УДК 159.9
Пескишева И.В. студент 3 курса магистратуры факультет психологии и социальной педагогики научный руководитель: Шалова С.Ю. ТИ имени А.П. Чехова ( филиал) «РГЭУ (РИНХ)» Российская Федерация, г. Таганрог
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОТКЛОНЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ
РИСКА
Аннотация: Основные усилия школьного психолога должны быть нацелены на создание условий для успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья учащихся, предупреждения отклонений в их развитии.
Ключевые слова: Психологическое сопровождение, психолого-педагогическая поддержка, подростки группы риска, девиантное поведение, педагог-психолог.
Peshkichevа I. V.
3rd year student of a magistracy Faculty of Psychology and Social Pedagogy Scientific supervisor: Shalova S. Yu T. A. P. Chekhov (branch) ""RSEU (RINH) " Russian Federation, Taganrog
ACTIVITIES OF A SCHOOL PSYCHOLOGIST TO OVERCOME DEVIATIONS IN ADOLESCENTS AT RISK
Abstract: the main efforts of the school psychologist should be aimed at creating conditions for successful socialization, preserving and strengthening the health of students, preventing deviations in their development.
Key words: Psychological support, psychological and pedagogical support, adolescents at risk, deviant behavior, educational psychologist.
Основная цель работы школьного психолога с детьми и подростками группы риска - создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, интеллектуального, социального, духовно-нравственного), оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи. Данная цель может быть реализована в рамках системы психологического сопровождения.
Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка [5].
Основные задачи педагога-психолога в процессе индивидуального сопровождения подростков группы риска состоят в следующем:
- выявление семей, нуждающихся в социально-психологической помощи, диагностика причин семейного неблагополучия, планирование и организация работы с ними;
- создание в школе психологически безопасных и комфортных условий для личности учащегося;
- помощь в преодолении личностого кризиса и проблем социализации, коррекция отношений с родителями и сверстниками;
- помощь подростку в реализации потребности в самоутверждении в значимых для него сферах жизнедеятельности, максимально раскрывающих его способности и возможности (с использованием индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультирования);
- содействие профориентации и профессиональному самоопределению;
- профилактика и коррекция школьной дезадаптации и девиантного поведения;
- работа по повышению социального статуса подростка из неблагополучной семьи [4].
Поскольку проблемы ребенка группы риска, чаще всего, являются комплексными, имеют как внутренние (личностные), так и внешние аспекты, работа психолога включает следующие основные направления:
1. Индивидуальная работа с ребенком, психолого -педагогическая поддержка. В условиях школы работа психолога с детьми чаще всего носит индивидуальный характер, каждая встреча включает элементы диагностики и консультирования.
2. Работа с семьей, ориентированная на формирование психологической компетентности родителей, повышение и воспитательного ресурса, гармонизацию детско-родительских отношений. Работа с родителями строится на основе принципов и приемов семейного консультирования и предполагает обучение родителей элементам психологической культуры взаимодействия с подростками, что опосредованно влияет на процесс социализации детей.
3. Работа с педагогическим коллективом (проведение обучающих семинаров и тренингов, индивидуальное консультирование). Основная задача в рамках данного направления - формирование толерантности в отношении подростков группы риска, повышение психологической грамотности во взаимодействии с детьми и родителями [5].
Подросток «группы риска» - это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому у него необходимо развивать потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Субъект - субъектный характер взаимоотношений наставника и воспитанника позволяет реализовать возможности двух основных каналов передачи позитивного социального опыта: общения и взаимодействия.
А.С. Беличева [2; с.112] представляет технологию педагогической поддержки в деятельности психолога в виде последовательности этапов: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. В условиях массовой школы эти этапы можно представить в виде следующего алгоритма деятельности психологической службы.
Диагностический этап состоит в фиксации факта отклонения, а также всестороннем изучении социокультурной ситуации подростка, определении основного круга его проблем и факторов риска. Анализ текущей ситуации позволяет определить комплекс причин, ее вызвавших, а также определить возможности влияния на факторы риска - как в виде непосредственных воздействий в условиях образовательного учреждения, так и опосредованно, с привлечением сторонних специалистов из органов и служб системы профилактики. Основная задача первого этапа -установление контакта с воспитанником.
Поисковый этап состоит в совместном с подростком поиске причин создавшейся неблагоприятной ситуации, рассмотрении ее возможных последствий. Психолог на данном этапе решает задачу создания условий для того, чтобы ребенок признал и принял на себя ответственность за разрешение проблемы.
Договорный этап включает планирование и проектирование совместных действий специалиста и подростка, разделение круга обязанностей и ответственности по преодолению проблемы. Итогом работы на данном этапе является заключение между сторонами договора в произвольной форме. С учётом характера проблемы и ее причин специалист может использовать ту или иную социально-педагогическую технологию, выработать совместно с подростком оптимальную стратегию разрешения противоречия. Также за подростком группы риска закрепляется наставник, курирующий процесс изменений его личности и поведения.
Деятельностный этап предполагает оказание психологом и педагогом -наставником всесторонней поддержки подростка в ходе реализации запланированных изменений. Также, при необходимости, специалисты организуют открытую защиту его прав и интересов перед сверстниками, родителями, учителями, обеспечивают его безопасность в ходе работы по преодолению кризиса.
Рефлексивный этап заключается в обсуждении достижений и неудач в ходе взаимодействия подростка со специалистом. При необходимости запрос может быть уточнен или переформулирован, а также
скорректирована стратегия дальнейшей работы в том случае, если проблема до конца не была решена [2].
Таким образом, технология комплексной поддержки представляет собой совокупность организационно - педагогических методов направленных на решение проблем детей «группы риска», четкое поэтапное соблюдение алгоритма реализации данной технологии может способствовать более успешному решению проблем детей «группы риска».
Использованные источники:
1. Беличева С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 2. с. 76-89.
2. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска». - М., 2006.
3. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии -М;-Просвещение 1994.
4. Крылова Т.А. Система психологического сопровождения детей группы риска // Справочник педагога-психолога. Школа , 2013, №3.