Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДОВ, ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА В ПЕРИОД ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДОВ, ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА В ПЕРИОД ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военное положение / суд / судебная деятельность / прокуратура / следственный комитет / закон / Федеральный конституционный закон / martial law / court / judicial activity / prosecutor's office / investigative committee / law / Federal Constitutional Law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р.А. Майорова

В статье показана история введения военного положения в СССР и современной России. Приведены порядок функционирования судебной системы, работа прокуратуры и Следственного комитета во время военного положения. Сделан вывод о том, что во время военного положения судебная система в Российской Федерации, работа прокуратуры и Следственного комитета будут продолжать функционировать, чтобы обеспечить защиту прав и интересов граждан, а также обороны страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE COURTS, THE PROSECUTOR'S OFFICES AND THE INVESTIGATIVE COMMITTEE DURING THE PERIOD OF MARTIAL LAW

The article shows the history of the introduction of martial law in the USSR and modern Russia. The procedure for the functioning of the judicial system, the work of the prosecutor's office and the Investigative Committee during martial law are given. It was concluded that during martial law, the judicial system in the Russian Federation, the work of the prosecutor's office and the Investigative Committee will continue to function to ensure the protection of the rights and interests of citizens, as well as the country's defense.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДОВ, ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА В ПЕРИОД ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДОВ, ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА В ПЕРИОД ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Р.А. Майорова, студент

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-3-127-131

Аннотация. В статье показана история введения военного положения в СССР и современной России. Приведены порядок функционирования судебной системы, работа прокуратуры и Следственного комитета во время военного положения. Сделан вывод о том, что во время военного положения судебная система в Российской Федерации, работа прокуратуры и Следственного комитета будут продолжать функционировать, чтобы обеспечить защиту прав и интересов граждан, а также обороны страны.

Ключевые слова: военное положение, суд, судебная деятельность, прокуратура, следственный комитет, закон, Федеральный конституционный закон.

Военное положение.

Федеральный конституционный закон «О военном положении» №1-ФКЗ от 30 января 2002 года (в редакции Федеральных конституционных законов от 03.11.2010 №6-ФКЗ, от 28.12.2010 №8-ФКЗ, от 12.03.2014 №5-ФКЗ, от 01.07.2017 №2-ФКЗ, от 29.05.2023 №2-ФКЗ) в Главе I Статьи 1 дает четкое определение понятия «военное положение» [1].

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

В период действия военного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении» №1-ФКЗ от 30 января 2002 года могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и

форм собственности, права их должностных лиц.

История введения военного положения в СССР и Российской Федерации.

В СССР институт военного положения впервые получил конституционное закрепление в январе 1938 г., когда сессия Верховного Совета СССР дополнила закрепленные в ст. 49 Конституции (Основного закона) СССР от 5 декабря 1936 г. полномочия Президиума Верховного Совета СССР правом объявлять в отдельных местностях или по всему СССР военное положение в интересах обороны СССР [2].

22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения».

В соответствии с ним, на основании статьи 49 п. «п» Конституции СССР, было объявлено военное положение в Архангельской области, Белорусской ССР, Вологодской области, Воронежской области, Ивановской области, Карело-Финской ССР, Калининской области, Краснодарском крае, Крымской АССР, Курской области, Литовской ССР, Латвийской ССР, городе Ленинграде и Ленинградской области, Молдавской ССР, Мурманской области, городе Москве и Московской области, Орловской области, Ростовской области, Рязанской области, Смоленской области,

Тульской области, Украинской ССР, Эстонской ССР и Ярославской области [3].

В современной России в соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации и статьями 3 и 4 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» Указом №756 от 19 октября 2022 г. с ноля часов 20 октября 2022 г. введено военное положение на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей [4].

Деятельность судов, органов прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации во время военного положения.

На основании Пункта 1 Статьи 16 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» на территории, на которой введено военное положение, действуют суды, установленные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными конституционными законами.

Судопроизводство осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами и другими Федеральными законами.

В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Пунктом 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что создание чрезвычайных судов не допускается. Исходя из этой конституционной нормы, на территории, где введено военное положение, действуют суды, установленные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными конституционными законами.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия [5].

Согласно ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах РФ», ФКЗ от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» в Российской Федерации действуют Федеральные суды (в том числе военные), конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К Федеральным судам относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов Федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему Федеральных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему Федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

- конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

На основании Пункта 2 Статьи 16 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» в случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено военное положение, по решению Верховного Суда Российской Федерации может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные Федеральные суды.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

На основании Пункта 3 Статьи 16 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» деятельность органов прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами.

Прокуратура Российской Федерации -это единая Федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе и там, где объявлено военное положение.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства в условиях военного положения Прокуратура Российской Федерации на основании Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет ряд функций.

К ним, в частности, относятся надзор за:

а) исполнением законов Федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными Федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соот-

ветствием законам издаваемых ими правовых актов;

б) соблюдением прав и свобод человека и гражданина Федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными Федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

в) исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

г) исполнением законов судебными приставами и администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на территории, где объявлено военное положение.

Представители Военной Прокуратуры могут участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления и назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения.

В настоящее время при Генеральной Прокуратуре Российской Федерации создан Следственный комитет.

Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 г. № 1004 «Вопросы Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации» утверждено

Положение о Следственном комитете при Прокуратуре Российской Федерации.

Основными задачами Следственного комитета в период военного положения являются:

- обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

- организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению [5].

Заключение.

Во время военного положения в Российской Федерации судебная система, ра-

Библиографический список

1. Федеральный конституционный закон «О военном положении» №1-ФКЗ от 30 января 2002 года.

2. Семенов, А.А. Военное положение в Белорусской ССР в период с 22 июня по август 1941 г / А.А. Семенов // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. - 2016. - Т. 6, № 4. - С. 6-16. - ББК WJAXFP.

3. «Ведомости Верховного Совета СССР», 26 июня 1941 г., № 29 (144), С. 1.

4. Официальный сайт Президента России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/69631 (дата обращения 21.10.2023).

5. Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении» (постатейный). - М.: Консультант плюс, 2010.

бота прокуратуры и Следственного комитета продолжает функционировать, но определенные аспекты ее работы теоретически могут быть изменены или ограничены в целях обеспечения безопасности и защиты национальных интересов в условиях вооруженного конфликта.

Однако, несмотря на изменения, обычные суды все равно сохранят свою компетенцию по рассмотрению дел, не связанных с военными правонарушениями. Они продолжат обработку дел по гражданским, административным и уголовным делам, которые не прямо связаны с военными операциями.

В целом, во время военного положения судебная система в Российской Федерации пытается адаптироваться к особым условиям и требованиям военного времени, чтобы обеспечить защиту прав и интересов граждан, а также обороны страны.

ACTIVITIES OF THE COURTS, THE PROSECUTOR'S OFFICES

AND THE INVESTIGATIVE COMMITTEE DURING THE PERIOD OF MARTIAL

LAW

R.A. Mayorova, Student

Kazan (Volga region) Federal University

(Russia, Kazan)

Abstract. The article shows the history of the introduction of martial law in the USSR and modern Russia. The procedure for the functioning of the judicial system, the work of the prosecutor's office and the Investigative Committee during martial law are given. It was concluded that during martial law, the judicial system in the Russian Federation, the work of the prosecutor's office and the Investigative Committee will continue to function to ensure the protection of the rights and interests of citizens, as well as the country's defense.

Keywords: martial law, court, judicial activity, prosecutor's office, investigative committee, law, Federal Constitutional Law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.