных кредитным организациям, доля участия Российской Федерации в уставном капитале которых превышает 50 процентов; сведения об объемах выданных юридическим лицам банковских кредитов (по видам экономической деятельности) с указанием объемов кредитов, предоставленных банками, получившими субординированные кредиты (займы) за счет средств Фонда национального благосостояния в соответствии с Федеральным законом от 13 октября 2008 г. № 173-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», а также банками, которым государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» передала в субординированные займы облигации федерального займа, внесенные РФ в имущество государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в качестве имущественного взноса4. ЦБ РФ в срок, не превышающий сорока пяти дней после завершения отчетного квартала, направляет в Госдуму информацию ЦБ РФ по вышеуказанным вопросам.
Нельзя также не сказать о реформах, ожидающих бюджет и бюджетный процесс, активным участником которого является Банк России. Принято решение вновь перейти на однолетний бюджет (планирование бюджета на один финансовый год). Это обусловлено необходимостью планировать бюджет с существенным дефицитом, поскольку
превышение расходов над доходами уже очевидно. Крупный капитал начнет защищаться от инфляции. Инвесторы в такой момент предпочитают переходить на валюту как на более безопасный инструмент. И даже если ЦБ РФ опустит краткосрочные ставки, долгосрочные все равно будут исключительно дорогими и практически недоступными.
В кризисный период в адрес ЦБ РФ звучат обвинения в его медленном реагировании на происходящие сегодня с российской экономикой потрясения, а также в девальвации курса национальной валюты.
С одной стороны, нельзя с этим не согласиться, поскольку откровенно запоздалое решение о повышении ставки ЦБ с 10,5 до 17% с 16 декабря 2014 г. привело к панике на внутреннем валютном рынке и спекулятивной игре банков и бирж с валютой. Кроме того, представляется, что Банк России проявляет недостаточную расторопность в иных моментах. Например, допускает резкие колебания курса рубля, когда этого можно избежать. В частности, информация о внешних выплатах по обслуживанию государственного долга и долга крупных компаний является известной. Поэтому очевидно, что к датам выплат начнется скупка валюты на внутреннем рынке и ее резкое подорожание, так как внешние кредитные ресурсы недоступны из-за санкций. В данном случае Банку России следует сглаживать резкие колебания валют путем валютных интервенций либо предоставлением льготных валютных кредитов банкам, которые были закредитованы за рубежом до введения экономических санкций. Решение о продаже части валютной выручки компаниями-экспортерами на внутреннем рынке также может помочь в стабилизации курса рубля.
С другой стороны, обвинения Центрального банка РФ в двойном падении курса рубля к иностранным валютам звучат неубедительно, поскольку так называемая девальвация валюты в сложившихся условиях была неизбежна. Доходы от внешней продажи нефти на фоне более чем двойного падения ее цены также упали вдвое. При этом налоговые отчисления в российский бюджет производятся компаниями - экспортерами углеводородов в рублях. Соответственно двойное удорожание иностранной валюты позволило сохранить рублевое наполнение бюджета и, как следствие, исполнять социальные программы, производить выплаты заработных плат, пенсий и проч. Кроме того, девальвация национальной валюты делает товары, произведенные в нашей стране, существенно более конкурентоспособными как на внешних рынках, так и на внутреннем.
В целом хотелось бы отметить, что российская финансовая система в 2014-2015 гг. столкнулась с целым рядом проблем: падением цен на нефть, увеличением платежей по долговым обязательствам, снижением кредитных рейтингов, что в совокупности привело к существенному росту рыночной волатильности5. Экономические санкции также больно ударили по российскому финансовому рынку. Однако меры
Банка России (совместно с Правительством РФ), реализованные в этот период, позволили относительно стабилизировать ситуацию и не позволить экономике быть «порванной в клочья». Финансовая система оказалась устойчивой к внешним шокам, что связано в том числе с принятыми в последние годы мерами по совершенствованию банковского регулирования и развитию финансового рынка, их стабильностью и эффективностью. Это, несомненно, сыграло свою положительную роль в столь сложный период.
Примечания
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Ст. 1 // Российская газета. 2002. 13 июля.
Фетисов Г.Г. Устойчивость банковской системы и методология ее оценки. М.: Экономика, 2003. С. 7.
Повышение ключевой ставки Центробанка: чего ждать? // Курсы и котировки [Электронный ресурс]. URL: http://kurs-kotirovka.ru/mvest/povyishenie-klyuchevoy-stavki-tsentrobanka (дата обращения: 06.09.2015). Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 87-ФЗ «Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 17 (ч. I). Ст. 2462. Обзор финансовой стабильности. № 1. IV квартал 2014 - I квартал 2015 // Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www. cbr.ru/publ/Stability/fin-stab-2014-15_4-1r.pdf (дата обращения: 06.09.2015).
2
3
4
5