С. И. Грачев, А. А. Корнилов
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАНТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕ «БЕСЕДА» г. ФИЛАДЕЛЬФИЯ (США)
Деятельность российской интеллигенции в эмиграции представляет собой сложный, многоплановый феномен. Эта деятельность имеет исторические, географические, функциональные аспекты, ее можно измерить периодизацией, а также отразить на страницах биографических словарей. В США российская интеллигенция ХХ столетия относилась к двум большим «волнам» эмиграции: после революционных событий 1917 г. и Гражданской войны и после Второй мировой войны. И в первом и во втором случаях интеллигенция была вынуждена искать механизмы выживания, адаптироваться к принимающему сообществу, и что более важно — обрести способы самовыражения, применить эффективные технологии сохранения национально-религиозной идентичности и воспроизводства яркой, самобытной культуры.
В Соединенных Штатах в течение ХХ века сложилось несколько крупных центров сосредоточения культурных сил российской интеллигенции, и одним из них был северо-восток США. Гигантский Нью-Йорк с его пригородами и периферией, Филадельфия, Вашингтон, Бостон, Сиракузы и некоторые другие
© Грачев С. И., Корнилов А. А., 2012
Грачев Сергей Иванович — доктор политических наук, доцент, профессор кафедры основ безопасности и внешней политики России Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. region@fmo. та т
Корнилов Александр Алексеевич — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. [email protected]
крупные города северо-востока стали магнитами для талантливых специалистов в области науки и техники, литературы и искусства, педагогики и просвещения, православного богословия. Интеллигенция искала различные формы объединения и находила их в создании творческих организаций. Одной из таких организаций стало общество «Беседа».
Русское просветительское (эмигранты произносили «просветительное») и благотворительное общество «Беседа» (Russian Cultural & Welfare Society, Philadelphia, Pennsylvania) было основано в январе 1953 г. в Филадельфии, штат Пенсильвания. Основателями организации стали Борис Константинович и Ольга Николаевна Сементовские вместе с небольшой группой прихожан Свято-Владимирского прихода в Филадельфии. Это были люди с высшим образованием, представители преимущественно послереволюционной эмиграции. Они приехали в США по окончании Второй мировой войны, а до войны проживали в славянских странах: Югославии, Болгарии и Чехословакии.
Постепенно в состав общества вошли не только жители города Филадельфия, но и его окрестностей, а позднее в деятельности общества стали принимать активное участие выдающиеся российские эмигранты из других городов северо-востока США. Среди них были: ученый с мировым именем, авиаконструктор и авиастроитель И. И. Сикорский, идеолог монархизма, профессор Джорданвилльской православной духовной семинарии Н. Д. Тальберг, нью-йоркский благотворитель, меценат, князь С. С. Белосельский и целый ряд других. Последний председатель общества «Беседа» А. Д. Шиленок вспоминал, что значительная часть мероприятий общества «Беседа» финансировалась князем С. С. Белосельским1.
Движущей силой общества были Ольга Николаевна Сементовская и ее супруг Борис Константинович. Активное участие принимали Алексей Дмитриевич Шиленок и его супруга Светлана Александровна. Они относились к более молодым членам общества (в 1950—60-е годы им было 30—40 лет), которые больше занимались добыванием куска хлеба,
получением новой квалификации, семьей и изучением английского языка2.
Борис Константинович Сементовский был участником Гражданской войны на стороне Белой армии и дослужился до чина поручика. В годы Второй мировой войны он был офицером роты связи в Русском Корпусе на Балканах. Сын священника и глубоко верующий христианин, инженер по образованию, он «работал не покладая рук, вместе со своей супругой в созданном ими просветительном Обществе “Беседа”. Любя молодежь и детей, он очень тепло и умело передавал свои знания русской истории, географии и литературы в бытность свою преподавателем во Владимирской школе». Б. К. Сементовский прошел тяжелый путь эмигранта, но не пал духом, никогда не сидел, сложа руки, не пренебрегал никакой работой для блага русского дела и для пользы любимой семьи. Последние годы тяжелая, мучительная болезнь подорвала его здоровье, и в 84 года он закончил свой жизненный путь3.
Как уже говорилось, общество было образовано в январе 1953 г., а через год состоялось общее собрание его членов. Отчет казначея общества А. Козловой свидетельствовал, что организация только начинала работу и финансовая статистика была весьма скромной.
Приход общества за 1953 г. составил:
Членские взносы — 64,75 дол. Тарелочный сбор с лекций — 54,30 дол.
Пожертвования — 10 дол. Доход с концерта — 6,80 дол.
Продажа конспектов — 1,50 дол.
Итого приход — 137,35 дол.
Расход общества составил:
За путевые издержки лекторам — 101,71 дол. Почтовые расходы — 8,92 дол. Канцелярия — 10,94 дол. Пособия к докладам — 5,00 дол.
Итого расход — 126,57 дол.4
Однако уже в 1954 г. приход общества равнялся 882,01 дол., а расход — 854,18 дол. И далее финансовые цифры возрастали, что свидетельствовало о росте самой организации. Расширялась культурно-просветительская деятельность общества «Беседа». В 1954 г. состоялось 12 докладов, один бал-маскарад со
Славянским киоском-выставкой. Был поставлен фильм Кованько («антисоветский», уточнял протокол собрания общества от 23 января 1955 г.), артистической труппой из Нью-Йорка поставлены комедия Чехова и драма Островского. Общество получило в дар от жителя Филадельфии Г. Мурьянки (это был отец нынешнего настоятеля Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, архимандрита Луки (Мурянки)) аппарат для показа снимков (слайдов). Накоплены сотни снимков из политической и бытовой жизни Старой России, искусства, архитектуры, иконописи, военной истории. Некоторые докладчики дали для размножения конспекты своих докладов. На магнитофонную ленту (Тейп-Рекордера) были записаны два доклада и один очерк. Из документов 1955 г. мы узнаем, что большое содействие работе общества оказали член Попечительской группы общества, профессор церковной истории Н. Д. Тальберг и управляющий Вашингтонско-Флоридской епархией Русской Зарубежной Церкви архиепископ Никон (Рклицкий)5.
Правление организации в начале 1955 г. попыталось оценить работу, проделанную за два последних года, и одновременно заявить о себе как о растущей и влиятельной организации в эмигрантском культурном пространстве. В справке, подготовленной секретариатом общества, в частности, говорилось:
«По существу своих целей это есть Общество патриотическое, зовущее русских изучать прошлое Родины, уважать свою русскость и стремиться к России. Закономерно чередующиеся доклады компетентных лиц, приглашаемых Обществом, по утвержденной им тематике, освещают разные этапы и стороны жизни Российского государства и творчество русского народа. Общество пользуется моральной поддержкой его попечительной группы, постепенно пополняемой. В настоящее время в эту группу входят (в порядке вступления): проф.
А. А. Сван, ученый-музыколог, музыкальный директор Сварсмар Колледж; Н. Д. Тальберг, член ученой коллегии Свято-Троицкого монастыря; С. Л. Войцеховский, общественный деятель и публицист; д-р проф. И. М. Андреев, член ученой коллегии Св. Троицкого монастыря»6.
Вышеназванные члены Попечительской («Попечительной», как произносили эмигранты) группы были очень известными представителями эмигрантской интеллигенции.
Альфред Сван (1890—1970) родился в Санкт-Петербурге в английской семье. Окончил юридический факультет Оксфордского университета и консерваторию в Петербурге. В годы Первой мировой войны он посвятил себя работе в Союзе Городов по опеке над нуждающимися и больными детьми. В результате событий Гражданской войны А. Сван с женой эмигрировал из Владивостока в США. С 1921 г. он уже читал лекции в американских университетах, писал статьи, создавал музыкальные произведения, устраивал концерты русской музыки. С 1933 г. А. Сван исследовал старорусские напевы, путешествовал по Европе в поисках образцов русских и церковных песнопений. Результатом стала публикация его трудов «Музыка восточных церквей» и «Архитектура знаменного распева»7. Безусловно, такой специалист-музыковед был очень ценным сотрудником общества «Беседа».
О жизни и деятельности Н. Д. Тальберга (1886—1967) в Русском Зарубежье написано немало. О нем знает практически каждый священнослужитель РПЗЦ, ветеран-прихожанин, успешно учащиеся приходских школ и семинаристы Джорданвилля. В России, в Отечестве о Тальберге слышали преимущественно монархисты, о нем знают и читают его работы образованные архиереи и священники, монашествующие и увлеченные студенты духовных школ, мужских семинарий и женских епархиальных училищ. Н. Д. Тальберга знают как православного публициста, идеолога восстановления монархической исторической России, автора многочисленных статей в изданиях Зарубежья и целого ряда замечательных исторических трудов о России. К моменту приезда в США Николай Дмитриевич прошел тяжелый путь эмигранта-интеллигента.
Н. Д. Тальберг родился в семье профессора Киевского университета, доктора уголовного права. В 1907 г. он окончил с золотой медалью Императорское училище правоведения. По окончании училища поступил на службу в министерство внутренних дел. После Февральской революции 1917 г. Николай
Тальберг начал борьбу за восстановление монархического порядка в стране, участвуя в тайных монархических организациях. Оказавшись в 1920 г. в Берлине, он участвовал в подготовке 1-го Монархического съезда 1921 г. в Рейхенгале. На съезде Н. Д. Тальберг был избран на должность управляющего делами Высшего Монархического Совета и оставался на этом посту до 1938 г. В своей патриотической работе и церковно-общественной деятельности он сотрудничал с членами Императорского Дома, епископатом РПЗЦ; к нему обращались за советом и справками генералы Врангель, Кутепов, Миллер, Краснов, Туркул, профессор Головин, писатель Шмелев и многие другие. Он был частью Исторической России и Зарубежной России. После Второй мировой войны Николай Дмитриевич жил на положении «перемещенного лица» (ДиПи или DP, или Displaced Person) и был старостой православного прихода Архангела Михаила в австрийском городе Зальцбург и директором православной гимназии лагеря ДиПи Парш8.
В лице Н. Д. Тальберга общество «Беседа» приобрело не только заботливого попечителя, обладавшего большими связями среди эмигрантской интеллигенции, но и прекрасного лектора, вдохновенного оратора, профессионального историка, знавшего историческую Россию не понаслышке. Он всей душой поддерживал общество. Один из архивных документов сообщает, что Н. Д. Тальберг говорил на заседаниях общества «о важности для русской национальной мысли хорошего знания прошлого своей Родины, о необходимости участия молодежи в изучении прошлого и об огромной роли в созидании будущего России той части молодежи, которая будет к этой роли готовиться»9.
Сергей Львович Войцеховский (1900—1984) хотя и был, по словам секретариата «Беседы», ярким общественно-политическим публицистом, занимался и политической практикой. Непримиримая антисоветская позиция привела его в ряды монархистов. С середины 1920-х годов С. Л. Войцеховский состоял в Варшаве резидентом разведывательноинформационной части канцелярии Великого Князя Николая Николаевича, а самой канцелярией руководил генерал от инфантерии А. П. Кутепов. Историки утверждают, что С. Л. Войцеховский одним из первых начал догадываться об
искусственном антисоветизме организации «Трест». После гибели Кутепова в 1930 г. Войцеховский активно участвовал в защите интересов русского населения Польши, был управляющим Русского общественного комитета в Варшаве, который после немецкой оккупации преобразовался в «Руссише Фертрауенштелле». От наступающей Красной армии С. Л. Войцеховский ушел в Лихтенштейн вместе с подразделением полковника А. Хольмстона-Смысловского, одного из руководителей германского Зондерштаба «Р», который занимался разведывательно-диверсионной деятельностью в тылу Красной армии. Затем С. Л. Войцеховский проживал в Австрии до 1950 г. При помощи Толстовского Фонда, имея статус «перемещенного лица», он переехал в США, где развернул кипучую антисоветскую деятельность. С. Л. Войцеховский публиковал статьи в эмигрантских газетах «Новое русское слово» и «Россия» (Нью-Йорк), «Наша страна» (Буэнос-Айрес). Журналы «Возрождение», «Новый журнал» (Нью-Йорк), «Часовой» (Париж-Брюссель) печатали его острые, полемичные общественно-политические труды10.
Профессор Иван Михайлович Андреев (1894—1976, настоящая фамилия Андреевский) был педагогом и врачом-психиатром. В 1920-е годы работал на должности профессора Петроградского университета, но затем был уволен и преподавал литературу в средней школе. Тайно посещал лекции по религиозной философии. В 1927 г. выступил против Декларации митрополита Сергия, призвавшего духовенство и паству сотрудничать
с советской властью, был арестован и провел 5 лет в заключении. В годы войны оказался на оккупированной немцами территории. С потоком беженцев добрался до Германии, жил на положении перемещенного лица, а в 1950 г. перебрался в США. Преподавал до 1971 г. в духовной семинарии Джорданвилля. Перу И. М. Андреевского принадлежат труды: «Преподобный Серафим
Саровский», «Очерки по истории русской литературы ХХ века», «Краткий конспект курса по психологии»11. В Филадельфию, штат Пенсильвания, профессор И. М. Андреевский ездил из Джорданвилля, штат Нью-Йорк, так же как и его коллега Н. Д. Тальберг.
Таковы были попечители общества «Беседа» в первые годы его существования.
Далее справка секретариата 1955 г. продолжала: «За первые два года своего существования Общество организовало 21 доклад на различные темы. Кроме докладов Общество организует собрания с демонстрацией на экране снимков, имеющих отношение к России, а также вечера и спектакли. Обществом создан запас (12 серий) документальных микрофильмов, иллюстрирующих ряд докладов на темы политические, военные, культурные, бытового содержания и проч. Заканчивается большая серия снимков для докладов о русской живописи. Созданы предпосылки для записи докладов и наговоренных спикером очерков о России на граммофонные пластинки, а также для выпуска литографированных брошюр с конспектами состоявшихся докладов.. ,»12
С 1955 г. в деятельности общества «Беседа» активное участие стал принимать протоиерей Евгений Лызлов, настоятель прихода «Всех Скорбящих Радость» в Филадельфии. Следует подчеркнуть, что любая общественная инициатива российских эмигрантов поддерживалась Русской Зарубежной Церковью (или православной Церковью в Америке), если, конечно, эта инициатива имела полезные, с точки зрения Церкви, общественные и нравственные начала. Общество «Беседа» с самого начала поддержал правящий архиерей Вашингтонско-Флоридской епархии владыка Никон. Участие о. Евгения Лызлова было делом естественным, однако здесь возникает вопрос, на который не могут ответить документы, оказавшиеся в распоряжении авторов. Дело заключается в том, что общество «Беседа» было создано эмигрантами преимущественно первой, послереволюционной «волны». Эта часть русских жителей Филадельфии имела свой церковный приход в честь св. князя Владимира. Вторая, послевоенная «волна» эмигрантов сосредоточилась в основном вокруг прихода в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», настоятелем которой был как раз о. Евгений Лызлов. Предполагаем, что к 1955 г. противоречия между двумя частями эмиграции в Филадельфии практически сошли на нет и о. Евгений, не только активный священнослужитель и добрый пастырь, но и издатель книг,
сочинитель стихов для детей и юношества, мог в полной мере сотрудничать с обществом. Тем не менее, трудно объяснить слабое участие священников Свято-Владимирского прихода — протоколы собраний общества «Беседа» об их участии практически ничего не сообщают.
В 1957 г. на общем годовом собрании была предложена идея помогать от имени общества русским церковным школам в Европе. О необходимости такой помощи постоянно сообщала Обитель преподобного Иова Почаевского в Мюнхене. Собрание одобрило идею о помощи нуждающимся русским православным школам и вообще русским эмигрантам, «впавшим в нужду», и внесло дополнительный термин «Благотворительное» в название общества и соответственно решило дополнить Устав13.
Развитие общества шло настолько успешно, что на годовом собрании 1959 г. была поставлена задача открыть центр, который бы поощрял деятельность организаций, подобных обществу «Беседа». Собрание решило развивать связи с русскими американцами, живущими в Филадельфии, читать доклады о России на английском языке для американцев, «внимательно следить за клеветническими выпадами в американской прессе против России и посылать вырезки в Нью-Йорк попечителям Общества, которые будут отвечать редакциям американских
14
газет» .
В 1961 г. общество «Беседа» провело большое мероприятие, посвященное 100-летию отмены крепостного права. В нем приняли участие различные эмигрантские организации, такие как: Свято-Владимирский приход Филадельфии, Русский Общевоинский Союз (наследник Врангелевской армии), отдел Русского корпуса, Свято-Владимирский кружок молодежи, Клуб русской молодежи. Докладчиками на собрании выступили прихожанин Скорбященского прихода Филадельфии, историк Е. И. Комаревич (доклад на русском языке) и выдающийся специалист по истории русской культуры, профессор Н. С. Арсеньев (доклад на английском языке)15.
Накануне собрания общество «Беседа» распространило следующее объявление:
В Филадельфии В воскресенье 12 марта 1961 года в 3 часа дня
В зале Интернационального Института 645-Норт-15 стрит
Филадельфия
состоится
Под Председательством Князя С.С. БЕЛОСЕЛЬСКАГО ОТКРЫТОЕ СОБРАНИЕ, посвященное
100-летию ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЕСТЬЯН ОТ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
В Свято-Владимирском храме после обедни панихида по убиенному ЦАРЮ-ОСВОБОДИТЕЛЮ АЛЕКСАНДРУ II.
На Собрание ожидаются докладчики из Нью-Йорка.
От Филадельфии выступит Е. И. Комаревич.
Перед Собранием в Интернациональном Институте холодный буфет и чай с 12 час. 00 мин. до 3 час.
Организационный Комитет16.
Просветительская деятельность общества «Беседа» в конце 1950-х — начале 1960-х годов переживала подъем. За период 1953—1963 гг. было организовано 9 докладов-лекций, устроено
6 павильонов русской культуры, 12 Рождественских елок и вечеров, 4 концерта и больших балов17.
Тематика лекций за 10 лет работы была расширена и подразделялась на следующие блоки (приводим далеко не весь список тем):
Религиозно-нравственные:
«Оптина пустынь» — проф. И. М. Концевич «Православные храмы, иконопись» (микрофильмы Общества) — лектор Общества
«Основы христианской нравственности» (записано на магнитофон) — проф. И. М. Андреев
«1000-летие крещения Св. Ольги» — епископ Никон (Рклицкий)
«Вера в литературном изображении от Ломоносова до наших дней» — архимандрит Константин (Зайцев)
Исторические:
«Материалы к царствованию Императора Николая I» — Н. Д. Тальберг
«Убийство Императора Александра II» — Г. В. Месняев «Русский суд» — К. Н. Николаев «Сперанский» — К. Н. Николаев
«Земельная реформа П. А. Столыпина» — д-р В. В. Гзовский «Обзор Киевского периода истории Руси» —
Е. И. Комаревич
Военно-политические:
«Русские победы и отношение к ним Запада» — Генерального Штаба полковник С. Н. Ряснянский
«Европа против России 100 лет назад» — Н. Д. Тальберг «Русская армия в царствование Императора Николая II» — полковник Б. Н. Шатилов
«Адмирал Колчак» — инженер-лейтенант Н. З. Кадесников Литературные:
«А. С. Пушкин» — проф. И. М. Андреев «М. Ю. Лермонтов» — проф. И. М. Андреев «Бунин и его творчество» — Г. В. Месняев «Русская литературная критика в свете православного сознания» — архимандрит Константин
«Псевдолиберализм в советской литературе» — преподаватель Русского института при Вашингтонском университете (имя не названо. — С. Г., А. К.)
«Литература Древней Руси» — В. П. Курганский «Основные моменты русской критики» (семинар) —
В. С. Крупич
«100-летие Чехова» — Г. В. Месняев Специальные и воспитательные:
«Геликоптер и его будущее» — И. И. Сикорский «Американское гражданство и русское национальное воспитание» — князь С. С. Белосельский
«Десять лет в концлагерях СССР» — Б. К. Ганусовский Кроме того, в список лекций входил раздел «Искусство». Лекционная деятельность сопровождалась организацией выставок и киосков, которые пропагандировали русскую культуру. Общество «Беседа» также публиковало специальные материалы в
эмигрантской печати: статьи, заметки, некрологи, призывы,
протесты18.
География участия эмигрантской интеллигенции в работе общества была представительной, широкой, на это указывает приведенный выше список докладчиков. Добавим, что об этом свидетельствовал и протокол общего юбилейного собрания общества, состоявшегося 24 февраля 1963 г. На собрании присутствовали: полковник Б. В. Сергиевский (попечитель,
Нью-Йорк), председатель Общества им. А. С. Пушкина в Нью-Йорке Г. В. Месняев, русская, сербская и американская молодежь. Приветствия обществу в связи с юбилеем прислали: архиепископ Никон Вашингтонско-Флоридский — председатель Учебно-Просветительного Совета при Архиерейском Синоде РПЦЗ, А. В. Руммель (представительство Российской эмиграции), редактор нью-йоркской газеты «Россия»
Н. П. Рыбаков, музыковед Э. Р. Зубкович (Нью-Йорк), инженер Л. Н. Зайцевский (штат Огайо), поэт Кашин из Сан-
Франциско19.
К 10-летию работы общества был подготовлен отчет о благотворительной деятельности обществ, направленной на развитие просветительских проектов в Европе. Согласно отчету, за период с июня 1956 г. до конца 1962 г. общество выделило 1757,21 дол. Например, русским детям Европы в июне 1956 г. общество выделило 51 дол. Болящему писателю Гребенщикову, основателю поселка Чураевка, штат Коннектикут, где
проживала российская эмигрантская интеллигенция, в сентябре 1957 г. было направлено 35 дол.
Обитель преп. Иова Почаевского в Оберменцинге (Мюнхен) регулярно получала финансовые средства из Филадельфии. Так, если взять 1958 г., то суммы на помощь монастырю распределялись: январь — 51 дол., июнь — 30 дол., июль — 71 дол., август — 25 дол., ноябрь — 20 дол., декабрь —
О г\ 20
30 дол.
Анализ документов ревизионной комиссии, других
отчетных материалов показывает, что приход общества «Беседа» создавался в основном из членских взносов и пожертвований, сделанных на крупных мероприятиях. Например, в январе — октябре 1968 г. членские взносы составили 134,75 дол. Средства,
собранные на 15-летнем юбилее общества, составили 223 дол. На коллекцию «Россия в снимках» эмигранты пожертвовали 125 дол. Наоборот, средства, поступившие на чтении докладов, равнялись всего 25 дол. Книги известного эмигрантского историка, бывшего морского офицера Н. З. Кадесникова были реализованы за 2,5 дол., а закупка этих книг стоила обществу 17,5 дол. Продажа некоторых эмигрантских русских газет («Новое Русское слово», «Россия») либо ничего не принесла, либо дала малые суммы21.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов стали уходить выдающиеся деятели общества. В 1967 г. скончались попечители-лекторы Н. Д. Тальберг и Г. В. Месняев. Мы уже говорили о
Н. Д. Тальберге, но личность писателя Григория Валерьяновича Месняева также заслуживает внимания интеллигентоведа.
Г. В. Месняев родился в Туле в 1892 г., окончил Орловский кадетский корпус, Виленское военное училище, участвовал в Первой мировой войне. После 1917 г. служил в Добровольческой армии. В годы советской власти ему пришлось скрывать свое прошлое. С 1942 г. жил под немецкой оккупацией. Вместе с беженцами после войны оказался в Баварии. Советский строй Г. В. Месняев принять не мог и потому стремился перебраться на Запад. Давнее влечение Месняева к литературе и его писательский талант в полной мере проявились в США, куда он приехал после 1945 г. На американской земле он написал автобиографическую повесть «Давнее», очерки о генерале М. Д. Скобелеве и Н. С. Гумилеве «В полях неведомой земли», эпическую панораму «По следам минувшего» о войне 1812 г. После кончины Б. Л. Бразоля Г. В. Месняев был избран председателем Общества им. А. С. Пушкина в Нью-Йорке. Он мечтал завершить книгу о Н. М. Карамзине, но не смог22.
В состав попечителей вошли новые члены: С. Н. Боголюбов (инспектор церковных школ, Нью-Йорк), профессор Е. П. Каликин (г. Вашингтон), Генерального Штаба полковник С. Н. Ряснянский (бывший офицер разведывательного отделения штаба Добровольческой армии, Нью-Йорк), полковник А. И. Рогожин (последний командир Русского Корпуса на Балканах, Лейквуд, штат Нью-Джерси), профессор-медик Ф. В. Вербицкий, Генерального Штаба полковник М. В. Голубев,
инженер Л. Н. Зайцевский, музыковед Э. Р. Зубкович, профессор А. А. Сван и др.23
Общество «Беседа» активно сотрудничало с Владимирским училищем (бывшей приходской школой при храме св. Владимира в Филадельфии). Это была эффективная связка двух организаций, позволявшая соединить усилия по воспитанию детей и подростков, сохранению в них русского самосознания. Неустанную педагогическую и организационную деятельность вел директор училища и член Правления общества «Беседа» А. Д. Шиленок. В архивных материалах общества отложились документы, свидетельствующие об участии активистов «Беседы» в работе училища.
Документы указывают, что 5 июня 1971 г. состоялся школьный акт Свято-Владимирского училища в Филадельфии: «В помещении “Руба”, несмотря на исключительно жаркий день, собрались родители и друзья школы. После молебна и доброго слова о. Евгения Лызлова, был поставлен исторический набросок “Родина”, в котором приняли участие следующие ученики.
Декламация: Валентин Яблоков, Светлана Панасова,
Екатерина Шиленок, Людмила Шестакова, Павел Рен и Михаил Таптыков. Рояль: Диана Шульц и Ирина Голль. Все прекрасно справились со своими ролями. После вышеупомянутых учеников, участвовавших в наброске “Родина”, три ученика школы — Андрей и Павел Степановы и Ляля Маркова очень живо и весело сыграли на аккордеоне ряд приятных мелодий. Затем было открыто почетное собрание и предоставлено слово доктору Андрею Ивановичу Федорову, который является главой русского отдела в Родгерском университете (Rutgers University. — С. Г., А. К.). Профессор очень понятно, интересно и живо объяснил нашему молодому поколению, насколько важен русский язык и почему мы должны не забывать, что мы, русские, представители большой нации, находящиеся волею судьбы в рассеянии.
После угощения, предложенного детям и всем присутствующим, председатель родительского комитета выдал свидетельства всем ученикам, в первую очередь отличникам, получившим в награду книги, а также от общества “Отрада” была выдана денежная премия лучшему ученику школы Михаилу Таптыкову. Двум другим ученикам, которые покидают
русскую школу, так как поступают в американский колледж, выдана от школы денежная награда. С Божьей помощью закончен еще один учебный год, и можно надеяться, что труды не пропали даром, а дети унесли в своих сердцах и умах немало разумного, доброго и полезного»24.
Ветераны общества продолжали покидать этот мир. Основатель общества «Беседа» Б. К. Сементовский скончался 20 апреля 1972 г., а 26 октября — попечитель общества И. И. Си-корский. В память о выдающемся покровителе интеллектуальных усилий эмиграции общество «Беседа» устроило в декабре 1972 г. выставку в Филадельфии, посвященную И. И. Сикорскому. Организации выставки содействовал Сервис-центр национальностей г. Филадельфия. В выставке приняли участие представители корпорации «Сикорски эйркрафт». Участники отметили гениальность русского авиаконструктора И. И. Сикорского и особый вклад славянских, русских инженеров и техников в развитие самолетостроения в США25.
Общество «Беседа» официально не закрылось, а прекратило работу в начале 1980-х годов в связи с кончиной его вдохновителей и естественным старением активных членов.
Последними документальными свидетельствами работы общества оказались его бюллетени. Они отражают усилия энтузиастов, сохранивших верность делу просвещения эмигрантов. В сентябре 1980 г. бюллетень № 8 сообщал:
«4 мая 1980 года после богослужения в помещении Скорбященского Храма в Филадельфии состоялось собрание членов Общества. Был выслушан доклад председателя общества А. Д. Шиленка. Денежный отчет показал, что в кассе общества 245,82 дол. Деньги Благотворительного отдела держатся отдельно. За все время было выпущено семь Бюллетеней, в которых помещаются материалы, собранные прошлым правлением в течение многих лет существования общества, и материалы, могущие интересовать наших членов общества. На собрании было переизбрано Правление Общества в следующем составе:
Председатель: Алексей Д. Шиленок;
Вице-председатель: Георгий Б. Сементовский;
Организационный секретарь: Григорий Я. Сидашов;
Административный секретарь и казначей: Екатерина
А. Шиленок».
Бюллетень также сообщал, что 18 мая 1980 г. состоялся доклад профессора О. Пелех на тему «О русской культуре и русском государстве», посвященный эпохе Николая I. «Пользуюсь случаем, — писала Е. Шиленок, — попросить членов Общества уплатить вовремя членские взносы. Также будем благодарны пожертвованиям на печатание и рассылку Бюллетеня»26.
Обратим внимание на тот факт, что собрание общества прошло в помещении Скорбященского прихода на пересечении 20-й и Северной улиц старой части Филадельфии. К началу 1980-х годов это был единственный русский приход Филадельфии в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви. Приход во имя святого апостола Андрея Первозванного в Филадельфии, в создании которого принимали участие моряки легендарного крейсера «Варяг», относился к Московской Патриархии, а другой приход МП во имя Архангела Михаила был англоязычным, где, кстати говоря, окормлялось множество местных карпатороссов. Прихожане Свято-Владимирского прихода перешли в приход «Всех Скорбящих Радость», в том числе активисты общества «Беседа», их духовно окормлял о. Евгений Лызлов.
25 марта 1982 г. скончалась основательница общества
О. Н. Сементовская. Она была похоронена на филадельфийском кладбище Окленд. «Ее заменить трудно — невозможно, — писала в некрологе С. А. Шиленок, зав. благотворительным отделом общества “Беседа”. — Любя детей и молодежь, мы продолжаем “по ее стопам”, хоть два раза в году к Рождеству Христову и к Пасхе, помогать детям в Иерусалиме, а также инвалидам, так как они защищали, потеряв здоровье, ту Россию, которую покойная Ольга Николаевна любила, защищала и старалась показать такой, какой она была, а не какой ее выставляли враги. Да будет ей пухом американская земля и да упокоит ее душу Господь в селениях праведных»27.
В 1982 г. общество приветствовало идею Конгресса русских американцев созвать Первый всеамериканский съезд
русских организаций в США. Съезд предполагалось созвать в г. Сиракузы, штат Нью-Йорк. У общества «Беседа» не было средств, чтобы направить на съезд делегата, потому правление хотело попросить кого-либо из известных деятелей эмиграции представить общество на съезде28. Бюллетени также сообщали, что общество планирует сдать на хранение замечательную коллекцию «Россия в снимках», которую много лет собирали основатели общества супруги Б. К. и О. Н. Сементовские. Бюллетень общества информировал своих членов, что СвятоТроицкий мужской монастырь в Джорданвилле расширяет здание семинарии и намерен увеличить помещения музея и хранилища. Правление спрашивало членов общества, как они относятся к идее передать имущество общества Свято-Троицкому монастырю29.
Многолетний вдохновитель и председатель общества А. Д. Шиленок скончался 6 апреля 2006 г. после долгой продолжительной болезни и был похоронен на СвятоВладимирском кладбище в Джексонвилле, штат Нью-Джерси30.
Алексей Дмитриевич Шиленок был яркой, неординарной личностью и внес заметный вклад в сохранение российского культурного наследия на территории США. В Соединенные Штаты А. Д. Шиленок прибыл в 1950 г., окончил университет по специальности «инженер-механик». На заводе «Флит Корпорейшен» в Филадельфии он работал вплоть до 1992 г., достигнув должности главного инженера. О том, что он имел необычайный талант инженера, свидетельствует следующий факт. В 1978 г. А. Д. Шиленок был избран Филадельфийским обществом фабричных инженеров — Инженером года. Два срока он избирался председателем сего общества, а в 1983 г. — членом Нью-Йоркской академии наук. Будучи старостой СвятоВладимирского прихода, он организовал приходскую школу, которая затем стала училищем. В 1970 г. А. Д. Шиленок основал и возглавил Пенсильванскую казачью станицу и начал выпускать печатный листок «Кубанец», впоследствии — журнал, объединивший кубанских казаков в США. В 2001 г. «Кубанец» стал выходить вместе с журналом «Донской атаманский вестник». Последние годы жизни А. Д. Шиленок возглавлял Тройственный Союз казаков Дона, Кубани и Терека в Северной
Америке 31 . Некоторые лица, знавшие А. Д. Шиленка, утверждают, что он не был уверен в истинном возрождении великой и православной России. Так это или не так, мы утверждать не станем, но Алексей Дмитриевич помогал многим людям в России и не только казачьим семьям. Статья, которую вы читаете, основана на тех оригинальных документах общества «Беседа», которые А. Д. Шиленок переправил в Нижний Новгород для научно-исследовательской лаборатории «Русское зарубежье» ФМО ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
В бюллетенях 1980-х годов правление общества размещало на последней странице текст под названием «Познай свою Родину». Этот текст можно рассматривать и как своеобразный манифест деятельности общества и как некое завещание молодому поколению эмигрантов в США.
«По свойственной русскому характеру скромности и церковно-православной настроенности, которая дала право России именоваться “Святая Русь”, Историческая Россия, — говорилось в обращении, — никогда не дерзала похваляться своими положительными сторонами и тем паче заниматься пропагандой их — и вот так случилось, что обличительный подход к прошлому России получил видимость исторической правды, положительно господствующей в наше время во всем мире. Давно настало время раскрыть перед самими собою и перед миром подлинное лицо России.
Эта благородная задача и вдохновляет Общество наше, ибо оно убеждено, что в этом есть назначение всех русских, оказавшихся вне России, и это есть единственный путь сознания своих ошибок и обнаружения того пути, на котором мы можем помочь восстановлению Родины — России»32.
Общество «Беседа» в Филадельфии объединило в своей многопрофильной деятельности несколько групп эмигрантской интеллигенции. Представители научной, инженерно-технической, художественной, военной интеллигенции в период 1950—70-х годов интегрировали результат своих многолетних трудов в Российской империи (или СССР), в эмиграции, в лагерях перемещенных лиц стран Европы и на территории Соединенных Штатов. По своему составу интеллигенция, объединившаяся в рядах просветительской и благотворительной
организации, относилась к двум крупнейшим эмигрантским потокам: послереволюционной и послевоенной «волнам».
Периодизация работы общества «Беседа» была такова, что в его рядах в 1950—60-е годы наблюдался численный баланс послереволюционной и послевоенной эмиграции. В 1970-е годы интеллигенция послевоенной «волны» преобладала в руководящих органах и в деятельности общества.
Феномен общества «Беседа» заключался в некоем универсальном характере этой организации. Общество с момента создания отказалось быть узкопрофессиональной организацией, в которую входили бы исключительно деятели культуры, военные специалисты или инженерно-технические работники. Такие объединения уже существовали на территории США и Канады: СБОНР, НТС, Общество русских инженеров, Общество им. А. С. Пушкина, различные братства и пр. Общество «Беседа» поставило цель объединить усилия самых различных слоев эмигрантской интеллигенции.
Объединение эмигрантской интеллигенции в северовосточных штатах США, в свою очередь, должно было решить следующие задачи:
1. Сплотить российскую интеллигенцию как творческую группу и социальную страту.
2. Привлечь внимание российской эмиграции, но главным образом, американской (англоязычной) общественности к великой русской культуре, к богатому историческому наследию России на всех этапах ее развития.
3. Найти и реализовать адекватные формы передачи накопленных знаний и национально-культурных ценностей детям и молодежи, молодому поколению российской эмиграции.
В процессе решения вышеназванных задач общество «Беседа» накопило значительный объем знаний об исторической России и передало эти уникальные знания в форме лекций, выставок, концертов, театральных и кино постановок, книжных ярмарок подрастающему поколению американцев российского происхождения. В условиях формирующегося «плавильного котла» различных этнических групп США передача знаний о России оказалась своеобразной
формой восприятия и отношения эмигрантской интеллигенции к довольно жесткой американской действительности.
Решение поставленных задач позволило обществу «Беседа» накопить богатый и неповторимый опыт общественнополитических дискуссий, выражения русского национального самосознания. Несмотря на разницу в политических взглядах — консервативные, монархические, либеральные умонастроения — интеллигенция сумела подняться над симпатиями к конкретным партиям и их лидерам. Она сумела найти идейную, в определенной мере ценностную, платформу единства эмигрантского сообщества. В основе такого единства находилось категоричное неприятие советской действительности и роли КПСС и стремление построить новую Россию, которая бы в максимальной степени учитывала историческое наследие, достижения православной культуры и православные идеалы.
Особое место в решении задач общества занимала благотворительная деятельность. Она была крайне важной в ситуации 1950-х годов, когда эмигрантское сообщество и особенно эмигранты-интеллектуалы боролись за выживание в прямом смысле этого слова. Однако благотворительная работа имела большое значение и в последующие, 1960—70-е годы, когда эмигрантская интеллигенция переживала процессы естественного старения. В таком положении финансовая поддержка одиноких и неодиноких пенсионеров (писателей, художников, офицеров, инженеров, духовенства, монашествующих) была не менее ценной. Благотворительность общества «Беседа» адресовалась также русским учебным заведениям, церковным приходам и монастырям в США, Канаде, Германии, других странах. Значение благотворительной работы имело еще и высокую нравственную ценность, поскольку эти усилия передавали евангельский дух русского национального самосознания и русской культуры.
В связи с вышеизложенным представляется особенно актуальным изучение и применение опыта деятельности общества «Беседа» и других аналогичных организаций в странах русской эмиграции в интересах объединения Русского мира и российской интеллигенции.
Примечания
1 Письмо А. Д. Шиленка А. А. Корнилову // Исход. 2002. № 1877.
26 янв.
2
Письмо А. Д. Шиленка А.А. Корнилову // Исход. 2001. № 1753.
23 марта.
3
Шиленок С. Памяти Б. К. Сементовского // Архив А. Д. Шиленка ; Русский Корпус на Балканах (1941—1945) : сб. воспоминаний и док. / под ред. Н. Н. Протопопова, И. Б. Иванова. СПб., 1999. С. 429.
4
Протокол № 1 Годового общего собрания Общества «Беседа» 24 января 1954 года : машинописная рукопись // Архив А. Д. Шиленка.
Протокол № 2 Общаго Собрания Русскаго Просветительнаго Общества «Беседа» в Филадельфии, 23 января 1955 г. : машинописная рукопись // Там же.
Русское Просветительное Общество «Беседа» в Филадельфии. Секретариат : машинописная рукопись // Там же.
7
Александров Е. А. Русские в Северной Америке : биограф. слов. / под ред. К. М. Александрова, А. В. Терещука. Хэмден ; Сан-Франциско ; СПб., 2005. С. 449.
8
Митрофан Зноско, прот. Памяти Николая Дмитриевича Тальберга : (к 10-летию со дня кончины 29 мая 1967 г. — 1977 г.) // Православная Русь. 1977. № 9. С. 10—11 ; Корнилов А. А. На реках австрийских : духовенство лагерей перемещенных лиц Парш и Келлерберг (1945— 1952 гг.). Н. Новгород, 2006. С. 29—34 ; Общество «Беседа» в
Филадельфии : доклад, посвящ. памяти Н. Д. Тальберга //
Православная Русь. 1969. № 5. С. 14.
9
Русское Просветительное Общество «Беседа» : протокол
Информационного Собрания при «Чашке чая» от 27 июня 1954 г. : машинописная рукопись // Архив А. Д. Шиленка.
Александров Е. А. Указ. соч. С. 110.
11 Там же. С. 25.
12
Русское Просветительное Общество «Беседа» в Филадельфии. Секретариат.
Русское Просветительное и Благотворительное Общество «Беседа» в Филадельфии, ПА. Протокол № 6 Общаго Годового Отчетнаго и
Выборнаго собрания, расширенного 21 июля 1957 г. : машинописная рукопись // Архив А. Д. Шиленка.
Обратим внимание на правописание слов «общаго», «отчетнаго», «выборнаго». Это дореформенное правописание, которым пользовалось старшее поколение эмигрантов, покинувших Россию после революции 1917 г., в отличие от послевоенных эмигрантов, покинувших СССР в связи со Второй мировой войной. Добавим, что в большинстве протоколов все-таки используется послереформенное, советское правописание. К сожалению, в распоряжении авторов не оказалось уставных документов, хотя в архивной коллекции есть протоколы собраний общества, на которых обсуждались поправки к Уставу.
14
Отчеты Казначея. Орг. Секретаря на Выборном Годовом Общем Собрании 1959 г. 11 октября. Помещение церковного дома : отчет за 1957—1959 гг. : машинописная рукопись // Архив А. Д. Шиленка.
Протокол № 9 расширенного Общего Собрания 26 февраля 1961 г. // Там же.
Приложение к Протоколу № 9 расширенного Общего Собрания 26-го февраля 1961 г. : машинописная рукопись // Там же.
17
Протокол № 11 Общего Собрания Русского Просветительского и Благотворительного Общества «Беседа» в Филадельфии в связи с 10-летием от основания Общества, 1953—1963 гг., состоявшегося в воскресенье 24 февраля 1963 года : машинописная рукопись // Там же.
18
Отчетный список докладов Общества «Беседа» за 10-летие 1953— 1963 гг. в Филадельфии : машинописная рукопись // Там же.
19
Протокол № 11 Общего Собрания Русского Просветительского и Благотворительного Общества «Беседа»...
20
10-летие Русского Общества «Беседа» в Филадельфии. Благотворительная деятельность Общества на просветительные цели в Европе. Перечень денежных сумм, вырученных Обществом от Рождественских Елок, спектаклей, вечеров, лотерей, концертов и т. п. за время с июня 1956 г. до конца декабря 1962 г. : машинописная рукопись // Архив А. Д. Шиленка.
Приходно-расходный отчет Общества «Беседа» от января до октября 1968 года : машинописная рукопись // Там же.
Александров Е. А. Указ. соч. С. 337.
23
Отчетное собрание общества «Беседа» за период 1965—1968 годов, состоявшееся 13 октября 1968 г. под председательством С. Е. Люблинского : машинописная рукопись // Архив А. Д. Шиленка.
24
Филадельфия. Школьный акт : ксерокопия газеты «Россия». Б. г. // Архив А. Д. Шиленка.
25
Igor I. Sikorsky, 1889—1972 // Nationalities Service Center of Philadelphia. NSC News. 1973. Winter. P. 3.
Беседа — к познанию России // Беседа : бюл. рус. культ.-просвет. о-ва «Беседа». 1980. № 8. Сентябрь. С. 17.
27
Шиленок С. Вместо некролога // Беседа. 1982. № 12. Апрель. С. 19.
28
Беседа. 1982. № 12. Апрель. С. 18.
29
Беседа. 1981. № 9. Январь. С. 18.
30
Наша страна. Буэнос-Айрес, 2006. № 2794. 22 апр.
31
Полчанинов Р. 80-летний юбилей Алексея Дмитриевича Шиленка // Православная Русь : церковно-обществ. орган Русской Православной Церкви Заграницей. 2002. № 24. С. 8 ; Александров Е. А. Указ. соч.
С. 572—573.
32
Беседа. 1981. № 9. Январь. С. 20.