УДК 94:355.244.23(470.44)"1914/1918" Пилипцов Иван Николаевич
аспирант кафедры истории России Астраханского государственного университета
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ПО СНАБЖЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ»)
https://doi.org/10.24158/fik.2018.1.13 Piliptsov Ivan Nikolaevich
PhD student, Russian History Department, Astrakhan State University
SARATOV CITY COUNCIL ACTIVITIES TO SUPPLY THE POPULATION WITH FOOD DURING THE WORLD WAR I (BY A CASE STUDY OF BULLETIN OF SARATOV CITY COUNCIL)
Аннотация:
В статье рассматриваются меры, принимавшиеся городской думой города Саратова в 1914-1917 гг. для противодействия продовольственному кризису, который выражался в дефиците продуктов и инфляции. Выделен ряд продуктов, наиболее сильно подвергшихся влиянию кризиса (зерно и его производные (мука и хлеб), мясо и сахар). Сделан вывод о необходимости разделения понятия «снабжение» на внутригородское - распределение товаров в городе и внегородское - доставка товаров в город. Подчеркивается, что внегородское снабжение осуществлялось городской думой в значительной степени при непосредственном содействии высших должностных лиц губернии. Основными мероприятиями, связанными с распределением товаров среди жителей Саратова, выступали введение максимальных цен (такс) на продукты через издание обязательных постановлений, карточное распределение продовольствия, попытки создания муниципальных производств: пекарен, боен и молочных ферм, введение ограничений на производство определенных товаров. Автор приходит к заключению, что вышеуказанные мероприятия негативным образом сказались на финансовом положении города.
Ключевые слова:
Первая мировая война, Саратов, снабжение, продовольствие, инфляция, дефицит, карточное распределение продуктов, введение такс, городская дума, городское общественное управление, городское самоуправление.
Summary:
The paper discusses the measures adopted by Saratov City Council in 1914-1917 to counter the food crisis characterized by the shortage of foodstuff and inflation. The author identifies foodstuffs that have been strongly affected by the crisis (grain and its derivatives (flour and bread), meat, and sugar). It is necessary to divide the concept of supply into intra-urban rationing (distribution of goods in the city) and extra-urban rationing (the delivery of goods to the city). The author emphasized that the extra-urban supply was carried out by the City Council with the assistance of the high-rank officials of a province. The main activities related to the distribution of goods among the residents of Saratov included the introduction of maximum prices of (tariffs on) products through compulsory regulations, food rationing, attempts to create municipal enterprises (bakeries, abattoirs, and dairy farms), the imposition of restrictions on the production of certain goods. The author concludes that the above-mentioned events have had a negative impact on the financial situation of the city.
Keywords:
World War I, Saratov, supply, food, inflation, shortage, food rationing, introduction of tariffs, City Council, city public administration, city government.
История Первой мировой войны остается по-прежнему в значительной степени неисследованной, так как многие ее аспекты игнорировались советской наукой [1, p. 157]. Вместе с тем в современной российской науке продовольственному снабжению населения в годы Первой мировой войны уделяется значительное внимание. Эта проблема рассмотрена в диссертациях Я.А. Голуби-нова и Е.Ю. Семеновой, однако эти исследования не показали все ее аспекты. Так, Я.А. Голубинов в своей работе всесторонне изучает деятельность городского общественного управления по решению продовольственного вопроса, однако делает это на примере Среднего Поволжья [2], а работа Е.Ю. Семеновой представляет собой в значительной степени обобщающий труд, имеющий целью выделить закономерности и особенности продовольственного снабжения населения на всей территории Поволжья, из-за чего, по нашему мнению, игнорируется региональная специфика [3].
Саратовская городская дума как орган городского общественного самоуправления имела большое значение в удовлетворении продовольственных нужд городского населения в годы Первой мировой войны. В ее состав входила специальная исполнительная продовольственная комиссия. На заседаниях думы гласными обсуждались вопросы как доставки продовольственных товаров в Саратов, так и их распределения по городу.
13 марта 1915 г. Саратовская городская дума фактически передала часть своих полномочий по закупке продовольствия исполнительной комиссии. В ходе заседания было принято решение о
предоставлении комиссии права на покупку всех товаров первой необходимости и передачи ей 100 тыс. р., которые изначально планировалось потратить на покупку ржи. Кроме того, городская дума призвала потребительские общества к активному участию в деятельности комиссии.
На этом же заседании особо отмечено, что цены на товары, заготавливаемые для продажи населению, должны быть безубыточны для городского самоуправления [4, с. 69]. Таким образом, в вопросе между максимальным удовлетворением потребительского спроса и сохранением экономического баланса в городском хозяйстве общественное самоуправление выбрало второе, так как цены для потребителей с учетом всех издержек не могли быть значительно ниже максимальных цен, установленных в частной торговле.
С начала войны в Саратове происходил рост цен. Для борьбы с инфляцией городское самоуправление использовало введение максимальных цен (такс). Уже 5 августа 1914 г. были установлены максимальные цены на печеный хлеб. Первый сорт белого хлеба должен был продаваться по цене не выше 5 к. за фунт, второй сорт белого хлеба - не выше 4 к., пеклеванный хлеб - не выше 3,5 к., а ржаной - не выше 2,5 к. за фунт.
До января 1915 г. вопрос о пересмотре установленной таксы не поднимался, однако 17 января 1915 г. пекари заявили о необходимости пересмотра максимальной цены. В течение войны они регулярно требовали пересмотра таксы в сторону ее увеличения, что объяснялось как сильной инфляцией, так и значительным влиянием пекарей на политическую жизнь города.
В январе 1915 г. пекари объясняли необходимость повышения таксы следующими причинами: рост цен на рабочие руки, на муку и ее дефицит. Росту цен на муку способствовали большие закупки интендантства, министерства земледелия и земства.
Решением думы была утверждена новая такса на хлеб. Первый сорт белого хлеба должен был продаваться не дороже 5,5 к. за фунт, второй сорт белого хлеба и пеклеванный хлеб - не дороже 4,5 к., ржаной хлеб - не дороже 3 к. за фунт.
Также было принято решение об ассигновании 100 тыс. р. на покупку ржи и получение 20 тыс. пудов муки, однако мука не была доставлена вплоть до 1 апреля 1915 г. Продовольственной исполнительной комиссией было принято решение о продаже в городских лавках муки, а не хлеба, что должно было уменьшить расходы городского самоуправления и удешевить хлеб для потребителя [5, с. 65-66].
17 апреля 1915 г. думой была в третий раз пересмотрена такса на хлеб. В целях нормирования цен на хлеб городская управа по поручению думы вошла в соглашение с главными мукомолами об отпуске им муки по сниженным на 6-15 % ценам. Кроме того, 25 мая 1915 г. на верхнем базаре в Саратове была открыта мучная лавка. Мука среднего сорта продавалась в ней в июне по цене 2 р. 45 к. - 2 р. 55 к. Только за первые три недели было продано около 800 пудов муки.
1 июля 1915 г. в Саратове впервые была введена такса на муку. По ней пшеничная мука-крупчатка первого сорта с голубым клеймом должна была продаваться не дешевле 13 р. за мешок, а с красным клеймом - не дешевле 12 р. 50 к. за мешок. Пшеничная мука-крупчатка второго сорта с голубым клеймом должна была продаваться не дороже 11 р. 50 к. за мешок, с красным клеймом - не дороже 10 р. 50 к., с зеленым клеймом - не дороже 9 р. 50 к., а с черным клеймом -не дороже 9 р. за мешок. Пшеничная мука-крупчатка третьего сорта ограничивалась в продаже ценой в 8 р. 25 к. за мешок. Пшеничная мука-крупчатка четвертого сорта должна была стоить не дороже 6 р. 25 к. за мешок, а пятого сорта (кормовая) - не дороже 3 р. 50 к. за мешок. Цена ржаной обойной муки ограничивалась 5 р. 75 к. за мешок. При продаже на развес цена муки должна была увеличиваться на 5 к. Очевидно, что наличие пяти сортов пшеничной муки и одного ржаной свидетельствует о преобладающем потреблении в Саратове первого вида муки.
Введение таксы на муку позволило уменьшить таксу на печеный хлеб. Первый сорт белого хлеба по новой таксе должен был стоить не дороже 5,5 к. за фунт, второй сорт белого хлеба - не дороже 4,5 к., пеклеванный хлеб - не дороже 4,5 к., ржаной - не дороже 2,5 к. за фунт. Новые максимальные цены на хлеб совпадали с ценами, установленными в январе 1915 г., за исключением ржаного хлеба, цены на который были установлены на уровне августа 1914 г. Данная такса введена не была, так как пекари заявили протест [6, с. 99-102].
Как отмечалось в «Известиях Саратовской городской думы», продовольственное дело за июль 1915 г. и последующие месяцы приняло «неустойчивый и затяжной характер» [7, с. 329]. До десяти заседаний продовольственной комиссии были посвящены только рассмотрению способов установления цен на хлеб и муку. Вместе с тем продукты первой необходимости продолжали расти в цене. «Разыгрывается какая-то вакханалия. Ропот в народе страшный», - сообщалось в журнале заседания думы [8].
9 сентября 1915 г. думой было одобрено предложение мукомолов о поставке в Саратов 20 тыс. мешков муки до 20 октября 1915 г., в то же время была отменена такса на муку. Так, пшеничная мука второго сорта голубого клейма закупалась по 12 р. 60 к. за мешок, пшеничная мука второго сорта красного клейма - 11 р. 60 к., пшеничная мука второго сорта зеленого клейма - 10 р. 60 к. и пшеничная мука второго сорта черного клейма - 10 р. 10 к. Третий сорт
муки планировалось закупать по цене 9 р. 60 к., а четвертый сорт - за 7 р. 85 к. Ржаную муку предполагалось закупать за 6 р. 35 к. Отсюда видно, что закупочные цены на данную муку были выше максимальных цен, установленных ранее в Саратове. Отмена таксы на муку в очередной раз привела к росту цен на хлеб.
Пекари вновь потребовали повышения таксы, и 11 сентября 1915 г. были утверждены новые максимальные цены. Цена первого сорта белого хлеба ограничивалась 7 к. за фунт, второго сорта белого хлеба - 5,5 к., пеклеванного хлеба - 6 к., ржаного - 3,5 к. за фунт.
В июле - сентябре 1915 г. продолжала активно функционировать городская мучная лавка на Верхнем базаре. При этом в ней продавался не только хлеб, но и пшено, крупы, отруби и овес [9, с. 66, 68-69].
На заседании 10 ноября 1915 г. Саратовской городской думой было принято решение о покупке 99 250 пудов муки в количестве 20 тыс. мешков, находящихся на железнодорожной станции «Саратов» и предназначавшихся для Варшавского обывательского комитета, но не отправленных в связи с продолжением военных действий. Однако данную сделку совершить не удалось, так как мука была направлена в Петроград [10, с. 459].
16 декабря 1915 г. управа и продовольственная комиссия представили доклад на заседании городской думы Саратова о ссуде на мероприятия по борьбе с дороговизной. В результате городской думой было направлено ходатайство председателю Особого совещания по продовольственному делу о беспроцентной ссуде (150 тыс. р. - на устройство пекарни, 350 тыс. р. - на заготовку муки (пшеничной и ржаной), крупы, пшена, хлеба в зерне, отрубей и других товаров) [11, с. 468-469].
20 января 1916 г. вновь были пересмотрены в сторону увеличения максимальные цены на печеный хлеб. По новой таксе калач первого сорта должен был стоить не дороже 8 к. за фунт, калач второго сорта - не дороже 6,5 к., а ржаной хлеб - не дороже 4 к. за фунт.
В деле снабжения населения продовольственными товарами городское самоуправление тесно взаимодействовало с уполномоченным председателя Особого совещания по продовольствию в Саратовской губернии К.Н. Гриммом. Так, на заседании 20 января 1916 г. думой было утверждено соглашение управы с К.Н. Гриммом о закупке для нужд городского населения 600 тыс. пудов пшеницы и до 200 тыс. пудов ржи. Эти расходы планировалось отнести на счет 300 тыс. р., ассигнованных правительством на борьбу с дороговизной.
На заседании 29 января 1916 г. городской думой вновь был поднят вопрос о строительстве муниципальной пекарни. В адрес председателя Особого совещания было направлено ходатайство о беспроцентной ссуде или займе на сумму в 350 тыс. р. Городской управе было поручено заключить договор с фирмой на постройку пекарни, но на сумму не выше 200 тыс. р. Начать печь хлеб для городского населения планировалось при посредничестве тюремного ведомства. Кроме того, для более эффективной работы было принято решение об избрании исполнительной комиссии по выпечке хлеба. Отдельно дума обратилась к губернатору С.Д. Тверскому с просьбой об утверждении перечисленных выше положений раньше положенного законом двухнедельного срока, что свидетельствует о их значимости [12, с. 24-25, 40-41].
4 мая 1916 г. думой было принято решение о необходимости увеличения запасов муки в Саратове. При этом план думы по закупке муки состоял из двух пунктов. Первоначально планировалось приобрести муку у уполномоченного председателя Особого совещания по продовольствию в Саратовской губернии К.Н. Гримма (до 300 тыс. пудов пшеницы, русской и перерода). Однако в случае невозможности проведения данной операции Саратовская городская дума предоставляла продовольственной комиссии и управе право на самостоятельную закупку зерна. Для этих целей планировалось взять в саратовских банках кредит на 500 тыс. р.
В июне 1916 г. в Саратове был приостановлен отпуск муки из городской лавки пекарям и частным торговцам. Перебои в снабжении сразу резко ухудшили продовольственное положение населения города. В журнале думы за 3 июня 1916 г. отмечалось, что «может наступить голод» [13, с. 192, 252-253].
Во второй половине 1916 г. продовольственная ситуация в Саратове продолжала ухудшаться. Углублялся хлебный кризис. Городская дума ходатайствовала перед Особым совещанием об обсуждении и объединении мероприятий по продовольственному делу об установлении твердых цен на рожь в Саратовской губернии не выше 1,5 р. за пуд. Запасы пшеницы также были на исходе, что подтверждает ходатайство думы об отмене закупки пшеницы для армии в 19161917 гг. в связи с неурожаем.
В целях устранения дефицита пшеницы в Саратове городской думой было принято решение о возбуждении очередного ходатайства перед председателем Особого совещания по продовольственному делу. Дума просила разрешения у уполномоченного по закупке хлеба для армии по Саратовской губернии закупить до 2 млн пудов русской пшеницы и белотурки не только в Саратовской, но и в других губерниях. Для этих целей дума поручила управе получить 1 млн р. под гарантии государственного казначейства.
В августе 1916 г. была вновь пересмотрена такса на печеный хлеб. По новым правилам калач первого сорта должен был стоить не дороже 10,5 к. за фунт, калач второго сорта - не дороже 9,5 к., а ржаной хлеб - не дороже 5,5 к. за фунт.
На заседании 16 сентября 1916 г. думой было возбуждено ходатайство о необходимости обеспечения мельниц Саратова мукой в связи с угрозой мучного кризиса [14, с. 314-315, 338, 342].
С сентября 1916 г. было разрешено выпекать только три сорта муки. На 3 октября 1917 г. запасы муки в Саратове составляли 1 600 тыс. пудов, однако часть из этого количества отчуждалась из-за плановых перевозок, так как Саратовская губерния относилась к числу производящих районов. Фактическое отсутствие запасов зерна и муки и неурожай текущего года вновь заставили управу ходатайствовать перед председателем Особого совещания по продовольствию о предоставлении мукомолами Саратовскому городскому управлению 700 тыс. пудов зерна для нужд населения города на два месяца. Кроме того, дума поручила управе произвести закупку пшеницы в других губерниях.
7 октября 1916 г. снова было принято решение о повышении таксы на печеный хлеб. Калач первого сорта должен был стоить не дороже 9 к. за фунт, калач второго сорта - не дороже 8 к., а ржаной хлеб - не выше 5 к. за фунт.
На заседании думы 11 октября 1916 г. были установлены максимальные цены на муку и отруби. Пшеничная мука первого сорта в розничной продаже должна была стоить не дороже 10 к. за фунт, пшеничная мука второго сорта ограничивалась ценой в 8 к. за фунт, пшеничная мука третьего сорта не могла стоить дороже 6 к. за фунт. Стоимость ржаной муки ограничивалась 6 к. за фунт. Максимальная цена на отруби по новым правилам не могла быть выше 93 к. за пуд без мешка.
Также ухудшалось снабжение населения печеным хлебом. Из-за отсутствия подвоза зерна в Саратов в ноябре в городе остановились все мельницы. В этом угрожающем положении Саратовская городская дума вновь была вынуждена обратиться с ходатайством к вышестоящим органам власти, в данном случае к А.Д. Протопопову, последнему министру внутренних дел Российской империи [15, с. 368-369, 373, 375, 380, 458].
На заседании 11 января 1917 г. Саратовской городской думой наконец было принято решение о покупке пекарни. Городским самоуправлением была приобретена пекарня Т.Т. Шуватова за 20 тыс. р. На расширение пекарни и дополнительное оборудование было решено выделить 7,5 тыс. р.
На этом же заседании была в очередной раз пересмотрена такса на хлеб. Теперь калач первого сорта должен был стоить не дороже 10 к. за фунт, калач второго сорта - не дороже 9 к., ржаной хлеб - не дороже 5,5 к. за фунт.
На заседании продовольственного совещания 3 февраля 1917 г. городская дума Саратова ходатайствовала об отпуске городу вместо 800 тыс. пудов муки такого же количества пшеницы для задействования мельниц, а также о разрешении на произведение помола непосредственно управой.
В феврале 1917 г. продовольственная ситуация в Саратове оставалась стабильной, о чем говорит сохранение нормы выдачи муки на человека - 30 фунтов. Однако продовольственное снабжение губернии и города Саратова мукой осложнял запрет на вывоз зерна из Новоузенского уезда Самарской губернии, в связи с чем 21 февраля 1917 г. Саратовская городская дума ходатайствовала об отмене запрета на вывоз хлеба из данного уезда. Новоузенский уезд Самарской губернии имел границу с Саратовом и находился на противоположной стороне Волги. Именно Самарская губерния традиционно являлась источником сырья для саратовского мукомольного производства.
В соответствии с решением думы от 28 февраля 1917 г. в марте 1917 г. норма снабжения населения Саратова пшеничной мукой осталась в размере 30 фунтов на человека. Из этого количества 20 фунтов выдавалось пекарям для выпечки с целью последующей продажи населению печеного хлеба, а 10 фунтов продавалось населению в виде муки по сахарным карточкам.
На этом же заседании было принято решение о запрете на выпечку в пекарнях сдобного хлеба всех видов и кренделей. Таким образом, пекарям разрешалось выпекать только ржаной хлеб, калач обоих сортов и французскую булку. При этом для французской булки предполагалось определить единый вес и установить максимальную цену.
С 1 апреля 1917 г. в Саратове планировалось ввести карточную систему на муку и печеный хлеб, для чего продовольственной комиссии было поручено изготовить карточки и распределить их среди населения [16, с. 10, 16, 18, 42-43, 55, 62].
Другой важной задачей городского самоуправления явилось снабжение городского населения мясом и молочными продуктами.
17 апреля 1915 г. городской думой была утверждена такса на мясо, однако вскоре она была отменена в связи с открытием 2 июля 1915 г. мясной лавки на Верхнем базаре в Саратове [17, с. 99-102].
К сентябрю 1915 г. максимальные цены на мясо в Саратове еще не были введены благодаря активному развитию мясной торговли. Помимо лавки на Верхнем базаре открылась новая мясная лавка на Митрофаньевском базаре.
Первая партия скота в 290 голов была куплена городским самоуправлением в Ханской ставке по 5 р. 40 к. за пуд, в то время как в Саратове мясо стоило 8 р. за пуд. Вторая партия в 110 голов стоила уже 6 р. 50 к. за пуд. Торговля мясом началась в июле по цене 21 к. за фунт [18, с. 69-70].
Позже городская дума ходатайствовала перед министром земледелия об отпуске безвозвратной ссуды в 1 млн р. на постройку боен. При этом городское управление принимало на себя обязательство на постройку убойных камер и холодильников [19, с. 511].
27 апреля 1916 г. на заседании думы было принято решение о строительстве новых боен, в связи с чем перед правительством был поставлен вопрос об отпуске разрешенной городу ссуды в 1 млн р. на условиях уплаты 5 % и погашения ссуды в течение пяти лет со времени открытия боен. Также было принято решение об ассигновании 6 тыс. р. на разработку подробного проекта новых боен [20, с. 185].
21 сентября 1916 г. Саратовской городской думой было принято решение об организации городской молочной фермы. Для этих целей управе поручалось получить до 250 тыс. р. под векселя. Организация фермы возлагалась на специальную комиссию [21, с. 350].
Мясная проблема несколько потеряла свое значение после принятия 30 июня 1916 г. закона «О мерах к сокращению потребления населением мяса и мясных продуктов». В соответствии с данным законом в пятницу, субботу и воскресенье каждой недели убой любого скота допускался только в количестве, разрешенном городским самоуправлением [22, л. 22].
Последней продовольственной проблемой, нашедшей отражение в «Известиях Саратовской городской думы», явилось снабжение населения сахаром.
Летом 1915 г. в Саратове произошел рост цен и случился дефицит сахара. Цены выросли на 25-30 %. Как отмечалось в «Известиях Саратовской городской думы», по городу был пущен слух о недостатке сахара, в результате чего население скупило все запасы сахара в лавках. Однако у крупных торговцев в этот момент было в наличности 2,5 тыс. пудов сахара-рафинада и 3,5 тыс. пудов сахара-песка. Для устранения дефицита сахара и роста цен на него городским самоуправлением было принято решение о закупке у завода графов Бобринских двадцати вагонов сахара [23, с. 70]. На заседании 19 августа 1916 г. думой было принято решение о понижении нормы выдачи сахара на человека до 1,5 фунтов в месяц [24, с. 310].
В марте 1916 г. ухудшилось снабжение населения сахаром. Как отмечалось в «Известиях Саратовской городской думы», чтобы получить сахар из городской лавки, надо «претерпеть все муки ада» [25, с. 96, 98]. Для ликвидации дефицита сахара и роста цен на него городское общественное управление было вынуждено принимать крайние меры. Так, городская дума, с одной стороны, ходатайствовала о невозможности реквизиции сахара, закупаемого городским самоуправлением для нужд Саратова, а с другой, осуществляла закупки сахара для населения по рыночным ценам [26].
В сентябре 1916 г. было принято решение о введении в Саратове карточной системы распределения сахара. По утвержденным на заседании Саратовской городской думы правилам продажи сахара населению этот товар распределялся по городским лавкам, частным магазинам и кооперативам. Нормы ежемесячного отпуска сахара должны были определяться в соответствии с его запасами. Глава семьи для получения продовольственных карточек должен был предоставить домовую книгу [27, с. 346-347].
К октябрю 1916 г. снабжение города сахаром ухудшилось. На заседании думы 7 октября 1916 г. К.Н. Гримм заявил, что из назначенных 24,5 тыс. пудов сахара было получено только 9 843 пуда сахара-песка и 2 785 пудов сахара-рафинада.
Принимаемые городским самоуправлением меры по снабжению населения сахаром были недостаточны. К ноябрю 1916 г. карточная система на сахар так и не была введена, в результате чего некоторое время сахар в Саратове продавался в шестнадцати местах. На заседании городской думы 4 ноября 1916 г. констатировалось усиление сахарного кризиса. «Издевательство над народом, люди в холодные ночи дежурят в длинных "хвостах" у лавок», «тучи с грозой уже сгущаются, мы слышим народное негодование», - отмечалось в журналах городской думы [28, с. 368-369, 400-401].
Таким образом, введение предельных цен было основным средством борьбы с инфляцией. Так, например, белый хлеб первого сорта с августа 1914 г. по январь 1917 г. вырос в цене на 100 %, однако очевидно, что при отсутствии такс инфляция была бы еще больше. По нашему мнению, главная цель введения предельных цен состояла в сохранении жизненного уровня населения. Так, служащие городского самоуправления регулярно повышали свое жалованье, при этом в 1917 г. прибавка достигала 100 %, что говорит о сильнейшей инфляции [29, с. 2].
Очевидно, что служащие городского самоуправления осознавали степень полезности тех или иных мер в борьбе с инфляцией и дефицитом товаров. В «Известиях Саратовской городской думы» отмечалось, что наиболее рациональная мера в борьбе с дороговизной - городская торговля при условии достаточности средств. Однако только по итогам 1916 г. дефицит бюджета
Саратова составил около 1 млн р. Нехватка денежных ресурсов приводила к необходимости использования максимальных цен и других низкоэффективных способов борьбы с кризисом [30].
На заседании городской думы 8 января 1916 г. саратовский губернатор С.Д. Тверской отмечал, что причиной роста цен является увеличение спроса при уменьшении предложения и, соответственно, борьба с инфляцией при помощи твердых цен не имеет смысла. По мнению губернатора, наилучшим способом борьбы с продовольственным кризисом являлась конкуренция между общественными организациями, которая должна выражаться в создании городской торговли и производства [31, с. 3-5].
Таким образом, в годы Первой мировой войны товарами, подвергшимися дефициту и инфляции, стали зерно и его производные (мука и хлеб), сахар и мясо. Саратовская городская дума принимала меры по нормализации ситуации. Данные мероприятия можно разделить на два вида. Первый - привлечение товаров в Саратов из других районов губернии или из других губерний, второй - распределение товаров среди населения в Саратове. Для привлечения товаров в Саратов городское самоуправление осуществляло закупочные операции самостоятельно и через уполномоченных председателя Особого совещания в Саратовской губернии. Кроме того, городская дума регулярно ходатайствовала перед центральными органами власти о выделении кредитов на продовольственные нужды или непосредственно на продовольствие для населения города. Сложности в снабжении населения Саратова продовольствием были также вызваны запретом на вывоз зерна из Новоузенского уезда Самарской губернии. Второй вид мероприятий подразумевал введение максимальных цен через издание обязательных постановлений, а также карточное распределение продовольствия. К этому же виду можно отнести попытки создания собственных производств: пекарен, боен и молочных ферм, а также введение ограничений на производство определенных товаров. Проведение всех перечисленных выше мероприятий негативно отражалось на финансовом положении города.
Ссылки:
1. Gatrell P. Russia's First World War: A Social and Economie History. Abingdon ; N. Y., 2005. 340 p.
2. Голубинов Я.А. Продовольственный вопрос в Среднем Поволжье в годы Первой мировой войны : дис. ... канд. ист. наук. Самара, 2009. 236 с.
3. Семенова Е.Ю. Влияние Первой мировой войны на мировоззрение, общественные настроения и поведенческие практики городского населения поволжских губерний Российской империи (июль 1914 г. - февраль 1917 г.) : дис. ... д-ра ист. наук. Саратов, 2013. 888 с.
4. Известия Саратовской городской думы. 1915. № 2. Январь - март.
5. Там же. С. 35-36.
6. Там же. № 3. Апрель - июнь.
7. Там же. № 4. Июль - сентябрь.
8. Там же. С. 329.
9. Там же. С. 66, 68-69.
10. Там же. Ч. II. № 5. Октябрь - декабрь.
11. Там же. С. 468-469.
12. Там же. 1916. № 6. Январь - март.
13. Там же. № 7. Апрель - июнь.
14. Там же. № 8. Июль - сентябрь.
15. Там же. № 9. Октябрь - декабрь.
16. Там же. 1917. № 1. Январь - июнь.
17. Там же. 1915. № 3. Апрель - июнь. С. 99-102.
18. Там же. № 4. Июль - сентябрь. С. 69-70.
19. Там же. Ч. II. № 5. Октябрь - декабрь. С. 511.
20. Там же. 1916. № 7. Апрель - июнь. С, 185.
21. Там же. № 8. Июль - сентябрь. С. 350.
22. Государственный архив Саратовской области. Ф. 25. Оп. 1. Д. 4488. Л. 22.
23. Известия Саратовской городской думы. 1915. № 4. Июль - сентябрь. С. 70.
24. Там же. 1916. № 8. Июль - сентябрь. С. 310.
25. Там же. № 6. Январь - март. С. 96, 98.
26. Там же.
27. Там же. № 8. Июль - сентябрь. С. 346-347.
28. Там же. № 9. Октябрь - декабрь. С. 368-369, 400-401.
29. Там же. 1917. № 1. Январь - июнь. С. 2.
30. Известия Саратовской городской думы. 1915. № 4. Июль - сентябрь. С. 80 ; Там же. 1916. № 9. Октябрь - декабрь. С. 56.
31. Известия Саратовской городской думы. 1916. № 6. Январь - март. С. 3-5.