Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ЖКХ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
алгоритм действий следователя / жилищно-коммунальное хозяйство / информационное письмо / профилактическая деятельность / представление / algorithm of the investigator’s actions / housing and communal services / information letter / preventive activities / order

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М.Ю. Тарасов, А.А. Дрога

в статье изложены актуальные проблемы профилактической деятельности следователя по предупреждению преступлений, совершаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые обусловлены многообразием и сложностью объектов исследования, обстоятельствами, подлежащими доказыванию. Анализ судебной, оперативной и следственной практики позволил авторам предложить комплекс мероприятий, которые, по их мнению, повысят эффективность работы правоохранительных органов в данном направлении. В частности, предложен алгоритм профилактической деятельности следователя в разрезе наиболее часто совершаемых преступлений в сфере ЖКХ, а именно в случаях, когда в производстве следственного отдела МВД России находятся уголовные дела о присвоении и растрате либо хищении бюджетных денежных средств, которые были выделены на мероприятия, финансируемые за счет бюджетных средств на ресурсо обеспечение малых населенных пунктов. По мнению авторов, весьма эффективно направление следователем в адрес заинтересованных лиц обобщенного представления, так как обобщение обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, на регулярной основе в рамках проведения анализа состояния профилактической работы следственных органов позволит выработать меры по повышению ее эффективности и устранению проблемных вопросов организации взаимодействия субъектов профилактики в системе МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVESTIGATOR ACTIVITIES IN DETECTION AND PREVENTION OF CIRCUMSTANCES, PROMOTING CRIME IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

the article describes the current problems of preventive activities of the investigator for the prevention of crimes committed in the field of housing and communal services, which are due to the diversity and complexity of the objects of research, the circumstances to be proved. The analysis of judicial, operational and investigative practice allowed the authors to propose a set of measures that, in their opinion, will increase the effectiveness of law enforcement agencies in this direction. In particular, an algorithm of preventive activity of an investigator in the housing and communal services sector is proposed in the context of the most frequently committed crimes in this activity, namely, in cases where criminal cases of embezzlement and embezzlement of budgetary funds that were allocated for activities funded by budgetary funds for the resource supply of small businesses are in the production of the investigative department of the Ministry of Internal Affairs of Russia localities. According to the authors, it is very effective for the investigator to send a generalized representation to interested persons, since generalization of the circumstances that contributed to the commission of crimes on a regular basis as part of the analysis of the state of preventive work of investigative bodies will allow to develop measures to improve its effectiveness and eliminate problematic issues of the organization of interaction of subjects of prevention in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ЖКХ»

НАУКИ

деятельность следователя по выявлению и

предупреждению обстоятельств, способствующих совершению преступлений в жкх

the investigator activities in detection and prevention of circumstances, promoting crime in housing and

communal services

УДК 343.985.7:343.531

м.ю. тарасов,

доктор юридических наук (Академия государственной противопожарной

службы МЧС России, Россия, Москва; Академия гражданской защиты МЧС России,

Россия, Химки; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний,

Россия, Москва) tarasov0123@gmail.com

а.а. дрога,

кандидат юридических наук (Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Россия, Руза) madamdroga@yandex.ru

maxim yu. tarasov,

Doctor of Law (SFA of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia; The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia, Khimki, Russia;

Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia)

anastasiya a. droga,

Candidate of Law (Moscow Regional Branch of the Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ruza, Russia)

Аннотация: в статье изложены актуальные проблемы профилактической деятельности следователя по предупреждению преступлений, совершаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые обусловлены многообразием и сложностью объектов исследования, обстоятельствами, подлежащими-доказыванию. Анализ судебной, оперативной и следственной практики позволил авторам предложить комплекс мероприятий, которые, по их мнению, повысят эффективность работы правоохранительных органов в данном направлении. В частности, предложен алгоритм профилактической деятельности следователя в разрезе наиболее часто совершаемых преступлений в сфере ЖКХ, а именно в случаях, когда в производстве следственного отдела МВД России находятся уголовные дела о присвоении и растрате либо хищении бюджетных денежных средств, которые были выделены на мероприятия, финансируемые за счет бюджетных средств на ресурсообеспечение малых населенных пунктов. По мнению авторов, весьма эффективно направление следователем в адрес заинтересованных лиц обобщенного представления, так как обобщение обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, на регулярной основе в рамках проведения анализа состояния профилактической работы следственных органов позволит выработать меры по повышению ее эффективности и устранению проблемных вопросов организации взаимодействия субъектов профилактики в системе МВД России.

Ключевые слова: алгоритм действий следователя, жилищно-коммунальное хозяйство, информационное письмо, профилактическая деятельность, представление.

Для цитирования: Тарасов М.Ю., Дрога А.А. Деятельность следователя по выявлению и предупреждению обстоятельств, способствующих совершению преступлений в ЖКХ // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2023. - № 4. - С. 39-44.

Abstract:the article describes the current problems of preventive activities of the investigator for the prevention of crimes committed in the field of housing and communal services, which are due to the diversity and complexity of the objects of research, the circumstances to be proved. The analysis of judicial, operational and investigative practice allowed the authors to propose a set of measures that, in their opinion, will increase

НАУКИ

the effectiveness of law enforcement agencies in this direction. In particular, an algorithm of preventive activity of an investigator in the housing and communal services sector is proposed in the context of the most frequently committed crimes in this activity, namely, in cases where criminal cases of embezzlement and embezzlement of budgetary funds that were allocated for activities funded by budgetary funds for the resource supply of small businesses are in the production of the investigative department of the Ministry of Internal Affairs of Russia localities. According to the authors, it is very effective for the investigator to send a generalized representation to interested persons, since generalization of the circumstances that contributed to the commission of crimes on a regular basis as part of the analysis of the state of preventive work of investigative bodies will allow to develop measures to improve its effectiveness and eliminate problematic issues of the organization of interaction of subjects of prevention in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: algorithm of the investigator's actions, housing and communal services, information letter, preventive activities, order.

For citation: Tarasov M.Yu., Droga A.A. The investigator activities in detection and prevention of circumstances, promoting crime in housing and communal services // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2023. - № 4. - P. 39-44.

Наиболее уязвимым и латентным сектором экономики с точки зрения совершаемых преступлений является жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации, в связи с чем профилактика преступности здесь является одной из приоритетных задач, стоящих перед правоохранительными органами [1]. Профилактическая деятельность следователя имеет две формы - процессуальную и непроцессуальную - в виде общего и индивидуального воздействия, которая может осуществляться как на стадии возбуждения уголовного дела, так и на всех последующих этапах расследования. Процессуальная форма профилактического воздействия закреплена в ч. 4 ст. 21, ч. 2 ст. 158, ст. 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации1. Алгоритм процессуальной формы профилактического воздействия следователя по преступлениям, совершенным в сфере ЖКХ состоит из: вынесения представления; вынесения обобщенного представления; контроля исполнения представления, при необходимости вынесения письменного напоминания или копии повторного представления [2]. Неисполнение представления, вынесенного следователем, является основанием для привлечения лица к административной ответственности [3].

При расследовании конкретного уголовного дела следователь не ограничен в количестве представлений и перечне субъектов, в чей адрес целесообразно внесение представлений об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений в сфере ЖКХ, так как в данном вопросе он исходит из имеющихся материалов2.

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 Решение Ленинского районного суда г. Иркутска Ир-

кутской области от 22 июня 2022 г. по делу № 2а-2158/2022

[Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

Значение имеет определение исполнителя представлений (информационных писем), в связи с чем необходимо определить территориальную принадлежность фигуранта дела (региональный или муниципальный уровень); исходить из целей и задач контролирующих организаций, которые изложены в соответствующих утвержденных положениях или регламентах; учитывать перечень подведомственных организаций, на которые распространяются полномочия конкретного надзорного органа (данные сведения размещены на официальных сайтах3); установить источник финансирования работ и услуг, в ходе выполнения которых были допущены нарушения [4].

В указанной связи целесообразен следующий алгоритм профилактической деятельности следователя в сфере ЖКХ в разрезе наиболее часто совершаемых преступлений в данной деятельности: I. В случаях когда в производстве следственного отдела МВД России находятся уголовные дела, возбужденные в отношении руководителей ресур-сообеспечивающих Муниципальных унитарных предприятий по ч. 3 ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), в результате умышленных преступных действий которых бюджету муниципального образования был причинен ущерб. В данной ситуации совершено присвоение и растрата бюджетных денежных средств, в связи с чем следователь должен подготовить и направить нижеприведенные документы следующим адресатам:

1. Представление руководителю Министерства жилищно-коммунального хозяйства области (края, республики) в целях реализации его полномочий, предусмотренных Положением о

3 Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области [Электронный ресурс]. - URL: https:/https://mgkh. mosreg.ru/dokumenty/ministerstvo/polozhenie-o-ministerstve/ polozhenie-o-ministerstve (дата обращения: 31.07.2023).

НАУКИ

Министерстве ЖКХ субъекта4 (задачи, обязанности, полномочия данного исполнительного органа изложены в его Положении на соответствующем сайте), в котором необходимо указать: обстоятельства уголовного дела, которые послужили поводом для составления представления в обобщенном виде; перечень мер, обеспечивающих повышение качества проводимых мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений в сфере ЖКХ; обязанность рассмотрения представления с уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения; меры ответственности в случае неисполнения законных требований по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также непредоставления ответа в установленные сроки.

2. Представление руководителю Контрольно-счетной палаты субъекта Российской Федерации в целях реализации обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»5 и другими нормативными правовыми актами, в котором необходимо указать: обстоятельства уголовного дела, которые послужили поводом для составления представления в обобщенном виде; перечень мер, обеспечивающих повышение качества проводимых мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений в сфере ЖКХ; обязанность рассмотрения представления с уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения; меры ответственности в случае неисполнения законных требований по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также непредоставления ответа в установленные сроки.

3. Информационное письмо высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, например, губернатору области, в силу реализации его полномочий, предусмотренных ст. 25 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти

4 Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области [Электронный ресурс]. - URL: https:https://mgkh. mosreg.ru/dokumenty/ministerstvo/polozhenie-o-ministerstve/ polozhenie-o-ministerstve (дата обращения: 31.07.2023).

5 Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов российской Федерации и муниципальных образований» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

в субъектах Российской Федерации»6, в котором необходимо указать: причины, в результате которых был допущен ненадлежащий контроль за деятельностью фигуранта дела; со стороны кого был допущен ненадлежащий контроль; в адрес каких надзорных организаций были направлены представления в рамках расследуемого уголовного дела; изложить просьбу о рассмотрении сведений, изложенных в информационном письме и принятии предусмотренных законодательством Российской Федерации мер реагирования с целью устранения выявленных нарушений.

II. В случаях когда в производстве следственного отдела МВД России находится уголовное дело о хищении бюджетных денежных средств, которые были выделены на мероприятия, финансируемые за счет бюджетных средств на ре-сурсообеспечение малых населенных пунктов муниципальных образований области (края, республики Российской Федерации) по целевой программе согласно постановлению Правительства субъекта Российской Федерации (к примеру, «Об утверждении областной целевой программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса области на 2017-2025 годы»7). Здесь помимо вышеперечисленных адресатов, целесообразно также направить представление в адрес главы муниципального образования, в котором необходимо указать: причины, обусловившие ненадлежащий контроль за деятельностью фигуранта дела; перечень мер, направленных на недопущение хищений денежных средств, принадлежащих муниципальным образованиям муниципального района субъекта Российской Федерации (например, путем усиления дисциплинарной ответственности должностных лиц, осуществляющих контроль за ходом ведения текущих работ и приемку результатов при строительстве объектов); на необходимость внесения изменений в договорах подряда в части специальных условий, направленных на осуществление контроля за ходом исполнения работ, а также сведений о представлении подрядчиками всей необходимой документации по ведению работ, в том числе носящих скрытый характер; о необходимости составления графика проверки исполнения промежуточных условий контракта с фиксацией результатов выезда на место производства работ и привлечения к приемке выполненных

6 Федеральный закон от 21.12.2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7 Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области [Электронный ресурс]. - URL: https:https://mgkh. mosreg.ru/dokumenty/ministerstvo/polozhenie-o-ministerstve/ polozhenie-o-ministerstve (дата обращения: 31.07.2023).

НАУКИ

работ лиц, обладающих специальными познаниями в соответствующих областях; на переработку должностных регламентов курирующих данное направление деятельности сотрудников администрации муниципального района субъекта Российской Федерации, включив в них конкретные обязанности по контролю за ходом выполнения муниципальных контрактов; обязанность рассмотрения представления с уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения; меры ответственности в случае неисполнения законных требований по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также непредоставления ответа в установленные сроки [5].

III. В случаях когда в производстве следственного отдела МВД России находится уголовное дело о хищении денежных средств ТСЖ председателем правления ТСЖ и другими уполномоченными лицами, обладающими правом первой подписи и действий от имени товарищества без доверенности. В данной ситуации следователю целесообразно подготовить и направить нижеприведенные документы следующим адресатам:

1. Представление общему собранию собственников жилья в лице членов правления ТСЖ, в котором необходимо указать: причины, повлекшие незаконную деятельность фигуранта дела; перечень мероприятий, которые позволят предотвратить незаконную деятельность уполномоченных лиц в дальнейшей деятельности ТСЖ, а именно: переработать устав ТСЖ в части осуществления ревизионного контроля, инициируемого собственниками жилья, в том числе с возможностью привлечения специалистов для приемки и анализа результатов выполненных работ (услуг), контроля за ходом их исполнения; принять меры, направленные на повышение финансовой грамотности членов ТСЖ, в том числе довести информацию о возможности осуществления ревизионного контроля, инициируемого собственниками жилья; обязанность рассмотрения представления с уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения; меры ответственности в случае неисполнения законных требований по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также непредоставления ответа в установленные сроки.

2. Обобщенное представление руководителю Главного управления субъекта Российской Федерации «Государственная жилищная инспекция области» (края, республики Российской Федерации), который одновременно выступает Главным государственным жилищным инспектором области (края, республики Российской

Федерации), в котором необходимо указать: причины и условия, обусловившие присвоение и растрату денежных средств ТСЖ председателями правлений и другими уполномоченными лицами, обладающими правом первой подписи и действий от имени товарищества без доверенности; перечень мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений в сфере ЖКХ, а именно: разработать график проведения внеплановых проверок обоснованности применения управляющими компаниями и товариществами тарифа за содержание и текущий ремонт многоквартирных домов и пр.; осуществить выезды курирующих данное направление деятельности сотрудников на место проведения работ (оказания услуг) в соответствии с графиком (либо с установленной периодичностью) с фиксацией результатов в специальных журналах, о результатах проверки докладывать руководителю в письменной форме; обязанность рассмотрения представления с уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения; меры ответственности в случае неисполнения законных требований по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления [6], а также непредоставления ответа в установленные сроки.

3. Обобщенное представление руководителю регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, в котором необходимо указать: причины и условия, обусловившие присвоение и растрату денежных средств ТСЖ председателями правлений и другими уполномоченными лицами, обладающими правом первой подписи и действий от имени товарищества без доверенности; перечень мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений в сфере ЖКХ, а именно: возложить обязанности по контролю за осуществлением просветительской работы с членами ТСЖ на конкретного сотрудника регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, разработать и утвердить график просветительских и консультационных мероприятий, осуществляемых в области, оказать консультационную помощь в переработке уставов ТСЖ в части осуществления ревизионного контроля, инициируемого собственниками жилья, в том числе с возможностью привлечения специалистов для приемки и анализа результатов выполненных работ (услуг) контроля за ходом их исполнения; обязанность рассмотрения представления с уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения; меры ответственности в случае неисполнения законных требований по устранению обстоятельств, способствовавших

НАУКИ

совершению преступления, а также не предоставления ответа в установленные сроки [7].

4. Обобщенное представление в адрес руководителей территориальных органов внутренних дел МВД России. При установлении в ходе расследования ненадлежащего исполнения участковыми уполномоченными полиции своих должностных обязанностей по профилактике рассматриваемых преступлений следователь должен вынести представление в адрес руководителя территориального органа внутренних дел8. К примеру, провести коллективные или индивидуальные беседы с населением о размещении в общественных местах, в т.ч. у многоквартирных домов, в подъездах, торговых точках, учебных заведениях информационных стендов с памятками, листовками профилактического характера, организовать взаимодействие с управляющей компанией, ТСЖ и т.д. [8]. В целях определения адресата обобщенного представления необходимо проанализировать криминогенную обстановку, складывающуюся на территории обслуживания [9], учесть динамику зарегистрированных преступлений, способов совершения преступлений, возрастных и социальных характеристик лиц, совершивших преступления в сфере ЖКХ, времени совершения преступления [10]. Обоснованные выводы необходимо включить в мотивировочную часть представления.

Обобщенное представление может включать в себя данные по уголовным делам, находящимся в производстве следователей, оконченным производством и направленным в суд, приостановленным по различным основаниям. В следственной практике значительная часть представлений вносится по уголовным делам, оконченным производством [11].

Внесение обобщенного представления целесообразно составлять за подписью руководителя территориального следственного подразделения, руководителя специализированной следственной группы либо лица, на которое возложены обязанности по ведомственному и процессуальному контролю за пресечением, раскрытием и расследованием рассматриваемых преступлений, выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятию мер по их устранению.

Здесь необходимо отметить, что деятельность по составлению обобщенных представлений и информационных писем не предусмотрена для следователей (по аналогии с дознавателями) в п.18 Инструкции о деятельности органов внутренних

8 Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

дел по предупреждению преступлений9. Однако считаем, что этот пробел необходимо устранить в российском законодательстве, поскольку в работе следователя должна присутствовать подготовка обобщенных представлений и информационных писем, так как они охватывают широкий круг вопросов, направленных на решение комплексных проблем. Такая форма профилактики особенно актуальна при выявлении системных нарушений, совершаемых в сфере ЖКХ, которые способствуют совершению нескольких преступлений или длительное время негативно влияют на криминогенную обстановку [12]. Обобщение обстоятельств, способствовавших совершению преступлений на регулярной основе в рамках проведения анализа состояния профилактической работы следственных органов также позволит выработать меры по повышению ее эффективности и устранению проблемных вопросов организации взаимодействия субъектов профилактики в системе МВД России. Обобщенные представления и информационные письма необходимо направлять в заинтересованные службы и подразделения органов МВД России, а также государственные, контролирующие (в том числе осуществляющие прокурорский над-зор10), муниципальные и частные, коммерческие и некоммерческие организации, органы местного управления.

Таким образом, в целях повышения борьбы в сфере ЖКХ рекомендуется проводить на постоянной основе системный анализ обстоятельств, способствующих совершению рассматриваемых преступлений, с учетом динамики регистрируемой преступности на территории обслуживания, обстоятельств уголовных дел, находящихся в производстве, по итогам которого вносить обобщенные представления в адрес соответствующего субъекта. Необходимо усилить контроль за качеством вносимых представлений, сроками их рассмотрения, принятием своевременных мер реагирования в отношении лиц, не исполнивших законные требования следователя, в соответствии с положениями ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации11, требовать рассмотрения представления с участием следователя, его направившего.

9 Приложение № 1 к приказу МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

10 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: п. 9 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

11 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

НАУКИ

Литература

1. Гелюс Т.Ф. Расследование хищений в сфере жилищно-коммунального хозяйства: учеб.-практ. пособие / Т.Ф. Гелюс, Е.А. Малаева, Н.Е. Мерецкий. - Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2018. - 50 с.

2. Гришин А.В., Селютина О.Г. Современная уголовно-процессуальная политика. Анализ отдельных направлений, нацеленных на решение проблем, связанных с выявлением и расследованием преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Закон и право. - 2018. - № 10. - С. 75-77.

3. Амелин Р.В. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть 2 / Амелин Р.В., Добробаба М.Б., Капитанец Ю.В. [и др.] [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

4. Лапин В.О., Лапина С.Б. Организация расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 4. - С. 166-175.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий / под общ. ред. А.В. Гри-ненко. - Москва: Проспект, 2021. - 1548 с.

6. Шкабин Г. С., Плешаков А.М. Проблемы теории и практики крайней необходимости в уголовном праве. - Москва: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, 2005. - 196 с.

7. Маринкин Д.Н. Расследование преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2009. - 25 с.

8. Кельм С.И. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в жилищно-коммунальной сфере: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2022. - 243 с.

9. Прогноз криминогенной обстановки и противодействие преступности в Рязанской области: Научно-аналитический обзор с методическими рекомендациями / Д.Е. Некрасов, Э.Ю. Бадальянц, Я.Г. Ищук [и др.]. - Рязань: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2013. - 155 с.

10. Волынский А.Ф., Прорвич В.А. Проблемы организации расследования экономических преступлений и неотложные меры по их решению / Взаимодействие органов государственной власти при расследовании преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 23 октября 2014 года), посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося российского ученого Николая Сергеевича Алексеева. - Москва: Изд-во МГУ. С. 263-267.

11. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Н.Е. Муженской. - Москва: Проспект, 2022. - 784 с.

12. Данилов Д.Ю. Надзор за исполнением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Законность. -2023. - № 5. - С. 6-8.

References

1. Gelyus T.F. Rassledovanie hishchenij v sfere zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva: ucheb.-prakt. posobie / T.F. Gelyus, E.A. Malaeva, N.E. Mereckij. - Habarovsk: DVYuI MVD Rossii, 2018. - 50 s.

2. GrishinA.V., Selyutina O.G. Sovremennaya ugolovno-processual'naya politika. Analiz otdel'nyh napravlenij, nacelennyh na reshenie problem, svyazannyh s vyyavleniem i rassledovaniem prestuplenij v sfere zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva // Zakon i pravo. - 2018. -№ 10. - S. 75-77.

3. Amelin R.V. Postatejnyj kommentarij k Kodeksu RF ob administrativnyh pravonarusheniyah. Chast' 2 / Amelin R.V., Dobrobaba M.B., Kapitanec Yu.V. [i dr.] [Elektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Garant».

4. Lapin V.O., Lapina S.B. Organizaciya rassledovaniya prestuplenij v sfere zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. - 2020. - №4. - S. 166-175.

5. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii. Nauchno-prakticheskij kommentarij / pod obshch. red. A.V. Grinenko. - Moskva: Prospekt, 2021. - 1548 s.

6. Shkabin G.S., Pleshakov AM Problemy teorii i praktiki krajnej neobhodimosti v ugolovnom prave. - Moskva: Moskovskij universitet MVD Rossii im. V.Ya. Kikotya, 2005. - 196 s.

7. Marinkin D.N. Rassledovanie prestuplenij v sfere zhilishchno-kommunal'nogo kompleksa: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Nizhnij Novgorod, 2009. - 25 s.

8. Kel'm S.I. Kriminologicheskaya harakteristika i preduprezhdenie prestupnosti v zhilishchno-kommunal'noj sfere: dis. ... kand. yurid. nauk. - Omsk, 2022. - 243 s.

9. Prognoz kriminogennoj obstanovki i protivodejstvie prestupnosti v Ryazanskoj oblasti: Nauchno-analiticheskij obzor s metodicheskimi rekomendaciyami / D.E. Nekrasov, E.Yu. Badal'yanc, Ya.G. Ishchuk [i dr.]. - Ryazan': Moskovskij universitet MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2013. - 155 s.

10. Volynskij A.F., Prorvich V.A. Problemy organizacii rassledovaniya ekonomicheskih prestuplenij i neotlozhnye mery po ih resheniyu: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Moskva, 23 oktyabrya 2014 goda), posvyashchennoj 100-letiyu so dnya rozhdeniya vydayushchegosya rossijskogo uchenogo Nikolaya Sergeevicha Alekseeva. - Moskva: Izd-vo MGU. S. 263-267.

11. Rukovodstvo dlya sledovatelya i doznavatelya po rassledovaniyu otdel'nyh vidov prestuplenij. V 2 ch. Ch. 1 / pod red. N.E. Muzhenskoj. -Moskva: Prospekt, 2022. - 784 s.

12. Danilov D.Yu. Nadzor za ispolneniem zakonov v sfere zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva // Zakonnost'. - 2023. - № 5. - S. 6-8.

(статья сдана в редакцию 29.08.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.