DOI: 10.46725/IW.2020.3.7
А. А. Корнилов
ПЕДАГОГ С. Н. БОГОЛЮБОВ И ЕГО ЗАМЕТКИ
О РАБОТЕ ПРИХОДСКИХ ШКОЛ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ В ШТАТАХ НЬЮ-ЙОРК И ПЕНСИЛЬВАНИЯ (1962—1968 гг.)
Введение
Семён Николаевич Боголюбов (1889—1971) относится к плеяде русской эмигрантской интеллигенции зарубежья, которая после Второй мировой войны трудилась на педагогическом поприще в Германии и США. Имя С. Н. Боголюбова в истории интеллигенции русского зарубежья стоит в одном ряду с именами выдающихся ученых и вузовских профессоров. К таковым относятся: куратор Бахметьевского архива при Колумбийском университете Л. Ф. Магеровский, преподаватель кадетских корпусов в эмиграции, директор гимназии перемещенных лиц генерал А. Г. Попов, историки С. Г. Пушкарев и Е. И. Комаревич, психолог, философ и богослов И. П. Четвериков, философ Р. Н. Редлих, правоведы и юристы-практики Н. Д. Тальберг и Н. Ф. Фабрициус и другие.
Педагогическое творчество С. Н. Боголюбова, его идеи и учебно-воспитательные практики до сих пор не стали предметом изучения российских и тем более зарубежных ученых, пробующих осознать в научных категориях феномен русского зарубежья во всем историческом континууме последнего. В связи с вышесказанным представляется актуальной последовательная, систематическая работа по анализу многогранной деятельности
© Корнилов А. А., 2020
Корнилов Александр Алексеевич — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и локальной истории, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, [email protected] (Dr. Sc. (History), Professor, Head of the Department of Regional Studies of Foreign Countries and Local History, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod).
российской интеллигенции, оказавшейся после революции 1917 г., Гражданской войны и Второй мировой войны за пределами СССР (России). Ярким представителем педагогической интеллигенции выступает Семён Николаевич Боголюбов, посвятивший свою жизнь преподаванию географии, природоведения, сохранению православной идентичности в сознании зарубежной молодежи, организации православных учебных заведений в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (Югославии), послевоенной Германии и в США.
Цель и задачи исследования
Цель статьи — поиск и выявление учебно-воспитательных методов и организационного подхода С. Н. Боголюбова к развитию приходских школ Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Для достижения поставленной цели автор рассматривал труды известного педагога русского зарубежья через конкретное направление его работы, а именно инспекционные поездки в приходские школы штатов Пенсильвания и Нью-Йорк. Изучение его визитов в школы в период 1962—1968 гг. позволяет очень предметно взглянуть на педагогический подход этого русского просветителя не только к передаче полезных знаний. Делая так, мы можем понять и подход к воспитанию православности, русскости — необходимых, с точки зрения С. Н. Боголюбова и стоявшего за ним священноначалия РПЦЗ, элементов русской идентичности.
Период 1962—1968 гг. также выбран автором неслучайно. Именно в эти годы С. Н. Боголюбов очень активно публиковал свои заметки, наблюдения и репортажи о посещениях приходских учебных заведений, о развитии дела просвещения в зарубежье на страницах журнала «Православная Русь», который с 1947 г. издается в типографии Свято-Троицкого монастыря, расположенного недалеко от деревни Джорданвилль в штате Нью-Йорк. Внимательное прочтение этих текстов позволило автору напрямую познакомиться с мировоззрением С. Н. Боголюбова и его концептуальным видением того, зачем вообще нужна приходская школа в инославном, многоконфессиональном окружении на территории Соединенных Штатов Америки и какую миссию она несет.
Педагогическая деятельность С. Н. Боголюбова
до переезда в США
Биография С. Н. Боголюбова начиналась как биография ученого-естествоиспытателя. Окончив Хабаровский графа Муравьева кадетский корпус, он вдруг решительно увлекся изучением природы, возможно, потому, что его отец служил лесничим в Уссурийском крае и он сам всегда любил все, что связано с природой. На Санкт-Петербургских сельскохозяйственных курсах С. Н. Боголюбов получил образование и диплом агронома-энтомолога. Подававший надежды выпускник был командирован в Туркестан для исследования методов борьбы с насекомыми — вредителями урожая хлопка. Методы С. Н. Боголюбова оказались настолько успешными, что он должен был ехать в США для продолжения исследований. Поездке помешала Первая мировая война. Агроном участвовал в боевых действиях, дослужился до чина поручика артиллерии, затем сражался в рядах Добровольческой армии. С приездом в Югославию С. Н. Боголюбов начал преподавать; в основном его преподавание проходило в г. Белая Церковь в стенах 1-го Русского великого князя Константина кадетского корпуса. Период же 1946—1951 гг. — это время преподавания в православной гимназии г. Регенсбург для детей перемещенных лиц, или ДиПи (displaced persons), затем в гимназии г. Ингольштадт1.
Видимо, в эти годы сложились основные принципы и методы педагогической работы С. Н. Боголюбова. Ученики Регенс-бургской православной гимназии им. А. С. Пушкина вспоминали: «Семён Николаевич был среднего роста и красив собой. У него были светлые волосы, голубые глаза, розовые щеки... Говорил он красиво и очень интересно рассказывал. В обращении он был ласков, и у него была хорошая дисциплина. Мы его уважали и не дрожали перед ним так, как перед другими, даже когда он вызывал к доске. Держал он недолго и не засыпал трудными вопросами, а зачастую подсказывал. У него была тонкая натура, и он
" 2 знал, как подойти к каждому из нас» .
Мировоззрение С. Н. Боголюбова, его общественно-церковные взгляды следует оценить как достаточно ортодоксальные, консервативные. Для него не было лучше страны, чем Россия,
которую он называл «Святая Русь», и не было лучше веры, чем православная. Все уроки он непременно начинал с молитвы, которую читали сами дети, или молитв, порой занимавших большую часть самого урока. Некоторые родители учеников критиковали его, как они выражались, за «шовинизм», но признавали качество знаний в области природоведения и географии, которые Боголюбов преподавал. Регенсбургский учитель, ставший затем директором гимназии, старался всесторонне развивать детей: проводил внеклассные беседы, водил на экскурсии, приглашал артистов и докладчиков в школу, водил на показ научных фильмов, устраивал школьные концерты, поощрял участие детей в спектаклях наравне со взрослыми, поддерживал посещение театра. Директор гимназии прекрасно танцевал и увлекал учеников проведением танцевальных вечеров3. И все это происходило в условиях послевоенной Германии с разрушенной экономикой, подорванной социальной системой, финансовыми проблемами.
Американский период учебно-просветительской
деятельности
Переезд семьи С. Н. Боголюбова в Соединенные Штаты состоялся в 1951 г. Вначале преподаватель работал в ночную смену на спичечной фабрике, но не оставлял своих педагогических интересов. Он писал статьи в церковную и общественную прессу русской эмиграции, непосредственно участвовал в создании и работе Свято-Владимирских кружков русской православной зарубежной молодежи.
Согласно Уставу организации, Кружки ставили задачи:
1) оцерковления личной жизни и укрепления в верности заветам святого Владимира и идеалам святой Руси;
2) религиозно-просветительской и культурно-национальной деятельности среди русской молодежи за рубежом;
3) укрепления русской эмиграции в сознательной принадлежности к Церкви, поддержания и хранения в ней русского
4
национального самосознания .
По характеру своей деятельности Свято-Владимирские кружки напоминают формы работы современных российских молодежных организаций и движений РПЦ Московского патриархата.
Зарубежная православная молодежь, так же как российская молодежь 2000-х гг., оказывала помощь в проведении богослужений РПЦЗ (чтение и пение на клиросе, алтарные послушания), заботе о благолепии храмовых зданий, организации паломнических поездок, помогала настоятелям в развитии приходских школ. «Вла-димирцы» принимали активное участие в проведении общественных мероприятий эмиграции, которые традиционно проходили по благословению и при участии иерархов Церкви. Принципиальная разница, однако, состоит в том, что в современной России церковной деятельности ничто не препятствует, напротив, она встречает помощь со стороны власти, тогда как на территории США русской эмиграции приходилось бороться за сохранение русского языка, русской культуры, русского православного образа жизни. Окружающее американское общество в лучшем случае равнодушно взирало на деятельность организаций, подобных РПЦЗ. В то же время американская реальность требовала от русских семей обязательного знания английского языка и использования только его, интеграции эмигрантов и их детей в жизнь общества по законам потребления. Если взрослые люди могли как-то противостоять американскому образу жизни, конечно, только те, кто желали сохранить православную русскую идентичность, то родившиеся в США дети были обречены на постоянную борьбу за нее.
Отношение епископата РПЦЗ к работе С. Н. Боголюбова в Кружках в целом было позитивным. Дискуссии Архиерейского собора РПЦЗ 1959 г., однако, показали, что у архиереев Церкви имелись и критические замечания. Епископ Флоридский Никон (Рклицкий), позднее архиепископ Вашингтонский и Флоридский, полагал, что С. Н. Боголюбов был очень ценным сотрудником сообщества Кружков молодежи: «Он прекрасный человек и очень хороший работник, но не мог направить Св.-Владимирские Кружки по чисто церковному руслу, придавая им характер светских организаций». В свою очередь, Епископ Сиракузский Авер-кий (Таушев), известный проповедник и автор курса лекций по литургике, отмечал на соборном заседании, что Епископ Никон смягчил характеристику С. Н. Боголюбова: «Он действительно очень хороший и верный, но у него преобладает дух увеселений
для молодежи, о предоставлении которых он даже хотел упоминания в уставе (Свято-Владимирских кружков. — А. К.)»5.
В 1960 г. Собор епископов РПЦЗ образовал при Архиерейском синоде Учебно-просветительный совет6 (обратим внимание на правописание прилагательного: в современной России пишут и говорят «просветительский», в русском зарубежье употребляют «просветительный»).
Совету поручалось общее наблюдение за деятельностью церковных школ, координация миссионерско-просветительской работы во всем зарубежье. На должность делопроизводителя Учебно-просветительного совета был приглашен С. Н. Боголюбов, как видный церковно-общественный деятель и педагог с большим опытом. Председателем Совета, располагавшегося в Нью-Йорке, был назначен архиепископ Вашингтонский и Флоридский Никон (Рклицкий)7.
Инспекционные визиты в приходские школы РПЦЗ
и их результаты
Приступив к исполнению обязанностей, С. Н. Боголюбов по благословению священноначалия предпринял ряд инспекционных поездок по приходским школам северо-востока США. Печатный орган Свято-Троицкого мужского монастыря РПЦЗ в Джорданвилле — журнал «Православная Русь» печатал репортажи о поездках, из которых можно сделать вывод, что в период с 1962 по 1968 г. делопроизводитель посетил церковные школы в штатах Пенсильвания, Нью-Йорк, Нью-Джерси и г. Вашингтон (федеральный округ Колумбия).
Необходимо отметить, что по окончании каждой поездки С. Н. Боголюбов составлял отчет, основное содержание которого направлял в редакцию журнала «Православная Русь» для публикации. Педагог, безусловно, намеренно просил печатать подготовленные тексты репортажей в монастырском журнале. «Православная Русь» в течение длительного периода, 1950—1980-е гг., оставалась для эмиграции единственным источником церковных новостей, средством массовой информации и воспитания. На журнал подписывались все зарубежные приходы и немало частных лиц — эмигрантов. Именно благодаря этому изданию
учителя приходских школ, родители учащихся, приходское д у-ховенство и епископат РПЦЗ могли узнавать свежие новости о развитии учебного процесса, о направлениях нравственного воспитания детей и молодежи на приходах в разных странах мира. Репортажи С. Н. Боголюбова давали возможность церковному сообществу применять опубликованные рекомендации и адаптировать их к реалиям своей приходской жизни, будь то приходы Сан-Франциско, Мюнхена, Тегерана, Бейрута или Буэнос-Айреса.
Приходская школа в Ново-Дивеевском монастыре. Директором этой школы была Елизавета Васильевна Дергач, имевшая высшее педагогическое образование. Она вела уроки русского языка, соединяя их с рассказами о истории Отечества. С. Н. Боголюбов, наблюдая за уроками, отметил использование рисунков, фотографий, цветных репродукций — все это было «отлично систематизировано по областям нашей родной страны». Инспектор просмотрел альбомы Дальнего Востока, Сибири, Крыма, Кавказа, Туркестана (так он называл Среднюю Азию) и Центральной России. «Для школы это клад, — подчеркивал С. Н. Боголюбов. — Зрительные впечатления лучше и глубже воспринимаются, чем слуховые. Родные образы надолго останутся в чутких душах детей. <.. .> Как бы хорошо иметь такие иллюстрированные альбомы в каждой приходской школе Зарубежья! Очень важно иметь иллюстрированный курс по Родиноведению» (такой термин использовал С. Н. Боголюбов и его коллеги. — А. К.). В ответах учеников инспектор увидел участие родителей, а не только мастерство преподавателя. К сожалению, указывал он, помощь семьи — «не общее явление»8.
Е. В. Дергач скончалась в 1968 г., через 6 лет после посещения школы С. Н. Боголюбовым. Он сильно переживал по этому поводу и посвятил почившему педагогу-энтузиасту некролог в «Православной Руси» под названием «Тяжелая утрата». Имевшая высшее образование педагога, многолетний стаж учительства, отмечал С. Н. Боголюбов в некрологе, Е. В. Дергач «вся отдавалась школьному делу», делала подарки детям — детскую книгу,
9
а ученикам старших классов — книгу русских классиков . В условиях острой нехватки литературы на русском языке, это действительно были ценные подарки.
Преподавание Закона Божьего вела монахиня Мария, владевшая и английским языком. Там, где дети еще затруднялись понимать русские слова, учитель поддерживала объяснение материала английской речью. Такой индивидуальный подход в особенности требовался в изучении молитв, которые в храме произносятся на церковнославянском языке. В преподавании Закона Божьего, истории Ветхого и Нового Заветов за основу был взят учебник протоиерея Серафима Слободского. В младшей, средней и старшей группах уроки сопровождались беседами по случаю двунадесятых праздников.
Положительно оценивая работу приходской школы в Новом Дивееве, С. Н. Боголюбов привел статистику. В школе всего обучался 31 человек, 13 учеников и 18 учениц от 6 до 16 лет. В распоряжении преподавателей имелись Букварь, «Родная речь», «Родное слово», «Краткая русская история» К. Воскресенского, «География России». Над благодатной школьной атмосферой, по мнению С. Н. Боголюбова, была видна заботливая рука строителя Ново-Дивеевской обители — протопресвитера Адриана Рымаренко10.
Наякская школа. Недалеко от Ново-Дивеевского монастыря расположен городок Наяк, где усилиями протоиерея Серафима Слободского, известного в Российской Федерации автора учебника для православных учебных заведений «Закон Божий», в 1950-х гг. был устроен приход «Покрова Пресвятой Богородицы». В сопровождении о. Серафима представитель Учебно-просветительного совета посетил уроки приходской школы, которая располагалась в нижнем этаже, под храмом. Состав школы включал: детский сад, 5 классов и самый большой старший класс, в котором было 22 учащихся. Всего же в 1962 г. насчитывалось 70 учащихся, 8 педагогов. С. Н. Боголюбов посетил уроки русской литературы и русской истории, которые проводила секретарь школы С. С. Куломзина. Ученики показали хорошие знания, отвечали на вопросы, развивающие самостоятельное мышление. «Много труда надо, чтобы добиться общего внимания детей... нельзя никого выпускать из своих рук ни на минуту. Иначе отвлекутся, рассеятся», — писал о своих впечатлениях С. Н. Боголюбов и отмечал, что главную роль здесь играет знание души ребенка.
Важное наблюдение сделано об уроке пения, который был соединен с детскими играми. Дети любят движение, писал С. Н. Боголюбов, любят подражать учителю, если им это интересно11.
Школы в Филадельфии. В 1964 г. С. Н. Боголюбов инспектировал две школы г. Филадельфия. В этом городе после Второй мировой войны сложилось два прихода. Приход в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» был устроен преимущественно эмигрантами послевоенной волны, среди которых было много беженцев из Советского Союза. Настоятелем служил энергичный о. Евгений Лызлов, человек незаурядных познаний в различных областях литературы, искусства, истории12. Приход святого князя Владимира составляли в основном представители первой, послереволюционной волны эмиграции.
Заведующим школой Всехскорбященского прихода был историк Евгений Игнатович Комаревич, имевший за плечами опыт преподавания в гимназии лагеря перемещенных лиц Шляйсгайм (Бавария). Особенностью учебного процесса там тогда было разделение младшего класса учеников на три группы: первая знакомилась с начертанием букв, вторая упражнялась переписыванием с книги, а третья писала диктанты. Преподаватель русского языка и литературы М. К. Василевский обозначил С. Н. Боголюбову проблему: ученикам не хватало пособия по письму. С. Н. Боголюбов рекомендовал учебник начальной грамматики, изданный синодальной школой РПЦЗ по книге В. Флерова «Наглядные уроки письма» для первого и второго года обучения.
При посещении книжного приходского киоска инспектор увидел висевшее на стене предрождественское обращение к русским людям: «Не забудьте, лучший подарок к празднику Рождества Христова — хорошая русская книга». Семен Николаевич передал для учеников старшего класса брошюры о святом князе Александре Невском, написанные бывшим директором гимназии в Регенсбурге генералом А. Г. Поповым13.
К сожалению, в 1968 г. во время очередного визита на приход «Всех Скорбящих Радость» С. Н. Боголюбов обнаружил, что приходская библиотека, содержавшая прекрасный набор книг, не имела библиотекаря, вопрос заключался в том, кто бы мог согласиться выполнять обязанности библиотекаря. В то же время на приходе святого Владимира наметились благоприятные тенденции.
Например, А. Д. Шиленок использовал в своей приходской школе на уроках отечествоведения современные, для 1968 г. конечно, «технические приборы: экран, граммофон, пластинки, звуковую ленту». Это придавало особый интерес уроку, отмечал С. Н. Боголюбов, захватывало всех14.
Школа Свято-Владимирского прихода была отмечена С. Н. Боголюбовым за высокопрофессиональное преподавание предмета «Родиноведение» (синоним предмета «Отечествоведе-ние»). Уроки Родиноведения настолько привлекли внимание местных калмыков — представителей второй волны эмиграции, что они, этнические буддисты, решили отдать своих детей в православную приходскую школу. Калмыцкая диаспора в США — малоизученный культурно-исторический феномен, она была довольно заметной среди категории «Russians» и состояла из беженцев или политических эмигрантов, решивших после Второй мировой войны остаться в Западной Европе, а на рубеже 1940— 1950-х гг. в значительном количестве переселившихся в США.
Важную роль в жизни школы играл ее заведующий (мы бы в России сказали «директор школы») Алексей Дмитриевич Ши-ленок, искренне болевший за дело обучения и воспитания детей в духе русского православного самосознания. О большой культурно-просветительской работе этого человека рассказывала опубликованная в журнале «Интеллигенция и мир» в 2012 г. статья, посвященная обществу «Беседа»15.
Инспектору запомнился урок истории в седьмом, старшем классе. «Открываю дверь, — сообщал С. Н. Боголюбов в своем репортаже. — Передо мной не класс, а большая аудитория. То старший, 7-ой класс. Вижу большую группу калмыцких девушек и группу родителей. Заведующий школой А. Д. Шиленок показывает на экране цветные снимки современной Москвы и дает краткие объяснения. Снимки эти сделал какой-то американский турист. Второй урок: А. Д. Шиленок говорит о природе России и свой рассказ иллюстрирует прекрасными снимками из альбома "Природа нашей Родины"».
Школа прихода святого Владимира привлекла внимание синодального инспектора еще и правильным, с его точки зрения, подходом к патриотическому воспитанию младших школьников.
В комнате младшего класса у образа св. Владимира всегда горела лампадка, в том же углу стоял русский национальный флаг. «Я уже говорил, — писал С. Н. Боголюбов в «Православную Русь», — и еще раз подчеркиваю: это чрезвычайно важно для воспитания наших детей».
Инспектор отметил также необходимость создания в одном или в обоих приходах Филадельфии азбучного класса и русского детского сада, поскольку местная русская колония имела немало детей дошкольного возраста16.
Выводы
Поездки С. Н. Боголюбова оставили ценные исторические сведения о развитии приходских школ РПЦЗ в штатах Нью-Йорк и Пенсильвания. Эти школы развивались во многом благодаря деятельности настоятеля и приходского духовенства (о. Серафим Слободской, о. Адриан Рымаренко, о. Евгений Лызлов, о. Иосиф Гринкевич, о. Иоанн Легкий и другие), а также энтузиастов-учителей (С. С. Куломзина, А. Д. Шиленок, Е. И. Комаревич, Е. В. Дергач, М. К. Василевский).
Школы церковных приходов ставили целью воспитание учащихся в духе русской культуры, православного мировоззрения, на основе гуманистических ценностей русской классической литературы. Педагоги активно использовали комбинацию русского и английского как языков общения и обучения, применяли современные для периода 1960-х гг. средства обучения: магнитофон, показ слайдов на экране, тематические альбомы. Большое значение придавалось практическому участию и помощи учащихся в проведении церковных богослужений. Воцерковление молодежи, жившей в индустриальном обществе США, оставалось приоритетом работы педагогов приходских школ. Вероятно, многие учителя трезво, реалистично смотрели на происходящее вокруг: дети взрослели и уходили в мир постхристианских или в лучшем случае общечеловеческих ценностей, где мерой был не Христос, а человек, не помышлявший «распять плоть свою со страстьми и похотьми». Тем не менее преподаватели на приходах продолжали делать свою работу и сеяли семена русской православной идентичности и образа жизни на ниве просвещения.
Как заметил С. Н. Боголюбов, приходские учебные заведения РПЦЗ столкнулись с целым рядом проблем, среди которых наиболее очевидными стали: отсутствие иллюстративного материала, прежде всего фонда фотографических материалов о России, недостаточная обеспеченность русской классической литературой и учебными пособиями, нехватка технических средств обучения (магнитофон, проигрыватель грампластинок, слайдовый фонд и проектор с экраном).
Результаты своих посещений С. Н. Боголюбов доводил до сведения Архиерейского синода РПЦЗ, стремясь улучшить качество приходского образования. Синод высоко оценил усилия педагога-мирянина и в 1968 г. отметил 50 лет учебно-просветительской деятельности С. Н. Боголюбова. 10 марта 1968 г. он был награжден «Граматой» (в письменной речи Русской зарубежной церкви до сих пор используется написание «грамата») Архиерейского собора РПЦЗ — не Архиерейского синода, не епархиального архиерея, а Собора, что по рангу выше. Грамота была оглашена в Синодальном соборе иконы Божией Матери «Знамение» в Нью-Йорке после литургии. Текст, в частности, гласил: «Собор епископов Русской Православной Церкви Заграницей по случаю исполняющегося 50-летия Вашей учебно-просветительной деятельности призывает на Вас Божие благословение и выражает Вам благодарность за Ваши ревностные труды в деле церковного и национального просвещения русской молодежи. С 1951 года Вы трудитесь в Соединенных Штатах как руководитель учебно-просветительного дела в церковных школах при русских православных приходах. Во свидетельство сего дана сия Грамата 24 мая 1967 г. в Нью-Йорке Соединенных Штатов Северной Америки. Председатель Архиерейского Собора Митрополит Филарет. Члены Собора (подписи архиереев)».
Вручая «Грамату», митрополит Филарет (Вознесенский) преподал благословение С. Н. Боголюбову, а епархиальный архиерей архиепископ Вашингтонский и Флоридский Никон призвал учащихся церковных школ и родителей, которые молитвенно стояли в храме, содействовать С. Н. Боголюбову в его ответственной работе17.
С. Н. Боголюбов скончался 6/19 августа (праздник Преображения Господня) 1971 г. в Нью-Йорке на 83-м году жизни.
Проводить почетного педагога в «путь всея земли» в Ново-Дивеевский монастырь приехали десятки его учеников и выпускников школ. Показательно, сколько архиереев прибыло в монастырь на погребение. Заупокойную литургию совершил архиепископ Никон (Рклицкий), с которым С. Н. Боголюбов работал много лет. Отпевание в сослужении духовенства совершили: пер-воиерарх РПЦЗ митрополит Филарет, владыка Никон и епископ Лавр (Шкурла), будущий «архитектор» канонического воссоединения РПЦЗ и РПЦ МП в 2007 г. епископ Рокландский. Викарный архиерей Андрей (Рымаренко) предал тело земле, а духовник покойного протоиерей Петр Мочарский сказал прощальное слово
0 духовных качествах С. Н. Боголюбова18.
Учебные и просветительские труды С. Н. Боголюбова были направлены на то, чтобы сохранить и укрепить у русской молодежи в эмиграции уважение к отечественной культуре, любовь к Родине, в каком бы положении она ни находилась. Смысл педагогического метода С. Н. Боголюбова, по свидетельству современников, состоял в том, что педагог должен обогащать своих учащихся познаниями и идеалами и воздействовать на них через совместную с ними духовную жизнь и через любовь к ним. Система наказаний и принуждения была для него скорее вынужденной мерой, некой корректировкой и лечебным средством для защиты ученика. Педагог не замыкался в апробированных учительских подходах, он был открыт к внедрению современных технических средств и приборов в учебный процесс. Однако в центр обучения, воспитания и просвещения С. Н. Боголюбов все же ставил ценности православия, гуманизм русской классической литературы, сохранение на чужбине основ русского образа жизни.
Примечания
1 Александров Е. А. Русские в Северной Америке: биографический словарь / под ред. К. М. Александрова, А. В. Терещука. Хэмден; Сан-Франциско; СПб., 2005. С. 65.
2 Аристова А. Что сохранила память: воспоминания о жизни в Германии 1945—1949 гг. Сан-Франциско, 2004. С. 64—65.
3 Там же. С. 73—77.
4 Устав организации Свято-Владимирских Кружков Русской Православной Зарубежной Молодежи, утвержденный определением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей 25 февраля / 9 марта 1960 г. // Православная Русь. 1960. № 7. С. 10.
5 Протокол № 11 Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей, 16/29 октября 1959 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201959%20Prot10-16.htm (дата обращения: 11.05.2020).
6 Протокол № 21 Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей, 30 октября / 12 ноября 1959 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201959%20Prot17-22.htm (дата обращения: 11.05.2020).
7 Извещение Учебно-Просветительного Совета при Архиерейском Синоде // Православная Русь. 1961. № 20. С. 10.
8 Боголюбов С. Н. Школа в Ново-Дивеевском Успенском монастыре // Там же. 1962. № 9. С. 7—8.
9 Боголюбов С. Н. Тяжелая утрата // Там же. 1968. № 19. С. 7—8.
10 Боголюбов С. Н. Школа в Ново-Дивеевском Успенском монастыре. С. 7—8.
11 Боголюбов С. Н. Наякская школа при Свято-Покровской церкви // Там же. 1962. № 9. С. 7.
12 Биографию о. Евгения см.: Корнилов А. А. «Переправимся на ту сторону...»: деятельность православного духовенства в лагере перемещенных лиц Шляйсгайм (1945—1951 гг.). Н. Новгород; Мюнхен, 2011. С. 79—84.
13 Боголюбов С. Н. Наши церковные школы // Православная Русь. 1964. № 3. С. 9.
14 Боголюбов С. Н. Наши церковные школы // Там же. 1968. № 14. С. 11.
15 Грачев С. И., Корнилов А. А. Деятельность российской эмигрантской интеллигенции в обществе «Беседа» г. Филадельфия (США) // Интеллигенция и мир. 2012. № 3.
16 Боголюбов С. Н. Наши церковные школы // Православная Русь. 1964. № 3. С. 9.
17 50-летие учебно-просветительной деятельности С. Н. Боголюбова // Там же. 1968. № 5. С. 14.
18 Семен Николаевич Боголюбов (1889—1971): некролог // Россия. Нью-Йорк, 1971. 8 сентября.