Научная статья на тему 'Деятельность телестудии медиацентра ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по формированию положительного имиджа вуза'

Деятельность телестудии медиацентра ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по формированию положительного имиджа вуза Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЭФИРНЫЙ КОНТЕНТ / СТРУКТУРА НОВОСТНОЙ ПРОГРАММЫ / ИМИДЖ ВУЗА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ануфриенко С.В.

В статье анализируется журналистская деятельность телевизионной студии Пятигорского государственного лингвистического университета в контексте формирования позитивного имиджа вуза, которая представлена на официальном сайте университета в разделе «Видео ПГЛУ». Автор выявляет слабые и сильные стороны в ее работе, предлагая конструктивные рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность телестудии медиацентра ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по формированию положительного имиджа вуза»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛЕСТУДИИ МЕДИАЦЕНТРА ФГБОУ ВПО «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ВУЗА

© Ануфриенко С.В.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

В статье анализируется журналистская деятельность телевизионной студии Пятигорского государственного лингвистического университета в контексте формирования позитивного имиджа вуза, которая представлена на официальном сайте университета в разделе «Видео ПГЛУ». Автор выявляет слабые и сильные стороны в ее работе, предлагая конструктивные рекомендации.

Ключевые слова: телевизионная журналистика, университетское телевидение, эфирный контент, структура новостной программы, имидж вуза.

Внутреннее телевидение функционирует в Пятигорском государственном лингвистическом университете (ПГЛУ) ровно 50 лет. История телевидения в ПГЛУ начинается с 6 февраля 1964 года, когда была образована первая киностудия. В настоящее время производство передач телевидения ПГЛУ осуществляется Медиацентром университета (созданным в 2009 году), входящим в состав Управления имиджевой и информационной политики, связей с общественностью и организационных вопросов.

Медиацентр имеет в своем распоряжении малую профессиональную телестудию, звукозаписывающую студию, фотостудию и пресс-центр. Подразделение реализует одновременно три разных функции: учебную, научную и производственную. На базе Медиацентра ПГЛУ проходят практические занятия студентов, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика».

Медиацентр ПГЛУ создает телевизионную продукцию, адресованную, в первую очередь, внутренней общественности вуза и выходящую в эфир на плазменных панелях, размещенных в фойе учебных корпусов университета. Видеопродукцию центра можно увидеть на сайте университета по адресу: http:/www.pglu.ru/video/.

Структура эфирного контента телестудии Медиацентра ПГЛУ состоит из следующих блоков:

* Доцент кафедры Конфликтологии, связей с общественностью и журналистики, кандидат политических наук, доцент.

Видеоблок «Новости ПГЛУ» является обязательным и наиболее представительным [2]. Выходит в рамках ежемесячной программы «Информат», которая призвана освещать общественно-политические, культурные и научные мероприятия вуза. Данная программа выходит в эфир с 2012 года и имеет в наличии 50 выпусков. С ноября 2013 года программа сотрудничает с местным каналом ГТРК «Ставрополье», на котором были показаны уже два выпуска «Информата».

Новостные материалы программы «Информат» в большинстве своем посвящены следующим темам: проведение конференций, фестивалей, выставок, концертов и иных мероприятий на базе вуза, его институтов и Высших школ; празднование юбилеев, государственных, корпоративных и иных праздников, организация социальных, образовательных и других проектов, творческих конкурсов с участием студентов и преподавателей ПГЛУ.

В студии присутствуют всегда два ведущих - мужского и женского пола. Зачастую именно они и являются основными корреспондентами данного выпуска новостей. Начинаются новости с надписи: «Медиацентр ПГЛУ представляет», затем появляется название программы с видеорядом, состоящим из рубрик: События, лица, факты, встречи, обзоры. Видеоряд представлен фотографиями преподавателей и студентов ПГЛУ по теме каждой рубрики. Далее идет шпигель на музыкальной подложке с закадровым комментарием. Продолжительность выпуска новостей, как правило, 30-35 минут. Он включает в себя от 8-до 12 видеорепортажей, продолжительностью от 2 до 10 минут.

Проанализировав весь архив новостной программы, хотелось бы высказать следующие замечания и рекомендации по структуре программы и отдельным элементам репортажей.

Что касается шпигеля, можно предложить использовать не только анонс с закадровым комментарием, но и с использованием синхронов, что повысит профессиональное качество новостного выпуска. Считаем нецелесообразным представлять в шпигеле почти все новостные материалы текущей программы. Следует выделять не более 3-4 наиболее значимых мероприятий, как это делают все федеральные новостные программы.

Использование синхронов в репортажах бывает избыточным. Журналист должен уметь отбирать ту информацию, которую он может зачитать сам за кадром и ту информацию, которая требует введение синхрона. Чрезмерное количество синхронов превращает репортаж в обычный опрос.

Корреспондентам программы «Информат» следует усилить позиции стенд-апа в репортажах. Во-первых, он встречается достаточно редко. Во-вторых, если стенд-ап присутствует в материале, то корреспондент ставит его зачастую только в начале. В-третьих, фон для стенд-апа необходимо выбирать творчески. Если журналист появился в кадре, он должен обосновать свое присутствие, например, действием, в котором он тоже принимает участие. Следует исключить из вариантов стенд-апа - стенд-ап на фоне стены и назва-

ния мероприятия. Все это не является обоснованной причиной появления корреспондента в кадре. Также не стоит забывать, что стенд-ап может быть интересен в равной степени, как в середине репортажа, так и в его конце.

Также отсутствует четкий график выхода программы в эфир. Выпуски датируются, то началом, то серединой, а иногда и концом месяца. Такая бессистемность, неструктурированность умаляет достоинства программы.

Второй блок «Подразделения» рассказывает о работе кафедр, Высших школ и институтов ПГЛУ [10]. В наличии этого раздела находится 27 сюжетов и роликов, начинающих свое появление с 2009 года. Активизация этого блока приходится на 2013 год и продолжает наблюдаться в 2014 году. Данный блок рассматривается нами преимущественно как рекламно-информационный, поскольку содержит либо интервью с руководителями подразделений, либо однотипные репортажи о праздничных мероприятиях подразделений.

Третий блок представлен информационными материалами, где главным участником событий является ректор ПГЛУ - Александр Павлович Горбунов (интервью, поздравления с праздниками и важными датами для университета, ректор в новостных сюжетах вуза и т.д.) [8]. В копилке данного блока содержится 23 сюжета, датированных в значительной мере 2013-2014 годами. Только два сюжета были записаны в 2012 году и один - в 2009 году.

Данные видеоматериалы представлены в двух жанрах - выступление в кадре и репортаж, где одним из участников является ректор. В качестве рекомендаций следует отметить:

Полностью отсутствуют интервью с ректором, хотя это один из тех жанров, который напрашивается в таком разделе. Тем более, такие интервью есть в архиве Медиацентра, но по каким-то причинам не вывешиваются для свободного просмотра. На наш взгляд, интервью позволяет руководству донести основные идеи, принципы, тенденции - любую информацию, которую необходимо подчеркнуть, объяснить, обсудить. Именно интервью способно создать ректору позитивный имидж, поскольку представляет его человеком думающим, анализирующим, который не боится отвечать на проблемные вопросы. Также интервью делает ректора более доступным для профессорско-преподавательского состава и студенчества.

Из 23 сюжетов этого раздела только 8 являются выступлением в кадре ректора. Необходимо увеличить количество видеоматериалов о ректоре за счет других жанров и форм телевизионной журналистики - интервью, комментария, круглого стола, дискуссий, выездных репортажей с его участием. Что касается выступлений в кадре, то операторская работа в некоторых случаях оставляет желать лучшего. Однообразный поясной план, иногда непрофессионально обрезающий героя сверху (как, например, «Поздравление А.П. Горбунова с Днем победы от 9 мая 2014 года) [7], скучные «обои» (как правило, стена рабочего кабинета ректора, коридоров или фойе университе-

та) демонстрирует шаблонность и нетворческий подход к такому рода видеоматериалам. В качестве рекомендации можно предложить чаще снимать ректора в движении, что подчеркнуло бы его активную деятельность, которая на самом деле присутствует в его работе.

Необходимо внимательно пересмотреть блок «Ректор в новостных сюжетах вуза». Не везде действительно видно его присутствие, как, например, в репортаже о праздновании Дня российского студенчества в ПГЛУ от 24 января 2014 года [4] и в информации о дне открытых дверей-2014 года [3], размещенных в разделе «Ректор».

Четвертый блок «Научная жизнь» ставит своей целью освещение научной деятельности ПГЛУ [6]. Однако малое количество репортажей - всего 7, присутствующих в этом блоке, говорит не в пользу науки университета. Помимо этого здесь представлены 29 объявлений о предстоящих защитах диссертаций аспирантов и докторантов, которые являются обязательным условием для такого рода исследовательских работ. Анализ этого блока выявил недостаток информации о студенческой научной жизни. Практически вся информация затрагивает научную деятельность преподавателей либо аспирантов.

На наш взгляд, видеоматериалы данного блока в равной степени должны быть ориентированы и на студенческую среду с целью формирования интереса у молодежи заниматься научно-исследовательской деятельностью. Также непонятно нахождение в разделе «Видео» объявлений о защитах диссертаций, которые не содержат видеоматериала и имеются в наличии на главной странице сайта ПГЛУ в разделе «Новости ПГЛУ».

Пятый блок называется «УГР-гости» [11]. В нем размещены 10 интервью, а не репортажей, как написано на сайте, взятых у известных людей -политологов, журналистов, руководителей крупных организаций, преподавателей и т.п. Следует отметить, что не всегда студенты выступают в качестве интервьюеров у1р-гостей. Преподаватели ПГЛУ также пробуют себя в этой роли и достаточно успешно.

Хотелось бы видеть в этом блоке видеолекции, мастер-классы, тренинги, круглые столы, беседы, которые приезжающие гости проводят обязательно со студентами вуза. Ведь такой материал может служить эффективным образовательным средством, а, именно, использоваться при чтении лекций преподавателями ПГЛУ и при подготовке к семинарским занятиям студентами.

Помимо этого считаем, что стоит активизировать этот блок за счет увеличения интервью с приезжающими гостями. Поскольку 10 видеоматериалов за 4 года (с 2009 по 2013 гг.) и полное отсутствие интервью с УГР-гостя-ми в текущем 2014 году создают неоднозначное впечатление. С одной стороны, этот блок показывает, что в университет приезжают известные люди, с другой стороны, - что эти визиты происходят очень редко, что не соответствует реальному положению дел и портит имидж ПГЛУ.

Название шестого блока «Фильмы на иностранных языках» связывает ожидание пользователя с наличием фильмотеки ПГЛУ [9]. Однако при открытии данного блока мы видим презентационный фильм рекламного характера на 6 иностранных языках, посвященный деятельности университета. Безусловно, такая продукция должна присутствовать в лингвистическом университете. Однако располагаться она должна либо в другом разделе, либо под другим названием (например, «Фильмы о ПГЛУ на иностранных языках).

В целом данный блок, на наш взгляд, является до конца не проработанным. Скорее всего, сначала появился презентационный фильм, а потом возникла необходимость его размещения на «Видео ПГЛУ». Поэтому мы предполагаем, что этот блок вряд ли получит иное развитие в ближайшее время.

Блок «Выпускникам» выглядит нерепрезентабельно, так как содержит только три видеоролика, два из которых датируются 2013 годом и один -2014 годом [1]. Хотелось бы отметить, что деятельность вуза по работе с выпускниками должна быть одной из приоритетных направлений, поскольку именно они (в особенности, добившиеся успеха в профессиональной сфере) создают благоприятный имидж университету. Этот блок должен вызывать желание у выпускников не только посетить его один раз, но и просматривать его видеоматериалы регулярно, оставлять свои комментарии, делиться своими воспоминаниями и т.д. В этой связи, следует предусмотреть возможность комментирования, оценок, обратной связи. Это позволит журналистам использовать информацию, предоставленную выпускниками, для своих репортажей, телеочерков, документальных фильмов. Можно также брать у выпускников интервью, например, по скайпу, и размещать его как отдельный материал или вставлять его в более сложную по структуре программу.

На странице медиацентра «ПГЛУ» есть информация о других направлениях их работы в области телевизионного творчества. Так, например, восьмилетний проект - передача-интервью с профессорами вуза под названием «Viva, professores»; цикл передач под названием «Чтобы помнили...», проект «Творчество студентов», который включает как повседневные, так и социальные ролики студентов [5]. Но, к сожалению, заявленные проекты (не менее значимые и интересные, чем те, которые присутствуют в разделе «Видео ПГЛУ»), не выложены на сайте для всеобщего обозрения.

В целом, анализ раздела «Видео ПГЛУ» показал богатый журналистский материал, накопленный за последние три-четыре года. Хотелось бы высказать пожелание руководству вуза отделить от этого блока деятельность телестудии ПГЛУ, касающейся, в первую очередь, производства выпусков новостей или дать другое название этому разделу (например, «Телевидение ПГЛУ», «Телестудия ПГЛУ» и т.д.). Это связано с тем, что на главной странице вуза отсутствует блок, говорящий о существовании в университете телевидения. А этот факт, в современном информационном обществе, в ус-

ловиях жесткой конкуренции за абитуриента между университетами, может оказывать влияние, как на принятие решения о поступлении вуз, особенно для абитуриентов, желающих выбрать своей профессией журналистику, так и в целом на общее восприятие потенциала и имиджа ПГЛУ

Само название раздела «Видео ПГЛУ» представляется достаточно расплывчатым, непредставительным, вызывающим разный ассоциативный ряд (от съемок на мобильный телефон до художественных и документальных фильмов).

Хотелось бы видеть в сетке телестудии «ПГЛУ» иные программы, кроме выпуска новостей «Информат». Следует активизировать студенческий потенциал в деятельности телестудии «ПГЛУ» за счет выпуска разного рода молодежных программ, например, развлекательных, музыкальных, юмористических, фото- и видеозарисовок и др. Каждый год университет выпускает специалистов по направлению подготовки «Журналистика», а результаты их студенческих работ никак не представлены на сайте. Медиацентр ПГЛУ мог бы объявить конкурс среди студентов различных специальностей университета по разным направлениям - «Лучший репортаж о жизни университета, института», «Лучшее журналистское расследование», «Лучший портретный очерк о преподавателях ПГЛУ» и т.д.

В подразделах «Видео ПГЛУ» не предусмотрена возможность комментировать сюжеты, давать им оценку, отсутствует гостевая книга. Также хотелось бы видеть информацию о посещаемости раздела, т.е. количестве кликов на каждый видеоматериал. Основными формами обратной связи должны выступать такие рубрики, как например, «Контакты», «Обратная связь», содержащие электронные адреса сотрудников Медиацентра ПГЛУ, а также журналистов и ведущих новостной программы.

Таким образом, деятельность телестудии медиацентра «ПГЛУ» по формированию положительного имиджа вуза можно охарактеризовать, как разноплановую, творческую, ориентированную, как на профессорско-преподавательский состав, так и на студентов. Телевидение ФГБОУ ВПО «ПГЛУ» активно использует возможности интернета через официальный сайт вуза, что расширяет пользовательскую аудиторию. Раздел «Видео ПГЛУ» включает новостные, художественно-публицистические, рекламные и иные сюжеты, позволяющие ознакомиться с жизнью вуза, его корпоративной культурой и ценностями.

Список литературы:

1. Выпускникам [Электронный ресурс] // Официальный сайт «ПГЛУ». -Режим доступа: http://pglu.ru/video/graduates.php.

2. «Информат» Новости ПГЛУ [Электронный ресурс] // Официальный сайт «ПГЛУ». Видео ПГЛУ. - Режим доступа: http://pglu.ru/video/informat.php.

3. День открытых дверей - 2014 [Электронный ресурс] // Официальный сайт «ПГЛУ». Видео ПГЛУ Ректор. - Режим доступа: http://pglu.ru/video/ news_detail.php?ID=32399.

4. День российского студенчества в ПГЛУ [Электронный ресурс] // Официальный сайт «ПГЛУ». Видео ПГЛУ Ректор. - Режим доступа: http://pglu.ru/ video/news_detail.php?ID=3 2398.

5. Медиацентр ПГЛУ [Электронный ресурс] // Официальный сайт «ПГЛУ». - Режим доступа: http://pglu.ш/infoImation/struct:ure/management/ uiip/media.php?phrase_id=2479254.

6. Научная жизнь [Электронный ресурс] // Официальный сайт «ПГЛУ». -Режим доступа: http://pglu.ru/video/science.php.

7. Поздравление А.П. Горбунова с Днем Победы [Электронный ресурс] // Официальный сайт «ПГЛУ». Видео ПГЛУ. Ректор. - Режим доступа: ht:tp://pglu.ru/video/news_detail.php?ID=30470

8. Ректор [Электронный ресурс] // Официальный сайт «ПГЛУ». - Режим доступа: http://pglu.ru/video/rector.php.

9. Фильмы на иностранных языках [Электронный ресурс] // Официальный сайт «ПГЛУ». - Режим доступа: http://pglu.ru/video/lang.php.

10. Фильмы о структурных подразделениях ПГЛУ: о факультетах, о кафедрах и др. [Электронный ресурс] // Официальный сайт «ПГЛУ». - Режим доступа: http://pglu.ru/video/structure.php.

11. У1Р-гости [Электронный ресурс] // Официальный сайт «ПГЛУ». -Режим доступа: http://pglu.ru/video/vip.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.